УДК 615
А. В. Мещеряков, С. П. Лёвушкин, С. Б. Бондарь
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С УЧЕТОМ ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
В статье изложены результаты эксперимента по совершенствованию процесса психофизической подготовки студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, основанной на индивидуально-типологическом подходе с учетом особенностей структуры моторики.
Введение
В настоящее время специалистами отмечается недостаточный уровень физической подготовленности студенческой молодежи [1, 2]. Рядом авторов выявлено отсутствие существенных положительных изменений функционального состояния организма в период обучения в вузе [3, 4], рост заболеваемости по мере перехода с младших курсов на старшие [4]. Наряду с изменениями социально-экономических процессов в обществе, ухудшающимися экологическими условиями, оказывающими негативное воздействие на состояние здоровья и физическое развитие населения, отмечается, что низкая физическая подготовленность студенческой молодежи является также следствием существенного отставания теории и методики физического воспитания от требований вузовской практики [5].
Особого внимания в современных условиях высшей школы требует организация и методика использования оздоровительных технологий в проведении занятий по физическому воспитанию со студентами, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья. По данным медицинского обследования, такие студенты отнесены к специальной медицинской группе (СМГ) и занимаются физической культурой по специальным учебным программам.
Организм данных студентов оказывается неприспособленным к специфическим нагрузкам, связанным с длительным пребыванием на лекциях, семинарах и лабораторных занятиях, что существенно снижает их двигательную активность. Возникающий дефицит проприоцептивных раздражений снижает способность внутренних органов и систем организма адаптировать свою реактивность к внешним раздражителям окружающей среды. Таким образом, создаются дополнительные предпосылки для повторных и сопутствующих заболеваний [6]. Практика работы с данным контингентом показывает, что количество лиц, зачисляемых в специальное медицинское отделение (СМО), постоянно растет и достигает во многих вузах более 50% от числа поступивших на первый курс.
В научно-методической литературе вопросам физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем уделяется пока еще недостаточное внимание. Содержание большинства проанализированных работ представляет собой обобщение опыта отдельных авторов или коллективов и вытекающие из этого опыта методические рекомендации. Одной из проблем авторы называют трудности при формировании учебных групп [7]. Как правило, занятия со студентами специального отделения проводятся в рамках расписания, составленного учебным управлением вуза. В связи с этим рекомендуется фор-
мировать учебные группы в первую очередь с учетом диагноза, соответственно показаниям и противопоказаниям к занятиям физическими упражнениями, а занятия проводить по различным частным методикам, принятым в ЛФК.
Другие авторы считают необходимым учитывать, главным образом, уровень физической подготовленности, определяя ее по реакции кардиорес-пираторной системы на дозированную работу, предлагают учитывать не только состояние здоровья, но и форму, стадию заболевания, физическое развитие, функциональное состояние организма и степень физической подготовленности [8].
Создается впечатление, что научно обоснованные критерии распределения студентов на медицинские группы для практических занятий не имеет четко очерченных границ. Мы полагаем, что основным критерием для направления в СМГ должен быть не только диагноз основного и сопутствующих заболеваний, но и обязательный учет степени и характера нарушения основных функций и систем организма, уровня толерантности к дозированным физическим нагрузкам.
В последнее время исследователями делаются попытки разработки технологий физического воспитания, в основе которых лежат индивидуально-типологические особенности занимающихся [9]. В контексте нашего исследования технология физической подготовки определяется как упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающих при помощи методов, приемов, средств, адекватных уровню развития основных двигательных возможностей и имеющихся отклонений в состоянии здоровья, достижение прогнозируемого и благоприятного развития основных двигательных качеств.
Важным условием успешной реализации физического воспитания с учетом индивидуального подхода служит научно обоснованное дифференцирование, предполагающее четкое разделение занимающихся по определенным признакам на типологические группы [10]. И индивидуализация, и дифференциация учебно-воспитательного процесса рассматриваются как средства реализации индивидуально-обусловленного оздоровительного процесса. Научные исследования последних лет показали, что особенности телосложения и тесно связанная с ними структура моторики являются наиболее подходящими критериями дифференциации в физическом воспитании. Данное положение особенно актуально на занятиях физической культурой у лиц, отнесенных к СМГ. В настоящее время практическая реализация обозначенной проблемы может быть успешно решена на основе использования современных информационных технологий, которые все шире начинают использоваться в области физической культуры и диагностики физического состояния, т.к. многими авторами признаются широкие и порой уникальные возможности современных компьютерных систем [10]. Так, разрабатываются и создаются пакеты компьютерных программ, позволяющих осуществлять оценку отдельных компонентов физического состояния и производить коррекцию его на основе предлагаемых в них рекомендаций по организации двигательного режима занимающихся и учитывающих при этом подход, основу которого составляет знание среднестатистических возрастно-половых нормативов.
Попытки решения задач, стоящих перед физическим воспитанием студентов специальных медицинских групп, говорят о многогранности данной
проблемы, о необходимости специальных научных исследований по вопросу совершенствования учебно-тренировочного процесса студентов СМГ. Многочисленные исследования свидетельствуют, что повысить уровень физической подготовленности студентов можно за счет:
1) научно и методически целесообразно организованной системы урочных занятий - использования оздоровительно-тренирующего эффекта воздействия физических упражнений на организм;
2) эффективного использования дополнительных внеурочных форм занятий;
3) развития комплексных психоэмоциональных и физических качеств личности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, морфофункциональных отклонений организма занимающихся;
4) внедрения научно обоснованных программно-нормативных требований;
5) совершенствования системы педагогического контроля с использованием современных компьютерных технологий.
С учетом актуальности вышеизложенной проблемы, недостаточной изученности многих ее аспектов, касающихся влияния различных двигательных режимов на состояние здоровья студентов специального медицинского отделения, было организовано и проведено данное исследование. Нами была предпринята попытка совершенствования процесса физической подготовки студентов СМГ.
Методика
С целью разработки оптимального здоровьесберегающего двигательного режима нами проведено комплексное исследование организма студентов СМГ, обучающихся на 1-3 курсах Ульяновского государственного университета. 92 студента (юноши 17-20 лет) обследовались дважды: в начале и в конце учебного года.
В физиолого-педагогическом исследовании изучались: физическое развитие и физическая подготовленность (по общепринятым методикам); состояние сердечно-сосудистой системы (методом кардиоинтервалографии, показатели артериального давления по общепринятой методике). Проводился анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР), оценивалось состояние вегетативной регуляции физиологических механизмов функций организма (при помощи аппаратно-программного комплекса «Варикард 2.51»). В работе использовались показатели спектрального (НБ, ЬБ, УЬБ, 1С) и статистического (81) анализа, характеризующие состояние вегетативного баланса, активность различных звеньев системы вегетативной регуляции, а также показатель активности регуляторных систем (ПАРС), который позволяет дать комплексную оценку адаптационных возможностей организма. Для определения типов телосложения (ТТС) использовалась методика В. Г. Штефко и А. Д. Островского (1929).
Исследуемые распределялись на четыре группы по эпигастральному углу: 1) астеноидный тип телосложения - АТТ; 2) торакальный тип телосложения - ТТТ; 3) мышечный тип телосложения - МТТ; 4) дигестивный тип телосложения - ДТТ. К первому типу отнесены 23 студента; ко второму - 28 студентов; к третьему - 22 студента; к четвертому - 19 студентов. Применена компьютерная программа, способствующая рациональной организации физической подготовке студентов (С. П. Левушкин, 2000). Занятия проходили по авторской программе с использованием системного, дифференцированно-
го подхода, учитывающего: уровень, характер и направленность патологического процесса; исходное функциональное состояние; степень адекватности дозированных оздоровительно-тренирующих физических нагрузок общему состоянию здоровья организма студентов; эффективность занятий оценивалась по разработанной оценочной таблице в баллах и т.д.
Нами была поставлена задача проверить информативность разработанного комплексного метода исследования состояния здоровья студентов СМГ и его возможность использования в практической деятельности специалистов по оздоровительной физической культуре с целью совершенствования таким образом процесса физической подготовки студентов высшей школы.
Результаты исследований
В результате антропологического обследования было выявлено существенное различие между типами телосложения студентов-юношей. При анализе антропометрических и физиометрических признаков обнаруживается следующее (таблицы 1, 2): юноши СМГ отличаются по основным антропометрическим признакам. Видно, что у студентов от курса к курсу наблюдался рост морфологических показателей: длины тела, массы тела, окружности грудной клетки (ОГК). Суммарные показатели физиометрических изменений у студентов разных типов телосложения, установленных нами на 1-3 курсах, позволили констатировать существенное различие изученных показателей физического развития у данных лиц при первичном обследовании. Наиболее существенно это проявляется у студентов АТТ и ДТТ.
Таблица 1
Основные антропометрические признаки студентов 1-3 курсов разных типов телосложения при первичном обследовании
Показатели Курс Типы телосложения Достоверность различий
астено- торакальный мышечный дигестивный АТТ- МТТ МТТ- ДТТ АТТ- ДТТ
Длина тела, см 1 177,4 ± 2,97 173,4 ± 2,28 172,7 ± 3,35 * *
2 178,3 ± 1,81 180 ± 3,85 180,2 ± 2,35
3 180,3 ± 5,5 180,6 ± 2,5 184,5 ± 6,1
Масса тела, кг 1 60,61 ± 1,75 62,3 ± 2,4 70,5 ± 5,64 *
2 61,35 ± 1,77 73,1 ± 3,28 77,18 ± 2,8 * * *
3 64,7 ± 3,9 74 ± 3,5 74,33 ± 1,5 * *
ОГК в покое, см 1 78,5 ± 0,9 86 ± 1,39 101,6 ± 12,1 * * *
2 80,5 ± 1,2 91,5 ± 2,5 95,2 ± 5,3 * *
3 82,5 ± 0,5 94,14 ± 2,3 93 ± 4,1 * *
Примечание. * - достоверность при р < 0,05.
Анализ гемодинамических показателей позволяет отметить, что студенты дигестивного типа телосложения характеризуются наиболее высокими показателями как систолического, так и диастолического АД. Наименьшие показатели САД, ПАД, Ср.АД отмечены у студентов мышечного типа (таблица 3).
Таблица 2
Основные физиометрические показатели физического развития студентов 1-3 курсов разных типов телосложения
Показатели Курс Типы телосложения Достоверность различий
астено- торакальный мышечный дигестивный АТТ- МТТ МТТ- ДТТ АТТ- ДТТ
ЖЕЛ, мл 1 3475 ± 350 3583±930 4502 ± 532 * *
2 3500 ± 120 4453 ± 540 4650 ± 380 * *
3 4042 ± 210 4880 ± 420 4731± 280 * *
Экскурсия грудной клетки, см 1 6,3 ± 3,1 7,75 ± 1,21 4,0 ± 3,5 * *
2 8,2 ± 2,6 8,3 ± 1,3 5,1 ± 2,1 * *
3 8,5 ± 0,5 9,6 ± 1,38 6,0 ± 3,1 *
Динамометрия правой кисти, кг 1 34,3 ± 2,2 39,4 ± 2,64 40,4 ± 5,4 * *
2 41,23 ± 1,2 44,0 ± 6,1 46,8 ± 4,8
3 40,0 ± 0,67 53,3 ± 5,46 48,1 + 5,4 * *
Динамометрия левой кисти, кг 1 29,7 ± 4,5 35,0 ± 3,52 39,2 ± 6,3 * *
2 32,4 ± 3,33 39,5 ± 4,5 39,03 ± 6,1 *
3 38,0 ± 0,67 44,67 ± 3,71 45,17 ± 2,5 * *
Становая сила, кг 1 110,5 ± 12,3 123,1 ± 15,2 121,4 ± 13,6 * *
2 125,3 ± 11,8 130,7 ± 14,7 128,5 ± 12,5
3 128,4 ± 10,2 135,3 ± 12,8 131 ± 9,6 *
Примечание. * - достоверность при р < 0,05.
Таблица 3
Показатели функций центральной гемодинамики студентов разных типов телосложения (независимо от курса обучения)
Исследуемые показатели Типы телосложения Достоверность различий
астено- торакальный мышечный дигестивный АТТ- МТТ МТТ- ДТТ АТТ- ДТТ
ЧСС, уд./мин 87,5 ± 2,65 76,4 ± 1,65 77,9 ± 1,7 * *
САД, мм рт.ст. 113,58 ± 2,5 106,9 ± 1,5 125,14 ± 2,2 * *
ДАД, мм рт.ст. 74,17 ± 1,54 71,43 ± 1,34 75,25 ± 1,5 *
ПАД, мм рт.ст. 26,08 ± 1,02 17,74 ± 1,05 49,89 ± 1,82 * * *
Ср.АД, мм рт.ст. 99,9 ± 1,15 77,3 ± 0,7 91,9 ± 1,8 * * *
МОК, л/мин 4,81 ± 0,17 4,72 ± 0,14 5,34 ± 0,15 * *
УОК, мл 74,21 ± 2,33 75,79 ± 0,17 76,19 ± 2,93
Индекс Кердо 15,2 ± 2,3 6,5 ± 1,1 3,4 ± 0,3 * * *
ПАРС 4 ± 1,5 3 ± 0,5 6 ± 1,7 *
Примечание. * - достоверность при р < 0,05.
Студенты астено-торакального типа занимают промежуточное положение. Для студентов астено-торакального типа телосложения характерны наиболее высокие значения ЧСС, ДАД, Ср.АД, МОК. Они достоверно отличаются от показателей ЧСС студентов других ТТС. Индекс Кердо (ИК), характеризующий вегетативное равновесие, показал сдвиг в сторону преобладания симпатического отдела автономной нервной системы, наиболее выраженный у студентов астено-торакального типа. Интегральный показатель активности
регуляторных систем (ПАРС) после исследования вариабельности сердечного ритма лучшим оказался у представителей мышечного типа телосложения.
К настоящему времени известно значительное количество наблюдений и сведений о частоте заболеваемости людей с разной морфологической, функциональной или антигенной конституцией. В нашей работе было проведено исследование внутренней взаимосвязи между типами телосложения и основными заболеваниями студентов СМГ. Установлено следующее: заболевания сердечно-сосудичстой системы присущи, как правило, торакальному и мышечно-дигестивному типам телосложения (12,5% и 10,9% соответственно от общего количества заболеваний); заболевания функций дыхательной системы чаще встречаются у представителей астеноидного типа (6,3%); нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются преимущественно у студентов торакального и астеноидного типов; представители торакального и дигестивного типов телосложения в большей степени подвержены заболеваниям желудочно-кишечного тракта; заболеваниям мочеполовой системы более всего подвержены представители торакального типа телосложения (таблица 4).
Таблица 4
Взаимосвязь между типами телосложения и основными заболеваниями студентов специальной медицинской группы
Виды заболеваний Типы телосложений Всего заболеваний % от общего числа
астеноидный, п = 12 торакальный, п = 26 мышечный, п = 11 дигестивный, п = 15
п % п % п % п %
Сердечно- сосудистая система - - 8 12,5 7 10,9 5 7,8 20 31,2
Дыхательная система 4 6,3 1 1,6 1 1,6 1 1,6 7 10,9
Опорно -двигательный аппарат 6 9,4 8 12,5 1 1,6 4 6,3 19 29,7
Желудочно- кишечный тракт 2 3,1 5 7,8 1 1,6 4 6,3 12 18,8
Мочеполовая система - - 4 6,3 1 1,6 1 1,6 6 9,4
В таблице 5 представлены основные результаты статистической обработки наиболее важных, на наш взгляд, показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР).
Под влиянием занятий физической культурой по нашей методике, включающей оздоровительные комплексы, разработанные с учетом имеющихся заболеваний, отмечаются существенные изменения показателей ВСР. Частота сердечных сокращений через месяц после начала занятий уменьшилась по сравнению с исходной на 3-5 уд./мин. Заметные изменения компонентов спектра ВСР были отмечены через 1,5-2 месяца. Они проявляются в
росте мощности дыхательных волн (ИБ) на 2,1% и мощности вазомоторных волн (ЬР) на 53%. Подобные изменения наблюдаются обычно при повышении степени тренированности. Усиление дыхательных волн можно рассматривать как активацию кардиоингибиторного центра; при этом ослабляется активность кардиостимуляторного и вазомоторного центра, что может быть обусловлено сильными рефлекторными влияниями. Эти изменения сохранились до конца учебного года.
Таблица 5
Динамика показателей ВСР студентов СМГ на разных этапах учебного процесса (независимо от типа телосложения)
Показатели Показатели ВСР Изменение
Начало учебного года Окончание учебного года Разница %
ЧСС, уд./мин 78,39 ± 4,6 72,44 ± 3,2 5,95 ± 1,3 7,6
81 122,75 ± 5,8 159,2 ± 5,6 36,5* ± 2,1 23
Мо, мс 770,25 ± 13,2 740 ± 10,3 30,25* ± 3,8 3,9
ИБ, % 562,4 ± 15,0 574,25 ± 16,7 11,85 ± 1,9 2,1
ЬБ, % 1366,7 ± 24,5 643,2 ± 11,2 723,5* ± 6,9 53
УЬБ, % 305,5 ± 12,4 408,1 ± 15,8 102,6* ± 5,3 25,1
1С 5,62 ± 0,9 3,9 ± 0,5 1,72* ± 0,4 30,6
ПАРС 5 ± 1 3 ± 1 2 40
Примечание. * - статистически значимые различия по сравнению с исходными данными прир < 0,05.
Мощность медленных волн 2-го порядка (УЬР) устойчиво повышается только в конце курса занятий. Увеличение составило 25,1%. Это указывает на активацию подкорковых центров, на преобладание активности кардиостиму-ляторного центра. Амплитуда УЬБ тесно связана с психоэмоциональным напряжением. Снижение уровня функционирования сердечно-сосудистой системы (Мо) на 3,9% указывает на усиление центральной регуляции.
Уменьшение индекса централизации (1С) на 30,6% в конце эксперимента, которое проявляется уже в первые две недели, по сравнению с исходным уровнем характеризует степень управления ритмом сердца.
Стресс-индекс (81), показывающий степень преобладания активности центральных механизмов регуляции над автономными, значительно увеличился. ПАРС устойчиво снижается к концу курса обучения.
Нами рассматривались относительные изменения показателей ВСР после курса занятий. Из этих данных следует, что под влиянием регулярных занятий с оздоровительной направленностью происходит резкое усиление суммарной активности регуляции. Отмечается достоверное снижение частоты пульса на фоне смещения вегетативного баланса в сторону усиления активности ее парасимпатического звена и ослабления активности симпатического. Подобную реакцию можно объяснить наличием гормональных влияний на энергетические и метаболические процессы в организме, которые требуют повышенной активности сердечно-сосудистой системы, осуществляющей транспорт кислорода и питательных веществ.
При рассмотрении показателей ВСР у студентов СМГ в зависимости от ТТС (таблица 6) можно отметить следующие характеристики. Показатель
среднего квадратичного отклонения (СКО) позволяет наиболее просто оценить вариабельность сердечного ритма. Нормальное значение СКО находится в пределах 40-80 мс. У большинства студентов СМГ всех типов телосложения этот показатель соответствует норме.
Показатель активности парасимпатического звена вегетативной регуляции (RMSSD) позволил нам оперировать значениями, показывающими преобладание автономного контура регуляции. Исходя из известных литературных данных [22], беря за норму RMSSD 20-50 мс, мы отмечаем, что у студентов ас-тено-торакального ТТС с 1 по 3 курс наблюдается уменьшение влияния парасимпатической регуляции; у студентов мышечного ТТС и дигестивного ТТС наблюдается увеличение активности звена парасимпатической регуляции.
Индекс напряжения, или стресс-индекс (SI), у студентов астено-торакального ТТС с возрастом (соответственно с переходом на более старшие курсы) возрастает (р < 0,05). У студентов других рассматриваемых ТТС отмечено снижение значения этого интегрального показателя.
Мощность высокочастотной составляющей спектра - дыхательные волны (HF) - повышается у студентов мышечного и дигестивного ТТС, что находится в связи с повышением ранее рассмотренного показателя RMSSD. Вазомоторные волны (медленные волны 1-го порядка), характеризующие состояние системы регуляции сосудистого тонуса (LF), имеют тенденцию к снижению у представителей астено-торакального ТТС. У студентов мышечного и дигестивного типов ТС наблюдается достоверное (р < 0,05) повышение мощности низкочастотной составляющей спектра. Подобная тенденция наблюдается и при рассмотрении значений мощности сверхнизкочастотной составляющей спектра - медленных волн 2-го порядка (VLF). Поскольку показатель VLF характеризует влияние высших вегетативных центров на сердечно-сосудистый подкорковый центр и может использоваться как надежный маркер степени связи автономных уровней регуляции кровообращения с надсег-ментарными, в том числе с гипофизарно-гипоталамическим и корковым уровнями, можно говорить о росте влияния парасимпатической нервной системы.
Интегральный показатель активности регуляторных систем (PARS) в норме должен стремиться к единице. У студентов всех рассматриваемых типов отмечено уменьшение (улучшение) данного показателя к третьему году обучения.
Нами выдвигалось предположение, что дифференцированный подход к формированию жизненно значимых физических качеств с использованием средств компьютерной техники в процессе учебных занятий по физическому воспитанию повысит у студентов профессионально ориентированную физическую подготовленность и уровень здоровья. В ходе исследования установлено, что применение в процессе физического воспитания контрольноизмерительных приборов, информационных систем позволяет повысить привлекательность предмета, разработать критерии, способные оценить его динамику, изучить и прогнозировать количественную и качественную деятельность занимающихся.
Педагогическое исследование в группах студентов с помощью анкетирования в начале и конце учебного года убедительно показало существенное повышение интереса занимающихся к оздоровительным занятиям по предложенной программе с 15,7 до 65,5%; совершенствование уровня активной и положительной мотивации выросло с 18,2 до 78,9% (р < 0,001) и т.д.
Таблица 6
Показатели ВСР у студентов СМГ в зависимости от типа телосложения
Показатели ВСР Астено-торакальный Мышечный Дигестивный
18 лет 19 лет 20 лет 18 лет 19 лет 20 лет 18 лет 19 лет 20 лет
СКО, мс 77,9 ± 17,9 50,6 ± 12,4 56,0 ± 14,9 60,4 ± 8,0 70,2 ± 10,3 83,4 ± 15,2 54,7 ± 7,6 57,3 ± 8,4 60,8 ± 10,2
ЬШББО, мс 58,7 ± 14,7 43,5 ± 16,6 40,5 ± 16,4 38,8 ±5,3 45,4 ± 9,2 81,6 ±26,6 32,0 ± 5,1 37,3 ±8,1 42,6 ± 9,4
БІ 87,9 ± 15,7 143,3 ± 18,2 168,6 ± 39,0 126,5 ± 29,0 99,3 ± 18,7 47,0 ± 16,8 161,7 ±32,9 132,4 ± 28,4 118,6 ±38,5
ОТ, % 1203 ±426 683 ± 277 772 ± 464 567,7 ± 125 1104 ±154 1513 ±212 549 ± 163 672,6 ± 175 797 ± 193
Ы\ % 1464 ± 340 1348 ±287 1125 ±293 1443 ± 237 1865 ± 250 2847 ± 376 1277 ± 275 1350 ± 308 1363 ±358
УЬБ,% 877 ± 223 1504 ±108 374 ± 127 1053 ±386 1800 ±450 3300 ± 888 364 ± 99 500,6 ± 122 524 ±158
РА К 5 3,8 ±0,9 6,8 ± 1,3 5,5 ±0,87 4,4 ± 0,6 3,0 ±0,5 2,7 ± 0,3 5,2 ±0,5 4,4 ± 0,5 3,3 ± 0,7
№ 4, 2007 Медицинские науки. Теоретическая и экспериментальная
Обсуждение
Полученные данные изученных физиологических показателей студентов СМГ объективно свидетельствуют о значительном напряжении, наличии нервной и кардиореспираторной дезадаптации основных функциональных систем организма студентов СМГ при первичном обследовании. Как показали комплексные физиолого-педагогические исследования, эффективность научно организованного оптимального оздоровительного процесса и его воздействия на соматические, физиологические, психологические, индивидуально-обусловленные возможности личности к самореализации в процессе мышечной деятельности имеют неоднозначный характер (см. таблицы 1-6).
При анализе антропометрических и физиометрических признаков обнаружены существенные различия между типами телосложения студентов-юношей. Предпосылкой успешного решения проблемы совершенствования процесса физического воспитания данных лиц является определение наиболее стабильных показателей функций и систем организма, которые можно установить с помощью комплексных обследований, опираясь на типологические особенности и структуру моторики.
Обсуждаемая ранее проблема формирования учебных групп, являющаяся одной из основных в процессе физического воспитания, может иметь следующее решение. На наш взгляд, при распределении студентов на медицинские группы необходим профессиональный контакт врача студенческой поликлиники, педагога, психолога, совместно делающих заключение после всесторонней медицинской и психолого-педагогической диагностики, учитывающей при этом мнение студента и его образовательные потребности. В то же время внутри СМГ целесообразно формировать подгруппы с учетом пола, курса, функциональных возможностей организма, степени патологических отклонений и нарушений в состоянии здоровья, а также типа телосложения, т.к. имеются научные данные о тесной связи заболевания с соматоти-пом индивида. Но известно, что даже при одном и том же заболевании степень и глубина патологических нарушений организма неоднозначна. Руководствуясь только диагнозом заболевания, можно упустить важные вопросы выбора индивидуально допустимых для организма студентов уровня и величины физических нагрузок, имеющих часто решающее значение для осуществления оздоровительно-реабилитационного эффекта. При выборе физических упражнений для оздоровительно-лечебного воздействия важно понимать, что решающее значение в этом важном вопросе играет не величина нагрузки, а степень готовности целостного организма к ее выполнению. По нашим наблюдениям, каждому «основному» заболеванию, как правило, свойственны «сопутствующие» заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Эту особенность также необходимо учитывать в процессе физической подготовки.
Выводы
1. Процесс совершенствования методики физического воспитания студентов специальных медицинских групп стимулирует поиск новых, более рациональных путей решения данной проблемы. Одним из основных направлений этой деятельности является системно-дифференцированный подход к занимающимся, обеспечивающий научно прогнозируемое тщательное изуче-
ние индивидуальных особенностей каждого из них, с последующим распределением студентов по типологическим признакам на определенные группы с учетом цели и задач учебного процесса.
2. В рамках поставленной задачи изучены процессы взаимосвязи и взаимозависимости между индивидуально-типологическими, конституциональными различиями и характером патологических нарушений функций и систем организма студентов СМГ.
3. Полученные данные объективно свидетельствуют, что организационная, содержательная и результативная основа процесса научного использования оздоровительных технологий у студентов СМГ обусловлена системой оптимального и научно обоснованного выбора и целесообразного применения здоровьесберегающих педагогических воздействий.
Список литературы
1. Бондарь, С. Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах. Организация и программа занятий : учебно-методическое пособие / С. Б. Бондарь. - Ульяновск : УлГУ, 2007. - 156 с.
2. Гусельникова, Е. В. Возможности реализации принципа индивидуализации на занятиях по физическому воспитанию в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Гусельникова. - Хабаровск, 2000. - 22 с.
3. Кряж, В. Н. Критерии оценки физической подготовленности студенток подготовительного отделения / В. Н. Кряж, З. С. Кряж // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта : сборник научных работ. - Вып. 13. - Мн. : Вы-шэйшая школа, 1983. - С. 39-41.
4. Шлыков, П. В. Коррекция физической подготовленности студентов специальной медицинской группы с использованием индивидуальных программ : дис. . канд. пед. наук / П. В. Шлыков. - Екатеринбург, 2002. - 180 с.
5. Бандаков, М. П. Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физической культуры как условие эффективного развития физических качеств и психических процессов школьников : автореф. дис. . канд. пед. наук / М. П. Бандаков. - Л., 1980. - 20 с.
6. Волков, В. Ю. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры : учебное пособие / В. Ю Волков, Л. М. Волкова. - Санкт-Петербург : СПб. гос. техн. ун-т, 1998. - 97 с.
7. Дембо, А. Г. Врачебный контроль в спорте / А. Г. Дембо. - М. : Медицина, 1988. - 288 с.
8. Индивидуальный подход к совершенствованию физической подготовленности студентов / А. В. Евсеев [и др.] // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: материалы VIII межуниверситетской научно-практической конференции. - М. : УРАО, 2004. - С. 98-100.
9. Жуков, О. Ф. Технология реализации индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании школьников 14-17 лет / О. Ф. Жуков, С. П. Левуш-кин. - Ульяновск : УлГУ, 2004. - 154 с.
10. Зайцева, В. В. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида / В. В. Зайцева, В. Д. Сонькин // Физическая культура индивида. - 1994. - С. 21.