Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК 15–17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК 15–17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивная борьба / девушки-борцы / физическая подготовка / функциональная подготовка / sports wrestling / female wrestlers / physical training / functional training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колиненко Елена Александровна, Хандамаев Алдар Очирович, Крамаренко Алексей Леонидович

Разработана методика, направленная на развитие физических качеств и повышение показателей функционального состояния девушек-борцов 15–17 лет. Представлен анализ средств спортивной тренировки и форм построения тренировочного процесса в женской вольной борьбе с учетом уровня физической подготовленности и развития двигательных качеств спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колиненко Елена Александровна, Хандамаев Алдар Очирович, Крамаренко Алексей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF PHYSICAL AND FUNCTIONAL PREPARATION OF GIRLS 15–17 YEARS ENGAGED IN FREE WRESTLING

A methodology has been developed aimed at developing physical qualities and increasing the indicators of the functional state of female wrestlers aged 15–17. An analysis of the means of sports training and forms of building the training process in women's freestyle wrestling is presented, taking into account the level of physical fitness and the development of motor qualities of athletes.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК 15–17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ»

СПОРТ

УДК 796.81

DOI: 10.24412/2305-8404-2023-6-75-80

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ

Е.А. Колиненко, А.О. Хандамаев, А.Л. Крамаренко

Разработана методика, направленная на развитие физических качеств и повышение показателей функционального состояния девушек-борцов 15-17 лет. Представлен анализ средств спортивной тренировки и форм построения тренировочного процесса в женской вольной борьбе с учетом уровня физической подготовленности и развития двигательных качеств спортсменок.

Ключевые слова: спортивная борьба, девушки-борцы, физическая подготовка, функциональная подготовка.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF PHYSICAL AND FUNCTIONAL PREPARATION OF GIRLS 15-17 YEARS ENGAGED IN FREE WRESTLING

Kolinenko E.A.,candidate of pedagogical sciences, associate professor, kolinenko.lena@ yandex.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khandamaev A.O., senior lecturer, khanda-maiev@mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Kramorenko A.L., candidate of pedagogical sciences, associate professor, alekkramarenko 8090@gmail.com, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture

A methodology has been developed aimed at developing physical qualities and increasing the indicators of the functional state of female wrestlers aged 15-17. An analysis of the means of sports training and forms of building the training process in women's freestyle wrestling is presented, taking into account the level of physical fitness and the development of motor qualities of athletes.

Key words: sports wrestling, female wrestlers, physical training, functional training.

Колиненко Елена Александровна, канд. пед. наук, доц., М^п^.lena@,yandex.т, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

Хандамаев Алдар Очирович, старший преподаватель, khandamaiev@mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

Крамаренко Алексей Леонидович, канд. пед. наук, доц., alekkramarenko8090@gmail.com, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры

В настоящее время женщины могут беспрепятственно соревноваться почти в любых видах спорта, и спортивная борьба не является исключением. Стремительный рост и популярность женской вольной борьбы, устойчивое увеличение числа занимающихся девушек требует разработки средств тренировки и форм построения тренировочного процесса с учетом уровня физической подготовленности и особенностей

развития двигательных качеств спортсменок. При реализации процесса спортивной тренировки девушек также большое значение имеют социально-психологические, педагогические, биологические аспекты, изучение и систематизация которых является актуальной проблемой [5].

Цель исследования: разработать методику, направленную на повышение уровня развития физических качеств и показателей функционального состояния девушек-борцов 15-17 лет для достижения высоких спортивных результатов.

Задачи исследования:

1) провести анализ средств спортивной тренировки и форм по -строения тренировочного процесса в женской вольной борьбе;

2) разработать методику, направленную на совершенствование фи -зической и функциональной подготовки девушек-борцов 15-17 лет, и экспериментально обосновать ее эффективность.

Методика и организация исследования. В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, лабораторный метод с использованием аппаратного комплекса исследования MicroLoop, метод оценки соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко, методы математической статистики.

Исследование проводилось в период с 2021 по 2022 год на базе Многопрофильного лицея имени 202-й воздушно-десантной бригады г. Хабаровска, в котором приняли участие 16 девушек-борцов 15-17 лет, занимающихся 2 года в группе начальной подготовки. Педагогические наблюдения за действиями спортсменок подросткового возраста в тренировочной и соревновательной деятельности позволили обратить внимание на часто встречающиеся ошибки в технике двигательных действий при выполнении технических приемов, а также на недостаточное проявление занимающимися физических возможностей при выполнении заданий.

Для проведения педагогического эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы методом случайной выборки по 8 человек в каждой. Проведенное в обеих группах тестирование уровня физической подготовленности девушек-борцов 15-17 лет позволило определить, что полученные показатели развития физических качеств были значительно ниже должных величин для данной возрастной группы. При оценке функционального состояния в процессе проведения трениро -вочных занятий по вольной борьбе был использован аппаратный комплекс исследований «спирометр MicroMedicalMicroLoop» с датчиком «Золотой стандарт», который позволяет получить данные, характеризующие функции системы дыхания. При математической обработке полученных результатов достоверных отличий между исследуемыми группами выявлено не было. Для определения уровня здоровья использовался комплексный метод, предложенный Г.Л. Апанасенко, который позволяет оценить уровень здоровья человека [2]. Согласно результатам тестирования уровень физического развития и функциональной подготовленности девушек-борцов в экспериментальной и контрольной группах был примерно одинако-

вым. По результатам использования комплексного метода по Г.Л. Апана-сенко, уровень здоровья спортсменок в контрольной группе оценивался как низкий (3 балла), также низкий уровень (4 балла) был характерен и для девушек-борцов экспериментальной группы.

Результаты исследования и их обсуждение. По итогам наблюдения за участницами прошедших соревнований по борьбе было определено, что на протяжении всех поединков в течение турнира девушки применяли несколько активных приемов: боковые проходы (в среднем 3 раза), бросок разворотом (не был использован как прием), броски подворотом (в среднем 4 раза). У большинства спортсменок не было значимых результатов в соревновательных действиях.

В связи с этим была разработана и внедрена в тренировочный процесс девушек-борцов 15-17 лет экспериментальной группы (ЭГ) методика, направленная на повышение уровня развития физической и функциональной подготовленности, основанная на выполнении физической нагрузки переменной мощности. Занятия в группах проходили 4 раза в неделю по 2,5 часа. Структура занятий в исследуемых группах была одинаковая и со -стояла из подготовительной, основной и заключительной частей. Разница в содержании программного материала состояла в том, что в подготовитель -ной части занятия в ЭГ выполняли комплексы общеразвивающих упражнений и упражнения для развития гибкости и координационных способностей. На занятиях использовался серийный метод выполнения упражнений.

Основная часть экспериментальной методики предусматривала наличие двух этапов: базового и технического. На базовом этапе основное внимание (25 % от общего времени) было уделено развитию скоростно-силовых способностей девушек-борцов. В основной части тренировочных занятий применялся повторный метод - выполнялись силовые упражнения с минимальным временем активной фазы работы, масса отягощения составляла 30 % от максимума [1, 4, 6]. Упражнения выполнялись сериями по 3-4 раза в каждой. Интервал отдыха между сериями составлял 2-3 минуты.

При этом два раза в неделю в основной части занятия применялся комплекс упражнений с отягощениями 20-25 % от собственной массы спортсмена, продолжительностью до 25 минут. Упражнения выполнялись в течение одной минуты и состояли из 5-6 серий. Отдых между сериями -2 минуты. При развитии специальной выносливости на тренировке использовали упражнения с партнером и без него (30 %), проводились учебные схватки без учета правил соревнований (использовались броски, подво-роты поворотом, «мельница», приемы защиты). Сначала изучаемое двигательное действие выполнялось с малым размахом, и по мере овладения движением постепенно увеличивалась амплитуда его выполнения до оптимального.

После трех месяцев на втором этапе тренировочного процесса для развития специальной выносливости и совершенствования физических

качеств девушек-борцов применялись трехминутные соревновательные борцовские схватки на основе переменного метода без туше [3, 7, 8].

В данном случае проводились схватки с одним и двумя ускорениями. Тренировочные нагрузки предполагали выполнение двигательных заданий с переменной интенсивностью, которая регулировалась по частоте сердечных сокращений (130 уд/мин), время циклической нагрузки было увеличено до 15 минут. Увеличение интенсивности работы происходило каждые 3 минуты, при этом в последующие 15 секунд работы осуществлялось резкое повышение мощности работы до максимальных пульсовых значений. После истечения 15 секунд работы на максимальной мощности занимающиеся доводили темп движений до необходимых показателей пульсовой стоимости работы (до 130 уд/мин) и поддерживали его в течение трех минут. В конце основной части занятия применялись спортивные и подвижные игры, способствующие повышению эмоционального фона занятий и интереса занимающихся. Содержание заключительной части в контрольной и экспериментальной группах были одинаковыми.

После внедрения экспериментальной методики в учебно-тренировочный процесс девушек-борцов было проведено повторное тестирование исследуемых характеристик. Наблюдалась положительная тенденция к повышению развития общих и специальных физических качеств в экспериментальной группе: из десяти показателей физической подготовки девушек, занимающихся борьбой, только три являлись недостоверными -тест на гибкость и быстроту, которые в сравнении с результатами контрольной группы улучшились всего на 1,7 см и 0,8 с соответственно. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице.

Динамика показателей физической подготовленности девушек-борцов контрольной и экспериментальных групп после педагогического эксперимента, M±m

Тесты КГ ЭГ Разница t P

Наклон вперед на гимнастической скамье, см 8,1±0,7 9,8±0,6 1,7 1,3 >0,05

Бег на 30 м, с 6,2±0,2 5,4±0,7 0,8 1,5 >0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 12,7±1,3 17,5±1,5 4,8 2,5 <0,05

Челночный бег 3*10, с 10,06±0,1 8,6±0,2 1,4 1,9 >0,05

Бег на 1500 м, мин 12,4±1,1 9,1±1,3 3,3 2,8 <0,05

Борцовский мост, см 39,6±1,7 48,1±1,3 8,5 3,1 <0,05

10 бросков подворотом с партнером, с 30,1±0,3 25,3±0,5 4,8 2,9 <0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 20 с, кол-во раз 14±0,6 20±1,1 6 3,6 <0,05

10 кувырков вперед, с 18,01±0,5 16,0±0,5 2,1 2,5 <0,05

Выполнение бросков течение 1 мин, кол-во раз 16,12±0,7 19,25±0,6 3,13 2,5 <0,05

В тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» в КГ прирост результата составил всего 3,5 раза, в ЭГ данный показатель увеличился на 9,7 раза и составил 17,5 %. Этот результат был достигнут, по нашему мнению, за счет активных силовых упражнений, выполняемых в основной части тренировочного занятия, в том числе с отягощениями в виде набив -ного мяча. Выполнение подобного упражнения также поспособствовало и увеличению показателя силовой выносливости мышц брюшного пресса. В КГ достоверных изменений не выявлено, а в ЭГ увеличение показателя наблюдалось на 19,9 %. В специальных контрольных упражнениях «борцовский мост» и «выполнение 10 бросков подворотом с партнером» в ЭГ результаты достоверно улучшились на 5,63 см и на 11,6 с соответственно, в КГ - лишь на 0,95 см и 7,4 с.

Анализируя полученные результаты показателей функционального состояния, можно отметить тот факт, что как в контрольной, так и в экспе -риментальной группах уровень состояния здоровья улучшился. Так, в КГ он стал соответствовать уровню ниже среднего (6 баллов), в ЭГ - среднему (7 баллов). Следовательно, занятия борьбой по разработанной методике позволяют улучшить показатели не только физической подготовки девушек, но и повысить их уровень соматического здоровья.

Эффективность разработанной методики подтверждается успешным выступлением девушек экспериментальной группы на соревнованиях. Так, девушки ЭГ в течение турнира применяли больше активных приемов: боковых проходов - в среднем 6 раз, бросков разворотом - 2 раза, бросков подворотом - 5 раз. Девушки КГ в течение турнира меньше применяли активных приемов: боковых проходов - 4 раза, бросков разворотом - 1 раз, бросков подворотом - 4 раза. По итогу соревнований 2 спортсменки стали победителями в весовой категории 62-65 кг, а 4 спортсменки ЭГ - призерами соревнований.

Выводы. Разработанная методика физической подготовки девушек-борцов 15-17 лет является эффективной и позволяет улучшить показатели не только физической подготовки, но и повысить уровень соматического здоровья занимающихся, а также улучшить спортивный результат.

Список литературы

1. Абрамов Н.А., Мугаллимов С.М. Основы методики обучения спортивной борьбе: учеб.-метод. пособие. Казань: Изд-во ПГУФКСиТ, 2022. 251 с.

2. Акопян А.О., Кулагина Л.А., Карташова А.В. Подготовка девушек-борцов высокого класса 15-18 лет к соревнованиям // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174). С. 3-6.

3. Ванюшин Ю.С., Хайруллин Р.Р. Физическая работоспособность спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 6. С. 131-133.

4. Губа В.П., Квашук П.В., Никитушкин В.Г. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2014. 280 с.

5. Карпов В.Ю., Марьина Н.В., Скоросов К.К. Теоретико-методические аспекты сопряженного развития физических качеств и формирование техники двигательных действий у девочек среднего школьного возраста // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 6 (124). С. 91-96.

6. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов: монография. М.: Спорт, 2019. 656 с.

7. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник: 9-е. изд. М.: Спорт, 2020. 620 с.

8. Султанахмедов Г.С. Основы физической подготовки в вольной борьбе: учеб. пособие. М.: ТД «Советский спорт», 2020. 120 с.

References

1. Abramov N.A., Mugallimov S.M. Osnovy metodiki obucheniya sportivnoj bor'be [Fundamentals of methods of teaching wrestling]: textbook.-method. allowance. Kazan: Publishing House of PGUFKSiT, 2022. 251 p.

2. Akopyan A.O., Kulagina L.A., Kartashova A.V. Podgotovka devushek borcov vysokogo klassa 15-18 let k sorevnovaniyam [Preparation of high-class female wrestlers 1518 years old for competitions] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 8 (174). P. 3 -6.

3. Vanyushin Yu.S., Hajrullin R.R. Fizicheskaya rabotosposobnost' sportsmenov s razlichnymi tipami adaptacii kardiorespiratornoj sistemy [Physical performance of athletes with different types of adaptation of the cardiorespiratory system] // Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. 2008. T. 34. No. 6. P. 131-133.

4. Guba V.P., Kvashuk P.V., Nikitushkin V.G. Individualizaciya podgotovki yunyh sportsmenov [Individualization of training of young athletes]. M.: Physical culture and sport, 2014. 280 p.

5. Karpov V.Yu., Mar'ina N.V., Skorosov K.K. Teoretiko-metodicheskie aspekty so-pryazhennogo razvitiya fizicheskih kachestv i formirovanie tekhniki dvigatel'nyh dejstvij u devochek srednego shkol'nogo vozrasta [Theoretical and methodological aspects of the conjugated development of physical qualities and the formation of the technique of motor actions in girls of middle school age] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2015. No. 6 (124). P. 91-96.

6. Platonov V.N. Dvigatel'nye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov [Motor qualities and physical training of athletes]: monograph. M.: Sport, 2019. 656 p.

7. Solodkov A.S., Sologub E.B. Fiziologiya cheloveka. Obshchaya. Sportivnaya. Vozrastnaya [Human physiology. General. Sports. Age]: textbook: 9th. ed. M.: Sport, 2020. 620 p.

8. Sultanahmedov G.S. Osnovy fizicheskoj podgotovki vol'noj bor'be [Fundamentals of physical training in freestyle wrestling]: textbook. allowance. M.: TD "Soviet Sport", 2020. 120 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.