Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ НА БАЗЕ ОБЛАЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ СРЕДЫ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ НА БАЗЕ ОБЛАЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционно-строительный проект / управление / системный подход / цифровая трансформация / облачная информационно-проектировочная среда / investment and construction project / management / systematic approach / digital transformation / cloud information and design environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вилисова Анастасия Дмитриевна, Миронова Людмила Ивановна

В статье поднимается проблема отсутствия в строительстве системного подхода, позволяющего рассматривать основных участников инвестиционно-строительных проектов и отношения между ними как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Авторы утверждают, что взаимодействие между инвестором, заказчиком, застройщиком, проектировщиком и подрядчиком должно приобрести перманентный характер и стать неотъемлемой частью всех этапов реализации строительных проектов. В статье разработаны теоретические основания облачной информационно-проектировочной среды (ОИПС), которая, по мнению авторов, может стать эффективным инструментом трансформации существующих производственных отношений и позволит усовершенствовать управление системой взаимодействия участников инвестиционно-строительных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вилисова Анастасия Дмитриевна, Миронова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE RELATIONS IN CONSTRUCTION ON THE BASE CLOUD INFORMATION AND DESIGN ENVIRONMENT

The article raises the problem of the lack of a systematic approach in construction, which makes it possible to consider the main participants of investment and construction projects and the relations between them as an integral complex of interrelated elements. The authors argue that the interaction between the investor, the customer, the developer, the designer and the contractor should acquire a permanent character and become an integral part of all stages of the implementation of construction projects. The article develops the theoretical foundations of the cloud information and design environment (CIDE), which, according to the authors, can become an effective tool for the transformation of existing industrial relations and improve the management of the system of interaction of participants in investment and construction projects.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ НА БАЗЕ ОБЛАЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ СРЕДЫ»

УДК 69

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ НА БАЗЕ ОБЛАЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ СРЕДЫ

Вилисова Анастасия Дмитриевна

аспирант кафедры гидравлики института строительства и архитектуры, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования « Уральский федеральный университет имени первого

Президента России Б.Н. Ельцина» E-mail: n_vilisova@mail. ru

Миронова Людмила Ивановна

профессор кафедры гидравлики института строительства и архитектуры, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого

Президента России Б.Н. Ельцина»

IMPROVEMENT OF THE RELATIONS IN CONSTRUCTION ON THE BASE CLOUD INFORMATION AND DESIGN ENVIRONMENT

Vilisova Anastasia Dmitrievna

Postgraduate student at the Chair of Hydraulics of the Institute of construction and

architecture,

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin»

E-mail: n_vilisova@mail.ru

Mironova Lyudmila Ivanovna

Doctor of Pedagogics, Candidate of Technics, Assistant professor, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin»

Аннотация. В статье поднимается проблема отсутствия в строительстве системного подхода, позволяющего рассматривать основных участников инвестиционно-строительных проектов и отношения между ними как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Авторы утверждают, что взаимодействие между инвестором, заказчиком, застройщиком, проектировщиком и подрядчиком должно приобрести перманентный характер и стать неотъемлемой частью всех этапов реализации строительных проектов. В статье разработаны теоретические основания облачной информационно -проектировочной среды (ОИПС), которая, по мнению авторов, может стать эффективным инструментом трансформации существующих производственных отношений и позволит усовершенствовать управление системой взаимодействия участников инвестиционно-строительных проектов.

Abstract. The article raises the problem of the lack of a systematic approach in construction, which makes it possible to consider the main participants of investment and construction projects and the relations between them as an integral complex of interrelated elements. The authors argue that the interaction between the investor, the customer, the developer, the designer and the contractor should acquire a permanent character and become an integral part of all stages of the implementation of construction projects. The article develops the theoretical foundations of the cloud information and design environment (CIDE), which, according to the authors, can become an effective tool for the transformation of existing industrial relations and improve the management of the system of interaction of participants in investment and construction projects.

Ключевые слова, инвестиционно-строительный проект, управление, системный подход, цифровая трансформация, облачная информационно -проектировочная среда.

Keywords: investment and construction project, management, systematic approach, digital transformation, cloud information and design environment.

Введение

В настоящее время строительство как специфическая форма деятельности реализуется в виде инвестиционно-строительных проектов (ИСП). К основным участникам ИСП относятся инвестор, заказчик, застройщик, проектировщик, подрядчик. Именно эти специалисты играют ключевые роли при реализации инвестиционно-строительных проектов.

Очевидно, что в ходе осуществления производственной деятельности между участниками ИСП появляется большое количество контактов (или точек пересечения друг с другом). Практически на каждом этапе реализации инвестиционного проекта строительства задействованы с разной степенью вовлеченности все участники, инвестор, заказчик, застройщик, проектировщик, подрядчик. Все они имеют право знать, как осуществляется процесс проектирования.

Однако в современных реалиях в строительстве не реализован системный подход, позволяющий рассматривать участников ИСП и отношения между ними как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Согласно Ильиновой В.В., Мицевич В.Д. [4, с. 89], в этом отношении российская практика существенно отличается от международного опыта. Отметим, что в российской практике строительства преимущественно наблюдается вербальная коммуникация и традиционный документооборот. В этом заключается ее отличие от передовой мировой практики, ориентированной на цифровую коммуникацию и информационное моделирование. Цифровая трансформация

строительной отрасли за рубежом началась существенно раньше, чем в России [4, с. 82]. Это обстоятельство определяет актуальность темы статьи.

Таким образом, наблюдается тенденция к тому, что взаимодействие между участниками инвестиционно-строительных проектов должно приобрести перманентный характер и стать неотъемлемой частью всех этапов реализации ИСП. Взаимодействие участников инвестиционно-строительных проектов в единой проектировочной среде может стать эффективным инструментом совершенствования производственных отношений в строительстве. Целью статьи является разработка теоретических оснований облачной информационно-проектировочной среды в строительстве.

Литературный обзор

Очевидно, что цифровая трансформация должна подразумевать качественно иные условия взаимодействия участников ИСП, по сравнению с уже существующими. В ряде сфер деятельности, уже подвергающихся цифровой трансформации, например, в сфере образования, условия взаимодействия заинтересованных сторон определяет информационно -образовательная среда (ИОС). Однако, среди исследователей нет единого определения ИОС. Оно зависит от разных подходов к понятию ИОС, зависящих от различных оснований и интерпретаций (технологических, организационных, инструментальных и пр.). Так, при педагогическом подходе определение ИОС основывается на модели обучения; при технологическом подходе ИОС строится как совокупность информационных систем; при организационном подходе ИОС строится как инструмент для управления образовательной системой или процессом; при методологическом подходе сущность ИОС определяется исследуемыми свойствами и принципами ее проектирования.

Вместе с тем ни один из вышеперечисленных подходов не затрагивает понятие «среды» на базе психолого-педагогических оснований, которые были предложены Крутецким В.А. Ряд исследователей (Лапёнок М.В. [5], Роберт И.В. [15, 16] и др.) рассматривают информационно-образовательную среду в контексте реализации условий информационного взаимодействия.

Так, в своем исследовании Лапёнок М.В. [5] определяет информационную среду дистанционного обучения (ИСДО) как совокупность условий, обеспечивающих интерактивное информационное взаимодействие между обучающим, обучающимся (обучающимися) и электронным образовательным ресурсом, реализующим дидактические возможности ИКТ с использованием средств автоматизации процессов контроля и организационного управления учебной деятельностью на основе дистанционных образовательных технологий.

Роберт И.В. под информационно-коммуникационной средой (ИКС) понимает совокупность условий, обеспечивающих организацию учебной деятельности обучающегося с интерактивным информационным ресурсом и взаимодействующих с ним как с субъектом образовательного процесса [15].

Учитывая определение понятия «среда» в психолого-педагогическом аспекте [12, 13], определение понятия «информационно-коммуникационная среда» [15, 16], а также, основываясь на интерпретации этого понятия в исследованиях Лапёнок М.В. [5], Мартиросян Л.П. [6], Насс О.В. [10] и др., а также нормативных документах Министерства образования и науки РФ «под информационно-образовательной средой вуза будем понимать совокупность целенаправленно создаваемых условий взаимодействия всех категорий пользователей, ответственных за разработку и использование информационно-методического обеспечения образовательного процесса на базе информационной системы вуза» [8].

Далее, взяв за основу определения ИОС из результатов исследований специалистов, занимающихся информатизацией образования, трансформируем его, чтобы получить новые толкования информационно-проектировочной среды (ИПС), которые в той или иной степени определяют ее сущность и расширяют представления о ней.

Тогда по аналогии с Ракитиной Е.И. информационная среда - это совокупность условий, в которых протекает деятельность человека, а вид этой деятельности определяет характер информационной системы (ИС): если

деятельность проектировочная, то и среда - информационно-проектировочная [14].

В соответствии с исследованиями Соколовой О.И. одной из сторон деятельности проектной организации является ее информационная среда, включающая организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающих оперативный доступ к информации и осуществляющих проектные коммуникации [19].

По аналогии с результатами исследований Беляева Г.Ю. под информационно-проектировочной средой будем понимать совокупность информационных и технических подсистем, обеспечивающих процесс проектирования [2].

В соответствии с точкой зрения Андреева А.А. информационно -проектировочная среда представляет собой информационную систему, в состав которой входят подсистемы, обеспечивающие её функционирование, а именно: финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая, маркетинговая, управленческая [1].

По аналогии с результатами Марченко Е.К. и др. под информационно -проектировочной средой будем понимать системно организованную совокупность проектировочных учреждений и органов их управления, банков данных, информационных сетей, электронных фондов библиотек и пр., а также совокупность средств передачи информационных данных и ресурсов, обеспечивающих проектную деятельность [7].

В соответствии с научными результатами, представленными в работе «Основы открытого образования» под редакцией Солдаткина В.И. [11] будем считать, что техническая структура информационной системы проектной организации основана на интеграции информации на традиционных и электронных носителях, функционирует на базе информационных и коммуникационных технологий взаимодействия, в состав которой входят

электронные библиотеки, базы данных и разного рода методические материалы для проектирования.

По аналогии с результатами исследования Р.Ю. Мухаматуллина определим информационно-проектировочную среду как интегрированную многокомпонентную систему, обладающую максимальной вариативностью, и характеризуемую широким использованием в ней разного рода информационных технологий для автоматизации процесса проектирования, что позволяет повысить качество проектных работ [9].

Метод исследования

В основу статьи лег качественный анализ научных публикаций под авторством исследователей, занимающихся разработкой методологии информационных сред в различных сферах деятельности, подвергающихся цифровой трансформации.

Результаты исследования

Экстраполируя вышеизложенное на сферу строительства, резюмируем следующее. Приведенные толкования информационно-проектировочной среды позволяют сделать вывод о том, что ее основой является программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами участников инвестиционно-строительных проектов (инвестора, заказчика, застройщика, проектировщика, подрядчика). Эта среда должна обеспечивать информационную поддержку и управление проектировочного процесса, информирование всех участников о его ходе и результатах, а также о разного рода мероприятиях, связанных с проектированием и эксплуатацией строительных объектов.

Поэтому информационно-проектировочная среда проектной организации в условиях цифровизации строительной отрасли должна строиться как многокомпонентная система, каждый компонент которой должен представлять собой электронный сервис, обеспечивающий автоматизацию разного рода видов деятельности, осуществляемой в процессе проектирования объектов строительства [11].

Выделим ключевые моменты в определениях, имеющих отношение к ИПС, которые переводят процесс проектирования на новый, цифровой уровень:

- ИПС обеспечивает условия взаимодействия всех участников инвестиционно-строительного проекта с целью организации эффективного процесса проектирования на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

- ИПС - информационная система, объединяющая посредством сетевых технологий программные и технические средства, организационное, методическое обеспечение, предназначенная для автоматизации процесса проектирования;

- ИПС - это специально организованные проектные условия для повышения качества проектных работ.

Информационный потенциал информационно-проектировочной среды определяется совокупностью содержания всего объёма накопленного и активно используемого информационного ресурса информационно-проектировочной среды совместно с методами, технологиями, средствами реализации и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

В рамках нашего исследования предлагаем реализовать информационно-проектировочную среду в строительстве на базе облачных технологий, как одной из разновидностей цифровых технологий, обладающих, с нашей точки зрения, наибольшим потенциалом применительно к строительной отрасли. Введем понятие облачной информационно-проектировочной среды.

По аналогии с информационно-образовательной средой, рассматриваемой в исследованиях научной школы Роберт И.В. [17, 18], «под облачной информационно-проектировочной средой будем понимать совокупность целенаправленно создаваемых условий взаимодействия всех участников процесса проектирования (инвестор, заказчик, застройщик, проектировщик, подрядчик), обеспечивающих организацию проектной деятельности с интерактивным информационным ресурсом и взаимодействующих с ним как с субъектом проектного процесса, ответственных за разработку и использование

результатов информационного моделирования объектов строительства на базе облачных технологий» (ОИПС).

Предлагаемая облачная информационно-проектировочная среда позволит обеспечить доступ к проектной информации для всех участников инвестиционно-строительного проекта в любой момент времени [3]. С помощью облачных сервисов контроль над процессом проектирования осуществляется на всех этапах жизненного цикла строительного объекта в режиме реального времени. Это позволит избежать использования неактуальных данных и сократит сроки строительства. Проектные данные при этом будут сохранены в облаке.

ОИПС обеспечивает взаимодействие всех участников инвестиционно-строительного объекта: со множеством информационных объектов и связей между ними, ш средствами и технологиями сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения проектной информации, с организационными и юридическими структурами, поддерживающими информационные процессы в строительстве.

Создание ОИПС основано на реализации следующих требований. Требование многокомпонентности. ОИПС должна обеспечивать взаимодействие:

- с нормативными материалами, необходимыми для организации процесса проектирования по всем направлениям проектной деятельности;

- с современным программным обеспечением, необходимым для осуществления проектной деятельности;

- с тренинговыми системами по дисциплинам подготовки инженерных кадров;

- с техническими и программными средствами, обеспечивающими автоматизацию основных процессов строительной организации;

- с информационными базами данных;

- со справочными документами;

- с хранилищами информации любого вида, включая графику, видео и пр.

Требование интегральности. ОИПС должна обеспечивать взаимодействие всех участников инвестиционно-строительных проектов с информационными ресурсами, обеспечивающими необходимую совокупность проектной информации в рабочей области, учитывая: направление деятельности, междисциплинарные связи, информационно-справочные базы дополнительных проектировочных материалов для детализации и углубления знаний.

Требование распределённости. ОИПС должна обеспечивать взаимодействие всех участников инвестиционно-строительных проектов с распределенной по хранилищам (серверам) информацией, учитывая при этом требования и ограничения современных технических средств и оставаясь экономически эффективной.

Требование адаптивности. ОИПС должна позволять модифицировать свой технический базис, которым является информационная система проектной организации, и не должна нарушать её структуры. Заключение

Управление инвестиционно-строительным проектированием в условиях облачной информационно-проектировочной среды позволяет получить следующие преимущества:

1. Обеспечение компактности проектной информации, борьба с «замусориванием информационных моделей».

2. «Блокчейн» проектной информации и авторизация сведений в информационном моделировании, разработка «недорогих» технологий электронных подписей для информационного моделирования.

3. Взаимосвязь разнородных данных, интероперабельность моделей -открытые форматы для моделей и результатов моделирования. Перечисленные преимущества позволяют надеяться, что грамотная

реализация технологических решений, связанных с разработкой соответствующего программного обеспечения, позволит облачным технологиям стать эффективным инструментом в процессе цифровизации строительного проектирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А.А. Андреев. - М.: ММИЭИФП, 2002. - 264 с.

2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений / Г.Ю. Беляев. - М.: ИЦКПС, 2000. - 115 с.

3. Вилисова А.Д. Совершенствование управления строительным проектированием на базе облачных технологий в условиях цифровизации экономики / А.Д. Вилисова // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. -2021. - № 3 (37). - С. 5-9.

4. Ильинова В.В., Мицевич В.Д. Международный опыт использования BIM-технологий в строительстве / В.В. Ильинова, В.Д. Мицевич // Российский внешнеэкономический вестник. - 2021. - № 6. - С. 79-93.

5. Лапёнок М.В. Научно-педагогические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Лапёнок Марина Вадимовна. - М., 2014. - 43 с.

6. Мартиросян Л.П. Содержание подготовки учителя математики в области использования информационных и коммуникационных технологий / Л.П. Мартиросян // Педагогическая информатика. - 2011. - № 5. - С. 3-8.

7. Марченко Е.К. Организация виртуальной образовательной среды системы открытого образования: отчет о НИР / Е.К. Марченко, В.П. Тихомиров, Л.Г. Титарев, А.А. Андреев. - М.: МЭСИ, 2001. - 178 с.

8. Миронова Л.И. Совершенствование подготовки студентов экономического вуза по направлению «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» на базе информационно-образовательной среды / Л.И. Миронова // Ученые записки ИИО РАО. - 2013. -№ 49. - С. 45-57.

9. Мухаматуллин Р.Ю. Теоретический анализ понятия «информационная образовательная среда» / Р.Ю. Мухаматуллин // Научный поиск: вестник кафедры педагогики и психологии. - 2013. - № 2. URL: http://vestnikkaf.esrae.ru/2-33.

10. Насс О.В. Теоретико-методические основания формирования компетентности преподавателей в области создания электронных образовательных ресурсов (на базе адаптивных инструментальных комплексов): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Насс Оксана Викторовна. - М., 2013. - 42 с.

11. Основы открытого образования / Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И. / отв. ред. В.И. Солдаткин. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - Т. 1.676 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Рос. энцикл.: Дрофа, 2002. - 528 с.

13. Платонов В.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - 2-е изд. перераб., доп. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.

14. Ракитина Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.02 / Ракитина Елена Александровна. - М., 2002. - 485 с.

15. Роберт И.В. Концепция создания информационно-коммуникационной предметной среды. - М.: ИИО РАО, 2012. - 42 с.

16. Роберт И.В. Основные тенденции развития информационно-коммуникационной предметной среды [Электронный ресурс]. // Информационная среда образования и науки - 2012. - № 10. URL: http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/ison_2012/num_10_2012/Rober t.pdf.

17. Роберт И.В. Характеристики информационно образовательной среды и информационно образовательного пространства / И.В. Роберт // Мир психологии. - 2019. - № 2 (98). - С. 110-120.

18. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования / И.В. Роберт // Информатизация образования и науки. - 2020. - № 3 (47). - С. 3-16.

19. Соколова О.И. Педагогические основы развития информационной среды вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Соколова Ольга Ивановна. -Ростов-на-Дону, 2001. - 229 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.