Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ХУДОЖНИК-АНИМАТОР'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ХУДОЖНИК-АНИМАТОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная переподготовка / совершенствование программы / художник-аниматор / анимация / проблемы обучения / professional retraining / program improvement / animation artist / animation / learning problems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филенко Роман Евгеньевич

В данной статье рассматриваются вопросы особенностей формирования курсов профессиональной переподготовки по специальности художник-аниматор. Потребность в художниках-аниматорах вызвана развитием отрасли анимационного производства в компьютерной игровой индустрии, в рекламной отрасли, возросшей потребности создания развлекательного и обучающего материала. Удовлетворить потребность в необходимых специалистах можно за счет подготовки новых кадров с нуля, либо за счет переподготовки специалистов смежных специальностей. Реализация второго подхода позволяет снизить издержки и сократить временной интервал, затрачиваемый на обучение. В этом случае необходимы те методы обучения, которые максимально эффективно решали бы поставленную задачу. Данная статья рассматривает вопросы совершенствования данных методов в рамках формирования содержания учебной программы курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the issues of the features of the formation of professional retraining courses in the specialty artist animator. The need for animators is caused by the development of the animation industry in the computer game industry, in the advertising industry, the increased need to create entertainment and educational material. It is possible to satisfy the need for the necessary specialists by training new personnel from scratch, or by retraining specialists in related specialties. The implementation of the second approach allows to reduce costs and reduce the time interval spent on training. In this case, those teaching methods are needed that would most effectively solve the problem. This article considers the issues of improving these methods in the framework of the formation of the content of the curriculum of courses.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ХУДОЖНИК-АНИМАТОР»

Литература:

1. Абрашина, E.H. Лингводидактические основы обучения риторике на продвинутом этапе гуманитарного гимназического образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Абрашина Екатерина Николаевна. - М., 2000. - 186 с.

2. Аннушкин, В.И. Риторика. Вводный курс / В.И. Аннушкин. - М.: Флинта, 2021. - 293 с.

3. Баранов, М.Т. От риторики к развитию речи в школах России / М.Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1998. -№ 4. - С. 50-57

4. Баранов, М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2018.-256 с.

5. Баранов, М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2016.-384 с.

6. Дейкина, А.Д. Михаил Трофимович Баранов - учитель, учёный, человек / А.Д. Дейкина // Михаил Трофимович Баранов - учёный, человек. - М.: Прометей, 205. - С. 7-19

7. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1975. -255 с.

8. Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово / А.К. Михальская. Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразов. учреждений. -М.: Просвещение, 1996. -416 с.

9. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. 4.1 Л.А. Тростенцова и др.]. -М.: Просвещение, 2021. -223 с.

10. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. 4.2 Л.А. Тростенцова и др.]. -М.: Просвещение, 2021. -207 с.

11. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. 4.1 Л.А. Тростенцова и др.]. -М.: Просвещение, 2021. - 191 с.

12. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. 4.2 Л.А. Тростенцова и др.]. -М.: Просвещение, 2021. - 191 с.

13. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. 4.1 Л.А. Тростенцова и др.]. -М.: Просвещение, 2021. - 176 с.

14. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. 4.2 Л.А. Тростенцова и др.]. -М.: Просвещение, 2021. - 138 с.

15. Соссюр, Ф.де. Труды по языкознанию / Ф.де Сосюр; Пер. с франц. яз. A.A. Холодовича; Ред. М.А. Оборина; Предисл. проф. Н.С. Чемоданова. -М.: Прогресс, 1977. - 696 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287): https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 (дата обращения 22.05.2023)

/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Филеико Роман Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО

СПЕЦИАЛЬНОСТИ ХУДОЖНИК-АНИМАТОР

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы особенностей формирования курсов профессиональной переподготовки по специальности художник-аниматор. Потребность в художниках-аниматорах вызвана развитием отрасли анимационного производства в компьютерной игровой индустрии, в рекламной отрасли, возросшей потребности создания развлекательного и обучающего материала. Удовлетворить потребность в необходимых специалистах можно за счет подготовки новых кадров с нуля, либо за счет переподготовки специалистов смежных специальностей. Реализация второго подхода позволяет снизить издержки и сократить временной интервал, затрачиваемый на обучение. В этом случае необходимы те методы обучения, которые максимально эффективно решали бы поставленную задачу. Данная статья рассматривает вопросы совершенствования данных методов в рамках формирования содержания учебной программы курсов.

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, совершенствование программы, художник-аниматор, анимация, проблемы обучения.

Annotation. This article discusses the issues of the features of the formation of professional retraining courses in the specialty artist animator. The need for animators is caused by the development of the animation industry in the computer game industry, in the advertising industry, the increased need to create entertainment and educational material. It is possible to satisfy the need for the necessary specialists by training new personnel from scratch, or by retraining specialists in related specialties. The implementation of the second approach allows to reduce costs and reduce the time interval spent on training. In this case, those teaching methods are needed that would most effectively solve the problem. This article considers the issues of improving these methods in the framework of the formation of the content of the curriculum of courses.

Key words: professional retraining, program improvement, animation artist, animation, learning problems.

Введение. Потребность формирования новых профессиональных кадров в области анимации диктуется рынком. Создание новой развлекательной, познавательной, обучающей, рекламной, информационной продукции требует наличие различных специалистов с высоким уровнем подготовки. Со слов представителей анимационных компаний в отрасли сложился дефицит кадров, в особенности художников-аниматоров.

С другой стороны у общества возрастает интерес к анимационной продукции, и формируется интерес к профессиям, относящимся к их созданию. Вызвано это в первую очередь активным развитием в области информационных технологий; большей доступностью профессиональных технических средств обычным гражданам (фото-видео аппаратуры, аудио-записывающих устройств, технических средств обработки материала); появлению свободного программного обеспечения, способного конкурировать с дорогими профессиональными программами. Это позволяет уже со школьного возраста пробовать свои силы в области анимации, а в некоторых случаях еще и до школы (в рамках системы дополнительного

образования). Таким образом, в обществе самостоятельно формируются потенциальные кадры для анимационной отрасли, уже имеющие некоторый опыт создания анимационной продукции.

В то же время отмечается недостаток методик по обучению анимации [1]. Опрос педагогов ведущих курсы повышения квалификации в области анимации, профессиональной переподготовки художников-аниматоров, а так же обучающих студентов в вузах творческих специальностей, подтверждает этот факт. Малый объём существующей специальной литературы не позволяет в полной мере удовлетворить необходимый спрос на требуемую информацию в современных условиях. Отсутствуют необходимые учебники, а учебные пособия по узким вопросам отстают от современного состояния технического и информационного развития в анимационной отрасли.

При составлении программ профессиональной переподготовки возникает ряд трудностей связанных с методическим обеспечением. Существующее разнообразие действующих программ по переподготовке художников-аниматоров не в полной мере удовлетворяет современным потребностям рынка. Что соответственно требует совершенствования уже существующих программ.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим требования профессионального стандарта 04.008 предъявляемого к художнику-аниматору. Согласно трудовым функциям, художник аниматор должен воплощать художественный замысел посредством визуализации движения анимационного персонажа с помощью: последовательных рисунков; покадрового движения частей куклы-перекладки; покадровой съёмки объёмных предметов; покадрового изменения положения частей компьютерной модели [2]. Таким образом, художник-аниматор должен иметь навыки: рисования, работы с компьютерными моделями посредством графических программ, работы с предметной анимацией. Т.е. не иметь какую либо одну узкую специализацию.

Рассматривая реальную трудовую деятельность художников аниматоров в студиях, необходимо отметить, что явная узкая специализация всё-таки присутствует. Каждый художник-аниматор предпочитает развиваться в своей, близкой ему технике анимации. В частности: рисованной, перекладной, кукольной, пластилиновой, сыпучей, компьютерной 20, ЗБ и других техниках. Накладывает на эту узкую специализацию и характер выполняемой работы в конкретном проекте. Сами организации предъявляют и свои узкие требования, например, навык работы в том или ином программном обеспечении.

Предполагаемых в рамках курсов профессиональной переподготовки от пятисот академических часов (рассчитанных на полгода) вполне достаточно для получения знаний и умений в узкой области анимации. Но, помимо работы на отдельном участке производства в проекте, от художника-аниматора требуется и создание собственных авторских проектов, где все задачи решаются иногда одним человеком. Это, в свою очередь, предполагает наличия и некоторых дополнительных компетенции, в том числе в области режиссуры, видеомонтажа, сценической игры, звукозаписи и т.п., что создаёт некоторое противоречие в определении необходимых навыков доя художника-аниматора.

Рассмотрим основные требования к знаниям и умениям предъявляемых художнику-аниматору стандартом:

- профессионально рисовать (знать основы рисунка);

- реализовывать характерные движения в технологии рисованной, кукольной, перекладной анимации (знать необходимый набор информации, необходимый для визуализации характерного движения);

- уметь распределять ключевые позы по хронометражу сцены для визуализации характерного движения;

- уметь применять принципы анимации для визуализации характерного движения;

- уметь составлять схемы движения анимационного персонажа и заполнять экспозиционные листы для дальнейших этапов создания видеоряда;

- знать основы биомеханики;

- знать основы компьютерной графики;

- знать принципы композиции;

- уметь использовать библиотеки поз анимационных персонажей без нарушения их узнаваемости;

-уметь использовать разработанные модели анимационных персонажей и способы управления ими.

Как видим из выше перечисленного, в требованиях в частности отсутствуют такие знания и умения, как разработка концепта персонажа и сцены, создание компьютерной модели персонажа и необходимых упомянутых выше знаний и умений формирующих компетенции для проектирования авторской анимационной продукции. Таким образом, в стандарте изложены лишь минимальные требования необходимые художнику-аниматору. Соответственно, их так же необходимо учитывать при разработке соответствующих курсов профессиональной переподготовки.

Проведённый анализ программ существующих курсов профессиональной переподготовки показал отсутствие единой системы обучения. В то же время отдельные элементы программ совпадают. Например, в рассмотренных программах присутствовали:

- Основы рисунка. Скетчинг.

- История анимации.

- Теория анимации.

- Основы актерского мастерства.

-Графические редакторы (определяются спецификой конкретного курса).

В некоторых курсах присутствовали:

- Создание персонажа.

- Работа со звуковым оформлением.

- Блок насмотренности.

Таким образом, в большинстве курсов переподготовки внедрены блоки, не предусмотренные изначально стандартом. Это позволяет расширить кругозор слушателям курсов и получить дополнительные умения для самостоятельной реализации полноценных проектов.

При проектировании собственных курсов профессиональной переподготовки, нами была поставлена цель создать условия, необходимые для формирования у будущих художников-аниматоров компетенций самостоятельного развития, с возможностью дальнейшей передачи собственного опыта для подготовки новых специалистов в области анимации. Для этих целей был дополнительно в программу добавлен модуль методики преподавания классической анимации.

Первоначальная программа профессиональной переподготовки включала в себя следующие дисциплины:

- Анимационный рисунок.

- Классическая анимация.

- Методика преподавания классической анимации.

- Стоп-моушен анимация.

-Актерское мастерство.

- Режиссура анимационного фильма.

- Звуковое оформление анимационного фильма.

В рамках данных дисциплин рассматривались все необходимые вопросы, входящие в профессиональный стандарт. Особенностью курса было то, что часть преподавателей, будучи практикующими специалистами, не имели возможности лично посещать аудиторные занятия в виду сильной территориальной удалённости. Было принято решение часть занятий проводить в дистанционном формате.

Такая форма проведения занятий ни как не сказалась на качестве полученных результатов, т.к. имеющихся технических средств хватало для трансляции в режиме реального времени необходимой информации, прямого диалогового общения и проверки выполненных заданий. Присутствовала возможность повторного просмотра занятий. Имелась обратная связь.

Для достижения подобного результата предварительно создавались условия, что слушатели курсов изначально были обеспечены техническими средствами (компьютерами, стабильным доступом к интернету, графическими планшетами), что было начальным условием при приёме на курсы. Вторым условием было строгое соблюдение режима обучения. Принимались только мотивированные слушатели по конкурсному отбору. Изначально количество мест на курсы строго ограничено, что позволяет педагогам эффективно взаимодействовать с группой (успевать проверять задания, оперативно реагировать на возникающие трудности в процессе обучения у слушателей). Третьим условием должна быть базовая предварительная подготовка. Выбирались только те, у кого был достаточный навык в рисунке (в основном лица, имеющие базовое художественное образование). Соблюдение всех трёх условий позволило всем слушателям успешно дойти до финала и защитить итоговую аттестацию.

Одной из трудностей, с которой пришлось столкнуться большинству слушателей, был блок анимационного рисунка. Одной из особенностей которого было создание скетчей по предлагаемому образу (фотографии). Базовая академическая подготовка потребовала некоторого времени для перестройки на эту технику рисунка. Слушатели вначале пытались старательно, максимально точно передать форму, хотели передать светотеневые отношения, пластику объекта, на что тратили избыточно время. В то время как требовался максимально лаконичный, но при этом выразительный (гротескный) рисунок с элементами конструкции формы для дальнейшей анимации. Это потребовало в некотором роде «ломать» имеющиеся закреплённые навыки академического рисунка.

Ошибки, возникающие при выполнении анимационных заданий, подробно разбирались с группой и как следствие достаточно успешно были преодолены. Базовое условие - задание не принималось, пока не были устранены все ошибки. В рамках заданий анимировались традиционные объекты, такие как: скачущий мяч, развевающийся флаг, маятник, пушка, прыгающие персонажи, походка, бег, взаимодействие персонажей с объектами, липсинг и т.п.

В качестве графического редактора был выбран Blender, как редактор сочетающий в себе возможность создания рисованной анимации (в режиме Grease Pencil), так и редактор, позволяющий работать с видео. В качестве альтернативных видеоредакторов было предложено использовать DaVinci, Shotcut, либо другой доступный слушателю.

Другой возникшей трудностью было реализация съёмки предметной и перекладной анимации, т.к. каждый слушатель реализовывал эти задания самостоятельно в имеющихся у себя условиях. Поэтому предложено было проводить съёмку на собственный смартфон, либо на веб камеру тем, у кого не было доступа к профессиональному мультипликационному станку. Для этого требовалось крепко зафиксировать устройство для съёмки и обеспечить равномерное освещение пространства доступными средствами. Для телефонов использовалась программа Stop Motion Studio, для веб-камер AnimaShooter. Выбор на это программное обеспечение пал в виду их свободной доступности, отсутствию необходимости покупки.

Кукольную анимацию, ввиду сложности организации и дополнительных финансовых затрат, было решено заменить на предметную (техника пиксиляции), сыпучую и пластилиновую техники анимации. Полученные результаты всех удовлетворили и одновременно позволили открыть слушателям новые направления развития в творчестве.

В процессе реализации программы переподготовки были выявлены возникающие затруднения. Были проанализированы результаты и сделаны выводы. В результате чего программа подверглась некоторым изменениям. Модернизированная программа получила следующие дисциплины:

- Анимационный рисунок и скетчинг.

- Основы классической анимации.

- Компьютерная анимация, монтаж, звук.

- История анимации и насмотренность.

- Стоп-моушен анимация.

- Проектирование анимационного фильма.

- Режиссура анимационного фильма.

- Актинг и озвучивание анимационного фильма.

- Методика преподавания анимации.

Особенностью реализации данной программы стало большее количество времени отведённых на работу в аудитории, с сохранением возможности преподавать некоторые дисциплины дистанционно (для привлечения отдельных специалистов из других населённых пунктов). Помимо этого появилась возможность проводить съёмку на стационарном станке доя перекладной анимации во время аудиторных занятий. Слушатели курсов получили доступ к современным персональным компьютерам. Это позволило слушателям в рамках дисциплин «Проектирование анимационного фильма» и «Стоп-моушен анимация» поучаствовать в создании совместного анимационного проекта.

Данный проект позволил слушателям перейти от индивидуальной работы к коллективной, что продемонстрировало способы взаимодействия в команде. Проводимые круглые столы и совместная работа позволили раскрыться слушателям в социальном взаимодействии, в то время как изначально многие были закрепощены, т.к. видели перед собой незнакомых людей и взаимные контакты между ними создавались с трудностью. Совместные проекты можно считать положительным опытом и стоит их рассматривать в проектировании учебных курсов.

Стоит обратить внимание и на методику обучения анимации. Первой по сложности задачей художника-аниматора является создание движения объекта (персонажа, предмета). Но данная задача относится больше к технической области. Она быстро осваивается, включая и людьми, имеющими склонность к техническому типу мышления. По этому, в сфере анимации трудится много людей, в том числе и с техническим образованием, а не только с художественным. Второй задачей является анализ пластики движения объектов. Рассмотрение отдельных фаз движения, разбиение движения на составляющие части. А освоив этот этап, можно переходить к более сложному этапу - это, передаче характера персонажа. По сути, наделение персонажа характером и есть одушевление не живых предметов, их анимации. По мнению Ф.С. Хитрука, самой сложной задачей для художника является одушевление мысли [3, С. 74].

Так же стоит обратить внимание и на исторические особенности развития анимации в разных странах. Например, в американской анимации больше была ориентация на изобразительную составляющую формы. В основе была зрелищность, что обуславливалось необходимостью создания коммерческого продукта. Анимация относилась к сфере развлечения. В Европе была склонность к эстетствующему интеллектуализму, шедшиму в русле театральных традиций европейского

авангарда. В нашей стране в анимации проявлялись больше агитационно-просветительские и дидактических функций [4]. Это привело к созданию разных школ и разных подходов.

Выводы. В результате проделанной работы был проведён анализ существующих программ курсов профессиональной переподготовки по специальности художник-аниматор. Выявлены их особенности и проанализированы на соответствие требованиям профессионального стандарта. Была разработана собственная программа профессиональной подготовки. После её реализации была проведена корректировка содержания и методических подходов с целью оптимизации учебного процесса.

Полученные результаты позволили создать усовершенствованную программу и повторно апробировать полученные данные и проверить новые подходы в обучении на курсах профессиональной переподготовки. Это дало планируемый эффект. В то же время полученная программа требует дополнительных усовершенствований с учетом изменяющихся условий, как в анимационной отрасли, так и с учётом спроса со стороны общества.

Литература:

1. Бахметьев, Д.А. Создание учебного анимационного фильма как способ активации познавательной деятельности студентов / Д.А. Бахметьев // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2015. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sozdanie-uchebnogo-animatsionnogo-filma-kak-sposob-aktivatsii-poznavatelnoy" deyatelnosti-studentov (дата обращения 12.04.2023)

2. Профессиональный стандарт 04.008 "Художник- аниматор". - URL: https://classinform.ru/profstandarty/04.008-hudozhnik-animator.html

3. Хитрук, Ф.С. Профессия - аниматор / Ф.С. Хитрук. (В 2 тт., т. 1). -М.: Гаятри, 2007. - 304 с.

4. Петрухина, О.В. Методы и средства прикладной анимации в России на рубеже 1940-1960-х гг. / О.В. Петрухина // Человек и культура. - 2019. - № 1. - С. 1-10. - DOI: 10.25136/2409-8744.2019.1.28734. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28734

Педагогика

УДК 378.2

доцент Ханевская Галина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Миронова Светлана Петровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются междисциплинарные связи педагогики с другими областями знания гуманитарной направленности. Указывается на необходимость учитывать междисциплинарные связи в образовательном процессе. Отмечается, что знание других наук помогает педагогам лучше понимать как учащихся, так и самих себя. Выявляются междисциплинарные связи педагогики, свидетельствующие о переносе педагогических идей в другие области знания. Кроме этого, подчеркивается, что наличие связей между педагогическими и другими дисциплинами дает возможность расширить научный диалог. В заключении исследования отмечается, что образование и обучение должны быть интердисциплинарными. Также даются примеры из практики, иллюстрирующие связь педагогики с другими предметами. Междисциплинарные связи педагогики с другими предметами является неотъемлемой частью развития образовательного процесса в целом. Таким образом, связь педагогики с другими дисциплинами играет важную роль в формировании целостной и комплексной системы образования, способствует эффективному использованию разных предметов в обучении, а также формированию социально-значимых навыков и компетенций.

Ключевые слова: педагогика, образование, гуманитарные науки, междисциплинарные связи, влияние, развитие.

Annotation. The article examines the interdisciplinary connections of pedagogy with other fields of knowledge of humanitarian orientation. It is pointed out the need to take into account interdisciplinary connections in the educational process. It is noted that knowledge of other sciences helps teachers to better understand both students and themselves. Interdisciplinary connections of pedagogy are revealed, indicating the transfer of pedagogical ideas to other fields of knowledge. In addition, it is emphasized that the presence of links between pedagogical and other disciplines makes it possible to expand the scientific dialogue. The conclusion of the study notes that education and training should be interdisciplinary. Practical examples illustrating the connection of pedagogy with other subjects are also given. Interdisciplinary connections of pedagogy with other subjects is an integral part of the development of the educational process as a whole. Thus, the connection of pedagogy with other disciplines plays an important role in the formation of a holistic and integrated education system, promotes the effective use of various subjects in teaching, as well as the formation of socially significant skills and competencies.

Key words: pedagogy, education, humanities, interdisciplinary connections, influence, development.

Введение. Педагогика имеет множество связей с другими науками, которые влияют на эффективность обучения и воспитания. Достижение эффективных научных исследований, разработка педагогических технологий и новаторство возможно при существовании межпредметных связей и межнаучного системного подхода к предмету изучения.

Педагогика взаимодействует с такими науками, как философия, социология, этика, эстетика, психология, анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика. Такое взаимодействие помогает ей развиваться, совершенствоваться и укреплять свои связи Г21.

Изложение основного материала статьи. Связь педагогики с другими науками обусловлена ее предметом и задачами и включает в себя следующие компоненты:

• Философия. Философия является основой педагогики, так как она определяет ценности, принципы и идеалы обучения и воспитания.

• Психология. Психология изучает психологические процессы, которые происходят у учеников в процессе обучения и воспитания. Педагогика использует знания психологии для эффективных методов обучения и воспитания.

• Медицина. Медицина изучает как здоровье, так и заболевания, которые могут повлиять на процесс обучения и здоровье учащихся. Педагогика использует знания медицины для обеспечения здоровья и безопасности учащихся в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.