МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
УДК 7.07 Ф. А. Мир-Багирзаде
У ИСТОКОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ АНИМАЦИИ - ШКОЛА
АГАНАГИ АХУНДОВА*
Азербайджанское киноискусство в жанре анимации зародилось в 30-х гг. ХХ в. В этот период была основана киностудия «Азербайджанфильм», которая начала создавать свои первые мультфильмы. Они опирались на фольклор и образы из народных сказок. Интерес к анимации в Азербайджане возрос в 1960-х гг. Киностудия «Азербайджанфильм» собирала и привлекала к работе лучшие профессиональные кадры. Обучение мастерству анимации проходило на курсах в Москве у выдающихся мастеров кинематографии. Первопроходцем на этом поприще стал художник-постановщик и режиссер из Азербайджана Аганаги Ахундов, который окончил вначале специальный курс подготовки на киностудии «Союзмультфильм», а после, приехав в свой город Баку, организовал подобный курс для молодых художников, обучавшихся мастерству анимации. Все они впоследствии стали профессионалами своего дела и нашли свое место в этом жанре. В каждом из произведений Ахундова видны творческие поиски и эксперименты, заметно, как совершенствуются фильмы, снятые в перекладной технике. Его мультфильмы несут в себе неиссякаемый заряд добра, энергии и оптимизма. Выбор художников, композиторов и музыкального исполнения в созданных им мультфильмах говорит о его грамотной подготовке и высочайшем профессионализме. Рисованная анимация начала свое развитие именно с творческой подачи Аганаги Ахундова, основавшего цех мультипликаторов и создавшего таким образом свою школу, которая имеет свои традиции и последователей.
Ключевые слова: школа, направление, киноискусство, анимация, техника, рисование, аппликация, основоположник, цех, фильм.
В истории анимации одним из первопроходцев был французский художник-карикатурист Эмиль Коль, который в 1908 г. по рисункам снял свой первый фильм и вошел в мировую киноисторию. В 1912 г. в России появился один из первых кукольных мультфильмов. В Азербайджане развитие мультипликации началось с 1930 г. В те годы при киностудии «Азербайджанфильм» стала создаваться вся необходимая техническая база для анимации и привлечения лучших специалистов в этот вид киноискусства.
* Статья опубликована в рамках Соглашения о стратегическом партнерстве между Национальной академией наук Азербайджана и Удмуртским федеральным исследовательским центром Уральского отделения РАН.
Впервые в азербайджанском кино анимация была использована в документальных фильмах «Джат» (1933), «Симфония нефти» (1933), «Лок-батан» (1933). Воспроизведенная анимация в них отражала нефтедобывающий Баку с помощью машин, и этот жанр трудно назвать художественным, поскольку он передавал чисто технический характер, отсюда и его название - «техническая» анимация. В 1935 г. киностудия «Азербайджан-фильм» (тогда - «Азерфильм») организовала свой цех мультипликации, в котором был произведен первый анимационный художественный фильм «Несчастье Аббаса» (сценарист А. Попов, режиссер Э. Дикарёв). Однако, в силу того, что этот фильм не сохранился, трудно оценить его качество. Впоследствии студия «Азербайджанфильм», став-
шая «Бакинской кинофабрикой», приняла решение снять другой фильм - «Приключения Синдбада-морехода». Однако начало Второй мировой войны помешало этим планам. Отснятые материалы его также не уцелели.
В качестве небольших вставок азербайджанская анимация стала появляться в художественных картинах 1950-х гг.: «Коробка «Казбека» (1958) и «Тайна одной крепости» (1959), выполненных в технике рисованной анимации. В те годы художественными руководителями этих анимационных вставок были приглашенные московские художники киностудии «Союзмультфильм».
Первым азербайджанским анимационным фильмом можно считать фильм «Говорящие огоньки» (1956), созданный режиссером Расимом Исмайло-вым, оператором Вагифом Бехбутовым и художником Рафизом Исмайловым на студии «Экран».
Интерес к мультипликации возрастал. Приобретая профессиональные навыки, сюжеты своих мультфильмов художники стремились черпать в народных традициях и фольклоре Азербайджана.
Начиная с 1960-х гг. производство анимационных фильмов в Азербайджане увеличилось. Азербайджанские художники-мультипликаторы начали совершенствовать свое мастерство и обмениваться творческим опытом с российскими коллегами. Художники из Азербайджана обучались во ВГИКе и стажировались у лучших мастеров анимации. Так пришел успех и первые результаты. В 1969 г. на киностудии «Азербайджанфильм» был создан первый мультфильм «Джыртдан» («Маленький»). Его режиссером стал Аганаги Ахундов, руководитель цеха художников-мультипликаторов, которого считают основоположником азербайджанской анимации; вторым режиссером - Эльчин Эфендиев.
«В ту пору киностудией руководил народный артист СССР, режиссер и актер Адиль Искендеров. Он уделял особое внимание эксплуатации мастерской и процессу производства анимационных лент. Художник Аганаги Ахундов прошел спецкурс на студии «Союзмультфильм» в Москве, после чего приступил к организации подобного курса и подготовке молодых кадров и в родном Баку. Наконец, 28 февраля 1969 г. завершилось производство анимационного фильма «Джыртдан», снятого по мотивам одноименной народной сказки. Сценарий к этому часовому цветному анимационному фильму написала кинодраматург и поэтесса Алла Ахундова, музыку к фильму - композитор Октай Зульфугаров.
Див, Мелик Меммет, Симург - вместе из фольклора - в мультики. Первобытные верования людей и их суждения о богах послужили причиной возникновения многочисленных преданий, мифов, сказок. В преданиях, сказках каждого народа, в том числе и азербайджанского, животные говорят, как люди, а ветер, вода, звезды, луна, солнце носят антропоморфные качества. Азербайджанские аниматоры прекрасно понимали: фольклорные образцы - дастаны, сказки, притчи, мифы, предания - великолепный художественный материал для анимационного кино. К фольклорным образцам обращались не только в анимационных, но и в художественных игровых фильмах» [Интересные факты, 2018].
Образ Джыртдана очень полюбился азербайджанским художникам, сценаристам и постановщикам, что нашло свое продолжение в 1973 г. в ленте под названием «Новые приключения Джыртдана», а в 1984 г. - «Волшебные узоры». «Такие замечательные фильмы как «Тайна одной крепости», «Кёроглу», «Китаби-Деде Горгуд», «Меликмамед» были сняты с использованием мотивов азербайджанского фольклора. В советскую эпоху обращение мастеров искусства, являющихся представителями народов бывшего Союза, к своим национальным фольклорным образцам не только не запрещалось, но даже поощрялось. Аниматоры и по сей день обращаются к фольклорным образцам. В снятом в 3D формате анимационном фильме «Джыртдан и Тепегёз» (2012) сказочные сюжеты подвергаются деконструкции, а герои различных сказок встречаются в одном фильме» [Интересные факты, 2018].
Данная статья написана на основе предоставленных киноматериалов и фотоснимков киностудии Джафара Джаббарлы в Азербайджане, линков мультфильмов Аганаги Ахундова в отдельных статьях и их просмотров на канале <^оиТиЬе». Автор также вела беседы с художниками-постановщиками и аниматорами, которые обучались в цехе мультипликаторов под руководством Ага-наги Ахундова.
Творчеству художника А. Ахундова не были посвящены специальные научные труды. Публикуемые материалы о нем носили чисто информативный характер. К сожалению, автору статьи не удалось пообщаться с художником при жизни. Однако беседы и комментарии его друзей и коллег в жанре анимации, а также снятые им мультфильмы, помогли создать его творческий образ.
Аганаги Ахундов Первое здание киностудии Кадр фильма «Коробка Казбека»
«Азербайджанфильм», 1920-е гг.
При подготовке статьи был использован сравнительно-исторический метод, с помощью которого показана эпоха, время и творчество в азербайджанской анимации кинорежиссера и художника-постановщика Аганаги Ахундова. Автор старалась изучить в снятых им мультфильмах сюжетную линию, мастерство и творческий путь художника, которые нашли свое воплощение и отражение в изобразительных средствах и языке.
В нашем понимании основоположником считается тот, кто дал новое направление или создал свою школу. Основоположником азербайджанской анимации по праву можно считать Аганаги Ягуб оглы Ахундова.
С 1968 г. на киностудии «Азербайджанфильм» началось развитие азербайджанской анимации. В 1965 г. ее директором Адилем Искендеровым были открыты курсы мультипликаторов, которым руководил педагог Аганаги Ахундов. Вместе с ним эти курсы вели и другие преподаватели -Бахман Алиев и Назим Мамедов - выпускники курсов при «Союзмультфильме». Каждый из них внес свой вклад в формирование и становление будущих мультипликаторов в азербайджанской анимации.
Аганаги Ахундова родился 13 октября 1928 г. в г. Баку. Окончив Азербайджанское государственное художественное училище имени Азима Азим-заде по специальности «Педагог рисования и черчения», в 1957 г. он приступает к работе на киностудии «Азербайджанфильм» в качестве ассистента художника, художника декоратора и художника по костюмам в художественных фильмах. Одна тысяча девятьсот пятьдесят восьмой год был для мастера годом, когда он использовал анима-
ционные вставки в фильме «На дальних берегах», а в 1959 г. - в фильме «Тайна одной крепости».
В 1961 г. Аганаги Ахундов окончил двухгодичные курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмульфильм», затем двухгодичные Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве (1963). «Его педагогами по мастерству были Ф. Хитрук, С. Котёночкин, Л. Атаманов, Р. Качанов. Стажировку художник проходил на следующих анимационных фильмах «Живые цифры» (1962) режиссера Романа Давыдова, «Баня» (1962) Сергея Юткевича, «Три толстяка» (1963) Валентина и Зинаиды Брум-берг» [Агамалиев, 2018, с. 82].
Отслужив в армии, в 1964 г. Аганаги Ахундов возвращается в Баку. Он приступает к съемкам кукольного фильма «Бомба рабатай» по юмористическому рассказу Абдуррагимбека Ахвердова «Бомба», который к сожалению, не был завершен. С 1966 по 1968 гг. Аганаги Ахундов руководил цехом мультипликации, набрав около 20 художников, заложивших впоследствии основу и новое направление в азербайджанской мультипликации: Адиль Рустамов, Сона Мирзаалиева, Татьяна Ами-рова, Ариф Гусейнов, Эльчин Хаами Ахундов, Рауф Дадашев, Тахир Пириев, Геннадий Тищенко. Время, проведенное в качестве руководителя на курсах цеха мультипликации, дало свои плоды, и в 1967 г. по заказу Академии наук Азербайджана он снял технический анимационный фильм «Пути оптимального проектирования химических комбинатов» об открытиях химика-академика Муртуза Нагиева.
После курсов анимации Аганаги Ахундов решает снять свой первый анимационный фильм в ковровой стилистике «Джыртдан» (1969),
в котором он дебютировал в качестве автора идеи и режиссера-постановщика игровой анимации. Сорежиссером этого мультфильма стал Эльчин Эфендиев, в те годы являвшийся ассистентом художника-постановщика Эльчина Асланова.
«Изобразительное решение фильма «Джы-ртдан» прежде всего интересно тем, что авторы решают в нем использовать стилистику азербайджанского ковра. Все герои, а также предметы и фоны выполнены в «ковровом» стиле. Авторы используют орнаменты разных ковровых школ. При этом ковровый элемент используется кинематографическим способом - фон с ковровым мотивом часто расфокусирован, чтобы избежать слияния с предметами и персонажами. Октаем Зульфугаро-вым, композитором фильма, замечательно продумана национальная музыкальная тема, где вместе с западными инструментами звучит тар. Именно благодаря своей новаторской стилистике «Джы-
ртдан» не устаревает и может быть любопытен современному зрителю» [Агамалиев, 2018, с. 45].
Тогда же, в 1969 г. появился другой фильм, снятый Аганаги Ахуновым и оператором Вахидом Бехбутовым, - «Красные, черные и другие», в котором они вновь употребили перекладную технику в анимации. Начало 1970-х гг. в азербайджанской анимации ознаменовалось производством кукольных мультипликационных фильмов.
В 1970 г. Аганаги Ахундов, сняв микрофильм «Лев и два быка», решается на анимационный фильм «Фитнэ» по поэме Низами Гянджеви «Семь красавиц», где применил приемы средневековой миниатюры. «В сцене, где шах Бахрам ждет исполнения приказа, мы видим придворного музыканта, играющего на кяманче мугам Шур (один из основных ладов азербайджанской классической музыки). Аганаги Ахундов опять совмещает традиции национального изобразительного искусства
Ч6Ф6Р ЧАББАРЛЫ АДЫНА
киностулимсынын
ИСТЕЬСАЛЫ
Кадры из фильма «Джыртдан». Режиссеры: Аганаги Ахундов и Эльчин Эфендиев
с национальной музыкой, что характерно и для следующих его фильмов» [Азимова, 1972, с. 4]. Вот что говорил сам Аганаги Ахундов об этом
мультфильме: «В наших фильмах мы стараемся развивать фольклорные традиции азербайджанского изобразительного искусства, вкладывая в них
Кадры из фильма «Фитнэ»
Кадр из фильма «Мои цыплята»
Кадр из фильма «Мои цыплята»
Кадры из фильма «Волшебные узоры»
Кадры из фильма «Волшебные узоры»
Кадр из фильма «Волшебные узоры»
Кадры из фильма «Джыртдан». Режиссеры: Аганаги Ахундов и Эльчин Эфендиев
современное содержание» [Мультипликационное кино, 1972, с. 4]. Известный киновед С. Асенин высказался об этом мультфильме следующим образом: «В изобразительном решении картины постановщик исходил из традиционной стилистики народной миниатюры, своеобразно использовав в фильме приемы «динамичной статистики» [Асенин, 1972, с. 262].
Очередным анимационным фильмом Аганаги Ахундова стал «Тыг-Тыг ханум». В 1974 г. в киностудии имени Джафара Джаббарлы необходимо было реализовать очередной заказ, обратившись к теме фольклора, национального творчества или сказок. Режиссеры Аганаги Ахундов и Масуд Панахи решили апеллировать к сказке Абдуллы
Шаига «Тыг-Тыг ханум». В 1910 г. Абдулла Шаиг написал эту сказку в стихотворной форме. В 1974 г. данная тема вновь стала актуальной и Масуд Па-нахи, собрав в киностудии весь коллектив, начал работать над этим фильмом, тем самым дав старт интересному проекту продолжительностью в восемь месяцев. Масуд Панахи окончил Московский институт кинематографии в мастерской известного аниматора Иванова-Вано. В то время члену коллектива сценаристов и редакторов киностудии Инти-гаму Гасымзаде поручили подготовить сценарий этого фильма, который с большим энтузиазмом начинает работать над сказкой Абдуллы Шаига «Тыг-Тыг ханум». В фильме же Тыг-тыг ханум ищет себе друга. Когда сценарий был готов, режиссер
Кадр из фильма «Хитрый лис»
Кадр из фильма «Мышь»
Кадры из фильма «Тыг-Тыг ханум»
Кадры из фильма «Тыг-Тыг ханум» № 1 (6) 2019 Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья
Кадр из фильма «Ты такой маленький»
Режиссер Аганаги Ахундов с детьми
отобрал художников. В этом фильме он задействовал Эльчина Ахундова. Поэт Рамиз Ровшан написал тексты песен для фильма. Написание музыки доверили Рамизу Миришли, который до того времени никогда не работал с анимацией. Фильм «Тыг-тыг ханум» стал его первым опытом. И когда Рамизу Миришли предложили написать музыку для фильма «Тыг-тыг ханум», первым делом он вспомнил о Вагифе Мустафазаде. Они вместе начали работать над музыкой. Таким образом, зародилась основная мелодия, которая на протяжении всего фильма звучит в разных вариациях в зависимости от сцены. Севиль Аллахвердиева, одна из четырех девушек, входящих в вокальный квартет «Севиль» Вагифа Мустафазаде, стала исполнителем песни. В мультфильме «Тыг-тыг ханум» есть сцена танца, который называется «Блюдца». [История одной песни]. Ее исполнили тарист - Рамиз Гулиев и на кяманче - Агаджабраил Аббасалиев.
Следующим произведением Аганаги Ахундова стал мультфильм «Мои цыплята» (1975), снятый по мотивам одноименной песни на музыку Гамбара Гусейнли и слова Тофика Муталлибова. На этот раз автор использовал стилистику азербайджанской традиционной вышивки бисером. Песню «Джуд-жалярим» («Мои цыплята») в фильме исполнили
музыканты в переработке и аранжировке известного азербайджанского композитора и пианиста Вагифа Мустафазаде. Этот мультфильм киновед Айдын Казымов характеризовал так: «В фильме говорится о заботе, бесконечной материнской любви, воспитании, солидарности и взаимоотношениях, о большой силе дружбы» [Казымзаде, 2004, с. 5].
Сам Аганаги Ахундов говорил о своей работе: «Мультфильм «Джуджалярим» («Мои цыплята») создан был по сценарию Льва Константиновича Атаманова. Являясь одним из основных компонентов мультфильма, музыка в оригинальном переложении композитора Вагифа Мустафазаде заслуживает особого внимания. Она верно передавала драматургическое построение и соответствовала характеру трагикомического фильма. Творческая группа в этом фильме отказалась от текста, и поэтому в нем оказалось только действие, но нет диалога. Средствами актерской игры персонажа мы старались довести до зрителя взаимоотношения. В изобразительной части фильма были использованы узоры, орнаменты азербайджанской вышивки» [Режиссер-мультпликатор, 1976, с. 3].
Аганаги Ахундов не остановился на достигнутом и продолжил снимать новые мультфильмы. Мультфильм «Поиски друга» (1974), снятый
совместно с М. Панахи, выполнен в перекладной технике; затем был рисованный фильм «Ты такой маленький» (1982), повествующий о дружбе и преданности. Особо выделялась музыка к фильму, написанная композитором Рамизом Миришли, в которой были слышны звуки тара, подчеркивающие национальный колорит.
В 1984 г. Аганаги Ахундов снял новый фильм о Джыртдане, «Волшебные узоры», в котором режиссер вновь вернулся к ковровой теме, как в изобразительном языке, так и в сюжетной линии. «У мальчика Джыртдана из Нардарана (так его представляет закадровый голос) удивительная способность - он умеет ткать замечательные красочные ковры. Маленькому Джыртдану не сидится дома, и он решает пуститься в путешествие, которое должно вдохновить его на создание нового удивительного ковра: «Всю красоту, что окину взором, пишу по ковру моему узором! Я еще нити достать хочу, подобные золотому лучу!» [Агама-лиев, 2018, с. 51].
Аганаги Ахундов сумел возродить традицию изготовления азербайджанского ковра на примерах рисунков его орнаментов, которые созданы народными умельцами, отсюда и название мультфильма «Волшебные узоры». Интересным решением Аганаги Ахундова было приглашение им Расима Бабаева в качестве художника-постановщика, которому он поручил работу в рисунках апшеронских пейзажей. Аганаги Ахундов умело синтезировал в этом фильме аппликационную мультипликацию с рисованной. Он был одним из первых художников в азербайджанской анимации, который применил технику многоярусной съемки. Примером тому различные сцены в мультфильме. «В кадре
с ковровой композицией, из которой выходят верблюды, мы различаем аппликацию, а в кадре с павлином - технику рисунка» [Капков, 2006, с. 34].
Последним в творчестве Аганаги Ахундова был мультфильм «Весенние забавы» (1989), построенный на фольклорных персонажах Кёсы (редкобо-родого) и Кечала (лысего), который он посвятил обычаям и традициям праздника весны - Новруз. Художник символическим языком донес до детей его значение. В мультфильме мы видим символы Новруза: проросшие ростки пшеницы (сэмэни); крашеные яйца; канатоходцев, идущих по канату на пальцах ног; брошенную шапку у порога двери дома для получения гостинцев; детей, перепрыгивающих через костер; опущенный мешочек в дымоходе.
Благодаря мультфильмам Аганаги Ахундова азербайджанская анимация вошла в историю национального киноискусства. Он сумел воспитать художественный вкус и интерес к анимации и у детей, и у взрослого поколения художников. В своих мультфильмах он привил любовь к фольклору, найдя способы самовыражения своим изобразительным языком, что заслуживает самой высокой оценки. Мы узнали о таких его киногероях в анимации, как Джыртдан, Фитнэ, Тык-Тык ханым и т.д. Аганаги Ахундов был членом Международной ассоциации мультипликационного кино ASIFA, членом Всесоюзной комиссии по мульткино Союза кинематографистов СССР, членом Союза Художников Азербайджана, членом Союза кинематографистов СССР. За свои заслуги на этом поприще 30 октября 1989 г. он был награжден Орденом Трудового Знамени Азербайджанской ССР. Ага-наги Ахундов покинул этот мир 26 августа 2002 г.
Кадры из фильма «Весенние забавы»
Таким образом, в статье исследован путь становления мастера, творческие методы и истоки развития азербайджанской мультипликации в лице художника-постановщика Аганаги Ахундова. Постоянные и активные поиски в анимации, полученные знания в Москве на двухгодичных Высших курсах российских художников, сценаристов и режиссеров при киностудии «Союзмультфильм» смогли сформировать его как профессионала своего дела. Созданные им мультфильмы в истории национального азербайджанского киноискусства заложили фундамент, который дал
свои результаты, преемственность традиций и их продолжение. Аганаги Ахунову удалось развить художественный вкус у многих своих коллег, старшего и молодого поколения. Благодаря своему таланту, профессионализму и способностям, при содействии народного художника Азербайджана Адиля Искендерова в послевоенное время Аганаги Ахундов смог руководить цехом азербайджанских мультипликаторов - художников-постановщиков на киностудии «Азербайд-жанфильм», создав свою школу и направление в азербайджанской анимации.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Агамалиев, 2018 - Агамалиев Р. Азербайджанская анимация. Баку: Издательство «Peri film», 2018.
Азимова, 1972 - Азимова С. Связи азербайджанского анимационного кино с литературой // Культура. 1972. Март.
Асенин, 1974 - Асенин А. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. М.: Искусство, 1974.
Интересные факты, 2018 - Интересные факты об азербайджанской анимации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://famtram.az/ru/15/fmtBlogcat/2/ fmtBlogitem/494 (дата обращения 09.10.2018)
История одной песни, 2018 - История одной песни: «Tiq-tiq xanim» // Minval.az [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minval.az/news/31401 (дата обращения 09.10.2018)
Казымзаде, 2004 - Казымзаде А. Наш Азербайд-жанфильм. 1923-2003 гг. Баку: Изд-во «Мутарджим», 2004.
Капков, 2006 - Капков С. Энциклопедия естественной мультипликации. М.: Алгоритм-книга, 2006.
Мультипликационное кино, 1972 - Мультипликационное кино // Новости кино. 1972. Март.
Режиссер-мультипликатор, 1976 - Режиссер-мультипликатор // Новости кино. 1976. N° 11 (524). 20 апреля.
REFERENCES
Agamaliev, 2018 - Agamaliev R. Azerbajdzhanskaya animaciya. Baku: Izdatel'stvo «Peri film», 2018. (in Russian) Azimova, 1972 - Azimova S. Svyazi azerbajdzhans-kogo animacionnogo kino s literaturoj // Kul'tura. 1972. Mart. (in Russian)
Asenin, 1974 - Asenin A. Volshebniki ekrana. Es-teticheskie problemy sovremennoj mul'tiplikacii. M.: Iskusstvo, 1974. (in Russian)
Interesnye fakty, 2018 - Interesnye fakty ob azerbaj-dzhanskoj animacii [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// famtram .az/ru/15/fmtBlogcat/2/fmtBlogitem/494 (data obrashcheniya 09.10.2018) (in Russian)
Istoriya odnoj pesni, 2018 - Istoriya odnoj pesni: «Tiq-tiq xanim» // Minval.az [Elektronnyj resurs]. -URL: https://minval.az/news/31401 (data obrashcheniya 09.10.2018) (in Russian)
Kazymzade, 2004 - Kazymzade A. Nash Azerbaj-dzhanfil'm. 1923-2003 gg. Baku: Izd-vo «Mutardzhim», 2004. (in Russian)
Kapkov, 2006 - Kapkov S. Enciklopediya estestven-noj mul'tiplikacii. M.: Algoritm-kniga, 2006. (in Russian) Mul'tiplikacionnoe kino, 1972 - Mul'tiplikacionnoe kino // Novosti kino. 1972. Mart. (in Russian)
Rezhissyor-mul'tiplikator, 1976 - Rezhissyor-mul'ti-plikator // Novosti kino. 1976. № 11 (524). 20 aprelya. (in Russian)
Mir-Bagirzade Farida Altai
AT THE BEGINNING OF AZERBAIJAN ANIMATION - HAGANAGI AKHUNDOV'S SCHOOL
Azerbaijani cinema in the genre of animation gave its sprouts in the 30s of the twentieth century. In Azerbaijan, at that time, the film studio «Azerbaijanfilm» was founded, which began to create its first cartoons. The article will discuss the birth of the animation school in Azerbaijan at the head of the art director and director Aganagi Akhundov.
Azerbaijani first cartoons relied on folklore and images from folk tales. Interest in animation in Azerbaijan increased in the 1960s. Film Studio «Azerbaijanfilm» collected and attracted the best professional staff. The animation skills were taught by the best Russian masters in Moscow. The pioneer in this field was the artist from Azerbaijan, Aganagi Akhundov, who first completed a special training course at the «Soyuzmultfilm» studio, and then, after arriving in his city of Baku, he organized an identical course with young personnel - artists who study animation skills. This course was taught by talented artists who later became professionals in their field and found their way into this genre. In each of these illustrations, we visually see creative searches and experiments in the genre of animation. In them we notice how his cartoons made in the crossbar technique are improved. His cartoons bear in themselves good, optimism charge. The choice of artists, composers and musical performance in the cartoons created by him speaks about his competent training and choice of professional personnel in the work tandem. The drawn animation began its development precisely from its creative positions, the founding of the multipliers workshop, which thus created its own school, which has its successors and s continuers of this genre.
Keywords: school, direction, cinema, animation, technology, drawing, application, founder, workshop, film.
Мир-Багирзаде Фарида Алтай Кызы,
доктор философии, доцент, ведущий научный сотрудник,
Институт архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан) [email protected]
Mir-Bagirzade Farida Altai
PhD in Art History, Associate Professor, Leading Researcher,
Institute of Architecture and Art of the National Academy of Sciences of Azerbaijan (Baku, Azerbaijan) [email protected]