СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - МОЩНЫЙ РЕЗЕРВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г I
?
КРАВЧУК Л.С.,
доцент кафедры русского и иностранных языков Белгородского
ЮИ МВД России
Отличительной особенностью современной жизни России является становление гражданского общества и правового государства. В этих условиях имеет место большой рост преступности, что повышает требования к качеству профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Динамично продолжаются процессы развития, модернизации и совершенствования деятельности правоохранительных органов, профессионального образования, имеющего целью подготовку специалистов высокого профессионального уровня, способных противостоять угрозам и вызовам времени, быть надежными защитниками общественного порядка, прав и свобод граждан.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года В.В. Путин поставил перед МВД России очень ответственные задачи.
Одним из путей их решения является подготовка высококвалифицированных специалистов органов внутренних дел. Подбор, воспитание и обучение кадров, оптимизация системы их профессиональной подготовки представляются важнейшим направлением государственной деятельности, обеспечивающим реализацию правоохранительной функции. Система профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел является одной из самых крупных и многопрофильных среди таких систем федеральных органов исполнительной власти, однако она нуждается в модернизации, так как успех
выполнения органами внутренних дел своих функций всецело зависит от уровня профессиональной подготовки сотрудников. На основе стратегии развития образования в Российской Федерации МВД России утвердило в 2003 году «Концепцию совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел на период 2004 - 2010 годов», которая четко определяет цели и задачи профессиональной подготовки кадров в МВД России с учетом современных требований, предъявляемых к специалистам, и необходимых условий для успешного осуществления правоохранительной деятельности на современном этапе развития страны. Основные усилия будут сосредоточены на создании в федеральных округах и регионах полноценной системы непрерывной профессиональной подготовки. В условиях резкой трансформации преступности, связанной с ростом ее организованности и появлением совершенно новых ее видов, необходимы гибкие программы, моделирующие реальные условия оперативно-служебной деятельности различной категории сотрудников. Для этого необходимо ускорить внедрение в учебный процесс информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, а значит принять срочные меры по развитию учебно-материальной базы вузов МВД России.
В условиях нарастания транснациональных террористических и криминальных угроз все большую актуальность приобретает развитие и укрепление практического взаимодействия
органов внутренних дел с зарубежными правоохранительными органами. Радикальные изменения общественной жизни, процессы интеграции и глобализации, происходящие в мире, серьезные вызовы, брошенные нашему обществу, представляющие очевидную угрозу для стабильности демократических учреждений и для экономического и социального прогресса общества, требуют усиленной полицейской кооперации и вызывают необходимость совершенствования профессиональной подготовки кадров, способных ее осуществлять.
Интеграция российского образования в мировую образовательную систему в условиях углубления всеобщей интернационализации, необходимость совершенствования подготовки кадров к взаимодействию с правоохранительными ведомствами других стран в решении таких проблем, как борьба с терроризмом, транснациональной преступностью, межнациональными конфликтами, обеспечение активизации сотрудничества с международными организациями, предъявляют новые требования к качеству профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
В условиях стремительно развивающихся противоречивых общественных процессов и глубоких структурных преобразований в социально-экономической жизни страны, обострения криминогенной обстановки требуется качественное развитие и совершенствование профессионального образования кадров органов внутренних дел, подготовка специалистов высокого профессионального уровня, отвечающего мировым стандартам, способных противостоять угрозам и вызовам времени, быть надежными защитниками общественного порядка, прав и свобод граждан, решать новые и более сложные задачи, обладающих профессиональной мобильностью, опирающихся на гибкость мышления, адаптивность широкого плана - профессиональную, социальную, психологическую. Для осуществления высокопрофессиональной и эффективной деятельности сотрудники нуждаются в высших показателях профессионализма, интеллекта, творческих способностей, корпоративности, целеустремленности, навыков менеджмента, межличностного общения, способности к партнерству с зарубежными коллегами.
Именно по этой причине проблема повышения качества профессиональной подготовки кадров ОВД рассматривается как дело приоритетной важности. В условиях роста
количества преступлений международного характера необходимо готовить специалистов, способных бороться с ними, активно сотрудничать с правоохранительными органами зарубежных стран. Эффективно учить сотрудников ОВД бороться с преступлениями международного характера и работать в условиях тесного международного сотрудничества возможно только при активном развитии международного сотрудничества в области подготовки полицейских кадров. Эффективность деятельности зависит от меры готовности сотрудников к ведению профессионального диалога на международном уровне, их теоретических знаний и практических навыков, степени доверия к зарубежным коллегам, преодоления профессиональной замкнутости и культурной ограниченности.
«Безопасность создает доверие. Безопасность в объединяющейся Европе должна обеспечиваться людьми, имеющими общий базис и хороший уровень образованности. С развитием сотрудничества в сфере полицейского образования в Европе мы многого достигли. Это развитие соответствует динамичным процессам интеграции, которая должна предусматривать долгосрочную единую систему европейского полицейского образования. Успех международного полицейского сотрудничества зависит не только от практического опыта и знаний сотрудников, а в первую очередь от доверительного и открытого международного взаимодействия правоохранительных органов в их повседневной работе», - подчеркнул Федеральный министр внутренних дел Отто Шилли при подписании «Совместного Соглашения о сотрудничестве в рамках Полицейской Академии Центральной Европы».
Одним из средств совершенствования профессиональной подготовки является владение иностранным языком как средством коммуникации для решения проблем профессионального и социального характера, так как оно расширяет возможности получения профессионально значимой информации из прочитанного и устного общения с коллегами из разных стран, позволяет составлять необходимую юридическую документацию в соответствии с международными стандартами, использовать информационную сеть.
В настоящее время разрабатывается новая совместная концепция по обучению иностранным языкам сотрудников полиции. Часть обучения интегрирована с другими странами. Предусматривается прохождение
разговорной практики в странах изучаемого языка. Это должно привести к расширению и углублению специальных языковых знаний, укреплению двусторонних научных и культурных связей, взаимопониманию и дружеским отношениям, существующим между странами и народами.
Белгородский юридический институт МВД России и Специальный институт полиции Саксонии осуществляют обмен квалифицированными специалистами и научно-педагогическими работниками для чтения лекций и ведения практических занятий по русскому и немецкому языкам, сотрудничают в области совершенствования методов преподавания иностранных языков, ведут обмен опытом и технологиями в области преподавания иностранных языков, педагогической документацией, учебными и методическими пособиями, библиотечно-информационными ресурсами, а также обмен студентами для совершенствования подготовки по выбранной ими специальности. Перспективным направлением данного вида деятельности является создание смешанных авторских коллективов для совместной подготовки учебников русского и немецкого языков и разговорников для сотрудников органов внутренних дел.
Актуальность и насущная необходимость успешного решения проблемы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов к взаимодействию с зарубежными правоохранительными органами делает необходимым поиск новых путей повышения качества подготовки специалистов всех отраслей право-
охранительной деятельности. Несомненное значение в данной связи имеет изучение и применение зарубежного опыта в процессе профессиональной подготовки, использование традиционных и поиски инновационных организационных форм международной полицейской кооперации; поиск педагогических средств развития у сотрудников умений и навыков практического взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами в сфере расследования, раскрытия и профилактики преступлений; сборе, обработке данных, хранении и обмене соответствующей информацией от зарубежных органов уголовного преследования; совместной оценке отдельных методик ведения следствия; участия в общих инициативах в сфере обучения и повышения квалификации; обмене оперативными сотрудниками, делегациями; применении технического оборудования и криминально-технических исследований.
Образовательный и культурный уровень сотрудников органов внутренних дел - это основной фактор, обеспечивающий прогрессивное развитие милиции, а профессиональное образование является мощным резервом повышения эффективности правоохранительной деятельности. Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников внутренних дел является делом приоритетной важности и будет способствовать укреплению взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами, а, следовательно - и более эффективной борьбе с преступностью, обеспечению мира и безопасности граждан.