Научная статья на тему 'Совершенствование преподавания экономических дисциплин'

Совершенствование преподавания экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1953
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельская Галина Станиславовна

Совершенствование преподавания экономических дисциплин. Такова тема научно-методического семинара, состоявшегося 12-13 октября 2007 г. в ТГУ. Данный семинар в основном носил региональный характер, но в нем приняли участие профессора и преподаватели сибирских вузов городов Новосибирска, Кемерова и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of teaching of economic disciplines

Perfection of teaching of economic disciplines was a theme of the scientifically-methodical seminar which has taken place on October, 12-13th, 2007 in TSU. This seminar had regional character basically, but teachers and professors of the Siberian high schools (Novosibirsk, Kemerovo, etc.), have taken part in it.

Текст научной работы на тему «Совершенствование преподавания экономических дисциплин»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147:330.1

Г.С. Вельская

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

Совершенствование преподавания экономических дисциплин. Такова тема научно-методического семинара, состоявшегося 12-13 октября 2007 г. в ТГУ. Данный семинар в основном носил региональный характер, но в нем приняли участие профессора и преподаватели сибирских вузов - городов Новосибирска, Кемерова и др.

Системная трансформация нашего общества доказывает, что развитие экономического образования становится не только насущной потребностью, но и важнейшим фактором социально-экономического прогресса. Принятие грамотных решений на любом уровне невозможно без знаний основ экономической теории, поэтому необходимо вести речь об императиве всеобщности экономического образования в стране. Опыт переходного периода и его трудности также демонстрируют огромную роль экономических дисциплин, потому что теоретическая необразованность и догматическая ориентированность кадров при принятии решений дорого обходятся обществу. Решение вышеназванных проблем требует повышения качества обучения, изменения роли преподавателя в учебном процессе, перехода к современным образовательным технологиям.

Ниже помещается тезисное изложение содержания выступлений преподавателей различных вузов.

Кузбасский государственный технический университет, заведующий кафедрой экономической теории Ю.А. Журавский и Н.Т. Журавская. Данные авторы рассматривают инновации в российской высшей школе, определяют их сущность, показывают этапы образовательных нововведений, определяют основную цель инновационной деятельности и функции инноваций в процессе развития вузов и общества в целом. Рассматривая структуру инновационной деятельности, они выделяют следующие ее важнейшие компоненты: осмысление необходимости инноваций в определенной сфере деятельности; ее освоение и апробацию; анализ результатов; дальнейшее использование и распространение результатов реализации образовательных инноваций в различных сферах деятельности. Авторы выделяют также два пути развития управления инновационной деятельностью в системе российского высшего образования и дают классификацию инноваций в высшем образовании. На основании изучения данной проблемы авторы делают вывод, что инновации в высшем образовании меняют характер управления учебным процессом и усиливают роль мотивационно-смысловых познаний.

Томский политехнический университет, О.Ю. Корнева и профессор Ю.С. Нехорошев показывают взаимосвязь высоких технологий в инноваци-

онном и образовательном пространстве в связи с переходом к новому этапу развития цивилизации. Авторы считают, что необходима замена существующей двуединой функции высшей школы: подготовки специалистов с высшим образованием и проведения научных исследований в триединую функцию -учебную, научную и инновационную. Авторы излагают основные требования, предъявляемые к образованию на современном этапе развития экономики, формулируют цель инновационной ориентации обучения, дают понятие инновационной культуры, формулируют основные принципы инновационного образования, показывают влияние инновационного образования на развитие экономического мышления.

Томский педагогический университет, А. А. Татарникова рассматривает взаимосвязь сферы образования с рынком труда и считает, что учебные заведения должны изучать спрос на специалистов разных компетенций. На основании проведенных социологических исследований в данной области автор пришла к выводам, что существует большая потребность в кадрах, обладающих определенными профессиональными знаниями и практическим опытом, что требует организации определенного сотрудничества предприятий и вузов, разработки совместных образовательных программ. Автор считает, что работодатель должен иметь возможность влияния на качество подготовки специалистов, а вузу необходимо выявить запросы работодателей и ориентироваться на их удовлетворение.

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Н.Л. Казначеева считает, что становление постиндустриальной экономики предъявляет определенные требования к предметно-методологическому содержанию экономической теории как науки и учебной дисциплины. Автор определяет основной методологический источник обновления экономической теории: диалектический метод, который обусловливает системный подход к социально-экономическим явлениям, и считает, что в предметнометодологическое содержание экономической теории необходимо включить гуманистическую и экологосообразную научно-образовательную парадигму, потому что данная парадигма способствует выявлению объективных закономерностей развития системы «человек - общество - природа», что гарантирует эффективность, устойчивость и безопасность экономической системы. Автор утверждает, что системный подход и гуманистическая и экологическая парадигмы формируют определенность экономической теории в рамках постиндустриальной экономики и нового инновационного экономического образования.

Томский государственный университет, М.В. Чиков считает, что для повышения эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо создание тесной системы обучения, которая бы позволила выработать у студентов практические навыки самостоятельного овладения новыми знаниями. Данному требованию в полной мере отвечает организация учебно-воспитательного процесса в форме информационно-образовательной деятельности, а для этого необходимо формирование вокруг студента соответствующего информационно-образовательного пространства. По мнению автора, такое пространство включает в себя непрерывную коммуникацию с

преподавателем, с внешним научным миром, а также с государством и бизнесом. Автор считает, что эффективная организация такого пространства включает целый ряд элементов информационно-образовательного пространства и создание оптимальных условий для большинства обучающихся и в том числе организацию инновационных образовательных площадок.

Новосибирский университет экономики и управления, Т.Л. Колесова рассматривает основные противоречия образовательного процесса и выделяет определенные задачи современной образовательной деятельности: обучение способом поиска информации, привитие навыков анализа, развития способности к мышлению и т.д. Автор утверждает, что парадигма современного образования предполагает построение экологосообразной и культуросообразной модели обучения, что позволит перейти к структурному и интегрированному обучению. Автор считает, что современная традиционная система образования имеет целый ряд недостатков, и прежде всего она не отвечает главной ее миссии - развитию потребностей и способностей, заложенных в каждом человеке.

Томский политехнический университет, Е.А. Иванкина, Е.А. Таран рассматривают проблему оценки качества преподавания экономических дисциплин. Авторы считают, что такая оценка должна быть комплексной, и предлагают использовать для этого разработанную ими модель профессиональной компетентности педагога и оценки ее с помощью бланковой методики. Данная методика включает три группы ключевых компетентностей преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности.

Томский государственный университет, Г.С. Бельская и В.С. Чувакина рассматривают проблему изменения роли преподавателя в учебном процессе в связи с переходом на двухуровневую систему образования. Они считают, что необходимо изменить соотношение между аудиторной и внеаудиторной работой студентов, что требует серьезных изменений в методике обучения. Авторы утверждают, что в преподавании экономических дисциплин наиболее актуально использование таких методов, как дискуссия, деловые игры и разбор конкретных ситуаций (кейсов). По мнению авторов, характеристика современных методов обучения в обязательном порядке включает цель метода, действия и приемы, а также результат. Методика организации дискуссии предполагает учет целого ряда условий, которые рассмотрены авторами. Авторы считают, что деловые игры имеют целый ряд достоинств, поскольку они способствуют формированию моделей поведения студентов в зависимости от реальных жизненных ситуаций и создают возможности практического применения имеющихся у них знаний. Авторы утверждают, что технология «кейс-стади» позволяет давать не готовые знания, а развивать определенные направления в мышлении, в формировании умений и навыков. Данная технология уменьшает разрыв между теорией и практикой, учит оценивать ситуацию и прогнозировать пути ее развития, а также способствует систематизации знаний и развитию логического мышления. По мнению авторов, использование новых образовательных технологий в учебном процессе требует решения ряда проблем: мотивации труда преподавателя, условий труда и изменения структуры учебной нагрузки.

Томский государственный архитектурно-строительный университет, Т.Ю. Овсянникова рассматривает необходимость использования в учебном процессе активных методов обучения, и в частности деловых игр. Автор считает, что деловые игры имеют целый ряд обучающих возможностей: моделирование хозяйственной ситуации, обучение принятию решений, командному взаимодействию и т.д., а также позволяют реализовать три важнейших образовательных принципа. Автор выделяет несколько этапов в методике проведения игры и утверждает, что деловые игры позволяют формировать профессиональные навыки и компетенции современных экономистов-менеджеров.

Томский государственный университет, Е.Н. Соболева рассматривает противоречия между развивающейся культурой и традиционным способом образования человека и делает вывод, что существует необходимость перехода к непрерывному, открытому образованию, являющемуся синтезом всех известных форм образования, а все это, вместе взятое, способствует формированию информационного общества. Автор выделяет новую образовательную парадигму, в которой студент становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Автор утверждает, что изменение целей образовательного процесса требует изменения и его модели, нового подхода к междисциплинарности, системного подхода к изучению мира. По мнению автора, огромную роль в решении данных проблем призвана сыграть теория игр, успех которой зависит от ряда факторов.

Томский государственный университет, Н.И. Гульбина рассматривает значение самостоятельной работы студентов в учебном процессе, определяет ее принципы и формы. Автор считает, что для студентов должны составляться программы самостоятельной работы, а также необходимо научить студентов самостоятельно защищать представленный ими материал. По мнению автора, организация самостоятельной работы студентов требует и создания системы контроля за самостоятельной работой, в этом плане хорошо себя зарекомендовала система тестового контроля. Автор предлагает систему тестов трех видов: текущий контроль, итоговый контроль и контроль остаточных знаний. Автор утверждает, что организация самостоятельной работы студентов требует решения целого ряда проблем, и прежде всего нового подхода к планированию учебной нагрузки преподавателя.

Томский государственный университет, З.А. Зеленцова рассматривает роль индивидуальной работы со студентами неэкономических специальностей. В частности, автор считает, что индивидуальную работу можно проводить в виде письменного задания, поскольку данная форма учит студентов излагать грамотно свои мысли и позволяет хорошо усвоить материал. Автор выделяет целый ряд мотиваций в индивидуальной работе как со стороны студентов, так и преподавателя. По мнению автора, несмотря на достоинства индивидуальной работы, у преподавателя возникает целый ряд дополнительных проблем: методическое обеспечение индивидуальной работы и значительные затраты времени, которые не учитываются в учебной нагрузке.

Томский государственный университет, И.Ф. Дмитриева считает, что главной целью преподавателя экономической теории на общих потоках университета является формирование экономической грамотности студентов.

Поскольку у студентов неэкономических специальностей время, выделяемое на экономическую теорию, ограничено, то у преподавателя возникают определенные трудности в организации учебного процесса. На основании этого автор утверждает, что на общих потоках возрастает роль всех видов контроля за работой студентов и что тестовый контроль способствует усилению мотивации студентов. Автор называет целый ряд преимуществ тестового контроля.

Томский государственный университет, С. А. Кологривов рассматривает основы организации дистанционного обучения, характеризует две его модели, показывает их особенности и преимущества, определяет основные фазы развития дистанционного образования. Автор считает, что организация дистанционного образования требует решения целого ряда задач, и прежде всего подготовки квалифицированных преподавателей.

Томский государственный университет, А.И. Литовченко считает, что переход на двухуровневую систему образования потребует от преподавателей освоения новых методов преподавания, которые должны помочь формированию у студентов неэкономических специальностей экономического образа мышления и способствовать развитию интеллекта молодого специалиста. Автор утверждает, что для естественных факультетов наиболее доступным является метод проектов, который можно использовать во всех формах учеб -ного процесса, поскольку у студентов естественных факультетов наиболее развито конкретное мышление, что позволяет им легче освоить данную форму проведения занятия. Автор дает также характеристику разных видов проектов и делает вывод, что данный метод учит студентов разработке проектов по их специальности и помогает им по-новому взглянуть на социальноэкономические явления нашей жизни.

Томский государственный университет, Б.С. Бурыхин определяет особенности учебного процесса в Высшей школы бизнеса (ВШБ) ТГУ, выделяет основные направления в деятельности, называет дополнительные формы обучения, а также более подробно рассматривает проблему управленческого аспекта мотивации как основы повышения потенциала системы управления. Автор считает, что данной проблеме должно быть уделено особое внимание в учебном процессе ВШБ при подготовке менеджеров.

Томский государственный университет, В.И. Канов рассматривает возможности применения макроэкономического анализа в курсе «Экономика природопользования». Автор считает, что выбор здоровой природной среды как важнейшего блага зависит от существующего состояния экономики. Так, в экономике индустриального типа большую ценность приобретает природная среда как фактор производства материальных благ, а в экономике постиндустриального типа большую ценность получает природа как средство жизни человека. Автор утверждает, что проблема сохранения окружающей природной среды требует быстрого сокращения природоёмкости создания ВВП.

Томский государственный университет, Т.И. Коломиец считает, что процесс совершенствования преподавания экономических дисциплин требует осмысления предметного содержания региональной экономики как самостоятельной науки и междисциплинарного комплекса. Автор утверждает, что ре-

гиональная экономика становится самостоятельной отраслью знаний, поскольку изучает социально-экономическую систему региона, затрагивая проблемы федерализма, перераспределения ресурсов, государственного регулирования регионального развития, а также условия накопления природноресурсного, производственного, инвестиционного и т.п. потенциалов. По мнению автора, в преподавании региональной экономики вполне допустима определенная свобода, что позволит найти дополнительные аргументы в поиске эффективных механизмов управления развитием как в интересах населения регионов, так и федерации в целом.

Томский государственный университет, Э.Т. Ушакова считает, что проблема регулирования рыночной экономики имеет большое значение для становления экономического мышления у студентов экономических специальностей, но при рассмотрении данного материала возникают трудности в понимании студентами некоторых ключевых моментов данного спецкурса. По мнению автора, при изучении проблемы регулируемости рыночной экономики необходимо уделить особое внимание следующим вопросам: взаимодействию государственного и частного секторов смешанной экономики, разграничению экономики порядка и экономики процесса, взаимодействию институтов и хозяйственного порядка и т.д.

Томский политехнический университет, П.С. Кернякевич рассматривает основные цели преподавания дисциплины «Теоретические основы реструктуризации промышленных предприятий», выделяет главные задачи, решаемые при изучении данной дисциплины, анализирует специфику курса в рамках лекционных занятий. Автор считает, что изучение этого курса требует решения проблемы организации самостоятельной работы студентов и проблемы текущего контроля за усвоением знаний студентами. Автор также обращает внимание на актуальность и особенности данного курса.

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, С.М. Коробко считает, что экономическое образование в техническом вузе играет большую роль, поскольку позволяет повысить экономическую культуру инженерных кадров, сформировать определенное экономическое мышление, что позволяет им легче адаптироваться в условиях рыночной экономики, а также стать конкурентоспособными на рынке труда. Автор утверждает, что преподавание экономики в инженерных вузах прививает студентам стремление к реализации своих интересов, учит самостоятельно принимать решения, способствует развитию возможностей студентов, что облегчает выбор модели экономического поведения и деятельности в рамках новой хозяйственной системы.

В принятых «Предложениях-рекомендациях» научно-методического семинара «Совершенствование преподавания экономических дисциплин» участниками, во-первых, отмечена необходимость создания системы непрерывного экономического образования, данная система предусматривает изменение функций высшей школы: перехода от двуединой функции (подготовки специалистов и проведения научных исследований) к триединой функции (учебной, научной и инновационной). Во-вторых, признано необходимым в процессе преподавания экономических дисциплин формировать инноваци-

онную культуру специалистов, что позволит им легче вписаться в постиндустриальную цивилизацию. В-третьих, необходимо в преподавание курса «Экономическая теория» ввести гуманистическую и экологосообразную научно-образовательную парадигму, что позволит выявить объективные закономерности развития системы «человек - общество - природа» и обеспечить эффективность и безопасность экономической системы. В-четвертых, в связи с переходом на двухуровневую систему образования необходимо изменить роль преподавателя в учебном процессе, что потребует освоения новых образовательных технологий. В-пятых, переход к активным методам обучения требует решения ряда проблем: мотивации труда преподавателей, изменение условий труда и структуры учебной нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.