научный портал мвд России № 2 (58) 2022
scientific portal of the russia ministry of the interior
Уголовное право
Научная статья УДК 343.9
Совершенствование правовых основ в сфере противодействия
химическому терроризму
Пётр Николаевич Кобец
ВНИИ МВД России, г. Москва, Россия,
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-6527-3788
АННОТАЦИЯ. Введение. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что в настоящее время террористские организации проявляют повышенный интерес к возможности получения и использования в своей преступной практике опасных химических веществ в разных их состояниях, поскольку наличие этих компонентов рассматривается террористическим сообществом, в качестве одного из наиболее эффективных средств достижения преступных целей.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ проблемных вопросов, которые возникают в процессе противодействия актам химического терроризма, и с учетом этого анализа проработать и предложить основные направления по совершенствованию правового регулирования противодействия рассматриваемому феномену.
Методология и результаты. Методологической основой проведенного исследования выступил комплекс общенаучных приемов познания, на основе которого автор анализировал современные научные источники, содержащие сведения о химическом терроризме. Новизной отличается анализ механизма по функционированию современного химического террора, а также предложенный комплекс правовых мер противодействия ему.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностями применения оригинальных научных выводов и результатов, полученных в процессе исследования, в целях дальнейшего совершенствования правовой работы по противодействию химическому терроризму.
Выводы. Автор сфокусировался на вопросах исследования особенностей современного химического террора для разработки новейших правовых подходов к противодействию одной из наиболее опаснейших разновидностей террористической угрозы - химическому терроризму. На основе проведенного исследования автором предложено правовое обоснование инициатив в области противодействия химическому терроризму; проанализированы имеющиеся международно-правовые пробелы, которые требуют их скорейшего устранения в целях осуществления мер по эффективному международному сотрудничеству в рассматриваемой сфере; предложены меры по решению задач в области противодействия химическому терроризму в глобальных масштабах по долгосрочному международному сотрудничеству; сделаны предложения по минимизации имеющихся проблем и устранению недостатков и недоработок в сфере международного сотрудничества.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: химическое оружие, химический терроризм, террористическая деятельность, транснациональная преступность, правовое регулирование, совершенствование правовых основ, медико-санитарное обеспечение, химическая безопасность, международное сотрудничество, предупреждение преступности
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кобец П. Н. Совершенствование правовых основ в сфере противодействия химическому терроризму // Научный портал МВД России. 2022. № 2 (58). С. 58-65.
Criminal law
Original article
Improving the legal framework in the field of countering chemical terrorism
Peter N. Kobets
NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia,
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-6527-3788
ABSTRACT. Introduction. The relevance of the problem under consideration is due to the fact that at present terrorist organizations are showing an increased interest in the possibility of obtaining and using hazardous chemicals in their criminal practice in their various states, since the presence of these components is considered by the terrorist community as one of the most effective means of achieving criminal goals.
The purpose of the study consists in analyzing the problematic issues that arise in the process of countering acts of chemical terrorism, and taking into account this analysis, work out and propose the main directions for improving the legal regulation of countering the phenomenon under consideration.
© Кобец П. Н., 2022
Methodology and results. The methodological basis of the study was a set of general scientific methods of cognition, on the basis of which the author analyzed various modern scientific sources that contain information about chemical terrorism. What is new is the analysis of the mechanism for the functioning of modern chemical terror, as well as the proposed set of legal measures to counter it. The practical significance of the study is due to the possibility of applying original scientific findings and results obtained in the course of the study in order to further improve the legal work to combat chemical terrorism.
Conclusions. The author focused on the issues of studying the features of modern chemical terror in order to develop the latest legal approaches in countering one of the most dangerous types of terrorist threat - chemical terrorism. On the basis of the research conducted by the author: a legal substantiation of initiatives in the field of combating chemical terrorism is proposed; describes the current international legal gaps that require their prompt elimination in order to implement measures for effective international cooperation in this area; proposed measures to solve problems in the field of combating chemical terrorism on a global scale in long-term international cooperation; proposals were made to minimize existing problems and eliminate shortcomings and shortcomings in the field of international cooperation.
KEYWORDS: chemical weapons, chemical terrorism, terrorist activity, transnational crime, legal regulation, improvement of the legal framework, health care, chemical safety, international cooperation, crime prevention
FOR CITATION: Kobets P. N. Improving the legal framework in the field of countering chemical terrorism // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 2 (58). P. 58-65 (In Russ.).
Качественное изменение терроризма в условиях начала XXI в. привело к тому, что данный вид преступных проявлений совершил трансформацию из индивидуального явления в массовое. О различной проблематике проявлений международного терроризма как в нашей стране, так и за рубежом уже на протяжении двух десятилетий нового столетия активно дискутируют на страницах различных научных изданий отечественные и иностранные специалисты различного уровня, в том числе правоведы, историки, социологи, политики. При этом нельзя не отметить, что проблематика противодействия международному терроризму не только не исчерпывается, а наоборот, с каждым годом ее важность только возрастает. И во многом это обусловлено тем, что активное научно-техническое развитие общества приводит и к быстрому трансформированию преступности, которая стремится взять на вооружение различные научно-технические достижения, при этом меняя свои формы и масштаб, а следствием указанных процессов является повышение степени ее опасности.
Из большинства отмечаемых отечественными и зарубежными специалистами особенностей, которые дают характеристику международному терроризму и действующим на таких же основах организациям, важно акцентировать внимание на возможностях использования международным терроризмом в своих преступных целях современных научно-технических разработок и результатов [1, р. 31]. По этой причине в современном динамично развивающемся обществе происходит возникновение новых разновидностей террористической преступности.
Сегодня проявления международного терроризма продолжают претерпевать глубокие изменения, пополняя свой арсенал рядом са-
мых современных средств. И в недалеком будущем он не перестанет трансформироваться, а наоборот, начнет принимать еще более сложные формы. Обращение внимания на это обстоятельство продиктовано причинами, по которым террористы все чаще стремятся прибегнуть к новым технологиям. Важнейшая из указанных причин состоит в увеличении площади поражения, росте числа пострадавших от актов международного терроризма, и самое главное - в обязательном обеспечении запланированного эффекта воздействия на руководство и органы правопорядка всей страны либо нескольких государств сразу. Использование в террористической деятельности новых высокотехнологических достижений приводит к порождению его новых форм и видов, среди которых биотерроризм [2, с. 25], ядерный терроризм [3, с. 31], информационный терроризм [4, с. 19], но и, конечно же, особое место сегодня принадлежит химическому терроризму.
Оценки ООН и ВОЗ показывают, «что химический терроризм входит в число одних из самых опасных видов для общества» [5, с. 49]. Отечественные эксперты также отмечают, что за период с 2013 по 2017 г. в Сирийской Арабской Республике и Иракской Республике было совершено многочисленное и трудно подсчитываемое количество актов химического терроризма. Причем, по мнению экспертов, террористами и не скрываются факты того, что они имеют необходимые навыки и у них также имеются достаточные объемы сырья для производства химического оружия [6, с. 8].
Кроме того, в условиях нового тысячелетия многократно возрастает важность проблематики противодействия актам химического терроризма, поскольку все чаще встречаются случаи, когда террористами используются токсичные
промышленные химикаты и боевые отравляющие вещества. А различные информационные источники сообщают о возможностях террористов овладения технологиями, которые могут позволить им создавать химическое оружие. Также, по мнению отечественных экспертов, среди возможных опасных химических веществ для использования международными террористами в России в целях совершения террористских угроз в первую очередь могут быть использованы ранее не применяемые и не известные высокотоксичные химические средства [7, с. 10].
Во многом такую ситуацию обусловливают усиливающая сплоченность и интернационализация международного терроризма, а также отсутствие в ряде государств необходимого контроля за распространением составных элементов химического оружия. Кроме того, в настоящее время для международных террористов, как никогда ранее, стали доступны компоненты химоружия, что во многом объясняется слабым экспортным контролем и наличием открытых данных по новейшим разработкам в сфере химвооружений [8, с. 223].
Растущая численность международного террористического сообщества позволяет российским ученым утверждать, что в дальнейшем вероятность использования опасных химических веществ и соединений в террористических целях будет только возрастать [9, с. 36].
Токсикологические проблемы в случае актов химического терроризма могут возникнуть при следующих обстоятельствах: «в процессе разрушения террористами химических объектов в целях заражения окружающей среды и людей химическими веществами, которые производятся, складируются или используются на этих предприятиях, и во-вторых, в случаях использования террористическими организациями собственного запаса химических веществ и агентов для формирования зоны по химическому заражению» [10, с. 17].
О потенциальных масштабах опасности возможного использования террористами химических веществ для совершения терактов свидетельствует факт аварии, которая произошла на химическом предприятии фирмы «Union Carbide» в г. Бхопале в Индийской Республике 3 декабря 1984 г., когда более 40 т цианид метила было выброшено в атмосферу. В результате этой техногенной катастрофы сразу же погибли более 500 человек, по различным данным, позднее скончались от 2,5 тыс. до 16 тыс. че-
ловек. Всего же пострадавшими стали порядка 60 тыс.1
В связи с этим есть необходимость отметить, что «на территории нашей сраны находится порядка 3500 химических опасных предприятий» [11, с. 9]. А «протяженность газопроводов и нефтепроводов магистрального типа, представляющих высокую опасность для населения, составляет более двухсот тысяч километров» [12, с. 29].
Одними из потенциально опасных объектов химического террора в настоящее время также становятся объекты гидротехнических сооружений. По данным российских экспертов, в нашей стране имеется около 30 тыс. напорных гидротехнических сооружений и комплексов, которые могут являться потенциально опасными, поскольку на данный момент в террористическом отношении состояние их охраны не в полной мере может отвечать степени их уязвимости [13, с. 96].
В то же время необходимо сделать акцент на том, что среди важнейших компонентов поражающих факторов применения актов химического терроризма выступает мощное психологическое воздействие, которое не только парализует волю большинства населения, но и приводит к панике в обществе и всеобщему хаосу.
В связи с этим следует согласиться с российскими специалистами, которые сходятся во мнении, что сегодня химический терроризм - это глобальная проблема масштабного, мирового характера и она не ограничивается отдельными государствами. Это реальность, способная коснуться любого государства нашей планеты, требующая от международного сообщества конкретных, четко определенных и результативных мер.
В настоящее время «ООН разработала 16 универсальных соглашений, из которых 13 соглашений и 3 протокола направлены на борьбу с международным терроризмом и касаются различных видов проявления терроризма» [14, с. 16]. При этом государствами - членами ООН при ее посреднической деятельности расширяется координация борьбы с терроризмом и продолжается работа по подготовке и принятию новых нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере. Совбез ООН принимает активное участие в работе по противодействию международному терроризму. Различные управления и учреждения ООН также участвуют в ряде мероприятий, направленных на борьбу с терроризмом,
1 См.: Крупнейшая техногенная катастрофа в истории:
трагедия в Бхопале. URL : https://diletant.media/arti-
cles/45260940/ (дата обращения : 15.02.2022).
оказывают помощь различным странам в борьбе с международным терроризмом. Кроме того, «Совбезом ООН принимаются специальные резолюции и создаются вспомогательные органы по противодействию терроризму» [15, с. 62].
Однако до настоящего времени не принят специальный международный правовой акт, регулирующий противодействие химическому терроризму.
В качестве правовых основ противодействия химическому терроризму в нашей стране выступают Конституция Российской Федерации и несколько международных правовых актов, среди которых Конвенция по запрещению химического и бактериологического оружия2; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму»3, а также ряд других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и актов других федеральных органов государственной власти.
В том числе правовые основы противодействия химическому терроризму в нашей стране специально закреплены: в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации4; Указе Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»5; Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»6; Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегиче-
ском планировании в Российской Федерации»7; постановлении Правительства РФ от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации»8; методических рекомендациях МР 0100/3556-04-34 «Взаимодействие органов управления, учреждений и специализированных формирований при ликвидации последствий террористических актов с применением патогенных биологических агентов и опасных химических веществ»9; методических рекомендациях от 28 декабря 2001 г. № 2510/13132-01-34 «Организация медико-санитарного обеспечения при террористических актах с использованием опасных химических и отравляющих веществ»10; письме Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 8 ноября 2001 г. № 18/29-394 «О мерах по обеспечению противодействия биологическому и химическому терроризму»11; письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 марта 2012 г. № 14-8/10/2-2096 «О направлении приказа для использования при создании запаса антидотов в составе резерва медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе террористических актов с использованием опасных химических веществ, и в составе несни-
2 См.: Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.). URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11542/ (дата обращения : 15.02.2022).
3 См.: О противодействии терроризму : Федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3. URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения : 15.02.2022).
4 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения : 15.02.2022).
5 См.: Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу : Указ Президента Рос. Федерации от 11 марта 2019 г. № 97. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_319787/ (дата обращения : 15.02.2022).
6 См.: О безопасности : Федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ : ред. от 9 нояб. 2020 г. URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения : 15.02.2022).
7 См.: О стратегическом планировании в российской Федерации : Федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ : ред. от 31 июля 2020 г. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения : 15.02.2022).
8 См.: О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 : ред. от 8 авг. 2020 г. URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53515/ (дата обращения : 15.02.2022).
9 См.: Взаимодействие органов управления, учреждений и специализированных формирований при ликвидации последствий террористических актов с применением патогенных биологических агентов и опасных химических веществ : методические рекомендации МР 0100/3556-04-34 : утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом 23 дек. 2004 г. URL : https://base.garant. ru/70651562/? (дата обращения : 15.02.2022).
10 См.: Организация медико-санитарного обеспечения при террористических актах с использованием опасных химических и отравляющих веществ : методические рекомендации от 28 декабря 2001 г. № 2510/13132-01-34 : утв. Минздравом Рос. Федерации 28 дек. 2001 г. URL : https://base.garant. ru/12126905/? (дата обращения : 15.02.2022).
11 См.: О мерах по обеспечению противодействия биологическому и химическому терроризму : письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста России от 8 нояб. 2001 г. № 18/29-394. URL : https://base.garant.ru/1352671/? (дата обращения : 15.02.2022).
жаемого запаса медицинских организаций»12; письме Минобразования РФ от 15 октября 2001 г. № 42-15/42-11 «О проведении учебных занятий по вопросам противодействия химическому и биологическому терроризму»13 и др.
Однако для надлежащего противодействия химическому терроризму принятых нормативных правовых актов недостаточно. Сегодняшние реалии требуют разработки и утверждения целого комплекса правовых мер по противодействию химическому терроризму, в связи с этим важно отметить, что своей разработки и принятия требует научно обоснованная Национальная стратегия в сфере обеспечения химической безопасности Российской Федерации, позволяющая обладать эффективной системой выявления химических террористических угроз на этапах их планирования и подготовки.
В современных условиях борьбы с химтер-роризмом приоритетная роль должна быть отведена принятию Концепции по осуществлению химической безопасности в Российской Федерации, которая бы в полной мере сосредоточивалась на основных источниках химических угроз, средствах и методах химической защиты населения, источниках по обеспечению химбезопасно-сти, комплексе юридических, организационных, и технико-экономических подходов к решению рассматриваемых вопросов.
Не мешало бы сконцентрироваться на разработке и принятии федерального закона «О химической безопасности», в котором бы классифицировались все разновидности химических угроз. В нем должны раскрываться угрозы внешние, внутренние, преднамеренные и непреднамеренные, а также ряд других возможных угроз. В рассматриваемом контексте должен быть разработан и принят федеральный закон «О противодействии химическому терроризму», который бы в полной мере был посвящен раскрытию всех проблемных вопросов предупреждения и реагирования на различные угрозы химического терроризма.
12 См.: О направлении приказа для использования при создании запаса антидотов в составе резерва медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе террористических актов с использованием опасных химических веществ, и в составе неснижаемого запаса медицинских организаций : письмо Министерства здравоохранения и социального развития Рос. Федерации от 6 марта 2012 г. № 14-8/10/2-2096. URL : https:// base.garant.ru/70170356/? (дата обращения : 15.02.2022).
13 См.: О проведении учебных занятий по вопросам противодействия химическому и биологическому терроризму : письмо Минобразования России от 15 октября 2001 г. № 42-15/42-11. URL : https://base.garant.ru/1587048/? (дата обращения : 15.02.2022).
Также важно отметить, что законодательная база по обеспечению химической безопасности не должна ограничиваться принятием федеральных законов «О противодействии химическому терроризму» и «О химической безопасности». Необходимо подумать о принятии достаточного финансирования федеральных программ и иных мероприятий в сфере обеспечения химической безопасности нашей страны.
Также важно акцентировать внимание на том, что современное российское законодательство не имеет точной формулировки, которая бы нормативно закрепляла, что незаконное применение опасных химических веществ в преступных целях должно квалифицироваться как теракт. Однако несмотря на то что действующее российское законодательство, как и в целом международное право, не дает определения химическому терроризму, как показало проведенное исследование, ряд отечественных правоведов и исследователей рассматриваемых преступных проявлений предлагают собственную трактовку данному явлению, сводя его к одному общему пониманию. В связи с этим логично предположить, что проявления химического терроризма представляют собой разновидность террора, заключающегося в преднамеренном и скрытом использовании опасных химических веществ для причинения вреда здоровью и жизни людей.
Данный вопрос требует серьезной научной проработки, после которой возможно внесение предложений о ряде поправок в Федеральный закон РФ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Также нельзя не сказать о том, что важная роль в деятельности по борьбе с химическим терроризмом должна быть отведена совершенствованию уголовного законодательства, внесению изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающих привлечение к уголовной ответственности виновных в совершении химических террористических актов, а также лиц, оказывавших им содействие в совершении рассматриваемого преступного деяния. Санкцией за совершение противоправных деяний в сфере незаконной разработки, производства, сбыта и применения химического оружия, в том числе для террористических целей, должно являться наказание в виде пожизненного лишения свободы.
В настоящее время международному сообществу на основе имеющего опыта необходимо прибегнуть к созданию практичного и эффективного механизма в целях сотрудничества и реше-
ния важнейших проблем в области противодействия химическому терроризму. Поскольку ряд событий, произошедших в условиях нового тысячелетия, в том числе и на Ближнем Востоке, свидетельствует о том, что международные террористические группировки все чаще используют для проведения террористических атак не только токсичные химикаты, применяемые в промышленном производстве, но и компоненты химического оружия. Во многом данная проблема обусловлена неразработанностью правовых основ, которые бы регламентировали оборот указанных химвеществ и способствовали осуществлению необходимого межгосударственного контроля в рассматриваемой области.
Как полагают зарубежные эксперты, компоненты для изготовления химического оружия в настоящее время легко доступны для террористов из-за либерализации торговли, слабости контроля за экспортом пригодных для изготовления химического оружия веществ, открытости новейших разработок в области химвооружения, интернационализации терроризма.
Поэтому одной из эффективных организационных мер по противодействию международному химическому терроризму является устранение существующих международно-правовых пробелов в рассматриваемой сфере. Так, до настоящего времени не приняты международно-правовые нормы, прямо запрещающие использовать химоружие негосударственным субъектам. Также пока что отсутствуют международно-правовые нормы, квалифицирующие указанные деяния в качестве международного преступления.
В данном контексте также важно отметить, что не в полной мере отвечают современным требованиям борьбы с терроризмом и перечисленные в Конвенции о запрещении химического оружия (далее - Конвенция)14 ограниченные обязательства, обеспечивающие уголовное преследование представителей террористических организаций. В ряде научных публикаций прямо говорится, «что указанной Конвенцией налагается на государства ее участников ряд ограничений, связанных с разработкой, производством и приобретением химоружия, но эти же ограничения не распространены на другие государства, а также в Конвенции не существует запретов к доступу и последующему использованию него-
14 См.: Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении : заключена в г. Париже 13 янв. 1993 г. : с изм. от 7 июня 2020 г. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_11542/ (дата обращения : 15.02.2022).
сударственными субъектами химоружия, и также нет и мер по привлечению их к ответственности за указанные деяния» [16, с. 107]. Государствами-участниками на территории их государств может лишь опосредованно вводиться уголовная ответственность за рассматриваемые деяния в отношении субъектов террористической деятельности.
Многие открытые научные источники дают полную характеристику химическим веществам, которые в прошлом столетии считались перспективными ингредиентами для производства химоружия, однако впоследствии армии различных государств отказались их принимать на вооружение [17, с. 29]. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что для разработки и дальнейшего использования ряда отдельных указанных веществ, в частности таких, как, например, анальгетики, действия Конвенции не распространяется, и поэтому они могут быть использованы террористами как химагенты для совершения террористских атак.
Рассматриваемая Конвенция была принята в 1993 г., практически тридцать лет тому назад, и поэтому в ней имеются пробелы, обусловленные тем, что некоторые вопросы невозможно было предугадать. Например, нет ответа на вопрос, куда девать химическое оружие, изъятое у представителей террористических организаций. В том числе нормативно не урегулированы случаи, когда странам необходимо имеющееся у них химоружие передать под международный контроль во избежание захвата его террористическими организациями.
Поэтому в качестве важного условия в сфере международного сотрудничества по противодействию химическому терроризму может стать предложение разработать новую Конвенцию, восполняющую обозначенные выше, а также другие имеющиеся или же могущие возникнуть в недалеком будущем пробелы в борьбе с химтер-роризмом. Также в новой Конвенции наравне с химическим оружием в сферу правого регулирования должен быть включен весь имеющийся арсенал опасных и токсичных химических веществ, которые в настоящее время не охвачены международными резолюциями.
Одним из важнейших инструментов в сфере международного сотрудничества по противодействию химическому терроризму может стать «резолюция Совбеза ООН № 1540, которая затрагивает проблематику, связанную с незаконным перемещением химических материалов и средств по их доставке, однако следует отме-
тить, что она ориентирована на то, чтобы применялись национальные меры, которые не допускают попадание химоружия к террористическим организациям»15. Данной Резолюцией, принятой в 2004 г., также остаются неохваченными все современные особенности, которые складываются вокруг попыток международных террористических организаций заполучить химическое оружие, а также производственные и технические возможности по его созданию.
Одновременно с этим важно акцентировать внимание на том, что важнейшей проблемой в сфере международного сотрудничества по противодействию химическому терроризму является ограничение международного взаимодействия по борьбе с химтерроризмом с определенным перечнем стран. Поэтому сегодня специалистам в рассматриваемой сфере приходится прибегать к непрофильным контактам по решению обозначенных вопросов. Эффективное международное долгосрочное сотрудниче-
15 См.: Резолюция 1540 (2004) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. URL : https://www.un.org/ disarmament/ru/wmd (дата обращения : 15.02.2022).
ство может стать одним из важнейших направлений в решении задач борьбы с химическим терроризмом.
Анализ ряда тенденций, связанных с изменением криминальной ситуации как в нашей стране, так и за рубежом, и прежде всего ростом транснациональных и террористических преступных проявлений, позволяет утверждать, что вопросы возможных террористических угроз химического терроризма с каждым годом будут становиться все актуальнее и значимее. В связи с этим активизация работы по разработке и соответственно реализации правовых мер противодействия химическому терроризму становится важнейшим условием обеспечения государственной безопасности нашей страны.
В заключение хочется особо подчеркнуть, что вне всякого сомнения, в условиях нового тысячелетия осуществлять противодействие химическому терроризму будет все сложнее, поскольку данная деятельность должна быть организована на плановой основе и потребует максимальных усилий общественности и государства. При этом важно отметить, что других альтернативных вариантов ни у государства, ни у общества пока что нет.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Schulte P. Uncertain Diagnosis: Megalomaniacal Hyper - Terrorism and an Unending War for the Future? // Globalization and the New Terror: The Asia Pacific Dimension / David Martin Jones Ed. Cheltenham, UK; Northampton, MA USA: Edward Elgar, 2005.
2. Кобец П. Н. Особенности феномена биотерроризма в условиях XXI столетия и меры противодействия // Научный портал МВД России. 2021. № 1 (53). С. 25-33.
3. Кобец П. Н. Опыт и проблемы противодействия международному терроризму на объектах атомной энергетики // Научный портал МВД России. 2019. № 2 (46). С. 29-39.
4. Кобец П. Н. Противодействие терроризму в информационной сфере: опыт и проблемы // Научный портал МВД России. 2021. № 3 (55). С. 18-26.
5. Глотов Е. Н., Шарифуллина Л. Р., Козырева А. А. Химический терроризм в социально-политических конфликтах // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2014. № 2 (21). С. 47-52.
6. Ковтун В. А., Голипад А. Н., Мельников А. В. [и др.] Химический терроризм как силовой инструмент проведения внешней политики США и стран Запада // Вестник войск РХБ защиты. 2017. Т. 1. № 2. С. 3-13.
7. Рачеев В. Г. О некоторых нетрадиционных особо опасных формах ведения современной вооруженной борьбы // Проблемы безопасности : электронный научный журнал. 2013. № 1 (19). С. 10-11.
8. Шкатова Е. Ю., Оксузян А. В. Оказание медико-санитарной помощи при отравлениях в результате различных химических терактов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. C. 223.
9. Соколов Ю. И. Риски высоких технологий. - М. :
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2009. - 312 с. ISBN 978-5-93970-039-2.
10. Рембовский В. Р., Нагорный С. В. Медико-санитарные аспекты предотвращения массового поражения людей при химических авариях и террористических актах // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2005. № 1 (14). С. 16-18.
11. Воробьев Ю. Л. Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности России // Стратегические риски чрезвычайных ситуаций: оценка и прогноз : материалы VIII Всероссийской науч.-практ. конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (г. Москва, 15-16 апреля 2003 г.) / Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России. - М. : ООО «Триада», 2003. С. 4-13.
12. Малышев В. П. Угрозы в высокотехнологичном обществе и пути их преодоления // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2011. Т. 1. № 1 (1). С. 27-42.
13. Донской Д. Д., Осяк В. В., Бондарева Г. В. Анализ наиболее актуальных факторов, способствующих распространению терроризма в России и в мире // Юристъ-Пра-воведъ. 2018. № 4 (87). С. 92-97.
14. Кобец П. Н. Особенности феномена кибертер-роризма в условиях XXI столетия и меры по их противодействию // Научный портал МВД России. 2022. № 1 (57). С. 18-26.
15. Симанович Л. Н. Нормативно-правовое регулирование предупреждения химического и биологического терроризма в рамках международного сотрудничества // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2017. № 1 (17). С. 60-64.
16. Симанович Л. Н. Международные аспекты противодействия химическому терроризму // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 16-3. С. 106-109.
17. Антонов Н. С. Химическое оружие на рубеже двух столетий. - М. : Прогресс, 1994. - 174 с.
REFERENCES
1. Schulte P. Globalization and the New Terror: The Asia Pacific Dimension / David Martin Jones Ed. Cheltenham, UK; Northampton, MA USA: Edward Elgar, 2005.
2. Kobets P. N. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2021, No. 1 (53), pp. 25-33.
3. Kobets P. N. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2019, No. 2 (46), pp. 29-39.
4. Kobets P. N. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2021, No 3 (55), pp. 18-26.
5. Glotov E. N., Sharifullina L. R., Kozyreva А. А. Nauch-nye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoj zashhity (Scientific and educational problems of civil protection), 2014, No. 2 (21), pp. 47-52.
6. Kovtun V. А., Golipad А. N., Mel'nikov А. V. [i dr.] Vestnik vojsk RKHB zashhity (Bulletin of the RCB Protection Troops), 2017, Vol. 1, No. 2, pp. 3-13.
7. Racheev V. G. Problemy bezopasnosti: Ehlektronnyj nauchnyj zhurnal (Security issues: electronic scientific journal), 2013, No. 1 (19), pp. 10-11.
8. Sрkatova E. Yu., Oksuzyan А. V. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education), 2016, No. 6, p. 223.
9. Sokolov Yu. I. Riski vysokikh tekhnologij (Risks of high technologies), Moscow: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 2009, 312 p. ISBN 978-5-93970-039-2.
10. Rembovskij V. R., Nagornyj S. V. Vestn. Ros. Voen.-med. akademii (Bulletin of the Russian Military Medical Academy), 2005, No. 1 (14), pp. 16-18.
11. Vorob'ev Yu. L. Strategicheskie riski chrezvychajnykh situatsij: otsenka i prognoz : materialy VIII Vserossijskoj nauch.-prakt. konferentsii po problemam zashhity naseleniya i territorij ot chrezvychajnykh situatsij (g. Moskva, 15-16 aprelya 2003 g.) / Tsentr strategicheskikh issledovanij grazhdanskoj zashhity MCHS Rossii (Strategic risks of emergencies: assessment and forecast: materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference on the Problems of Protecting the Population and Territories from Emergencies (Moscow, April
15-16, 2003) / Center for Strategic Studies of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia), Moscow: OOO "Triada", 2003, pp. 4-13.
12. Malyshev V. P. Strategiya grazhdanskoj zashhity: problemy i issledovaniya (Civil Protection Strategy: Problems and Research), 2011, Vol. 1, No. 1 (1), pp. 27-42.
13. Donskoj D. D., OsyakV. V., Bondareva G. V. Yurist-Pra-voved (Lawyer-Lawyer), 2018, No. 4 (87), pp. 92-97.
14. Kobets P. N. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2022, No. 1 (57), pp. 18-26.
15. Simanovich L. N. Natsional'naya bezopasnost' i stra-tegicheskoe planirovanie (National security and strategic planning), 2017, No. 1 (17), pp. 60-64.
16. Simanovich L. N. Fundamental'nye iprikladnye issle-dovaniya v sovremennom mire (Fundamental and applied research in the modern world), 2016, No. 16-3, pp. 106-109.
17. Аntonov N. S. Khimicheskoe oruzhie na rubezhe dvukh stoletij (Chemical weapons at the turn of two centuries), Moscow: Progress, 1994, 174 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
П. Н. Кобец - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела научной информации, подготовки научных кадров и обеспечения деятельности научных советов Центра организационного обеспечения научной деятельности федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1).
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
P. N. Kobets - Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Department of scientific information, training of scientific personnel and ensuring the activities of scientific councils of the center for organizational support of scientific activities of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation).
Рукопись поступила в редакцию 10.03.2022; одобрена после рецензирования 16.05.2022; принята к публикации 30.06.2022.
The article was submitted 10.03.2022; approved after reviewing 16.05.2022; accepted for publication 30.06.2022.