Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА И АДВОКАТСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА И АДВОКАТСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
333
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
адвокат / юридическое образование / адвокатские формирования / передовой опыт / применение права / судебно-правовые реформы / верховенство права. / advocate / legal education / advocacy formations / best practices / application of law / judicial and legal reforms / rule of law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Насиба А. Абдузаирова

В Республике Узбекистан на основе общепризнанных норм международного права были созданы основы и гарантии конституционной защиты прав и свобод личности. В статье 116 Конституции Республики Узбекистан были закреплены конституционные гарантии получения квалифицированной юридической помощи, а также роль адвокатуры. К сожалению, в стране имеется нехватка адвокатов, что обусловлено разными причинами. В данной статье были критически проанализированы нормы национального законодательства об адвокатуре. Основная цель статьи заключается в совершенствовании законодательства с учетом передовых стандартов. В качестве методов исследования были использованы статистический, сравнительно-правовой метод и метод обобщения научных исследований ученых. С учетом проведенного анализа была выявлена необходимость осмысления теоретических и практических основ института адвокатуры в Республике Узбекистан в целях совершенствования правовых основ указанного института. По итогам исследования были сделаны выводы касательно повышения эффективности деятельности адвоката, укрепления его правового статуса. Эти предложения могут быть использованы при разработке проектов нормативно-правовых актов об адвокатуре и адвокатской деятельности, стратегических документов по развитию и дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республики Узбекистан. Выводы исследования могут определить перспективы реформ в сфере адвокатуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LEGAL STATUS OF ADVOCATES AND ADVOCACY FORMATIONS BASED ON INTERNATIONAL STANDARDS

In the Republic of Uzbekistan, on the basis of universally recognized norms of international law, the foundations and guarantees of constitutional protection of individual rights and freedoms have been created. Article 116 of the Constitution of the Republic of Uzbekistan established constitutional guarantees of obtaining qualified legal assistance, as well as the role of the advocacy. Unfortunately, there is a shortage of advocates in the country, which is due to various reasons. In this article, the norms of the national legislation on advocacy were critically analyzed. The main purpose of the article is to improve legislation taking into account advanced standards. The statistical, comparative-legal method and the method of generalization of scientific research of scientists were used as research methods. Taking into account the analysis, the necessity of understanding the theoretical and practical foundations of the Institute of advocacy in the Republic of Uzbekistan in order to improve the legal foundations of this institute was revealed. According to the results of the study, conclusions were drawn regarding the improvement of the effectiveness of the advocate's activities, strengthening his legal status. These proposals can be used in the development of draft legal acts on advocacy and advocate’s activity, strategic documents on the development and further reform of the institute of advocacy in the Republic of Uzbekistan. The findings of the study can determine the prospects for reforms in the field of advocacy.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА И АДВОКАТСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ»

Oriental Journal of History, Politics and Law

ORIENTAL JOURNAL OF HISTORY, POLITICS AND

LAW

journal homepage: https://www.supportscience.uz/index.php/oihpl

IMPROVING THE LEGAL STATUS OF ADVOCATES AND ADVOCACY FORMATIONS BASED ON INTERNATIONAL STANDARDS

Nasiba A. Abduzairova

Student

Tashkent State Law University

Tashkent, Uzbekistan

E-mail: nasiba.abdMzairova@bbk.ru

ABOUT ARTICLE

Key words: advocate, legal education, advocacy formations, best practices, application of law, judicial and legal reforms, rule of law.

Received: 02.05.22 Accepted: 04.05.22 Published: 06.05.22

Abstract: In the Republic of Uzbekistan, on the basis of universally recognized norms of international law, the foundations and guarantees of constitutional protection of individual rights and freedoms have been created. Article 116 of the Constitution of the Republic of Uzbekistan established constitutional guarantees of obtaining qualified legal assistance, as well as the role of the advocacy. Unfortunately, there is a shortage of advocates in the country, which is due to various reasons. In this article, the norms of the national legislation on advocacy were critically analyzed. The main purpose of the article is to improve legislation taking into account advanced standards. The statistical, comparative-legal method and the method of generalization of scientific research of scientists were used as research methods. Taking into account the analysis, the necessity of understanding the theoretical and practical foundations of the Institute of advocacy in the Republic of Uzbekistan in order to improve the legal foundations of this institute was revealed. According to the results of the study, conclusions were drawn regarding the improvement of the effectiveness of the advocate's activities, strengthening his legal status. These proposals can be used in the development of draft legal acts on advocacy and advocate's activity, strategic documents on the development and further reform of the institute of advocacy in

the Republic of Uzbekistan. The findings of the study can determine the prospects for _reforms in the field of advocacy._

ADVOKAT VA ADVOKATLIK BIRLASHMALARINING HUQUQIY MAQOMINI XALQARO STANDARTLAR ASOSIDA TAKOMILLASHTIRISH

Nasiba A. Abduzairova

Talaba

Toshkent davlat yuridik universiteti

Toshkent, O'zbekiston

E-mail: nasiba.abduzairova@bk.ru

_MAQOLA HAQIDA_

Kalit so'zlar: advokat, yuridik Annotatsiya: O'zbekiston

ma'lumot, advokatlik birlashmalari, ilg'or Respublikasida xalqaro huquqning tajriba, huquqni qo'llash, sud-huquq umume'tirof etilgan normalari asosida shaxs islohotlari, huquq ustuvorligi. huquq va erkinliklarini konstitutsiyaviy

himoya qilishning asoslari va kafolatlari yaratilgan. O'zbekiston Respublikasi Konstitutsiyasining 116-moddasida malakali yuridik yordam olishning konstitutsiyaviy kafolatlari, shuningdek, advokaturaning o'rni belgilab qo'yilgan. Afsuski, turli sabablarga ko'ra mamlakatda advokatlar yetishmaydi. Ushbu maqolada advokaturaga oid milliy qonunchilik normalari tanqidiy tahlil qilindi. Maqolaning asosiy maqsadi ilg'or standartlarni hisobga olgan holda qonunchilikni takomillashtirishdan iborat. Tadqiqot usullari sifatida statistik, qiyosiy-huquqiy usullar va olimlarning ilmiy tadqiqotlari umumlashtirish usuli qo'llanildi. Tahlillarni hisobga olgan holda ushbu institutning huquqiy asoslarini

takomillashtirish maqsadida O'zbekiston Respublikasida advokatura institutining nazariy va amaliy asoslarini tushunish zarurligi ochib berildi. Tadqiqot natijalariga ko'ra, advokat faoliyati samaradorligini oshirish, uning huquqiy maqomini mustahkamlash bo'yicha xulosalar chiqarildi. Ushbu xulosalardan O'zbekiston

Respublikasida advokatura va advokatlik faoliyati to'g'risidagi huquqiy hujjatlar, advokatura institutini rivojlantirish va yanada isloh qilish bo'yicha strategik hujjatlar loyihalarini ishlab chiqishda foydalanish mumkin. Tadqiqot natijalari advokatura sohasidagi islohotlar istiqbollarini belgilashi mumkin.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА И АДВОКАТСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ

СТАНДАРТОВ

Насиба А. Абдузаирова

Студент

Ташкентский государственный юридический университет

Ташкент, Узбекистан

E-mail: nasiba.abduzairova@bk.ru

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: адвокат, Аннотация: В Республике

юридическое образование, адвокатские Узбекистан на основе общепризнанных формирования, передовой опыт, норм международного права были созданы применение права, судебно-правовые основы и гарантии конституционной реформы, верховенство права. защиты прав и свобод личности. В статье

116 Конституции Республики Узбекистан были закреплены конституционные гарантии получения квалифицированной юридической помощи, а также роль адвокатуры. К сожалению, в стране имеется нехватка адвокатов, что обусловлено разными причинами. В данной статье были критически проанализированы нормы национального законодательства об адвокатуре. Основная цель статьи заключается в совершенствовании законодательства с учетом передовых стандартов. В качестве методов исследования были использованы статистический, сравнительно-правовой метод и метод обобщения научных исследований ученых. С учетом проведенного анализа была выявлена необходимость осмысления теоретических и практических основ института адвокатуры в Республике Узбекистан в целях совершенствования правовых основ указанного института. По итогам исследования были сделаны выводы касательно повышения эффективности деятельности адвоката, укрепления его правового статуса. Эти предложения могут быть использованы при разработке проектов нормативно-правовых актов об адвокатуре и адвокатской деятельности, стратегических документов по развитию и дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республики Узбекистан. Выводы исследования могут определить _перспективы реформ в сфере адвокатуры.

ВВЕДЕНИЕ

В нашей Республике Узбекистан на основе общепризнанных норм международного права были созданы основы и гарантии конституционной защиты прав и свобод личности. В статье 116 Конституции Республики Узбекистан были закреплены конституционные гарантии обеспечения права обвиняемого на получение защиты, квалифицированной юридической помощи на любой стадии производства дела в органах следствия и суда, а также роль адвокатуры в качестве института, оказывающего юридическую помощь гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. В стране были созданы организационные основы и сформирован механизм по поощрению функционирования системы юридической защиты, особенно, созданию соответствующей национальной инфраструктуры адвокатуры. В качестве доказательства этого, можем указать, что сегодня в Узбекистане адвокатура, занимающаяся вопросами защиты прав физических и юридических лиц, также играет важную роль в дальнейшем повышении правового сознания и правовой культуры личности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев в своем выступлении от 30 июня 2020 года, посвященном вопросам обеспечения правосудия и противодействия коррупции, отметил, что «адвокатура — неотъемлемая часть достижения правосудия, и роль данного института в обеспечении справедливости неоценима» [16].

В Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 20172021 годах в качестве важнейшей задачи в рамках приоритетного направления обеспечения верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы указано, что совершенствование системы оказания юридической помощи и услуг, в частности развитие института адвокатуры, повышение роли адвоката в рассмотрении уголовных, гражданских, административных и экономических дел [6]. Реализация указанной задачи требуют осмысления теоретических и практических основ института адвокатуры в Республике Узбекистан в целях совершенствования правовых основ указанного института.

С учетом важности адвокатуры как института гражданского общества выбранная тема статьи является актуальной, а изложенные предложения и рекомендации могут быть использовании при совершенствовании института адвокатуры в Республике Узбекистан.

В настоящей статье были использованы наряду с общенаучными методами были использованы статистический, сравнительно-правовой методы и метод обобщения научных исследований ученых.

За годы независимости в целях реформирования института адвокатуры, дальнейшего укрепления статуса и предоставления гарантий адвокатам, повышению репутации и престижа профессии адвоката были 3 Закона Республики Узбекистан, около 10 решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, несколько ведомственных нормативно-правовых актов. В свою очередь, эти нормативные документы сформировали своеобразную практику, побудили адвокатов к осуществлению своей деятельности на профессиональной основе.

Статистический метод показывает насколько актуальна поддержка адвокатуры в Узбекистане. Сегодня в Узбекистане действуют около 4 тысяч адвокатов, на 8,5 тысячи жителей страны приходится в среднем один специалист. Более того, 43 процента адвокатов работают в Ташкенте, а в 20 районах областей не зарегистрировано ни одной адвокатской фирмы [16]. Эти цифры наглядно показывают остроту проблемы.

Другими словами, реформы в судебно-правовой сфере должны быть сосредоточены на дальнейшую либерализацию законодательства об адвокатуре и укрепление роли и статуса адвоката.

Несмотря на общепринятую модель понимания адвоката в качестве института оказания юридической помощи, подход стран к решению вопроса свидетельствует о том, что данная сфера регулируются в разных странах по-разному, имеются специфические особенности, которые следует учитывать в разработке предложений по совершенствованию национального законодательства. Так, сравнительно-правовой анализ законодательства зарубежных стран показывает важность предоставления статуса адвоката иностранным гражданам, внедрения цифровых технологий в сферу адвокатуры. Государственное регулирование адвокатуры в странах с англосаксонской правовой системой связано с регистрацией адвокатских формирований и рассмотрением юридической консультации как части рынка правовых услуг. В отличие от стран с англосаксонской правовой системой, особенностью законодательства стран ЕС является наличие требований к этике адвоката. Так, в Европе действует Кодекс поведения адвокатов в Европейском Союзе, который применяется к трансграничной деятельности в рамках ЕС и был принят в Страсбурге в 1988 году Советом адвокатов и юридических обществ Европы, следовательно, является обязательным для всех адвокатов из стран ЕС.

Метод обобщения научных исследований ученых показывает, что в национальной юридической науке мнения ученых свидетельствуют о важности реформирования адвокатуры. Один из исследователей института адвокатуры в Республике Узбекистан В.Давлятов отмечал, что в мире особое внимание уделяется развитию института

адвокатуры, совершенствованию организационно-правовых основ адвокатских формирований, повышению роли института адвокатуры в формировании рынка конкуренции в рынке юридических услуг, установление организационно-правовых основ адвокатских формирований и органов самоуправления адвокатуры, совершенствование правовых основ системы лицензирования адвокатской деятельности, налаживание системы специализации профессии адвоката, проведению исследований независимости адвоката, их равноправия с иными участниками судебного процесса [14, 9-с].

Происходящие изменения в стране также свидетельствуют о том, что важно кардинально реформировать институт адвокатуры, который является неотъемлемой частью судебно-правовых реформ, укрепляя его важность в защите прав и свобод человека, а также обеспечивая его истинную независимость. Как указывает Ф.Отахонов, институт адвокатуры имеет очень важное значение для проведения правовой политики, «формирования нового класса юридической службы» [17, 43-с], следовательно, общество возлагает особую роль институту адвокатуры в создании демократического общества и сильного гражданского общества.

В рамках настоящей статьи были выдвинуты следующие суждения и гипотезы: в целях либерализации законодательства предлагается исключить ценз гражданства в отношении приобретения статуса адвоката в Республике Узбекистан;

следует предоставить лицам с ученой степенью право заниматься адвокатской деятельностью наравне с иными лицами со стажем;

при осуществлении профессиональной деятельности адвокат имеет три категорий прав - 1) связанные с представительством интересов физических и юридических лиц; 2) сбор сведений и доказательств для защиты клиента по процессуальному законодательству; 3) связанные с возможностью адвоката надлежащим образом осуществлять свою деятельность.

необходимо предоставить право адвокатским формированиям от своего имени заключать соглашения об оказании юридической помощи;

в целях повышения эффективности направления и обеспечения своевременного рассмотрения адвокатского запроса предлагается предусмотреть возможность направления адвокатского запроса в электронной форме, в частности, посредством Единого портала интерактивных государственных услуг.

За истекший период развитие профессии адвоката, повышение ее роли в защите и охране прав и свобод человека, обеспечении равенства сторон и юридической помощи, реализация принципа состязательности сторон в судопроизводстве правосудия признавались одним из приоритетов судебной реформы в Республике Узбекистан. В то же

время в динамично развивающемся мире важно и дальше совершенствовать правовую базу оказания юридической помощи и статуса адвоката, а также многих других сфер, касающихся адвокатской деятельности.

Законодательство Республики Узбекистан об адвокатуре раскрывает понятие «адвоката» через совокупность нескольких взаимосвязанных факторов, определяющих правовой статус адвоката:

Первое - в соответствии с законодательством адвокатом может быть гражданин Республики Узбекистан, что напрямую связывает статус адвоката с гражданством Республики Узбекистан.

Как нам известно гражданство Республики Узбекистан отражает постоянную взаимосвязь личности и государства через политическую и правовую составляющую, позволяя личности обладать всеми взаимными правами, нести установленные законом обязанности и быть ответственным за нарушение законодательства. В целом гражданство определяет гарантию признания и уважения достоинства, основных прав и свобод человека [1].

Установление ценза гражданства не является оптимальным способом контроля и мониторинга над деятельностью адвоката за соблюдением законодательства Республики Узбекистан об адвокатуре. Как отмечает группа национальных авторов выбор адвоката зависит от «желаний» самого клиента, то есть осуществление адвокатом своей деятельности в качестве защитника или представителя зависит от воли лица [19, 408-с]. При этом ценз гражданства существенным образом препятствует участию в деле иностранных компаний адвоката, являющегося иностранным гражданином.

По вопросу участия иностранных граждан в качестве адвоката представляет интерес опыт США. По данным Государственного департамента США информация, относящаяся к правовым требованиям конкретных зарубежных стран, предоставляется только для общей информации и может быть не совсем точной в конкретном случае, что требует получения квалифицированной правовой помощи. Вопросы, связанные с толкованием конкретных иностранных законов, следует адресовать иностранным адвокатам. Это разрешение позволяет иностранным или транснациональным компаниям осуществлять свою правовую защиту с участием адвоката собственного государства (являющего иностранным для страны рассмотрения спора). Государственный департамент США указывает, что иностранные юридические консультанты являются адвокатами, часто работающими в юридических фирмах США с офисами в зарубежных странах, которые могут консультировать клиентов о требованиях иностранного права, но которые могут иметь или не иметь лицензии на юридическую практику в стране, где они работают [21].

В Российской Федерации иностранные адвокаты до изменений в законодательстве не имели права получить статус адвоката в Российской Федерации, их задача ограничивалась дачей консультаций по правовым вопросам, как правило, касающихся норм международного права и зарубежного законодательства. Причиной указывалось очень скудное - для адвокатов иностранных государств предоставлялось возможность участвовать именно по делам в России, касающихся иностранного права [15]. С новыми изменениями в федеральном законодательстве российский парламентарий внес коррективу, в соответствии с которым лицо, не являющееся гражданином РФ, после приобретения статуса адвоката по российскому законодательству, может заниматься адвокатской практикой в пределах Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом [12].

Опыт стран с англосаксонской правовой системой, стран Западной Европы и СНГ позволяет нам сделать вывод о необходимости предоставления иностранным гражданам права на занятие адвокатской деятельностью.

С учетом изложенного предлагается в законодательство Республики Узбекистан об адвокатуре внести норму следующего содержания:

«Статья. _ Особенности осуществления адвокатской деятельности

иностранными гражданами и лицами без гражданства

Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать статус адвоката в порядке, предусмотренном законодательством, и допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Республики Узбекистан».

Второе - требование высшего юридического образования. В настоящем контексте следует руководствоваться тем, что согласно требованиям Закона Республики Узбекистан «Об образовании» предполагает прохождение подготовки кандидатом обучения по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры, при этом бакалавриат является базовым высшим образованием, магистратура - высшим образованием по конкретной специальности на базе соответствующего бакалавриата [2]. Следовательно, буквально адвокат должен иметь диплом магистра.

В 2019/2020 учебном году в целях расширения сферы подготовки категории высококвалифицированных специалистов, которые имеют степень магистра, руководством страны было предоставлено право абитуриентам участвовать в конкурсе по приему в магистратуру по другим, не являющихся смежным, специальностям магистратуры, за исключением отдельных специальностей магистратуры на базе родственных направлений образования бакалавриата, которые устанавливается

Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан [7]. По данному правилу была предусмотрена возможность поступления в Ташкентский государственный юридический университет (а сейчас и иные юридические образовательные учреждения) по специальностям магистратуры лиц, имеющих базовое неюридическое образование. Данная норма порождает ряд вопросов к правоприменителю:

Может ли лицо, закончившее высшее образовательное учреждение по направлению «Экономика» после окончания магистратуры по специальности «Адвокатская деятельность» заниматься адвокатской деятельностью?

Может ли выпускник бакалавриата Ташкентского государственного юридического университета заниматься адвокатской деятельностью без окончания магистратуры (независимо от специальности)?

Ответы на эти вопросы дать трудно. С точки зрения буквального толкования норм Закона, адвокатом может стать магистр права, при этом базовое образование не имеет значение. Однако на практике большинство адвокатов не имеют степень магистра и не нуждаются в этом (получили лицензию). На наш взгляд, с учетом важности получения и закрепления базовых знаний по юридическим дисциплинам следует предусмотреть необходимость получения адвокатами базового юридического образования.

Еще один немаловажный вопрос: соотношение ученой степени и статуса адвоката. Опыт Германии, РФ показывает, что лица с ученой степенью могут заниматься адвокатской деятельностью наравне с иными лицами со стажем. Как известно ученая степень в юриспруденции предполагает получение послевузовского образования по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров, предусматривающую проведение дальнейших научных исследований и изысканий, завершающихся подготовкой и защитой докторской диссертации по юридической дисциплине [2]. При этом уровень подготовки свидетельствует о важности полученных знаний.

На наш взгляд, лица с ученой степенью доктора философии (Doctor of Philosophy (PhD) и доктора наук (Doctor of Science (DSc) должны иметь приоритет в получении статуса адвоката в Республике Узбекистан. Указанные лица должны получить статус адвоката путем сдачи квалификационного экзамена без предъявления требований к юридическому стажу и стажировке.

Третье - получение лицензии на право занятия адвокатской деятельностью. Статья 31 Закона Республики Узбекистан «Об адвокатуре», введенная Законом Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года № ЗРУ-198, устанавливает, что кандидат, то есть претендующее на получение лицензии лицо должно:

иметь подтвержденный стаж работы в сфере юридической специальности не менее двух лет (например, в качестве юрисконсульта, нотариуса или помощника адвоката и т.д.);

пройти стажировку в одном из адвокатских формирований (адвокатское бюро, адвокатская фирма, коллегия адвокатов, юридическая консультация), срок стажировки -не менее трех месяцев (до принятия Закона Республики Узбекистан от 11 октября 2018 года № ЗРУ-497 - не менее шести месяцев); следует отметить, что юрисконсульты, представители судейского корпуса, прокурорско-следственные работник со стажем не менее трех лет, не проходят стажировку;

сдать квалификационный экзамен по знаниям законодательства Республики Узбекистан.

Квалификационный экзамен направлен на оценку знаний по вопросам юридической практики, в частности знаний основ законодательства, отраслей предполагаемой сферы деятельности, к примеру знаний законодательства об административных правонарушениях [20, 76-с].

Таким образом законодательство Республики Узбекистан предъявляет следующие требования к претенденту:

- связь с Республикой Узбекистан на уровне гражданства;

- успешное окончание высшего юридического образовательного учреждения (с получением диплома);

- соответствие лицензионным требованиям и получение разрешительного документа в виде лицензии;

- как минимум двухлетний юридический стаж работы и успешное прохождение стажировки продолжительностью не менее трех месяцев.

Особо следует указать на некоторые особенности законодательства в части недопущения определенных категорий лиц, которым запрещается занятие адвокатской деятельностью:

1) недееспособные или ограниченно дееспособные лица (согласно Гражданскому кодексу Республики Узбекистан полнота прав и обязанностей предполагает наличие дееспособности с определенного возраста, как правило, 18 лет, что свидетельствует о важности физической характеристики здоровья претендентов на статус адвоката);

2) лица с непогашенной или неснятой судимостью. Уголовный кодекс Республики Узбекистан предусматривает, что судимость является правовым последствием, а точнее правовым состоянием осужденного лица, формирующимся после его наказания судом и наступлении для этого лица определенных неблагоприятных последствий уголовно-

правового и общеправового характера [5]. Судимость для претендента на статус адвоката является последствием общеправового характера. Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 18 сентября 2015 года № 13 «О судебной практике по применению законодательства о погашении и снятии судимости» гласить, что согласно статье 77 Уголовного кодекса сроком начала состояния судимости является день вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а сроком окончания - день погашения или снятия судимости [11]. Следовательно, лицо, которому назначено наказание, например, наказание в виде лишения свободы на срок семи лет, до погашения или снятия судимости не может заниматься адвокатской деятельностью [18, 202-с].

Например, гражданину А. назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 97 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, на срок 9 лет. Приговор вступил в законную силу 1 января 2021 года. По правилам статьи 78 Уголовного кодекса судимость может быть погашена по истечение семи лет, то есть с 1 января 2028 года судимость считается погашенной. Снятие может иметь место по истечении 3,5 лет, следовательно, с 1 июля 2024 года судимость может быть снята.

Правовой статус адвоката составляют его права и обязанности, необходимые для оказания юридической помощи. Эти прав и обязанности помогают адвокату в полной мере реализовать стратегии защиты и представительства интересов. Так, в соответствии со статьей 6 Закона «Об адвокатуре» [3] при осуществлении профессиональной деятельности адвокат имеет три категорий прав.

Первая категория прав связана с представительством интересов физических и юридических лиц:

адвокат на основе заключенного договора является представителем граждан (независимо от гражданства) и предприятий, организаций и учреждений, при этом как представитель защищает прав доверителя и представляет их как в государственных органах и суде, так и в иных предприятиях, организациях и учреждениях, при этом важным документом является поручение;

использовать собранные доказательства и документы для представительства доверителя в суде и других государственных органах (например, в налоговые органы при производстве дел о налоговых правонарушениях;

возможность беспрепятственной встречи адвоката со своим доверителем (клиентом), реализуемая наедине и в условиях, которые обеспечивают тайну встречи на конфиденциальных основаниях (на любом этапе фактического задержания, при

заключении под стражу); количество встреч и продолжительность встреч не ограничены, осуществляются в порядке, установленном законодательством;

в целях верного изложения правовой позиции адвокат вправе заявлять ходатайства, подавать жалобы и рекомендации соответствующим субъектам и получать от них обоснованный ответ (в письменной форме).

Вторая категория прав - сбор сведений и доказательств для защиты клиента по процессуальному законодательству, которые определенным образом расширяют формат адвокатской деятельности, способствуя созданию адвокатом доказательственной базы, которая может быть использована для защиты интересов клиента и отстаивания собственной позиции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

адвокат занимается сбором фактов и информации, которые могут быть использованы как доказательства в судопроизводстве или производстве по делам в государственных органах, например, в органах внутренних дел при оформлении протокола об административных правонарушениях; ведет поиск и фиксация данных, которые необходимы ему для оказания правовой помощи на соответствующем уровне, формирует и ведет соответствующую информационную базу касательно своей деятельности;

запрос и получение документов (справок, характеристик и разъяснений), которые адвокат может использовать в связи с оказанием юридической помощи клиенту по конкретному делу; запрос может быть направлен к государственным и иным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям; закон обязывает этих органов и организаций выдать документы запрошенные адвокатом документы или их заверенные копии (следует отметить, что указанный перечень сведений не является исчерпывающим, может быть расширен с учетом конкретных обстоятельств дела и с учетом интересов подзащитного);

возможность адвоката получать специальные доказательства, требующие экспертной оценки (заключения эксперта, привлечение специалиста в тех ситуациях, когда у адвоката нет достаточных знаний для принятия решения или оценки ситуации), справки-консультации специалистов в рамках оказания квалифицированной юридической помощи; эта возможность допускается с согласия доверителя (клиента);

возможность опроса очевидцев и лиц, которые имеют сведения, относящиеся к делу, получения от них объяснений, включая в письменной форме с их согласия; данное право может быть реализовано путем опроса указанных лиц (это могут быть те лица, которые по мнению адвоката располагают соответствующей информацией, значимой для клиента).

право снятия копий из важных документов или материалов дела, фиксация информации с помощью фотоаппарата или иного технического устройства, в рамках оказания юридической помощи по конкретному делу; однако данное право не позволяет адвокату нарушать требования законодательства Республики Узбекистан о государственных секретах или о коммерческой тайне.

Следует отметить, что хотя адвокат вправе направить запрос в электронном формате возникает необходимость регламентации вопросов упрощения этой процедуры. В целях повышения эффективности направления и обеспечения своевременного рассмотрения адвокатского запроса предлагается предусмотреть возможность направления адвокатского запроса в электронной форме, в частности, посредством Единого портала интерактивных государственных услуг. Это намного повысить оперативность получения информации адвокатом и конкретизирует ответственность надлежащих субъектов, ответственных на предоставление ответа по запросу.

Третья группа прав связана с возможностью адвоката надлежащим образом осуществлять свою деятельность:

возможность страхования риска своей профессиональной имущественной ответственности; как указывает вопрос о страховании риска имущественной ответственности адвоката в рамках профессиональной деятельности является злободневной, и отсутствие правовой нормы, который бы регламентировал порядок и условия обязательного страхования, является правовой коллизией, требующей разрешения [13]; для предотвращения указанной коллизии представляется целесообразным принять Положение о страховании имущественной ответственности адвоката в рамках профессиональной деятельности, в котором следует определить источники формирования страховых сумм и порядок их выплаты;

выполнять иные действия в соответствии с законодательством. Согласно Законам Республики Узбекистан «О медиации», «О третейских судах», Положению о патентных поверенных, адвокат в установленном порядке может быть медиатором, третейским судьей или патентным поверенным.

По закону существуют два субъекта в адвокатской деятельности - помощник и стажер адвоката. Помощником адвоката может быть также гражданин Республики Узбекистан, имеющий как минимум среднее юридическое образование, стажером -имеющий высшее юридическое образование (их правовой статус определен в статьях 8 и 81 Закона «Об адвокатуре» [3] и будет рассмотрен в следующем параграфе). Рассмотрим обязательства адвоката:

первое - соблюдение законодательства: адвокат обязан осуществлять свою деятельность в рамках действующего законодательства, соблюдать требования Правил профессиональной этики адвокатов, хранить адвокатскую тайну и верность присяге адвоката; при этом используемые и использованные средства защиты и представления интересов со стороны адвоката должны быть в рамках закона и не нарушать права и законные интересов иных физических и юридических лиц;

второе - недопущение конфликта интересов: законодательство запрещает адвокату оказывать юридическую помощь определенным лицам в указанных в законодательстве ситуациях (если адвокат оказывал помощь юридического характера противоположной стороне спора или конфликта, выступал в предыдущем рассмотрении дела в качестве стороны или участника, а также судьи, прокурора, следователя, дознавателя, общественного обвинителя, помощника судьи, эксперта, специалиста, представителя какого-либо из сторон - потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, свидетеля, понятого, переводчика), а также при родстве (наличие родственных связей с должностным лицом, который проводил дознание, следствие, или судьей), а равно наличие собственных интересов (если адвокат прямо или косвенно заинтересован в исходе дела по личным мотивам, отличным от мотивов доверителя) - схожие нормы предусмотрены в статье 79 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан [4];

третье - недопустимость нарушения прав и законных интересов доверителя, клиента или подзащитного: закон требует от адвоката приоритетной охраны прав доверителя, не допуская причинение ущерба их правам и законным интересам, а равно отказа от исполнения поручения, за исключением случаев конфликта интересов; также в уголовном процессе адвокат, выступающий в качестве защитника, не вправе отказываться от своих обязанностей по оказанию юридической помощи по мотивам отсутствия средств для оплаты помощи у гражданина (согласно постановлению Министерства юстиции и Министерства финансов Республики Узбекистан от 26 ноября 2008 года №№ 8, 109 было утверждено Положение о порядке отнесения на счет государства расходов по оказанию адвокатами юридической помощи подозреваемому, обвиняемому или подсудимому [9]);

четвертое - требование к повышении квалификации: знания адвоката являются ключевыми аспектами, в связи с чем он (адвокат) обязан работать над повышением своей квалификации; законодательство требует повышения квалификации адвокатами не реже одного раза в три года в Центре повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан [8].

пятое - несовместимость адвокатской деятельности с некоторыми видами деятельности: закон запрещает адвокату быть государственным служащим и заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, за исключением научной и педагогической деятельности; занятия должности в центральных или территориальных органах адвокатского самоуправления; юридического сопровождения на базе заключенного договора деятельности органов государственного или хозяйственного управления, юридических лиц с участием государства в уставном капитале; участия в проведении медиации или защита авторов и правообладателей в качестве патентного поверенного; участия в качестве третейского судьи и арбитра (международный коммерческий арбитраж) [3]; в свою очередь, адвокат не может быть избран в представительные органы власти, что следует также закрепить в законодательстве;

шестое - соблюдение требований по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма: с принятием Закона Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» была сформирована практика принятия правил внутреннего контроля по недопущению отмывания денег, которым должны следовать и адвокатские формирования при заключении договоров с денежными или имущественными активами физических и юридических лиц. О данных действия адвокатские формирования обязаны информировать Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан [10].

Следовательно, совершенствование правового статуса адвоката должно включать следующие меры:

предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства права на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности на всей территории Республики Узбекистан;

указать в качестве требования к адвокату наличия базового высшего образования в целях недопущения различного толкования и важности базовых знаний в области юриспруденции;

следует предоставить лицам с ученой степенью право получения статуса адвоката в Республике Узбекистан путем сдачи квалификационного экзамена без предъявления требований к юридическому стажу и стажировке;

представляется целесообразным принять Положение о страховании имущественной ответственности адвоката в рамках профессиональной деятельности, в котором следует определить источники формирования страховых сумм и порядок их выплаты;

конкретизировать норму, в соответствии с которым адвокат не может быть избран в представительные органы власти.

Теперь перейдем к рассмотрению правового статуса адвокатских формирований в Республике Узбекистан. Закон выделяет четыре вида адвокатских формирований, которые по гражданскому законодательству являются некоммерческой организацией -адвокатское бюро, адвокатская фирма, коллегия адвокатов, юридическая консультация.

Адвокатское бюро представляет собой организацию, состоящую из одного адвоката (следовательно, адвокат осуществляет деятельность в бюро индивидуально). Учреждаемый адвокатом устав является учредительным документом адвокатского бюро.

Адвокатская фирма представляет собой союз (партнерство) между адвокатами в количестве от двух до девяти. Адвокатская фирма также имеет устав, утверждаемый ее учредителями - партнерами адвокатами. При этом основой деятельности адвокатов является партнерский договор (закон требует соблюдения простой письменной формы в отношении партнерского договора). Партнерский договор обязывает партнеров адвокатов осуществлять свои действия от имени всех партнеров фирмы. Законодатель указал требования к содержанию партнерского договора - срок действия, вопросы принятия решений, управления фирмой [3].

Коллегия адвокатов представляет собой организацию, основанную на членстве и учрежденную адвокатами в количестве не менее десяти адвокатов. Учредители-адвокаты принимают устав и заключают учредительный договор.

Закон также определяет требования к содержанию учредительного договора (принятие имущества адвоката в уставной капитал коллегии, вопросы участия адвоката в деятельности коллегии, порядок и условия приема новых членов в коллегию, выхода учредителей (членов) из ее состава, правосубъектность учредителей и членов) [3].

В отличие от иных формирований коллегии адвокатов могут создавать филиалы в других местах и территориях. На наш взгляд, создание филиалов также должно быть разрешено и адвокатским фирмам с учетом расширения территории их действия. Подобная практика позволяет адвокатским фирмам эффективно реализовать свои права и защищать интересы своих клиентов на территории иных административно-территориальных единиц.

Юридическая консультация является социальной формой адвокатского формирования, создаваемой территориальным управлением Палаты адвокатов, не имеет статус юридического лица. Целью создания является удовлетворение имеющихся потребностей населения в квалифицированной юридической помощи. Данная потребность определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан и Палатой адвокатов

совместно. Материально-техническое оснащение юридической консультации решаются по согласованию с органами государственной власти на местах - хокимиятами. Основополагающим документом юридической консультации является положение, утверждаемое территориальным управлением Палаты адвокатов по месту нахождения [3].

На сегодняшний день одной из основных проблем осуществления адвокатской деятельности в разрезе деятельности адвокатских формирований является обязанность заключения соглашения об оказании юридической помощи не самими формированиями, а адвокатами. Как мы знаем, юридическое лицо как субъект права приобретает права и несет обязанности под своим именем. В связи с этим предлагается предоставить право адвокатским формированиям от своего имени заключать соглашения об оказании юридической помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования в рамках настоящей статьи можно сделать следующие выводы.

Во-первых, совершенствование правового статуса адвоката должно включать следующие меры:

предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства права на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности на всей территории Республики Узбекистан;

указать в качестве требования к адвокату наличия базового высшего образования в целях недопущения различного толкования и важности базовых знаний в области юриспруденции;

следует предоставить лицам с ученой степенью право получения статуса адвоката в Республике Узбекистан путем сдачи квалификационного экзамена без предъявления требований к юридическому стажу и стажировке;

представляется целесообразным принять Положение о страховании имущественной ответственности адвоката в рамках профессиональной деятельности, в котором следует определить источники формирования страховых сумм и порядок их выплаты;

конкретизировать норму, в соответствии с которым адвокат не может быть избран в представительные органы власти;

разрешить адвокатским фирмам создавать филиалы;

предоставить право адвокатским формированиям от своего имени заключать соглашения об оказании юридической помощи.

Во-вторых, считаем необходимым дать следующие понятие помощнику и стажеру адвоката с учетом анализа их особенностей:

«помощник адвоката - гражданин Республики Узбекистан, принятый на работу в адвокатские формирование, оказывающий содействие в осуществлении профессиональной деятельности адвоката, а также выполняющий его отдельные поручения;

стажер адвоката - гражданин Республики Узбекистан, проходящий стажировку в адвокатском формировании в целях формирования профессиональных навыков и умений ведения адвокатской деятельности под руководством адвоката, претендующий на получение статуса адвоката».

В-третьих, в целях поддержания имиджа профессии адвоката и деятельности помощника и стажера адвоката считаем целесообразным предусмотреть следующие правила:

предоставить право на принятие работу в качестве помощника адвоката студентов последнего курса обучения бакалавриата высших юридических образовательных учреждений;

разрешить стажерам адвоката заниматься научной и преподавательской деятельностью с разрешения адвоката-куратора;

предоставить право на вознаграждение адвокату-куратору, прикрепленного к стажеру;

создать единую электронную базу помощников и стажеров адвоката для

формирования кадрового потенциала адвокатских формирований.

В-четвертых, в целях повышения эффективности направления и обеспечения своевременного рассмотрения адвокатского запроса предлагается предусмотреть

возможность направления адвокатского запроса в электронной форме, в частности, посредством Единого портала интерактивных государственных услуг.

Вышеуказанные предложения должны быть реализованы с учетом анализа современного состояния адвокатуры, и перспективы судебно-правовых реформ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Law of the Republic of Uzbekistan dated March 13, 2020 № LRU-610 «On citizenship of the Republic of Uzbekistan». Available at: https://lex.uz/docs/4761986 (accessed 13.04.2022).

2. Law of the Republic of Uzbekistan dated September 23, 2020 № LRU-637 «On education». Available at: (https://lex.uz/ru/docs/5013009 (accessed 13.04.2022).

3. Law of the Republic of Uzbekistan dated December 27, 1996 № 349-I «On Advocacy». Available at: (https://lex.uz/ru/docs/58372 (accessed 13.04.2022).

4. Criminal Procedure Code of the Republic of Uzbekistan. Available at: (https://lex.uz/docs/111463 (accessed 13.04.2022).

5. Criminal Code of the Republic of Uzbekistan. Available at: https://lex.uz/docs/111457 (accessed 13.04.2022).

6. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated February 7, 2017 № DP-4947 «On the Strategy of Actions for the further development of the Republic of Uzbekistan». Available at: https://lex.uz/docs/3107042 (accessed 13.04.2022).

7. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated June 17, 2019 № RP-4359 «On the parameters of the state order for admission to higher educational institutions of the Republic of Uzbekistan in the 2019/2020 academic year». Available at: https://lex.uz/docs/4380360 (accessed 13.04.2022).

8. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated September 8, 2020 № 544 «On measures to introduce a modern system of retraining and advanced training of specialists requiring knowledge in the legal field» (https://lex.uz/acts/4987967 (accessed 13.04.2022)).

9. Resolution of the Ministry of Justice of the Republic of Uzbekistan and the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan dated November 26, 2008 № 8, 109 «On approval of the regulations on the procedure for attributing to the state account the costs of lawyers providing legal assistance to a suspect, accused or defendant» [registration No. 1878]. Available at: https://www.lex.uz/docs/1412914 (accessed 13.04.2022).

10. Internal Control Rules on countering the legalization of proceeds from criminal activity and the financing of terrorism in notary offices and law firms, approved by the Resolution of the Ministry of Justice and the Department for Combating Tax, Currency Crimes and Legalization of Criminal Proceeds under the Prosecutor General's Office of the Republic of Uzbekistan dated October 13, 2009 № 10, 39 [Registration No. 2020]. Available at: https://lex.uz/docs/1528789 (accessed 13.04.2022).

11. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Republic of Uzbekistan dated September 18, 2015 № 13 «On judicial practice on the application of legislation on the repayment and removal of criminal records». Available at: https://lex.uz/docs/2793080 (accessed 13.04.2022).

12. Federal Law No. 63-FL dated 31.05.2002 (as amended on 31.07.2020) «On Advocacy and Advocacy in the Russian Federation». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/ (accessed 13.04.2022).

13. Avdeyeva M.A. Sovremennie problemi advokaturi Rossii. Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata yuridicheskix nauk, [Modern problems of the Russian bar.

Dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences] Moscow, 2008. Available at: https://www.dissercat.com/content/sovremennye-problemy-advokatury-rossii (accessed

13.04.2022).

14. Davlyatov V.X. Advokatura institutini takomillashtirishda advokatlik tuzilmalari va o'zini o'zi boshqarish organining huquqiy maqomi masalalari. Yuridik fanlar bo'yicha falsafa doktori (PhD) dissertatsiyasi avtoreferati. [Issues of the legal status of advocacy structures and self-governing body in improving the institute of advocacy. Abstract of the dissertation of the Doctor of Philosophy (PhD) in Law] Tashkent, 2020, 49 p.

15. Kozlova N. Foreign defenders were allowed to receive the status of a Russian lawyer. Available at: https://rg.ru/2011/03/23/advokaty-site.html (accessed 13.04.2022).

16. Mirziyoyev Sh.M. Odil sudlovni ta'minlash va korrupsiyaga qarshi kurashish borasidagi vazifalar muhokamasiga bag'ishlangan videoselektor yig'ilishi. [Video conference to discuss issues of ensuring justice and combating corruption] Available at: https://president.uz/ru/lists/view/3684 (accessed 13.04.2022).

17. Otakhonov F.Kh. O'zbekiston Respublikasida yuridik xizmat. «Yurisprudensiya» yo'nalishi bo'yicha oliy ta'lim muassasalari talabalari uchun darslik. [Legal service in the Republic of Uzbekistan. Textbook for university students in the field of "Jurisprudence".] Tashkent, «Adolat», 2008, 380 p.

18. Peter L. Advocacy: A Practical Guide Paperback. Wildy, Simmonds & Hill Publishing, 2019, 270 p.

19. Rustambayev M.X., Xvan L.B., Abdumajidov G. Advokatskaya deyatelnost v Respublike Uzbekistan. V 2-x tomax. Tom 2. [Advocacy in the Republic of Uzbekistan. In 2 volumes. Volume 2], Konsauditinform-Nashr, 2008, 570 p.

20. Khvan L.B. Advokat i proizvodstvo po delam ob administrativnix pravonarusheniyax v Respublike Uzbekistan [Advocate and proceedings on administrative offenses in the Republic of Uzbekistan], Konsauditinform-Nashr, 2006, 120 p.

21. Retaining A Foreign Attorney. Information of U.S. Department of State. Available at: https://travel.state.gov/content/travel/en/legal/travel-legal-considerations/internl-judicial-asst/Retaining-Foreign-Attorney.html (accessed 13.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.