Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ / ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ОФИЦИАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАРОДИЯ / ЛИЦЕНЗИЯ CREATIVE COMMONS / СЕМПЛИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ «ДОБРОСОВЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лопатин Данил Павлович, Загородникова Юлия Олеговна

Настоящая статья посвящена случаям свободного использования музыкальных произведений, при которых отсутствует необходимость получения согласия автора или иного правообладателя и выплаты ему вознаграждения при таком использовании. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена возросшим количеством нарушений в области авторского права вследствие доступности и простоты технических средств, позволяющих использовать музыкальные произведения незаконно. Однако законодателем обозначаются случаи свободного, правомерного использования музыкальных произведений, которые подробно исследуются и рассматриваются авторами. В рамках данной работы предлагается авторское толкование терминов «официальная церемония» и «пародия», закрепление в законодательстве которых, по мнению авторов, позволит сформировать единообразную судебную практику. Кроме того, развитие информационных технологий приводит к появлению новых способов свободного использования музыкальных произведений: путем семплирования или лицензии Creative Commons. По итогам работы сделан вывод, что исчерпывающий перечень, обозначенный законодателем, свободного использования музыкальных произведений необходимо расширить, поскольку эволюция общественных отношений, интернет-пространства, информационных технологий неизбежно приводит к формированию иных возможностей такого использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF THE FREE USE OF MUSICAL WORKS

This article is devoted to cases of free exploitation of musical works, in which there is no need to obtain the consent of the author or other right holder and payment of remuneration for such use. The urgency of the topic under consideration is due to the increased number of copyright violations due to the availability and simplicity of technical means that allow to use of musical works illegally. However, the legislator identifies cases of free, lawful use of musical works, which are studied in detail and considered by the authors. In this work the author’s interpretation of the terms «official ceremony» and «parody» is proposed, which, in the opinion of the authors, will allow to form a uniform judicial practice. In addition, advances in information technology have led to new ways of using music freely: by sampling or by Creative Commons license. As a result of the work, it was concluded that an exhaustive list, identified by the legislator, of the free use of musical works should be expanded, because of the evolution of social relations, the Internet space, Information technology that inevitably leads to other uses.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

Совершенствование правового регулирования свободного использования музыкальных произведений

Лопатин Данил Павлович,

студент, кафедра гражданского права, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет E-mail: frozeneg@mail.ru

Загородникова Юлия Олеговна,

студент, кафедра гражданского права, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

E-mail: iuliazagorodnikova@yandex.ru

Настоящая статья посвящена случаям свободного использования музыкальных произведений, при которых отсутствует необходимость получения согласия автора или иного правообладателя и выплаты ему вознаграждения при таком использовании. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена возросшим количеством нарушений в области авторского права вследствие доступности и простоты технических средств, позволяющих использовать музыкальные произведения незаконно. Однако законодателем обозначаются случаи свободного, правомерного использования музыкальных произведений, которые подробно исследуются и рассматриваются авторами. В рамках данной работы предлагается авторское толкование терминов «официальная церемония» и «пародия», закрепление в законодательстве которых, по мнению авторов, позволит сформировать единообразную судебную практику. Кроме того, развитие информационных технологий приводит к появлению новых способов свободного использования музыкальных произведений: путем семплирования или лицензии Creative Commons. По итогам работы сделан вывод, что исчерпывающий перечень, обозначенный законодателем, свободного использования музыкальных произведений необходимо расширить, поскольку эволюция общественных отношений, интернет-пространства, информационных технологий неизбежно приводит к формированию иных возможностей такого использования.

Ключевые слова: общественное достояние, личная цель, правоприменение, официальная и религиозная церемония, музыкальная пародия, лицензия Creative Commons, семплирование, концепция «добросовестного использования».

сч о см

Законодательством закрепляются случаи правомерного использования музыкального произведения без заключения договоров об отчуждении исключительного права на музыкальное произведение или лицензионного. Соответственно, в подобных случаях выплачивать вознаграждение правообладателю не нужно. Детально исследуем и рассмотрим обозначенные ситуации.

К примеру, если музыкальное произведение становится общественным достоянием, то его дальнейшее использование возможно без получения необходимого разрешения со стороны правообладателя. Тем не менее, триада личных неимущественных прав: право на имя, авторство, неприкосновенность произведения - подлежит охране [1].

Следующий случай - использование музыкального произведения в личных целях. В рассматриваемом контексте личная цель представляет собой воспроизведение музыкальной композиции для удовлетворения своих или семейного круга лиц потребностей.

Помимо вышеперечисленных случаев «Публичное исполнение обнародованного музыкального произведения путем его представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях» [1] допускается без согласия автора или иного правообладателя.

Свободно воспроизвести произведение разрешается и для целей правоприменения в следующих случаях: осуществление производства по делу об административном правонарушении, производство дознания, предварительного следствия или осуществление судопроизводства в объеме, оправданном этой целью. Данная норма применима к обнародованным и необнародованным произведениям. В подобных случаях указывать имя автора и источник заимствования не нужно, так как цель направлена не на ознакомление общества с произведением, а заключается лишь в реализации определенных мероприятий, например, установлении причиненного ущерба, проведении экспертизы, исследовании доказательств [8, с. 300].

Исходя из анализа статьи 1277 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) допускается свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произве-

дения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии.

Что же понимать под официальной церемонией законодательно, к сожалению, не закреплено. На такого же рода пробелы указывал Иванов Н.В.: «Не в полной мере понятно, является ли церемония бракосочетания официальной или в подобном случае следует руководствоваться нечто масштабным, например, мероприятиями, в которых участвуют первые лица государства (открытие или закрытие значимых спортивных состязаний, инаугурация Президента)» [5, с. 125]. Отвечая на первый вопрос, конечно, можно попробовать истолковать церемонию регистрации брака в качестве официальной, а венчания - религиозной. Причем использовать произведение возможно при непосредственной регистрации брака и в рамках венчания, но не в ходе иных мероприятий, относящихся к этому событию, если они не рассматриваются как официальные или религиозные. Кроме того, официальной церемонией, в соответствии с положениями Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (далее - Обзор), является та, происходящая от имени государства, а также субъектов Российской Федерации [13], под чью юрисдикцию как раз и подпадает государственная регистрация заключения брака. Однако, учитывая судебную практику, в большинстве случаев под официальной церемонией понимаются следующие мероприятия: «Подъем Государственного флага Российской федерации, церемонии открытия и закрытия спортивных соревнований, официальные церемонии открытия выставочно-ярмарочных и конгресс-ных мероприятий, чьи проекты находятся под покровительством Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, официальные визиты, осуществляющиеся по причине важных международных событий и национальных торжеств, при следовании на кораблях или судах глав государств (правительств) или в целях укрепления дружественных отношений, в том числе случаи, при возникновении примерных договоренностей об отнесении визита к категории официального характера, церемония вступления в должность Президента Российской Федерации» [10, с. 99-100]. Поэтому, опираясь на обозначенный перечень, можно прийти к выводу, что церемония бракосочетания в качестве официальной признаваться не будет, в связи с чем свободное использование музыкального произведения в представленной ситуации невозможно. Тем не менее, исследователи причисляют рассматриваемые отношения к официальной церемонии [7, с. 125]. Как следствие существует потребность в разъяснении со стороны суда в целях разрешения правовой неопределенности или возникший судебный прецедент позволит решить изучаемую проблему.

Кроме того, городской концерт не может относиться к официальной церемонии, так как, во-первых, он проводится в увеселительных целях,

во-вторых, музыка выступает в качестве основного содержания, а не фона [15]. Такое положение, в соответствии с Обзором, применительно и к корпоративным мероприятиям частной организации [13].

На основании вышесказанного официальная церемония - мероприятие, организованное и урегулированное актом органа государственной власти, субъекта федерации или местного самоуправления [16]. В качестве немаловажного факта выступает то обстоятельство, что во время официальной церемонии музыкальное произведение -фон, ненавязчиво сопровождающий какие-либо события, а не основной объект, привлекающий внимание.

Религиозная церемония - своеобразный обряд, осуществляющийся посредством символических действий, соответствующих сложившемуся определенному вероучению. Религиозные церемонии обычно представлены в виде: обрядов крещения, погребения, отпевания и других. В статье 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепляется перечень мест, где беспрепятственно совершаются различные религиозные обряды [2]. По этой причине во всех перечисленных в этой статье местах при проведении религиозных церемоний могут исполняться музыкальные произведения, реально необходимые в таких случаях. Из этого следует, что музыкальные композиции в данных ситуациях являются существенной составляющей религиозных церемоний. Их фоновое звучание определяет музыкальный характер и выступает вспомогательным элементом, помогающим углубиться в процесс церемонии.

Помимо всего прочего, свободное исполнение музыкального произведения возможно и во время похорон. Это объясняется наличием тяжелого внутреннего эмоционального состояния и гнетущей атмосферой во время данного мероприятия. Музыка помогает справиться с потерей близкого человека, поэтому проведение похорон для некоторых лиц без нее не представляется возможным.

Итак, публичное исполнение музыкальных произведений во время похорон, официальной или религиозной церемонии без согласия автора или иного правообладателя возможно в случаях использования определенных композиций в границах, соответствующих характеру обозначенных мероприятий, в соответствии с которыми музыкальное произведение, как правило, фон. Церемония же выступает в роли ключевого объекта восприятия [11, с. 840]. Однако использование музыкального произведения во время паузы или окончания церемонии без согласия автора или иного правообладателя, исходя из анализа статьи 1277 ГК РФ, не допускается [5, с. 135]. При таких обстоятельствах необходимо получить разрешение правооб- р ладателя на публичное исполнение. Д

Часть 4 статьи 1274 ГК РФ закрепляет право Ч

т

создания музыкальной пародии и ее использова- К ния без соответствующего согласия автора или ё иного правообладателя. Однако при этом такое у произведение не должно порочить честь, досто- А

инство, деловую репутацию автора музыкального произведения [12].

На практике применение закрепленных положений нередко сопровождается определенными трудностями. Дело в том, что законодательное закрепление термина «пародия» отсутствует. Более того, в юридической литературе и правоприменительной практике не существует общих позиций к формулировке правовой природы пародии. С позиции Колосова В.А.: «Пародия - юмористическая имитация, представляющая в смешном виде в наибольшей степени характерные черты произведения» [6, с. 121]. Судебной практикой выделяются ключевые признаки пародии. Как правило, пародия выражается в подражании оригиналу, вызывающему узнаваемость последнего. Таким образом основу пародии составляет извлечение из оригинального произведения, которое по своему объему может быть существенным. При этом подражание представляет усиление характерных качеств произведения, посредством которого получается юмористический эффект [14]. Подобная позиция прослеживается и в иных делах, где ключевыми элементами пародии выделялись: узнаваемость, комический эффект, неразрывная связь с оригинальным произведением [17]. Поэтому в каждом деле судам следует самостоятельно устанавливать объем возможных заимствований из оригинального произведения путем, например, искусствоведческой экспертизы. Причем правомерные заимствования должны касаться исключительно тех частей, являющихся объектом пародии [6, с. 122].

Интересен вопрос относительно объема использования музыкального произведения для создания пародии. По нашему мнению, произведение, исполненное в полном объеме, несмотря на привнесение в него юмористического элемента, называть пародией проблематично. Скорее, речь идет о переработке, поскольку, она характеризуется, например, изменением манеры пения, количеством куплетов, наложением иной музыки, использованием другой тональности [18]. Именно поэтому исполнение музыкальной композиции «Позови меня с собой» Пугачевой А.Б. в стилистике группы Rammstein музыкальным коллективом ROCK PRIVET или песни «It's My Live» американской рок-группы Bon Jovi украинским коллективом «Село и люди», с нашей точки зрения, не будет считаться пародией, хотя Шиша-нова А.А. в своей статье утверждает обратное [20], потому что в подобных случаях прослеживаются изменения в мелодии, в тональности, представлена иная инструментовка, что отвечает признакам переработки произведения. Пародия, наоборот, предполагает исполнение оригинального произведения в юмористическом жанре, но не повторяющее его целиком, в гиперболизированном виде 5= отдельных особенностей, составляющей не более — чем половины длительности первоначального про-g изведения [4, с. 126].

о В этом смысле хороший пример - телевизи-Ü онная юмористическая игра КВН, где участники

успешно используют огромное количество музыкальных произведений в пародийном ключе [19] или популярный видеоблогер Satyr (Илья Шабель-ников), который стал известен благодаря замечательным пародиям на медийных персон, включая и музыкальных исполнителей: Егор Крид, NILET-TO, OG Buda и других [24]. Автор изящно использует личностные особенности пародируемых звезд, мотивы и инструменты исполняемых ими песен вследствие чего получается смешная и остроумная пародия.

В настоящее время существуют и иные способы свободного использования музыкальных произведений. Например, на условиях лицензии Creative Commons, в соответствии с которой автор разрешает воспользоваться собственным контентом на определенных условиях неограниченному кругу лиц. Произведения размещаются автором на специальных сайтах (https://creativecommons. org, https://www.jamendo.com и другие). Цель подобных интернет-ресурсов заключается в бесплатной возможности прослушивания музыкальных произведений, их распространении среди людей, благодаря чему правообладатель «несет себя в массы», форсируя и популяризируя таким образом свое творчество [3, с. 105].

В рассматриваемой связи неоднозначен вопрос относительно семплирования, представляющего собой заимствование каким-либо лицом музыкального элемента из оригинального музыкального произведения и использование его для дальнейших творческих целей [9, с. 196].

С одной стороны, семплирование используется в музыкальной индустрии, как правило, в коммерческих целях. Части 7 статьи 1259 ГК РФ, позволяет утверждать, что семпл является одной из составных частей музыкальной композиции. Именно по этой причине семпл выступает в качестве самостоятельного результата творческого труда. В связи с чем в случае использования семпла необходимо получить разрешение от правообладателя. Соответствующей позиции придерживается и зарубежная практика [22].

С другой, авторы различных трудов относят семплирование к музыкальному цитированию [9, с. 197]. Однако принять такую позицию в соответствии с положениями законодательства сложно ввиду того, что, во-первых, объем использования семпла не укладывается в рамки цитирования, во-вторых, как уже упоминалось, созданные подобным родом произведения носят коммерческий характер. Исследователь Дадян П.Г. предлагает весьма интересную точку зрения: рассматривать семплирование со стороны пародии, ввиду схожести функций обозначаемых явлений: удовлетворение духовных запросов общества [4, с. 73]. Однако семплирование, как и пародия, должно использоваться в определенных временных рамках. По мнению Дадяна П.Г. пределы заимствования необходимого отрезка должны составлять не более 5 секунд для одного музыкального произведения [4, с. 73]. Таким образом, права авторов

не будут нарушаться в случае семплирования оригинальных произведений в строго установленных временных рамках. Действительно, приведенное мнение согласуется с положениями законодательства и представляется весьма оригинальным.

Помимо этого, зарубежная практика допускает возможность применения концепции «добросовестного использования» в аспекте семплин-га, подразумевающей использование маленького числа семплов при условиях: отсутствие коммерческой цели; подобное копирование не наносит ущерба оригинальному произведению при его обращении на рынке [21]. То есть свободно использовать музыкальное произведение, защищенное авторским правом, возможно, но с соблюдением определенных условий.

Кроме того, развитие информационных технологий, возможность использования сети «Интернет» из любой точки мира позволяют находить и применять различные программы, которые могут изменить семпл путем наложения на него различных эффектов до неузнаваемости. В связи с чем доказать семплирование оригинального произведения правообладателю будет довольно проблематично, поскольку он вообще может не догадываться об использовании его произведения, об этом факте будет знать исключительно лицо, создавшее произведение на основе семпла. Такой подход, скорее всего, распространен среди малоизвестных исполнителей, поскольку нередко правообладатели требуют запредельную сумму для возможности использования оригинального произведения, именитые же музыканты, напротив, договариваются с автором, не жалея при этом денежных средств во имя искусства [23].

Таким образом, в рамках статей ГК РФ законодатель не разрешает использовать семпл без получения соответствующего разрешения со стороны правообладателя. Однако посредством компьютерных технологий семплирование при отсутствии разрешения возможно, но такое использование не является правомерным. Кроме того, рассматриваемый институт можно интерпретировать в рамках иных, например, пародии, не требующей согласие автора. В любом случае необходимо ждать разъяснений суда, поскольку семплирова-ние - фундамент для появления новых жанров музыки. Этот вопрос очень актуален, так как музыка сопровождает нас везде, а среди музыкантов относительно семплирования высказываются самые неоднозначные точки зрения.

Итак, свободное использование произведения допускается в следующих случаях: произведение перешло в общественное достояние, использование в личных, информационных, научных, учебных, культурных, правоприменительных целях, во время похорон, религиозной или официальной церемонии, создания музыкальной пародии. Приведенный перечень является исчерпывающим. Однако существуют и те, которые не закрепляются в законодательстве, но вследствие научно-технического прогресса и свободной коммуникации между поль-

зователями сети «Интернет» применимы к существующим реалиям, например, на условиях лицензии Creative Commons, семплирования. Кроме того, рассматриваемые перечни можно дополнить и иными событиями, на которых свободное использование произведения должно допускаться, к примеру, спортивные соревнования, поскольку музыкальные произведения благотворно воздействуют на эмоциональное состояние человека, создают атмосферу единства, дисциплинированности, повышают уровень массовости интереса к подобным мероприятиям. Публичное исполнение музыкальных произведений в таком случае просто необходимо. Или, например, на научных конференциях, которые нередко сопровождаются жаркими дискуссиями относительно решения общественно значимых вопросов. Свободное исполнение музыкальных произведений позволит получить необходимую разрядку, поспособствует противостоянию стрессовым ситуациям, поможет создать свободную атмосферу для обсуждения необходимых проблем. Однако такое использование должно быть в объемах, оправданных полезным целям рассмотренных мероприятий.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 14.07.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации - 2006. - 25 дек. - № 52. -Ст. 5496.

2. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997 -№ 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - 29 сент. - № 39. - Ст. 4465.

3. Беспалько В.Г., Бабаш Е.В., Михайлович С.И. Развитие положений права интеллектуальной собственности о свободном публичном исполнении музыкальных произведений // Юрист. 2018. № 48. С. 103-107.

4. Дадян П.Г. Музыкальное произведение как самостоятельный объект авторского права: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юр. наук: 12.00.03. Моск. гос. Университет, Москва, 2015. 143 с.

5. Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: учеб. - практ. пособие. М.: Издательство Проспект, 2019. 176 с.

6. Колосов В.А. Пародия в системе авторского права // Закон. 2013. № 9. С. 120-132.

7. Крашенинников П.В. Авторские и смежные с ними права: постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Издательство Статут, 2020. 482 с. 5

8. Новоселова Л.А. Право интеллектуальной соб- д ственности. М.: Издательство Статут, 2017. Ч 512 с. «

9. Рабизов А.Н. Особенности регулирования g трансграничных отношений в сфере авторских А и смежных прав на музыкальные произведе- А

см о см

ния. Сэмплирование // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2016. № 12. С. 194-201.

10. Свиридова Е.А. Правомерное использование музыкального произведения без согласия правообладателя // Образование и право. 2017. № 8. С. 95-104.

11. Степанов С.А., Алексеев С.С., Васильев А.С. Учебно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части 1-4. М.: Издательство Проспект, 2022. 1648 с.

12. О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 10 // Российская газета Федеральный выпуск № 96(7854). 6 мая 2019 г. URL: https://rg.ru/2019/05/06/ postanovlenie- dok.html (дата обращения 15.10.2022).

13. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав: утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 23 сент. 2015. № 11. URL: http://vsrf.ru/Show_pdf.php? Id=10333 (дата обращения: 14.10.2022).

14. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 сентября 2013 г. по делу № А40-38278/2012. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/2g-zEjKTgOFbu/ (дата обращения 15.10.2022).

15. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 14 февраля 2018 г. № С01-1127/2017 по делу № А 32-15565/2017 // Текст постановления официально опубликован не был. URL: https://base.garant.ru/71881120/ (дата обращения 14.10.2022).

16. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2015 г. по делу № А32-30658/2014. URL: https://sudact. ru/arbitral/doc/bHvNiaAKayZm/ (дата обращения 15.10.2022).

17. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 сентября 2015 г. по делу № А40-15245/2015. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/ xwL3NaSMDJdO/ (дата обращения 15.10.2022).

18. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 9 августа 2017 г. по делу № А40-14248/2016. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/lSyVCUZRJAVI/ (дата обращения 15.10.2022).

19. КВН. Большой сборник музыкальных пародий. [Электронный ресурс] URL: https://www.you-tube.com/watch?v=kXUjdsp- WlQ (дата обращения 15.10.2022).

20. Шишанова А.А. О каверах и авторских правах. [Электронный ресурс] URL: https://regforum.ru/ posts/4496_o_kaverah_i_avtorskih_pravah/#:~: text=Под%20переработкой%20понимается%20 создание%20производного,1270%20ГК%20 РФ). (дата обращения 15.10.2022).

21. Bridgeport Music, Inc.v. Dimension Films. [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/ search/?text=ridgeport+Music%2C+Inc.+vs+Di-

mension+Films&lr=197&clid=9582 (дата обращения 15.10.2022).

22. Juicy J требует у $uicideboy$ более 6 миллионов долларов. [Электронный ресурс] URL: https://the-flow.ru/news/three-6-court (дата обращения 15.10.2022).

23. Pusha T про маниакальную любовь Kanye West к очистке семплов. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/fastfoodmusic/ffm-quotes?w=wall-45172096_1931716 (дата обращения 15.10.2022).

24. YouTube- канал Satyr. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/channel/UC4yxdl-saRT6WpZ_FZQ6uIpQ/videos (дата обращения 15.10.2022).

IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF THE FREE USE OF MUSICAL WORKS

Lopatin D.P., Zagorodnikova Yu.O.

Novosibirsk National Research State University

This article is devoted to cases of free exploitation of musical works, in which there is no need to obtain the consent of the author or other right holder and payment of remuneration for such use. The urgency of the topic under consideration is due to the increased number of copyright violations due to the availability and simplicity of technical means that allow to use of musical works illegally. However, the legislator identifies cases of free, lawful use of musical works, which are studied in detail and considered by the authors. In this work the author's interpretation of the terms «official ceremony» and «parody» is proposed, which, in the opinion of the authors, will allow to form a uniform judicial practice. In addition, advances in information technology have led to new ways of using music freely: by sampling or by Creative Commons license. As a result of the work, it was concluded that an exhaustive list, identified by the legislator, of the free use of musical works should be expanded, because of the evolution of social relations, the Internet space, Information technology that inevitably leads to other uses.

Keywords: public domain, personal purpose, law enforcement, official and religious ceremony, musical parody, Creative Commons license, sampling, concept of «fair use».

References

1. Civil Code of the Russian Federation (part four) of 18.12.2006 № 230-FL (edit. of 14.07.2022) // Collect. of laws of the Russian Federation. - 2006. 25 dec. - № 52. - Art. 5496.

2. Freedom of conscience and religious associations: Federal Act of 26.09.1997 - № 125-FL (edit. of 11.06.2021) // Collect. of laws of the Russian Federation. - 1997. - 29 sept. - № 39. -Art. 4465.

3. Bespalko V.G., Babash E.V., Mikhailovich S.I. Development of provisions of intellectual property law on free public performance of musical works // Lawyer. 2018. № 48. P. 103-107.

4. Dadyan P.G. Musical work as an independent object of copyright: theoretical and legal research: dis. ... kand. jur. of science: 12.00.03. Mosk. State. University, Moscow, 2015. 143 p.

5. Ivanov N.V. Copyright and Related Rights in Music: Studies. -Practical. Manual. M.: Publishing Prospect, 2019. 176 p.

6. Kolosov V.A. Parody in the system of copyright // Law. 2013. № 9. P. 120-132.

7. Krasheninnikov P.V. Copyright and related rights: article-by-article commentary of chapters 70 and 71 of the Civil Code of the Russian Federation. M.: Publishing Statute, 2020. 482 p.

8. Novoselova L.A. Intellectual Property Rights. M.: Publishing Statute, 2017. 512 p.

9. Rabizov A. N. Features of regulation of cross-border relations in the field of copyright and related rights to musical works. Sampling // Bulletin of O.E. Kutafin University. 2016. № 12. P. 194201.

10. Sviridova E.A. Lawful use of a musical work without the consent of the right holder // Education and Rights. 2017. № 8. P. 95104.

11. Stepanov S.A., Alekseev S.S., Vasiliev A.S. Educational and practical commentary to the Civil Code of the Russian Federation. Parts 1-4. Moscow: Prospekt Publishing, 2022. 1648 p.

12. On the Application of Part Four of the Civil Code of the Russian Federation: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 23 April 2019 № 10 // Russian newspaper Federal issue 96 (7854). 6 May 2019. URL: https://rg. ru/2019/05/06/postanovlenie- dok.html (accessed 15.10.2022).

13. Review of judicial practice in cases related to the resolution of disputes on the protection of intellectual rights: approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on September 23, 2015 // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 23 rd sept. 2015. № 11. URL: http://vsrf.ru/ Show_pdf.php? Id=10333 (accessed: 14.10.2022).

14. Decision of the Supreme Court of Arbitration of the Russian Federation dated September 9, 2013. in the case № A40-38278/2012. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/2gzEjKTgOF-bu/ (accessed 15.10.2022).

15. Judgment of the Court on intellectual rights of February 14, 2018. № C01-1127/2017 in the case № A 32-15565/2017 // The judgement was not published officially. URL: https://base. garant.ru/71881120/ (accessed 14.10.2022).

16. Judgment of the Fifteenth Arbitration Court of Appeal of 6 February 2015 in the case № A32-30658/2014. URL: https://su-dact.ru/arbitral/doc/bHvNiaAKayZm/ (accessed 15.10.2022).

5

"O

s 1=1 s

-C m

C3

<

17. Decision of the Moscow Court of Arbitration dated 23 September 2015 on the case № A40-15245/2015. URL: https://sudact. ru/arbitral/doc/xwL3NaSMDJdO/ (accessed 15.10.2022).

18. Decision of the Moscow Court of Arbitration dated August 9, 2017 on the case № A40-14248/2016. URL: https://sudact.ru/ arbitral/doc/lSyVCUZRJAVI/ (accessed 15.10.2022).

19. KVN. Large collection of musical parodies. [Electronic resource] URL: https://www.youtube.com/watch?v=kXUjdsp- WlQ (accessed 15.10.2022).

20. Shishanova A.A. About covers and copyrights. [Electronic resource] https://regforum.ru/posts/4496_o_kaverah_i_avtorskih_ pravah/#:~: text=n0fl%20nepepa60TK0M%20n0HUMaeTCfl%20 co3flaHMe%20npoM3BOflHoro,1270%20rK%20P0). (accessed 15.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Bridgeport Music, Inc.v. Dimension Films. [Electronic resource] URL: https://yandex.ru/search/?text=ridgeport+Mu-sic%2C+Inc.+vs+Dimension+Films&lr=197&clid=9582 (accessed 15.10.2022).

22. Juicy J requires $uicideboy of over $6 million. [Electronic Resource] URL: https://the-flow.ru/news/three-6-court (accessed 15.10.2022).

23. Pusha T about Kanye West's manic love for sample cleaning. [Electronic resource] URL: https://vk.com/fastfoodmusic/ffm-quotes?w=wall- 45172096_1931716 (accessed 15.10.2022).

24. YouTube- channel Satyr. [Electronic Resource] URL: https:// www.youtube.com/channel/UC4yxdlsaRT6WpZ_FZQ6uIpQ/ videos (accessed 15.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.