8. Резолюция Совета Безопасности ООН 1816 (2008) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.09.2023).
9. Куприянов A.B., Крамник И.А. Перспективы и проблемы использования морских частных военных компаний "нового облика" в Восточной Африке. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2021, № 1, сс. 84-98.
10. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс] Режим flocTyna:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/?y sclid=lmxdl3ceti437811146 (дата обращения: 10.09.2023)
11. Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 04.08.2023) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс] Режим flocTyna:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385/?y sclid=lmxdlmu0ze741328182 (дата обращения: 10.09.2023)
12. Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 01.11.2022) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" //КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс] Режим flocTyna:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_790/6e806df28607b3986a7d08b213105 ddaefô6eca8/?y sc lid=lmxdgrg34g 178024067 (дата обращения: 10.09.2023)
13. Официальный сайт Газеты.ги // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2010/06/17/3386666.shtml?ysclid=lmxgb7vtha91103520 (дата обращения: 10.09.2023).
14. Смирнов, С. В. Частные военные компании как угроза суверенитету современного государства / C.B. Смирнов // Правовое государство: проблемы понимания и реализации: Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию журнала «Правовое государство: теория и практика», Уфа, 16-17 апреля 2015 года. Том 2. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2015. - С. 98-102.
15. Малышев, В. Н. Деятельность частных военных компаний и государственные интересы / В. Н. Малышев, А. Е. Руденко, Е. С. Катун // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В.Хрулева. - 2015. - № 3. - С. 20-25.
16. Указ Президента РФ от 20 июля 2017 г. № 327 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года" //КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Электронный
ресурс] Режим flocTyna:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220574/ffl4aal80bfld0bd5bd9285b87d 37442495001fe2/ (дата обращения: 10.09.2023).
17. РЕЗОЛЮЦИЯ, принятая XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.rn/docummM 902312?yschd=ln0kon4w3s567842253 (дата обращения: 10.09.2023).
18. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/maritme.shtml (дата обращения: 10.09.2023).
19. Абрамов Н.С. Международно-правовой статус плавучих нефтегазовых установок // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2019. №4. - С.510-532.
Для цитирования: Матвиенко В.В. Совершенствование правового регулирования использования береговой полосы города Севастополя / Науч.рук. к.ист.н., A.B. Полшцук; доцент кафедры «Международное, морское и таможенное право» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» // Океанский менеджмент. 2023. № 3(21). С. 21-24.
Матвиенко В.В.
Студент 1 курса магистратуры ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
Научный руководитель: Полшцук A.B., к.ист.н., доцент кафедры «Международное, морское и таможенное право» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕРЕГОВОЙ
ПОЛОСЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Аннотация. В статье анализируются вопросы, связанные с правовым регулированием использования береговой полосы города Севастополя. Основное внимание уделяется проблеме конфликта интересов различных пользователей данной территории, а также неправомерного использования маломерных судов без соответствующих прав и судов, не подлежащих государственной регистрации. В рамках статьи предлагаются конкретные пути и меры для решения этих проблем, с целью обеспечения безопасности и комфорта всех пользователей береговой полосы. Ключевые слова: береговая полоса, правовое регулирование маломерные суда, статистика происшествий, водные объекты, правила пользования, безопасность, правила эксплуатации, водный транспорт, прибрежная зона, государственная регистрация, безопасность на воде.
IMPROVEMENT OF THE LEGAL REGULATION OF THE USE OF THE COASTAL STRIP
OF THE CITY OF SEVASTOPOL.
Annotation. The article analyzes issues related to the legal regulation of the use of the coastal strip of the city of Sevastopol. The main focus is on the problem of conflicting interests among different users of this territory, as well as the unauthorized use of small vessels without the appropriate permits and vessels not subject to state registration. The article proposes specific approaches and measures to address these problems, with the aim of ensuring the safety and comfort of all users of the coastal strip.
Keywords: coastal strip, legal regulation, small vessels, accident statistics, water objects, usage rules, safely, operating rules, water transport, coastal zone, state registration, water safety.
Береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии, протяжённость которой составляет 20 метров водного объекта общего пользования. Каждый гражданин может пользоваться береговой полосой для передвижения и пребывания около воды, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, однако в соответствии с положениями пункта 2.8 Приказа МЧС России от 30 сентября 2020 г. № 732 «Об утверждении Правил пользования пляжами в Российской Федерации» запрещается спуск в воду и движение маломерных судов в зоне купания (за исключением спасательных судов). Данные правила обязательны для исполнения владельцем пляжа и посетителями пляжа.
К пользователям береговой полосы следует отнести физических лиц, которые отдыхают, а также юридических лиц и физических лиц, осуществляющих различные виды коммерческой деятельности. К особым пользователям береговой полосы следует отнести государство в лице его различных органов.
Физические и юридические лица в пределах береговой полосы осуществляют эксплуатацию и использование технических средств и оборудования часть из которых представляют повышенную опасность для отдыха жизни и здоровья физических лиц, находящихся в пределах береговой полосы.
В первую очередь к таким объектам относятся маломерные суда, которые подразделяются на:
1. Моторные и парусные суда, общей длиной не более 20 метров.
2. Водные мотоциклы и катера, а также другие суда, не предназначенные для перевозки людей и грузов.
3. Плавучие средства, используемые для спортивных и развлекательных целей, такие как батуты, водные горки и прочее.
4. Технические средства и оборудование, используемые в морских и речных парках, аквапарках и других аттракционах, предназначенных для развлечения и отдыха людей на воде.
Пользователи береговой полосы используют также иные технические средства и оборудование, представляющие повышенную опасность для окружающих (оборудование для дайвинга, виндсерфинг, водные лыжи, парашют, подводная охота и т.п.).
Население города Севастополя имеет рекордные показатели роста во всей Российской Федерации, что приводит к выводу о том, что пользователей береговой полосы становится все больше, а она в свою очередь не имеет возможности увеличиваться. Достаточно серьезной проблемой на сегодняшний день является несоблюдение запрета спуска в воду, движения и проката маломерных судов в зоне купания, а также безопасность людей, осуществляющих отдых и рыболовство на одной территории.
В положениях статьи 6 Водного кодекса РФ указано, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нуяед, в связи с этим возникает вопрос о том, как урегулировать использование береговой полосы так, чтобы было максимально комфортно и безопасно нахождение на ее территории.
Посетив хотя бы несколько раз пляжи Севастополя, становится понятно, что большинство владельцев маломерных судов, попросту игнорируют эти правила, что на взгляд автора категорически неприемлемо.
Так, в докладах МЧС России за 2019-2021 год о вопросах состояния защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приведены следующие данные о происшествиях на водных объектах [5,6,7] (см. таблицу 1)
Таблица 1
Состояние защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера
2019 2020 2021
Количество погибших на водных объектах 3034 чел. 3154 чел. 3214 чел.
происшествия с маломерными судами Погибло -50 чел. Погибло -41 чел. Погибло - 69 чел.
Получили ранения - 31 чел. Получили ранения - 29 чел. Получили ранения - 44
Количество аварий маломерных судов 52 происшествия 68 происшествий 90 происшествий
Количество аварий Отсутствует информация Отсутствует
маломерных судов в 5 информация
прибрежной зоне Республики
Крым
Статистика происшествий на водных объектах (маломерных судах) показывает, что основными причинами аварий являлись: Неумелое маневрирование судном; Нарушение правил пользования маломерными судами; Отсутствие наблюдения за окружающей обстановкой; Плавание в сложных гидрометеоусловиях; Нарушение правил эксплуатации судна или его оборудования.
Таким образом, правовое регулирование эксплуатации водного транспорта в прибрежной зоне требует дальнейшего совершенствования, так как применение действующих положений продолжает создавать опасные ситуации угрожающие жизни и здоровью отдыхающий и водопользователей.
В соответствии с положениями ГОСТа Р 55698-2013 «Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования» [4] (далее - ГОСТ) при эксплуатации водных объектов водной инфраструктуры необходимо соблюдать следующие правила (смотреть таблицу 2):
Таблица 2.
Ограничения и меры безопасности при эксплуатации водных объектов
Береговая полоса Ограничения и меры безопасности
Акватория пляжа (пункт 5.14) выделение зон для купания туристов, для серферов, виндсерферов, лодок, моторных судов, для купания детей и не умеющих плавать и др.
защита от всех видов водных судов (моторных, парусных, педальных) лиц, находящихся в воде.
Территории за границами пляжа (пункт 6.4) оборудование временных баз для водных видов спорта (для катания на катамаранах, водных лыжах, скутерах, лодках, серфинга, прыжков с парашютом, спуска с водяных горок)
Исходя из вышеуказанного следует, что положения ГОСТа направлены на:
— разделение территории береговой полосы для обеспечения безопасности и комфорта нахождения на ней;
— решение вопросов, связанных с конфликтом интересов её пользователей;
— содействие развитию коммерческой деятельности.
Несмотря на то, что положения ГОСТа носят рекомендательный характер, автор считает, что они должны быть закреплены в виде обязательных требований как в локальных нормативных правовых актах (например, города федерального значения Севастополь и Республики Крым), так и федеральных.
Также достаточно серьезной проблемой является увеличение числа случаев использования маломерных судов без прав. Эта проблема становится все более актуальной, поскольку она представляет угрозу безопасности людей на воде.
В положениях пункта 1.1 статьи 16 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ перечислены маломерные суда, которые не подлежат государственной регистрации (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Содержание определений маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации
Год Определение
До 2012 года Отсутствует
С 2012 года Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
С 2016 года Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
С 2012 года установлены критерии, по которым можно определить, какие маломерные суда не подлежат государственной регистрации. В 2016 году эти критерии были расширены.
Примерами маломерных судов, которые не подлежат государственной регистрации согласно расширенным критериям с 2016 года, могут быть шлюпки, плавучие средства, беспалубные несамоходные суда длиной до 12 метров. Кроме того, это могут быть небольшие рыбацкие лодки, катера для прогулок на воде, каяки, каноэ и прочие маломерные суда, которые соответствуют установленным критериям и не предназначены для коммерческих целей.
Отсутствие государственной регистрации маломерных судов приводит к тому, что люди без соответствующей подготовки и навыков могут управлять такими судами, что в свою очередь увеличивает риски аварий и происшествий. Кроме того, отсутствие регистрации может затруднить поиск и спасение в случае аварий на воде, а также усложнить процесс выявления и пресечения нарушений правил плавания. В первую очередь это относится к каякам, каноэ, гребным и надувным лодкам, яхтам малых размеров.
По мнению автора, для использования судов, управление которыми не требует прохождения специального обучения, следует ввести бесплатный онлайн курс, обучающий основам эксплуатации таких судов, технике безопасности, навигации на воде, по прохождению которого следует выдавать сертификат (в электронном виде).
Таким образом, использование в России маломерных судов без получения разрешения на управление ими является актуальной проблемой, поскольку их эксплуатация представляет угрозу безопасности людей на воде.
Пристатейный библиографический список:
1. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
2. «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ.
3. Приказ МЧС России от 30 сентября 2020 г. № 732 «Об утверждении Правил пользования пляжами в Российской Федерации». Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/74823253 (дата обращения: 04.04.2023).
4. ГОСТ Р 55698-2013. Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71346774. (дата обращения: 04.04.2023).
5. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2021 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.ru/dokumenty/5946 (дата обращения: 04.04.2023).
6. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.ru/dokumenty/5304 (дата обращения: 04.04.2023).
7. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.ru/dokumenty/4602 (дата обращения: 04.04.2023).
Для цитирования: Стильная В.В. Правовой статус Азово-Керченской акватории Российской Федерации / ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» // Океанский менеджмент. 2023. № 3(21). С. 24 - 27.
Спильная В.В.
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,
Юридический институт, Бакалавриат
ПРАВОВОЙ СТАТУС АЗОВО-КЕРЧЕНСКОЙ АКВАТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Цель настоящей статьи заключается в определении особенностей правового статуса одной из водных акваторий Российской Федерации - Азово-Керченской акватории. Проведение специальной военной операции на территории Украины, в том числе в водной акватории, привели к тому, что на сегодняшний день возникают ситуации, связанные с правовым статусом Азово-Керченской акватории и нахождением в ней судов различных государств.
Ключевые слова: акватория, статус, правовое положение, Конвенция, международно-правовой статус
LEGAL STATUS OF THE AZOV-KERCH WATER AREA OF THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The purpose of this article is to determine the features of the legal status of one of the water areas of the Russian Federation - the Azov-Kerch water area. The conduct of a special military operation on the territory of Ukraine, including in the water area, has led to the fact that today there are situations related to the legal status of the Azov-Kerch water area and the presence of vessels of various states in it.
Keywords: water area, status, legal status, convention, international legal status
Азово-Керченская акватория является стратегически важным объектом для России и развития прибрежных территорий. Азовское море — это внутреннее море Российской Федерации.
В 2008 году между Российской Федерацией и Украиной была достигнута договорённость и позднее в 2013 году заключено межправительственное Соглашение о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив. В 2014 году в связи с переходом Крыма в состав Российской Федерации действие такого соглашения было приостановлено.
Российская Федерация в период с 2016 по 2019 год собственными усилиями возвела Крымский мост, ставший транспортной магистралью, соединившей полуостров с остальной территорией России [3].
События 2014, 2022 года существенным образом повлияли на правовой статус Азово-Керченской акватории [7]. В феврале 2022 года в состав Российской Федерации вошли новые субъекты.