Научная статья на тему 'Что выгоднее: сохранить бечевник или построить частную пристань?'

Что выгоднее: сохранить бечевник или построить частную пристань? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
557
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДООХРАННАЯ ЗОНА / ПРИБРЕЖНАЯ ЗАЩИТНАЯ ПОЛОСА / БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ / БЕЧЕВНИК / АРЕНДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Николай Васильевич

Основной целью научного исследования является нормализация гражданско-правовых отношений при освоении береговой полосы в современных условиях. В статье обобщены и систематизированы основные понятия и формы гражданской ответственности при освоении и эксплуатации береговой линии, бечевника, прибрежной полосы и акватории водных объектов. Автором проанализированы нормативно-правовых акты водного, земельного и лесного законодательства, регулирующие возникающие при этом правовые отношения. Автор приходит к выводу, что в период активной приватизации и застройки берегов водных объектов органам местного самоуправления следует большее внимание уделять законодательному оформлению отношений путем заключения договоров аренды с использованием получаемых средств для благоустройства береговых территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT IS MORE PROFITABLE: TO PRESERVE THE SHORELINE OR TO BUILD A PRIVATE MARINA?

The main purpose of research is the normalization of civil-law relations during the development of the coastline in modern conditions. The paper summarizes and systematizes the main concepts and forms of civil responsibility during the development and operation of the shoreline, the coastal strip and water areas. The author analyzes the normative-legal acts for water, land and forestry legislation arising from this legal relationship. The author comes to the conclusion that in the period of active privatization and development of the banks of water bodies of local self-government bodies need to pay more attention to the legal relations by entering into lease agreements using the funds received for the improvement of the coastal area.

Текст научной работы на тему «Что выгоднее: сохранить бечевник или построить частную пристань?»

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)

3.1. ЧТО ВЫГОДНЕЕ: СОХРАНИТЬ БЕЧЕВНИК ИЛИ ПОСТРОИТЬ ЧАСТНУЮ ПРИСТАНЬ?

Попов Николай Васильевич, канд. юрид. наук. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева (РХТУ). Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Аннотация: Основной целью научного исследования является нормализация гражданско-правовых отношений при освоении береговой полосы в современных условиях. В статье обобщены и систематизированы основные понятия и формы гражданской ответственности при освоении и эксплуатации береговой линии, бечевника, прибрежной полосы и акватории водных объектов. Автором проанализированы нормативно-правовых акты водного, земельного и лесного законодательства, регулирующие возникающие при этом правовые отношения. Автор приходит к выводу, что в период активной приватизации и застройки берегов водных объектов органам местного самоуправления следует большее внимание уделять законодательному оформлению отношений путем заключения договоров аренды с использованием получаемых средств для благоустройства береговых территорий.

Ключевые слова: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, береговая линия, бечевник, аренда.

WHAT IS MORE PROFITABLE: TO PRESERVE THE SHORELINE OR TO BUILD A PRIVATE MARINA?

Popov Nikolay Vasilievich, PhD at law. Posithion: Head of chair. Place of employment: University of Chemical Technology of Russia named after D.Mendeleev. Department: statelegal disciplines chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The main purpose of research is the normalization of civil-law relations during the development of the coastline in modern conditions. The paper summarizes and systematizes the main concepts and forms of civil responsibility during the development and operation of the shoreline, the coastal strip and water areas. The author analyzes the normative-legal acts for water, land and forestry legislation arising from this legal relationship. The author comes to the conclusion that in the period of active privatization and development of the banks of water bodies of local self-government bodies need to pay more attention to the legal relations by entering into lease agreements using the funds received for the improvement of the coastal area.

Keywords: water protection zone, coastal protective strip, shoreline, rent.

Бечевник - сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксиро-

вания людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате, называемом бечевой или бичевой. В западной Европе(Нидерланды, Германия, Франция, Великобритания), где речное судоходство на бечевой тяге до конца XIX в. было широко распространено, бечевники специально обустраивались: нивелировались, мостились и т. п. С распространением в XX в. компактных и относительно недорогих судовых двигателей внутреннего сгорания широкого диапазона мощностей, бечевники утрачивают своё хозяйственное значение.

В царской России бечевником (бичевником, бечевой) называли определённое пространство земли, отведенное по берегам рек и других водных путей для бечевой тяги судов и плотов, и для прочих надобностей судоходства. При строительстве Санкт-Петербурга по плану Петра I внутригородские водные пути обустраивались бечевниками, впоследствии превращёнными в гранитные набережные. Иногда в качестве бечевника использовалась ровная отмель вдоль подошвы высокого речного берега, затопляемая во время половодья и обнажающаяся при низком уровне воды в реке.

«Уже с давнего времени законы, согласно с началами Уложения царя Алексея Михайловича, по отношению к водным сообщениям неоднократно подтверждали, чтобы прибрежные владельцы на пространстве бечевника допускали проход и проезд людям, занимающимся подъемом речных судов, позволяли баркам и другим судам останавливаться у берегов, причаливать к ним и выгружать свои товары, вообще не препятствовали законному пользованию бечевником и не повреждали его. Ныне по всем рекам, озерам и разливам общего пользования, судоходным или сплавным, существуют бечевники по обеим сторонам берегов судового фарватера, безразлично, прилегает ли он к материку или к островам, и береговые владельцы подвергаются известным, указанным в законе, ограничениям. Притом водами общего пользования признаются реки и озера, по коим открыты судоходство и сплав леса. В состав бечевника входят как пространство берега от уреза воды до гребня оного, так и полоса земли десятисаженной ширины (21,33 м) далее от гребня. Пространство это остается неизменным, какое бы направление ни принял судовой фарватер через изменение русла реки, а потому если бы вода отмыла часть берега, то бечевник и после того должен иметь десятисаженную от гребня ширину, подаваясь внутрь земли на столько же, сколько его отмыто от берега» [1].

«Бечевники были двух видов: а) естественные - которые тянулись вдоль вод, образованных природой; б) искусственные, располагавшиеся вдоль искусственных каналов, а также выше и ниже плотин. Содержание первых относилось к «натуральной земской повинности обывателей», а вторые содержались за счет казны. Бечевники существовали только по рекам, объявленным в установленном порядке судоходными и сплавными, а не по всем вообще рекам, где производились судоходство и сплав. Относительно пользова-

ния бечевником были установлены следующие правила:

1) торговля с судов и плотов на бечевниках строго воспрещалась;

2) бечевники были свободны от пошлин и акцизов, и ни частные лица, ни городские и др. сословия не имели права взимать пошлины или требовать платы за пользование бечевником;

3) за порчу бечевника полагался штраф.

Право собственности прибрежных владельцев на землю, выделенную под бечевник, было ограничено. Так, например, трава, растущая на бечевниках, оставалась в пользовании промышленников для подножного корма рабочего скота. Но хозяин имел право иска в случае, если постороннее лицо завладеет землей. К обязанностям прибрежных владельцев относилось:

1) на реках судоходных не строить мельниц, плотин и заколов или других перегородок, от которых реки засоряются и к судовому ходу делаются неудобными;

2) допускать проход и проезд людям, занимающимся подъемом речных судов;

3) позволять баркам и другим судам останавливаться у берегов и причаливать к ним, выгружать товары, не выходя за черту отведенной земли под бечевник или пристань, не взимая за это платы»[2].

В утратившем силу Водном кодексе Российской Федерации 1995 (Ст. 20 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 № 167-ФЗ)[3] бечевником именовалась береговая полоса водного объекта (реки, озера, водохранилища и т.п.). Однако в связи с тем, что необходимость тянуть речные суда по берегу отпала, и наличие непрерывно протянувшейся вдоль берега дороги теперь необязательно, термин «бечевник» в законодательных актах больше не используется и в п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ вводится следующее определение:

«Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 № 244-ФЗ)».

В настоящее время правовые отношения в сфере водопользования в России регулирует Водный кодекс РФ (ВК РФ 2006), действующий с 1 января 2007 г. [4], также он устанавливает административную и уголовную ответственность как юридических, так и физических лиц за нарушение правил пользования объектами водного хозяйства, и предусматривает возмещение вреда лицами, причинившими вред водным объектам. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом.

С 2006 г. в России запрещено оформлять береговые полосы в собственность (ст. 27 ч. 8 Земельного кодекса РФ [5]). На участках, включающих в свой состав береговые полосы, которые были оформлены в собственность до 2006 г., действует публичный сервитут, обязывающий владельцев данных участков обеспечи-

вать свободный проход и нахождение граждан на береговых полосах [10].

Водный кодекс Российской Федерации - нормы и правила, которые регулируют водные отношения и имущественные отношения оборота водных объектов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и водным законодательством. Все водные объекты согласно Конституции РФ и водного законодательства находятся в федеральной собственности, кроме прудов и обводненных карьеров, которые принадлежат собственникам земель, в границах которых они расположены. Водный кодекс РФ определяет порядок предоставления водных объектов в пользование для забора воды, для производства электроэнергии, строительства причалов и мостов, для орошения сельскохозяйственных земель, для сброса сточных вод.

Водное законодательство России - относительно «юное» направление в сфере законодательства, существующее менее века, в сравнении, например, с земельным законодательством.

В ряде зарубежных европейских стран (Великобритания, Испания, Германия, Франция) водное законодательство возникло в середине XIX века и достигло весьма высокого совершенства.

В этих странах налажены гибкие и эффективные, а главное, результативные методы управления водным хозяйством, охраны водных объектов и природных водных ресурсов. В частности, в разработке требований по охране береговых зон при застройке и ином их хозяйственном использовании.

Экологический кодекс Франции на сегодняшний день состоит из семи книг. Книга II «Физические среды» включает два раздела: вода и водные среды (раздел I), воздух и атмосфера (раздел II). В данной книге регулируется деятельность по охране вод и атмосферного воздуха. По сравнению со многими другими странами Франция богата водными ресурсами, однако они неравномерно распределены по территории страны и весьма уязвимы. Экологический кодекс регулирует организацию управления водными ресурсами, деятельность органов по использованию и охране водных ресурсов. Уделяется внимание ответственности за загрязнение вод, в том числе в районах интенсивного сельского хозяйства (чтобы справиться с загрязнениями, производимыми сельскохозяйственным производством, государственные власти опираются на комбинированные методы из различных инструментов -регламентирующих, экономических или же основанных на принципе добровольности), и за загрязнение морских вод независимо от его источника, будь то сельскохозяйственные, бытовые, промышленные отходы или аварии на море (в том числе, загрязнение нефтью и иными похожими веществами). Экологический кодекс Франции устанавливает для каждого бассейна или группы бассейнов генеральные программы планирования и управления, определяет задачи в отношении качества и количества водных ресурсов. Также регламентируются общие цели использования, освоения и охраны количественного и качественного состояния поверхностных и подземных вод.

Длина береговой линии Финляндии (без островов) составляет 46 000 км. В прибрежной зоне располагается почти 81 000 островов (размером более 100 м2). Финляндия - одна из редких стран Европы, где возможно выкупить участок личной береговой линии на море или озере и приобрести собственную часть акватории. Очень приятно зайти на свой личный пирс и

немного порыбачить или прокатиться на лодке. «Право каждого на природу» определяет то, что каждый может свободно перемещаться по любым территориям, кроме сельскохозяйственных угодий и земель, непосредственно примыкающих к жилым домам. Частник имеет свои права: может определять условия лова в собственной акватории, со своего берега (имеется в виду донное ужение, спиннинг, нахлыст). Если договориться с хозяином, губернского разрешения на рыбную ловлю не нужно, но госпошлина обязательна в любом случае. В мировом рейтинге стран по количеству преступлений Финляндия находится на почетных последних рядах.

Отличительной особенностью европейского водного законодательства и водного законодательства Северной Америки от российского является то, что помимо общих законов в области водных отношений, в этих странах принимались и специальные законы.

В США, например, названия федеральных «водных» законов звучат так: «О реках и бухтах» (1999г.), «О диких и красивых реках» (1968г.), «Об управлении береговой зоной» (1972 г.), закон «О чистой воде» (1977 г.) и др.

В настоящий период времени Водные кодексы среди ведущих государств мира действуют только в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике, а в регионах России Водный кодекс существует только в Республике Башкортостан.

Работа над совершенствованием Водного кодекса РФ продолжается. В 2015 г. приняты три федеральных закона от 13.07.2015 №221-ФЗ, № 233-ФЗ и №244-ФЗ о внесении поправок в Кодекс. Пересмотрены порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта) (Ст. 4.1) и береговой полосы (ст. 6 п. 6), сформулированы основные положения договора водопользования (ст. 13 п.1) и решения о водопользовании (ст. 22 п.1.3), порядок решения (ст. 23 п.2). В ст. 26 пп. 4 и 12 заново сформулированы условия передачи федеральными органами части полномочий по распределению выделенных субвенций из федерального бюджета субъектам РФ. В Государственный водный реестр (с. 31 п. 10.2) введен пункт о местоположении береговой линии (границы водного объекта). Подверглась переработке ст. 65, посвященная водоохранным зонам и прибрежным защитным полосам. В последние годы в результате развития рыночной экономики и капитализации России водоохранные зоны вокруг водных объектов застроились, продолжается использование и загрязнение водных ресурсов, водопользование не стало адекватным тому, что планировалось, хотя закон в 1995 г. был принят не плохой.

И тогда на форуме появляется вопрос: «В 1998 году было оформлено право собственности на земельный участок на берегу озера. Судя по кадастровому плану участка, граница участка находится на расстоянии от 1 до 5 метров от береговой линии. Собственники участка поставили забор по границе участка. В соответствии с новым Водным кодексом береговая полоса водного объекта составляет 20 м, причем к ней должен быть всеобщий доступ. Забор создает препятствия для доступа граждан на территорию береговой полосы. Что делать? Если переносить забор (на 20 м!) - негде будет жить, если не переносить - идут разборки собственника со всякими земельными и природоохранными органами» [8].

Согласно ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [6], «Граждане имеют право сво-

бодно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику».

Обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований. Исполнение установленных правил контролируется местными органами власти, к которым относятся:

1) природоохранная прокуратура субъекта Федерации;

2) прокуратура района, на территории которого имеет место нарушение;

3) управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);

4) природоохранный Комитет Правительства субъекта Федерации (к примеру, в Ленинградской области это Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и экологической безопасности);

5) местными депутатами муниципальных образований первого и второго уровня (поселение, район).

В связи с поставленным вопросом, ограничимся рассмотрением таких поверхностных водных объектов, как водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). Береговая линия их (граница водного объекта) определяется для: реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища -по нормальному подпорному уровню воды.

Обратимся к Водному кодексу 1995 г., который утратил силу в 2006 г. «Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров» (не более!).

В свою очередь, согласно терминологии, используемой в Водном кодексе РФ 2006 г., под береговой линией понимается граница водного объекта (а не земельный участок). Согласно п. 4.1 ст. 5 ВК РФ, порядок определения местоположения береговой линии, случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством РФ. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) регламентируются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. «Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет

пять метров». Помимо береговой полосы вдоль береговой линии водного объекта устанавливаются также водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Ширина водоохранных зон для пресных водоемов может составлять от 50 до 200 метров, для морей - до 500 метров. Ширина прибрежных защитных полос устанавливается от 30 до 50 метров, а для озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение - до 200 метров.

В Водном кодексе написано, что его положения применяются «к правоотношениям, возникшим после вступления ВК РФ в силу». Принятие нового кодекса в данном случае означает появление нового публичного сервитута. Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов в соответствии с Водным Кодексом.

В отношении же земельных участков, прилегающих к водному объекту, законодательством установлены определенные режимы их использования (в том числе, влияющие на возможность аренды такого земельного участка или ограничивающие арендатора в реализации определенных правомочий).

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы (Часть 3.2 ст. 22 ЗК РФ). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

В целях аренды земельного участка, расположенного в границах водоохранной зоны, принципиально важное значение имеет то, что в границах водоохранных зон законодательством допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Более жесткие ограничения использования земельных участков установлены для земель в границах прибрежных защитных полос. Наряду с указанными выше ограничениями запрещаются:

- распашка земель;

- размещение отвалов размываемых грунтов;

- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Если на водных объектах общего пользования запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты, об этом должны оповещать специально установленные информационные щиты (п. 4 ст. 6 ВК РФ).

Следует учитывать, что в отношении водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, могут быть установлены зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. В этом случае на земельные участки, входящие в соответствующие зоны или округа санитарной охраны, будут распространяться дополнительные ограничения в их использовании.

Действующее законодательство не относит земельные участки, прилегающие к водному объекту к составу земель водного фонда. Их предоставление осуществляется по общим правилам, регламентированным земельным законодательством, однако при этом следует учитывать специфику, установленную водным законодательством.

Лесной кодекс РФ [7] допускает возможность предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду как юридическими лицам, так и гражданам. При этом законодательство устанавливает ряд особых требований к порядку предоставления лесных участков в аренду и условий аренды, в том числе, с учетом вида использования лесного участка. Так, объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Законодательно установлен максимальный и минимальный срок аренды лесного участка - от 10 до 49 лет. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Принципиально важным моментом является то, что право на заключение договора аренды лесного участка может быть предоставлено лицу только по итогам проведения аукциона по продаже такого права. Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 104.2 ЛК РФ). Госдума планирует максимально увеличить штрафы за незаконное строительство вблизи водоемов. Организовывать пляжный пленэр у себя под боком с некоторых пор стало верхом престижности. В результате, по данным экспертов, в некоторых регионах уже застроено до трети береговой линии, что приводит к загрязнению рек и озер и нарушению прав граждан на свободный доступ к водоемам и пляжам. По мнению специалистов, наказывать необходимо не только самих застройщиков, но и коррумпированных чиновников, которые закрывают глаза на нарушение закона.

Законы запрещают любое строительство в 20-метровой прибрежной защитной полосе вдоль водоемов общего пользования. А в водоохранной зоне, которая в зависимости от размера водоема составляет от 50 до 500 метров, запрещено строительство экологически вредных объектов, например, автомобильных заправок или складов ядохимикатов.

Строительство вокруг водоемов приняло в России характер эпидемии. По данным Росприроднадзора, только в Московской области застроена примерно четвертая часть береговой линии водоемов: на Клязьминском водохранилище - 33,2% побережья, на Истринском - 20,6%, на реке Москва - 17,2%. Помимо дачных поселков, берега активно захватывают турбазы и яхт-клубы, размещая в непосредственной близости от воды летние домики, кафе и гаражи для лодок и яхт. В Госдуме признают, что полностью убрать все незаконные постройки от водоемов теперь едва ли возможно, и рассчитывают хотя бы минимизировать экологический ущерб.

Экологи тем временем бьют тревогу, утверждая, что загрязненными являются почти все водоемы. «Это общая картина для поверхностных вод Российской

Федерации за исключением сибирских и северных рек, где ниже антропогенная нагрузка», - говорит эколог Рахманин.

Питерские экологи составили карту захваченных берегов. Через 5-7 лет в Петербурге и Ленинградской области не останется озер и других водоемов, где смогут свободно отдыхать граждане. Уже сегодня береговые линии сотен озер и речек Карельского перешейка оказались захвачены владельцами частных коттеджей и перегорожены высокими заборами. Таковы результаты предварительных исследований экологов «Центра экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей» (ЭКОМ) и общественной организации «Зеленая волна» [9].

Для использования водных объектов необходимо заключить договор аренды и получить решение. Но некоторые виды пользования водных объектов осуществляются без договора или решения: судоходство, забор из подземных источников, рыболовство, полив садовых и огородных участков, водопой животных, воспроизводство водных биоресурсов.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Проверка ведомственных пляжей показала, что 50 из них имеют документы, позволяющие ограничивать проход на их территорию. Как поясняют руководители санаториев, главным основанием для запрета входа «чужаков» является расчет стоимости услуг, указанный в путевке, куда входят и «пляжные» услуги. Естественно, что санатории не торопятся убирать ограды. А бесплатные пляжи на практике - это худшие участки побережья, где зачастую просто нет места, чтобы положить коврик, через тела отдыхающих перешагивают торговцы съестным, навесов и лежаков нет и в помине. Желающие вкусить «дикого» отдыха в последние годы все чаще сталкиваются с тем, что практически все удобные для отдыха «ничейные» места захватываются частными лицами или ведомствами. Пройти по кромке моря теперь практически невозможно - это хорошо видно, когда едешь на поезде из Туапсе в Сочи, на всем протяжении берега на пляжах воткнуты отлитые из железобетона многоэтажные строения. Числятся они сараями для лодок, эллингами, палатками под торговлю и сезонными кафе. Реально это капитальные гостиницы, клубы и рестораны.

Пруд или обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, юридическому или физическому лицу, находятся соответственно в собственности указанного субъекта. Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются юридическому или физическому лицу в пользование (ст. 11 ВК РФ):

• на основании договоров водопользования для использования акватории водных объектов за плату, в том числе для рекреационных целей. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается в соответствии с положениями об аренде,

предусмотренными гражданским законодательством, по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, не более чем на 20 лет;

• после принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование - для организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

• не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для: полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными либо купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан.

Остается непонятным, относится ли аренда акватории водного объекта к той части береговой линии (бечевника), которую омывает это водное пространство? Если относится, то заключение договоров водопользования позволит органам субъектов РФ и муниципального самоуправления за счет аренды этой акватории собственниками дачных участков вдоль реки значительно пополнить местный бюджет и направить полученные средства на благоустройство береговой полосы, создание благоустроенных пляжей. В противном случае этот вопрос требует более детального юридического регулирования и внесения соответствующих дополнений в водное законодательство РФ.

Список литературы:

1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона ЭСБЕ. Россия, Санкт-Петербург, 1890—1907.

2. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа. Русское хозяйство. — М.: Институт русской цивилизации, 2006. — 944 с. ISBN 978-5-902725-05-3

3. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (утратил силу).

4. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 № 244-ФЗ).

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (редакция, действующая с 05.10.2015).

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2011) Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (редакция, действующая с 01.10.2015).

8. Забор вокруг жилого дома на береговой полосе. Ноябрь 2008. Правовые аспекты электронной коммерции, 22.10.2015 - 23.10.2015, Юридический институт "М-ЛОГОС", Москва. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=211482.

9. Шергина Наталья. Российские реки, озера и целые моря все чаще становятся недоступными для простых граждан. Межрегиональная социально-экологическая общественная организация «Зеленая волна» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rodon. org/society-080616125442.

10. Вильгоненко И.М., Слепенок Ю.Н. И снова о сервитуте: публичный сервитут за или против? Бизнес в законе, №1, 2014. С. 43 - 49.

Рецензия

на статью заведующего кафедрой ГПД к.ю.н. Н.В. Попова Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева: «Что выгоднее: сохранить бечевник или построить частную пристань?»

В последние годы в результате развития рыночной экономики и капитализации России водоохранные зоны вокруг водных объектов застроились, продолжается использование и загрязнение водных ресурсов, водопользование не стало адекватным тому, что планировалось. В то же время серьёзной законодательной проблемой, с которой приходится сталкиваться многим собственникам земельных участков, где есть те или иные водные объекты, или участков, находящихся вблизи каких-либо водоёмов, является невозможность использования на своих участках или поблизости этих замечательных творений природы. При попытке решить вопрос застройки своих земельных владений землевладельцы, как правило, сталкиваются с запретом органов властей - отделов по архитектуре администраций, «Роспотребнадзора», экологических органов и ряда других.

Нормализации гражданско-правовых отношений при освоении береговой полосы в современных условиях и посвящена рецензируемая работа. В статье систематизированы и обсуждены основные понятия и формы гражданской ответственности при освоении и эксплуатации береговой полосы и акватории водных объектов, проанализированы нормативно-правовые акты водного, земельного и лесного законодательства, регулирующие возникающие при этом правовые отношения. Автор приходит к выводу, что в период активной приватизации и застройки берегов водных объектов органам местного самоуправления следует большее внимание уделять законодательному оформлению отношений путем заключения договоров аренды с использованием получаемых средств для благоустройства береговых территорий.

Работа стилистически выдержана, написана научным языком и может быть рекомендована для открытой публикации в рецензируемых журналах, рекомендованных списком ВАК.

Руководитель юридического отделения, зав. кафедрой гражданского, авторского и экологического права, профессор РХТУ им. Д.И.Менделеева Н.В.Брянцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.