изменение правового режима водоохранных зон по новому водному законодательству
Е.С. ГУСЕВ, асп. каф. права МГУЛ
В связи с изменением и совершенствованием российского законодательства в сфере водных и связанных с ними отношений жители Московского региона столкнулись с рядом проблем, обусловленных постройкой и приобретением в собственность домов на берегах водоемов.
Вызвано это прежде всего действием постановления правительства Подмосковья «Об утверждении минимальных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, частично или полно-
стью расположенных на территории Московской области», утвержденного 17 сентября 2004 г. (Постановление правительства Подмосковья «Об утверждении минимальных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, частично или полностью расположенных на территории Московской области», от 17.09. 2004 г.).
Что же представляет собой территория водоохранной зоны? В соответствии с «Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» от
26
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2006
23 ноября 1996 г. № 1404, водоохранная зона - это территория, примыкающая к акваториям поверхностных водных объектов. На ней устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
В пределах водоохранной зоны выделяются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.
До недавнего времени не существовало четких законов, запрещающих строительство рядом с водными объектами на территории Подмосковья, а основными нормативными правовыми актами в данной области служили Водный кодекс РФ от 16.11.1995 № 167-ФЗ и вышеуказанное «Положение...» от 23 ноября 1996 г., а также иные акты органов местного самоуправления, которые имели рекомендательный характер и не были обязательны для исполнения. Ввиду этого количество построек на берегах различных водоемов с каждым годом увеличивалось, нанося немалый вред состоянию окружающей среды. И лишь с 2004 г. на берегах водохранилищ, рек и прудов начали действовать новые правила, регламентирующие любую хозяйственную деятельность.
Согласно действующему законодательству, в прибрежной защитной полосе запрещены любая хозяйственная деятельность и строительство, но можно приобретать земельные участки в собственность или брать их в аренду. Строить же в водоохраной зоне можно лишь при наличии положительного решения экологической экспертизы.
Утверждение размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос для каждой реки, озера, пруда и для многих ключей Подмосковья привело к тому, что многие постройки, возведенные на расстоянии ближе 500 м от уреза воды, могут подвергнуться сносу. Данное положение запрещает любое строительство и движение автотранспорта в радиусе 100 м от рек Ока и Клязьма. В перечне водоохранных зон указаны комплекс Нарских прудов и 14 рек, протекающих по
территории Одинцовского района. Водоохранная зона, предназначенная для охраны водных источников от загрязнения, защиты местных животных и растений, и территория, где запрещена или ограничена всякая хозяйственная деятельность, для Дютьковского нагульного пруда составила 500 м, для Асаков-ского, Софинского и Траснянского нагульных прудов - 300 м. Прибрежная защитная полоса, находящаяся внутри водоохранной зоны, у самого берега, которая должна быть занята исключительно деревьями и кустарниками, составляет 100 м, за исключением Траснянского нагульного пруда, ограниченного защитной полосой всего в 20 м. Для рек Беля-на, Вяземка, Дубешня, Жуковка, Медвенка, Молодельня, Нахавня, Островка, Сетунь (в районе Кубинки-Никольского-Бушарино), Сетунь (на границе с Ленинским районом), Сторожка, Трасна водоохранная зона 100 м, прибрежная защитная полоса - 20 м (30 м
- для реки Сетунь в районе поселка Заречье). Самыми неприступными для строителей и земледельцев стали берега рек Нара и Москва. Здесь прибрежная защитная полоса для каждой - 100 м, водоохранная зона для Нары
- 300 м, а для Москвы - 400 м.
С 1 января 2007 г. вступает в силу новый Водный кодекс, который содержит некоторые послабления для владельцев построек вблизи водоемов. Согласно новым правилам, в прибрежной полосе можно будет возводить строения в тех случаях, когда строительство не нарушает экологические нормы.
Для строительства в водоохранной зоне новый ВК РФ («Собрание законодательства РФ», 05.06.2006, № 23, ст. 2381) не требует согласования с Росприроднадзором, но сохраняется обязательность экологической экспертизы. Ширина природоохранных зон у воды теперь будет меньше. Согласно ст. 63 нового ВК РФ максимальный размер прибрежной защитной полосы составит 50 м, водоохранной зоны - 200 м.
Наряду с уменьшением ширины природоохранных зон по новому ВК РФ значительно упростилась процедура использования прибрежных территорий для жилищного, коммунального и других видов строительства. В Кодексе отсутствуют положения, запреща-
ющие строительство в прибрежной полосе, а нормативы, относящиеся к размерам водоохранных зон, устанавливаются только за пределами поселений, то есть налицо фактическое уничтожение водоохранных зон в пределах поселений. Все это в целом делает еще более привлекательными участки у водоемов. Хотя новый ВК РФ закрепляет превалирование федеральной собственности над частной, право пользования водными объектами, приобретаемое ранее на основе лицензии и заключенного договора с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, теперь закрепляется лишь договором. Это в значительной мере упрощает водопользование.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о значительном расширении перспектив возведения строений в прибрежных зонах водоемов. Однако помимо Водного кодекса существуют иные нормативные акты, затрагивающие водоохранную деятельность: Земельный, Лесной, Градостроительный кодексы и др. Следовательно, для продуктивного функционирования нового ВК РФ необходимо согласование соответствующих норм. Такой процесс, на наш взгляд, имеет положительный аспект, так как может способствовать пересмотру некоторых правовых норм в сторону усиления их природоохранной направленности.
Стоит отметить, что новый Водный кодекс применяется только к ситуациям возникшим после введения его в действие. Другими словами, субъектам, которые успели возвести строения в водоохранных зонах до вступления в законную силу нового ВК РФ, все-таки придется поплатиться за нарушение водного законодательства.
Важным пунктом являются экологические последствия, связанные с упрощением водопользования согласно новому ВК РФ.
По последним данным Роспотребнад-зора, до 30 % проб воды на сегодняшний день не соответствует минимальным гигиеническим нормам. Хотя новый ВК РФ и ужесточает экологические требования, в частности вводит новые нормативы сброса загрязняющих веществ в водоемы и количественного содержания загрязнений в воде (ст. 54), тем не менее он значительно упрощает получение прав на возведение строений в водоохранных зонах. Это не может не повлечь за собой увеличение количества строений, что в значительной степени негативно скажется на качестве воды в водоемах, а также на экологическом состоянии водоохранных зон.
Таким образом, упрощение водопользования, согласно новому ВК РФ, внушает определенные опасения. Этот документ может принести существенный ущерб как экологическому состоянию водоохранных зон, так и водных объектов в целом.