Научная статья на тему 'Изменение правового режима водоохранн ых зон по новому водн ОМУ законодательству'

Изменение правового режима водоохранн ых зон по новому водн ОМУ законодательству Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
371
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусев Е. С.

Гусев Е.С. ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ВОДООХРАНН ЫХ ЗОН ПО НОВОМУ ВОДН ОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. Приводится краткий обзор правового режима прибрежных защитных полос, изменившегося в силу введения в действие нового Водного Кодекса РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gusev E.S. The Chanhing of the Law Mode in the Wor k of Water Protection Zones According to a New Water Code. A brief overview of the Legal Code about coastal green belts reworded due to a new RF Water Code changes is given.

Текст научной работы на тему «Изменение правового режима водоохранн ых зон по новому водн ОМУ законодательству»

изменение правового режима водоохранных зон по новому водному законодательству

Е.С. ГУСЕВ, асп. каф. права МГУЛ

В связи с изменением и совершенствованием российского законодательства в сфере водных и связанных с ними отношений жители Московского региона столкнулись с рядом проблем, обусловленных постройкой и приобретением в собственность домов на берегах водоемов.

Вызвано это прежде всего действием постановления правительства Подмосковья «Об утверждении минимальных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, частично или полно-

стью расположенных на территории Московской области», утвержденного 17 сентября 2004 г. (Постановление правительства Подмосковья «Об утверждении минимальных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, частично или полностью расположенных на территории Московской области», от 17.09. 2004 г.).

Что же представляет собой территория водоохранной зоны? В соответствии с «Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» от

26

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2006

23 ноября 1996 г. № 1404, водоохранная зона - это территория, примыкающая к акваториям поверхностных водных объектов. На ней устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

В пределах водоохранной зоны выделяются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

До недавнего времени не существовало четких законов, запрещающих строительство рядом с водными объектами на территории Подмосковья, а основными нормативными правовыми актами в данной области служили Водный кодекс РФ от 16.11.1995 № 167-ФЗ и вышеуказанное «Положение...» от 23 ноября 1996 г., а также иные акты органов местного самоуправления, которые имели рекомендательный характер и не были обязательны для исполнения. Ввиду этого количество построек на берегах различных водоемов с каждым годом увеличивалось, нанося немалый вред состоянию окружающей среды. И лишь с 2004 г. на берегах водохранилищ, рек и прудов начали действовать новые правила, регламентирующие любую хозяйственную деятельность.

Согласно действующему законодательству, в прибрежной защитной полосе запрещены любая хозяйственная деятельность и строительство, но можно приобретать земельные участки в собственность или брать их в аренду. Строить же в водоохраной зоне можно лишь при наличии положительного решения экологической экспертизы.

Утверждение размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос для каждой реки, озера, пруда и для многих ключей Подмосковья привело к тому, что многие постройки, возведенные на расстоянии ближе 500 м от уреза воды, могут подвергнуться сносу. Данное положение запрещает любое строительство и движение автотранспорта в радиусе 100 м от рек Ока и Клязьма. В перечне водоохранных зон указаны комплекс Нарских прудов и 14 рек, протекающих по

территории Одинцовского района. Водоохранная зона, предназначенная для охраны водных источников от загрязнения, защиты местных животных и растений, и территория, где запрещена или ограничена всякая хозяйственная деятельность, для Дютьковского нагульного пруда составила 500 м, для Асаков-ского, Софинского и Траснянского нагульных прудов - 300 м. Прибрежная защитная полоса, находящаяся внутри водоохранной зоны, у самого берега, которая должна быть занята исключительно деревьями и кустарниками, составляет 100 м, за исключением Траснянского нагульного пруда, ограниченного защитной полосой всего в 20 м. Для рек Беля-на, Вяземка, Дубешня, Жуковка, Медвенка, Молодельня, Нахавня, Островка, Сетунь (в районе Кубинки-Никольского-Бушарино), Сетунь (на границе с Ленинским районом), Сторожка, Трасна водоохранная зона 100 м, прибрежная защитная полоса - 20 м (30 м

- для реки Сетунь в районе поселка Заречье). Самыми неприступными для строителей и земледельцев стали берега рек Нара и Москва. Здесь прибрежная защитная полоса для каждой - 100 м, водоохранная зона для Нары

- 300 м, а для Москвы - 400 м.

С 1 января 2007 г. вступает в силу новый Водный кодекс, который содержит некоторые послабления для владельцев построек вблизи водоемов. Согласно новым правилам, в прибрежной полосе можно будет возводить строения в тех случаях, когда строительство не нарушает экологические нормы.

Для строительства в водоохранной зоне новый ВК РФ («Собрание законодательства РФ», 05.06.2006, № 23, ст. 2381) не требует согласования с Росприроднадзором, но сохраняется обязательность экологической экспертизы. Ширина природоохранных зон у воды теперь будет меньше. Согласно ст. 63 нового ВК РФ максимальный размер прибрежной защитной полосы составит 50 м, водоохранной зоны - 200 м.

Наряду с уменьшением ширины природоохранных зон по новому ВК РФ значительно упростилась процедура использования прибрежных территорий для жилищного, коммунального и других видов строительства. В Кодексе отсутствуют положения, запреща-

ющие строительство в прибрежной полосе, а нормативы, относящиеся к размерам водоохранных зон, устанавливаются только за пределами поселений, то есть налицо фактическое уничтожение водоохранных зон в пределах поселений. Все это в целом делает еще более привлекательными участки у водоемов. Хотя новый ВК РФ закрепляет превалирование федеральной собственности над частной, право пользования водными объектами, приобретаемое ранее на основе лицензии и заключенного договора с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, теперь закрепляется лишь договором. Это в значительной мере упрощает водопользование.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о значительном расширении перспектив возведения строений в прибрежных зонах водоемов. Однако помимо Водного кодекса существуют иные нормативные акты, затрагивающие водоохранную деятельность: Земельный, Лесной, Градостроительный кодексы и др. Следовательно, для продуктивного функционирования нового ВК РФ необходимо согласование соответствующих норм. Такой процесс, на наш взгляд, имеет положительный аспект, так как может способствовать пересмотру некоторых правовых норм в сторону усиления их природоохранной направленности.

Стоит отметить, что новый Водный кодекс применяется только к ситуациям возникшим после введения его в действие. Другими словами, субъектам, которые успели возвести строения в водоохранных зонах до вступления в законную силу нового ВК РФ, все-таки придется поплатиться за нарушение водного законодательства.

Важным пунктом являются экологические последствия, связанные с упрощением водопользования согласно новому ВК РФ.

По последним данным Роспотребнад-зора, до 30 % проб воды на сегодняшний день не соответствует минимальным гигиеническим нормам. Хотя новый ВК РФ и ужесточает экологические требования, в частности вводит новые нормативы сброса загрязняющих веществ в водоемы и количественного содержания загрязнений в воде (ст. 54), тем не менее он значительно упрощает получение прав на возведение строений в водоохранных зонах. Это не может не повлечь за собой увеличение количества строений, что в значительной степени негативно скажется на качестве воды в водоемах, а также на экологическом состоянии водоохранных зон.

Таким образом, упрощение водопользования, согласно новому ВК РФ, внушает определенные опасения. Этот документ может принести существенный ущерб как экологическому состоянию водоохранных зон, так и водных объектов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.