Научная статья на тему 'Правовое регулирование водоохранных зон и полос: вопросы мониторинга'

Правовое регулирование водоохранных зон и полос: вопросы мониторинга Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
482
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Мукашева Анар Абайханкызы

В статье автором проанализировано водное законодательство в области регулирования водоохранных зон и полос водных объектов и водохозяйственных сооружений. Автор считает необходимым привести в соответствие нормы водного законодательства с целью устранения выявленных коллизий, противоречий и разночтений, а также для точной практической реализацией данных положений, в частности, опреде-ление ширины водоохранной полосы и ширины береговой полосы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование водоохранных зон и полос: вопросы мониторинга»

Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА

Мукашева Анар Абайханкызы,

ведущий научный сотрудник отдела правового мониторинга Института законодательства РК, кандидат юридических наук, доцент

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ПОЛОС: ВОПРОСЫ МОНИТОРИНГА

Действующим водным законодательством Республики Казахстан водоохранные зоны и полосы водных объектов и водохозяйственных сооружений закреплены в статье 116 Водного кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2003 года и в других подзаконных нормативно-правовых актах.

В указанной статье содержатся цели установления водоохранных зон и полос с особыми условиями пользованиями:

- для поддержания водных объектов и водохозяйственных сооружений в состоянии, соответствующем санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям;

- для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод;

- для сохранения животного и растительного мира.

Под водоохранной зоной понимается территория, примыкающая к водным объектам и водохозяйственным сооружениям, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод (п. 28 ст. 1 ВК РК). Водоохранная полоса - территория шириной не менее тридцати пяти метров в пределах водоохранной зоны, прилегающая к водному объекту, на которой устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности (п. 29 ст. 1 ВК РК).

Заметим, что здесь между нормами водного законодательства имеются противоречия: в Правилах установления водоохранных зон и полос от 16 января 2004 года № 42 [1] ширина водоохранной полосы предусмотрена не менее двадцати метров в пределах водоохранной зоны, т.е. совпадает с шириной береговой полосы.

Согласно Водному кодексу (п. 8, 9 ст. 1), береговая полоса - это полоса суши вдоль берегов водных объектов шириной двадцать метров от береговой линии для установки навигационных знаков и оборудования с соблюдением экологических требова-

ний; а береговая линия - это линия берега водного объекта, образующаяся в результате максимального прилива (полной воды).

Земли водоохранных зон могут относиться к различным категориям земель - сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и др. Вместе с тем независимо от этого регулирование землепользования в пределах всех водоохранных зон осуществляется на комплексной основе, исходя из интересов охраны водных объектов.

В соответствии с Правилами установления водоохранных зон и полос, водоохранные зоны, полосы и режим их хозяйственного использования устанавливаются местными исполнительными органами по согласованию с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения на основании утвержденной проектной документации, согласованной с уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, центральным исполнительным органом РК в области охраны окружающей среды, центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, а в селеопасных районах - дополнительно и с уполномоченным органом в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 5 указанных Правил).

Водоохранные зоны устанавливаются на основе проектов для каждого конкретного водного объекта исходя из его целевого назначения, состояния и других показателей и обозначаются на местности специальными знаками. Проекты водоохранных зон включают необходимые картографические материалы и содержат рекомендации по использованию земель.

Так, например, принят ряд подзаконных нормативных актов об установлении водоохранных зон, полос и режимов их хозяйственного использования по отдельным водным объектам и водохозяйственным сооружениям: Постановление акимата

№ 4 (24) 2011 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Восточно-Казахстанской области от 4 февраля 2008 года № 441 «Об установлении водоохранной зоны и водоохранной полосы Шульбинского водохранилища и режима их хозяйственного использования» [2] (Зарегистрировано Департаментом юстиции Восточно-Казахстанской области 22 февраля 2008 года за № 2476); Постановление Восточно-Казахстанского областного акимата от 16 июня 2009 года № 100 «Об установлении водоохранной зоны и водоохранной полосы залива Гладковский на левобережье Бухтарминского водохранилища в створе земельного участка товарищества с ограниченной ответственностью «Гладковский залив» Уланского района Восточно-Казахстанской области и режима их хозяйственного использования» [3] (Зарегистрировано Департаментом юстиции Восточно-Казахстанской области 17 июля 2009 года за № 2507); Постановление акимата Костанайской области от 9 марта 2010 года № 93 «Об установлении водоохранной зоны и полосы Каратомарского водохранилища на участке, расположенном в Тара-новском районе, предназначенном для обслуживания и эксплуатации туристической базы «Золотая рыбка» и режима их хозяйственного использования»

[4] (Зарегистрировано Департаментом юстиции Ко-станайской области 16 апреля 2010 года № 3712); Постановление акимата Костанайской области от 1 июня 2010 года № 206 «Об установлении водоохранных зон и полос реки Тобол и Кызыл-Жарского водохранилища на участках под строительство объектов и режима их хозяйственного использования»

[5] (Зарегистрировано Департаментом юстиции Костанайской области 2 июля 2010 года № 3726); Постановление акимата Южно-Казахстанской области № 324 от 15 сентября 2010 года «О водоохранных зонах и полосах и их режиме хозяйственного использования на реках Бадам, Арысь, Машат, Аксу, Келес, Боралдай, Шаян, Сайрамсу, Буржар, прудов Текесу, Узынбулак, Ащи, Шилтер, Тогыс, Боген, Бадам на озерах Кызылколь, Колкент на территориях Тюлькубасского, Ордабасинского, Байдибекского, Сарыагашского, Казыгуртского, Су-закского, Сайрамского, Толебийского, Отырарского районов и городов Шымкент, Арысь, водохранилища Шардара в Шардаринском, Мактаральском, Сарыагашском районах Южно-Казахстанской области» (Зарегистрировано Департаментом юстиции Южно-Казахстанской области 8 октября 2010 года № 2038) и др.

Проектирование водоохранных зон и полос водных объектов осуществляется специализированными проектными организациями, по заказам местных исполнительных органов. Заказчиками проектов водоохранных зон и полос по отдельным водным объектам (или их участкам) выступают также физические и юридические лица, заинтересованные в необходи-

мости установления водоохранных зон и полос по конкретному объекту (п. 6 указанных Правил).

Порядок определения размеров водоохранных зон и полос в РК установлен в соответствии с указанными Правилами.

Минимальная ширина водоохранных зон по каждому берегу принимается от уреза воды при среднемноголетнем меженном уровне до уреза воды при среднемноголетнем уровне в период половодья (включая пойму реки, надпойменные террасы, крутые склоны коренных берегов, овраги и балки) и плюс следующие дополнительные расстояния: для малых рек (длиной до 200 км) - 500 м; для остальных рек: с простыми условиями хозяйственного использования и благоприятной экологической обстановкой на водосборе - 500 м; со сложными условиями хозяйственного использования и при напряженной экологической обстановке на водосборе - 1000 м.

Для русловых водохранилищ минимальная ширина водоохранной зоны принимается как для реки, на которой оно расположено. Внутренняя граница водоохранной зоны проходит по урезу воды при нормальном подпертом уровне. Для наливных водохранилищ и озер минимальная ширина водоохранной зоны принимается 300 м при акватории водоема до 2 кв. км и 500 м - при акватории свыше 2 кв. км. Внутренняя граница водоохранной зоны для озер проходит по береговой линии среднемноголетнего уровня воды.

Указанные размеры водоохранных зон уточняются в зависимости от значения и характера хозяйственного использования, санитарно-эпидемиологического состояния водного объекта, местных физико-географических, почвенных, гидрологических, ре-лье фных и других условий прилегающих территорий и объектов (п. 7 указанных Правил).

Минимальная ширина водоохранных полос определяется с учетом формы и типа речных долин, крутизны прилегающих склонов, прогноза переработки берегов и состава сельхозугодий.

На ценных сельскохозяйственных угодьях допускается уменьшение ширины водоохранных полос при наличии вдоль берегов древесно-кустарниковых полос или защитных и берегоукрепительных сооружений.

У истоков малых рек ширина водоохранных полос устанавливается:

в безлесных районах - с обязательным устройством древесно-кустарниковой полосы шириной не менее 20 м;

в лесных зонах - в соответствии с лесным законодательством РК.

В пределах населенных пунктов границы водоохранных полос устанавливаются исходя из конкретных условий их планировки и застройки при

68

Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА

обязательном инженерном или лесомелиоративном обустройстве береговой зоны (парапеты, обвалование, лесокустарниковые полосы и т.д.), исключающем засорение и загрязнение водного объекта (п. 8, 9 указанных Правил).

Специальный режим хозяйственной деятельности устанавливается в целях, перечисленных в п. 1 ст. 116 ВК РК. Специальный режим заключается в том, что на территории водоохранных зон вводятся в административном порядке определенные запреты на осуществление отдельных видов хозяйственной и иной деятельности и использования земли либо требования о воздержании от совершения определенных действий.

Соблюдение специального режима хозяйственной деятельности на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов.

Согласно положениям ст. 116 ВК РК, в отдельных случаях использования лесных массивов приоритет отдается нормам лесного законодательства с учетом норм водного законодательства. В лесах, расположенных на водоохранных зонах и полосах, режим ограничения лесопользования устанавливается с учетом обеспечения охраны водных объектов в соответствии с лесным законодательством РК.

Лесные массивы, расположенные по берегам водных объектов, включаются в водоохранные зоны в

соответствии с лесным законодательством РК.

Границами водоохранной зоны служат естественные и искусственные рубежи или препятствия, исключающие возможность поступления в водные объекты поверхностного стока с вышележащих территорий (бровки речных долин и балок, дорожно-транспортная сеть, дамбы, опушки лесных массивов и др.).

Предоставление в пользование лесов водоохранных зон осуществляется по согласованию с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения в соответствии с лесным и водным законодательством РК.

Правила установления водоохранных зон и полос утверждены Постановлением Правительства РК от 16 января 2004 года № 42 [6]. В соответствии с данными Правилами, Приказом Председателя Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК от 21 февраля 2006 года № 33 утверждены Технические указания по проектированию водоохранных зон и полос поверхностных водных объектов.

На основании всего вышеизложенного, считаем необходимым приведение в соответствие указанных норм водного законодательства с целью устранения коллизий, противоречий и разночтений, а также для точной практической реализации данных положений, в частности, определения ширины водоохранной полосы и ширины береговой полосы.

использованная литература

1. Сборник нормативно-правых актов в области водного хозяйства. - Астана: ОЮЛ «Ассоциация водохозяйственных организаций и предприятий Казахстана», 2011 г. - С. 659-662.

2. Рудный Алтай от 6 марта 2008 года № 35-36 (18469).

3. Рудный Алтай от 31 июля 2009 года № 117-118.

4. Газета «Крстанай тацы» от 28 апреля 2010 года № 48.

5. Газета «Крстанай тацы» от 9 июня 2010 года № 80.

6. Сборник нормативно-правых актов в области водного хозяйства, Астана: ОЮЛ «Ассоциация водохозяйственных организаций и предприятий Казахстана», 2011 г. - С. 659-662.

• • • • •

Автор мацалада су объекттертц суды цоргау аймагын жэне белдеут жэне су шаруашылъщ ц^ръглымдарын реттейтт су зацнамасына анализ жасаган. Автор мацалада байцалган коллизияларды, царама цайш^глыцтарды жою мацсатында су зацнамасыныц нормаларын ретке келт1ру щажет деп сондай-ащ аталмыш ережелерд1ц дэл тэжгрибелш жузеге асуы ушт суды цоргау аймагыныц ент жэне жагалау белдеутщ ент аныцтау цажет деп санайды.

В статье автором проанализировано водное законодательство в области регулирования водоохранных зон и полос водных объектов и водохозяйственных сооружений. Автор считает необходимым привести в соответствие нормы водного законодательства с целью устранения выявленных коллизий, противоречий и разночтений, а также для точной практической реализацией данных положений, в частности, определение ширины водоохранной полосы и ширины береговой полосы.

In the article the author analyzed water legislation in domain ofregulation ofwater protection zones and lines of water objects and water management constructions. Author considers that it is necessary to conform rules of water legislation for purpose to eliminate detected collisions, contradictions and variant reading andfor exact practical realization of the rules, in particular, definition of the width of the water protection line and the width offoreshore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.