Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БИОРАЗНООБРАЗИЕ / КАРТАХЕНСКИЙ ПРОТОКОЛ / КОНВЕНЦИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоров А. И., Мухлынина М. М.

Статья посвящена правовому исследованию государственной политики России в области обеспечения биологической безопасности, а также международному сотрудничеству в этой сфере, как одному из приоритетных направлений политики. Анализ международных соглашений, регулирующих вопросы биоразнообразия, защиты и сохранения разнообразных видов растений и животных, их среды обитания, имеют важнейшее значение. Авторы считают, что такое исследование представляет особый интерес еще и в связи с плановым в 2023 году присоединением России к Картахенскому протоколу по биобезопасности, Нагойскому протоколу и Нагойско-Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу. В работе предложены пути совершенствования правового регулирования и государственного управления в сфере биологической безопасности на национальном и международном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никифоров А. И., Мухлынина М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION AND PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF BIOLOGICAL SAFETY AT THE NATIONAL AND INTERNATIONAL LEVELS

The article is devoted to the legal study of the state policy of Russia in the field of biological safety, as well as international cooperation in this area, as one of the priority areas of policy. The analysis of international agreements regulating the issues of biodiversity, protection and conservation of diverse plant and animal species, their habitats are of crucial importance. The authors believe that such a study is also of particular interest in connection with Russia's planned accession to the Cartagena Protocol on Biosafety, the Nagoya Protocol and the Nagoya-Kuala Lumpur Supplementary Protocol in 2023. The paper suggests ways to improve legal regulation and public administration in the field of biological safety at the national and international levels.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_141 УДК 349.6

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ Improvement of legal regulation and public administration in the field of biological safety at the national and international levels

НИКИФОРОВ Андрей Игоревич,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,

начальник отдела ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии». 105187, Россия, г. Москва, Окружной проезд, 19. E-mail: nai@vniro.ru;

МУХЛЫНИНА Мария Михайловна,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права, Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: muhlyninamm975@mail.ru;

Nikiforov Andrey Igorevich,

Ph.D., associate professor, head of department,

Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography, 19. E-mail: nai@vniro.ru; Mukhlynina Maria M.,

Ph.D (Law) Federal State Budgetary Institution of Science

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (ISL RAS).

119019, Russian Federation10, Moscow, Znamenka str., 10.

E-mail: muhlyninamm975@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена правовому исследованию государственной политики России в области обеспечения биологической безопасности, а также международному сотрудничеству в этой сфере, как одному из приоритетных направлений политики. Анализ международных соглашений, регулирующих вопросы биоразнообразия, защиты и сохранения разнообразных видов растений и животных, их среды обитания, имеют важнейшее значение. Авторы считают, что такое исследование представляет особый интерес еще и в связи с плановым в 2023 году присоединением России к Картахенскому протоколу по биобезопасности, Нагойскому протоколу и Нагойско-Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу. В работе предложены пути совершенствования правового регулирования и государственного управления в сфере биологической безопасности на национальном и международном уровнях.

Abstract: The article is devoted to the legal study of the state policy of Russia in the field of biological safety, as well as international cooperation in this area, as one of the priority areas of policy. The analysis of international agreements regulating the issues of biodiversity, protection and conservation of diverse plant and animal species, their habitats are of crucial importance. The authors believe that such a study is also of particular interest in connection with Russia's planned accession to the Cartagena Protocol on Biosafety, the Nagoya Protocol and the Nagoya-Kuala Lumpur Supplementary Protocol in 2023. The paper suggests ways to improve legal regulation and public administration in the field of biological safety at the national and international levels.

Ключевые слова: государственное управление, международное сотрудничество, правовое регулирование, биологическая безопасность, биоразнообразие, Картахенский протокол, Конвенция о биологическом разнообразии.

Keywords: public administration, international cooperation, legal regulation, biological safety, biodiversity, Cartagena Protocol, Convention on Biological Diversity.

Для цитирования: Никифоров А.И., Мухлынина М.М. Совершенствование правового регулирования и государственного управления в сфере биологической безопасности на национальном и международном уровнях // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 141-145. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_141.

For citation: Nikiforov A.I., Mukhlynina M.M. Improvement of legal regulation and public administration in the field of biological safety at the national and international levels // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 141-145. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_141.

Статья поступила в редакцию: 18.02.2023

В документах стратегического планирования Российской Федерации в области национальной безопасности, одним из которых являются Основы государственной политики России в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года (далее -Основы), в частности, в п. 2 сказано, что государственная политика в области обеспечения химической и биологической безопасности является частью системы государственного управления нашей страны и призвана правовыми, административно-организационными, медико-биологическими, ветеринарно-санитарными, фитосанитарными, финансовыми, коммуникационными, информационными и другими мерами защитить население и окружающую среду от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов и угроз. Согласно п. 6 Основ опасные биологические и химические факторы способны привести к возникновению массовых отравлений, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и ситуаций вплоть до угрожающих биологической безопасности и перерастающих в чрезвычайные. Осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области биологической безопасности также является одним из приоритетных направлений российской государственной политики [1]. Международные соглашения, регулирующие вопросы биоразнообразия, защиты и сохранения разнообразных видов растений и животных, их среды обитания, имеют важнейшее значение, ведь на основе биоразнообразия создается структурная и функциональная организация биосферы и составляющих ее экосистем. В этой связи отметим, что в конце 2023 года, а именно 29 декабря, мировая обществен-

ность будет отмечать 30-ти летний юбилей со дня вступления в силу Конвенции о биологическом разнообразии (CBD) [2].

Конвенция ООН о биологическом разнообразии (далее - Конвенция) была заключена в г. Рио-де-Жанейро 05 июня 1992 года, к ней присоединилось 190 стран (в том числе и Россия), которые взяли на себя обязательства сохранять биоразнообразие, обеспечивать его устойчивое развитие, помимо этого также предусматривается добросовестное и справедливое распределение выгод от использования генетических ресурсов. Спустя 10 лет (11 сентября 2003 года) начал действовать принятый к Конвенция о биологическом разнообразии Картахенский протокол по биобезопасности (далее - Протокол) [3], направленный на защиту биологического разнообразия от потенциальных рисков, связанных с генетически модифицированными организмами и обеспечением их безопасного использования. В июле 2020 года Протокол насчитывал 173 стороны, Россия в это число не входит.

Картахенский протокол по биобезопасности прошёл долгий и тернистый путь длиною в 9 лет с момента инициации его создания на Конференции сторон, руководящем органе Конвенции о биологическом разнообразии, в 1994 году в Нассау до подписания в рамках очередной Конференции сторон в Монреале в 2000 году и вступления в силу в 2003 году. Его принятию предшествовали десяток заседаний Специальной рабочей группы по биобезопасности, противостояние поляризованных по интересам групп участников переговоров, кропотливая работа над созданием компромиссных вариантов формулировок текста Протокола. Примечательно и то, что Картахенский протокол получил своё название в честь колумбийского города Картахена-де-Индиас, где на конференции его текст был согласован и почти принят в 1999 году, однако из-за разногласий Сторон окончательный вариант Протокола по биобезопасности был принят только спустя год в Монреале [4].

Протокол на международном уровне регулирует очень важные вопросы по биобезопасности, указывая, что продукты, созданные при помощи новых технологий должны создаваться и реализовываться на основе принципа предосторожности, позволяющего развивающимся странам соблюдать баланс интересов между экономической выгодой и сохранением здоровья общества. Этот принцип находит свое воплощение в запрете импорта странами генетически модифицированных организмов, при возникновении с их стороны сомнений в достаточности научных доказательств того, что продукты безопасны для потребления. В данном случае страна-импортер может потребовать от страны-экспортера маркировки грузов, содержащих генетически измененные товары, такие как, например, хлопок и кукуруза.

Помимо прочего, страны-участницы обязуются принимать все необходимые меры по урегулированию любых потенциальных опасностей, выявленных в процессе оценки рисков (ст. 16). Они обязаны предпринимать необходимые действия при случайном проникновении живых измененных организмов (далее - ЖИО) в окружающую среду (ст.17).

Для упрощения применения Протокола, был создан специальный «Механизм посредничества по биобезопасности» (Biosafety Clearing House) [5]. Основанный на современных интернет-технологиях, он способствует быстрому обмену информацией между участниками. В Протокол включен ряд других важных положений, в том числе развитие и укрепление организационного потенциала, механизм финансирования, ответственность за исполнение обязательств, информирование и привлечение общественности.

Отношения между Картахенским протоколом и положениями соглашения системы ВТО были урегулированы неоднозначно. Так, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм, содержащее правила и обязательства для реализации международных процедур санитарно-гигиенического контроля импортируемой продукции, не содержит прямых ссылок на принцип предосторожности, а в Картахенский протокол принцип предосторожности включен [6].

Однако составители Протокола приложили максимум усилий для того, чтобы обеспечить взаимную поддержку его положений и его бесконфликтное взаимодействие с торговыми и природоохранными соглашениями. Так, преамбула Протокола гласит, что его положения не предназначены для того, чтобы отменять или подчиняться существующим международным соглашениям, а также то, что данные соглашения должны дополнять друг друга.

Если обратиться к теоретическому осмыслению вопросов биобезопасности, в том числе в аспекте международного сотрудничества, то можно отметить исследования следующих специалистов: А.Г. Авдей [7], А.С. Спирин [8], В.Р. Гофмана [9], О.С. Машкина, А. К. Буторина [10], Н. И. Калинина [11] и др.

Большой шаг вперед в развитии российского национального законодательства, регулирующего вопросы биологической безопасности был сделан путем принятия Федерального закона РФ от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности Российской Федерации» (далее -Закон), согласно п.11 ст. 4 которого среди основных задач в рамках осуществления деятельности по обеспечению биологической безопасности помимо всего прочего является международное сотрудничество [12], [13]. Интеграция Российской Федерации в межгосударственные и международные системы обеспечения биологической безопасности, а также в иные международные интеграционные объединения, согласно п. 4 ст. 15 Закона участие в международном научном обмене в данной сфере, заявлено как одно из направлений международного сотрудничества.

В целом, помимо соглашения системы ВТО и «материнской» Конвенции о биологическом разнообразии, существует также ряд отдельных международных документов, которые касаются различных аспектов биобезопасности, в частности, Международная конвенция по карантину и защите растений (подписана в 1951 году), направленная на обеспечение совместных и эффективных действий сторон по предотвращению интродукции и распространения вредных организмов, к которым, согласно конвенции, относятся и ГМО, повреждающие растения и растительные продукты, а также на принятию соответствующих мер, направленных на борьбу с ними [14].

Ещё одним международным документом, сфера действия которого перекликается с Картахенским протоколом, является Кодекс Али-ментариус, представляющий собой свод пищевых международных стандартов, принятых Международной комиссией ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) / ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) для внедрения кодекса стандартов и правил по пище-

вым продуктам. Под руководством Комиссии по Кодексу Алиментариус, учрежденной в 1963 году, действует специальная межправительственная целевая группа по продуктам питания, полученным посредством биотехнологии, которая отвечает за разработку стандартов и руководств для генетически модифицированных продуктов питания. Комиссия также рассматривает вопрос о маркировке биотехнологических продуктов, чтобы потребитель мог сделать осознанный выбор [15].

Международная организация, деятельность которой охватывает вопросы, связанные с генетически модифицированными организмами и биологической безопасностью, в целом - Всемирная организация по охране здоровья животных, основана в 1924 году). Её подведомственная комиссия по стандартам в 2000 году опубликовала Руководство по стандартам для диагностических тестов и вакцин. Некоторые из описанных тестов и вакцин являются генно-инженерными. Аналогичным образом, рабочая группа Всемирной организации по охране здоровья животных по биотехнологии подготовила несколько технических публикаций, касающихся животноводства и анализа рисков. Тем не менее, организацией все еще не утверждены международные стандарты биотехнологии [16].

Помимо описанных выше международных документов и организаций, рекомендации по биобезопасности также включены в кодексы практики по использованию интродуцированных видов и ГМО, принятые некоторыми региональными рыбохозяйственными органами ФАО [17].

Таким образом, данные соглашения по биобезопасности, торговле, сельскому хозяйству и смежным темам предназначены для взаимного дополнения друг друга в деле минимизации негативных эффектов для биоразнообразия и здоровья человека от использования генетически модифицированных организмов. Однако для предотвращения потенциальных конфликтов требуется соблюдение данных документов, постоянное эффективное взаимодействие сторон и координация действий на международном уровне.

Данную роль выполняет руководящий орган Картахенского протокола - Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии, выступающая в качестве Совещания Сторон Протокола. Данный орган занимается рассмотрением хода осуществления Протокола и принятием решений, необходимых для содействия его эффективному функционированию [18].

Так, Совещания сторон Картахенского протокола по биобезопасности проходят систематически каждые два года параллельно с Конференцией Сторон Конвенции о биологическом разнообразии. К настоящему моменту состоялось уже девять совещаний. Пятое совещание сторон Картахенского протокола (Нагоя, Япония, 2010 год) ознаменовалось принятием Нагойско-Куала-Лумпурского дополнительного протокола об ответственности и возмещении, устанавливающего обязательство для Сторон предпринимать меры реагирования в случае причинения ущерба ЖИО, которые интродуцируются вследствие их трансграничного перемещения. Иными словами, дополнительный протокол устанавливает международные правила и процедуры в области ответственности и возмещения, связанные с живыми измененными организмами [19].

Еще одним важным документом, принятом на пятом совещании стал Стратегический план для Картахенского протокола на период 2011-2020 гг, нацеленный на «усиление глобальных, региональных и национальных действий и формирование потенциала в деле обеспечения адекватного уровня защиты в области безопасной передачи, обработки и использования живых измененных организмов, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия», уделяя особое внимание рискам для здоровья человека и трансграничным перемещениям ГМО [20].

В основе плана лежат пять стратегических целей, среди которых:

1. Оказание содействия созданию и дальнейшему развитию эффективных систем регулирования биобезопасности для осуществления Протокола.

2. Создание потенциала.

3. Соблюдение и обзор.

4. Обмен информацией.

5. Информационно-просветительская работа и сотрудничество.

Представление отчётности в рамках Картахенского протокола, включая выполнение его Стратегического плана, осуществляется посредством подготовки сторонами национальных докладов с интервалом приблизительно в четыре года, что позволяет Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии рассматривать на каждом втором совещании достигнутый прогресс в выполнении документов на основе информации, представленной Сторонами. Далее Комитет по соблюдению Картахенского протокола (Compliance Committee) (учреждён в соответствии со ст. 34 Протокола в качестве организационного механизма по предоставлению консультативных услуг и помощи в соблюдении Протокола, в том числе оказания поддержки в подготовке национальных докладов Сторонами) производит обработку полученной информации и выпускает общие доклады по оценке выполнения положений Картахенского протокола [3]. Так, национальные доклады в рамках Картахенского протокола имели сроки представления в 2007, 2011, 2015 и 2019 гг. На данный момент Комитет ведёт подготовку четвёртой оценки, которая также станет и окончательной оценкой Стратегического плана, столь необходимой для разработки нового Стратегического плана на период после 2020 года, процесс которой начался на встрече в Шарм-эль-Шейхе в 2018 году [18].

Реализация Картахенского протокола по биобезопасности невозможна без эффективных мер, осуществляемых на национальном уровне. В России, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1906-р был утвержден «План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» в 2023 году планируется принятие проекта Федерального закона о присоединении к Карта-хенскому протоколу по биобезопасности, а также к Нагойскому протоколу и Нагойско-Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу [21].

Жаворонкова Н.Г. и Агафонов В.Б. также отмечают, что «в Основах прямо указывается на необходимость присоединения к этим соглаше-

ниям, причем данная мера рассматривается в качестве основной задачи государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу», а необходимость совершенствования нормативного правового регулирования и государственного управления в этой сфере неоднократно подчеркивалась в документах государственного стратегического планирования [22, с. 67].

Стратегирование и государственное планирование в теоретическом и в практическом плане постоянно развивается, так в 2021 году Президентом были уточнены национальные цели развития, а у Правительства, как отмечает Мухлынина М.М., появился более широкий горизонт планирования и конкретные долгосрочные ориентиры [23, с. 90]. Правовые способы решения экологических проблем в рамках достижения ЦУР в сфере реализации стратегического планирования России, по оценкам Mukhlynina M. и Vedysheva N., требуют изменений, как на уровне нормативной правовой базы, так и на организационно-управленческом уровне во всех сферах жизнедеятельности страны [24]. «В целях обеспечения сохранения в естественном состоянии уникальных природных комплексов Российской Федерации и ее субъектов важно повышенное внимание государства» - отмечают исследователи Луппова М.А. и Мухлынин Д.Н. [25, с. 29], что в полной мере касается и вопросов обеспечения не только экологической, но и биологической безопасности.

В этой связи нельзя не упомянуть тот факт, что с 1 марта 2021 года вступили в силу два приказа Минсельхоза России (№ 650, 655), которые на национальном уровне определили методику исследования генно-инженерно-модифицированных животных и генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов, произведенных на территории России. Однако, помимо совершенствования контрольных механизмов необходима актуализация положений Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», который был принят еще в 1996 году. По мнению эксперта - зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Белоусова «Не вызывает сомнений, что актуализация этого закона должна быть начата с его понятийного аппарата, который нужно привести в соответствие с международным законодательством» [26].

Требуется дальнейшее совершенствование понятийного аппарата на национальном законодательном уровне в сфере биобезопасности и генно-инженерной деятельности, так, по мнению директора ФГБУ «ВГНКИ» Россельхознадзора (ВГНКИ - один из ведущих центров по выявлению ГМ-конструкций, где проводятся исследования на определение ГМО в пищевых продуктах и кормах для животных) Л. Киша: «Нам необходимо четкое понятийное разделение генно-инженерной деятельности в открытых и закрытых биологических системах» [26].

Библиогра фия:

1. Указ Президента РФ от 11.03.2019 № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» // Собрание законодательства РФ, 18.03.2019, № 11, ст. 1106.

2. "Конвенция о биологическом разнообразии" (Вместе с "Определением и мониторингом", "Процедурой арбитражного разбирательства", "Согласительной процедурой") (Заключена в г. Рио-де-Жанейро 05.06.1992). Документ вступил в силу 29 декабря 1993 года. Россия ратифицировала данный документ (Федеральный закон от 17.02.1995 N 16-ФЗ). Документ вступил в силу для России 4 июля 1995 года ("Бюллетень международных договоров", N 9, 1996) // Собрание законодательства РФ. 6 мая 1996 г. N 19. Ст. 2254.

3. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. (Монреаль, 29 января 2000 г.). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cartagena.pdf

4. Щеголева А.М. История разработки и принятия Картахенского протокола по биобезопасности 2000 г.: Travaux Préparatoires // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razrabotki-i-prinyatiya-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti-2000-g-travaux-pr-paratoires

5. Официальный сайт «Biosafety Clearing House» URL: https://beta.bch.cbd.int

6. Методические материалы по вопросам, связанным со вступлением и участием Российской Федерации во Всемирной торговой организации (ВТО) URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=2ahUKEwishJTe3MHnAhWGyqYKHf3zAzUQFjADegQIARAB&url=https%3A%2F%2Frosmintrud.ru%2F uploads%2Fmagic%2Fru-RU%2FMinistry-0-613-src-1544704257.7265.doc&usg=AOvVaw1dkQrmUQ7jRD-Prtj2wlYs

7. Экологическое право: учеб.-метод. комплекс / А. Г. Авдей [и др.]; под ред. С.В. Агиевец. - Гродно: ГрГУ, 2011. - 381 с.

8. Спирин, А.С. Современная биология и биологическая безопасность / А.С. Спирин // Вестник Российской академии наук. - 1997. - Т. 67. -№ 7. -

С. 579-588.

9. Гофман, В.Р. Экологические и социальные аспекты безопасности жизне-деятельности: учеб. пособие / В.Р. Гофман. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2005. - 547 c.

10. Машкина, О.С. Генетическая инженерия и биобезопасность. Избранные лекции по курсу «Генетика с основами селекции»: учеб. пособие / О. С. Машкина, А. К. Буторина. - Воронеж, 2005. - 71 с.

11. Калинина, Н.И. Международные и национальные проблемы биологической безопасности и перспективы их решения / Н.И. Калинина. - М: ИМЭМО РАН, 2012. - 310 с.

12. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности Российской Федерации» URL: https://www.zakonrf.info

13. Кольтинова В.Г., Никифоров А.И. Международные принципы сохранения генетического разнообразия сельскохозяйственных растений / В сборнике: Естественные науки: актуальные вопросы и социальные вызовы. Материалы III Международной научно-практической конференции. Составители: Н.С Шуваев, Е.А. Колчин. - Астрахань, 2020. - С. 295-299.

14. Международная конвенция по карантину и защите растений (Рим, 1999 г.) URL: https://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/laws/standarts/ispm/mkkzr.pdf

15. Кодекс Алиментариус URL: https://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/tsouz/docs/kodeksAlimJiv.pdf

16. Официальный сайт Всемирной организации по охране здоровья животных URL: https://www.oie.int

17. Официальный сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН URL: http://www.fao.org/home/ru/

18. Официальный сайт Конвенции о биоразнообразии URL: https://bch.cbd.int/protocol/news/

19. Нагойско-Куала-Лумпурский дополнительный протокол об ответственности и возмещении URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=2ahUKEwjLv8624MHnAhVpzqYKHbSyA1sQFjAAegQIBBAB&url=http%3A%2F%2Fbch.cbd.int%2Fdata base%2Fattachment%2F%3Fid%3D11066&usg=AOvVaw3jisr1XgwWsDCSgyCCNrR1

20. Стратегический план для Картахенского протокола на период 2011 -2020 гг. URL: https://www.biocenter.kz/sotrudnichestvo/kartakhenskij-protokol/dokumenty-dlya-informatsii

21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1906-р «План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»

22. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Правовое обеспечение экологической безопасности Арктической зоны Российской Федерации при реализации геномных технологий // Lex russica. 2019. N 6. С. 61 - 70.

23. Мухлынина М.М. Модернизация правового регулирования охраны окружающей среды и экологической политики России на современном этапе // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2022. Т.17. № 6. С. 74-98. С. 90

24. Mukhlynina M., Vedysheva N. Legal aspect of the implementation of the UN sustainable development goals in the field of environmental management in Russia // E3S Web of Conferences. Actual Problems of Ecology and Environmental Management: Cooperation for Sustainable Development and Environmental Safety, APEEM 2020. 2020. P. 05003.

25. Луппова М.А., Мухлынин Д.Н. Региональный аспект привлечения к административной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий на примере Кировской области // Безопасность бизнеса. 2022. № 4. С.25-29.

26. В России изменилось законодательство по отношении ГМО / сайт «Фарминдустрия» https://pharmindustria.com/news/zakonodatelstvo-v-otnoshenii-

gmo/

References :

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 97 dated 11.03.2019 "On the Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of chemical and biological safety for the period up to 2025 and beyond" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 18.03.2019, No. 11, Article 1106.

2. "Convention on Biological Diversity" (Together with "Definition and monitoring", "Arbitration procedure", "Conciliation procedure") (Concluded in Rio de Janeiro 05.06.1992). The document entered into force on December 29, 1993. Russia has ratified this document (Federal Law No. 16-FZ of 17.02.1995). The document entered into force for Russia on July 4, 1995 (Bulletin of International Treaties, No. 9, 1996) // Assembly of the Legislation of the Russian Federation. May 6, 1996 N 19. St. 2254.

3. Cartagena Protocol on Biosafety to the Convention on Biological Diversity of 1992 (Montreal, January 29, 2000). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cartagena.pdf

4. Shchegoleva A.M. The history of the development and adoption of the Cartagena Protocol on Biosafety 2000: Travaux Préparatoires // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. Series: Legal Sciences. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razrabotki-i-prinyatiya-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti-2000-g-travaux-pr-paratoires

5. The official website of "Biosafety Clearing House" URL: https://beta.bch.cbd.int

6. Methodological materials on issues related to the accession and participation of the Russian Federation in the World Trade Organization (WTO) URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=2ahUKEwishJTe3MHnAhWGyqYKHf3zAzUQFjADegQIARAB&url=https%3A%2F%2Frosmintrud.ru%2F uploads%2Fmagic%2Fru-RU%2FMinistry-0-613-src-1544704257.7265.doc&usg=A0vVaw1dkQrmUQ7jRD-Prtj2wlYs

7. Environmental law: studies.- method. complex / A.G. Avdey [et al.]; edited by S.V. Agievets. - Grodno: GrSU, 2011. - 381 p.

8. Spirin, A.S. Modern biology and biological safety / A.S. Spirin // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. - 1997. - Vol. 67. -No. 7. - pp. 579-588.

9

. Hoffman, V.R. Ecological and social aspects of life-activity safety: studies. manual / V.R. Hoffman. - Chelyabinsk: SUSU Publishing House, 2005. - 547 p.

10. Mashkina, O.S. Genetic engineering and biosafety. Selected lectures on the course "Genetics with the basics of breeding": textbook. manual / O. S. Mashkina, A. K. Butorina. - Voronezh, 2005. - 71 p.

11. Kalinina, N.I. International and national problems of biological safety and prospects for their solution / N.I. Kalinina. - Moscow: IMEMO RAS, 2012. - 310 p.

12. Federal Law of the Russian Federation No. 492-FZ dated 30.12.2020 "On Biological Safety of the Russian Federation" URL: https://www.zakonrf.info

13. Koltinova V.G., Nikiforov A.I. International principles of conservation of genetic diversity of agricultural plants / In the collection: Natural Sciences: current issues and social challenges. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. Compiled by: N.S. Shuvaev, E.A. Kolchin. - Astrakhan, 2020. - pp. 295-299.

14. International Plant Protection Convention (Rome, 1999) URL: https://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/laws/standarts/ispm/mkkzr.pdf

15. Codex Alimentarius URL: https://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/tsouz/docs/kodeksAlimJiv.pdf

16. Official website of the World Organization for Animal Health URL: https://www.oie.int

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. The official website of the Food and Agriculture Organization of the United Nations URL: http://www.fao.org/home/ru/

18. Official website of the Convention on Biodiversity URL: https://bch.cbd.int/protocol/news/

19. Nagoya-Kuala Lumpur Supplementary Protocol on Liability and Compensation URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1 &ved=2ahUKEwjLv8624MHnAhVpzqYKHbSyA1sQFjAAegQIBBAB&url=http%3A%2F%2Fbch.cbd.int%2Fdata base%2Fattachment%2F%3Fid%3D11066&usg=AOvVaw3jisr1XgwWsDCSgyCCNrR1

20. Strategic Plan for the Cartagena Protocol for the period 2011 -2020 URL: https://www.biocenter.kz/sotrudnichestvo/kartakhenskij-protokol/dokumenty-dlya-informatsii

21. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1906-r dated August 28, 2019 "Action Plan for the implementation of the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the field of chemical and biological safety for the period up to 2025 and beyond"

22. Zhavoronkova N.G., Agafonov V.B. Legal provision of environmental safety of the Arctic zone of the Russian Federation in the implementation of genomic technologies // Lex russica. 2019. N 6. pp. 61 - 70.

23. Mukhlynina M.M. Modernization of legal regulation of environmental protection and environmental policy of Russia at the present stage // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2022. Vol. 17. No. 6. pp. 74-98. p. 90

24. Mukhlynina M., Vedysheva N. Legal aspect of the implementation of the UN sustainable development goals in the field of environmental management in Russia // E3S Web of Conferences. Actual Problems of Ecology and Environmental Management: Cooperation for Sustainable Development and Environmental Safety, APEEM 2020. 2020. P. 05003.

25. Luppova M.A., Mukhlynin D.N. Regional aspect of bringing to administrative responsibility for violation of the regime of specially protected natural territories on the example of the Kirov region // Business Security. 2022. No. 4. pp.25-29.

26. Legislation on GMOs has changed in Russia / Pharm Industry website https://pharmindustria.com/news/zakonodatelstvo-v-otnoshenii-gmo/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.