DOI 10.47643/1815-1329_2023_3_219 УДК 349.6
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ КАРТАХЕНСКОГО ПРОТОКОЛА ПО БИОБЕЗОПАСНОСТИ К КОНВЕНЦИИ О БИОРАЗНООБРАЗИИ Modern aspects of cooperation on the implementation of the provisions of the Cartagena Protocol on Biosafety to the Convention on Biodiversity
ШИШКАНОВА Мария Сергеевна,
педагог дополнительного образования ГБНОУ Пензенской области «Губернский лицей». 440046, Россия, г. Пенза, ул. Попова, 66. E-mail: i.am.maria.shishkanova@gmail.com;
НИКИФОРОВ Андрей Игоревич,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, начальник отдела ФГБНУ «Всероссийский Научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии». 105187, Россия, г. Москва, Окружной проезд, 19. E-mail: nai@vniro.ru;
МУХЛЫНИН Дмитрий Николаевич,
старший научный сотрудник ОКОПНИР ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: muhlynin78@mail.ru;
Shishkanova Maria Sergeevna,
Further Education Teacher, Gubernsky Lyceum. 440046, Russia, Penza, Popova str., 66. E-mail: i.am.maria.shishkanova@gmail.com;
Nikiforov Andrey Igorevich,
Ph.D., associate professor, head of department.
Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography, 19. E-mail: nai@vniro.ru;
Mukhlynin Dmitry Nikolaevich,
Senior Researcher COMFREY, FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narva str., 15A, p. 1. E-mail: muhlynin78@mail.ru
Краткая аннотация: В статье освещается широкий спектр вопросов, связанных с реализацией положений Картахенского протокола по биобезопасности (далее - Протокол), в частности, анализируется современное правовое понятие «биобезопасность» с позиций международного и национального права, рассматривается общий механизм действия Протокола, история его принятия и степень его влияния на современные международные отношения. Работа раскрывает особенности международного сотрудничества в рамках функционирования Протокола, необходимые для его эффективной реализации, а также существующую систему отчётности по основным положениям Протокола.
Abstract: The article highlights a wide range of issues related to the implementation of the provisions of the Cartagena Protocol on Biosafety (hereinafter referred to as the Protocol), in particular, analyzes the modern legal concept of "biosafety" from the standpoint of international and national law, examines the general mechanism of the Protocol, the history of its adoption and the degree of its impact on modern international relations. The work reveals the features of international cooperation within the framework of the Protocol, necessary for its effective implementation, as well as the existing reporting system on the main provisions of the Protocol.
Ключевые слова: биологическая безопасность, биоразнообразие, биотехнология, ГМО, Картахенский протокол, Конвенция о биологическом разнообразии.
Keywords: biosafety, biological diversity, biotechnology, genetically modified organisms, Cartagena Protocol on Biosafety, Convention on Biological Diversity.
Для цитирования: Шишканова М.С., Никифоров А.И., Мухлынин Д.Н. Современные аспекты сотрудничества по реализации положений Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биоразнообразии // Аграрное и земельное право. 2023. № 3(219). С. 219223. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_219.
For citation: Shishkanova M.S., Nikiforov A.I., Mukhlynin D.N. Modern aspects of cooperation on the implementation of the provisions of the Cartagena Protocol on Biosafety to the Convention on Biodiversity // Agrarian and Land Law. 2023. No. 3(219). pp. 219-223. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_219.
Статья поступила в редакцию: 21.02.2023
Биологическое разнообразие, под которым понимается «вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются» [10], представляет собой неотъемлемую составляющую биосферы, образуя «паутину жизни», и играет ключевую роль в жизни человечества, оказывая разнообразные экосистем-ные услуги.
Однако из-за всё возрастающей антропогенной нагрузки на природные экосистемы биологическое разнообразие подвергается угрозе на всех трёх его уровнях - экосистемном, видовом и генетическом, что позволяет говорить о том, что в настоящий момент мир стоит на грани шестой волны массового вымирания видов. Это подтверждает актуальность такой глобальной экологической проблемы, как потеря биоразнообразия, основными причинами которой являются: утрата или деградация мест обитания живых организмов вследствие различной антропогенной
деятельности; непосредственное уничтожение представителей флоры и фауны (как целенаправленное, так и непреднамеренное), а также воздействие инвазивных видов на экосистемы.
Вместе с тем, на фоне существующих опасностей по мере развития мировой науки и технологий, человечество сталкивается с появлением новых экологических рисков для биоразнообразия. Так, бурное развитие современной биотехнологии, произошедшее за два последних десятилетия, позволило данной области научного исследования переместиться в сферу непосредственного практического использования, что коррелирует с потенциальными рисками для биологического разнообразия и здоровья человека при использовании живых изменённых организмов (далее - ЖИО) или, иными словами, генетически модифицированных организмов (далее - ГМО), создание которых является одним из ключевых направлений современной биотехнологии [2].
Впервые комплексно о глобальной экологической проблеме потери биоразнообразия заговорили на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (Саммите Земли) в 1992 году в Рио-де-Жанейро, результатом которой, помимо прочих документов, стало принятие Конвенции о биологическом разнообразии, ратифицированной в 1993 году [10].
Конвенция о биологическом разнообразии, главными целями которой являются «сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования» [10], охватывает совокупность тематических направлений, среди которых:
1) применение биотехнологии и распределение связанных с ней выгод (ст. 19);
2) установка средств регулирования, контроля или ограничения риска, связанного с использованием и высвобождением ЖИО, являющихся результатом биотехнологии (ст. 8 g);
3) обмен информацией, касающейся сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия (ст. 17).
В ответ на экологические вызовы современности, связанные со стремительным развитием биотехнологии и широким коммерческим использованием ЖИО, вышеперечисленные положения Конвенции получили своё развитие в Картахенском протоколе по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии - важнейшем соглашении, регулирующем межгосударственные отношения в сфере безопасности генно-инженерной деятельности, принятом в 2000 году [8]. В связи с чем, особый интерес представляет рассмотрение актуальных правовых вопросов и практики реализации Картахенского протокола на международном уровне.
Однако прежде обратимся к концепции биологической безопасности. Правовое понятие «биологическая безопасность» является относительно новым для международного экологического права понятием, в связи с этим оно достаточно «нестабильно» с точки зрения содержания [22]. Исследователи выделяют два подхода к определению данного понятия: теоретическим базисом для первого являются тексты Конвенции о биологическом разнообразии и Картахенского протокола по биобезопасности. Несмотря на то, что оба документа являются комплексными с точки зрения подхода к решению глобальной экологической проблемы потери биоразнообразия и в совокупности формируют правовые основы охраны биологического разнообразия от потенциальных угроз, представляемых живыми модифицированными организмами, произведенными с помощью современных биотехнологий, в них не содержится разъяснение термина «биобезопасность».
Это позволило определенной группе ученых (А.Г. Авдей [26], А.С. Спирин [23], солидарно с В.Р. Гофманом [4]) лимитировать объем рассматриваемого понятия до отношений в сфере обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности. Так, профессор Т.И. Макарова в своей работе определяет биологическую безопасность как «состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья человека от возможного вредного воздействия биологических агентов, в том числе ЖИО, при осуществлении генно-инженерной деятельности» [3].
Другой подход основывается на работах ученых - О.С. Машкина и А.К. Буторина [11], Н.И. Калинина [7], которые трактуют термин «биобезопасность» значительно шире: как «защищенность человека, общества, государства, цивилизации и окружающей среды от вредного воздействия, опасных для жизни и здоровья людей токсичных и аллергенных биологических веществ и соединений, содержащихся в природных или генно-инженерно-модифицированных биологических объектах и полученных из них продуктов».
Второй подход коррелирует с постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 28.10.2010 № 35-11 «О Рекомендациях по гармонизации и унификации законодательства государств - участников СНГ в сфере обеспечения химической и биологической безопасности» (далее - Рекомендации). Согласно п.п. 5 ч. 2 п. 3.1 Рекомендаций, «биобезопасность - это состояние защищенности человека и окружающей среды от воздействия патогенных биологических агентов, обеспечиваемое путем осуществления системы политических, правовых, экономических, технологических, организационных и иных мер» [20].
Рассмотреть термин «биобезопасность» можно и с точки зрения особенностей перевода. Поскольку заимствование данного термина произошло из английского языка, терминологически в рамках русскоязычной интерпретации «биобезопасности» можно выделить два направления: «biosafety» и «biosecurity» [1]. Первый англоязычный термин «biosafety» применяется, когда речь идет о безопасности использования биотехнологий (в том числе в генной инженерии) для здоровья человека, персонала, защите от патогенов и других вредных воздействий «биологического фактора» [5]. В свою очередь, «biosecurity» употребляется в контексте противодействия распространению возбудителей опасных инфекционных болезней (в том числе животных) и различного рода вредителей растений и животных [29].
В настоящее время в России наблюдается рост опасных биологических факторов различного рода, к которым в широком смысле относятся патогенные биологические агенты, в том числе биологические агенты, созданные в результате применения генетических манипуляций,
применения технологий синтетической биологии; паразитические организмы и содержащие их объекты, которые способны нанести вред здоровью человека, животным и растениям, продукции животного и растительного происхождения и окружающей среде, что требует формирования единых подходов в этой сфере и их законодательного закрепления для создания и функционирования эффективной системы обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации. По-нашему мнению, на законодательном уровне еще формируется комплексное регулирование вопросов обеспечения биологической безопасности. Большой шаг вперед в этом направлении был сделан путем принятия Федерального закона РФ от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности Российской Федерации», согласно п.1 ст.1 которого под биологической безопасностью понимается «состояние защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, при котором обеспечивается допустимый уровень биологического риска» [6, 15].
Таким образом, поддержание биологической безопасности как на международном, так и на российском уровне в значительной степени зависит от обеспечения надлежащего уровня защиты в области передачи, обработки и использования ЖИО, являющихся результатом применения современной биотехнологии и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, здоровье человека, что и является целью Картахенского протокола по биобезопасности, причём особый акцент делается на трансграничном перемещении данных организмов [8].
Протокол содержит комплекс мер, которые применяются при намеренном введении ЖИО в окружающую среду (процедура «заблаговременного обоснованного согласия») и при использовании ЖИО в качестве пищи, корма для животных или для производства непищевой продукции. Так, страны-участницы, согласно Протоколу, должны гарантировать, что при обработке, упаковке и транспортировке данных организмов соблюдаются меры безопасности. Кроме того, поставки ЖИО за границу сопровождаются соответствующей документацией, в том числе идентификационными данными и контактным адресом. Данные требования разработаны с целью обеспечения возможности получения необходимой достоверной информации странами, принимающими решение относительно импорта ЖИО [8]. При этом данное решение должно приниматься на основании научно достоверной оценки риска (ст. 15), принципы и методы проведения которой содержатся в Приложении III. В случае, если по рассматриваемому вопросу нет достаточной научной информации, страна-импортер может отказать в приёме ЖИО, используя принцип предосторожности, обозначенный выше. Однако составители Протокола приложили максимум усилий для того, чтобы обеспечить взаимную поддержку его положений и его бесконфликтное взаимодействие с торговыми и природоохранными соглашениями. Так, преамбула Протокола гласит, что его положения не предназначены для того, чтобы отменять или подчиняться существующим международным соглашениям, а также то, что данные соглашения должны дополнять друг друга.
Протокол оказывает максимальное содействие международному сотрудничеству, направленному на помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в области биобезопасности, включая развитие человеческого и организационного потенциала. Стороны Протокола должны оказывать друг другу помощь в виде научно-технической подготовки кадров, содействия в передаче технологий и привлечения финансовых ресурсов. От сторон также ожидается, что они будут содействовать привлечению частного сектора к процессу создания потенциала. В этих целях в рамках Протокола по биобезопасности был реализован ряд инициатив на различных уровнях. Так, на глобальном уровне в 2001 году разработан «План действий по созданию потенциала в целях эффективной реализации Протокола», который представляет собой структуру для оказания помощи правительствам и организациям в рассмотрении наилучших приоритетных элементов для создания потенциала на стратегической, систематической и комплексной основе [18].
Реализация «Плана действий по созданию потенциала в целях эффективной реализации Протокола» поддерживается на эффективном уровне за счёт действия «Механизма посредничества по биобезопасности», функционал которого был описан ранее.
Для согласованной и комплексной реализации Плана действий и обеспечения взаимной поддержки друг друга различными инициативами был также разработан Координационный механизм по созданию потенциала, который позволяет сторонам, другим правительствам, соответствующим организациям и донорам, участвующим в осуществлении или финансировании инициатив по созданию потенциала, обмениваться информацией и опытом по реализуемым инициативам, вспомогательными материалами и информацией о существующих возможностях по созданию потенциала, выявлять ключевые вопросы в области создания потенциала и приоритетные потребности, а также способы их удовлетворения, выявлять случаи дублирования и потенциальные области для сотрудничества.
Правительства и организации также инициировали ряд мероприятий по созданию потенциала, проектов и программ, связанных с биобезопасностью. Примером такой инициативы является глобальный проект ЮНЕП-ГЭФ (Программа ООН по окружающей среде - Глобальный экологический фонд), названный «Создание национальных структур по биобезопасности» и предназначенный в помощь развивающимся странам для создания национальных регламентационных и административных систем по биобезопасности, систем принятия решений, включая оценку риска, а также механизмов для привлечения общественности. Существует также много иных инициатив различного масштаба, которые поддерживаются другими донорами и организациями. Более шестидесяти таких инициатив зарегистрировано в базе данных проекта [28].
Однако необходимо понимать, что реализация Картахенского протокола по биобезопасности невозможна без эффективных мер на национальном уровне. Вопросы биобезопасности должны быть закреплены в национальных экологических политиках стран. Именно правительства несут главную ответственность за предотвращение незаконных перемещений ГМО через границы и управление любыми рисками или чрезвычайными ситуациями в области биотехнологии. Мухлынина М.М. отмечает, что «стратегирование и государственное планирование в теоретическом и в практическом плане постоянно развивается, так в 2021 году Президентом были уточнены национальные цели развития, и у Правительства появился более широкий горизонт планирования и конкретные долгосрочные ориентиры» [30, с. 90]. Правовые способы решения эколо-
гических проблем в рамках достижения ЦУР в сфере реализации стратегического планирования России, по оценкам Mukhlynina M. и Vedysheva N., требуют изменений, как на уровне нормативной правовой базы, так и на организационно-управленческом уровне во всех сферах жизнедеятельности страны [31]. Сложно не согласиться с исследователями Лупповой М.А. и Мухлыниным Д.Н. в том, что «в целях обеспечения сохранения в естественном состоянии уникальных природных комплексов Российской Федерации и ее субъектов важно повышенное внимание государства» [32, с. 29], что в полной мере касается и вопросов обеспечения не только экологической, но и биологической безопасности.
Обеспечение биобезопасности зависит и от активного участия в её поддержании другими заинтересованными сторонами, к которым относятся научно-исследовательские институты в области сельского хозяйства и здравоохранения, а также производства биотехнологической промышленности. Что же касается гражданского общества, отдельные граждане и неправительственные организации должны принимать активное участие в решении вопросов биологической безопасности посредством отстаивания своих интересов. Большую роль в информировании населения играют и средства массовой информации.
Одним из вопросов обсуждения стали сложности в деле реализации основных положений Картахенского протокола, в частности создание потенциала. По словам Кофи Аннана, седьмого Генерального секретаря ООН: «Биотехнология могла бы внести значительный вклад в достижение целей Конвенции о биологическом разнообразии. Однако её развитие и использование должно происходить в соответствии с разумной осмотрительностью и с использованием всех надлежащих мер предосторожности». Эффективным инструментом по управлению биологической безопасностью и биотехнологией, в частности, стал Картахенский протокол по биобезопасности, являющийся ключевым документом в этой области на международном уровне. Для будущих поколений его своевременное появление на фоне бурно развивающейся биотехнологии выступает гарантом биологической безопасности, которая будет оставаться приоритетом экологической повестки дня на протяжении многих лет.
Библиогра фия:
1. Пухов А.А. К вопросу о значении термина «биологическая безопасность» // Современные тенденции правового регулирования экологических отношений : материалы международной научно-практической конференции. - Минск: Изд. центр БГУ, 2013. - 264 с.
2. Баишева А.С., Бейшова И.С. Проблемы использования генно-модифицированной продукции // Молодой ученый. — 2018. — №10. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/archive/196/48653/
3. Белорусская юридическая энциклопедия: в 4 т. - Т. 1 / редкол.: С.А. Балашенко [и др.]. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. - 600 с.
4. Гофман, В.Р. Экологические и социальные аспекты безопасности жизне-деятельности: учеб. пособие / В.Р. Гофман. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2005. - 547 c.
5. Градова, Н.Б. Биологическая безопасность биотехнологических произ-водств [Текст]: учеб. пособие / Н.Б. Градова, Е.С. Бабусенко, В.И. Панфилов. - М.: ДеЛи принт, 2010. - 136 с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности Российской Федерации» URL: https://www.zakonrf.info
7. Калинина, Н.И. Международные и национальные проблемы биологической безопасности и перспективы их решения / Н.И. Калинина. - М: ИМЭМО РАН, 2012. - 310 с.
8. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. (Монреаль, 29 января 2000 г.). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cartagena.pdf
9. Кодекс Алиментариус URL: https://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/tsouz/docs/kodeksAlimJiv.pdf
10. Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml
11. Машкина, О.С. Генетическая инженерия и биобезопасность. Избранные лекции по курсу «Генетика с основами селекции»: учеб. пособие / О. С. Машкина, А. К. Буторина. - Воронеж, 2005. - 71 с.
12. Международная конвенция по карантину и защите растений (Рим, 1999 г.) URL: https://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/laws/standarts/ispm/mkkzr.pdf
13. Методические материалы по вопросам, связанным со вступлением и участием Российской Федерации во Всемирной торговой организации (ВТО) URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=2ahUKEwishJTe3MHnAhWGyqYKHf3zAzUQFjADegQIARAB&url=https%3A%2F%2Frosmintrud.ru%2F uploads%2Fmagic%2Fru-RU%2FMinistry-0-613-src-1544704257.7265.doc&usg=AOvVaw1dkQrmUQ7jRD-Prtj2wlYs
14. Нагойско-Куала-Лумпурский дополнительный протокол об ответственности и возмещении URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=2ahUKEwjLv8624MHnAhVpzqYKHbSyA1sQFjAAegQIBBAB&url=http%3A%2F%2Fbch.cbd.int%2Fdata base%2Fattachment%2F%3Fid%3D11066&usg=AOvVaw3jisr1XgwWsDCSgyCCNrR1
15. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности Российской Федерации» URL: https://www.zakonrf.info
16. Официальный сайт «Biosafety Clearing House» URL: https://beta.bch.cbd.int
17. Официальный сайт Всемирной организации по охране здоровья животных URL: https://www.oie.int
18. Официальный сайт Конвенции о биоразнообразии URL: https://bch.cbd.int/protocol/news/
19. Официальный сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН URL: http://www.fao.org/home/ru/
20. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 28.10.2010 № 35-11 «О Рекомендациях по гармонизации и унификации законодательства государств - участников СНГ в сфере обеспечения химической и биологической безопасности» (Санкт-Петербург, 28 октября 2010 г.) URL: http://www.etalonline.by/document/?regnum=n21000152
21. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml
22. Самарина Т.В. Биологическая безопасность: философско-методологический анализ // Философия права. 2013. №3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biologicheskaya-bezopasnost-filosofsko-metodologicheskiy-analiz
23. Спирин, А.С. Современная биология и биологическая безопасность / А.С. Спирин // Вестник Российской академии наук. - 1997. - Т. 67. -№ 7. -
С. 579-588.
24. Стратегический план для Картахенского протокола на период 2011 -2020 гг. URL: https://www.biocenter.kz/sotrudnichestvo/kartakhenskij-protokol/dokumenty-dlya-informatsii
25. Щеголева А.М. История разработки и принятия Картахенского протокола по биобезопасности 2000 г.: Travaux Préparatoires // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razrabotki-i-prinyatiya-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti-2000-g-travaux-pr-paratoires
26. Экологическое право: учеб.-метод. комплекс / А. Г. Авдей [и др.]; под ред. С.В. Агиевец. - Гродно: ГрГУ, 2011. - 381 с.
27. Экологические, правовые и медицинские аспекты биоэтики и биобезопас-ности: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: С.В. Агиевец, Н. З. Башун (отв. ред.) [и др.]. - Гродно: ГрГУ,2011. - 233 с.
28. An introduction to the Cartagena Protocol on Biosafety — United Nations Environment Programme URL: https://www.cbd.int/doc/press/presskits/bs/cpbs-unep-cbd-en.pdf
29. Laura A. Meyerson, Jamie K. Reaser / A unified definition of biosecurity // Science. - January 2002. - Vol. 295. - P. 44.
30. Мухлынина М.М. Модернизация правового регулирования охраны окружающей среды и экологической политики России на современном этапе // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2022. Т.17. № 6. С. 74-98.
31. Mukhlynina M., Vedysheva N. Legal aspect of the implementation of the UN sustainable development goals in the field of environmental management in Russia // E3S Web of Conferences. Actual Problems of Ecology and Environmental Management: Cooperation for Sustainable Development and Environmental Safety, APEEM 2020. 2020. P. 05003.
32. Луппова М.А., Мухлынин Д.Н. Региональный аспект привлечения к административной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий на примере Кировской области // Безопасность бизнеса. 2022. № 4. С.25-29.
References:
1. Pukhov A.A. On the question of the meaning of the term "biological safety" // Modern trends in the legal regulation of environmental relations : materials of the international scientific and practical conference. - Minsk: Publishing House of the BSU Center, 2013. - 264 p.
2. Baisheva A.S., Beishova I.S. Problems of using genetically modified products // Young scientist. — 2018. — No. 10. — pp. 37-40. — URL https://moluch.ru/archive/196/48653/
3. The Belarusian Legal Encyclopedia: in 4 volumes - Vol. 1 / editorial board: S.A. Balashenko [et al.]. - Minsk: GIUST BSU, 2007. - 600 p.
4. Hoffman, V.R. Ecological and social aspects of life-activity safety: studies. manual / V.R. Hoffman. - Chelyabinsk: SUSU Publishing House, 2005. - 547 p.
5. Gradova, N.B. Biological safety of biotechnological productions [Text]: textbook. manual / N.B. Gradova, E.S. Babusenko, V.I. Panfilov. - M.: Delhi print, 2010. - 136
p.
6. Federal Law of the Russian Federation No. 492-FZ dated 30.12.2020 "On Biological Safety of the Russian Federation" URL: https://www.zakonrf.info
7. Kalinina, N.I. International and national problems of biological safety and prospects for their solution / N.I. Kalinina. - Moscow: I MEMO RAS, 2012. - 310 p.
8. Cartagena Protocol on Biosafety to the Convention on Biological Diversity of 1992 (Montreal, January 29, 2000). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cartagena.pdf
9. Codex Alimentarius URL: https://wwwfsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/tsouz/docs/kodeksAlimJiv.pdf
10. Convention on Biological Diversity, 1992 (Rio de Janeiro, June 5, 1992) URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml
11. Mashkina, O.S. Genetic engineering and biosafety. Selected lectures on the course "Genetics with the basics of breeding": textbook. manual / O. S. Mashkina, A. K. Butorina. - Voronezh, 2005. - 71 p.
12. International Plant Protection Convention (Rome, 1999) URL: https://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/laws/standarts/ispm/mkkzr.pdf
13. Methodological materials on issues related to the accession and participation of the Russian Federation in the World Trade Organization (WTO) URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=2ahUKEwishJTe3MHnAhWGyqYKHf3zAzUQFjADegQIARAB&url=https%3A%2F%2Frosmintrud.ru%2F uploads%2Fmagic%2Fru-RU%2FMinistry-0-613-src-1544704257.7265.doc&usg=AOvVaw1dkQrmUQ7jRD-Prtj2wlYs
14. Nagoya-Kuala Lumpur Supplementary Protocol on Liability and Compensation URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1 &ved=2ahUKEwjLv8624MHnAhVpzqYKHbSyA1 sQFjAAegQIBBAB&url=http%3A%2F%2Fbch.cbd.int%2Fdata base%2Fattachment%2F%3Fid%3D11066&usg=AOvVaw3jisr1XgwWsDCSgyCCNrR1
15. Federal Law of the Russian Federation No. 492-FZ dated 30.12.2020 "On Biological Safety of the Russian Federation" URL: https://www.zakonrf.info
16. Official website of "Biosafety Clearing House" URL: https://beta.bch.cbd.int
17. Official website of the World Organization for Animal Health URL: https://www.oie.int
18. Official website of the Convention on Biodiversity URL: https://bch.cbd.int/protocol/news /
19. Official website of the Food and Agriculture Organization of the United Nations URL: http://www.fao.org/home/ru/
20. Resolution of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States dated 28.10.2010 No. 35-11 "On Recommendations for the harmonization and unification of the legislation of the CIS Member States in the field of chemical and biological safety" (St. Petersburg, October 28, 2010) URL: http://www.etalonline.by/document/?regnum=n21000152
21. Rio Declaration on Environment and Development (Rio de Janeiro, June 5, 1992) URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml
22. Samarina T.V. Biological safety: philosophical and methodological analysis // Philosophy of Law. 2013. №3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biologicheskaya-bezopasnost-filosofsko-metodologicheskiy-analiz
23. Spirin, A.S. Modern biology and biological safety / A.S. Spirin // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. - 1997. - Vol. 67. -No. 7. - pp. 579-588.
24. Strategic plan for the Cartagena Protocol for the period 2011-2020. URL: https://www.biocenter.kz/sotrudnichestvo/kartakhenskij-protokol/dokumenty-dlya-
informatsii
25. Shchegoleva A.M. The history of the development and adoption of the Cartagena Protocol on Biosafety 2000: Travaux Préparatoires // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. Series: Legal Sciences. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razrabotki-i-prinyatiya-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti-2000-g-travaux-pr-paratoires
26. Environmental law: studies.- method. complex / A.G. Avdey [et al.]; edited by S.V. Agievets. - Grodno: GrSU, 2011. - 381 p.
27. Ecological, legal and medical aspects of bioethics and biosafety: collection of scientific articles / GrSU named after Ya. Kupala; editors: S.V. Agievets, N. Z. Bashun (ed.) [et al.]. - Grodno: GrSU, 2011. - 233 p.
28. An introduction to the Cartagena Protocol on Biosafety — United Nations Environment Programme URL: https://www.cbd.int/doc/press/presskits/bs/cpbs-unep-cbd-
en.pdf
29. Laura A. Meyerson, Jamie K. Reaser / A unified definition of biosecurity // Science. - January 2002. - Vol. 295. - P. 44.
30. Mukhlynina M.M. Modernization of legal regulation of environmental protection and environmental policy of Russia at the present stage // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2022. Vol. 17. No. 6. pp. 74-98.
31. Mukhlynina M., Vedysheva N. Legal aspect of the implementation of the UN sustainable development goals in the field of environmental management in Russia // E3S Web of Conferences. Actual Problems of Ecology and Environmental Management: Cooperation for Sustainable Development and Environmental Safety, APEEM 2020. 2020. P. 05003.
32. Luppova M.A., Mukhlynin D.N. Regional aspect of bringing to administrative responsibility for violation of the regime of specially protected natural territories on the example of the Kirov region // Business Security. 2022. No. 4. pp.25-29.