Научная статья на тему 'Совершенствование практики прокурорского надзора в противодействии экстремистской деятельности, а также отдельные вопросы и недостатки по обращению в суды'

Совершенствование практики прокурорского надзора в противодействии экстремистской деятельности, а также отдельные вопросы и недостатки по обращению в суды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
INTERNET SERVICE PROVIDERS / PROSECUTOR'S OFFICE / ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL LIABILITY / COURT / EXTREMIST MATERIALS / 114-FZ / CPC OF THE RUSSIAN FEDERATION / CRIMINAL CODE / ADMINISTRATIVE CODE / EXPERTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихончук Андрей Олегович, Бездетко Георгий Игоревич

Одной из эффективных мер противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма, иной деятельности противоречащей интересам Российской Федерации, является обращение прокуроров в суды с заявлениями о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the effective measures to counter the spread of the ideology of extremism and terrorism, other activities contrary to the interests of the Russian Federation, is the appeal of prosecutors to the courts with applications for the recognition of information posted on the Internet, banned.

Текст научной работы на тему «Совершенствование практики прокурорского надзора в противодействии экстремистской деятельности, а также отдельные вопросы и недостатки по обращению в суды»

УДК 34

Юридические науки

Тихончук Андрей Олегович,

студент магистратуры ИПСУБ УДГУ Россия, г. Ижевск Бездетко Георгий Игоревич, к.м.н, ИПСУБ УДГУ Россия, г. Ижевск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В

ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И НЕДОСТАТКИ ПО ОБРАЩЕНИЮ

В СУДЫ

Аннотация: одной из эффективных мер противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма, иной деятельности противоречащей интересам Российской Федерации, является обращение прокуроров в суды с заявлениями о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной.

Ключевые слова: интернет-провайдеры, прокуратура, административная - уголовная ответственность, суд, экстремистские материалы, 114-ФЗ, ГПК РФ, УК РФ, КоАП РФ, эксперты.

Abstract: one of the effective measures to counter the spread of the ideology of extremism and terrorism, other activities contrary to the interests of the Russian Federation, is the appeal of prosecutors to the courts with applications for the recognition of information posted on the Internet, banned.

Keywords: Internet service providers, Prosecutor's office, administrative and criminal liability, court, extremist materials, 114-FZ, CPC of the Russian Federation, criminal code, administrative code, Experts.

Проведенный анализ о проанализированной работе прокуратур субъектов Российской Федерации при принятии мер реагирования в связи с фактами распространения в сети «Интернет» информационных материалов, признанных экстремистскими решениями судов.

Установлено, что одной из основных мер прокурорского реагирования при выявлении фактов размещения на интернет-сайтах экстремистских материалов является направление исковых заявлений в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании операторов связи и интернет-провайдеров ограничить доступ к ним, а также привлечение последних к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ «массовое распространение экстремистских материалов).

Вместе с тем формируется последнее время судебная практика свидетельствует о необходимости изменения работы прокуроров в данном направлении.

Так, постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 № 31-АД14-7 (включено в обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015) [3, с. 1] отменены постановления нижестоящих судов о привлечении оператора связи и интернет-провайдера к административной ответственности за предоставление технической возможности доступа к запрещенной законом информация, фактически за ее распространение и непринятие мер по ограничению доступа к интернет-сайтам, содержащим такую информацию.

Верховным Судом Российской Федерации в частности, указанно, что ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Данный порядок предусматривает включение сведений о сайтах в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих

идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Единый реестр) для последующего блокирования. Формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

При этом возможность определить и ограничить доступ к интернет-сайту, содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, возникает у оператора связи с момента исключения в Единый реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать соответствующий сайт в сети «Интернет».

В силу ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации [8].

Имеет место практика обращения прокурором в суд с заявлением о признании информации, содержащейся на страницах сайтов, распространяющих экстремистские материалы, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

При решении вопроса о направлении подобных заявлений следует руководствоваться следующим.

В силу ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения [9; 10].

Для ограничения доступа к информационным ресурсам, содержащим запрещенную информацию, в том числе экстремистские материалы, создан Единый Реестр. Согласно требованиям законодательства, регламентирующего порядок ведения и формирования Единого реестра, включение в него

указателей страниц сайтов, на которых размещена запрещенная информация, не требует какого-либо иного судебного решения, поскольку весь материал, вне зависимости от способа и объема распространения, признан экстремистским. Признание информационных материалов таковыми влечет запрет на их распространение в Российской Федерации в любом виде, в том числе посредством сети «Интернет».

С учетом положений вышеназванного законодательства о выявлении фактов распространения в сети «Интернет» информационных материалов, признанных экстремистскими решениями судов, прокурорами и иными заинтересованным органам следует информировать Роскомнадзор для принятия последним решения о включении соответствующих интернет-ресурсов в Единый реестр [6].

Также говоря о недостатках при подготовке заявлений о признании материалов экстремистскими, изучение результативной части решения суда показало, что в нем не конкретизированы виды информационных материалов, данное обстоятельство в последнем могло привести к запрету распространения на территории Российской Федерации всей продукции с аналогичным названием.

К примеру: судом признан экстремистским информационный материал «Русская жизнь» [1; 2; 3; 4, а 1-2]. С аналогичным названием выпускается газета, журнал и сайт, материалы, которых могут быть запрещены к выпуску на основании состоявшегося судебного постановления.

Кроме того, названия материалов «В тот день...Смерть чекистам! Путин ...будет казнен!», «Борис Стомахин»: Пока Россия не уничтожена, не может быть ни жизни, ни свободы.» содержат призывы к экстремистской деятельности. Опубликование сведений о судебном постановлении в федеральном списке экстремистским материалов фактически повлечет за собой дальнейшее распространение этой информации, что запрещено ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

С учетом изложенного прокурору г. Краснодара предложено обратится в суд с заявлением об уничтожении резолютивной части решения суда и исключения из него экстремистских лозунгов.

В целях недопущения впредь некачественной подготовки заявлений в суд требую неукоснительно соблюдать п. 2.3 указание прокурора от 12.11.2009 № 220/27 «Об усилении информационно-пропагандистской работы в сфере противодействия терроризму и экстремизму» - проекты заявлений о признании информационных материалов экстремистскими перед направлением в суд в обязательном порядке должно иметь санкцию вышестоящего начальника [5; 7].

Поводя итог, можно предложить, что оценка целевой направленности материала с признаками экстремизма может быть дана экспертами при производстве лингвистической либо комплексной экспертизы с привлечением психологов, историков, религиоведов, антропологов, философов, политологов и других (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2001 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности).

При этом перед экспертами следует ставить вопросы, ответы на которые позволят установить наличие в материалах упомянутых в пункте 3 статьи 1 Федерального закона № 114-ФЗ призывов к осуществлению запрещенной деятельности, обоснований или оправданий необходимости ее осуществления. Только при отсутствии признаков экстремистских материалов рассматривается вопрос о направлении в суд заявления о признании информации запрещенной к распространению в порядке статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ. При этом предъявление такого требования целесообразно в отношении единичной не тиражированной информации.

Библиографический список:

1. ГП РФ информационное письмо // о проблемных вопросах правоприменительной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности.

2. ГП РФ инф. письмо // о совершенствовании практики прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

3. Инф. письмо ГП РФ, о совершенствовании практики прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности // 2017.. с.1.

4. Инф. письмо прокуратуры Астраханской Области, о недостатках при подготовке заявлений о признании материалов экстремистскими // 2017., с. 1-2.

5. Настольная книга прокуроров / под. общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус, научн. ред. А.Ю. Винокуров. 2012.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

7. Приказ Генерального прокурора РФ от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности».

8. Учебное пособие. М., Академия Генеральной прокуратуры РФ

2018.

9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

10. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.