Научная статья на тему 'Совершенствование практической подготовки студентов лесотехнических специальностей Сибирского технологического института (1946–1991 гг. )'

Совершенствование практической подготовки студентов лесотехнических специальностей Сибирского технологического института (1946–1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИБИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ВЫСШЕЕ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНЖЕНЕР / SIBERIAN TECHNOLOGICAL INSTITUTE / HIGHER FORESTRY ENGINEERING EDUCATION / STUDENTS / PRACTICAL TRAINING / ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушмин Павел Петрович

На основе архивных документов автор характеризует процессы совершенствования практической подготовки студентов лесотехнических специальностей в Сибирском технологическом институте. Выявлены причины, а также формы, способы, приемы организации и совершенствования практик. Автор пришел к выводу, что в институте большое внимание уделяли практической подготовке студентов и оперативно применяли новые образовательные методы и приемы по мере усложнения производственных процессов на предприятиях. Так, удавалось подготовить большое количество квалифицированных инженеров, способных быстро адаптироваться и включаться в производственный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушмин Павел Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING PRACTICAL TRAINING OF FORESTRY ENGINEERING STUDENTS AT SIBERIAN TECHNOLOGICAL INSTITUTE (1946-1991)

The author characterizes the processes of improving the practical training of forestry engineering students at the Siberian Technological Institute on the basis of archival documents. The reasons as well as forms, methods and techniques of practical training organization and improvement are revealed. The author came to the conclusion that the institute paid great attention to the practical training of students and efficiently applied new educational methods and techniques in accordance with production process complication at enterprises. For example, the institute managed to train a large number of qualified engineers capable of quickly adapting and joining in the production process.

Текст научной работы на тему «Совершенствование практической подготовки студентов лесотехнических специальностей Сибирского технологического института (1946–1991 гг. )»

УДК 378.091.276.091.33:630+674+676(571)"1946/1991"

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СИБИРСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1946-1991 гг.)

л

П.П. Пушмин1

Филиал ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права», 666673, Россия, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Ленина, 20в.

На основе архивных документов автор характеризует процессы совершенствования практической подготовки студентов лесотехнических специальностей в Сибирском технологическом институте. Выявлены причины, а также формы, способы, приемы организации и совершенствования практик. Автор пришел к выводу, что в институте большое внимание уделяли практической подготовке студентов и оперативно применяли новые образовательные методы и приемы по мере усложнения производственных процессов на предприятиях. Так, удавалось подготовить большое количество квалифицированных инженеров, способных быстро адаптироваться и включаться в производственный процесс. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: Сибирский технологический институт; высшее лесотехническое образование; студенты; практическая подготовка; инженер.

IMPROVING PRACTICAL TRAINING OF FORESTRY ENGINEERING STUDENTS AT SIBERIAN TECHNOLOGICAL INSTITUTE (1946-1991) P.P. Pushmin

Branch of Baikal State University of Economics and Law in Ust-Ilimsk, 20в Lenin St., Ust-Ilimsk, Irkutsk Region, 666673, Russia.

The author characterizes the processes of improving the practical training of forestry engineering students at the Siberian Technological Institute on the basis of archival documents. The reasons as well as forms, methods and techniques of practical training organization and improvement are revealed. The author came to the conclusion that the institute paid great attention to the practical training of students and efficiently applied new educational methods and techniques in accordance with production process complication at enterprises. For example, the institute managed to train a large number of qualified engineers capable of quickly adapting and joining in the production process. 10 sources.

Key words: Siberian Technological Institute; higher forestry engineering education; students; practical training; engineer.

В данной статье предпринята попытка осветить мероприятия по совершенствованию практической подготовки студентов лесотехнических специальностей в Сибирском технологическом институте (СТИ). Данная проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как сложившиеся в исследуемый период структура и содержание практик не претерпели существенных изменений и продолжают занимать важное место в профессиональной подготовке будущих инженеров лесотехнических специальностей.

Отечественная историческая наука недостаточно внимания уделяла вопросам изучения организации и совершенствования практической подготовки студентов лесотехнических специальностей вузов. Лишь в 1980 г. было опубликовано исследование, в котором в контексте истории Сибирского технологического института была предпринята попытка освещения данной темы [1].

После окончания Великой Отечественной войны обучение практическим навыкам и приобретение опы-

та работы на производстве были важными направлениями подготовки студентов в Сибирском лесотехническом институте (так тогда назывался Сибирский технологический институт). В учебных планах были предусмотрены учебная, производственная и преддипломная практики. Только после их успешного прохождения выпускники были готовы работать на производстве. Вместе с тем в 1941-1945 гг. предприятия региона, где в довоенные годы проходили практику студенты, деградировали, были утрачены связи института со многими производствами. Ещё в 1941 г. учебный двухрамный лесозавод, принадлежавший институту, был передан заводу «Красный коммунар», который после войны так и не вернули. На бюро Красноярского Крайкома ВКП(б), состоявшемся 24 января 1946 г., лаконично констатировали, что при проведении практик студентов имеются большие недостатки [2, л. 28, 30].

После окончания Великой Отечественной войны для восстановления народного хозяйства СССР нужно было много древесины. В 1947 и 1949 гг. были приня-

1 Пушмин Павел Петрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры права и гуманитарных наук, тел.: 89148933022, e-mail: [email protected]

Pushmin Pavel, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Law and Humanities, tel.: 89148933022, e-mail: [email protected]

ты постановления Совета Министров СССР о развитии лесной промышленности, в которых Минлесбум-прому СССР была поставлена задача превратить Ан-гаро-Енисейский регион в один из центров по заготовке и переработке древесины. С этого момента началось бурное развитие лесной и лесоперерабатывающей отраслей промышленности региона. Сибирскому лесотехническому институту, единственному вузу от Урала до Дальнего Востока, готовившему специалистов по заготовке и переработке древесины, было поручено подготовить большое количество инженеров. Партийные и хозяйственные руководители начали уделять больше внимания качеству подготовки студентов.

В первые послевоенные годы практики проводили в Лалетинском учебно-опытном хозяйстве и Караульной лесной даче в учебно-опытном лесхозе, принадлежащих институту. Но практики были плохо обеспечены машинами и механизмами, поэтому на них не удавалось организовать полноценную учебу. В условиях послевоенной нищеты и разрухи государство изыскивало и предоставляло институту материальные ресурсы, в том числе для организации и совершенствования практик. На эти средства направляли студентов 5-го курса на преддипломную практику на лучшие предприятия страны для изучения передовой технологии и последующего её внедрения на предприятиях Сибири [3, л. 35-37, 38].

В течение 1948-1949 учебного года лесоинженер-ный факультет впервые с довоенных лет получил от Минлесбумпрома СССР современную по тому времени технику, которая активно использовалась в учебной практике. Студенты отрабатывали навыки валки леса электропилами, трелёвки леса трактором, разделки древесины. Учились строить лесовозные дороги с помощью техники. Но организовать эффективное использование машин и механизмов было сложно, так как базы практик - лесные дачи, принадлежащие вузу, были расположены далеко, а техника находилась при институте.

В 1948 г. Министерство высшего образования СССР приняло новые учебные планы, в которых изучению новой техники придавалось большое значение. Одновременно за институтом были закреплены лучшие предприятия для прохождения студентами производственных практик. В этой связи вопросы совершенствования практик обсуждались на заседаниях Ученого совета института, кафедр и методических совещаниях. Были составлены календарные графики и рабочие планы всех видов практик. Кафедры пересмотрели программы практик, разработали методические указания и задания к ним. Места практик были заранее закреплены за студентами. Перед отъездом им выдавали программы и задания практик, проводили общий инструктаж. В частности студентам 4-го курса, отъезжающим на преддипломную практику, предварительно раздавали темы дипломного проектирования с учётом опыта прошлых лет, производственной специфики объектов практик и актуальных задач лесной промышленности Сибири. После окончания практики студенты отчитывались на публичных заседани-

ях. В результате качество практической подготовки улучшилось. Сложившаяся в эти годы система организационных и учебно-методических мероприятий по улучшению учебных и производственных практик была вполне эффективна. Казалось, что стали складываться благоприятные условия для улучшения качества практической подготовки студентов.

В 1950-е гг. ввиду быстрого увеличения численности студентов, на фоне более медленного расширения материально-технической базы института, проблемы организации всех видов практик обострились. Караульная и Бирюсинская дачи оказались перегружены, не хватало механизмов для совершенствования практических навыков работы, мест в столовых, жилья. Ежегодно только в учебном опытном лесном хозяйстве проходили практику 1400 студентов по 17 дисциплинам. Руководители практик вынуждены были направлять большую часть студентов даже на небольшие предприятия с отсталой технологией и плохо организованным производством. В отчётах института всё чаще упоминалось о снижении качества практических знаний и умений студентов [4, л. 69, 72].

На основе закона СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 1958 г. с 19591960 учебного года начали действовать новые учебные планы. В соответствии с ними подготовка будущих специалистов осуществлялась путём тесного сочетания академических занятий с получением производственной квалификации по выбранным направлениям. В условиях быстрого роста численности учащихся и недофинансирования, бедности учебной и материальной базы вузов страны руководители СССР видели в новшестве средство повышения качества практической подготовки студентов.

На предприятиях, расположенных в г. Красноярске, кафедры, ответственные за осуществление практик, открывали свои филиалы. Там же были обустроены общежития и учебные аудитории для студентов. Во время практики учащиеся института были распределены на рабочие места. Студенты младших курсов, не имеющие производственного опыта, в течение одного-двух лет, в зависимости от выбранной специальности, осваивали по две-три рабочие профессии, получали представление об организации производств. Но только лучшие из них могли попробовать свои силы на должностях мастера участка и десятника, а большинство учащихся не получали навыков управления производством.

Находясь на практике, студенты одновременно изучали и теоретические дисциплины в приспособленных для занятий помещениях. Обучение проводилось по вечерней и дневной системе с 12-16-часовой учебной неделей. Нередко изучались теоретические дисциплины, не связанные с задачами практик, не обеспеченные лабораториями. В результате ухудшилось изучение фундаментальных теоретических дисциплин. Резко возросли неуспеваемость и отсев студентов. Так, в 1960-1961 учебном году на лесоинже-нерном факультете после экзаменационных сессий из 300 первокурсников на второй курс было переведено

только 180. На протяжении ряда лет предпринимались попытки составить более рациональные учебные планы. Но проблем не становилось меньше. В марте 1962 г. на заседании бюро Красноярского крайкома КПСС, посвящённого учебно-воспитательной работе в Сибирском технологическом институте, говорили о недостатках организации практик студентов, потребовали от руководства вуза улучшить качество практической подготовки [5, л. 289].

Становилось понятно, что реформа 1958 г. оказалась неудачной. С 1964 г. началось внедрение новых учебных планов. Их особенностью было то, что студенты не делились на тех, кто имел и не имел производственного стажа, а обучались общим потоком. Кроме того, отменялась производственная работа на 1-ом курсе и длительная практика перед дипломным проектированием. Предусматривалась ознакомительная практика после 1-го курса, а для некоторых специальностей после 3-го курса, технологическая практика для студентов 3-го и 4-го курсов и преддипломная практика после окончания теоретического курса обучения. Такая структура практик более удачно вписывалась в логику подготовки инженеров.

Студенты практиковались на предприятиях, с которыми кафедры заключили соответствующие договоры, где обусловливались ответственность сторон, оплата инженерам за курирование студентов и др. Руководителями практик традиционно назначали лучших преподавателей кафедр. Они уделяли большое внимание разработке программ и методических материалов в помощь практикантам. Преподаватели и кафедры, ответственные за проведение практик, после их окончания сдавали в учебную часть отчёты о проделанной работе. В дневнике, который выдавался студенту на время прохождения практики, он обязан был охарактеризовать проделанную им работу.

Для студентов 3-го и 4-го курсов была предусмотрена технологическая практика, где они изучали организацию и технологию производства, приобретали опыт работы на производстве, собирали материал для курсового проектирования. Руководитель практики одновременно инструктировал студентов по производственной практике, подготовке и выполнению курсовых проектов. Специальные кафедры привлекали наиболее талантливую молодежь для выполнения курсовых проектов по заданиям предприятий и с участием их инженеров для решения конкретных производственных задач. Совмещение практической деятельности и подготовки курсовых проектов оказалось продуктивным, так как студенты приобретали опыт организации и совершенствования производственных процессов, а также составления исследовательских работ, что способствовало в дальнейшем более успешному выполнению дипломного задания.

Студентов выпускных курсов направляли на предприятия на преддипломную практику по профилю получаемой специальности. Главная её цель - получение теоретических и практических знаний и результатов, способствующих выполнению и защите дипломной работы. Однако не всегда удавалось направить практиканта на предприятие, оснащённое современ-

ной техникой. Причина в том, что на преддипломную практику студентов направляли на те предприятия, где им предстояло работать после окончания института. Здесь осуществлялся сбор материала, окончательно определялась тематика работы исходя из специфики производства. Содержание конструктивной части дипломных проектов традиционно преследовало и практическую цель, так как было направлено на разработку и внедрение в производство комплексной механизации производственных процессов на основе создания полуавтоматических механизмов и установок.

В общем виде сложившиеся структура и основные этапы прохождения практик просуществовали до конца исследуемого периода. На их основе в Сибирском технологическом институте готовили большое количество инженеров, способных обслуживать и руководить производственными процессами. Доказательством этому является то, что 70% должностей инженерно-технических работников крупных лесных предприятий Красноярского края занимали выпускники института.

В течение 1960-х - начале 1970-х гг. в Ангаро-Енисейском регионе было построено много крупных предприятий, насыщенных сложной техникой. Объективно появилась задача готовить в вузах специалистов, способных управлять постоянно усложняющимися производственными процессами. В то же время преподаватели института предъявляли студентам невысокие требования, традиционно ориентируясь на средний уровень знаний. Причина в том, что высшее лесотехническое образование не было престижным, поэтому немалая часть учащихся была из числа «середнячков». Но при таком подходе многие способные студенты не могли реализовать свой потенциал в полной мере. Дать им более глубокие знания было возможно с помощью индивидуальной подготовки. В начале 1970-х гг. в СТИ, одновременно с другими вузами страны, организовали индивидуальное обучение студентов по специально разработанным планам. В них структура теоретического и практического обучения строилась с учётом производственной специфики конкретного предприятия, направившего студентов в вуз.

К началу 1970-х гг. кафедры института установили тесное взаимовыгодное сотрудничество с предприятиями, хорошо оснащёнными сложной техникой и современными технологиями, куда и стремились направить наиболее успешных студентов [6, л. 21]. В свою очередь руководство этих предприятий старалось создать студентам оптимальные условия для прохождения практик. Но на некоторых предприятиях, где техническая оснащённость и организация производства были хуже, а также имела место текучесть кадров, студентов-практикантов часто использовали не «по назначению». В том числе из-за этого немалая часть выпускников, по данным работодателей, плохо знала специфику производств, боялась общественной работы, не имела управленческих навыков. Для устранения этих проблем постановлением коллегии Минвуза СССР и секретариата ЦК ВЛКСМ от 20 августа 1971 г. в учебный процесс был введён курс общественно-

политической практики (ОПП) как неотъемлемой части производственной практики. Курс был предназначен для формирования коммуникативных и управленческих навыков практикантов. Во время практик они были обязаны проводить с трудовыми коллективами идейно-политическую и воспитательную работу. На кафедрах разработали подробные инструкции по всем видам работ, предусмотренных этой частью практик. Зачёт по практике ставился после выполнения заданий по ОПП. Но не следует преувеличивать её роль в получении навыков управления трудовыми коллективами и производством; часть выпускников и в последующие годы имели небольшой управленческий и организаторский опыт.

Усилению работы по совершенствованию практик студентов способствовало постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 18 июля 1972 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». В нём было предусмотрено закрепление за вузами базовых предприятий для прохождения производственной практики студентов. Партийная организация и ректорат СТИ разработали меры по совершенствованию учебно-педагогического процесса. В отделе науки и учебных заведений Красноярского крайкома КПСС были рассмотрены мероприятия по выполнению решения партии и правительства в СТИ. В конце 1972 г. был проведён актив работников высшей школы края, посвящённый разработке и реализации задач, обозначенных в постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР. По решению бюро крайкома от 22 февраля 1973 г. был создан Совет ректоров вузов Красноярского края, на который была возложена задача координации деятельности вузов, обобщение и распространение опыта подготовки специалистов [7, л. 1-5].

Поскольку принятые директивы были мало подкреплены материально, решать наиболее сложные проблемы организации практик в полной мере не удавалось. Например, из-за большого количества предприятий, где студенты проходили практики, их удалённости, а также ограниченного финансирования института, преподаватели, ответственные за прохождение студентами практик, не имели возможности в полной мере руководить и контролировать прохождение практик студентами. Не были усилены ответственность и заинтересованность инженеров предприятий, к которым прикреплялись практиканты. Не все кафедры были достаточно оснащены машинами и механизмами для организации учебных практик. Поэтому, например, руководство кафедры сухопутного транспорта леса в середине 1970-х гг. совмещало учебную и производственную практики на изыскании лесовозных дорог на предприятиях объединения «Красно-ярсклеспром» в составе экспедиций проектно-конструкторского и технического бюро данного объединения. Это был удачный вариант. За практикантами закрепляли двух преподавателей. Студентов постоянно передвигали с одного участка на другой, чтобы те могли практиковаться на большинстве основных видов работ по изысканию дорог. Студентам выдавали индивидуальные задания по специальности, кото-

рые потом перерастали в дипломные проекты, одновременно они выполняли часть научных работ по хоздоговорным темам кафедр, а также задания по общественно-политической практике. Каждый студент, работая по инструкции, знал, какие материалы и в каком объеме он должен собрать для дипломного проекта. Защита результатов практики осуществлялась публично на конференции.

К концу 1970-х гг. с появлением на предприятиях лесных отраслей промышленности большого количества сложных машин и механизмов, совершенствования технологий и организации производства стали возрастать требования и меняться их критерии к инженерно-техническим работникам. Для эффективной организации производства и труда теперь нужно было всё больше творческих, инициативных специалистов, хорошо знающих производство.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1979 г.) «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» была поставлена задача разработать квалификационные характеристики руководителей производства и на их основе новые учебные планы. Для выполнения постановления на кафедрах института были разработаны планы мероприятий, в том числе по совершенствованию практик. Но материальная база института по-прежнему оставалась слабой. Для концентрации машин и механизмов в лабораториях с целью организации полноценной подготовки студентов ряд кафедр даже отказались от проведения практик на Бирюсинском полигоне. Одновременно, в связи с переходом на новые учебные планы, осуществлялся пересмотр целей и задач практик и, соответственно, методических пособий к ним [8, л. 25-29].

12 апреля 1984 г. Верховный Совет СССР принял постановление «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в том числе предусматривающее меры по повышению качества практической подготовки студентов. В Сибирском технологическом институте приступили к его выполнению. Например, проводилась работа по совершенствованию практик на основе непрерывной практической подготовки студентов. Для этого на предприятиях, где работали практиканты, были открыты филиалы кафедр. Это позволило во время практики организовать проведение части лабораторных работ на производстве. Существенным новшеством было создание специализированных студенческих отрядов, сформированных по специальностям и видам работ. В них практиканты получали опыт работы в коллективе на разных производственных циклах, что позволяло им впоследствии быстрее включиться в ритм работы предприятия. При выполнении практических работ начали использовать ЭВМ, применять деловые игры. Но в целом система организации и прохождения практик, сложившаяся в вузе в предшествующие десятилетия, изменилась незначительно.

В 1985 г. новое руководство КПСС во главе с М.С. Горбачевым объявило о начале преобразований советского общества. Стала очевидной необходимость ускорения реформы профессиональной школы. В ре-

шениях XXVII съезда партии (1986 г.), а также в постановлении ЦК КПСС (март 1987 г.) «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране» была поставлена задача готовить специалистов широкого профиля, обладающих глубокими специальными знаниями, потребностью постоянно обогащать свои знания, способностью смело принимать новаторские решения и активно их применять. В СТИ началась работа по перестройке учебного процесса в соответствии с потребностями формирующейся новой экономической ситуации. Большое внимание уделялось практической подготовке студентов, в первую очередь, овладению ими основными рабочими профессиями (машиниста, тракториста, водителя, оператора и т.д.). Кроме того, практика была ориентирована на целевую интенсивную подготовку специалистов (ЦИПС) для конкретных производств. Предусматривалось, что практическая подготовка должна осуществляться непрерывно по удлиненному циклу на протяжении всего периода обучения. Студенты младших курсов работали в специализированных отрядах на предприятиях лесных отраслей промышленности. Старшекурсники занимались разработкой курсовых и дипломных проектов, посвящённых модернизации конкретных предприятий и производств, а также участвовали в работе студенческих научно-производственных отрядов. При такой организации практик руководители предприятий получали возможность сделать заказ на инженера с необходимой для данного производства специализацией, с ориентацией на конкретный цех и даже участок. Кроме того, предполагалось, что студент, ориентируясь на конкретные потребности производства и на личную перспективу, с большей ответственностью будет относиться к учёбе.

В 1987-1988 учебном году в учебный процесс был введён спецкурс «Управление трудовым коллективом». Его цель - формирование руководителя нового типа, социально активного, квалифицированного, способного эффективно управлять трудовым коллективом. Тогда же преподавателями инженерно-экономического факультета в учебном процессе осуществлялась апробация деловых игр по формированию навыков управленческой деятельности. Была предпринята попытка «вдохнуть новую жизнь» в общественно-политическую практику на основе совершенствования агитационно-массовой работы практикантов в трудовых коллективах. С этой же целью был создан студенческий клуб «Будущий руководитель производства и коллектива» [9]. Активизировалась работа кафедр по укреплению связей с предприятиями на основе взаимовыгодных договорных отношений, предусматривавших, помимо прочего, совершенствование практической подготовки студентов.

К концу 1980-х гг. экономическое положение многих предприятий стало ухудшаться. Самая неблагополучная ситуация сложилось в лесопильно-деревообрабатывающей и отчасти в лесозаготовительной промышленности, где было много предприятий с отсталой техникой и технологиями. Поэтому студентам, обучавшимся по лесопильно-

деревообрабатывающим и лесозаготовительным специальностям, становилось труднее устроиться на практику. Эти проблемы всё чаще обсуждались на заседаниях соответствующих кафедр. Так, заведующая кафедрой технологии деревообработки В.Ф. Ветшева утверждала, что предприятия отказываются принимать студентов на практику или ставят кабальные условия, например, принуждают их работать не по специальности. В этой связи было предложено сосредоточить основное внимание на индивидуальной подготовке студентов, направленных предприятиями для обучения по договорам с вузом, тем более что студенты должны были проходить практику на их производственных мощностях. На фоне нарастающих экономических проблем в стране и отрасли это был хороший способ гарантировать студентам прохождение практик. Естественно, качество подготовки теперь во многом зависело от уровня технической оснащённости предприятий. Вместе с тем подготовка узких специалистов противоречила общим тенденциям развития промышленности в условиях научно-технического прогресса и установкам КПСС на подготовку инженеров широкого профиля.

Экономическое положение крупных лесоперерабатывающих предприятий оставалось более стабильным. Поэтому, например, кафедры инженерно-химико-технологического факультета продолжали развивать свои филиалы на заводах, имели более благоприятные условия для совершенствования практической подготовки студентов на принципах непрерывности и преемственности. Более того, студенты 4-го курса ещё имели возможность стажироваться на должности мастера цеха, пятикурсники - на должностях технолога или начальника цеха, одновременно собирая материал для дипломного проектирования [10, л. 37, 38]. В Лесосибирском филиале института (хуже оснащённом техникой по сравнению с головным вузом), используя относительно новые производственные мощности лесоперерабатывающих предприятий лесосибирской группы, пытались, насколько это было допустимо учебными планами и целесообразностью подготовки, перенести учебный процесс на производство. Так, часть лабораторных работ по специальным дисциплинам выполнялась студентами под контролем наставников из числа главных специалистов, руководителей цехов и служб непосредственно в технологическом потоке на оборудовании. На этой основе в филиале планировали приступить к созданию учебно-научно-производственного объединения в Нижне-Ангарском территориально-производственном комплексе. Но из-за кризиса, поразившего в 1990-е гг. лесопромышленные предприятия региона, реализовать это начинание в полной мере не удалось.

Таким образом, анализ архивных документов и других источников позволяет говорить о том, что основополагающие инициативы по совершенствованию практик студентов исходили от высших партийных и государственных органов власти, а руководство и преподаватели СТИ были самостоятельны и инициативны в деятельности по совершенствованию практик. В институте практической подготовке студентов уде-

лялось большое внимание, что позволяло вполне успешно минимизировать недостатки обучения в условиях небогатой материальной базы учебного заведения. С целью совершенствования практик студентов в вузе внимательно отслеживали появление на предприятиях новой техники, технологий и изменения

квалификационных характеристик инженера, а также оперативно использовали новые образовательные методы и приёмы других учебных заведений. В результате - вуз готовил большое количество квалифицированных инженеров, способных быстро адаптироваться и включиться в производственный процесс.

Библиографический список

1. Сибирский технологический институт (1930 - 1980). Красноярск, 1980. 175 с.

2. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. П-26. Оп. 16. Д. 23.

3. ГАКК. Ф. Р-1302. Оп. 1. Д. 529.

4. ГАКК. Ф. Р-1302. Оп. 1. Д. 549.

5. ГАКК. Ф. П-26. Оп. 35. Д. 25.

6. ГАКК. Ф. Р-1302. Оп. 1. Д. 779.

7. ГАКК. Ф. П-26. Оп. 8. Д. 759.

8. ГАКК. Ф. Р-1302. Оп. 1. Д. 1116.

9. Хохрина З. Учимся управлять трудовым коллективом // За кадры. 11 апреля. 1988.

10. ГАКК. Ф. Р-1302. Оп. 1. Д. 1403.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.