ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378.147.88
Е.Ю. Старикова
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Обучение на химико-технологическом факультете (ХТФ) ведется по пяти специальностям: 240801 “Машины и аппараты химических производств”, 240401 “Химическая технология органических веществ”, 240301 “Химическая технология неорганических веществ”, 240403 “Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов”, 240502 “Технология переработки пластических масс и эластомеров”.
Практика - часть учебного процесса, связанная с изучением промышленного производства и опытом реальной работы. Кроме того практика позволяет получить навыки, дополняющие академическое образование и необходимые для успеха на рынке труда, позволяющие студенту по окончании ВУЗа найти хорошую работу и достойную зарплату. Если за время обучения студент получил фундаментальные знания по специальности, прошел практику, то это - находка для любого работодателя. Такой выпускник вуза легко адаптируется к конкретному рабочему месту.
Другими словами практика - это пробный камень, который помогает студенту выбрать будущую специализацию, понять, что ему подходит, а что - нет. Можно ведь получить не только позитивный, но и негативный опыт, который позволит вовремя скорректировать дальнейшее развитие карьеры. Зачастую студенты продлевают свою практику вплоть до защиты диплома и нередко остаются работать на выбранном предприятии.
В соответствии с действующими Государственными образовательными стандартами вышеперечисленных специальностей все студенты ХТФ проходят три вида практики: “Учебная”, второй курс, продолжительность 4 недели; “Производственная”, четвертый курс, - 6 недель; “Преддипломная”, пятый курс, - 4 недели. “Учебная” и “Производственная” проходят летом, по окончании сессии, а “Преддипломная” - зимой, по окончании зимней сессии. По всем видам практик выпускающими кафедрами разработаны методические указания, в которых прописаны цели и задачи практик, порядок их организации, требования к оформлению отчетов и их защиты.
Цель учебной практики - получение общих представлений о работе химического предприятия, выпуске продукции и организации произ-
водственных процессов, а также изучение системы управления и материально-технической базы.
Производственная практика главной задачей выдвигает закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин специальности, а также сбор материалов, касающихся технологии производства, принципа работы и конструкции основного оборудования, системы охраны труда и окружающей среды, технико-экономических показателей. На основании собранных материалов формулируется главная задача курсового проекта по дисциплине специальности.
Основная цель преддипломной практики -подготовка исходных данных и документов для выполнения дипломного проекта (работы) в соответствии с установленной темой. В программу практики входит: изучение состава и структуры подразделения, источников и поставщиков сырья и энергоресурсов, систем функционирования и управления технологическим процессом, характеристик основного технологического оборудования, системы обслуживания и ремонта оборудования, систем безопасности и жизнедеятельности обслуживающего персонала, технико-
экономических показателей производства. Преддипломная практика включает также решение ряда учебных задач, таких как расширение и углубление инженерных знаний по вопросам проектирования современного химического предприятия, совершенствование навыков работы с технической документацией, проведения техникоэкономических расчетов, поиск и выработка эффективных технических решений по развитию и модернизации действующего производства.
Направление студентов на практику осуществляется на основании приказов, подготовленных руководителями кафедр и утверждаемых ректором. Перед началом практики руководитель практики проводит собрание, на котором знакомит студентов с порядком организации практики и вручает путевки и сопроводительные письма. Уточняются время прибытия и процедура оформления допуска на предприятие, цель, задачи и программа практики, а так же содержание технического отчета и требования по его оформлению и защите. По окончании практики студент пред-
Проблемы высшей школы
131
ставляет на профилирующую кафедру заверенный на предприятии корешок путевки, который хранится на кафедре вместе с отчетом в течение 3 лет.
Итоговый контроль выполнения программы практики проводится по ее окончании и представляет собой защиту студентом технического отчета. Прием зачета по практике осуществляет преподаватель - руководитель практики. К защите принимается технический отчет установленного образца, подписанный руководителем практики от предприятия. Технический отчет должен быть заверен печатью подразделения, в котором студент проходил практику. Результат защиты отчета оценивается по пятибалльной системе; оценка учитывается при подведении итогов общей успеваемости и включается в приложение к диплому.
Студенты химико-технологического факультета проходят все виды практик на предприятиях химического или коксохимического профиля. Ежегодно, начиная с ноября месяца, деканатом ХТФ проводится подготовительная работа для заключения договоров с предприятиями или согласования календарных планов по действующим договорам. В основном договоры заключаются на 5 лет, но в виде исключения (по инициативе предприятий) - на один или три года. Руководство некоторых предприятий инициирует внесение изменений в типовой договор или прилагает протокол разногласий. В договоре о практике прописываются и утверждаются обязанности, ответственности и реквизиты обеих сторон (Вуза и предприятия). В календарном плане, утверждаемом обеими сторонами ежегодно, указываются время проведения и количество студентов каждой специальности и курса, направляемых на практику.
С рядом кемеровских предприятий ХТФ осуществляет постоянное сотрудничество в организации всех видов практик на протяжении длительного времени: ОАО ”Азот”, ОАО “Кокс”, ООО ПО “Токем”, ООО ПО “Химпром”, Кузбасская вагоностроительная компания филиал ОАО “Алтайвагон”, ОАО “Полимер”, ОАО “Реалпласт”, ЗАО “Коксохиммонтаж-Кемерово”, ОАО “Кем-Вод”, ООО “Кузбасский СКАРАБЕЙ”.
В последние годы активно расширяется география мест практик, заключены договоры с Новосибирскими ОАО “Химпласт”, ОАО “Катализатор”, Новосибирским электродным заводом, Алтайскими ОАО “Алтай-Кокс”, ОАО “Кучуксуль-фат”, ОАО “Алтайхимпром”, ООО “Регион”.
К сожалению прекратили свою деятельность крупные Кемеровские предприятия ООО “Химво-локно-АМТЕЛ-Кузбасс” и ООО “Анилинокрасочный”, с которыми у химико-технологического факультета было многолетнее сотрудничество и договоры по практикам.
Студенты, заключившие договоры на целевую подготовку для конкретных промышленных предприятий, для прохождения всех видов практик
направляются на соответствующее предприятие. В последние 2-3 года количество студентов-целевиков составляет около 200 человек, т.е. более 25%. Традиционно основное предприятие, заключающее договоры со студентами на целевую подготовку - это градообразующее предприятие ОАО ”Азот”. В последние годы активно сотрудничает в этом направлении с химикотехнологическим факультетом ОАО “Кокс” и ОАО “Алтай-Кокс”.
В ближайшие годы предполагается расширить перечень предприятий для направления студентов химико-технологического факультета КузГТУ на практику, т.к. в Кузбассе планируется ввести в действие несколько нефтеперерабатывающих, цементных предприятий, а также предприятий по переработке полимерных материалов.
Студентам 5-го курса ХТФ в сентябре 2008 г. было предложено ответить на 10 вопросов анонимной анкеты, связанной с прохождением производственной практики. Вопросы касались места и времени прохождения практики, оценки ее полезности в части сбора материалов к курсовому проекту и знакомства с различными направлениями действия предприятия, контактов с руководителями со стороны предприятия и ВУЗа, а также с дальнейшей трудовой деятельностью будущего инженера.
Большая часть (67 %) студентов по окончании 4 курса проходили производственную практику на крупных предприятиях г. Кемерово (в основном это ОАО “Азот”, ОАО “Кокс”).
Вопрос анкеты об общей оценке полезности производственной практики носит общий оценочный характер. Студенты в целом дают на него положительные ответы. “Практика в основном оказалась полезной” - 38,2%, “дала некоторые сведения” - 62,6 %, “не дала никакой пользы” - 9,5 %.
45,2 % студентов не испытывают неудобства в связи с тем, что практика проходит с отрывом от учебы. 39,1 % опрошенных “это безразлично”, а
8,7 % “скорее, одобряют”. Однако 6,9 % студентов проявляют негативное отношение к отрыву практики от учебы.
На вопрос-предложение проводить практику в середине учебного года ответы распределились зеркально. 37,4 % ответили “отношусь отрицательно” и примерно столько же - 28,7 % - ответили “одобряю”.
Среди максимально освоенных направлений производственной практики студенты чаще всего отмечают знакомство с работой основного оборудования - 53,9 %, знакомство с организационной структурой предприятия - 37,4 %, работу со специальной документацией - 37,4 %, знакомство с функциями основных подразделений 31,3 %.
Системную проблему выявляют ответы на вопросы, посвященные организации практики. 39,1 % респондентов утверждают, что общались с руководителем практики со стороны предприятия
редко, а 18,1 % студентов говорят о том, что с руководителем фактически не было контактов. Контроль за ходом практики со стороны ВУЗа, по мнению 30,4 %. студентов, осуществлялся эпизодически.
Можно предположить, что по причине отсутствия системного контроля за ходом практики
34,7 % опрошенных студентов задачу подготовки материалов к курсовому проекту выполнили не в полном объеме, а 5,2 % не получали задания о сборе материалов к курсовому проекту.
Как следует из ответов, предприятия демонстрируют высокую заинтересованность в продолжении отношений с пришедшими практикантами. 1б,5 % из них была предложена постоянная работа, 25,2 % - временная занятость и 47,8 % студентов было предложено проходить на предприятии преддипломную практику на пятом курсе.
Заключительный вопрос “Связываете ли Вы свою дальнейшую трудовую деятельность с предприятием, на котором проходили практику?” выявил, что 20 % надеются на трудоустройство на данном предприятии, точно будут работать - 8,7 %, а не связывают трудовую деятельность - 33,9 %.
Производственная практика - это трехсторон-
□ Автор статьи:
Старикова Елена Юрьевна - канд.техн.наук, доц. каф. процессов, машин и аппаратов химических
производств КузГТУ, зам. декана химико-технологического факультета e-mail: [email protected]
ний процесс формирования специалиста. В ней должны принимать скоординированное участие Вуз, студент и предприятие, на котором организуется практика.
Как правило, общая оценка полезности практики связана с количеством контактов практикантов с руководителем практики и выполнением учебных заданий; с заинтересованностью в сотрудничестве со стороны руководства предприятия и с возможностью прохождения преддипломной практики.
К сожалению, большинство (80%) студентов 5-го курса ХТФ не связывают свою дальнейшую трудовую деятельность с предприятием, на котором проходили практику, но все-таки 20 % (а это пятая часть) надеются на трудоустройство на данном предприятии.
Руководители кафедр ознакомлены с результатами анкетирования для принятия конкретных мер по улучшению организации производственной практики. Руководством факультета предполагается проводить ежегодное анкетирование студентов ХТФ по всем видам практик, причем количество вопросов и объем рассматриваемых проблем будут расширены.
УДК 378. 746
Б. И. Коган
СИСТЕМНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная система высшего образования специалистов-машиностроителей (в т. ч. ремонтников) и педагогов для ВУЗов, по нашему мнению, должна иметь целевой (адресный) характер, быть двухуровневой и базироваться на учебных центрах и научных школах, сложившихся в регионах с крупными промышленными предприятиями, с учетом отраслевых приоритетов.
Целевой характер предполагает подготовку специалистов для решения конкретных задач, для конкретных предприятий регионов в соответствующих учебных центрах. Двухуровневая система предусматривает подготовку инженеров по конкретному профилю в течение 5, а будущих научных работников и педагогов - в течение 2 лет в магистратуре. В каждом регионе, с учетом структуры промышленности и маркетинговых прогно-
зов, должна быть определена потребность в специалистах и передана, в виде планов, в соответствующие учебные центры.
Предполагается, что учебные центры обладают хорошей лабораторной базой и системой производственной практики. Целесообразно изменить структуру учебных программ: увеличить практическую составляющую, с 3-го курса осуществлять целевую подготовку по блокам проблем с освоением методологии аналитической оценки задач, методов и средств их разрешения, в т. ч. устранения технических противоречий и решения изобретательских задач. Должен быть создан банк технических инноваций и система быстрого ознакомления с ним. Целесообразно реализовать концепцию «Каждый студент-выпускник - изобретатель!»