132
Е.Ю. Старикова
редко, а 18,1 % студентов говорят о том, что с руководителем фактически не было контактов. Контроль за ходом практики со стороны ВУЗа, по мнению 30,4 %. студентов, осуществлялся эпизодически.
Можно предположить, что по причине отсутствия системного контроля за ходом практики 34,7 % опрошенных студентов задачу подготовки материалов к курсовому проекту выполнили не в полном объеме, а 5,2 % не получали задания о сборе материалов к курсовому проекту.
Как следует из ответов, предприятия демонстрируют высокую заинтересованность в продолжении отношений с пришедшими практикантами. 16,5 % из них была предложена постоянная работа, 25,2 % - временная занятость и 47,8 % студентов было предложено проходить на предприятии преддипломную практику на пятом курсе.
Заключительный вопрос “Связываете ли Вы свою дальнейшую трудовую деятельность с предприятием, на котором проходили практику?” выявил, что 20 % надеются на трудоустройство на данном предприятии, точно будут работать - 8,7 %, а не связывают трудовую деятельность - 33,9 %.
Производственная практика - это трехсторон-
□ Автор статьи:
Старикова Елена Юрьевна - канд.техн.наук, доц. каф. процессов, машин и аппаратов химических
производств КузГТУ, зам. декана химико-технологического факультета e-mail: [email protected]
ний процесс формирования специалиста. В ней должны принимать скоординированное участие Вуз, студент и предприятие, на котором организуется практика.
Как правило, общая оценка полезности практики связана с количеством контактов практикантов с руководителем практики и выполнением учебных заданий; с заинтересованностью в сотрудничестве со стороны руководства предприятия и с возможностью прохождения преддипломной практики.
К сожалению, большинство (80%) студентов 5-го курса ХТФ не связывают свою дальнейшую трудовую деятельность с предприятием, на котором проходили практику, но все-таки 20 % (а это пятая часть) надеются на трудоустройство на данном предприятии.
Руководители кафедр ознакомлены с результатами анкетирования для принятия конкретных мер по улучшению организации производственной практики. Руководством факультета предполагается проводить ежегодное анкетирование студентов ХТФ по всем видам практик, причем количество вопросов и объем рассматриваемых проблем будут расширены.
УДК 378. 746
Б. И. Коган
СИСТЕМНЫЙ ИННОВАЦИОННЫМ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная система высшего образования специалистов-машиностроителей (в т. ч. ремонтников) и педагогов для ВУЗов, по нашему мнению, должна иметь целевой (адресный) характер, быть двухуровневой и базироваться на учебных центрах и научных школах, сложившихся в регионах с крупными промышленными предприятиями, с учетом отраслевых приоритетов.
Целевой характер предполагает подготовку специалистов для решения конкретных задач, для конкретных предприятий регионов в соответствующих учебных центрах. Двухуровневая система предусматривает подготовку инженеров по конкретному профилю в течение 5, а будущих научных работников и педагогов - в течение 2 лет в магистратуре. В каждом регионе, с учетом структуры промышленности и маркетинговых прогно-
зов, должна быть определена потребность в специалистах и передана, в виде планов, в соответствующие учебные центры.
Предполагается, что учебные центры обладают хорошей лабораторной базой и системой производственной практики. Целесообразно изменить структуру учебных программ: увеличить практическую составляющую, с 3-го курса осуществлять целевую подготовку по блокам проблем с освоением методологии аналитической оценки задач, методов и средств их разрешения, в т. ч. устранения технических противоречий и решения изобретательских задач. Должен быть создан банк технических инноваций и система быстрого ознакомления с ним. Целесообразно реализовать концепцию «Каждый студент-выпускник - изобретатель!»
Проблемы высшей школы
133
После изучения классических дисциплин в течение первых двух с половиной лет студенты-технологи переходят на целевую подготовку по следующим специальностям:
- теория конструирования специального технологического оборудования, приспособлений и инструментов,
- технологическое обеспечение качества машин и аппаратов,
восстановление и упрочнение деталей машин, аппаратов и приборов,
- информационные технологии, автоматизация технологической подготовки производства, автоматизированное конструирование,
- логистика.
Магистрантам полезно изучать теорию подобия и методологии:
- обработки экспериментальных данных,
- математического моделирования,
- построения лекций и практических занятий,
- решения изобретательских задач.
Необходимо предусмотреть и методически
обеспечить изучение английского языка (или немецкого, японского, китайского) и методики культуры общения.
□ Автор статьи:
Коган Борис Исаевич -докт. техн. наук, проф. каф. технологии машиностроения КузГТУ Тел. 8-3842-58-32-40
При оценке уровня подготовки инженеров и магистров учитывать инновации, научную или практическую направленность выпускной работы.
Необходимо:
- составить перечень проблем по каждому предприятию,
- определить состав и количество необходимых специалистов по специальностям (с привязкой к учебным центрам),
- оформить договора с предприятиями на подготовку в КузГТУ конкретных специалистов и проведение производственной практики, а также -на повышение квалификации,
- разработать и реализовать с помощью предприятий программу формирования и технического перевооружения лабораторной базы,
- уточнить учебные планы и программы, повысив удельный вес практических занятий, разработать отсутствующие программы,
- составить банк инноваций и ознакомить с ним студентов,
- практиковать обмен студентов между вузами и заключение договоров с крупными учебными и научными центрами на подготовку специалистов.
По нашему мнению, такой подход может быть реализован в Кузбассе для его нужд. Это послужит хорошим примером для других регионов.