Научная статья на тему 'Системный инновационный подход к совершенствованию высшего образования'

Системный инновационный подход к совершенствованию высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРУПНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / ИННОВАЦИИ / HIGHER EDUCATION / THE LARGE EDUCATIONAL CENTRE / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коган Борис Исаевич

Предложены мероприятия по совершенствованию системы высшего образования на базе использования крупных учебных центров, развития целевой подготовки с освоением инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system innovative approach to higher education's perfection

Actions for system's perfection of higher education on the basis of use of the large educational centres, developments of target preparation with development of innovations are offered.

Текст научной работы на тему «Системный инновационный подход к совершенствованию высшего образования»

132

Е.Ю. Старикова

редко, а 18,1 % студентов говорят о том, что с руководителем фактически не было контактов. Контроль за ходом практики со стороны ВУЗа, по мнению 30,4 %. студентов, осуществлялся эпизодически.

Можно предположить, что по причине отсутствия системного контроля за ходом практики 34,7 % опрошенных студентов задачу подготовки материалов к курсовому проекту выполнили не в полном объеме, а 5,2 % не получали задания о сборе материалов к курсовому проекту.

Как следует из ответов, предприятия демонстрируют высокую заинтересованность в продолжении отношений с пришедшими практикантами. 16,5 % из них была предложена постоянная работа, 25,2 % - временная занятость и 47,8 % студентов было предложено проходить на предприятии преддипломную практику на пятом курсе.

Заключительный вопрос “Связываете ли Вы свою дальнейшую трудовую деятельность с предприятием, на котором проходили практику?” выявил, что 20 % надеются на трудоустройство на данном предприятии, точно будут работать - 8,7 %, а не связывают трудовую деятельность - 33,9 %.

Производственная практика - это трехсторон-

□ Автор статьи:

Старикова Елена Юрьевна - канд.техн.наук, доц. каф. процессов, машин и аппаратов химических

производств КузГТУ, зам. декана химико-технологического факультета e-mail: [email protected]

ний процесс формирования специалиста. В ней должны принимать скоординированное участие Вуз, студент и предприятие, на котором организуется практика.

Как правило, общая оценка полезности практики связана с количеством контактов практикантов с руководителем практики и выполнением учебных заданий; с заинтересованностью в сотрудничестве со стороны руководства предприятия и с возможностью прохождения преддипломной практики.

К сожалению, большинство (80%) студентов 5-го курса ХТФ не связывают свою дальнейшую трудовую деятельность с предприятием, на котором проходили практику, но все-таки 20 % (а это пятая часть) надеются на трудоустройство на данном предприятии.

Руководители кафедр ознакомлены с результатами анкетирования для принятия конкретных мер по улучшению организации производственной практики. Руководством факультета предполагается проводить ежегодное анкетирование студентов ХТФ по всем видам практик, причем количество вопросов и объем рассматриваемых проблем будут расширены.

УДК 378. 746

Б. И. Коган

СИСТЕМНЫЙ ИННОВАЦИОННЫМ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система высшего образования специалистов-машиностроителей (в т. ч. ремонтников) и педагогов для ВУЗов, по нашему мнению, должна иметь целевой (адресный) характер, быть двухуровневой и базироваться на учебных центрах и научных школах, сложившихся в регионах с крупными промышленными предприятиями, с учетом отраслевых приоритетов.

Целевой характер предполагает подготовку специалистов для решения конкретных задач, для конкретных предприятий регионов в соответствующих учебных центрах. Двухуровневая система предусматривает подготовку инженеров по конкретному профилю в течение 5, а будущих научных работников и педагогов - в течение 2 лет в магистратуре. В каждом регионе, с учетом структуры промышленности и маркетинговых прогно-

зов, должна быть определена потребность в специалистах и передана, в виде планов, в соответствующие учебные центры.

Предполагается, что учебные центры обладают хорошей лабораторной базой и системой производственной практики. Целесообразно изменить структуру учебных программ: увеличить практическую составляющую, с 3-го курса осуществлять целевую подготовку по блокам проблем с освоением методологии аналитической оценки задач, методов и средств их разрешения, в т. ч. устранения технических противоречий и решения изобретательских задач. Должен быть создан банк технических инноваций и система быстрого ознакомления с ним. Целесообразно реализовать концепцию «Каждый студент-выпускник - изобретатель!»

Проблемы высшей школы

133

После изучения классических дисциплин в течение первых двух с половиной лет студенты-технологи переходят на целевую подготовку по следующим специальностям:

- теория конструирования специального технологического оборудования, приспособлений и инструментов,

- технологическое обеспечение качества машин и аппаратов,

восстановление и упрочнение деталей машин, аппаратов и приборов,

- информационные технологии, автоматизация технологической подготовки производства, автоматизированное конструирование,

- логистика.

Магистрантам полезно изучать теорию подобия и методологии:

- обработки экспериментальных данных,

- математического моделирования,

- построения лекций и практических занятий,

- решения изобретательских задач.

Необходимо предусмотреть и методически

обеспечить изучение английского языка (или немецкого, японского, китайского) и методики культуры общения.

□ Автор статьи:

Коган Борис Исаевич -докт. техн. наук, проф. каф. технологии машиностроения КузГТУ Тел. 8-3842-58-32-40

При оценке уровня подготовки инженеров и магистров учитывать инновации, научную или практическую направленность выпускной работы.

Необходимо:

- составить перечень проблем по каждому предприятию,

- определить состав и количество необходимых специалистов по специальностям (с привязкой к учебным центрам),

- оформить договора с предприятиями на подготовку в КузГТУ конкретных специалистов и проведение производственной практики, а также -на повышение квалификации,

- разработать и реализовать с помощью предприятий программу формирования и технического перевооружения лабораторной базы,

- уточнить учебные планы и программы, повысив удельный вес практических занятий, разработать отсутствующие программы,

- составить банк инноваций и ознакомить с ним студентов,

- практиковать обмен студентов между вузами и заключение договоров с крупными учебными и научными центрами на подготовку специалистов.

По нашему мнению, такой подход может быть реализован в Кузбассе для его нужд. Это послужит хорошим примером для других регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.