Д.Г. Зеркин
совершенствование подходов к оценке
эффективности деятельности таможенного органа
и выработке управления по достижению требуемого результата
Ключевые слова: таможенный орган, государственные таможенные услуги, оценка деятельности, адаптивно-ситуационная траектория, управленческое воздействие.
Стремление российской экономики перейти на путь инновационного развития и модернизации предполагает: расширение внешнеэкономических связей как источника экономического роста; доступ к международным финансовым ресурсам; внедрение передовых технологий; наполнение внутреннего рынка качественными потребительскими товарами, что будет способствовать интенсификации выхода российских компаний на мировой рынок. Активизация внешнеэкономических связей Российской Федерации, приводит к особому вниманию к деятельности таможенных органов в виде оценки их вклада в формирование условий ведения бизнеса в Российской Федерации. Стратегической целью таможенных органов Российской Федерации является создание, на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования, благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, максимальное содействие внешнеторговой деятельности, повышение уровня экономической безопасности страны, обеспечения полного поступления доходов от таможенных платежей в федеральный бюджет, защита отечественных производителей и охрана объектов интеллектуальной собственности.
Совершенствование таможенного администрирования должно основываться на международных стандартах качества и необходимости обеспечения адекватной обратной связи с объектом администрирования - участником внешнеэкономической деятельности. Анализ современного состояния таможенного администрирования показывает, что этот вид деятельности целесообразно рассматривать с системной точки зрения (см. рис. 1).
Таможенные органы как неотъемлемая часть системы предоставления государственных услуг, осуществляют управление внешнеторговой деятельностью, одновременно выступая в роли одного из основных механизмов ее регулирования [2]. Особенностью деятельности таможенного органа является сочетание функций фискального, правоприменительного и контролирующего органа, и в то же время она должна содействовать развитию внешнеэкономической деятельности. Одним из факторов достижения стратегической цели таможенной службы Российской Федерации в части содействия международной торговле является качественное предоставление государственных услуг в области таможенного дела участникам внешнеэкономической деятельности.
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. предусматривает следующие взаимосвязанные направления совершенствования, соответствующие стратегической цели и приоритетам таможенной политики [3]:
© Зеркин Д.Г., 2013
Рис.1. Модель таможенной деятельности как системы
- организационно-управленческая деятельность;
- таможенное регулирование;
- таможенный контроль после выпуска товаров;
- реализация фискальной функции;
- правоохранительная деятельность;
- содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества;
- система государственных услуг;
- таможенная инфраструктура;
- информационно-техническое обеспечение.
Особое место в повышении эффективности таможенной деятельности занимает совершенствование организационно-управленческой деятельности. Организационно-управленческая деятельность должна обеспечить получение конечного результата с учетом имеющихся ресурсов и возможного усложнения деятельности из-за негативного воздействия факторов. В последнем и заключается объективная необходимость таможенного администрирования адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, в настоящее время зависящим от происходящих процессов глобализации и интеграции. С учетом стоящих перед таможенными органами задач большую значимость приобретает свойство адаптивности структуры управления таможенной деятельностью как основной показатель адекватной реакции на возмущающие воздействия среды функционирования [1].
Исследования, проведенные в рамках создания адаптивно-ситуационной траектории управления деятельностью таможенного органа, показывают перспективность
анализа, оценки и прогнозирования результатов деятельности на основе моделирования процесса. Моделирование деятельности таможенного органа было проведено на основании утвержденных ФТС России контрольных показателей и статистических данных результатов деятельности Красноярского таможенного поста за период 2010-2011 гг. Оценку деятельности проводили по 20 показателям. В процессе моделирования за основной (зависимый) показатель был выбран фискальный (доходы, администрируемые таможенными органами) - У, остальные 19 показателей определены как независимые (на современном этапе результатом деятельности таможенного органа является фискальный показатель).
Теоретической основой моделирования является корреляционно-регрессионный анализ, на основе которого разработана следующая методика формирования управленческой адаптивно-ситуационной траектории по результату:
- определение степени взаимовлияния контрольных показателей - переменных деятельности У, X.;
- выделение переменных, оказывающих существенное влияние на зависимый показатель У-критерий (шкала Чеддока);
- составление регрессионной модели деятельности таможенного поста за исследуемый период;
- анализ адекватности полученной модели по установленным критериям;
- анализ коэффициентов модели с определением степени их влияния на зависимую переменную;
- определение степени и характера выработки управляющего воздействия на зависимые показатели с целью достижения (прогнозирование) требуемого результата.
Проведение корреляционного анализа показал, что на исследуемую зависимую переменную У оказывает существенное влияние не все 19 переменных X/, а только 10.
Регрессионная модель деятельности таможенного поста за 2010 г. представляет собой уравнение:
Y2010 = 1771,8 - 5 х Х6 -136,5 х Х7 + 2351,1х Х8 - 2868,1х Х9 - 494,3 х Х10 + 218,8 х х Х12 + 427,1хХ13 + 840,4хХ14 -3764,3хХ16 -225,1хХ17.
Модель деятельности за 2011 г. имеет следующее выражение:
Г2011 = 2879 + 1 х Х6 - 36 х Х7 - 719 х Х8 -1740 х Х9 - 479 х Х10 - 72 х Х12 + 1248 х Х13 +
+ 2121хХ14 -1859хХ16 + 180хХ20.
Анализ адекватности данных моделей, по всем критериям, показал возможность их применения для оценки деятельности таможенного поста. В работе приведем пример результата анализа только по критерию Дарбина - Уотсона.
Модель 2010 г.
Durbin-Watson d
and serial correlation of residuals
Durbin-Watson d Serial Corr.
Estimate 1,668472 - 0,113425
Модель 2011 г.
Durbin-Watson d
and serial correlation of residuals
Durbin-Watson d Serial Corr.
Estimate 2,328187 -0,205053
Анализ результатов моделирования проводится по двум направлениям: анализ результатов деятельности за год и сравнительный, для определения тенденции изменения.
Анализ результатов деятельности осуществляется по коэффициентам модели:
- свободный член уравнения (1771,8 - в 2010 г. и 2879 анализ коэффициентов зависимых переменных начинается со знака, положительный и отрицательный знак показывают направление влияния данной независимой переменной X на результат деятельности У;
- величина коэффициента перед независимой переменной X показывает степень ее влияния на результат деятельности.
Сравнительный анализ:
- сравнение значений свободных членов уравнений (в модели 2011 г. свободный член вырос со значения 1771,8 до 2879 - это характеризует результат деятельности 2010 г. как положительный);
- сравнение коэффициентов перед одинаковыми независимыми переменными X. (к примеру, коэфициент переменной Х6 вырос со значения -анализ появления или исчезновения независимых переменных в уравнении X - Х20 - характеризует изменение факторного влияния на исследуемую деятельность.
Данный принцип оценки деятельности позволяет не только проводить анализ, но и формировать приоритеты при выработке управленческих воздействий и прогнозировать степень достижения планируемого результата, что является основой для формирования адаптивно-ситуационной траектории управления по результату (см. рис. 2) [1].
А
/Г - ^ Б
Ц
Траектории управления
- А-Ц— траектория достижения цели за период 2010-2013 гг.
- А-Б— траектория за 2010 г.
- Б-В— траектория за 2011 г.
- В-Ц— прогнозная траектория за 2012-2013 гг.
-► 1
Рис. 2. Формирования адаптивно-ситуационной траектории управления по результату
При смене приоритетов в деятельности (качество, оперативность и т.п.) при данной методике не требуется изменение правил анализа или создания других - в качестве
Y
зависимой переменной будет выбран уже не фискальный показатель, а приоритетный на момент анализа, остальное остается неизменным.
Библиографический список
1. Зеркин Д.Г. Методические основы оценки деятельности таможенных органов / Д.Г. Зеркин [и др.] // Вестник университета. - М.: ГУУ, 2012. - № 6.
2. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебник / В.В. Макрусев. - СПб.: Интермедия, 2012.
3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. - № 2575-р.
И.А. Ковалева
кластеры как инструмент инновационного развития
фармацевтической промышленности
Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, кластер, стратегия, регион, инновационное развитие.
В настоящее время весьма актуальна конкурентоспособная концепция управления экономическими субъектами, базирующаяся на механизмах устойчивого развития экономики. Особое внимание при этом заслуживает кластерный подход, который, являясь новой управленческой технологией, призван повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом.
Согласно Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Стратегия «Фарма-2020») через семь лет доля российских препаратов на нашем рынке должна быть доведена до 75%, а инновационные препараты обязаны разработать не менее ста позиций (отметим, что в странах ЕС и США разработка одной инновационной позиции занимает в среднем 15 лет). Одним из инструментов достижения поставленных целей, по нашему мнению, является кластеризация фармацевтической промышленности.
Кластерная политика занимает приоритетное место в Стратегии «Фарма-2020», где крупные университеты рассматриваются как источники инновационных предпринимателей, а отличительным признаком эффективно действующих фармкластеров является выход инновационной продукции. Поэтому инновационный кластер, в основе которого лежит переход от линейной модели инноваций (по традиционной цепочке «фундаментальная наука - прикладная наука - проектирование - производство») к спиральной модели развития, базирующейся на тесном взаимодействии (стратегическом партнерстве) академической науки, представленной НИИ и университетами, корпоративного бизнеса и государства, считается наиболее перспективным. Кластер как идея конкурентоспособности получила развитие в последнее десятилетие во многих странах мира. Создание фармкластеров в России должно стать важным этапом успешного развития отрасли и ее модернизации до мирового уровня. В процесс кластеризации активно включаются зару-
© Ковалева И.А., 2013