зависимой переменной будет выбран уже не фискальный показатель, а приоритетный на момент анализа, остальное остается неизменным.
Библиографический список
1. Зеркин Д.Г. Методические основы оценки деятельности таможенных органов / Д.Г. Зеркин [и др.] // Вестник университета. - М.: ГУУ, 2012. - № 6.
2. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебник / В.В. Макрусев. - СПб.: Интермедия, 2012.
3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. - № 2575-р.
И.А. Ковалева
КЛАСТЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
фармацевтической промышленности
Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, кластер, стратегия, регион, инновационное развитие.
В настоящее время весьма актуальна конкурентоспособная концепция управления экономическими субъектами, базирующаяся на механизмах устойчивого развития экономики. Особое внимание при этом заслуживает кластерный подход, который, являясь новой управленческой технологией, призван повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом.
Согласно Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Стратегия «Фарма-2020») через семь лет доля российских препаратов на нашем рынке должна быть доведена до 75%, а инновационные препараты обязаны разработать не менее ста позиций (отметим, что в странах ЕС и США разработка одной инновационной позиции занимает в среднем 15 лет). Одним из инструментов достижения поставленных целей, по нашему мнению, является кластеризация фармацевтической промышленности.
Кластерная политика занимает приоритетное место в Стратегии «Фарма-2020», где крупные университеты рассматриваются как источники инновационных предпринимателей, а отличительным признаком эффективно действующих фармкластеров является выход инновационной продукции. Поэтому инновационный кластер, в основе которого лежит переход от линейной модели инноваций (по традиционной цепочке «фундаментальная наука - прикладная наука - проектирование - производство») к спиральной модели развития, базирующейся на тесном взаимодействии (стратегическом партнерстве) академической науки, представленной НИИ и университетами, корпоративного бизнеса и государства, считается наиболее перспективным. Кластер как идея конкурентоспособности получила развитие в последнее десятилетие во многих странах мира. Создание фармкластеров в России должно стать важным этапом успешного развития отрасли и ее модернизации до мирового уровня. В процесс кластеризации активно включаются зару-
© Ковалева И.А., 2013
бежные производители, готовые инвестировать средства в строительство заводов, лабораторий и исследовательских центров в регионах России. Этот подход позволяет выявить новые возможности повышения производительности труда в промышленности без снижения интенсивности (искажения) конкуренции. Практика развития кластеров в разных странах показывает, что кластеры устраняют некоторые ограничения, накладываемые на рост производительности труда, за счет обеспечения привилегированного или дешевого доступа к специализированным факторам производства, накопления специализированной информации (знания), доступ к которой лучше организован и требует меньших издержек, а также облегчают движение потоков информации внутри кластера; обеспечения взаимодополняемости видов деятельности внутри кластера.
Однако, несмотря на повышенное внимание органов власти к вопросам проведения региональной инновационной политики и стремление к созданию и развитию кластеров, существует ряд факторов, препятствующий реализации такой политики на практике, а именно: низкий уровень научно-исследовательской и инжиниринговой деятельности, неэффективность процесса коммерциализации технологий, невысокий уровень доступности специализированных услуг для малых инновационных структур, отсутствие федерального закона о кооперации науки, образования и бизнеса, недостаточная законодательная база по защите авторских прав и интеллектуальной собственности.
Субъектами реализации кластерной политики являются:
- органы государственной власти региона;
- муниципальные (местные) органы власти;
- научно-исследовательские и образовательные (вузы) организации и научные центры; общефедеральные и региональные корпорации;
- группы малых и средних предприятий, составляющих основу территориальных кластеров.
Степень их вовлеченности определяет эффективность кластерной политики. Субъектам кластерный подход дает ряд преимуществ:
для региональной власти - развитие кластерной системы приводит к увеличению количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, появлению удобного инструмента для взаимодействия с бизнесом, снижению зависимости от отдельных бизнес-групп, появлению основания для диверсификации экономического развития территории;
для бизнеса - улучшение кадровой инфраструктуры, появление инфраструктуры для исследований и разработок, снижение издержек, появление возможностей для более успешного выхода на межрегиональные и международные рынки.
Государство, как в лице федерального правительства, так и в лице региональных и муниципальных органов власти, может влиять на развитие кластеров за счет следующих факторов: поддержки развития квалифицированных трудовых ресурсов; увеличения инвестиций в высокотехнологическую инфраструктуру; закупки продукции кластера; осуществления маркетинговых действий для продвижения продукции кластера; инициирования участия в различных региональных программах развития [5]. В связи с этим эффективным механизмом развития фармацевтических кластеров выступает государственно-частное партнерство, которое рассматривается как стратегическая задача и должно стать надежным фундаментом развития инновационной стратегии развития фармпромышленности [4].
В определенных регионах, таких как Московский, Новосибирский, Санкт-Петербургский [1] и др., сложились благоприятные предпосылки для развития кластеров в тех или иных отраслях. Приведем в качестве примера результаты кластеризации
фармпромышленности. К концу 2012 г. биофармацевтичекие кластеры сумели привлечь в Россию более 50% всех инвестиций в области фармацевтики и медицинских изделий. Примерами крупных инвестпроектов, реализуемых учредителями Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров, являются строительство фармпроизводств такими компаниями, как «Астра-Зенека», «Новартис», «Штада», «БерлинХеми», «Дженерал Электрик», создание посевных инвестпроектов с «Джонсон&Джонсон», крупные научно-исследовательские проекты с «Эбботт», трансфер технологий и создание лабораторий компании «Пфайзер». Российские компании, такие как «Биокад», «Акрихин», «Сотекс», «Герофарм», «НИАРМЕДИК Плюс» и «МИР-ФАРМ», открыли свои новые научно-исследовательские лаборатории и производства в технопарках и бизнес-инкубаторах фарм- и биомедицинских кластеров Санкт-Петербурга, Калужской и Московской областей. В рамках ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» строятся новые биомедицинские корпуса МФТИ, Казанского и Уральского федеральных университетов, Волгоградского медицинского университета, реконструируются лаборатории Санкт-Петербурской химико-технологической академии [2].
В основе стратегии развития фармпромышленности в регионе заложен следующий пошаговый алгоритм [3]:
1. Выявление круга потенциально заинтересованных в развитии отрасли лиц и организаций, формирование из их числа рабочей группы по продвижению производственных фармпроектов.
2. Выявление носителей производственных инновационных идей, разработчиков производственных инвестиционных проектов, отбор наиболее жизнеспособных проектов, формирование регионального портфеля отраслевых инвестиционных проектов.
3. Доработка инвестиционных проектов до уровня, позволяющего уверенно представлять их широкому кругу потенциальных инвесторов, и разработка схемы финансирования.
4. Проведение переговоров с потенциальными инвесторами и инвестиционными посредниками.
5. Регистрация компаний в форме ОАО для непосредственной реализации проектов, и реализация этих проектов.
6. Настройка, валидация оборудования, обучение персонала, выпуск опытных партий продукции, получение лицензий на производство, получение регистрационных удостоверений, сертификатов на выпускаемую продукцию, вывод продукции на рынок.
Непосредственно для развития кластера необходимы следующие составляющие:
- наличие научных разработок и возможностей их осуществления с использованием научно-технического потенциала, имеющегося на сегодняшний день различную ведомственную принадлежность, а также наличие GLP (надлежащая лабораторная практика); наличие бюджетных инвестиций в инженерную подготовку наиболее перспективных территорий;
- наличие современных производственных объектов, соответствующих стандартам GMP, способных разместить собственное или контрактное производство;
- предоставление дополнительных налоговых и таможенных льгот участникам кластера.
Для определения эффективности реализации концепции в области формирования фармкластеров целесообразно использовать следующие показатели:
- годовой объем производства лекарственных препаратов (ЛП), в том числе включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЛС);
- количество зарегистрированных в установленном порядке и выведенных на рынок инновационных ЛС и генериков, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС;
- количество созданных научно-исследовательских центров для обеспечения проведения исследований и внедрения в медицинскую практику ЛП;
- количество законченных и текущих исследовательских проектов в сфере разработки и технологии производства ЛС;
- объем привлеченных частных инвестиций в создание и развитие фармацевтических объектов и организаций;
- количество новых рабочих мест для персонала, занятого в сфере производства фармацевтической продукции;
- количество привлеченных специалистов высокого международного уровня в сфере создания, разработки технологий и различных исследований ЛС.
Библиографический список
1. Приказ Минпромторга России «Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 г.» от 23.10.2009 г. - № 965.
2. Ведущие фармацевтические и биомедицинские кластеры России объединяют усилия для создания инновационной российской фармацевтики [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nanonewsnet.ru/news/2012/ (дата обращения: 19.01.2013).
3. Голант З.М. Основные параметры создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге. Задачи и пути решения / З.М. Голант [и др.] // Медицинские технологии. Оценка и выбор. - М., 2010. - № 1. - С. 37-45.
4. Данилова Ю.Р. Кластеризация фармацевтических производств в системе региональной промышленной политики России // Экономический журнал. - 2012. - № 2 (26). - С. 8-16.
5. Колошин А. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развития кластеров [Электронный ресурс] / А.Колошин [и др.]. -Режим доступа: http://politanaliz.ru/articles_695.html (дата обращения: 25.01.2013).
С.Ю. Копельчук
О ВОПРОСАХ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СфЕРЫ
СТРОИТЕЛЬСТВА
Ключевые слова: инновации, кадровое обеспечение, квалификация, строительство, трудовые ресурсы.
В последние годы строительная сфера переживает серьезные изменения, которые связаны с необходимостью повышения эффективности использования ресурсов и определением новых драйверов роста. За кадровым обеспечением строительства устанавливается наивысший приоритет, так как внедрение новых технологий, новых организационных подходов строительной деятельности, несомненно, сопряжено с необходимостью привлечения и трудовых ресурсов с соответствующей профессиональной подготовкой.
© Копельчук С.Ю., 2013