Научная статья на тему 'Совершенствование механизма эффективной коммерциализации результатов научных исследований: кластер фармацевтики, биомедицины и биотехнологий'

Совершенствование механизма эффективной коммерциализации результатов научных исследований: кластер фармацевтики, биомедицины и биотехнологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / КЛАСТЕР ФАРМАЦЕВТИКИ / БИОМЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Шахметова Е.А.

На материалах Калужской области рассмотрен процесс формирования кластера фармацевтики, биомедицины и биотехнологии, обеспечивающего эффективную коммерциализацию результатов научных исследований и инновационное социальноэкономическое развитие региона и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма эффективной коммерциализации результатов научных исследований: кластер фармацевтики, биомедицины и биотехнологий»

ЭКОНОМИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

УДК 336.717

совершенствование механизма эффективной коммерциализации результатов научных исследований: кластер фармацевтики, биомедицины

и биотехнологий

в. к. крутиков,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: nir@universitys. ru

т. в. дорожкина,

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры менеджмента E-mail: mr@umversitys. ru

е. а. шахметова,

аспирантка кафедры менеджмента E-mail: mr@universitys. ru институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга

На материалах Калужской области рассмотрен процесс формирования кластера фармацевтики, биомедицины и биотехнологии, обеспечивающего эффективную коммерциализацию результатов научных исследований и инновационное социально-экономическое развитие региона и страны.

Ключевые слова: инновации; иностранные инвестиции; коммерциализация результатов научных исследований; кластер фармацевтики, биомедицины и биотехнологии.

Чтобы стать инновацией, новшество должно быть применено практически, считают ведущие исследователи инновационных сценариев развития народно-хозяйственных комплексов России. То есть инновация — это конечный результат освоения

новшества, позволяющий получить научно-технологический, экономический, социальный и иной значимый эффект.

Следовательно, коммерциализация результатов научных исследований — основной и важнейший аспект сегодняшней проблематики всего инновационного процесса. Смысл этого процесса заключается в эффективном практическом применении результатов научных исследований и разработок с достижением приоритетной цели — обеспечение вывода на рынок продуктов, работ, услуг или процессов с максимальным коммерческим эффектом.

Конечная точка коммерциализации считается достигнутой, если продукт успешно выведен на рынок, обеспечен порог безубыточности, т. е. доход от реализации превышает все операционные

расходы. При этом коммерциализация может быть выражена в запуске новых бизнес-проектов для коммерческого использования технологий либо для продажи бизнес-сообществу лицензий на их использование, а также в эксплуатации технологий путем предоставления услуг, включая техническое проектирование, консультирование, обслуживание, аналитические и экспертные услуги и оценки, проведение исследований по контрактам.

Необходимым условием реализации инновации является коммерческая поддержка со стороны потенциальных инвесторов, производственных предприятий или центров трансферта. Основная форма продвижения инноваций в современных условиях с позиции заинтересованности в развитии и применении новых технологий — это коммерциализация технологий. При этом необходимо заранее с участием непосредственно инвесторов или партнеров осуществлять оценку выгодности вложений в инновационный проект, срока окупаемости и перспективы получения в дальнейшем прибыли от внедрения инноваций. Итак, выполнение этого условия позволит не только поднять качество продукции и улучшить методы работы, но и занять лидирующие, передовые позиции на рынке [13].

Первым оптимальным условием для реализации процесса эффективной коммерциализации является тесное взаимодействие его участников — инноватора и государства (коммерческой или иной структуры, имеющей возможность активной финансовой поддержки в целях дальнейшего получения прибыли, причем необязательно с условием использования инноваций в своей непосредственной деятельности). Кроме этого нужна их способность договариваться. Разногласия возникают по поводу субъективной оценки участниками «справедливого» решения экономических и других вопросов. Инно-ватор, ученый, изобретатель должен понимать, что результат его научной деятельности можно и нужно измерять, и результаты такого измерения все участники обязаны воспринимать осознанно.

Каждый участник ставит цели, ориентируясь прежде всего на собственные интересы, будь то производственное и бизнес-сообщество, инвестиционный институт или частный, коммерческий инвестор, государство и инноваторы. Цель производственных и предпринимательских сообществ — получить от внедрения инновационного процесса новые рыночные позиции или сегменты рынка для новой продукции, новые технологии выпуска уже

существующей продукции для повышения ее конкурентоспособности и последовательного завоевания лидирующих и доминирующих позиций на рынке. Инвестиционные институты и частные, коммерческие инвесторы находятся в ожидании новых объектов высокомаржинальных инвестиций [3]. Государству инновации обеспечивают ускоренное развитие промышленности и экономики, а также независимость, в том числе экономическую. А ин-новаторы стремятся обеспечить себя средствами, чтобы в дальнейшем продолжать исследования, развивать бизнес либо компенсировать вложенные ресурсы и трудовые затраты.

Оптимальными условиями эффективного взаимодействия между участниками являются:

привлечение разработчиками внимания потенциальных партнеров к результатам своей деятельности;

способность побудить их к участию в процессе производства для достижения приоритетных целей и убедить в том, что новый продукт, изобретенная технология или усовершенствованный технологический процесс будут реализованы на рынке [11].

В рамках освещения процесса коммерциализации необходима информационная и аналитическая поддержка со стороны организаций-посредников с отражением позитивных изменений и новых открытий для реализации возможности дополнительной поддержки как со стороны общества, так и со стороны государства [1].

В процессах генерации идей и ведения бизнеса существенное значение имеет коллективное творчество команды — тех, кто работает над задачей коммерциализации. Но за радикальными инновациями, как правило, стоят конкретные люди, и именно от них зависит судьба идей. Нелегко принять решение о коммерциализации идей и созданных технологий. Но, если оно принято, необходимо разработать стратегию коммерциализации с учетом существующих возможностей реализации идей на рынке [5].

Оценивая текущее состояние экономического развития страны, можно сделать вывод о том, что правительственная программа перевода российской экономики на инновационные рельсы не выполняется уже на первом этапе. Россия продолжает значительно отставать от развитых стран.

Требуется принятие грамотной, перспективной стратегии. Основополагающим моментом в процессе ее разработки является выбор способа коммерциализации. Выбирая такой способ, необходимо рассматривать инновацию как нечто уни-

кальное и индивидуальное, поэтому и способы ее коммерциализации могут быть разнообразными. Вот примерный перечень таких способов.

1. Самостоятельное использование разработок для организации бизнеса, т. е. запуск новых бизнес-проектов для коммерческого использования технологий, — наиболее полная и оптимальная форма эффективной реализации инновационного потенциала, предполагающая организацию производства и сбыта готовой продукции, производства и сдачи в лизинг оборудования, оказания инжиниринговых услуг.

2. Эксплуатация технологий путем предоставления услуг, включая техническое проектирование, консультирование, обслуживание, аналитические и экспертные услуги и оценки, а также проведение исследований по контрактам.

3. Частичная уступка интеллектуальных прав — продажа лицензий, франчайзинг, подряд на совместную разработку вместе с потребителем готовой продукции при совместном оформлении прав интеллектуальной собственности, передача секретов производства.

4. Полная передача интеллектуальных прав через договоры об отчуждении исключительного права, о продаже патентных прав, о получении подряда на дальнейшее проведение исследований и разработок с условием дальнейшего перехода прав к заказчику [1, 4].

Процесс эффективной коммерциализации предполагает прежде всего проведение сравнительных аналитических и финансовых расчетов для оценки выгодности того или иного способа коммерциализации на конкретном рынке. При этом необходимо основываться на определении четких критериев выбора, на понимании и оценке достоинств и недостатков каждого способа, на оценке инвестиционных проектов и способов финансирования, рыночных условий и будущих финансовых результатов. Также любой инноватор нуждается в дополнительных консультациях по поводу не только выбора способа коммерциализации, но и проведения рыночных исследований и составления бизнес-плана [10].

Следующим основополагающим условием реализации эффективной коммерциализации является выполнение практической задачи по построению алгоритма, позволяющего инноватору и всем участникам процесса определиться с конкретными действиями при выборе способа коммерциализации, при котором необходимо учесть два блока критериев:

- блок внешних критериев — потребности общества и групп рыночного потребления (существующие заказы, требования заказчика, рационализаторские предложения);

- блок внутренних критериев — инновационный потенциал разработки, выгодность вложений, срок окупаемости, возможность собственного финансирования производства, уровень инновационной активности и др.

Поэтапная структура процесса эффективной коммерциализации результатов научных исследований представлена на рис. 1—5.

Отличительными чертами такого процесса эффективной коммерциализации являются:

- поддержка на всех этапах жизненного цикла инновации, начиная с разработок, а не только на этапе реализации готовой продукции, в том числе за счет рефинансирования из прибыли от продаж, включая оценку степени риска и реализацию мероприятий по его снижению;

- разработка взаимосвязанных продуктовой и маркетинговой стратегий процесса;

- смещение экономических акцентов управления с правовых на эффективные;

- установление оптимального и рационального баланса между затратами на создание, внедрение и продвижение инновации;

- создание эффективной, стимулирующей системы вознаграждения инноваторов на первом этапе на основе резерва из внутреннего бюджета или за счет внешнего финансирования, а в последующем — за счет рефинансирования, осуществляемого в процентах от объемов продаж результатов научной деятельности;

- обеспечение непрерывности процесса и грамотного управления, усиление функций внутреннего маркетинга (аудита интеллектуального капитала);

- формирование оптимальной базы знаний для создания информационной системы поддержки и управления результатами научной деятельности.

Рассмотрим процесс на примере становления кластера фармацевтики, биомедицины и биотехнологий на территории Калужской области. Следует отметить, что для России фармацевтика — это не только глобальный рынок с высокой добавленной стоимостью, но еще и вопрос национальной безопасности [8, 9].

Проведенное исследование показывает, что Калужская область не является регионом исклю-

Первый этап:

мероприятия по поиску и определению критериев новой техники, новых

технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства

ПОИСК ИННОВАЦИИ

БЛОК ВНЕШНИХ КРИТЕРИЕВ

Потребности общества - социальная сфера (критерий востребованности)

Потребности групп рыночного потребления -существующие заказы, требования заказчика, рационализаторские предложения (критерий приоритетности)

БЛОК ВНУТРЕННИХ КРИТЕРИЕВ

Оценка инновационною иокчщиала разрабо|ки (криюрий ишювационносш)

Оценка ш.подпоет вложений (криюрий коммерческой чффекшвносш коммерциализации)

Срок окунаемосш (криюрий пеленой экономической эффективное 1И коммерциализации)

Оценка нозможносюй собстешют финансирования производства (криюрий самофинансирования)

Оценка уроним инновационной акшвносш и ноюнциада нозможносюй инновации и ннедрения (кри1ерий уроним чффекшвносш коммерциализации)

Опенка уроним обеснеченносш нроизводстеннот и бизнес-процесса |е\ноло|ическим оборудованием, автмашзацией (криюрий самообеснеченнос1и)

Оценка чффекшвносш нну|реннею использования инновации (криюрий саморазвшия)

Оценка и анализ комплексно! о сочекшия ип1ересов разрабошиков, нроизводиюлей и пофебиюлей (криюрий комплекспос1и)

Опенка приобреюния еопу1С1вующи\ в дальнейшем нриориючов и лидирующих позиций (криюрий доминирования и лидерс1ва)

Оценка еюнени риска, разрабоIка мер но е1 о снижению (криюрий скюилмюсш)

Процесс отбора по эффективности: производственной, управленческой, кадровой, сырьевой, административной, финансовой, институциональной, юридической, коммерческой и т.п.)

Рис. 1. Первый этап структуры процесса эффективной коммерциализации результатов научных исследований

Рис. 2. Второй этап структуры процесса эффективной коммерциализации результатов научных исследований

Третий этап:

мероприятия по определению вида эффективной коммерциализации

й iii ii iii ii iii ii и ii iii ii iii ¡1

1 Запуск новых би знес-п роектов для коммерческого использ ования

| Эксплуатация технологий путем предоставления услуг, включая техническое проектирование | консультирование, обслуживание, аналитические и экспертные услуги и оценки, 1 а также проведение исследований по контрактам

I Продажа б ИЗ! 1ес сообществу лицев я Я! ...... я :■:■:■:■:■ .....;. И ..;.;.;.;. Я —; О Я о ■■■■■■■■■■■: а »:-:->: ■■■■'■■ о4 ■■:■:■:■:■ ювание технологий

|| Полная передача интеллектуальных прав через договоры об отчуждении исключительного !] права, продажу патентных прав, получение подряда на дальнейшее проведение исследований и разработки с условием дальнейшего перехода прав к заказчику |

1 Процес с отбора вида эффективной коммерциализации

Рис. 3. Третий этап структуры процесса эффективной коммерциализации результатов научных исследований

Рис. 4. Четвертый этап структуры процесса эффективной коммерциализации результатов научных исследований

Рис. 5. Пятый этап структуры процесса эффективной коммерциализации результатов научных исследований

чительно автомобильной направленности. В числе основных «драйверов» роста региональной экономики руководство региона видит кластер фармацевтики и биотехнологий. По мнению экспертов, это одно из самых перспективных направлений в мире, обеспечивающее наибольшую добавленную стоимость. Правительство четко понимает цели, которые сегодня поставлены в направлении развития фармацевтической отрасли. Стратегия создания кластера фармацевтики и биотехнологий в Калужской области включает следующие задачи:

достижение 10 % доли фармацевтики в объеме промышленного производства;

привлечение не менее 4 глобальных фармпро-изводителей;

создание не менее 3 тыс. новых рабочих мест; формирование операционной сети между иностранными и российскими производителями [12, 14].

Калужский кластер фармацевтики и биотехнологий включает не только производителей лекарств. Важным направлением работы является поддержка малых и средних инновационных предприятий, а также создание инфраструктуры для проведения клинических испытаний в целях дальнейшей коммерциализации научных разработок. Для формирования инновационного фармкластера руководство региона опирается на опыт иностранных компаний.

Кластер фармацевтики, биомедицины и биотехнологий интересен потому, что именно кластеры способны обеспечить синергию системных и глобальных игроков рынка, которые консолидируют лучшие практики в этой сфере, ориентированы на производство, развитие инноваций, подготовку персонала и способны стать драйверами развития фармацевтической промышленности Российской Федерации.

Производственные объекты являются важной, но далеко не единственной составляющей инновационного фармкластера. Использование имеющейся научно-исследовательской и технической базы и направление инвестиций в ее развитие экономят усилия, снижают бюджетные затраты и дают уникальную возможность локализовать полный цикл производства инновационных препаратов — от научной гипотезы до выпуска готового препарата в упаковке.

Одним из главных направлений таких проектов является подготовка научных кадров в этой сфере.

Кроме того, уже сейчас изучается возможность сотрудничества с факультетами российских вузов, исследовательскими институтами и биофармацевтическими компаниями на предмет будущего участия их представителей в работе над созданием и совершенствованием новых поколений лекарственных препаратов. Вопрос подготовки местных высококвалифицированных кадров находится в центре внимания компании «Ново Нордиск» с момента запуска проекта по настоящее время. Базой для подготовки и переподготовки кадров станут высшие и средние специальные образовательные учреждения Калужской области. Внедрение системы стажировок на существующих производствах компании станет неотъемлемой частью образовательного процесса [12, 14].

Но задача на будущее — повысить эффективность инвестиций за счет внедрения инновационных разработок, т. е. определить инновации как эффективные инвестиции.

Калужская область стала фактически пионером в использовании кластерного подхода в управлении региональным развитием. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года создание кластера фармацевтики и биотехнологий было определено как одно из приоритетных направлений развития экономики [7]. Представители администрации Калужской области, некоммерческого партнерства «Калужский фармацевтический кластер», регионального агентства инновационного развития и крупнейших мировых фармацевтических компаний обсудили условия для развития наукоемких и инновационных производств на территории Российской Федерации, преимущества кластерного подхода, а также конкретные результаты реализации инвестиционной стратегии. Эти вопросы были озвучены в рамках мероприятия «Развитие кластерной инфраструктуры как инструмент модернизации российского сектора фармацевтики, биомедицины и биотехнологий» [16].

Для Калужской области развитие фармацевтической отрасли—осознанный выбор. Приоритетная цель — построение полноценной инфраструктуры для обеспечения всех этапов инновационного процесса, от научной идеи до конечного продукта. Построение такой инфраструктуры позволяет ускорить процесс исследований и модернизации фармацевтической отрасли в целом, наладить выпуск высокоэффективных оригинальных лекарственных препара-

тов, снизить зависимость страны от импортируемых средств и повысить лекарственную безопасность. И что очень важно, эти средства будут доступны для населения. Калужский фармацевтический кластер в настоящее время интегрирует существующие и создаваемые компетенции в области современной инновационной фармацевтики, биомедицины и биотехнологий. Предприятия области выпускают более 50 наименований лекарственных средств, в стадии регистрации находятся более 10 наименований и в перспективном освоении — несколько десятков лекарственных препаратов. По оценкам экспертов, в настоящее время сделано все необходимое для того, чтобы достичь 10 %-ной доли фармацевтики в промышленном производстве региона, создать не менее 3 тыс. новых рабочих мест и сформировать операционную сеть между иностранными и российскими производителями фармпрепаратов. Стратегическая задача Калужского фармацевтического кластера — создание лидера российского фармацевтического рынка [12].

Эффективную поддержку кластеру обеспечивает созданная в Калужской области система региональных институтов развития, включающая агентство регионального развития, корпорацию развития Калужской области и агентство инновационного развития Калужской области.

Благоприятный инвестиционный климат региона привлек в Калужскую область мировые и российские фармацевтические компании, такие как АстраЗенека (AstraZeneca), Штада (STADA CIS), Ново Нордиск (Novo Nordisk), Берлин Хеми (Berlin Chemie) — компания Группы Менарини (Menarini Group), НИАРМЕДИК и др.

Завод международной биофармацевтической компании АстраЗенека, инвестиции в строительство которого составляют около 170 млн долл., будет специализироваться на производстве инновационных препаратов для лечения кардиологических, онкологических, психиатрических, гастроэнтерологических и респираторных заболеваний. Выпуск первой продукции намечен на II квартал 2013 г. АстраЗенека планирует технологический перенос производства на территорию Калужской области около 30 инновационных препаратов. К 2019 г. планируется вывести завод АстраЗенека на полную мощность по выпуску порядка 500 млн таблеток в год. Также к моменту завершения финальной фазы локализации на предприятии будет работать около 165 чел. [12, 15].

Кроме того, холдинг Штада, один из крупнейших локальных фармпроизводителей в России, объявил о планах по расширению производства препаратов для лечения социально значимых заболеваний на мощностях ООО «Хемофарм» (Обнинск). Планируется, что до конца 2015 г. завод «Хемофарм» запустит в производство 26 препаратов из продуктового портфеля Штада, ранее производимых на других площадках холдинга. Это хорошо зарекомендовавшие себя препараты различных АТС-классов (Anatomical Therapeutic Chemical — международная система классификации лекарственных средств) и форм выпуска, применяемые в важнейших, общественно значимых областях медицины, таких как кардиология, неврология, гинекология, урология и др. Более 70 % из них входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Ожидаемый годовой объем производства данных препаратов составит около 16 млн упаковок.

Завод «Хемофарм» — одна из четырех производственных площадок холдинга Штада, расположенная в г. Обнинске Калужской области. Завод построен в 2006 г. с учетом требований международного стандарта GMP (Good Manufacturing Practice — система норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств и изделий диагностического назначения). Общая площадь производственных мощностей составляет 12 300 м2.

От своих собратьев-конкурентов из других регионов страны, сформированных, как правило, из дочерних предприятий какого-либо крупного фармацевтического концерна, Калужский фармкластер отличается тем, что был сформирован не по принуждению, а на добровольных партнерских началах.

«Ядро» Калужского фармкластера формируется на двух площадках — в Обнинске и его окрестностях и в индустриальном парке «Грабцево» в Калуге. Перспективы Калужского фармкластера во многом связаны с создаваемой системой по подготовке кадров. Формирование системы осуществляется на базе НИФХИ им. Л. Я. Карпова, медицинского факультета ИАТЭНИЯУ МИФИ, МРНЦ РАМН, ВНИИСХРАЭ, Клинического центра радиологической медицины, медицинских колледжей Калуги и Обнинска [7, 13].

В октябре 2012 г. в рамках Международного форума «Открытые инновации» было подписано соглашение о создании Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров, учредителями которого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выступили Ассоциация инновационных регионов России, Калужский фармацевтический кластер, фармацевтический и биомедицинский кластер Санкт-Петербурга и биофармкластер «Северный» (Московская область).

О своих планах присоединения к Союзу фармацевтических и биомедицинских кластеров также сообщили кластеры Новосибирской, Томской, Ярославской, Свердловской областей, Татарстана и биотехнологический кластер г. Пущино. Двумя неделями ранее на Балтийском образовательном форуме было подписано соглашение ведущих фарм- и биомедклас-теров с технологической платформой «Медицина будущего» о сотрудничестве и кооперации в области поддержки региональных проектов и инициатив [15].

Основной целью создания новой организации является консолидация усилий регионов, развивающих фармацевтическую и медицинскую отрасль, создание и продвижение инновационной фармацевтической продукции на российском и международном рынках.

Определены основные задачи, которые необходимо решить в первую очередь:

разработка законодательных инициатив, направленных на поддержку отечественных производителей, в том числе фармацевтических и медицинских компаний, локализовавших свои производства в России;

создание условий для проведения разработок и исследований инновационных лекарственных препаратов и медицинских изделий на международном уровне;

упрощение доступа разработанной инновационной продукции к рынку [15].

Кластерный подход определен как приоритетный в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [8]. Правительственными документами предусмотрена поддержка до 20 центров разработок инновационных лекарственных средств и медицинских изделий на базе региональных ведущих вузов и научных центров. Минэкономразвития России в 2012 г. провел конкурс на лучшую программу развития территориальных кластеров. Из 14 отобранных проектов первой очереди 8 проектов связаны с фармацевтикой и медицинской промышленностью [8, 9]. Этот факт говорит о внимании, которое Правительство Российской Федерации уделяет консолидации усилий в инновационном векторе развития отечественных фармкомпаний, науки и учреждений образования.

К концу 2012 г. биофармацевтичекие кластеры сумели привлечь в Россию более 50 % всех инвестиций в области фармацевтики и медицинских изделий [15]. Примерами крупных инвестпроектов, реализуемых учредителями Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров, являются строительство фармпроизводств такими компаниями, как АстраЗенека, Новартис, Штада, Берлин-Хеми, Дженерал Электрик, создание посевных инвестпроектов с Джонсон&Джонсон, крупные научно-исследовательские проекты с Эбботт, трансфер технологий и создание лабораторий компании Пфайзер. Российские компании (Биокад, Акрихин, Сотекс, Герофарм, НИАРМЕДИК Плюс и МИР-ФАРМ) открыли свои новые научно-исследовательские лаборатории и производства в технопарках и бизнес-инкубаторах фарм- и биомедицинских кластеров Санкт-Петербурга, Калужской и Московской областей.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [9] строятся новые биомедицинские корпуса МФТИ, Казанского и Уральского федеральных университетов, Волгоградского медицинского университета, реконструируются лаборатории Санкт-Петербургской химико-технологической академии [9].

По совершенствованию механизма эффективной коммерциализации результатов научных исследований можно предложить следующие мероприятия:

- совершенствование государственной финансовой поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок посредством осуществления государственного кредитования, государственных гарантий на получение банковских кредитов, налоговых льгот, ускоренной амортизации, экспортно-импортных квот на поддержание национального наукоемкого продукта;

- снятие или снижение барьеров и ограничений таможенного законодательства, мешающие развитию центров исследований и разработок в сфере фармацевтики;

- снятие (снижение) барьеров и ограничений налогового законодательства;

- стимулирование частных инвестиций посредством создания патентных и венчурных компаний;

- стимулирование частно-государственного партнерства в сфере инвестирования инновационных проектов;

- поддержка национальных производителей инноваций на основе создания программы развития национальных брендов, поддержка малого и среднего инновационного бизнеса;

- отбор высокорентабельных инноваций для эффективной коммерциализации;

- разработка механизма инновационного посредничества между инноваторами и производственными и бизнес-сообществами;

- государственная финансовая поддержка на первых стадиях инновационного процесса, участие в формировании объекта результатов научной деятельности с доведением до опытного освоения;

- увеличение капитализации инновационных предприятий посредством разработки стратегии поиска дополнительных источников финансирования;

- долевое участие государства в создаваемых предприятиях в качестве гаранта стабильности, софинансирования;

- обеспечение соответствующей квалификации «инновационных кадров» как необходимое условие, позволяющее снизить риски невыполнения инновационных проектов. Производить новые знания с помощью эффективной системы компетентного обучения;

- вложение средств в развитие персонала как со стороны самого предприятия, применяя мотиваци-онные схемы, так и со стороны заинтересованного государства;

- комплексное соинвестирование кластерных проектов в рамках взаимодействия регионального и федерального бюджетов посредством администрирования федеральных субсидий, создание собственных статей в региональных целевых и адресно-инвестиционных программах с учетом льгот для резидентов и в целях распространения опыта;

- создание государственной «инновационной инфраструктуры» и условий для осуществления эффективной коммерциализации;

- финансирование научных исследований на конкурсной основе;

- интеграция политики в области науки и технологий с промышленной политикой;

- расширение кооперации ученых и индустрии (предпринимателей и исследовательских институтов);

- стимулирование трансферта инноваций;

- создание и развитие новых холдинговых компаний.

Взаимодействие научной деятельности и эффективной коммерциализации обеспечивает соблю-

дение всех интересов конкретных экономических субъектов. Производственные и бизнес-сообщества, осуществляющие эффективную коммерциализацию результатов научных исследований, прежде всего преследуют цель — достижение прибыльности от внедрения инноваций. Потребители же новой «инновационной» продукции, товаров, работ, услуг ориентированы на всестороннее удовлетворение своих собственных потребностей и постоянно возрастающих, всестороннее совершенствующихся запросов. То есть правят бал все возрастающие требования потребителей реальных товаров и услуг, включая социальную сферу [2]. В связи с этим сегодняшними задачами инновационной деятельности и соответственно производственного и бизнес-сообщества, ее осуществляющего, является сокращение срока формирования общественной потребности в новых видах товаров и услуг, внимательное и заинтересованное отношение к процессу эффективной коммерциализации. Именно бизнес создает предпосылки для достижения результатов научной деятельности в виде удовлетворения потребностей социальной сферы и получения дохода. Смысл эффективной коммерциализации в данном случае заключается в непрерывности процесса и проведения совокупности действий, направленных на преобразование научных достижений через осуществление инновационной деятельности в реально новые или усовершенствованные товары, работы, услуги, подлежащие реализации в рыночном пространстве, объединяющие материальное производство и социальную сферу [6]. При этом конечной точкой, определяющей достижение эффективной коммерциализации, является достижение результата на основании четко направленных действий — выведение на рынок новых или усовершенствованных видов товаров, работ, услуг с обязательным условием роста доходов [1].

Еще один важнейший параметр результативности эффективной коммерциализации — достижение возможности возврата инвестиций в научные исследования и разработки с целью продолжить их дальнейшее финансирование. В данном случае эффективная коммерциализация выступает катализатором, порождающим новые секторы производств, бизнес-сообществ и социальной сферы, а также мотиватором всесторонней модернизации действующих экономических субъектов [11].

На настоящем этапе развития экономики особо жестко назрела необходимость перехода от сырьевой к инновационной экономике, способной, с

одной стороны, обеспечивать многоуровневое разнообразие производимых в стране товаров, работ, услуг, а с другой — минимизировать или сократить вообще зависимость от импорта стратегически важных товаров и технологий.

Основополагающим фактором повышения конкурентоспособности экономики является возможность обеспечения технологической модернизации, реконструкции промышленности за счет отечественных, национальных разработок и импорта передовых инновационных решений. Признать экономику страны инновационной можно по следующим критериям:

- во-первых, основной прирост ВВП (80 % и выше) должен обеспечиваться за счет использования интеллектуального потенциала и выпуска высокотехнологичной продукции;

- во-вторых, темпы роста финансирования фундаментальных исследований должны превышать темпы роста объема закупок промышленностью наукоемких технологий;

- в-третьих, доля расходов на науку в национальном доходе должна составлять 3—5 % в год.

Для достижения ведущей роли на международной арене особенно важно развитие научного потенциала в стране и устранение налоговых барьеров, мешающих переходу на инновационный путь развития. Получаемые в настоящее время сверхдоходы от экспорта энергетических ресурсов не направляются в нашей стране на диверсификацию и модернизацию экономики. Сегодня 40 % ВВП России получается за счет экспорта сырья. Основными ресурсами обеспечения инновационной активности являются научно-технический и кадровый потенциалы инновационной сферы [15].

Сегодня роль инновационного процесса как важнейшего инструмента обеспечения дальнейшего устойчивого и поступательного экономического развития весьма высока. Способность науки генерировать и внедрять достижения научно-технического прогресса становится одним из факторов обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, региона, государства. Научная, инновационная деятельность превращается в специфическую сферу товарного производства, где товары — объекты интеллектуальной собственности.

Инновационная деятельность выступает эффективным инструментом коммерциализации достижений научно-технического прогресса.

Путь «эффективной коммерциализации» для России — трудный и болезненный, учитывая, что

проходить его необходимо в ускоренном темпе, иначе не преуспеть в условиях жесточайшей конкуренции и глобализации экономики.

Список литературы

1. Антонец В. Л., Нечаева Н. В. Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. М.: Издательство «Дело» АНХ. 2009. 320 с.

2. Ильдяков А. В. Оценка состояния инновационной деятельности предприятия // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1 (09). С. 157—160.

3. Каширин А. И., Семенов А. С. Инновационный бизнес: венчурное и бизнес-ангельское инвестирование: учеб. пособие. М.: Изд-во «Дело» АНХ. 2010. 260 с.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

5. Мальщукова О. М. Особенности инвестиционной политики России на современном этапе / Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). М.: РИОР. 2011.

6. Мильнер Б. Управление интеллектуальными ресурсами // Вопросы экономики. 2008. № 7.

7. Нечаев В. И., Санду И. С. и др. Организация инновационной деятельности в АПК. М.: Колос. 2012.

8. О стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года: постановление правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250.

9. Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.10.2009 № 965.

10. О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»: постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 № 91.

11. Хомкин К. А. Инновационный проект: подготовка для инвестирования. М. : Издательство «Дело» АНХ. 2010. 120 с.

12. URL: http://www. admoblkaluga. ru/main/.

13. URL: http://www. kalugaforum. ru/program. htm.

14. URL: http://www. kaluga. ru/phone/ ?action=ph&id_phone=13221.

15. URL: www. politeia. ru.

16. URL: http: premier. gov. ru/events/ news/10291/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.