КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
сегодня экономика России существенно зависит от импорта лекарственных средств, что ставит под угрозу качество жизни и здоровье нации. Именно поэтому модернизация и развитие российской фармацевтики стало в последние годы одним из приоритетных направлений современной государственной политики, что было закреплено в принятой еще в 2008 г. стратегии «фарма-2020».
В целях формирования собственной инновационной фармацевтики правительство разработало соответствующую федеральную целевую программу по развитию фармацевтической и медицинской промышленности на 2011-2020 гг., одним из пунктов которой стало создание фармацевтических кластеров — индустриальных площадок, на территории которых может быть создан полный цикл производства лекарственных препаратов (от разработки до непосредственно продажи), что позволит существенно изменить развитие не только отрасли, но и региона, где они создаются.
учитывая, что фармацевтическая отрасль отличается повышенным уровнем риска, кластеры рассматриваются как структуры, которые смогут повысить устойчивость эффективность производства и, как следствие, его инвестиционную привлекательность, тем самым обеспечив конкурентоспособность региона расположения. Эффективность использования сетевых структур в повышении конкурентоспособности экономики отдельных регионов и страны в целом уже доказана положительным опытом многих стран.
Один из наиболее ярких примеров — биотехнологический кластер «Бостон-кембридж» (сША). Он объединяет крупные университеты, ведущие медицинские центры, более 480 биотехнологических компаний в сфере фармацевтики и биотехнологий, в которых работают 47 тыс. специалистов. Объем медикаментов, разработанных компаниями, около 5,5% общего числа мировых разработок. Доход 10 крупнейших биотехнологических компаний кластера за 2008 г. превысил $16,3 млрд1.
создание фармацевтических кластеров в России может стать важным этапом успешного развития отрасли и ее модернизации до мирового уровня.
Идея концепции развития фармацевтических кластеров основана на том, что большая часть лекарственных средств во всех регионах страны закупается за рубежом. Предполагается, что фармацевтических кластеры, не только сочетающие все стадии производства медикаментов, но и концентрирующие на своей базе научные и образовательные площадки,
способные поддерживать научный и кадровый потенциал региона и страны, смогут вытеснить большую часть импортных препаратов, заменив их отечественными. В программу кластеризации активно включаются зарубежные производители, готовые инвестировать средства в строительство заводов, лабораторий и исследовательских центров в регионах России.
Сегодня фармацевтические кластеры успешно развиваются вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, в Ярославской и Калужской областях, в Ставропольском крае. Для них федеральные и региональные власти создают условия наибольшего благоприятствования: льготный таможенный и налоговый режим, выделение земельных участков, помощь в подготовке квалифицированных кадров и т.п. Перед ними поставлены следующие задачи: наладить выпуск в России современных лекарственных средств в соответствии с требованиями международных стандартов производства лекарственных препаратов (GMP), развивать материально-техническую базу и решить кадровый вопрос.
Для формирования фармацевтических зон отбираются определенные регионы. Например, основными конкурентными преимуществами Калужского фармацевтического кластера являются не только выгодное географическое положение и близость к столичному рынку сбыта, но и наличие налоговых льгот, установление конкурентоспособных тарифов на услуги естественных монополий, административная поддержка органов государственной власти области. Для Московской области преимущество — научная база, т.е. Московский физико-технический институт, для Ярославской области — развитая и сбалансированной система подготовки кадров.
В Калужской области для фармацевтического кластера был создан отличный фундамент. Кластер формируется по трем основным направлениям.
Первое: исследования и разработки. Развивается система максимально эффективной поддержки малых инновационных компаний с привлечением крупных исследовательских центров.
Второе: привлечение инвестиций и создание новых производств.
Третье: инвестиции в инфраструктуру и образование. Крупнейшие инвесторы региона: Hemofarm (STADA, Германия), Berlin-Chemie/ Menarini (Италия), Novo Nordisk (Дания) и НИАРМЕДИК Плюс (Россия). Общий объем инвестиций — $220 млн.
На территории Ярославской области за два года существования кластера начали реализацию 6 фармацевтических проектов и более 50 инвестиционных. Объем инвестиций с 2007 г. вырос с 37 до 60 млрд. руб. К 2015 г. объем инвестиций должен достичь 78 млрд руб.2 Создание Ярославского фармацевтического кластера начиналось с нуля, однако Ярославская область — один из немногих регионов с развитой и сбалансированной системой специального образования, которую было решено использовать для развития кластера современной фармацевтической промышленности
и инновационной медицины. По итогам Всероссийского конкурса региональных программ развития профессионального образования Ярославская область выиграла грант на развитие начального профобразования. Ключевыми инвесторами региона совместно с правительством Ярославской области с 2010 г. реализуется проект по подготовке квалифицированных специалистов для кластера современной фармацевтической отрасли.
В Московской области на базе МФТИ создан биофармкластер «Северный», в который входят лидирующие отечественные фармкомпании Центр высоких технологий «ХимРар», «Акрихин», «Протек», «Фармстандарт» и др. Большинство создаваемых в нашей стране фармкластеров занимается выпуском лекарств3. Биофармкластер «Северный» — фармкластер полного цикла, где занимаются всем спектром работ — от исследований до продажи готовой продукции. Он ориентирован на объединение научных организаций, вузов и малых инновационных компаний для разработки инновационных лекарственных средств и технологий в области живых систем.
Активному росту кластеров способствует государственная политика. Так, в санкт-Петербурге на региональном уровне реализованы законодательные инициативы, которые удовлетворяют требованиям большинства фармацевтических проектов. Существенно понижена (с 18 до 13,5%) ставка налога на прибыль. Компании полностью освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении вновь введенных в эксплуатацию основных средств. Срок использования налоговых льгот для организации-инвестора увеличен с 3 до 5 лет. Объем вложений для получения налоговых льгот должен быть не ниже 800 млн руб. Снижена арендная плата за пользование участком земли или зданием на время строительства и реконструкции.
Особенностью отечественных фармацевтических кластеров является подробный план развития, который адаптируется в зависимости от региона. Этот план включает следующие направления:
1) расширение системы поддержки малых инновационных компаний и сотрудничество с крупными исследовательскими центрами;
2) привлечение инвестиций и создание новых производств;
3) инвестиции в инфраструктуру и образование. За несколько лет своего существования фармацевтические площадки уже привлекли значительный объем инвестиций. Например, объем иностранных инвестиций в отрасль в Санкт-Петербурге только за 2010 г. превысил 25 млрд руб.
Эффективным механизмом развития фармацевтических кластеров выступает государственно-частное партнерство (ГЧП), которое позволяет преодолеть ограниченные возможности государственных и муниципальных органов по реализации и финансированию социальных и инфраструктурных проектов, использовать высокие управленческие навыки и опыт работы специалистов частных компаний для повышения качества предоставляемых услуг и эффективности управления объектами инфраструкту-
ры. Как любой масштабный инфраструктурный проект, кластер является оптимальной площадкой для сотрудничества государства и бизнеса, т.к. производственные предприятия и коммерческие организации могут плодотворно взаимодействовать с научными и образовательными учреждениями, а также с региональными и муниципальными органами власти.
В этой связи интересен опыт ГЧП в развитии фармацевтической отрасли. Например, Финляндия всегда занимала лидирующие позиции в мировом рейтинге конкурентоспособности4. Правительство рассматривает партнерство между государством и бизнесом в качестве фундамента инновационной экономики. В рамках ГЧП страна мобилизует на НИОКР около £6 млрд ежегодно (почти 1% совокупных мировых затрат на НИОКР), причем 70% этой суммы приходится на частный бизнес, а 30% выделяется из бюджета. За счет бюджета поддерживается 23 технологических центра и технопарка — по одному на каждые 225 тыс. жителей5. Как результат такой интенсивной поддержки, финские технопарки привлекли для развития технологических лидеров, а инновационная политика страны стала образцом для подражания в международном масштабе.
В отличие от большинства развитых государств, в России ГЧП все еще находится в стадии становления, хотя отдельные результаты уже можно наблюдать. В Московской области биофармкластер «Северный» объединил МФТИ с малыми инновационными компаниями, научноисследовательскими организациями, производственными компаниями при поддержке администраций г. Долгопрудного и г. Химки, создав замкнутый цикл — от подготовки кадров и фундаментальных научных исследований в области фармацевтики до разработки новых технологий и массового производства лекарств. Государственная часть в реализации данного проекта состоит обеспечении финансовыми и материальными ресурсами проведения научных разработок и исследований, которые на базе университета получат дальнейшее развитие, а при участии частных производственных компаний пройдут испытания и выйдут на рынок.
Таким образом, региональное экономическое развитие на основе стимулирования фармацевтических кластеров и поддержки партнерства государства и бизнеса—стратегическая задача. Однако действующее законодательство имеет значительные пробелы, препятствующие инвестированию инфраструктурных проектов. Из форм ГЧП, распространенных в развитых странах, допустима лишь одна. В Федеральном законе «О концессионных соглашениях» закреплена модель BOT (Build — Operate — Transfer, т.е. строительство — управление — передача), когда частный инвестор осуществляет строительство и эксплуатацию в течение установленного срока, после чего объект передается государству. Отсутствие регламентации других моделей осуществления ГЧП препятствует привлечению частного капитала в сферу публичной инфраструктуры, что сдерживает ее развитие.
Несовершенство законодательства в сфере ГЧП вынуждает субъекты РФ принимать региональные законы. За последние 2 года для реализации
инфраструктурных проектов такие законы были приняты в 46 субъектах6. В силу противоречивости регионального законодательства о ГЧП возникают риски неопределенности его статуса. Это связано с тем, что в любой момент региональные законы могут быть признаны не соответствующими Конституции РФ как выходящие за пределы полномочий регионов, что ставит под угрозу реализацию проектов на их основе.
Одна из фундаментальных проблем развития фармацевтических кластеров — нерациональное планирование зоны создания самого кластера. удачные примеры регионов, в которых кластеризация успешно реализуется, вдохновляют власти других субъектов на создание инновационных кластеров в попытке повысить конкурентоспособность. Однако поддерживая такие кластеры, правительства регионов часто игнорируют вопрос о наличии реальных предпосылок для их образования. Компании зачастую объединяются в фармацевтические кластеры по территориальному признаку, не имея четких целей, не понимая, какие преимущества они получат в результате объединения. Принимая решение о фармацевтических кластерах, регионы подчас просто конкурируют из-за инвестиций, не имея четкого представления о том, чем и насколько будут загружены новые мощности. Результатом деятельности служит крайне низкая эффективность совместной деятельности предприятий.
Сегодня многие регионы активно используют кластеры как современный модный бренд. Нередки случаи, когда власти часто называют какую-либо промышленную структуру кластером, надеясь тем самым привлечь дополнительное внимание и инвестиции. Поскольку кластеры характеризуются весомой поддержкой со стороны органов власти, предпочтение им отдается в основном по политическим основаниям, а не по результатам детального анализа. Основанием для стимулирования является убеждение, что политические усилия помогут создать кластер даже на относительно неблагоприятной почве. Политически зависимые кластеры, как правило, не имеют не только потенциала и мощностей, но и других источников конкурентных преимуществ, способствующих органическому развитию.
Для успешного взаимодействия региона и частных компаний, разработки и управления кластерной политикой полезно создать при администрации регионов агентства регионального развития, которые смогут выступить фундаментом для образования и поддержки кластерных инициатив, реализуя стратегический подход к развитию региона и среднесрочные бизнес-планы.
Среди основных задач агентств регионального развития можно выделить:
1) консультационную поддержку инвесторов по любым возникающим вопросам;
2) предоставление руководителям и специалистам предприятий актуальной и востребованной информации о регионе, инвесторах, потенциале
региона и реализуемых инфраструктурных проектах в различных сферах экономики;
3) помощь компаниям в определении потенциальных стратегических возможностей кластера и анализ его результативности;
4) разработку институциональных или сетевых механизмов построения сотрудничества между ключевыми участниками кластера;
5) обмен информацией между исследовательскими организациями, в том числе малыми, а также содействие в коммерциализации научных разработок;
6) помощь во взаимодействии предприятий в кластере, а также в поиске потенциальных инвесторов;
7) формирование и реализацию образовательных программ по повышению квалификации участников кластера;
8) помощь в развитии цепи поставщиков путем актуализации информации о действующих в регионе компаниях, а также в сотрудничестве с ТПП РФ и региональными ТПП, администрациями регионов;
9) поддержку развития бизнес-инициатив.
Особое место при реализации фармацевтических кластеров занимает кадровая проблема. Несмотря на то что одной из целей создания фармацевтических площадок является подготовка специалистов, профессионалов, готовых работать уже сейчас существенно не хватает. По планам программы «Фарма-2020» для фармацевтической промышленности в период в 2009-2013 гг. должно быть подготовлено 2 тыс. высококвалифицированных технологов со знанием стандарта обеспечения качества продукции GMP. Однако, например, РХТУ им. Д.И. Менделеева сейчас выпускает не более 50 человек, которые действительно могут работать технологами в фармацевтике7. Есть еще 2 вуза, готовящих специалистов с необходимой квалификацией. Однако этого недостаточно для выполнения кадровой программы стратегии «Фарма-2020». Остается открытым вопрос производственной практики. Эта тенденция также отмечена и в стратегии. На данный момент государственная политика здесь отсутствует. В ближайшем будущем, по всей вероятности, именно кластеры станут ключом к решению данной проблемы, однако вопрос опыта у молодых специалистов остается открытым.
удачным примером возможного выхода из ситуации с дефицитом кадров может послужить опыт биофармкластера «Северный». Это не только научно-исследовательская лаборатория, но и кузница кадров для кластера.
Включение государственных профильных вузов в цепочку производства внутри создаваемых кластеров в перспективе позволило бы решить проблему поиска специалистов нужной специализации, а также дало бы возможность готовить кадры непосредственно для данного кластера.
Для модернизации и инновационного развития фармацевтической отрасли страны правительство пытается использовать преимущества кла-
стерного подхода. Именно государству принадлежит особая роль в формировании инновационных кластеров как возможных точек роста, способствующих повышению конкурентоспособности отдельных регионов и экономики России. В этой связи на федеральном и региональном уровнях следует акцентировать внимание на нормативно-правовом обеспечении кластерной политики, а также на формировании благоприятной экономической среды для функционирования структур кластерных площадок посредством механизмов ГЧП.
Развитие проектов кластеризации фармацевтической отрасли формирует предпосылки, позволяющие России занять достойное место в мировой экономической системе. Опыт зарубежных стран важен при определении целей и механизмов реализации кластерной политики. Однако при выборе тех или иных инструментов государственного вмешательства необходимо учитывать специфические местные условия.
Примечания
1 Мировой опыт создания инновационных кластеров // Сайт Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. http://www.i-russia.ru/all/articles/2377/
Mirovoj opyt sozdanija innovacionnyh klasterov // Sajt Komissii po modernizacii i tehnologicheskomu razvitiju jekonomiki Rossii. http://www.i-russia.ru/all/articles/2377/
2 Голант З.М. Фармацевтические кластеры в поддержку развития отечественной фармацевтической отрасли. Петербургские инициативы // Сайт группы компаний «Ремедиум». http://www.remedium.ru/section/marketing/detail.php?ID=40343
Golant Z.M. Farmacevticheskie klastery v podderzhku razvitija otechestvennoj farmacevticheskoj otrasli. Peterburgskie iniciativy // Sajt gruppy kompanij «Remedium». http:// www.remedium.ru/section/marketing/detail.php?ID=40343
3 Биофармкластер «Северный» // Сайт биофармкластера «Северный». http:// pharmcluster.ru/
Biofarmklaster «Severnyj» // Sajt biofarmklastera «Severnyj». http://pharmcluster.ru/
4 The Global Competitiveness Report 2011-2012. World economic Forum. http://reports. weforum.org/global-competitiveness-2011-2012/
5 Freeman C., Perez C. Structural Crises of Adjustment: Business Cycles and Investment Behaviour // Technical Change and Economic Theory / Ed. by Dosi G. et al. L: Pinter Publishers, 1988.
6 Материалы конференции комитета по ГЧП «Развитие правового регулирования государственно-частного партнерства в России» // Сайт Ассоциации менеджеров России. http://www.amr.ru/index.php?option=com_eventlist&view=details&id=91&Itemid=276
Materialy konferencii komiteta po GCHP «Razvitie pravovogo regulirovanija chastno-gosudarstvennogo partnerstva v Rossii» // Sajt Associacii menedzherov Rossii. http://www.amr.ru/ index.php?option=com_eventlist&view=details&id=91&Itemid=276
7 Новости GMP // Сайт информационного проекта Новости GMP http://gmpnews.ru/
Novosti GMP // Sajt informacionnogo proekta Novosti GMP. http://gmpnews.ru/