Научная статья на тему 'Совершенствование подходов к организации учета и аудита продажи продукции (работ, услуг) на примере производственной организации'

Совершенствование подходов к организации учета и аудита продажи продукции (работ, услуг) на примере производственной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1992
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ / АУДИТ / ПРОДАЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарифилина Д. А.

Рассматриваются методы организации учета продажи продукции (работ, услуг) на предприятия. Выделены особенности бухгалтерского учета продажи продукции, работ, услуг. Рассмотрены основные моменты аудита продажи продукции, работ, услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подходов к организации учета и аудита продажи продукции (работ, услуг) на примере производственной организации»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И АУДИТА ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Гарифилина Д.А.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Рассматриваются методы организации учета продажи продукции (работ, услуг) на предприятия. Выделены особенности бухгалтерского учета продажи продукции, работ, услуг. Рассмотрены основные моменты аудита продажи продукции, работ, услуг.

Ключевые слова учет, аудит, продажи.

Продажа продукции (работ, услуг) для организации является основным элементом осуществления хозяйственной деятельности и одним из основных этапов достижения главной цели - получение прибыли в интересах заинтересованных лиц.

Процесс продажи завершает кругооборот хозяйственных средств производственного предприятия, что дает возможность ему выполнять свои обязательства перед кредиторами, поставщиками за сырье и материалы для хозяйственных нужд, перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам, персоналом по оплате труда, а так же перед кредиторами по заемным средствам [1].

Под продажей понимается передача товаров, работ, услуг физическим и юридическим лицам в обмен на денежную оплату товара. В результате продажи продукции организация производитель получает оборотные средства, необходимые для возобновления нового цикла производственного процесса.

Конечным продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция. Готовая продукция представляет собой изделия, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам и принятые на склад. Изделия, считаются готовыми к принятию на склад, только в том случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции. Готовая продукция является активами организации.

В погоней за прибылью, у производственных строительных организаций может возникать необходимость выполнять работы или оказывать сопутствующие услуги. В свою очередь, работы и услуги представляют собой

* Студент.

стоимость различных работ по ремонту и услуг консультационных, транспортных и других, выполненных и оказанных сторонним организациям и лицам, а также работникам организации на условиях оплаты [2].

Продажа продукции, работ, услуг осуществляется в соответствии с заключенными договорами. Стоимость продукции, работ, услуг определяется по свободным (рыночным) ценам и тарифам.

Организации могут воспользоваться для определения рыночной цены одним из следующих методов:

1. Затратный метод. Рыночная цена на соответствующий вид продукции, работ, услуг формируется как сумма произведенных затрат и наценки.

2. Метод цены последующей продажи. Он предполагает исчисление рыночной цены продукции, работ, услуг путем исключения разумных затрат при их приобретении из цены последующей продажи (перепродажи) с учетом наценки.

Исходя из финансового положения на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) организация для исчисления налогооблагаемой базы может применять по операциям продажи один из следующих вариантов формирования выручки:

- по мере оплаты продукции (работ, услуг);

- по дате отгрузки;

- учет по отгрузке, а для целей налогообложения - по мере оплаты.

Вместе с тем многие организации при формировании своей учетной политики исходят из целесообразности установления момента выручки от продажи продукции по дате ее отгрузки, а для исчисления налогов - по дате оплаты [6].

Таким образом, продажа продукции это доведение продукции, работ, услуг до конечного потребителя. Отгруженной называется готовая продукция, отгруженная в адрес покупателя, за которую еще не поступил аванс. Работы и услуги это стоимость различных выполненных работ и оказанных сторонним организациям и лицам, а также работникам организации на условиях оплаты. Учет продаж продукции, работ, услуг является неотъемлемой частью бухгалтерского учета любой организации, основными задачами которого являются правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, и других местах хранения продукции, контроль отпуска продукции на сторону.

Бухгалтерский учет продажи продукции, работ, услуг осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. В структуре отношений, регулируемых гражданским законодательством, особо выделяются договорные отношения.

Все хозяйственные операции организации связанные с продажей продукции, работ услуг должны быть документально оформлены и обоснова-

ны. Одним из важнейших условий формирования документации является наличие в документах всех сведений, необходимых для оперативной работы, учета и контроля. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Основными документами, на основании которых, осуществляется продажа продукции, работ, услуг в организации являются: договор, счет, акт, счет-фактура, товарная - накладная, доверенность, платежное поручение, приходный кассовый ордер. Правильно и своевременно документально оформленные расчеты по продажам формируют такие показатели, как выручка от продажи продукции, выполнения работ (оказания услуг) и прибыль (убыток) от выполнения работ (оказания услуг).

На основании учетной политики для обобщения информации о доходах и расходах в организации, связанных с обычными видами деятельности, а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 «Продажи», где отражаются выручка и себестоимость отгруженной продукции, работ и услуг. При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданной продукции, работ, услуг списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи». Общехозяйственные и общепроизводственные расходы собираются на счет 20 «Основное производство».

Процесс продажи позволяет организации выявить финансовый результат от основного вида деятельности. Учет доходов и расходов в организации от основного вида деятельности ведется согласно учетной политике организации и Положениям по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПбУ 10/99) [2, 3].

Выручка признается в бухгалтерском учете если:

- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

- сумма выручки может быть определена;

- право собственности на продукцию перешло от организации к покупателю.

Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданной продукции, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, т.е, связанные с изготовлением продукции и ее продажей.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов и иных материально-производственных запасов;

- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (до работки) материально-производственных запасов для целей производства продукции и ее продажи.

Финансовый результат от продажи работ (оказания услуг) формируется без применения счетов затрат 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы». Все расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». По окончании месяца Сумма произведенных расходов переносится в дебет счета 90-2 «Продажи». Расходы, связанные с управление организации аккумулируются на счета 26 «Общехозяйственные расходы» после чего списываются также в дебет счета 90-2 «Продажи».

Итак, для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используют счет 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов определяется конечный финансовый результат за отчетный период.

Результат, сформированный на счете 99 «Прибыли и убытки необходимо скорректировать прочими расходами. Прочие расходы организации формируются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» на субсчете 91-2 «Прочие расходы» [3].

Кроме того, по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются начисленные платежи налога на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» [6].

Бухгалтерская служба организации осуществляет строгий контроль за расходом материалов, выходом готовой продукции и ее продажей, своими силами или с помощью проведения аудита.

Целью проведения аудита продаж является проверка операций выпуска и продажи готовой продукции, полнота, своевременность и достоверность отражения в учете и отчетности показателей выручки от продажи, отражение себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от реализации [4].

Внутренний контроль при аудите продаж предполагает выполнение процедур по выявлению рисков существенного искажения информации. Оценка внутреннего контроля, а так же выявления участков учета с повышенными рисками осуществляется с помощью анкеты в виде закрытых вопросов, ответы на которые позволят аудитору провести экспресс анализ продаж.

Аудит продаж осуществляется в 3 этапа:

1. Планирование аудита продаж: основной задачей этого этапа является изучение системы организации бухгалтерского учета выпуска готовой продукции, ее хранения на складах, отгрузка, формирование финансового результата, раскрытые в учетной политике положения в области продаж продукции, работ, услуг и составление по результатам программы аудита.

2. Проведение аудита продаж: В ходе проверки аудитор решает ряд взаимосвязанных задач: анализирует учетную политику организации в разделах организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству; контролирует заключение договоров в соответствии с законодательством; проверяет правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции; изучает порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции; оценивает полноту, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, доведения ее покупателям; анализирует правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с продажей; контролируется соблюдение налогового законодательства [5].

Источниками информации для проверки состояния продаж в организации являются карточки складского учета готовой продукции, прейскуранты, договоры на поставку продукции, товарные накладные, накладные на отпуск готовой продукции, доверенности покупателей, первичные банковские и кассовые документы о выручке, а так же учетные регистры ведомости, журналы-ордера, карточки по счетам 20 «Основное производства», 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 50 «Касса организации», 51 «Расчетный счет», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи»,91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».

3. Аудиторское заключение: на этом этапе обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудитор регистрирует в рабочей документации и выражает свое мнение в аудиторском заключении. Все выводы аудитор обосновывает данными проверяемых первичных документов и учетных регистров, результатами производимых контрольных арифметических расчетов [4].

Таким образом, только с помощью рациональной организации бухгалтерского учета, выявления сильных и слабых сторон, дает возможность наметить меры по улучшению качества и увеличению объема продаж. При этом правильная, достоверная и объективная оценка финансового результата информационно определяет управление хозяйственной деятельностью предприятия, поскольку напрямую влияет на налогооблагаемую базу и на ценообразование.

Список литературы:

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально -производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н) // Источник: Консультант Плюс.

2. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99) «Доходы организации» от 06.05.1999 г. № 32н (в ред. от 27.11.2014 г. № 156н). - Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) «Расходы организации» от 06.05.1999 г. № 33н (в ред. от 27.11.2014 г. № 156н) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Юдинцева Л.А. Определение объектов проверки в рамках риск-ориентированного подхода в аудите // Аудитор. - 2014. - N 5. - С. 59-62.

5. Попова А.Х. Аудиторская проверка себестоимости готовой продукции: основные этапы // Аудиторские ведомости. - 2007. - N 6.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015). Источник: Консультант Плюс.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «АКТИВЫ» И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

© Денисенко Е.С.*

ОАО Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», Республика Беларусь, г. Полоцк

В данной статье рассматривается сущность понятия «активы», рассмотрены мнения различных авторов, также автор дал свое определение активам. Рассмотрена классификация активов по законодательству Республики Беларусь и по законодательству Российской Федерации, выделены основные группы активов, такие как долгосрочные и краткосрочные активы и их подгруппы.

Ключевые слова бухгалтерский учет, активы, долгосрочные активы, краткосрочные активы, классификация активов.

Для осуществления хозяйственной деятельности организация должна располагать имуществом на правах собственности или на правах владения (аренды). Имущество, которым располагает организация и которое отражено в балансе, называется активами.

Под активами организации понимают имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод [1].

Достоверное определение экономического содержания понятия «активы» несомненно является важным этапом бухгалтерского учета.

Проанализировав зарубежную и отечественную научную литературу, необходимо обратить внимание на то, что большинство авторов Российской Федерации, такие как: Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина; А.Н. Аз-

* Магистрант Финансово-экономического факультета Полоцкого государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.