Научная статья на тему 'Учет готовой продукции: оценка, Выпуск из производства, продажа'

Учет готовой продукции: оценка, Выпуск из производства, продажа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3850
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поленова С. Н.

На основании норм Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в статье рассматривается порядок оценки, выпуска из производства и продажи готовой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет готовой продукции: оценка, Выпуск из производства, продажа»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ: ОЦЕНКА, ВЫПУСК ИЗ ПРОИЗВОДСТВА,

ПРОДАЖА

С. Н. ПОЛЕНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет» Финансовой академии при Правительстве РФ

Конечным результатом производственного процесса в организации является готовая продукция, выполненные работы, оказанные услуги.

Готовая продукция — изделия, продукты, которые полностью закончены обработкой в данной организации, отвечают требованиям стандартов и технических условий, приняты службой технического контроля, оформлены приемо-сдаточной документацией и сданы на склад готовой продукции. Продукты, изделия, не прошедшие полной технологической обработки в данной организации, не принятые службой технологического контроля, не сданные на склад, не включаются в состав готовой продукции и учитываются в составе незавершенного производства.

Готовая продукция сдается на склад в подотчет материально ответственным лицам на основании первичной документации. Однако, если организация выпускает изделия, которые по техническим характеристикам не могут складироваться (например, крупногабаритная продукция), то такая продукция может приниматься заказчиком на месте нахождения (сборки, изготовления).

Измерителями готовой продукции в целях ведения бухгалтерского учета могут быть следующие:

• натуральные измерители, представляющие ее количество, объем, вес в соответствии с ее физико-химическими свойствами (кг, шт., м, м3 и др.);

• условно-натуральные, используемые для определения обобщающих показателей по

однородной продукции (тонно-километры, условные банки консервов и др.);

• стоимостные.

Стоимостные показатели, используемые как измерители готовой продукции, необходимы для ведения аналитического и синтетического учета. Такими показателями являются стоимость выпущенной продукции за отчетный период, стоимость проданной продукции (выручка от продаж) за отчетный период и стоимость товарной продукции за отчетный период.

Если стоимость выпущенной и проданной продукции определяется соответственно на счетах 43 «Готовая продукция» (счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и 90 «Продажи», то стоимость товарной продукции рассчитывается с включением стоимости продукции, работ, услуг, потребленных внутри организации за отчетный период (например, оказанные услуги обслуживающим хозяйствам).

Для упорядочения учета готовой продукции в организации может разрабатываться номенклатура-ценник, где указывается вид изготовляемой продукции; признаки, позволяющие идентифицировать продукцию определенного вида (сорт, марку, размер, фасон, модель и др.); код вида продукции; присвоенный номенклатурный номер вида продукции; учетная цена его единицы.

Оценка готовой продукции, работ, услуг производится в соответствии с нормами:

• ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (в ред. приказа Минфина России от 27.10.2006 № 156н);

• Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (в ред. приказа Минфина России от 23.04.2002 № 33н).

Готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением, представляющим фактическую производственную себестоимость.

Остатки готовой продукции на складах или иных местах хранения на начало и конец отчетного периода в аналитическом и синтетическом учете могут оцениваться:

• по фактической производственной себестоимости, применяемой для оценки готовой продукции в единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры;

• по нормативной себестоимости, включающей полную совокупность затрат на производство (расходы по использованию основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др.). Она характерна для оценки готовой продукции в отраслях массового и серийного производства с большой номенклатурой готовой продукции;

• по нормативной себестоимости, включающей расходы прямых статей затрат;

• по договорным ценам, что характерно для условий стабильности цен на готовую продукцию;

• по другим видам цен.

Независимо от цен, принятых для оценки готовой продукции в соответствии с приказом руководителя организации об учетной политике, общая стоимость готовой продукции за отчетный период должна быть равна фактической производственной себестоимости готовой продукции.

Готовая продукция, выпущенная из производства, переходит из сферы (этапа) производства и поступает в сферу обращения.

Выпуск готовой продукции из производства и поступление ее на склад готовой продукции учитываются следующими первичными учетными документами, не являющимися типовыми:

• приемо-сдаточными накладными;

• спецификациями;

• приемными актами;

• ведомостями сдачи готовой продукции из производства на склад;

• планами-картами сдачи готовой продукции и др.

Перечисленные документы заполняются обычно в двух экземплярах (один для цеха-сдатчика, другой остается на складе), утверждаются в учетной политике организации и должны содержать рекви-

зиты, предусмотренные ст. 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 № 183-Ф3).

Аналитический учет движения готовой продукции на складах ведется аналогично учету материально-производственных запасов в карточках учета материалов типовой формы № М-17 по ее наименованиям, видам, местам хранения и материально ответственным лицам. В карточках ведется учет поступления из производства готовых изделий, передачи (отгрузки, продажи) покупателям в соответствии с первичными документами и датами движения. Причем после каждой операции в карточке обязательно выводится ее остаток.

На основании данных, учтенных в карточках, на складах составляются оборотные ведомости готовой продукции или сальдовые ведомости готовой продукции, которые передаются в бухгалтерию. Здесь они необходимы для ведения количественного и стоимостного учета движения готовой продукции на складах и организации контроля за сохранностью этих ценностей.

На автоматизированных складах аналитический учет движения готовой продукции ведется в машинограммах движения готовой продукции по складу, имеющих такое же содержание, как и карточки, но составляемых ежедневно в разрезе каждого наименования и вида готовой продукции. Такая система учета носит название бескарточной.

Первичные учетные документы, поступившие на склад в течение месяца и сгруппированные по местам хранения и видам готовой продукции, поступают в бухгалтерию, где проверяются и таксируются. После этого на их основании в бухгалтерии ежемесячно составляется ведомость выпуска готовой продукции, которая необходима для оперативного контроля ежедневного выполнения плана по выпуску в разрезе наименований продукции в количественном и стоимостном измерении в течение месяца нарастающим итогом. Для отражения поступления готовой продукции из производства в стоимостном измерении используются учетные цены номенклатуры-ценника. По окончании месяца после расчета фактической себестоимости готовой продукции по видам она также показывается в этой ведомости.

Синтетический учет готовой продукции, выпущенной из производства, организуется на счете 43 «Готовая продукция» с использованием или без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Когда организация для учета движения готовой продукции использует только сч. 43 «Готовая

продукция», при оприходовании ее на склад выполняется следующая корреспонденция: Д-т сч. 43 «Готовая продукция» К-т сч. 20 «Основное производство», 23 Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» по фактической производственной себестоимости.

Если учет готовой продукции ведется по нормативной себестоимости или по договорным ценам, то разница между фактической себестоимостью и стоимостью готовой продукции по учетным ценам учитывается на счете 43 «Готовая продукция», субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости». Эти отклонения учитываются в разрезе номенклатуры готовой продукции, по отдельным группам готовой продукции или по организации в целом. Превышение фактической себестоимости над учетной стоимостью списывается:

Д-т сч. 43 «Готовая продукция», субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости»

К-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Если фактическая себестоимость ниже учетной стоимости, то выполняется сторнировочная запись.

При необходимости выпуск продукции, работ, услуг может учитываться на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». На этом счете обобщается информация о выпуске за отчетный период, когда организация оценивает готовую продукцию по нормативной (плановой) себестоимости.

По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» учитывается фактическая себестоимость выпуска:

Д-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» К-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции, работ, услуг списывается:

Д-т сч. 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) на последнее число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) от нормативной (плановой) себестоимости.

Экономия (превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической) отражается красным сторно:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Перерасход (превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой) себестоимостью) отражается дополнительной записью:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» по окончании отчетного месяца закрывается, на отчетную дату сальдо не имеет и записи по нему в бухгалтерском балансе не производятся.

Для расчета полной фактической себестоимости готовой продукции необходимо организовать не только учет ее производственной себестоимости, но и учет коммерческих расходов. Коммерческие расходы представляют затраты на отгрузку и продажу готовой продукции, работ, услуг. К ним относятся:

• стоимость тары, приобретенной у сторонних организаций и используемой для упаковки изделий, а также расходы по ее содержанию в исправном состоянии и ремонту, если стоимость последней включена в продажную цену готовой продукции на основании условий договора с покупателем и не подлежит оплате им;

• расходы на погрузку готовой продукции в транспортные средства, на ее доставку до пункта, определенного условиями договора с покупателем, оплату услуг транспортно-экс-педиционных организаций и др.;

• комиссионные сборы, отчисления, уплачиваемые специализированным организациям, оказывающим услуги по доставке готовой продукции в соответствии с условиями договоров;

• затраты по рекламе (разработка и изготовление рекламной продукции, изготовление и распространение рекламных сувениров, образцов продукции, объявления в средствах массовой информации и др.);

• представительские расходы (расходы на проведение официальных приемов, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации и др.) и др.

Аналитический учет коммерческих расходов ведется на основании первичных учетных документов в ведомости учета коммерческих расходов в разрезе установленной в организации номенклатуры статей затрат.

Синтетический учет расходов организуется на собирательно-распределительном счете 44 «Расходы! на продажу», по дебету которого накапливаются

суммы произведенных организацией расходов по продаже продукции, работ, услуг:

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.

Для определения финансового результата деятельности организации, занимающейся промышленной и иной производственной деятельностью, коммерческие расходы, собранные на счете 44 «Расходы на продажу», списываются на счет 90 «Продажи» частично.

При частичном списании производится ежемесячное распределение расходов на упаковку и транспортировку готовой продукции между отдельными видами отгруженной продукции пропорционально их весу, объему, производственной себестоимости и другим базам, принятым в организации и заявленным в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Пример. Сумма расходов на упаковку и транспортировку двух видов продукции, изготовляемых организацией, составила 90 000 руб. При частичном списании этих расходов и распределении их пропорционально производственной себестоимости (по первому виду продукции — 600 000руб., по второму — 900 000 руб.) определим сумму расходов на упаковку и транспортировку отгруженной продукции по видам продукции.

1. Сумма производственной себестоимости двух видов продукции составит 1500 000руб. (600 000руб. + 900 000руб.).

2. Коэффициент распределения расходов на упаковку и транспортировку двух видов продукции — 0, 06(90000руб.: 1 500000руб.).

3. Сумма расходов на упаковку и транспортировку по первому виду продукции — 36 000 руб. (600 000руб. х 0,06).

4. Сумма расходов на упаковку и транспортировку по второму виду продукции — 54 000 руб. (900000руб. х 0,06).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

К-т сч. 44 «Расходы на продажу».

Готовая продукция, изготовленная для продажи и сданная из производства на склад, подлежит

отпуску, отгрузке покупателям. Операции отгрузки, отпуска оформляются специальным первичным документом — приказом-накладной, форма и содержание которого определяются организацией самостоятельно и утверждаются в учетной политике организации. Приказ-накладная представляет документ, сочетающий два документа:

• приказ складу на передачу, отпуск, отгрузку готовой продукции покупателю;

• накладную на отпуск со склада готовой продукции.

Документ оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается экспедитору — работнику, отправляющему груз. В нем указывается количество отправленных мест, масса груза в соответствии с товарно-транспортной или железнодорожной накладной, стоимость оплаченного тарифа за доставку продукции до покупателя.

Экспедитор сдает приказ-накладную и квитанцию транспортной организации в бухгалтерию для выписки платежных документов и их оплаты покупателем (платежного требования, счета-фактуры и др.).

Второй экземпляр приказа-накладной используется как оправдательный документ об отпуске готовой продукции складским персоналом, а также для отражения этой операции в карточках учета материалов (типовая форма № М-17).

Основанием для выписки приказа-накладной являются условия договоров с покупателями (договоры купли-продажи, поставки, мены, комиссии и др.). В документе указывают наименование покупателя, количество и наименование продукции, цену продукции, срок отгрузки, отпуска и др.

По данным сгруппированных первичных документов на отпуск (отгрузку) готовой продукции оставляют регистр аналитического учета — ведомость продажи готовой продукции.

Важным условием договоров с покупателями выступает момент перехода права собственности на продукцию от продавца к покупателю. В соответствии с нормами ст. 458 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

• вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором не предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

• предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным покупателю, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в

надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче.

В случае, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанности продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иного. Таким образом, продажа продукции, работ, услуг отражается в бухгалтерском учете по мере отгрузки, отпуска, передачи их покупателю в момент перехода права собственности на них покупателю.

При продвижении готовой продукции от производителей к покупателям возникают транспортные расходы, оплата которых производится следующим образом:

1) все расходы оплачивает поставщик. В этом случае условия франкировки носят название франко-склад покупателя, а франко (в переводе с итал. — свободный) означает, до какого звена на пути движения готовой продукции от производителя к покупателю последний освобождается от оплаты транспортных расходов;

2) все расходы оплачивает покупатель (условия франкировки — франко-склад поставщика);

3) часть расходов оплачивает поставщик, часть — покупатель. В этом случае условиями франкировки являются:

• франко-станция отправления, когда поставщик оплачивает транспортные расходы (погрузка, доставка и др.) до станции отправления;

• франко-станция назначения, когда поставщик оплачивает транспортные расходы до станции назначения.

Продажа готовой продукции позволяет возместить расходы организации, понесенные на производство и реализацию, учесть выручку от продажи готовой продукции, выявить финансовый результат обычной деятельности, произвести расчет фактической суммы прибыли или убытка от продаж.

Формирование выручки от продаж в бухгалтерском учете производится в соответствии с нормами п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (в ред. приказа Минфина России от 27.10.2006), согласно которым выручка в бухгалтерском учете признается при наличии следующих условий:

• организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным образом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том,

что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

• право собственности на готовую продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

• расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Учет выручки от продажи продукции, работ, услуг ведется на активно-пассивном счете 90 «Продажи», имеющем следующие субсчета:

1 «Выручка» — для учета поступления активов, признаваемых выручкой;

2 «Себестоимость продаж» — для учета фактической себестоимости продаж, по которым признана выручка;

3 «Налог на добавленную стоимость» — для отражения сумм НДС, причитающихся к получению от покупателей, заказчиков;

4 «Акцизы» — для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции;

9 «Прибыль/убыток от продаж» — для выявления финансовых результатов (прибыли или убытка) от продажи готовой продукции, работ, услуг за отчетный период.

Бухгалтерские записи по счетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года.

При признании в бухгалтерском учете сумм выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг производится следующая запись:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». Одновременно списывается фактическая себестоимость проданных продукции, работ, услуг и коммерческие расходы:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

К-т сч. 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др.

При учете готовой продукции по нормативной себестоимости или договорным ценам списание готовой продукции при отгрузке, отпуске может

производиться по учетной стоимости. Одновременно на счета учета продаж списываются отклонения, относящиеся к проданной готовой продукции. Отклонения, относящиеся к остаткам готовой продукции, остаются на счете 43 «Готовая продукция», субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости».

Независимо от метода определения учетных цен общая стоимость готовой продукции (учетная стоимость плюс отклонения) должна равняться фактической производственной себестоимости этой продукции за отчетный месяц.

Расчет фактической производственной себестоимости проданной продукции за отчетный месяц и ее остатка на конец отчетного месяца производится исходя из следующих данных (далее приведены условные данные):

— остатков готовой продукции на складе по учетным ценам (6 200 руб.) и фактической производственной себестоимости на начало отчетного месяца — 5 500 руб. (по данным аналогичного расчета за прошлый месяц);

— выпуска из производства готовой продукции за отчетный месяц по учетным ценам (80 300 руб.) и фактической производственной себестоимости — 87 000 руб. (по данным ведомости выпуска готовой продукции);

— расчета соотношения фактической производственной себестоимости остатка готовой продукции на складе и ее поступления на склад за отчетный месяц к стоимости по учетным ценам — 1,07 [(5 500 руб. + 87 000 руб.): (6 200 руб. + 80 300 руб.)];

— продажи готовой продукции в течение месяца по данным ведомости продажи готовой продукции по учетным ценам (80 000 руб.) и расчета ее фактической себестоимости как произведения стоимости отгруженной готовой продукции по учетным ценам в течение месяца и соотношения фактической производственной себестоимости готовой продукции и ее стоимости по учетным ценам (1,07) — 85 600 руб. (80 000 руб. х 1,07);

— расчета учетной стоимости остатка непроданной готовой продукции на складе на конец отчетного месяца (остаток готовой продукции на начало отчетного месяца по учетным ценам плюс стоимость поступления готовой продукции из производства в течение месяца по учетным ценам минус продажа готовой продукции по учетной стоимости в течение месяца) — 6 500 руб. (6 200 руб. + 80 300 руб. — 80 000 руб.);

— расчета фактической производственной себестоимости остатка непроданной готовой продукции на складе на конец отчетного месяца (остаток готовой продукции на начало отчетного месяца по фактической производственной себестоимости плюс стоимость поступления готовой продукции из производства в течение месяца по фактической себестоимости минус продажа готовой продукции по фактической себестоимости в течение месяца) — 6 900 руб. (5 500 руб. + 87 000 руб. — 85 600 руб.).

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по счетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по счету 901 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Прибыль ежемесячно (заключительными оборотами) списывается записью:

Д-т сч. 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».

Таким образом, счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме счета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на счет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных продукции, работ, услуг, а также по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая. — М.: Издательство «Омега-Л», 2007.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

3. Полжение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н..

4. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н (в ред. приказа Минфина России от 23.04.2002 № 33н) .

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 18.09.2006 № 115н).

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.