Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки сотрудников полиции по оказанию первой помощи, к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах'

Совершенствование подготовки сотрудников полиции по оказанию первой помощи, к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
381
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / СРЕДСТВА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Скобелева Марина Васильевна

В статье говорится об основных проблемах обучения сотрудников полиции оказанию первой помощи, особенностях подготовки личного состава для чрезвычайных обстоятельств. Автор обращает внимание на недостатки табельной аптечки первой помощи, необходимость стандартизации учебно-методической литературы по дисциплине «Первая помощь», разработки и принятия федерального закона о первой помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки сотрудников полиции по оказанию первой помощи, к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Совершенствование подготовки сотрудников полиции по оказанию первой помощи, к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах Скобелева М. В.

Скобелева Марина Васильевна / Skobeleva Marina Vasilevna - старший преподаватель, кафедра тактико-специальной подготовки, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Аннотация: в статье говорится об основных проблемах обучения сотрудников полиции оказанию первой помощи, особенностях подготовки личного состава для чрезвычайных обстоятельств. Автор обращает внимание на недостатки табельной аптечки первой помощи, необходимость стандартизации учебно-методической литературы по дисциплине «Первая помощь», разработки и принятия федерального закона о первой помощи.

Ключевые слова: первая помощь, чрезвычайные обстоятельства, подготовка сотрудников полиции, средства оказания первой помощи.

Чрезвычайные обстоятельства - обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер [1]. Причиной возникновения чрезвычайных обстоятельств (ЧО) являются чрезвычайные ситуации (ЧС) и чрезвычайные происшествия (ЧП). Возникновение ЧС техногенного, антропогенного или природного характера, как правило, сопровождается большим количеством пострадавших. И в этой ситуации важно действовать быстро, знать очерёдность оказания первой помощи, алгоритмы первой помощи при различных повреждениях и острых состояниях. Грамотные и чёткие действия личного состава ОВД при чрезвычайных обстоятельствах (ЧО), в том числе и в плане оказания первой помощи, возможны только при условии качественной подготовки в обычных, не чрезвычайных, условиях. Необходимо отметить, что оказание первой помощи часто, само по себе, представляет «чрезвычайную ситуацию» для того, кто оказывает помощь, и в обычное, «мирное» время связано со стрессом, повышенной ответственностью.

Какие основные проблемы подготовки сотрудников полиции по первой помощи существуют на сегодняшний день?

1. Путаница с видами помощи, которая закономерно приводит к путанице с объёмом помощи [7].

Казалось бы - какие проблемы, нигде в законе «О полиции» не упоминается какой-либо иной вид помощи, кроме первой помощи (ст. 12, 14, 19, 27 ФЗ № 3 «О полиции») [3]. И, тем не менее, прошло более 5 лет с момента реформирования полиции, но многие сотрудники толком не знают, какой вид помощи они обязаны оказывать: путаются между первой медицинской помощью, первой помощью и доврачебной помощью [7]. Первую медицинскую помощь (ПМП) оказывали сотрудники милиции, первая медицинская помощь и первая помощь - не одно и то же, это разные виды помощи, у них разный объём, более того, ПМП больше не существует в Российской Федерации. Доврачебная помощь (ДП) - фельдшерская помощь. Почему важно не путать разные виды помощи - у них разный объём. Более того, ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» закрепил следующее положение: медицинская помощь оказывается в нашей стране только лицами, имеющими диплом о медицинском образовании и, обязательно к нему, свидетельство об аккредитации специалиста (лицензию), первая помощь официально выделена

35

отдельно (ст. 31) и не относится к медицинской помощи. Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 69) [2]. В Уголовном кодексе также есть соответствующая статья 235 (Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности) [4]. К сожалению, путаница в видах помощи, а отсюда и в объёме, характерна и для медицинских работников, врачей и даже преподавателей. Это связано с тем, что:

- первая помощь изучается в медицинском вузе весьма поверхностно и кратко, как правило, больше практикующий врач с этим видом помощи не сталкивается (т.к. врачи оказывают другие виды помощи);

- нет подготовки преподавателей по первой помощи;

- нет военной подготовки в большинстве медицинских вузов (с 2008 г. военные кафедры остались только в 3 вузах, ещё в 4 - учебно-военные центры (УВЦ)), а именно на военной кафедре давалось чёткое представление об этапах и видах медицинской помощи;

- нет федерального закона о первой помощи, который поставил бы окончательно все точки над <а».

2. Незнание и несоблюдение объёма помощи или мероприятий первой помощи.

В настоящее время содержание и объём первой помощи изложены в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 477н от 4 мая 2012 г. (в ред. Приказа Минздрава России от 07.11.12 № 586 н) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» [5]. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, изложен в Приложении № 1, он краток и включает всего 8 состояний [5]. Между тем, сотрудники полиции «обязаны оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует» [3]. Разумеется, количество состояний, при которых сотруднику полиции приходится оказывать первую помощь в соответствии с формулировкой закона, не исчерпывается этими 8 ситуациями из перечня № 1, оно значительно больше: это и боли в сердце, и эпилептические припадки, и помощь в родах и т.д. [7]. Программы подготовки по первой помощи также не учитывают эту особенность закона «О полиции». И это ещё одна проблема. Есть ли выход в данной ситуации? Есть и он достаточно прост - следовать чётко перечню мероприятий, изложенному в приказе № 447н. Перечень мероприятий по оказанию первой помощи изложен в приложении № 2 приказа № 477н, он включает 11 пунктов, которые в свою очередь разделены на отдельные подпункты и именно этот перечень определяет объём первой помощи, т.е. что конкретно обязан делать сотрудник полиции при оказании первой помощи [5]. Этот перечень не предполагает использования каких-либо лекарственных средств, инвазивных, т.е. связанных с проникновением через кожу и слизистые оболочки, манипуляций (таких как разрезы, проколы), тампонирование ран [7].

Итак, для уверенных, грамотных действий по оказанию первой помощи в рамках существующего законодательства нужно чётко знать объём и последовательность (алгоритм) помощи. И здесь возникает проблема № 3.

3. Учебные и учебно-методические пособия, которые издаются для подготовки сотрудников полиции и МЧС часто содержат противоречащие приказу № 477н положения, не соответствуют объёму первой помощи, а, следовательно, нарушают российское законодательство. Таким образом, необходимо приведение учебно -методической литературы к единому стандарту, а это опять требует разработки федерального закона о первой помощи.

4. Следующая проблема - средства оказания первой помощи.

36

В настоящий момент табельным средством оказания первой помощи является аптечка первой помощи, утверждённая приказом № 169н Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 г. «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам», состав этой аптечки отличается от предыдущей «Аптечки первой помощи автомобильной» в лучшую сторону [6]. Но есть недостатки, которые сотрудники полиции должны учитывать, тем более при выполнении служебно-боевых задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Эти недостатки: низкое качество перевязочных средств (бинты, рулонный лейкопластырь, перевязочный пакет), кровоостанавливающего жгута (очень слабая конструкция), отсутствие гипотермического пакета, нет средства для наложения окклюзионной повязки, предусмотренной приказом № 447н [5]. В случае отсутствия аптечки первой помощи, сотрудники полиции должны уверенно пользоваться подручными средствами.

При возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) дополнительно используется аптечка индивидуальная АИ-4 - средство для оказания само- и взаимопомощи в случае поражения оружием массового поражения (ОМП) и травм. Аптечка индивидуальная АИ-4 выпускается в четырех комплектациях: № 1 - самая полная комплектация, предназначена для объектов, находящихся вблизи хранилищ БОВ (боевых отравляющих веществ), № 2 - оптимальная комплектация, № 3 -минимальная комплектация, № 4 - без резервного антидота. Состав аптечки АИ-4 и использование её средств необходимо тщательно изучать и отрабатывать заранее, до возникновения ЧС, но, как правило, этим вопросам не уделяется должного внимания.

5. Уменьшение количества часов на изучение дисциплины «Первая помощь» - ещё одна проблема. Объём первой помощи при этом, разумеется, остаётся неизменным, т.к. утверждён приказом № 477н. За прошедшие полгода время, которое отводится программами первоначальной подготовки сотрудников ОВД на изучение дисциплины «Первая помощь», вновь сократилось: для лиц рядового и младшего начальствующего состава полиции (в основном это патрульно-постовая служба) - с 30 до 24 часов, для всех остальных категорий слушателей - с 16 до 14-12 часов.

6. И, наконец, ещё одна проблема - психологическая неподготовленность сотрудников полиции к оказанию первой помощи. Причины этой проблемы кроются не только в недостаточной практической работе психологов с личным составом. Отсутствие уверенности сотрудников полиции в своих действиях при оказании первой помощи, незнание чётких алгоритмов первой помощи обусловлены всеми вышеперечисленными проблемами подготовки сотрудников полиции по первой помощи.

Таким образом, совершенствование подготовки сотрудников полиции по первой помощи к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах, напрямую связано с решением основных проблем обучения дисциплине «Первая помощь» при первоначальной профессиональной подготовке и подготовке специалистов в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации.

Литература

1. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.11.2016).

2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. № 323 // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.11.2016).

3. О полиции: ФЗ РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ (действующая редакция, 2016) // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.11.2016).

4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. № 63-Ф3 (УК РФ) с изменениями и дополнениями в действующей редакции от 30 декабря 2012 г. // «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.11.2016).

5. Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 мая 2012 г. № 477н (ред. приказа МЗ РФ № 586 от 07.11.12 г.) // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.11.2016).

6. Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 № 169н // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.11.2016).

7. Скобелева М. В. Проблемы подготовки сотрудников полиции по дисциплине «Первая помощь» // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 15 (57). С. 105-107.

Организация игры во внеклассной работе по физической культуре как способ повышения физического развития студентов

Галушко А. В.

Галушко Александр Вячеславович / Galushko Alexander Vyacheslavovich - преподаватель

физической культуры, Ангарский техникум строительных технологий, г. Ангарск

Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема ухудшения здоровья и физического развития студентов. Для того чтобы решить проблему, необходимы знание особенностей развития подростков и правильный подбор средств во внеклассной работе по физической культуре.

Ключевые слова: физическое развитие, подвижные игры, внеклассная работа.

Современный этап социально -экономического развития общества предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки, квалификации и компетентности студентов профессиональных учебных заведений, в частности требование соответствия структуры и качества подготовки запросам современного рынка труда.

Напряженная умственная работа в образовательном учреждении и дома, а также другие виды деятельности вызывают у обучающихся значительную перегрузку организма. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм, совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества.

Невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих студентов, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.

На начало 2015 - 2016 учебного года проведенный медицинский осмотр в «Ангарском техникуме строительных технологий» в учебной группе специальности «Информационные системы» показал, что 46,9% студентов имеют первую группу здоровья, 28,6% студентов - вторую группу здоровья, 24,5% студентов - третью группу здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.