Научная статья на тему 'Использование тренажёров при обучении сотрудников полиции навыкам оказания первой помощи'

Использование тренажёров при обучении сотрудников полиции навыкам оказания первой помощи Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
163
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / СЕРДЕЧНО-ЛЁГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОХОДИМОСТИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ / МАНЕКЕНЫ-ТРЕНАЖЁРЫ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Скобелева Марина Васильевна

В статье говорится о важности качественной подготовки сотрудников полиции по дисциплине «Первая помощь», о том месте, которое занимает данная дисциплина в профессиональной подготовке сотрудников МВД. Приведён пример методики обучения в группах и использования специальных тренажёров на практических занятиях при изучении сердечно-лёгочной реанимации и восстановления проходимости дыхательных путей в Воронежском институте МВД России. Показаны возможности тренажёров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование тренажёров при обучении сотрудников полиции навыкам оказания первой помощи»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Использование тренажёров при обучении сотрудников полиции навыкам оказания первой помощи Скобелева М. В.

Скобелева Марина Васильевна / Skobeleva Marina Vasilevna - старший преподаватель, кафедра тактико-специальной подготовки, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Аннотация: в статье говорится о важности качественной подготовки сотрудников полиции по дисциплине «Первая помощь», о том месте, которое занимает данная дисциплина в профессиональной подготовке сотрудников МВД. Приведён пример методики обучения в группах и использования специальных тренажёров на практических занятиях при изучении сердечно-лёгочной реанимации и восстановления проходимости дыхательных путей в Воронежском институте МВД России. Показаны возможности тренажёров.

Ключевые слова: первая помощь, сердечно-лёгочная реанимация, восстановление проходимости дыхательных путей, манекены-тренажёры.

Подготовка сотрудников полиции по дисциплине «Первая помощь» является важным элементом профессиональной подготовки всех категорий сотрудников органов внутренних дел как на этапе первоначальной подготовки лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел РФ, так и в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации при подготовке специалистов всех (!) специальностей. Данная дисциплина входит в специальную подготовку сотрудников органов внутренних дел и в большой степени определяет уровень общей профессиональной подготовленности полиции [3]. Важность дисциплины «Первая помощь» определяет ФЗ № 3 «О полиции», где в ст. 27 говорится о том, что сотрудник полиции «обязан оказывать первую помощь независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток» [1]. Кроме того, от умения грамотно оказать первую помощь себе и своему коллеге зависит собственная жизнь и здоровье полицейского, боеспособность подразделения полиции в целом [4].

Учитывая небольшое количество часов, отведённых на изучение данной дисциплины: 30 часов для лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по профессии Полицейский, и в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации, и 16 часов для всех остальных категорий слушателей (все категории среднего и старшего начальствующего состава: оперуполномоченные уголовного розыска, участковые уполномоченные полиции, следователи, дознаватели и т. д.), важно максимально эффективно использовать технические средства обучения, особенно для отработки практических навыков и, в первую очередь, это касается использования специальных тренажёров [4].

Рассмотрим это на примере подготовки курсантов Воронежского института МВД России по таким важнейшим вопросам первой помощи, как сердечно-лёгочная реанимация и восстановление проходимости дыхательных путей [2]. Сердечно-лёгочная реанимация (СЛР) используется при внезапной смерти и позволяет вернуть пострадавшего к жизни. На изучение этой темы, согласно тематическим планам для разных категорий курсантов, отводится 4-6 часов: 2 часа лекция и 2 (4 часа) практические занятия. Для отработки практических навыков сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) в Воронежском институте МВД России используется манекен-тренажер сердечно-лёгочной реанимации норвежской компании Laerdal «Оживленная Анна Rеsusci Anne» с блоком контроля SkillGuide (рис. 1).

Рис. 1. Манекен-тренажёр «Оживленная Анна» с блоком контроля

Манекен-тренажёр «Оживленная Анна Rеsusci Anne» позволяет отработать как отдельные навыки сердечно-лёгочной реанимации: восстановление проходимости дыхательных путей (этап А), непрямой массаж сердца (этап С) и искусственную вентиляцию лёгких (этап В), так и весь комплекс сердечно-лёгочной реанимации (алгоритм САВ) одним и двумя спасателями в соответствии со стандартным протоколом, рекомендованным Европейским советом по реанимации (ERC) (рис. 2).

Рис. 2. Этапы сердечно-лёгочной реанимации (САВВ)

Рис. 3. Этап В. Сердечно-лёгочная реанимация

Блок контроля Skillguide обеспечивает моментальную и объективную информацию о правильности выполнения ключевых приемов СЛР. На контролёре SkiИgшde отображается следующая информация:

• Правильный объем вдуваемого воздуха

• Правильная глубина компрессий

• Чрезмерная компрессия

• Неправильное положение рук

• Нарушение проходимости дыхательных путей.

Практические навыки по удалению инородного тела из верхних дыхательных путей в Воронежском институте МВД России отрабатываются на тренажере-манекене (Т24) (рис. 4).

Рис. 4. Тренажер-манекен (Т24) для отработки приёмов восстановления проходимости

верхних дыхательных путей

Тренажёр представляет собой манекен, имитирующий торс человека с головой, который позволяет отработать приёмы восстановления проходимости верхних дыхательных путей в положении лёжа и стоя. Манекен имеет естественную анатомию ротовой полости, языка и глотки, что позволяет освоить навыки по освобождению дыхательных путей, максимально приближенные к естественному состоянию человека. На тренажёре отрабатываются следующие приёмы освобождения дыхательных путей:

• запрокидывание головы с выдвижением подбородка (рис. 5);

• очищение ротовой полости от видимых инородных тел;

• удаление инородных тел в положении стоя (метод Геймлиха, рис. 6);

• удаление инородных тел в положении лёжа.

Рис. 5. Запрокидывание головы с выдвижением подбородка

Рис. 6. Метод Геймлиха

Как правило, оба тренажёра используются на одном практическом занятии, что позволяет одновременно отрабатывать практические навыки сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) и восстановления проходимости дыхательных путей двумя группами курсантов. Каждая группа при этом разделена на 2 подгруппы: рабочую («спасатели»), участники которой отрабатывают навыки на тренажёре и контролирующую («наблюдатели»), соответственно, осуществляют контроль и оценивают действия спасателей. Далее подгруппы меняются ролями. Обе группы обучаются последовательно на обоих тренажёрах. После практической отработки каждого элемента сердечно-лёгочной реанимации проводится отработка СЛР одним и двумя спасателями.

В начале занятия преподаватель демонстрирует методики, а далее осуществляет общий контроль, исправляет ошибки, вносит коррективы, оценивает работу подгрупп и каждого курсанта. Данная методика позволяет максимально эффективно использовать время, добиться правильного выполнения приёмов реанимации и восстановления проходимости дыхательных путей.

Таким образом, использование специальных тренажёров позволяет курсантам чувствовать себя более уверенно при оказании первой помощи, существенно улучшает качество подготовки по дисциплине «Первая помощь», а значит, увеличивает шансы на спасение жизни пострадавших.

Литература

1. О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3 // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа:www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.07.2016).

2. Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 04 мая 2012 г. № 477н (ред. приказа МЗ РФ № 586 от 07.11.12 г.) // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.07.2016).

3. Скобелева М. В. Методика проведения практических занятий по первой помощи // Борьба с преступностью: теория и практика: II межд. науч.-практ.конф. (Могилев, 27 февраля 2014). Могилев: Могилевский высший колледж МВД Республики Беларусь, 2014. С. 328-329.

4. Скобелева М. В. Проблемы подготовки сотрудников полиции по дисциплине «Первая помощь» // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 15. С. 106-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.