ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Использование тренажёров при обучении сотрудников полиции навыкам оказания первой помощи Скобелева М. В.
Скобелева Марина Васильевна / Skobeleva Marina Vasilevna - старший преподаватель, кафедра тактико-специальной подготовки, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
Аннотация: в статье говорится о важности качественной подготовки сотрудников полиции по дисциплине «Первая помощь», о том месте, которое занимает данная дисциплина в профессиональной подготовке сотрудников МВД. Приведён пример методики обучения в группах и использования специальных тренажёров на практических занятиях при изучении сердечно-лёгочной реанимации и восстановления проходимости дыхательных путей в Воронежском институте МВД России. Показаны возможности тренажёров.
Ключевые слова: первая помощь, сердечно-лёгочная реанимация, восстановление проходимости дыхательных путей, манекены-тренажёры.
Подготовка сотрудников полиции по дисциплине «Первая помощь» является важным элементом профессиональной подготовки всех категорий сотрудников органов внутренних дел как на этапе первоначальной подготовки лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел РФ, так и в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации при подготовке специалистов всех (!) специальностей. Данная дисциплина входит в специальную подготовку сотрудников органов внутренних дел и в большой степени определяет уровень общей профессиональной подготовленности полиции [3]. Важность дисциплины «Первая помощь» определяет ФЗ № 3 «О полиции», где в ст. 27 говорится о том, что сотрудник полиции «обязан оказывать первую помощь независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток» [1]. Кроме того, от умения грамотно оказать первую помощь себе и своему коллеге зависит собственная жизнь и здоровье полицейского, боеспособность подразделения полиции в целом [4].
Учитывая небольшое количество часов, отведённых на изучение данной дисциплины: 30 часов для лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по профессии Полицейский, и в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации, и 16 часов для всех остальных категорий слушателей (все категории среднего и старшего начальствующего состава: оперуполномоченные уголовного розыска, участковые уполномоченные полиции, следователи, дознаватели и т. д.), важно максимально эффективно использовать технические средства обучения, особенно для отработки практических навыков и, в первую очередь, это касается использования специальных тренажёров [4].
Рассмотрим это на примере подготовки курсантов Воронежского института МВД России по таким важнейшим вопросам первой помощи, как сердечно-лёгочная реанимация и восстановление проходимости дыхательных путей [2]. Сердечно-лёгочная реанимация (СЛР) используется при внезапной смерти и позволяет вернуть пострадавшего к жизни. На изучение этой темы, согласно тематическим планам для разных категорий курсантов, отводится 4-6 часов: 2 часа лекция и 2 (4 часа) практические занятия. Для отработки практических навыков сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) в Воронежском институте МВД России используется манекен-тренажер сердечно-лёгочной реанимации норвежской компании Laerdal «Оживленная Анна Rеsusci Anne» с блоком контроля SkillGuide (рис. 1).
Рис. 1. Манекен-тренажёр «Оживленная Анна» с блоком контроля
Манекен-тренажёр «Оживленная Анна Rеsusci Anne» позволяет отработать как отдельные навыки сердечно-лёгочной реанимации: восстановление проходимости дыхательных путей (этап А), непрямой массаж сердца (этап С) и искусственную вентиляцию лёгких (этап В), так и весь комплекс сердечно-лёгочной реанимации (алгоритм САВ) одним и двумя спасателями в соответствии со стандартным протоколом, рекомендованным Европейским советом по реанимации (ERC) (рис. 2).
Рис. 2. Этапы сердечно-лёгочной реанимации (САВВ)
Рис. 3. Этап В. Сердечно-лёгочная реанимация
Блок контроля Skillguide обеспечивает моментальную и объективную информацию о правильности выполнения ключевых приемов СЛР. На контролёре SkiИgшde отображается следующая информация:
• Правильный объем вдуваемого воздуха
• Правильная глубина компрессий
• Чрезмерная компрессия
• Неправильное положение рук
• Нарушение проходимости дыхательных путей.
Практические навыки по удалению инородного тела из верхних дыхательных путей в Воронежском институте МВД России отрабатываются на тренажере-манекене (Т24) (рис. 4).
Рис. 4. Тренажер-манекен (Т24) для отработки приёмов восстановления проходимости
верхних дыхательных путей
Тренажёр представляет собой манекен, имитирующий торс человека с головой, который позволяет отработать приёмы восстановления проходимости верхних дыхательных путей в положении лёжа и стоя. Манекен имеет естественную анатомию ротовой полости, языка и глотки, что позволяет освоить навыки по освобождению дыхательных путей, максимально приближенные к естественному состоянию человека. На тренажёре отрабатываются следующие приёмы освобождения дыхательных путей:
• запрокидывание головы с выдвижением подбородка (рис. 5);
• очищение ротовой полости от видимых инородных тел;
• удаление инородных тел в положении стоя (метод Геймлиха, рис. 6);
• удаление инородных тел в положении лёжа.
Рис. 5. Запрокидывание головы с выдвижением подбородка
Рис. 6. Метод Геймлиха
Как правило, оба тренажёра используются на одном практическом занятии, что позволяет одновременно отрабатывать практические навыки сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) и восстановления проходимости дыхательных путей двумя группами курсантов. Каждая группа при этом разделена на 2 подгруппы: рабочую («спасатели»), участники которой отрабатывают навыки на тренажёре и контролирующую («наблюдатели»), соответственно, осуществляют контроль и оценивают действия спасателей. Далее подгруппы меняются ролями. Обе группы обучаются последовательно на обоих тренажёрах. После практической отработки каждого элемента сердечно-лёгочной реанимации проводится отработка СЛР одним и двумя спасателями.
В начале занятия преподаватель демонстрирует методики, а далее осуществляет общий контроль, исправляет ошибки, вносит коррективы, оценивает работу подгрупп и каждого курсанта. Данная методика позволяет максимально эффективно использовать время, добиться правильного выполнения приёмов реанимации и восстановления проходимости дыхательных путей.
Таким образом, использование специальных тренажёров позволяет курсантам чувствовать себя более уверенно при оказании первой помощи, существенно улучшает качество подготовки по дисциплине «Первая помощь», а значит, увеличивает шансы на спасение жизни пострадавших.
Литература
1. О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3 // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа:www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.07.2016).
2. Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 04 мая 2012 г. № 477н (ред. приказа МЗ РФ № 586 от 07.11.12 г.) // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.07.2016).
3. Скобелева М. В. Методика проведения практических занятий по первой помощи // Борьба с преступностью: теория и практика: II межд. науч.-практ.конф. (Могилев, 27 февраля 2014). Могилев: Могилевский высший колледж МВД Республики Беларусь, 2014. С. 328-329.
4. Скобелева М. В. Проблемы подготовки сотрудников полиции по дисциплине «Первая помощь» // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 15. С. 106-108.