Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
330
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / РИСКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ / САМОРАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирсанова Вероника Геннадиевна

Рассмотрены возможности совершенствования первичной профилактики рисков суицидального поведения детей и подростков в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кирсанова Вероника Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING PRIMARY PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article considers the possibilities of improving primary prevention of risks of suicidal behavior in children and adolescents at school.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Образовательный менеджмент

УДК 371

В. Г. Кирсанова

Совершенствование первичной профилактики суицидального

U Г и

поведения детей и подростков в условиях образовательной

организации

Аннотация

Рассмотрены возможности совершенствования первичной профилактики рисков суицидального поведения детей и подростков в школе.

I Ключевые слова: дети и подростки; профилактика суицидального поведения; риски суицидального поведения; первичная профилактика; направления профилактической работы в школе; саморазрушающее поведение.

V. G. Kirsanova

Improving primary prevention of suicidal behavior of children and adolescents in an educational organization

Abstract

The article considers the possibilities of improving primary prevention of risks of suicidal behavior in children and adolescents at school.

I Keywords: children and adolescents; prevention of suicidal behavior; risks of suicidal behavior; primary prevention; directions of preventive work at school; self-destructive behavior.

Превенция рисков развития суицидального поведения у детей и подростков — одно из важнейших направлений профилактической работы в школе. Сегодня большое внимание исследователями и практиками уделяется вопросам совершенствования профилактики саморазрушающего поведения, в том числе суицида, среди несовершеннолетних. В практику работы психологов внедряются диагностические методики, направленные на выявление группы высокого риска развития суицидального поведения среди

обучающихся, разрабатываются и внедряются программы развития навыков адаптивного поведения у школьников, программы противодействия буллингу, сплочения классного коллектива, иные инструменты создания и поддержания благоприятного социально-психологического климата, создаются комплексные модели первичной профилактики суицидального поведения. Продолжается научный поиск для уточнения прежних и создания новых объяснительных моделей саморазрушающего поведения у детей и подростков.

Кирсанова В. Г. Совершенствование первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательной организации

Всё это дает основание считать, что научно-методическая поддержка школы в деле профилактики суицида обретает новое качество и сможет действенно влиять на эффективность профилактической работы школы. Однако следует заметить, что между исследователем, разработчиком методики, автором программы и школой есть существенное «расстояние», преодоление которого — отдельная задача. Новые инструменты, решения и программы должны «дойти» до школы, быть интегрированы в деятельность по профилактике, т.е. стать реальными инструментами работы педагогического коллектива. Изменения организации и содержания профилактической работы требуют целого ряда шагов, включающих мотивирующие, обучающие, консультативные и другие меры, участие и поддержку со стороны организаций, реализующих научно-методическое сопровождение профилактики.

Известно, что профилактическая работа в данном направлении имеет три уровня: первичный (меры, обращенные ко всей возрастной группе), вторичный (меры помощи суицидентам), третичный (меры по реабилитации суицидента и его близких). Цель первичной профилактики суицидального поведения — сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся, предупреждение возникновения рисков суицидального поведения у психологически благополучных детей и подростков [3]. Профилактическая работа разделяется по направлениям: психологическое, психолого-педагогическое, образовательное, медицинское, социальное. В настоящей статье мы рассмотрим шаги по совершенствованию организации первичной профилактики в школе, уделяя основное внимание психолого-педагогическому и образовательному направлениям.

Важно отметить, что эффективная реализация профилактики суицидального поведения возможна только в том случае, если в нее вовлечены все педагогические работки и администрация школы. Практика передачи ответственности за организацию и осуществление профилактики педагогу-психологу и социальному педагогу, как это иногда приходится наблюдать, приводит к снижению ее эффективности, так как задачи первичной профилактики многочисленны, сложны и требуют сотрудничества классных руководителей, педагогов-предметников, педагога-психолога, социаль-ного-педагога и руководства школы.

Рассмотрим шаги по совершенствованию организации первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательной организации. Первым шагом может стать анализ готовности педагогов к реализации первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков. Целесообразным представляется обратить внимание прежде всего на готовность педагогических работников осуществлять, скажем так, базовые шаги в рамках первичной профилактики: «Заметить. Спросить. Напра-

вить». Заметить признаки кризисного состояния ребенка, спросить или, иначе говоря, прояснить ситуацию, оповестить о результатах наблюдения лиц, координирующих профилактическую работу в школе, собрать совместно с коллегами при соблюдении конфиденциальности информацию для прояснения ситуации, побеседовать с ребенком (или передать задачу проведения беседы педагогу-психологу), направить в случае подтверждения предположения о кризисном состоянии ребенка по согласованию с коллегами, вовлеченными в работу со случаем, семью и ребенка для получения специализированной помощи. Готовность к осуществлению этих шагов предполагает, что все педагоги образовательной организации знакомы с маркерами кризисного состояния, депрессивного состояния у детей и подростков, знакомы с алгоритмами взаимодействия с коллегами в рамках работы со случаем выявления ребенка с признаками кризисного состояния. Классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, заместители директора по воспитательной работе знакомы с правилами и условиями проведения беседы с ребенком; владеют базовыми навыками ведения беседы (в частности, установление контакта, активное слушание, эмоциональная поддержка, прояснение намерений); знакомы с порядком взаимодействия с родителями обучающегося, нуждающегося в психологической, специализированной помощи; готовы к проведению беседы с родителями и корректному оформлению ее результатов; имеют письменные рекомендации для родителей относительно получения помощи семьей и ребенком (в учреждениях здравоохранения, центрах психолого-педагогического сопровождения); осведомлены о порядке межведомственного взаимодействия в случае, если семья ребенка, находящегося в кризисном состоянии, отказывается от получения помощи, когда неблагополучие в семейных отношениях, поведение членов семьи являются источником кризисного состояния ребенка (асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с ребенком и т. п.).

Определить степень готовности педагогов к осуществлению базовых шагов первичной профилактики и выявить возможные дефициты поможет анализ профилактической работы школы, который могут провести как сами работники образовательной организации, так и внешние эксперты — например, специалисты, осуществляющие научно-методическое сопровождение профилактической деятельности образовательных организаций. Такой анализ позволит определить необходимые меры по совершенствованию базовых компетенций педагогов в области профилактики: информирование педагогов, обучение педагогов конкретным навыкам в рамках курсов повышения квалификации, тренингов, консультации специалистов по отдельным вопросам, например, по вопросу ведения беседы с родителем ребенка, нуждающегося в помощи в связи с кризисным

72

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2021

состоянием. Наибольшие затруднения по нашим наблюдениям педагоги испытывают при ведении беседы с родителями обучающегося (информирование родителя о результатах наблюдения, диагностики; убеждение в необходимости обращения за психологической, специализированной помощью), подготовке рекомендаций (перечня учреждений, оказывающих психологическую, специализированную помощь с указанием условий получения помощи, порядка обращения), информировании родителей об ответственности перед законом за неисполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов ребенка. Важно подчеркнуть, что восполнение дефицитов требует, как правило, создания долгосрочного плана, включающего различные формы работы, направленные на совершенствование компетенций педагогов, обновление инструментария наблюдения, развитие форм межведомственного взаимодействия и т. д.

Совершенствование первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков предполагает не только развитие профессиональных компетенций педагогов, но качественное изменение организации и содержания работы внутри таких направлений, как информационно-просветительская и диагностическая работа, а также деятельность по созданию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в школе.

Информационно-просветительская работа педагогов, педагога-психолога в рамках первичной профилактики суицидального поведения включает в себя дифференцированное информирование родителей и обучающихся по вопросам профилактики суицида в ходе родительских собраний, классных часов, иных мероприятий, распространение информации посредством постеров, брошюр, публикаций в социальных сетях, на сайте образовательной организации. Это ответственное и сложное направление работы, требующее не только осведомленности в обсуждаемой теме, наличия качественных информационно-методических материалов, но и риторического мастерства, владения современными организационными форматами взаимодействия с родителями и подростками. В рамках совершенствования этого направления профилактики необходимо провести анализ содержания информационно-просветительской деятельности, что можно сделать посредством анализа плана профилактической работы в школе: определить достаточность запланированных информационно-просветительских мероприятий, уместность их формата (акция, флешмоб, беседа с приглашенным экспертом, онлайн-лекция в родительском лектории и т. п.), корректность сформулированных тем, целей и задач. Особое внимание следует обратить на темы мероприятий. Дифференцированное информирование в области профилактики рисков развития суицидального поведения предполагает, что мы обсуждаем разные аспекты

этой проблемы в различных аудиториях. Так, с родителями полезно запланировать обсуждение таких тем, как «Особенности современного детства (трансформация детства), «Социальная ситуация развития современного ребенка», «Проблемы современного родительства (родитель в мире неопределенности и разнообразия), «Подростковый возраст (специфика, задачи развития, психологические новообразования, кризис), «Суицидальное поведение — суть, виды, распространенность», «Причины суицидального поведения детей и подростков, факторы актуального и потенциального риска», «Сигналы опасности — поведенческие признаки развития рисков суицидального поведений у подростков», «Опасный (деструктивный) контент в сети Интернет», «Помощь в кризисных ситуациях: где ребенок и семья могут получить психологическую и иную помощь». Названия тем приведены так, как они могут звучать в рабочих документах, для родительской аудитории названия могут носить несколько иной характер, например «Как помочь себе и ребенку пережить подростковый кризис?», «Как защитить ребенка от опасного контента в Интернете?», «У подростка несчастная любовь. Как ему помочь?», «Как наладить и сохранить доверительные отношения с ребенком?» и т. п.

Важнейшая часть просветительской работы — формирование готовности родителей помочь ребенку, переживающему кризисное состояние, понимания, что обращение за психологической и специализированной помощью является нормой.

Наблюдения за организацией этого направления профилактической работы в школах свидетельствуют, что особенно трудной для педагогов остается информационно-просветительская работа с родителями обучающихся — встречи с родителями по обсуждаемой проблематике планируются редко, наиболее распространенным форматом взаимодействия остается родительское собрание, методические материалы тематических сайтов и рекомендаций профильных ведомств используются нечасто. Существенным препятствием в реализации этого направления профилактики является невысокая информированность самих педагогов в вопросах помощи ребенку в кризисном состоянии. Так, педагоги недостаточно осведомлены об условиях обращения за психологической и психиатрической помощью в районе и регионе, в то время как задача нормализации обращения за такой помощью в родительской аудитории остается одной из важнейших.

Информирование относительно возможностей получения психологической и иной помощи в трудной жизненной ситуации, кризисном состоянии (очной, телефонной, онлайн) также одна из важнейших задач информационно-просветительской работы с обучающимися. Иногда мы наблюдаем крайнюю ограниченность информационно-просветительской работы с подростками, подчас она сводится к размещению где-либо

Кирсанова В. Г. Совершенствование первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательной организации

номера телефона доверия. Но эта скромная мера, скорее всего, не даст желаемого результата — осведомленность учеников в вопросе доступности помощи, как правило, остается незначительной, а готовность за ней обратиться — невысокой. Анализ мероприятий в этом направлении работы должен основываться не столько на количестве и периодичности мероприятий для обучающихся и родителей, сколько на планируемых результатах. Цель таких мероприятий — не только повышение осведомленности аудитории в обсуждаемом вопросе, но и формирование готовности обращения за помощью. Поэтому организаторам мероприятия прежде всего следует ответить на вопрос: способствует ли достижению этой цели формат мероприятия? Такая аналитическая работа позволит определить затруднения, например, отсутствие современных и качественных информационно-просветительских материалов, несоответствие аудитории формату или теме просветительской работы и т. п. Преодолеть их поможет ориентация на методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению и их родителями, содержащиеся в письме Министерства образования РФ от 28 апреля 2018 года N 07-2498, использование методических материалов таких ресурсов, как «Я-родитель» — https://www.ya-roditel.ru/, «Телефон доверия для детей, подростков и их родителей» — https://telefon-doveria.ru/, «Фонд развития Интернет» — http://www.fid.su/. Возвращаясь к вопросу информирования детей и подростков о возможности звонка на телефон доверия, можно рекомендовать включить в план мероприятий акцию (флешмоб, игру, формат следует выбирать в зависимости от возраста детей), которая позволит ознакомить детей с принципами его работы, развеять мифы, например, о записи разговоров, автоматическом определении номера звонящего и его местоположения и т. п., убедить их, что обращаться можно с самыми разными проблемами и трудностями и при этом сохранить полную анонимность. Подготовиться к такому мероприятию помогут материалы сайта «Телефон доверия для детей, подростков и их родителей».

Диагностическая работа в рамках профилактики суицидального поведения детей и подростков в образовательной организации направлена на выявление обучающихся, находящихся в группе риска развития суицидального поведения. Совершенствование этого направления предполагает ревизию инструментария, процедур выявления группы риска и использование результатов в организации профилактической работы.

В Московской области ежегодно проводится социально-психологическое тестирование обучающихся 7-11-х классов, направленное на выявление рискогенных социально-психологических условий, в которых может находиться респондент.

Результаты социально-психологического тестирования целесообразно использовать в организации профилактической работы школы, поскольку они позволяют локализовать риски, оценить степень их выраженности. Но практика организации работы с результатами тестирования бывает подчас лишена последовательности. Например, общие результаты тестирования обсуждаются лицами, координирующими профилактическую работу, но изменения в план самой работы на основании результатов не вносятся.

Иные централизованные процедуры скрининга в образовательных организациях Московской области не проводятся. Принимая во внимание, что социально-психологическое тестирование не направлено на выявление рисков развития суицидального поведения, перед педагогом-психологом школы может быть поставлена задача выявления именно этой группы риска или задача уточнения состояния ребенка (есть ли такой риск и в какой степени он выражен). Чаще всего психолог имеет дело с конкретным случаем, очевидно, что проведение полноценного скрининга одним специалистом едва ли возможно. В рамках совершенствования диагностического направления работы педагога-психолога может быть целесообразной ревизия диагностического инструментария с целью его обновления. Для пополнения портфеля диагностических методик полезно обратиться к современным работам в области выявления рисков развития суицидального поведения у детей и подростков (Г. С. Банников, О. В. Вихристюк, Л. В. Миллер, Т. С. Павлова, Н. Ю. Федунина), упомянутым выше методическим рекомендациям для педагогов-психологов, методическим рекомендациям, представленным в письме Министерства здравоохранения РФ от 6 марта 2020 г. N 15-2/И/2-2645 «Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты)» [1; 2; 4].

Важное место в рамках первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков занимает работа по поддержанию благоприятного социально-психологического климата в образовательной организации, созданию условий для успешной адаптации и продуктивной социализации обучающихся. Как совершенствовать это направление профилактической деятельности? Целесообразной представляется ревизия системы мер, предпринимаемых педагогическим коллективом, в частности важно определить, реализуются ли в школе тематические программы (вместо разовых мероприятий), интегрированы ли они в воспитательную работу школы или реализуются на периферии школьной жизни, отвечают ли эти программы современным реалиям (социальной ситуации развития современного ребенка). Следует обратить внимание на наличие (или отсутствие) программ противодействия буллингу и его профилактике, программ по развитию навыков адаптивного поведения у обучающихся, в том

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2021

74

числе программ, направленных на развитие навыков совладающего поведения, а также программ, вовлекающих детей и подростков в реализацию социально значимых и творческих проектов, поддерживающих чувство принадлежности к просо-циальным группам, организующим досуг и отдых.

Реализация этого направления работы в школе требует системного подхода, что встречается не всегда. Иногда можно наблюдать не систему целенаправленных и целесообразных событий, а совокупность мероприятий, решающих локальные задачи, не позволяющих последовательно создавать в образовательной организации интегрирующую среду. Следует отметить, что создание целостной системы профилактической работы — сложная задача, и школа в ее решении должна получать помощь и поддержку структур, реализующих научно-методическое сопровождение профилактической работы. В Московской области такую поддержку осуществляет ряд

структурных подразделений Академия социального управления (АСОУ): Центр управления социально-педагогической поддержки детства, Центр практической психологии образования, кафедра методики воспитания и дополнительного образования. Помощь школам в организации профилактической работы носит адресный характер — специалисты сопровождения могут откликнуться на запрос школы, учитывая затруднения педагогического коллектива в реализации первичной профилактики, предложить консультативную поддержку администрации школ, тематические тренинги для педагогов, педагогов-психологов в рамках курсов повышения квалификации, помощь в планировании и организации информационно-просветительских мероприятий с родителями обучающихся, аудит профилактической работы образовательной организации с последующей разработкой карты дефицитов и комплексного плана по их восполнению.

Литература

1. О методических рекомендациях «Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты)»: письмо Министерства здравоохранения РФ от 6 марта 2020 г. N 15-2/И/2-2645. — URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74231984/ (дата обращения: 28.08.2021).

2. Банников, Г. С. Применение технологии выявления факторов риска развития суицидального поведения среди подростков и молодежи / Г. С. Банников, О. В. Вихри-стюк, Н. Ю. Федунина // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 23, № 4. — C. 91-101. — URL: https://psyjournals.ru/files/95870/pse_2018_n4_ Bannikov Vikhristyuk_Fedunina.pdf (дата обращения: 28.10.2021).

3. Вихристюк, О. В. Основные направления программы профилактики суицидального поведения в системе

образования / О. В. Вихристюк // Вестник Вятского государственного университета. — 2012. — № 3. — С. 150-155. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-napravleniya-programmy-profilaktiki-suitsidalnogo-povedeniya-v-sisteme-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 28.08.2021).

4. Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению. — URL: https://legalacts.ru/ doc/metodicheskie-rekomendatsii-dlja-pedagogov-psikhologov-i-sotsialnykh-pedagogov-obrazovatelnykh-organizatsii/ (дата обращения: 28.08.2021).

1. O metodicheskikh rekomendatsiiakh «Suitsidalnoe po-vedenie nesovershennoletnikh (profilakticheskie aspek-ty)»: pismo Ministerstva zdravookhraneniia RF ot 6 marta 2020 g. N 15-2/I/2-2645 [On the methodological recommendations "Suicidal behavior of minors (preventive aspects)": letter from the Ministry of Health of the Russian Federation of March 6, 2020 N 15-2/I/2-2645]. Retrieved August 26, 2021, from https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/74231984/

2. Bannikov, G. S., Vikhristyuk O. V, & Fedunina N. Yu. (2018). Applying the technique for screening the risks of suicidal behavior in adolescents and young people. Psikhologich-eskaia nauka i obrazovanie. 23, 4, 91-101. Retrieved October 28, 2021, from: https://psyjournals.ru/files/95870/ pse 2018 n4_Bannikov Vikhristyuk Fedunina.pdf

3. Vikhristiuk, O. V. (2012). Main trends of program of suicidal behavior prevention in the educational system. Vest-

References

nik Viatskogo gosudarstvennogo universiteta, 3, 150-155. Retrieved August 28, 2021, from https://cyberleninka. ru/article/n/ osnovnye-napravleniya-programmy-profilaktiki-suitsidalnogo-povedeniya-v-sisteme-obrazovaniya/viewer 4. Metodicheskie rekomendatsii dlia pedagogov-psikhologov i sotsialnykh pedagogov obrazovatelnykh organizatsii po provedeniiu profilakticheskoi raboty s nesovershenno-letnimi, sklonnymi k suitsidalnomu povedeniiu [Methodological recommendations for educational psychologists and social teachers of educational organizations on preventive work with minors prone to suicidal behavior]. Retrieved August 28, 2021, from https://legalacts. ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-dlja-pedagogov-psikhologov-i-sotsialnykh-pedagogov-obrazovatelnykh-organizatsii/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.