Научная статья на тему 'СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ'

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодий Елена Евгеньевна

В статье освещены актуальные вопросы профилактики правонарушений среди молодежи. Представлена статистика случаев девиантного поведения среди подростков в масштабах РФ за период 2019-2020 гг., обусловливающая важность взаимодействия педагогических коллективов образовательных организаций и сотрудников правоохранительных органов в работе по профилактике правонарушений в студенческой среде. Рассмотрен опыт создания в Челябинской области социообразовательной среды, ориентированной на социально-правовое сопровождение студентов колледжа. На примере деятельности ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» (далее - ГБПОУ «ЮУМК») по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся, в том числе суицидального, показана практика создания системы социально-правового сопровождения студентов. Сделан акцент на том, что воспитательная система ГБПОУ «ЮУМК» базируется на совокупном взаимодействии всех принципов и элементов воспитательного процесса с опорой на основополагающие нормативные документы. Описана социообразовательная среда, концептуально поддерживаемая и конструируемая согласно основным направлениям инновационной деятельности региональной инновационной площадки по теме «Система социально-правового сопровождения студентов колледжа как фактор успешной профилактики правонарушений». Представлены инструменты, способствующие формированию новых установок позитивной социальной ориентации студентов. Приведены результаты деятельности педагогических работников в системе профилактики правонарушений среди студентов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодий Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SOCIAL AND LEGAL SUPPORT OF COLLEGE STUDENTS AS A FACTOR OF SUCCESSFUL PREVENTION OF OFFENSES

The article highlights topical issues of crime prevention among young people. The article presents statistics of cases of deviant behavior among adolescents across the Russian Federation for the period 2019-2020, which determines the importance of interaction between teaching staff of educational organizations and law enforcement officers in the prevention of offenses in the student environment. The experience of creating a socio-educational environment in the Chelyabinsk region focused on social and legal support of college students is considered. The practice of creating a system of social and legal support for students is shown on the example of the activities of the South Ural Multidisciplinary College (hereinafter referred to as the GBPOU «YUMK») on the prevention of deviant behavior of students, including suicidal behavior. The emphasis is made on the fact that the educational system of the GBPOU «YUMK» is based on the combined interaction of all the principles and elements of the educational process, based on the fundamental regulatory documents. The socio-educational environment is described, conceptually supported and designed according to the main directions of innovation activities of the regional innovation platform on the topic «The system of social and legal support of college students as a factor in the successful prevention of offenses». The tools are presented that contribute to the formation of new attitudes of positive social orientation of students. The results of the activities of teachers in the system of crime prevention among college students are presented.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

Колесников Максим Викторович, преподаватель Учебного центра (по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы, г. Челябинск) ФГКВОУ ВО «Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва» МО РФ в г. Омске; аспирант ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: maksim_k86@mail.ru

Kolesnikov Maxim Viktorovich, lecturer at the Training Center (for the training of junior specialists of the armored service, Chelyabinsk) «Branch of the Military Academy of Logistics named after General of the Army A. V. Khrulev» of the Ministry of Defense of the Russian Federation in Omsk; postgraduate student of South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: maksim_k86@mail.ru

Сведения для цитирования: Колодий, Е. Е. Система социально-правового сопровождения студентов колледжа как фактор успешной профилактики правонарушений / Е. Е. Колодий // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 139-146.

УДК 37.0 ББК 74.57

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Е. Е. Колодий

В статье освещены актуальные вопросы профилактики правонарушений среди молодежи. Представлена статистика случаев девиантного поведения среди подростков в масштабах РФ за период 2019-2020 гг., обусловливающая важность взаимодействия педагогических коллективов образовательных организаций и сотрудников правоохранительных органов в работе по профилактике правонарушений в студенческой среде. Рассмотрен опыт создания в Челябинской области социообразовательной среды, ориентированной на социально-правовое сопровождение студентов колледжа. На примере деятельности ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» (далее — ГБПОУ «ЮУМК») по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся, в том числе суицидального, показана практика создания системы социально-правового сопровождения студентов. Сделан акцент на том, что воспитательная система ГБПОУ «ЮУМК» базируется на совокупном взаимодействии всех принципов и элементов воспитательного процесса с опорой на основополагающие нормативные документы. Описана социообразовательная среда, концептуально поддерживаемая и конструируемая согласно основным направлениям инновационной деятельности региональной инновационной площадки по теме «Система социально-правового сопровождения студентов колледжа как фактор успешной профилактики правонарушений». Представлены инструменты, способствующие формированию новых установок позитивной социальной ориентации студентов. Приведены результаты деятельности педагогических работников в системе профилактики правонарушений среди студентов колледжа.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, отклоняющееся поведение подростков, профилактика суицидального поведения, социально-правовое сопровождение подростков, позитивная социальная ориентация подростков.

Профилактика отклоняющегося поведения детей и молодежи является актуальной междисциплинарной проблемой современности, опре-

деляется государственными и общественными институтами в качестве приоритетной в деле реализации стратегии опережающего развития

страны и регионов и должна опираться на современные мировые и национальные тенденции общественного развития, научно-практические и организационные инновации в данной сфере. Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства является одним из основных национальных приоритетов России, где в числе существенных условий выступает обеспечение психологической безопасности детей и подростков.

Актуализирует проблему статистика случаев девиантного поведения среди молодежи. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 300 000 уголовных дел в отношении несовершеннолетних, из которых 100 000 — это дети, не достигшие возраста уголовной ответственности. О серьезности ситуации говорит и выросшее почти до 145 000 число подростков, поставленных в 2019 г. на учет подразделениями по делам несовершеннолетних (из них более чем 70 000 совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста). Анализ социально-криминологической характеристики преступности за январь — ноябрь 2020 г. указывает на эффективность работы подразделений МВД России по профилактике криминальной активности подростков. Так, несовершеннолетними и при их соучастии совершено на 9,1 % меньше уголовно наказуемых деяний, чем за аналогичный период 2019 г Однако, по данным прокуратуры РФ, несовершеннолетние в России ежегодно совершают более 40 000 преступлений либо являются в них соучастниками, в том числе большинство несовершеннолетних (83 %) в 2019 г. совершили преступления против собственности, 8 % — против жизни и здоровья, более 4 % — преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков [1].

Проблема криминогенности подросткового контингента в Челябинской области также заставляет внимательно и ответственно относиться к обеспечению среды благополучного и безопасного детства, сохраняя в качестве приоритетных направлений профилактику правонарушений и правовое просвещение подростков.

Актуальные проблемные вопросы профилактики отклоняющегося поведения обучающихся в системе среднего профессионального образования решаются системно, с применением современных средств и методов работы с подростками, требующими особого педагогического внимания. Подростковый возраст, как известно, является очень сложным временем для индивидуума, когда эмоции преобладают над разумом и поведенческие паттерны становятся

эмоционально обусловленными и окрашенными. Именно поэтому у подростка возникают сложности, как на эмоциональном, так и на физическом уровне. Условиями такого несоответствия являются значительные различия между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и ко взрослым, а также различия в их обязанностях и правах и т. п. [2].

Чтобы нивелировать поведенческие реакции подростков, вызванные этими факторами, педагогические работники ГБПОУ «ЮУМК» ведут системную воспитательно-профилактическую работу во взаимодействии с социальными партнерами, родителями (законными представителями) подростков, лидерами студенческого самоуправления, заинтересованными лицами и организациями.

Главная задача воспитательно-профилактической работы в колледже — формирование новых установок позитивной социальной ориентации студентов при помощи успешно реализуемой системы воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно полезной деятельности. Профилактическая работа осуществляется под руководством администрации колледжа во взаимодействии с органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [3];

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ [4];

- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ [5];

- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ [6].

Педагогический коллектив колледжа решает следующие задачи, способствующие профилактической работе:

- нравственное воспитание, результатом которого является усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения;

- соблюдение норм коллективной жизни, опирающееся на уважение к закону, к правам окружающих людей;

- формирование здорового образа жизни, способности к физическому самосовершенствованию и развитию;

- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде;

- формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, региона, колледжа, окружающих людей;

- приобщение студентов к системе ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего Отечества.

Воспитательная система ГБПОУ «ЮУМК» базируется на совокупном взаимодействии всех принципов и элементов воспитательного процесса. Воспитательная деятельность в колледже представляет собой комплексную систему направлений, способствующую решению разнообразных воспитательных задач. Одним из таких направлений является система социально-правового сопровождения студентов колледжа, призванная обеспечить профилактику и коррекцию негативных форм отклоняющегося поведения и правонарушений.

В январе 2020 г приказом Министерства образования и науки Челябинской области на базе ГБПОУ «ЮУМК» открыта региональная инновационная площадка «Система социально-правового сопровождения студентов колледжа как фактор успешной профилактики правонарушений». В соответствии с паспортом площадки, основными направлениями инновационной деятельности являются:

- правовое просвещение студентов колледжа;

- развитие социообразовательной среды, ориентированной на социально-правовое сопровождение студентов;

- профилактика негативных форм отклоняющегося поведения и правонарушений у студентов.

Наиболее важные аспекты профилактической деятельности — это:

- психолого-педагогическая диагностика отклоняющегося поведения;

- ликвидация пробелов в знаниях студентов;

- борьба с пропусками занятий;

- максимальная занятость студентов и организация их досуга;

- формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

Ежегодно в сентябре — ноябре в колледже проводятся диагностические мероприятия со студентами первого курса, направленные на выявление детей группы риска, склонности к отклоняющемуся и суицидальному поведению; социально-психологическое тестирование на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Полученные результаты обрабатываются педагогами-психологами при помощи соответ-

ствующих методик, и классным руководителям выдаются рекомендации по выстраиванию воспитательной работы в группе. Со студентами, вызывающими беспокойство по результатам обследования, педагоги-психологи проводят индивидуальные беседы и консультации; таких обучающихся включают в группы для проведения дополнительных тренингов и сеансов социальной игры-навигатора «Я — Человек».

Смысловым и деятельностным ядром региональной инновационной площадки является социальная игра-навигатор «Я — Человек». Автор игры — предприниматель и общественный деятель А. В. Шадрин. В ходе игры участникам представляется возможность увидеть, какими они могут стать через несколько лет, если ничего не поменяют в своем поведении — смогут ли они сформироваться как личность, социализироваться, жить достойно, смогут ли обеспечить своим детям счастливую жизнь, дать им образование. Игра «Я — Человек» выявляет сущность и потенциал каждого участника, помогает увидеть их будущее [2].

В течение учебного года сеансы игры «Я — Человек» посещают все первокурсники (а это около 1000 чел.) и студенты более старших курсов (около 150 чел.), нуждающиеся, по мнению педагогов, в коррекции поведения. Результатом игры является корректировка отклоняющегося поведения студентов.

Студенты группы риска намеренно привлекаются к участию в сеансах игры «Я — Человек» с целью коррекции их поведения и предупреждения совершения противоправных деяний.

Достижению положительного результата деятельности педагогического коллектива, существенно ограничивающего риск мотивации к асоциальному поведению, способствуют проведение индивидуальной и групповой работы со студентами, вовлечение обучающихся в занятия научных клубов, спортивных секций, творческих объединений; привлечение их к участию в предметных, спортивных, культурно-массовых мероприятиях.

Из 3159 студентов очной формы обучения во внеклассных мероприятиях по учебным дисциплинам в данном учебном году приняли участие 828 человек. Занимаются в колледже в коллективах художественной направленности 99 человек, в творческих коллективах технической и декоративно-прикладной направленности — 32 человека, в научном обществе студентов — 43 человека, в спортивных секциях — 139 человек, в военно-патриотических клубах — 77 человек;

являются членами студенческого самоуправления 299 человек; входят в состав добровольческих отрядов 78 человек.

Широкая пропаганда правовых знаний среди студентов — необходимое звено в профилактике асоциального поведения.

Педагогические работники колледжа регулярно проводят профилактические беседы со студентами, проживающими в общежитии, на темы: «Как вести себя в проблемных ситуациях», «Вредные привычки» и т. п. Со студентами первого курса проводятся тематические классные часы: «Незнание закона не освобождает от ответственности», «Я и закон», «Знаешь ли ты право?», «Хочу и надо, могу и должен». Среди студентов проводятся конкурсы по разработке памяток, как вести себя в различных ситуациях, связанных с правонарушениями в молодежной среде. Студенты создают видеоролики и презентации на актуальные социальные и правовые темы для участия в конкурсах различного уровня и дальнейшего использования их на классных часах и других внеклассных мероприятиях.

В Юридическом комплексе колледжа на протяжении 12 лет действует студенческий клуб «Правовед», где заинтересованные студенты рассматривают наиболее актуальные и даже спорные вопросы законодательства. С результатами своих исследований студенты клуба выступают перед другими обучающимися на классных часах и других внеучебных занятиях.

С целью правового просвещения и для формирования устойчивого познавательного интереса обучающиеся вовлекаются в деятельность научного общества учащихся «Пирамида». Исследовательские работы студентов по вопросам гражданственности, сохранения народами страны своей национальной культуры и языка, развития отраслей права находят выход на ежегодной научно-исследовательской конференции колледжа в секциях «Гуманитарное направление: лингвистика, психология, социология» и «Право и экономика».

В тематический план воспитательной работы колледжа включены лекции для студентов первого курса по профилактике экстремизма и вовлечения подростков и молодежи в террористическую деятельность. Традиционными для колледжа стали тренинги, проводимые со студентами специалистами МБУ «Центр профилактического сопровождения „КОМПАС"» на актуальные темы: «Позитивное взаимодействие в профилактике химических зависимостей», «Стратегии эффективного взаимодействия и профилактика

конфликтов», «Навыки жизнестойкости», через которые проходят 95 % первокурсников.

Работа по организации профилактики курения табака и курительных смесей, потребления алкогольных и спиртосодержащих веществ, наркотических средств, психотропных и психоактивных веществ, суицидального поведения у подростков возложена на кураторов групп, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей общежития, руководителей студенческих клубов, кружков, секций. Следует заметить, что антинаркотическая профилактика предполагает также «правовую пропаганду, которая должна проводиться на плановой основе и систематически» [7, с. 116].

С педагогическими работниками регулярно проводятся обучающие мероприятия, способствующие повышению уровня их компетентности в данном направлении. Так, преподаватели должны знать, что «при проведении... пропагандистских мероприятий необходимо учесть некоторые особенности. Распространение объема знаний о вреде пьянства и наркомании не должно перейти в „тактику запугивания", поскольку такой способ не всегда дает положительный результат для подростков из-за их возрастных особенностей. Для них характерна ориентация на видимые последствия, а то, что ожидается в результате, в сознании подростка не имеет ничего общего с ним. Кроме того, просветительские мероприятия не должны содержать подробного описания способов изготовления, распространения и потребления наркотиков» [7, с. 118].

Методические материалы, рекомендуемые педагогическим работникам с целью использования для оперативной диагностики и коррекции отклоняющегося поведения, в том числе суицидального, у обучающихся, постоянно обновляются и поддерживаются в актуальном состоянии.

Работа педагогического коллектива по профилактике правонарушений в студенческой среде проходит при постоянном взаимодействии с сотрудниками ОП «Металлургический», инспекторами и начальником ОДН ОП «Металлургический», помощником прокурора Металлургического района г. Челябинска.

Студенты, нарушающие правила внутреннего распорядка и правила проживания в общежитии, имеющие большое количество замечаний, приглашаются на заседание совета профилактики.

Информация о совершении преступлений студентами колледжа, поступающая в ГБПОУ

«ЮУМК» из отделов полиции УМВД России по г. Челябинску, становится основанием для ведения дополнительной индивидуальной работы со студентами-правонарушителями. Такие обучающиеся берутся на педагогический учет. Классные руководители и мастера производственного обучения составляют и реализуют индивидуальный план воспитательной работы с данными студентами и их родителями.

Обращаясь к вопросу профилактики суицидального поведения у подростков, надо отметить, что актуальность данной проблемы обусловлена ростом количества суицидальных практик в детско-подростковой среде.

Суицид бывает истинный, демонстративный и скрытый (непрямой).

Истинный суицид — это осознанное, взвешенное решение уйти из жизни. Он предполагает длительную подготовку, планирование данного акта (от нескольких дней до нескольких лет).

Демонстративный суицид происходит в момент сильных эмоциональных переживаний, часто спонтанно, необдуманно. Самоубийство является средством коммуникации и самовыражения.

Скрытый (непрямой) суицид выражается в рискованном, опасном для жизни и здоровья поведении, когда человек знает, что его действия могут привести к смерти или существенно сократить срок жизни, и сознательно совершает такие действия [8]. В данном случае речь идет об употреблении алкоголя или наркотических средств. Алкоголизм и наркомания сами по себе являются формами непрямого суицида. Почти половина случаев подростковых суицидов связана с употреблением алкоголя. Алкоголизм является существенным фактором риска — например, когда в семье или близком окружении подростка есть алкоголик или наркоман.

Даже если в семье все внешне благополучно, семей, которые были бы полностью застрахованы от совершения ребенком самоубийства, не существует. Количество детей, профессиональные статусы родителей и уровень материальной обеспеченности не определяют степень защищенности семьи от трагедии. Важно понять, почему дети совершают суициды. Во-первых, дети обладают небольшим жизненным опытом в области решения проблем. То, что для взрослого кажется пустяком или посильной, решаемой задачей, ребенка может напугать, расстроить, привести в состояние растерянности и отчаяния. Если ситуация кажется ребенку безвыходной, самоубийство ста-

новится подходящим способом защититься от проблемы. Во-вторых, дети и подростки только учатся управлять своими эмоциями. Многие обучающиеся не знают, как выражать свои чувства и справляться с переживаниями. И здесь суицид представляется эффективным способом избавиться от эмоциональной боли. Самоубийство может быть совершено импульсивно в момент сильного гнева, обиды или разочарования. В-третьих, самооценка детей очень неустойчива. Неудачи, провалы, конфликты, подшучивания сверстников или непонимание взрослых могут подорвать уверенность в себе и заставить ребенка чувствовать себя ничтожеством, недостойным жить. Таким образом, лишая себя жизни, ребенок наказывает себя за самоощущение никчемности. Четвертая причина самоубийств детей и подростков — это требования и давление взрослых, когда ребенок не в силах оправдать ожидания и справиться с напряжением [8].

Предотвращению суицида существенно способствуют:

- наличие психологического контакта педагогов и обучающихся;

- знание системы маркеров риска суицидального поведения;

- внимание к поведению и внешнему виду обучающихся;

- мониторинг активности обучающихся;

- оперативность мер в случае явного риска совершения суицида обучающимся.

Снизить мотивацию к суицидальному поведению помогают:

- обучение подростков социально приемлемым и жизнесберегающим методам решения жизненных проблем;

- обучение подростков выражению эмоциональных реакций и управлению ими;

- повышение уровня развития навыков социального функционирования;

- формирование позитивного отношения к собственной личности, телу, способностям и жизни в целом;

- формирование представления о жизни и смерти.

Формирование этих качеств и знаний — работа для целой команды профессионалов, настроенных на достижение положительного результата. Поэтому в колледже ею занимается 151 педагог, в том числе 122 классных руководителя, 14 воспитателей общежитий, 5 методистов по воспитательной работе, 4 психолога, 2 социальных педагога, 2 педагога-организатора, по одному преподавателю-организатору БЖД и руководителю физвоспитания. Данными

специалистами проводится систематическая всесторонняя работа, направленная на профилактику правонарушений в студенческой среде, включая мероприятия, способствующие снижению мотивации к суицидам.

Педагоги ГБПОУ «ЮУМК» совместно со специалистами по воспитательной работе и психологами в рамках классных часов и внеучеб-ных занятий проводят с учебной группой беседы и практические занятия, формирующие интерес к жизни. Психологи оказывают студентам и их семьям адресную помощь в решении актуальных жизненных проблем, проводят с учебными группами социально-психологические тренинги по повышению уровня жизнестойкости обучающихся. Родители, по рекомендации педагогических работников, окружают подростков заботой и оказывают им поддержку.

Антисуицидальными факторами можно считать: вовлечение подростка в социальную активность, в которой он находится на одном уровне с другими либо является успешнее других; наличие близкого круга друзей-сверстников, а также значимого взрослого (кроме родителей), с которым у подростка складываются доверительные отношения; успешность подростка в какой-либо социально позитивной деятельности (например, спорт или творчество).

Знание факторов риска и антисуицидальных факторов, своевременное выявление подростков группы риска и грамотное профессиональное реагирование — ключи к профилактике суицидов [9].

Межведомственные акции, проводимые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в Металлургическом районе г. Челябинска, существенно дополняют и активизируют работу педагогического коллектива колледжа, касающуюся профилактики отклоняющегося и суицидального поведения обучающихся, правового просвещения студентов и их родителей (законных представителей), обновления и актуализации знаний педагогических работников по данному направлению.

Так, в период проведения акции «За здоровый образ жизни» в апреле 2021 г. в колледже проведены следующие мероприятия:

- встреча студентов с клиническим психологом больницы № 6 по теме «Профилактика суицидов» (39 чел.);

- беседа со студентами по профилактике СПИДа при участии специалистов Областного центра СПИДа (40 чел.);

- классный час с элементами тренинга «Курение — путь к успеху?..» (61 чел.);

- дискуссионные качели «Курить — здоровью вредить» (20 чел.);

- тренинги для студентов «Позитивная профилактика химических зависимостей», организованные психологами МБУ ЦПС «Компас» (213 чел.);

- беседа со студентами по профилактике СПИДа при участии специалистов Областного центра СПИДа (40 чел.);

- тренинги для студентов «Позитивная профилактика химических зависимостей», организованные психологами МБУ ЦПС «Компас» (213 чел.);

- классный час «Изучение закона „Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"» (84 чел.);

- индивидуальные психологические консультации студентов (18 чел.);

- индивидуальные психологические консультации родителей (законных представителей) (1 чел.);

- организация традиционных весенних субботников (2374 чел.);

- организация сдачи нормативов ГТО (632 чел.);

- семинар классных руководителей в Юридическом комплексе (42 чел.);

- обучающий семинар в рамках деятельности региональной инновационной площадки с участием руководителя центра мониторинга социальных сетей ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» Е. В. Щетининой (14 чел.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обучающий семинар-совещание по воспитательной работе для педагогических работников Транспортно-технологического комплекса (50 чел.);

- собрание родителей (законных представителей) студентов, имеющих неудовлетворительные результаты обучения (28 чел.).

Широкомасштабная систематическая работа педагогического коллектива колледжа, весь перечень мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и снижение количества преступлений среди студентов колледжа, способствует получению положительного результата — расширению круга интересов положительной социальной направленности, вовлечению большого количества обучающихся во внеклассную деятельность, — обеспечивает формирование у них устойчивого интереса к социально значимым активностям.

Библиографический список

1. Егоров, И. Особо опасные дети / И. Егоров // Российская газета : [сайт]. — 2020. — 20 апреля — URL: https://rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchila-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane.html/ (дата обращения: 12.05.2021).

2. Шадрин, А. В. Социально-психологическая игра-навигатор «Я — Человек» как средство правового просвещения подростков / А. В. Шадрин, О. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 141-146.

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.05.2021).

4. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федер. закон № 124-ФЗ [принят Государственной думой 03.07.1998 : одобрен Советом Федерации 09.07.1998] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 12.05.2021).

5. Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федер. закон № 120-ФЗ [принят Государственной думой 21.05.1999 : одобрен Советом Федерации 09.06.1999] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения: 12.05.2021).

6. Российская Федерация. Законы. О противодействии экстремистской деятельности : Федер. закон № 114-ФЗ [принят Государственной думой 27.06.2002 : одобрен Советом Федерации 10.07.2002] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения: 12.05.2021).

7. Танаева, З. Р. Антинаркотическая профилактическая деятельность профессиональных образовательных организаций / З. Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 114-122.

8. Школяр, Е. А. О реализации программы профилактики и коррекции асоциального поведения студентов техникума / Е. А. Школяр, Ю. Н. Шеломенцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 102-106.

9. Банников, Г. С. Методические рекомендации (памятка) психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних / Г. С. Банников, О. В. Вихристюк, Л. В. Миллер, Т. Ю. Синицына. — Москва : ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. — 40 с. — ISBN 978-5-94051-132-0.

For citation: Kolodiy, E. E. The system of social and legal support of college students as a factor of successful prevention of offenses / E. E. Kolodiy // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 139-146.

THE SYSTEM OF SOCIAL AND LEGAL SUPPORT OF COLLEGE STUDENTS AS A FACTOR OF SUCCESSFUL PREVENTION OF OFFENSES

E. E. Kolodiy

The article highlights topical issues of crime prevention among young people. The article presents statistics of cases of deviant behavior among adolescents across the Russian Federation for the period 2019-2020, which determines the importance of interaction between teaching staff of educational organizations and law enforcement officers in the prevention of offenses in the student environment. The experience of creating a socio-educational environment in the Chelyabinsk region focused on social and legal support of college students is considered. The practice of creating a system of social and legal support for students is shown on the example of the activities of the South Ural Multidisci-plinary College (hereinafter referred to as the GBPOU «YUMK») on the prevention of deviant behavior of students, including suicidal behavior. The emphasis is made on the fact that the educational system of the GBPOU «YUMK» is based on the combined interaction of all the principles and elements of the educational process, based on the fundamental regulatory documents. The socio-educational

environment is described, conceptually supported and designed according to the main directions of innovation activities of the regional innovation platform on the topic «The system of social and legal support of college students as a factor in the successful prevention of offenses». The tools are presented that contribute to the formation of new attitudes of positive social orientation of students. The results of the activities of teachers in the system of crime prevention among college students are presented.

Key words: prevention of offenses, deviant behavior of adolescents, prevention of suicidal behavior, social and legal support of adolescents, positive social orientation of adolescents.

References

1. Egorov I. Osobo opasnye deti [Especially dangerous children], Rossijskaya gazeta, 2020, 20 april, available at: https://rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchila-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane.html (accessed: 12.05.2021). (In Russian)

2. Shadrin A. V., Suikova O. A. Social'no-psihologicheskaja igra-navigator «Ja — Chelovek» kak sredstvo pravovogo prosveshhenija podrostkov [Socio-psychological game-navigator «I am a Man» as a means of legal education of adolescents], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovani-ja [Innovative development of vocational education], 2021, no. 1 (29), pp. 141-146. (In Russian)

3. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 21.12.2012 : odobren Sovetom Federacii 26.12.2012]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 12.05.2021) (In Russian)

4. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob osnovnyh garantijah prav rebenka v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon № 124-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 03.07.1998 : odobren Sovetom Federacii 09.07.1998]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19558/ (accessed: 12.05.2021). (In Russian)

5. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravona-rushenij nesovershennoletnih : Feder. zakon № 120-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 21.05.1999: odobren Sovetom Federacii 09.06.1999]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (accessed: 12.05.2021). (In Russian)

6. Rossijskaja Federacija. Zakony. O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti : Feder. zakon № 114-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 27.06.2002 : odobren Sovetom Federacii 10.07.2002]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (accessed: 12.05.2021). (In Russian)

7. Tanaeva Z. R. Antinarkoticheskaja profilakticheskaja dejatel'nost' professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Anti-drug preventive activities of professional educational organizations], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 2 (26), pp. 114-122. (In Russian)

8. Shkolyar E. A., Shelomentseva Yu. N. O realizacii programmy profilaktiki i korrekcii asocial'nogo povedeniya studentov tekhnikuma [On the implementation of the program of prevention and correction of asocial behavior of college students] Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education] 2018, no. 1 (17), pp. 102-106. (In Russian)

9. Bannikov G. S., Vikhristyuk O. V., Miller L. V., Sinitsyna T. Yu. Metodicheskie rekomendacii (pamjatka) psihologam obrazovatel'nyh uchrezhdenij po vyjavleniju i preduprezhdeniju suicidal'nogo povedenija sredi nesovershennoletnih [Methodical recommendations (memo) to psychologists of educational institutions for the identification and prevention of suicidal behavior among minors]. Moscow, GBOU VPO MGPPU, 2013, 40 p., ISBN 978-5-94051-132-0. (In Russian)

Колодий Елена Евгеньевна, заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: kee21@ mail.ru

Kolodiy Elena Evgenievna, Deputy Director for Educational Work, South Ural Multidisciplinary College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: kee21@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.