Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1289
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мигдальский А.В.

Оздоровительные услуги в последние годы занимают достойное место в сфере гостеприимства и туризма. Стремление населения планеты к здоровому образу жизни, активной жизненной позиции вызывает интерес отельеров к данному виду услуг. Спортивные комплексы, фитнес и SPA-центры стали важными атрибутами гостеприимства. Инновационные подходы к оздоровительным услугам позволили создать большое разнообразие этих услуг в зависимости от финансовых возможностей, наличия площадей и земельных участков, месторасположения и специализации гостиничного комплекса. Для совершенствования оздоровительных программ гостиничного комплекса также необходимо учитывать развитие современных технологий для использования в обслуживании гостей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ»

УДК 640.41

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСТИНИЧНЫХ

КОМПЛЕКСОВ

Мигдальский А.В.

Бакалавр Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

stanger.85@inbox. ru

Научный руководитель

Скабеева Л.И.

Канд. пед. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация skabeeva@mail.ru

Аннотация. Оздоровительные услуги в последние годы занимают достойное место в сфере гостеприимства и туризма. Стремление населения планеты к здоровому образу жизни, активной жизненной позиции вызывает интерес отельеров к данному виду услуг. Спортивные комплексы, фитнес и SPA-центры стали важными атрибутами гостеприимства. Инновационные подходы к оздоровительным услугам позволили создать большое разнообразие этих услуг в зависимости от финансовых возможностей, наличия площадей и земельных участков, месторасположения и специализации гостиничного комплекса.

Для совершенствования оздоровительных программ гостиничного комплекса также необходимо учитывать развитие современных технологий для использования в обслуживании гостей

Ключевые слова: оздоровительные программы, реабилитационные программы, восстановительная терапия

Оздоровительные программы - это комплекс процедур, который может включать в себя проживание, осмотр врача, лечебное питание, занятия физкультурно-оздоровительными процедурами для оздоровления.

Отличительная особенность данных программ - профилактическое позиционирование, которое достигается путем решения тех задач, которые связаны с повышением способности человека к восстановлению, адаптации и укреплению здоровья на основании использования основных искусственных и природных физических факторов, лечебных традиционных факторов и физических упражнений [2].

По словам директора «Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья» Данилова М., медицинская лицензия дает отелю повышенную привлекательность с точки зрения медицинских и оздоровительных услуг. Нередко при отелях, как правило, крупных, открываются небольшие курортные клиники или поликлиники. Реже отели организуют многопрофильные медицинские центры, предоставляющие разные по объему и составу медицинские услуги и консультации

врачей различных профилей. При этом в таких учреждениях часто развернуты физиотерапевтические отделения, которые по составу услуг мало чем отличаются от современного санатория - бальнеология, грязелечение, массаж, электрофизиотерапия и др.

Наиболее популярные оздоровительные программы гостиничного комплекса (с учетом того что гостиничный комплекс приобрел медицинскую лицензию) может включают в себя следующие услуги:

- Программы коррекции избыточной массы тела и детокса. Такие процедуры могут иметь разные названия - "Омоложение тела и поддержание здоровья", "Роскошный силуэт", "Очищение тела", "Похудение по-настоящему", но суть сводится к очищению организма и коррекции веса. Этого эффекта они достигают с помощью диеты или лечебного голодания, сбалансированного питания в сочетании с оздоровительными процедурами и лечебными природными факторами курорта. Благодаря комплексному подходу к цели пребывания, велика вероятность достижения этой цели. Ведь в данном случае работа профессиональных медицинских специалистов и диетологов дополняться будет различными физическими эффективными процедурами, такими как плавание в бассейне, лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе, сеансы массажа.

- Специализированные, профильные программы традиционного лечения хронических заболеваний. Эти программы призваны нормализовать работу определенных систем и институтов. К примеру, есть санатории, которые специализируются на лечении заболеваний обмена веществ и пищеварительного тракта. Затем именно под этот медицинский профиль будут разрабатываться программы лечения и профилактики рецидивов хронических заболеваний. Процедуры, которые проводятся по такой программе, узко ориентированы на лечение определенных заболеваний [4, с.56].

- Реабилитационные программы - восстановительная терапия после лечения в стационарах, реабилитацию после оперативного лечения или определённого заболевания. К примеру, существуют программы кардиореабилитации пациентов, которые перенесли инфаркт миокарда. Пациенты с сердечно-сосудистой патологией в данном случае проходят реабилитационное лечение, которое направлено на улучшение самочувствия и общего состояния организма, восстановление утраченных функций. Или, например, бывают программы реабилитации после операций и травм на суставах. Цель - адаптация к ежедневным нагрузкам, постепенное и мягкое восстановление двигательной активности.

- Спа-программы. Гости выбирают именно этот вид отдыха, если невозможно находиться на курорте в течение нескольких дней, поэтому назначается кратковременное лечение. Помимо этого, спа-программа - это отличный способ отдохнуть от повседневных

забот в комфортных условиях и поправить свое здоровье, воспользовавшись природными уникальными факторами курорта. Программу можно назвать «Антистресс».

- Геронтологические программы. Эти программы предназначены для пожилых людей с целью повышения жизнеспособности и улучшения общего состояния здоровья. Так как у возрастных больных имеется обычно набор диагностических хронических "букетов", а геронтологические программы работают комплексно на общее состояние организма, в таком варианте оздоровительной программы возникает необходимость.

Всевозможные схемы оздоровления гостиничного комплекса описать невозможно, т.к. в них присутствует большое количество схем, а также природных лечебных факторов. Важно, что любая предложенная схема полезна для выздоровления, ведь специалист назначает процедуру в соответствии со стадией заболевания и диагнозом, самочувствием пациента и его общим состоянием организма. После отдыха комплексные и отдельные процедуры окажут положительное воздействие на долгое время, но при этом способствует продвижению гостиничного предприятия в целом [6].

Перечень оздоровительных услуг в отеле как правило включает в себя: тренажерный зал и бассейн, джакузи и сауна. Для того чтобы разнообразить отдых, необходимо разрабатывать в том числе и интерактивные оздоровительные программы для любителей активного отдыха и спорта (рисунок 1).

Оздоровительные программы гостиничного комплекса

* 1

Лечебно-физкультурные Оздоровительно-профплактпческне Спортивно-массовые

Функции

- Устранение физических патологий;

- Обеспечение реабилитации (психологическая, физическая);

- Лечение болезнен.

— Поддержание работоспособности;

— Увеличение продолжительности жизни;

— Физическая рекреация:

— Улучшение эмоционального состояния;

— Улучшение телосложения;

— Укрепление здоровья;

— Профилактика заболеваний.

— Формирование командного духа;

— Улучшение физической формы;

— Общение в коллективе.

— Сравнение индивидуальных и командных достижений;

— Игровой азарт и с обязательность

Рисунок 1. Виды и функции оздоровительных программ гостиницы

Важно при оказании услуг предоставлять качественные и безопасные услуги. Показатели качества оказания услуги - совокупность показателей косвенного и прямого контакта потребителя и исполнителя услуги, процесса оказания услуги и того процесса, который связан с созданием самой услуги. Для этого помимо общих показателей качества предоставляемых услуг необходимо использовать для оценки качества конкретные показатели спортивно-оздоровительных услуг (рисунок 2). Характеристики в дальнейшем призваны перевести их в требуемый потенциал и оценить степень его реализации, т.е. возможность количественно оценить качество предоставляемых услуг [3].

Расположение фитнес-це1ггра и остальных спортивных сооружений Расстояние от гостиницы номера для гостей, проживающих в отеле, или от дома работы для гостей, не проживающих в отеле, до фитнес-центра и других сооружении, которые предоставляют услуги спортсменам, во многом будет влиять на настроение, в котором гость придет на занятие: (приподнятое при недолгой нро1улке или испорченное -при длительной дороге, с пробками и неудобствами).

Выбор свободных весов и тренажёров J\ У Количество и качество технического оснащения: тренажёров, штанг, гирь, гантелей и свободных весов должно быть сопазмспно количеству посетителей.

Комфортность воздушной среды 1/ Температура не должна превышать 18-20 ÜC. а в зоне сауны и паровых 23-25 С.

Квалификация тренерского состава J\ ~v Заведения, дорожащие своей репутацией, берут на работу тренеров только с дипломами и сертификатами, подтверждающими их профессионализм и компетентность.

Наличие дополнительных услуг j\ Сауна, бассейн, массажные кабинеты и подобное будет приятным дополнением тренировок с пользой для организма и для имиджа предприятия.

Низкая стоимость настораживает, ведь качественная услуга не может быть дешёвой. Она может быть оправдана только сезонными акциями н спецпредложеннями. Низкую цену за свои услуги представляют только открывшиеся предприятия, стремящиеся привлечь максимум клиентов.

Рисунок 2. Показатели качества процесса оказания оздоровительных услуг Для совершенствования оздоровительных программ гостиничного комплекса также необходимо учитывать развитие современных технологий:

1. Умный браслет (Фитнес трекер). Сегодня технологические достижения движутся с невероятной скоростью, а появление различных "умных" браслетов впечатлило всю фитнес - индустрию. Основная идея гаджета заключается в круглосуточном мониторинге физической активности, все фитнес-тренеры рассчитывают количество шагов, пройденное расстояние и сожженные калории. Некоторые фитнес-тренеры учитывают частоту

сердечных сокращений, контролируют режим питания и сна, а также имеют встроенный персональный тренер, который напоминает вам, когда нужно сделать упражнения или размяться. Рекомендуется раздавать эти браслеты всем участникам оздоровительной программы. Суть в том, что браслет будет следить за пульсом, нагрузкой на организм и уведомлять об окончании тренировки в зависимости от установленного времени. Также есть возможность настроить Экстренный вызов персонала центра на ключ браслета, что позволит вам сообщить гостям об ухудшении состояния. Важно отметить, что этот браслет абсолютно не мешает тренировкам, купальным процедурам и выдерживает погружения на глубину более 3-х метров [5].

- Бесплатная «Релакс терапия» для постоянного клиента. Чтобы привлечь постоянных клиентов, гостиничные комплексы предпринимают различные шаги, одним из таких возможных шагов является возможность предоставить постоянным клиентам релаксационную бесплатную терапию. Идея в том, что гостям в день регистрации заезда предлагается изысканный выбор, который включает в себя следующие виды массажа:

- «Волшебная сила SPA». Данная программа направлена на восстановление жизненной энергии, излечение и профилактику синдрома хронической усталости. Обеспечивает релаксирующий, обезболивающий лимфодренажный и эффект после эмоциональных и физических нагрузок. Вспомогательные эффекты: лифтинг-эффект, понижение веса.

- «Восстановление». Программа с упражнениями в реабилитационной альфа-капсуле включает: массаж, консультацию эксперта, фито - чаи, ароматерапия, водные упражнения: душ «Виши», гидромассажную ванную комнату; косметическую маску для лица.

- «Уставший менеджер». Оздоровительная программа, которая направлена на лечение и профилактику синдрома хронической усталости, уменьшение последствий экологического и психоэмоционального стресса [2].

Таким образом, для создания уникальных услуг, необходимо использовать каждую возможность, чтобы пробудить гостей к активной жизни, привести их в восторг, доставить им удовольствие, познакомить их друг с другом, чтобы они с первых минут пребывания в гостиничном комплексе почувствовали себя комфортно, обеспечить им приятный, запоминающийся отдых. Реализация данных направлений в оздоровительных программах гостиничного комплекса позволит сделать пребывание в отеле захватывающим и интересным, провести отдых с пользой для здоровья и обеспечит конкурентное преимущество среди других участников рынка.

Литература

1. Агабеков С.Э., Беломестнова М.Е. Классификация дополнительных услуг в российских гостиницах // В сборнике: Тенденции развития туризма и гостеприимства в России. 2019. С. 390-394.

2. Лебедева Т.Е. Развитие комплекса дополнительных услуг в гостинице // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). С. 163-168.

3. Лубан А.О. Особенности организации службы дополнительных услуг в гостинице // В сборнике: Туристско-рекреационный потенциал и особенности развития туризма и сервиса. БФУ им. И. Канта. 2018. С. 130 - 135.

4. Топольник В.Г. Обоснование системы показателей качества физкультурно-оздоровительных услуг гостиниц // Сервис +. 2016. №4.

5. Филонова Э.А., Бердышев О.К. Дополнительные услуги как способ повышения эффективности предприятий гостиничного бизнеса // Управление и экономика в XXI веке. 2017. №2.

6. Успенская М.Е., Зимина Т.Д. Платные дополнительные услуги и их роль в финансовой деятельности современных гостиниц // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2018. Т. 12. № 1. С. 289-295.

7. Данилов М. «Чем отличается отель с медицинской лицензией от санатория» кЦр8://ко1е1.герог1/шапааешеп1/скеш-о111скае18уа-о1е1-8-шеё1с1п8ко1-11сеп21е1-о1-8апа1ог1уа (дата обращения 12.12.20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.