Научная статья на тему 'Подходы к классификации SPA-центров'

Подходы к классификации SPA-центров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1339
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК SPA-УСЛУГ / SPA-ЦЕНТР / КЛАССИФИКАЦИЯ SPA-ЦЕНТРОВ / МОДЕЛИ SPA-ЦЕНТРОВ / MARKET OF SPA SERVICES / SPA CENTER / CLASSIFICATION OF THE SPA CENTERS / MODELS OF THE SPA CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Страчкова Н.В., Ракова О.С.

Рассмотрены основные критерии классификации SPA-центров. Выделены функциональный, функционально-организационный, культурно-географический, в зависимости от набора процедур, в зависимости от базового местоположения. Среди национальных моделей выделены характерные черты американской, австрийской, французско-итальянской, немецкой, восточной и славянской моделей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO CLASSIFICATION OF SPA-CENTER

The main criteria of classification of the SPA centers are considered. The growing diversification of similar services causes the necessity in system development by criterion of classification of the SPA centers. By functional organizational principle allocate club (Wellness-clubs, the fitness centers and beauty shops) and resort (stationary and cruise) the centers. The club centers are located to the centers of the maximum consumer demand, the resort centers are guided by existence of natural medical resources. By cultural geographically principle it is possible to allocate a row national and regional models of the SPA centers. Characteristic features of the American, Austrian, French-Italian, German, east and Slavic models are distinguished from similar models. On a functional sign allocate one-day, country, hotel and resort, on mineral sources and the target SPA centers. Depending on a set of procedures, especially from existence of medical base, allocate Medical Spa and Wellness Spa. Taking into account basic location it is possible to allocate the SPA centers at hotels in the city and in the country, according to other approach city SPA hotel, SPA hotel of country type, resort and medical complexes. Today there is a set of classifications which open the types of the SPA centers and types of SPA services provided in hotels as independent, and additional service. Research of the SPA centers as integral part of the market of recreational services acquires special relevance and the social importance.

Текст научной работы на тему «Подходы к классификации SPA-центров»

Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «География». Том 27 (66), № 3. 2014 г. С. 31-40.

УДК 91:3 79.85+615.83(005)

ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ SPA-ЦЕНТРОВ Страчкова Н. В., Ракова О. С.

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь, Россия

E-mail: natastrachkova@rambler.ru

Рассмотрены основные критерии классификации SPA-центров. Выделены функциональный, функционально-организационный, культурно-географический, в зависимости от набора процедур, в зависимости от базового местоположения. Среди национальных моделей выделены характерные черты американской, австрийской, французско-итальянской, немецкой, восточной и славянской моделей Ключевые слова: рынок SPA-услуг, SPA-центр, классификация SPA-центров, модели SPA-центров

ВВЕДЕНИЕ

Рынок SPA-услуг в мире находится на стадии динамичного развития. В большинстве цивилизованных стран SPA-отдых стал составной частью жизни человека. В моду входит здоровый образ жизни, и во всем мире растет число людей, которые хотят поддерживать хорошую физическую форму и нуждаются в восстановительных программах. В борьбе за массового потребителя ведущие отели и курорты мира стали на путь переориентации на геронтологические ценности современной цивилизации. Отели вынуждены диверсифицировать свой продукт, чтобы выходить на новые сегменты потребительского рынка и привлекать дополнительных клиентов. Сохраняя лечебную функцию, ведущие курорты мира разнообразят программу пребывания клиентов, предлагают широкий выбор комплексов оздоровительных и восстановительных услуг. Актуальным становится вопрос о расширении услуг SPA-центров при отелях согласно современным мировым тенденциям.

Общие вопросы современного состояния развития мировой SPA-индустрии и классификации услуг SPA-центров при гостиничных предприятиях раскрыто в работах таких ученых как А.С. Кусков [1], О.Т. Лойко [2], М.П. Мальская, И.Г. Пандяк [3]. Современные тенденции развития SPA-индустрии в Крыму раскрыто в работах Д.Г. Решетников, А.Г. Траскевич [4], Е.И. Найдина, Л.И. Баранова [5], Н.Б. Буренина [6], Л.М. Левковской [7]. Исследованию организации работы SPA-при гостинице свое внимание уделили С.А. Кучминский [8] и М.В. Рутинский [9]. При растущем интересе к подобной научной проблематике, единых научных подходов к классификации SPA-центров на данный момент не сформировано. В связи с этим целью статьи является анализ критериев с позиций классификации SPA-центров как специализированных мест отдыха.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

SРА-объекты традиционно рассматриваются как специализированные места отдыха, в которых благодаря использованию минеральных и термальных вод, минеральных лечебных солей и грязей, водорослей, а также разнообразных массажей, масок, скрабов ухаживают за телом и приводят в порядок физическое и

31

душевное состояние гостей. Растущая диверсификация подобных услуг вызывает необходимость в разработки системы критерием классификации SPA-центров

Анализ научных подходов к данной проблеме позволил выделить следующие признаки.

I. По функционально-организационному признаку SPA-центры разделяют на два типа: клубные и курортные (Рис. 1).

Рис.1. Классификация SPA-объектов по функционально-организационному признаку [10].

Клубные SPA-центры располагаются в крупных городах - центрах максимального потребительского спроса. Это инновационный тип заведений муниципального досуга, стоит в одном ряду с таки типами учреждений повседневной городской рекреации как спортклубы, плавательные бассейны (аквапарки), сауны, косметологические клиники, клиники восстановительной терапии, центры нетрадиционной терапии. К этому типу относим такие подтипы: wellness-клубы, фитнес-центры и салоны красоты.

Wellness-клуб - это самый большой по размерам, характеризующийся полифункциональным сервисным продуктом и элитные за клиентурой релаксационно-оздоровительные комплексы клубного досуга. По режиму доступа они могут быть закрытыми (исключительно для фиксированного количества персонифицированных членов клуба); полузакрытыми (для членов клуба и ограниченных квот дополнительных гостей клуба) или открытыми (для фиксированного количества клиентов). Wellness-клубы объединяют в себе лучшие традиции клубного досуга и инновационные программы SPA, фитнеса, технологии и продукты геронтологии и др.

32

Доступными для населения организационными формами клубного SPA являются фитнес-центры и салоны красоты, которые предоставляют своим клиентам отдельные SPA-услуги. Часто в таких центрах клиентам, ограниченным во времени, предлагают интенсивные программы SPA: week-SPA (однонедельные), week-end-SPA (программы на выходные) или даже day - SPA (однодневные (одноразовые) процедуры).

Среди курортных SPA-центров выделились два подтипа: стационарные и круизные. Основной же функционально-организационной формой SPA-курорта в современном мире является Hotel Resort & SPA. Hotel & SPA - это гостинично-курортный комплекс, расположенный в курортной местности, где используются природные лечебные ресурсы и функционирует центр SPA-рекреации. Данная форма является аналогом отечественным санаториям с лечением, оснащенным современным аппаратным комплексом физиотерапии и соответственно оборудованными SPA-процедурными кабинетами.

Выделение круизных SPA-центров в отдельную категорию обусловлено такими отличительными особенностями, как ограниченная клиентская база и продолжительность работы, а также постоянно меняющийся кадровый состав. Специализированные SPA-круизы только входят в моду, однако учитывая стоимость доступны они лишь ограниченному кругу респектабельных потребителей [10].

II. По культурно-географическому признаку в классификации современных моделей SPA выделяются американская, французско-итальянская, австрийская, немецкая, восточная и славянская модели SPA [11].

Для Американской модели характерны процедуры, которые выполняются в отсутствии природных курортных факторов и с использованием сложного многофункционального оборудования. Одной из форм SPA в США есть курорты одного дня, или Day - SPA. Здесь идея в том, чтобы перенести или воссоздать основные натуральные лечебные факторы курорта в условиях мегаполиса. Такая модель отличается от других обязательным наличием экспресс-программ и процедур, которые помогают быстро и комплексно достичь желаемого результата.

Французско-итальянская модель. В нем сочетается приятное с полезным. Комфортабельный отель высокого уровня с изысканной французской кухней, прекрасные морские пейзажи и к тому же не просто отдых, но и лечение морской водой, морскими лечебными грязями, водорослями и целебным морским климатом под наблюдением врачей.

Австрийский SPA - это дизайнерские оформленные зоны на территории многочисленных горнолыжных отелей. В основном это различные виды римских терм (лакониум, тепидариум, кальдариумы, фригидариумы), бассейны, огромные зоны отдыха и релаксации с элементами альпийской природы и чистого воздуха. Уникальное сочетание чистого воздуха Альп, долин и лугов и качественного австрийского сервиса делают Австрию одним из ведущих курортов SPA.

Немецкая модель. Она характеризуется активным использованием в процессе проведения SPA-процедур водной среды в виде ванн, бассейнов, душевых (виши, шарко). Водолечение, или гидротерапия, - это наружное применение пресной или

33

морской воды с профилактической и лечебной целями. В водолечебных процедур относят ванны, души, общие и частные обливания, обтирания, влажные укутывания.

Восточная модель. Здесь особенно выделяется экзотичность SPA-процедур, собранных из разных уголков мира. Эта модель отличается особой философией, черпает свои источники с холистической медицины. Холистическая медицина представлена сегодня такими ее разделами, как традиционная китайская медицина, натуропатия, гомеопатия, антропософская медицина, гомотоксикология, фитотерапия, народная и нетрадиционная медицина как научное направление, медицинская валеология, психотерапия.

Славянская модель. Славянская или русская модель опирается на разные виды бань, купелей и других способов термической и массажного воздействия на организм человека. В России люди веками ходили в баню мыться и парить себя вениками, купались в купели и в проруби, а сейчас данные процедуры с большим успехом входят в SPA-пакеты услуг.

III. По функциональному признаку. Предложенная специалистами SPA -индустрии классификация SPA-объектов, на основе международной классификации SPA, характеризуется функциональным предназначением рассматриваемых объектов, вследствие чего выделяются группы: DaySPA, Загородный SPA, SPA природных источников, объекты с элементами SPA (рис. 3) .

Day-SPA (разновидности: cityspa, ногтевые SPA, SPA-салоны). Закрепившееся в русском языке определение Day-SPA как «курортов одного дня» как нельзя более точно отражает основные характеристики этих заведений, серьезно потеснивших салоны красоты на рынке услуг. Pасположенные в городских условиях, они предоставляют полный или ограниченный набор SPA -услуг. В отличие от клубных и медицинских SPA, тоже рассчитанных на пребывание клиентуры в течение одного дня, в Day-SPA акцент делается на эстетический аспект процедур.

Гостинично-курортные SPA. (Hotel/ResortSpa). Название этой категории отражает прежде всего ее локализацию. Некоторые специалисты предлагают разделить указанную категорию на две - гостиничные и курортные SPA. При этом отличаются показатели, разграничивающие эти две разновидности. Так, SPA в структуре отелей (в том числе и городских) фактически являются Day-SPA, отличие заключается лишь в том, что проживающим в гостинице клиентам ряд услуг предоставляется бесплатно. Курортные SPA в чем-то аналогичны целевым -"destinationspa", однако принципиальна их локализация в традиционных курортно-климатических зонах, а их посетители имеют возможность выбора между оздоровительными SPA -программами.

Целевые SPA (Destinationspa). Pассчитанные на продолжительное непрерывное пребывание клиентов (от нескольких дней до нескольких недель) для достижения определенной цели (снижения веса, отказа от курения, снятия стресса, восстановления физической формы и внешности). Некоторые специалисты говорят о целевых SPA как о «загородных». Такая точка зрения вполне допустима (когда мы говорим о «фермах здоровья»), однако целевые SPA могут успешно функционировать и в условиях города.

34

Рис.3 Классификация SPA-объектов по функциональному признаку [10].

SPA на минеральных источниках. Выделение таких SPA в отдельную категорию, на первый взгляд, представляется спорным, поскольку SPA, расположенные вблизи минеральных источников, вполне можно отнести и к курортным SPA. По мнению автора, эта категория - с одной стороны, дань историческим корням явления «SPA» , а с другой - отражение такой объективной реалии, как санаторно-курортные комплексы, специализирующиеся на гидротерапии и бальнеологии. Следуя отечественной санаторно-курортной традиции (в условиях бесплатного медицинского обслуживания санатории относились к разряду медицинских учреждений), мы могли бы говорить о классических санаториях как о медицинских SPA [10].

IV. По набору процедур они делятся на Medical Spa и Wellness Spa. Medical SPA - представляет собой сочетание современной медицины и традиционных способов оздоровления, основанных на лечении травами и различных лечебных техниках массажа. Чаще всего Medical SPA создаются на базе санаториев или здравниц, которые предлагают не только водные процедуры, но лечебный комплекс услуг. Такого рода отели располагаются на курортах, богатых различными природными ресурсами, такими как грязевые, термальные источники, глина и песок, морской климат и другие оздоровительные возможности курорта. Все комплексы оборудованы новейшей диагностической аппаратурой.

К этой категории относятся медицинские учреждения, в которых традиционные SPA -услуги и процедуры являются дополнением к основным, сугубо медицинским услугам.

Можно выделить основные критерии медицинского SPA.

35

- специализация учреждения по одному из медицинских направлений (дерматология, эстетическая медицина, пластическая хирургия, реабилитология, стоматология и т.д)

- лицензирование видов медицинской деятельности, включая SPA-услуги;

- наличие в штате врача, прошедшего постдипломную специализацию по дерматокосметологии, либо работающего в тесном сотрудничестве с врачом-дерматокосметологом;

- обязательная первичная диагностика перед оказанием любых, в том числе немедицинских услуг.

- обстановка повышенной комфортности (за счет стилевого решения интерьера клиники, использования SPA-атрибутов) при обязательном соблюдении всех санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к медицинскому учреждению;

- акцент на использование в качестве вспомогательных методов SPA-процедур и массажных технологий (гидротерапия, талассотерапия, бальнеология, релаксирующие уходы);

- предоставление стандартных косметических услуг ( по желанию пациентов и в отдельных помещениях) при соответствующем медицинском контроле за работой немедицинского персонала;

- использование методов альтернативной медицины (ароматерапия, хромотерапия, Aюрведа, фитотерапия, йога и т.п.);

- холистический и строго индивидуальный подход в основе всех направлений медицинской деятельности

Wellness SPA не имеют медицинской базы. Они рассчитаны на косметологические и общеоздоровительные процедуры. В таком отеле гости смогут посетить процедурные кабинеты, сауну, поплавать в бассейне или понежиться в гидромассажной ванне. Все процедуры выполняют с помощью специальной косметики, изготовленной на основе природных грязей и термальных вод.

По мнению экспертов, SPA-отелей западного образца в Pоссии практически нет. Чаще в российских отелях Wellness и SPA, зоны совмещены. Помимо бассейна, сауны, джакузи и бани в зоне Wellness может быть размещена фитнес-зона с тренажерным залом, студии для аэробных занятий, солярий, кабинеты для массажа, сквош и теннисные корты и многое другое. В SPA-зоне располагаются процедурные и косметологические кабинеты, кабинеты рефлексо- и мануальной терапии, компьютерной диагностики [10].

V. В зависимости от базового местоположения выделяют городские и загородные [12].

Pазличия между ними сводятся к следующему:

• SPA при отеле в городе - это услуги гостеприимства включая дополнительные оздоровительные процедуры;

• SPA при отеле за городом - это услуги оздоровительного отдыха включая услуги гостеприимства.

Загородные отели также делятся на SPA-отели и гостиницы со SPA.

36

Для гостиничных SPA-центров ориентированных на клиента из города рекомендована организация популярных процедур так называемого безоперационного омоложения для достижения быстрого видимого результата. Наличие указанных процедур позволят существенно увеличить доходность кабинетов косметологии. Более того, для закрепления эффекта клиенту нужно пройти серию процедур (как правило, 3-5 процедур с интервалом 1-2 недели), что делает его частым гостем и увеличивает шансы на продажу других услуг [12].

Существуют и другие классификационные признаки SPA-объектов, предоставляющие SPA-услуги в отелях, такие как: городской спа-отель, спа-отель загородного типа, спа-курортный гостиничный комплекс, медицинский спа (Таблица 1).

Таблица 1

Классификация SPA-объектов при гостиницах (составлено по [13])

Тип Характеристика

Городской SPA-отель Отель категории 3* и выше в черте города, который имеет собственный SPA-центр; клиентами являются туристы и местное население; в структуре предложения - как короткие программы для гостей, так и разнообразные программы для местного населения

SPA-отель загородного типа Отель категории 3* и выше с собственным SPA-центром, позиционирование - отель кратковременного загородного отдыха на природе с разнообразными SPA-программами, фитнес-программами, услугами эстетической косметологии, программами лечебного питания, дополняющими друг друга

SPA-курортный гостиничный комплекс Месторасположение в благоприятном экологически чистом регионе с наличием уникальных природных минеральных или грязевых источников, природных водоемов, что является основой деятельности SPA-центра

Медицинский SPA Объекты SPA с собственными медицинскими центрами, созданные на базе пансионатов и санаториев. Ключевым отличием является возможность специального лечения, широкий комплекс медицинских, в том числе и диагностических процедур в сочетании с оздоровительными и косметологическими процедурами.

SPA-отели и медицинские SPA, как правило, предлагают многодневные программы с комфортным размещением, при этом гости отеля могут приобретать стандартный SPA-пакет или сформировать индивидуальную программу с учетом рекомендаций врача, наличия противопоказаний и пожеланий гостя. SPA-пакет (англ: spapackage) - это объединенные в одном комплексе оптимально сочетающиеся между собой стандартные процедуры, принимаемые в один день без перерыва с определенной последовательностью в одном или нескольких кабинетах

37

с указанием единой цены и общего времени проведения. SPA-пакеты формируются либо как предложение для всех гостей SPA-отеля^ибо как специальные предложения для гостей в зависимости от категории номера, либо составляются индивидуально для каждого гостя. SPA-программа (англ: spaprogramme) - это рассчитанный на несколько часов или дней комплекс процедур с неоднократными повторениями и перерывами на отдых, объединенный по целевому назначению с широко диверсифицированным спектром услуг (релаксация, снижение веса, антивозрастные процедуры, детокс, эндоэкологические и другие). В SPA-программу могут включаться консультационные и диагностические услуги, а также SPA-питание.

ВЫВОДЫ

Обобщая, следует отметить, что на сегодняшний день существует множество классификаций, которые раскрывают типы SPA-центров и виды SPA-услуг, предоставляемые в отелях как в качестве самостоятельной, так и дополнительной услуги. SPA-услуги пользуются большой популярностью, поскольку растут ежедневные нагрузки на здоровье в связи со все большим распространением городского образа жизни. По мере повышения приоритетов в обществе здорового образа жизни и ответственного отношения человека к своему здоровью спрос на разнообразные санаторно-курортные услуги стабильно возрастает. Поэтому исследование SPA-центров как неотъемлемой части рынка рекреационных услуг приобретает особую актуальность и социальную значимость.

Список литературы

1. Кусков А.С. Гостиничное дело. Учебное пособие / А.С. Кусков. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 328 с.

2. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие / О.Т. Лойко. - Томск: Издательство ТПУ, 2005. - 152 с.

3. Мальская М.П. Гостиничный бизнес: теория и практика / М.П. Мальская, И.Г. Пандяк. - К .: Центр учебной литературы, 2009. - 472 с.

4. Решетников Д.Г. Современные тенденции развития мировой спа-индустрии / Д.Г. Решетников, А.Г. Траскевич // Материалы X Международной научной конференции "Беларусь в современном мире". - Минск, 28 октября 2011 г.- Минск, 2011. - С.210-211.

5. Найдина Е.И. Стратегические приоритеты развития санаторно-курортной отрасли Крыма / Е.И. Найдина, Л.И. Баранова // Культура народов Причерноморья. - 2012. - №229. - С.59-61.

6. Буренина Н.Б. Перспективы развития рекреационной деятельности в Крыму / Н.Б. Буренина, З.Н. Комурджиева // Экономика Крыма. - 2010. - № 1. - С. 191-194.

7. Левковская Л.М. Состояние и перспективы развития туризма и санаторно-курортного комплекса в Крыму / Л.Н. Левковская // Экономика Украины. - 2009. - №4. - С.11-14.

8. Кучминский С.А. Особенности создания мед-SPA в гостинице, расположенной в курортной местности / С.А. Кучминский. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alfa-spa.com/uploaded/files/pdf/hotel_business /Osobennosti-sozdaniya_MED_SPA_v_otele_raspolojennom_v_kurortnoy_ mestnosti.pdf

9. Рутинский М. SPA-курорт как инновационный вид рекреационных заведений и общественно-географические тенденции развития сети SPA-курортов / М. Рутинский. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // tourlib. net / statti ukr / rutynsky2.html

38

10. Современные модели SPA: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tourbus.ru/archive/42.html

11. Рынок SPA-услуг.рлектронный ресурс]. - Режим доступа: http://cosmetology-info.ru/2913/news-Rvnok-spa-uslug-zMet-moda-na-vostochnve-protsedury-i-personalizatsivu-uslug/

12. Кучминский С.А. Spa в гостиничном бизнесе: реальность и перспективы / С.А. Кучминский. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alfa-spa.com/uploaded/files/pdf/hotel business/spa v gostinichnom biznese realii i perspektivu

13. Никитина О.А. Воронцова Г.Г. Диверсификация санаторно-курортной деятельности и особенности развития спа-сегмента в индустрии гостеприимства / О.А. Никитина, Г.Г. Воронцова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8 (часть 1). - С. 244-253.

APPROACHES TO CLASSIFICATION OF SPA-CENTER Strachkova N. V., Rakova O. S.

Taurida National V.I. Vernadsky University, Simferopol, Russia E-mail: natastrachkova@rambler.ru

The main criteria of classification of the SPA centers are considered. The growing diversification of similar services causes the necessity in system development by criterion of classification of the SPA centers. By functional organizational principle allocate club (Wellness-clubs, the fitness centers and beauty shops) and resort (stationary and cruise) the centers. The club centers are located to the centers of the maximum consumer demand, the resort centers are guided by existence of natural medical resources. By cultural geographically principle it is possible to allocate a row national and regional models of the SPA centers. Characteristic features of the American, Austrian, French-Italian, German, east and Slavic models are distinguished from similar models. On a functional sign allocate one-day, country, hotel and resort, on mineral sources and the target SPA centers. Depending on a set of procedures, especially from existence of medical base, allocate Medical Spa and Wellness Spa. Taking into account basic location it is possible to allocate the SPA centers at hotels in the city and in the country, according to other approach - city SPA hotel, SPA hotel of country type, resort and medical complexes. Today there is a set of classifications which open the types of the SPA centers and types of SPA services provided in hotels as independent, and additional service. Research of the SPA centers as integral part of the market of recreational services acquires special relevance and the social importance.

Keywords: market of SPA services, SPA center, classification of the SPA centers, models of the SPA centers.

References

1. Kuskov A.S. Gostinichnoe delo. Uchebnoe posobie / A.S. Kuskov. - M.: Dashkov i Ko, 2009. - 328 s.

2. Lojko O.T. Turizm i gostinichnoe hozjajstvo. Uchebnoe posobie / O.T. Lojko. - Tomsk: Izda-tel'stvo TPU, 2005. - 152 s.

3. Mal'skaja M.P. Gostinichnyj biznes: teorija i praktika / M.P. Mal'skaja, I.G. Pandjak. - K .: Centr uchebnoj literatury, 2009. - 472 s.

4. Reshetnikov D.G. Sovremennye tendencii razvitija mirovoj spa-industrii / D.G. Reshetnikov, A.G. Traskevich // Materialy X Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Belarus' v so-vremennom mire". -Minsk, 28 oktjabrja 2011 g.- Minsk, 2011. - S.210-211.

5. Najdina E.I. Strategicheskie prioritety razvitija sanatorno-kurortnoj otrasli Kryma / E.I. Najdina, L.I.

39

Baranova // Kul'tura narodov Prichernomor'ja. - 2012. - №229. - S.59-61.

6. Burenina N.B. Perspektivy razvitija rekreacionnoj dejatel'nosti v Krymu / N.B. Burenina, Z.N. Komurdzhieva // Jekonomika Kryma. - 2010. - № 1. - S. 191-194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Levkovskaja L.M. Sostojanie i perspektivy razvitija turizma i sanatorno-kurortnogo kom-pleksa v Krymu / L.N. Levkovskaja // Jekonomika Ukrainy. - 2009. - №4. - S. 11-14.

8. Kuchminskij S.A. Osobennosti sozdanija med-SPA v gostinice, raspolozhennoj v kurortnoj mestnosti / S.A. Kuchminskij. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://alfa-spa.com/uploaded/files/pdf/hotel_business /Osobennosti-sozdaniya_MED_SPA_v_otele_raspolojennom_v_kurortnoy_ mestnosti.pdf

9. Rutinskij M. SRA-kurort kak innovacionnyj vid rekreacionnyh zavedenij i obshhestvenno-geograficheskie tendencii razvitija seti SPA-kurortov / M. Rutinskij. - [Jelektronnyj re-surs]. - Rezhim dostupa: http: // tourlib. net / statti_ukr / rutynsky2.html

10. Sovremennye modeli SPA: [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.tourbus.ru/archive/42.html

11. Rynok SPA-uslug.[Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://cosmetology-info.ru/2913/news-Rynok-spa-uslug-zhdet-moda-na-vostochnye-protsedury-i-personalizatsiyu-uslug/

12. Kuchminskij S.A. Spa v gostinichnom biznese: real'nost' i perspektivy / S.A. Kuchminskij. -[Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://alfa-spa.com/uploaded/files/pdf/hotel_business/spa_v_gostinichnom_biznese_ realii_i_perspektivu

13. Nikitina O.A. Voroncova G.G. Diversifikacija sanatorno-kurortnoj dejatel'nosti i oso-bennosti razvitija spa-segmenta v industrii gostepriimstva / O.A. Nikitina, G.G. Voroncova // Fundamental'nye issledovanija. - 2014. - № 8 (chast' 1). - S. 244-253.

Поступила в печать 15.09.2014

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.