Научная статья на тему 'Совершенствование оценки эффективности регионального управления'

Совершенствование оценки эффективности регионального управления Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
210
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / АВТОНОМИЯ УРОВНЕЙ ВЛАСТИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНОВ / THE EFFICIENCY OF REGIONAL GOVERNANCE / THE CRITERIA OF EFFICIENCY / THE AUTONOMY OF LEVELS OF GOVERNMENT / THE INVESTMENT CLIMATE / THE DIFFERENTIATION OF REGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ильина Ирина Николаевна

Оценка эффективности регионального управления требует комплексного подхода, основанного на постоянном мониторинге социально-экономического развития региона. Действующие критерии эффективности регионального управления объединяют значительный массив показателей, которые не отражают уровень достижения стратегических целей развития региона. Для усиления роли регионального уровня управления необходимо совершенствовать систему оценки его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ильина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EVALUATION OF REGIONAL GOVERNANCE EFFECTIVENESS

Evaluating the effectiveness of regional governance requires an integrated approach based on continuous monitoring of the socio-economic development of the region. The current criteria for the effectiveness of regional governance combine a considerable array of indicators that do not reflect the level of achievement of strategic objectives of the region development. To strengthen the role of regional-level governance it is necessary to improve the system of its efficiency evaluation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование оценки эффективности регионального управления»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

И. Н. Ильина

Совершенствование оценки эффективности регионального управления

Оценка эффективности регионального управления требует комплексного подхода, основанного на постоянном мониторинге социально-экономического развития региона. Действующие критерии эффективности регионального управления объединяют значительный массив показателей, которые не отражают уровень достижения стратегических целей развития региона. Для усиления роли регионального уровня управления необходимо совершенствовать систему оценки его эффективности.

Ключевые слова: эффективность регионального управления, критерии эффективности, автономия уровней власти, инвестиционный климат, дифференциация регионов.

Ярким событием начала 2012 г. стал Гайдаровский форум «Россия и мир: 2012-2020», на котором обсуждались результаты работы экспертных групп по обновлению «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года». По составу участников и масштабности рассматриваемых проблем Форум можно оценить как беспрецедентный. В ходе пленарных дискуссий и круглых столов формировались образы новой модели экономического роста и макроэкономики будущего, предпринимательского климата и регионального развития, новой социальной политики и человеческого капитала, инновационных технологий и зон развития.

Обеспечение макроэкономической стабильности и более высоких темпов экономического роста, создание конкурентной среды для бизнеса, переход на новую модель экономики — основные цели на период до 2020 г.

Пленарная дискуссия ««Точки роста: критерии эффективности региональных институтов» была сосредоточена на действующей системе оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в регионах, затрагивая в первую очередь такие сферы, как государственное управление и местное самоуправление. Основное противоречие федеральной политики в отношении регионального управления состоит в необходимости обеспечения роста эффективности бюджетных расходов при условии сохранения социальной стабильности.

Импульсом для дискуссии послужило поручение руководства страны министерствам (Минэкономразвития, Минрегиону и Минфину) ускорить разработку объективной методики оценки эффективности регионального управления, соответствующего действительному уровню жизни граждан в регионе1.

1 Селекторное совещание Председателя Правительства РФ по оценке эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти 10 января 2012 [Электронный ресурс]. URL: www.premier.gov.rupremier.gov.ru/events/news/17719/ (дата обращения: 26.03.2012).

Ирина Николаевна Ильина — доктор экономических наук, профессор кафедры «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: i.n.ilina@mail.ru

Оценка эффективности управления регионом необходима как федеральным органам власти, так и всему обществу, поскольку позволяет обществу контролировать качество деятельности региональных институтов, а для руководителей и муниципальных работников служит инструментом самоконтроля и помогает совершенствовать управленческий процесс.

Выстроенная вертикальная система власти нуждается в методике оценки эффективности деятельности органов власти (компонент публичного управления и инструмент региональной политики). Понятие «критерий эффективности» регионального управления в настоящее время объединяет массив показателей, на основании которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений.

Указом президента2 утвержден Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением правительства был введен перечень дополнительных показателей3. Оценка деятельности органов проводится как по количественным показателям (например, доля населения, охваченного профилактическими осмотрами), так и по степени удовлетворенности населения. В частности, одним из показателей является удовлетворенность населения (процент от числа опрошенных) медицинской помощью, качеством дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования детей, а также деятельностью органов управления регионом, в том числе их информационной открытостью.

Минрегионразвития достаточно высоко оценивает качество оценки и ее достоверность, основываясь на ключевом показателе — эффективности бюджетных расходов. За четыре года мониторинга доля неэффективных расходов в общем объеме консолидированных

бюджетов субъектов Федерации сократилась с 7,2 до 5,4 %. В период с 2007 по 2010 гг. все субъекты снизили неэффективные расходы на 115,7 млрд руб. по всем сферам, в том числе в госуправлении — на 17 млрд руб.; в здравоохранении — 7 млрд руб.; в образовании — 46 млрд руб.; в ЖКХ — 45,7 млрд руб.4.

В ближайшие годы одним из главных приоритетов экономической политики станет постепенное восстановление автономии каждого из уровней власти, его возможности самостоятельно определять цели своего развития и средства их достижения. В этой ситуации еще более возрастет значение оценки эффективности как инструмента, позволяющего определить правильность управленческих решений. Можно выделить три основных направления совершенствования оценки эффективности управления развитием региона:

- оптимизация числа используемых показателей и более гибкий подход к установлению удельных весов факторов, влияющих на комплексную оценку;

- максимально полный учет специфики регионов;

- совершенствование методов учета мнения граждан, всех групп интересов.

По мнению главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, одним из важнейших показателей сегодня становится оценка инвестиционного климата в субъектах5. Благоприятность инвестиционного климата планируется оценивать по следующим показателям:

- прирост частных инвестиций;

- привлечение прямых иностранных инвестиций;

- прирост производительности труда;

- прирост оборота малых и средних предприятий.

Вторая обсуждаемая группа оценочных показателей ориентирована на оценку качества жизни населения конкретного региона,

2 Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: www.document.kremlin.ru/doc.asp?ID=40264 (дата обращения: 26.03.2012).

3 Постановление Правительства РФ от 15.04.2009 № 322 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28.06.2007 № 825 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115361/ (дата обращения: 26.03.2012).

4 Выступление Министра регионального развития РФ Басаргина В. Ф. на Международной конференции «Россия и мир: 2012-2020» [Электронный ресурс]. URL: www.minregion.ru/press_office/news/1763.html (дата обращения: 26.03.2012).

5 Стенограмма заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив 3 февраля 2012 г.

[Электронный ресурс]. URL: www.premier.gov.ru/events/news/17986/ (дата обращения: 26.03.2012).

дополненную учетом отношения населения, общественных организаций и бизнеса к проводимой в регионе политике. Учет мнения различных групп интересов требует проведения систематических стандартизированных социологических опросов. Кроме того, знание мнения населения должно быть дополнено механизмами встраивания общественного контроля в систему регионального управления. Для более действенного учета общественного мнения возможно применение зарубежного опыта создания своеобразных общественных советов.

Задача создания эффективной системы оценки деятельности региональных властей, на наш взгляд, должна быть увязана с вопросом формирования приоритетных направлений развития региона в увязке со стратегическими целями развития страны. Определение показателей оценки эффективности региональных органов власти осложнено масштабами нашего государства, критической дифференциацией регионов по уровню их социально-экономического развития.

Эти объективные факторы предопределяют создание системы оценки, нивелирующей сложившуюся дифференциацию регионов, либо группировку регионов по совокупности параметров с последующим проведением оценки для каждой группы. Создание и внедрение системы оценки сопряжены с совершенствованием технологий государственного стратегического планирования и региональной политики. Например, создание благоприятного климата

для привлечения инвестиций на территории всей страны сопряжено с трудностями, возникшими в результате сложившейся системы расселения и размещения производительных сил, а также вследствие государственной политики формирования отдельных зон территориального развития.

Контролю и оценке подлежат следующие важные направления деятельности региональных институтов:

- реализация федеральных проектов и программ;

- реализация стратегии социально-экономического развития региона;

- реализация инвестиционных программ и проектов;

- реализация социальных программ;

- поддержание стабильной политической ситуации в регионе;

- укрепление безопасности;

- развитие международных связей.

При этом для эффективной оценки нужна конкретизация полномочий каждого из уровней власти (вплоть до включения в региональное законодательство) с одновременным обеспечением самостоятельности региональных властей в определении приоритетных целей и параметров регионального развития.

Эффективная оценка также предполагает наличие модели компетенции для всех государственных должностей, системы мотивации для государственных служащих и др. Причем система мотивации должна инициировать «движение по пути реформ», нацеленных на модернизацию и внедрение инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.