Научная статья на тему 'Территориальная эффективность деятельности региональных элит: критерии, методы, География'

Территориальная эффективность деятельности региональных элит: критерии, методы, География Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
231
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ГЕОГРАФИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ / GEOGRAPHY OF REGIONAL ELITES' EFFECTIVENESS / REGIONAL ELITES / TERRITORIAL EFFECTIVENESS / CRITERIA OF EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сафиуллин Р.Г., Егоров А.С.

Проблема повышения эффективности системы государственного управления актуальна для многих стран мира. Решение данной проблемы неразрывно связано с совершенствованием системы оценки территориальной эффективности деятельности региональных элит анализом применяемых методик оценки и разработкой новых критериев территориальной эффективности региональных элит. В данной статье приведены выводы, полученные в результате анализа различных применяемых в настоящее время методов оценки эффективности региональных органов исполнительной власти. Предложена и апробирована авторская экономико-географическая методика оценки территориальной эффективности деятельности региональных элит России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сафиуллин Р.Г., Егоров А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL EFFECTIVENESS OF ACTIVITY OF REGIONAL ELITES: CRITERIA, METHODS, GEOGRAPHY

The problem of increase of effectiveness of public administration system is relevant to many countries of the world. Solution is inseparably linked with enhancement of the assessment system of territorial effectiveness of activity of regional elites the analysis of the applied assessment techniques and development of new criteria of territorial effectiveness of activity of regional elites. Analysis of independent expert, sociological, statistical, and the combined ratings of the effectiveness of regional elites show that the subjectivity and relying on the results of opinion polls are the major weaknesses of such ratings. The author’s economic-geographical technique of territorial effectiveness assessment of activity of Russian regional elites is based on the using of the integrated quantitative socio-economic indicators as the most objective scientific direction in evaluating the effectiveness. As the integrated indicators of effectiveness of activity of the elite that are both factors of influence on other economic, social and political indicators, we offer: level and dynamics of labor productivity, investment effectiveness, unemployment, poverty, budget balance. Values of indicators of unemployment and poverty are measured and published by Rosstat. The values of labor productivity, investment effectiveness and budget balance are based on the author's technique of calculating. The calculation of territorial effectiveness for the integrated indicators allows making groups and defining types of territorial effectiveness of Russia’s regional elites. The dynamics of values of these indicators reveals territorial and structural trends, priority directions of increase of territorial effectiveness of regional elite.

Текст научной работы на тему «Территориальная эффективность деятельности региональных элит: критерии, методы, География»

УДК 911.3

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ: КРИТЕРИИ, МЕТОДЫ, ГЕОГРАФИЯ

© Р. Г. Сафиуллин*, А. С. Егоров

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. К. Маркса, 3/4.

*Етай: safiullinrg@yandex.ru

Проблема повышения эффективности системы государственного управления актуальна для многих стран мира. Решение данной проблемы неразрывно связано с совершенствованием системы оценки территориальной эффективности деятельности региональных элит — анализом применяемых методик оценки и разработкой новых критериев территориальной эффективности региональных элит. В данной статье приведены выводы, полученные в результате анализа различных применяемых в настоящее время методов оценки эффективности региональных органов исполнительной власти. Предложена и апробирована авторская экономико-географическая методика оценки территориальной эффективности деятельности региональных элит России.

Ключевые слова: региональные элиты, территориальная эффективность, критерии эффективности, география эффективности региональных элит.

Исследованность проблемы

Исследованиям в области определения критериев и показателей, а также анализа применяемых мировых практик и методов оценки эффективности и результативности государственного управления, эффективности деятельности государственных гражданских служащих посвящены труды экономистов (А. А. Божья-Воля [1, 2], Л. С. Валинурова [3], Е. В. Евтушенко [3], Э. И. Исхакова [3] А. В. Рябинин [4], А. Д. Шелкоплясов [5], Г. С. Шел-коплясова [5]), юристов (И. В. Котелевская [6]), социологов (Л. И. Воронина [7, 8], А. М. Нагимова [9, 10]), политологов (О. В. Гаман-Голутвина [11], Л. В. Сморгунов [11], А. И. Соловьев [11], С. В. Разворотнева [6], Д. Ю. Знаменский [12]). Экономико-географических исследований по данной тематике мало и они посвящены, как правило, мониторингу территориальной эффективности государственного управления (Р. Ф. Туровский [11], Н. В. Зубаревич [13]).

Цель исследования

В данном исследовании предлагаются интегральные критерии оценки территориальной эффективности деятельности региональных элит, опирающиеся на объективные показатели экономической, социальной, инвестиционной, финансовой эффективности и оценке трендов этих критериев.

Становление государственной системы оценки деятельности органов власти в России, как и во многих странах мира, связано с административной реформой, начатой в стране в 2003 году. Концепция административной реформы в РФ, одобренная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 года № 1789-р [14], включала «разработку ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности

в соответствии со стратегическими целями государства» [11, с. 10].

Официальное начало развития (как показало время, сложного и противоречивого) системы оценки эффективности деятельности региональных органов государственного управления было положено двумя указами Президента РФ: «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» от 28.06.2007 года № 825 [15] и «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28.04.2008 года № 607 [16].

Указ Президента РФ от 28.06.2007 года № 825 содержал 43 показателя для оценки эффективности и поручение Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия разработать перечень дополнительных показателей, методику оценки и форму доклада глав субъектов РФ. Утвержденный 18 июля 2007 года дополнительный перечень содержал 39 показателей для оценки эффективности, форма доклада глав субъектов РФ - 77 пунктов, многие из которых подразделялись на несколько позиций. Дальнейшее совершенствование системы оценки эффективности было поручено Правительству РФ. Первая правительственная редакция перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ была утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2009 года №322 [17]. Общий перечень содержал 102 дополнительных показателя, а форма доклада глав субъектов РФ - 295 показателей.

В дальнейшем в постановление Правительства РФ семь раз вносились изменения, что было связано как с корректировкой Правительством методики оценки и формулировок показателей, так и с изменением количества показателей. В процессе эволюции государственной системы оценки эффективности деятельности региональных властей количество

показателей эффективности, дополнительных показателей и показателей в форме доклада глав регионов выросло с 43/39/77 соответственно в 2007 году до 48/118/328 в 2012 году. Данная система была чрезвычайно громоздкой и вызывала критику как со стороны региональных элит, так и со стороны экспертов. В результате в 2012 году система была кардинально реформирована, и в настоящее время эффективность деятельности региональных элит России оценивается по 12 интегральным и 42 индивидуальным показателям эффективности.

Еще до возникновения официальной федеральной государственной системы оценки эффективности региональных властей многие политологи, эксперты и общественно-политические объединения начали разрабатывать и использовать собственные методики оценки эффективности, главной целью и конечным результатом которых становились рейтинги регионов или лично руководителей регионов. Анализ независимых экспертных, социологических, статистических и комбинированных рейтингов эффективности региональных элит позволил выделить в качестве основных слабых сторон таких рейтингов качество и достоверность результатов соцопросов, субъективность и ангажированность составителей рейтингов.

Методика исследования

Предлагаемая авторская методика экономико-географической оценки территориальной эффективности деятельности региональных элит опирается на принципы объективности интегральных количественных показателей и учета географических различий регионов [18]. Она включает систему экономико-географически недетерминированных показателей экономической, социальной, инвестиционной и бюджетной территориальной эффективности региональных элит России.

В качестве интегральных показателей, отражающих эффективность деятельности элит, и одновременно являющихся факторами воздействия на другие экономические, социальные и политические показатели нами предлагаются: уровень и динамика производительности труда, уровень и динамика инвестиционной эффективности, уровень и динамика безработицы, уровень и динамика бедности населения, уровень и динамика бюджетной сбалансированности.

Среди предлагаемых нами в качестве критериев эффективности деятельности региональных элит только два критерия имеют общепринятые количественные показатели:

- уровень безработицы, определяемый как доля безработного населения в общей численности экономически активного населения региона;

- уровень бедности населения, показывающий долю населения, живущего ниже официального прожиточного минимума.

Данные показатели рассчитываются и регулярно публикуются Росстатом [19, 20].

Другие критерии территориальной эффективности деятельности региональных элит (производительность труда, инвестиционная эффективность, бюджетная сбалансированность) являются расчетными показателями. В связи с этим нами предлагаются следующие методики расчета интегральных количественных показателей данных критериев эффективности.

Производительность труда в экономике региона определяем как отношение объема валового регионального продукта к численности занятого населения региона. Используемый Росстатом показатель производства ВРП на душу населения не отражает адекватно производительность труда, так как учитывается все население, в том числе дети, учащиеся и неработающие пенсионеры. Таким образом, производительность труда — объем валового регионального продукта, приходящийся на одного занятого, и определяется по формуле (1):

^ВРП

ПТ =

Чзн '

(1)

где: ПТ — производительность труда,

Vвpп - объем валового регионального продукта, руб.,

ЧЗН — численность занятого населения региона,

чел.

Для оценки территориальной эффективности деятельности региональных элит вместо распространенного и публикуемого Росстатом показателя объема инвестиций на одного человека мы использовали показатель эффективности инвестиций, определяемый как отношение объема валового регионального продукта к объему инвестиций. Показатель инвестиционной эффективности объективно отражает социально-экономические перспективы региона. Данный показатель показывает объем ВРП, приходящийся на 1 рубль инвестиций, и определяется по формуле (2):

Эинв = ^ (2)

где: Эинв — эффективность инвестиций;

Vвpп — объем валового регионального продукта, руб.;

V

инв — объем инвестиций, руб.

Для оценки территориальной эффективности бюджетной политики мы использовали показатель сбалансированности регионального бюджета, определяемого как соотношение доходов и расходов бюджета региона. Значение данного показателя (профицит или дефицит бюджета) отражает способность руководителей регионов обеспечивать уровень и качество жизни населения и определяется по формуле (3):

СРБ = (3)

V р

где: СРБ — сбалансированность регионального бюджета;

Vд — объем доходов регионального бюджета,

руб.;

V? — объем расходов регионального бюджета,

руб.

Рассмотрим оценку территориальной эффективности деятельности региональных элит на примере инвестиционной эффективности. Расчет территориальной эффективности инвестиций произведен: за 2008 год —предкризисный год; за 2012 год, по которому имеются общедоступные статистические данные.

В среднем по России в 2008 году значение показателя эффективности инвестиций составило 3.86 руб./руб. Близкие к среднероссийскому значения (2.81—4.19 руб./руб.) имел 51 регион (рис. 1).

Значение эффективности инвестиций выше среднероссийского уровня в 2008 году имели 11 регионов, существенно выше — лишь четыре региона (республики Бурятия, Хакасия, Тыва, город Москва). Лидером по данному показателю в 2008 году был г. Москва со значением 8.57 руб./руб. Наименьшее значение эффективности инвестиций в 2008 году было у Ненецкого АО — 1.05 руб./руб. В группе с эффективностью инвестиций существенно ниже среднероссийского уровня находилась также Чеченская Республика (1.32 руб./руб.).

В 2012 году среднероссийский показатель эффективности инвестиций вырос до 4.13 руб./руб. В группу со значениями, близкими к среднероссийскому (3.07—5.23 руб./руб.), вошли 59 регионов

(рис. 2). Уровень эффективности инвестиций ниже среднероссийского имели 12 регионов, существенно ниже — 6 регионов. Ненецкий ОА — самый неэффективный регион по инвестициям в 2008 году, в 2012 году переместился в группу со среднероссийскими значениями (4.35 руб./руб.).

Эффективность инвестиций выше среднероссийского уровня была характерна 5 регионам. Максимальное значение показателя, как и в 2008 году, имел г. Москва — 10.52 руб./руб. Большой отрыв от остальных регионов обусловил единоличное закрепление Москвы в группе с эффективностью инвестиций существенно выше среднероссийского уровня.

За период 2008—2012 гг. увеличение показателя эффективности инвестиций на четверть и более показали 22 региона (рис. 3), в том числе Адыгея, Санкт-Петербург, Ивановская и Сахалинская области, в которых значение показателя возросло более чем в 1.5 раза. Максимальное увеличение показателя произошло в Ненецком АО — более чем в 4 раза.

Республика Башкортостан в 2008 году по показателю эффективности инвестиций имела значение 3.65 руб./руб. и находилась в группе со среднероссийскими показателями. В 2012 году эффективность инвестиций выросла до значения 4.96 руб./руб., что также соответствовало среднероссийским показателям. Положительная динамика показателя (увеличение в 1.36 раза) свидетельствует о повышении инвестиционной эффективности региональной элиты Башкортостана в период 2008—2012 гг.

Рис. 1. География эффективности инвестиций в России в 2008 г.

] существенно ниже среднероссийского (1,70-2.11) (6)

Рис. 2. География эффективности инвестиций в России в 2012 г.

Рис. 3. География динамики эффективности инвестиций в РФ в 2008-2012 гг. Составлен автором.

Таким образом, наиболее объективным с научной точки зрения направлением оценки территориальной эффективности региональных элит представляется использование в динамике инте-

гральных количественных социально-экономических показателей. Динамика предлагаемых показателей территориальной эффективности деятельности региональных элит позволяет выявить террито-

риально-структурные тренды, на основе которых могут быть выявлены приоритетные направления повышения территориальной эффективности деятельности региональных элит.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божья-Воля А. А. Оценка результативности государственных служащих руководящего состава: международный опыт и российские перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. №2. С. 81-103.

2. Божья-Воля А. А. Система оценки и стимулирование результативности деятельности государственных служащих: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. 27 с.

3. Валинурова Л. С., Евтушенко Е. В., Исхакова Э. И., Казаков М. В. Оценка эффективности развития региональных социально-экономических систем: учеб. пособие. Уфа: БАГСУ, 2012. 84 с.

4. Разворотнева С. В., Рябинин А. В. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: перспективы и пути развития// Омское региональное отделение ВСМС. 2008. URL: http://vsmsomsk.ru/index/ocenka_e hffektivnos-

ti_dejatelnosti_organov_mestnogo_samoupravlenija_perspekti vy_i_puti_razvitij a/0-2 8

5. Шелкоплясова Г. С., Шелкоплясов А. Д. Эффективность и результативность - основные показатели профессиональной деятельности государственных гражданских служащих // Сборник трудов СевКавГТУ. Сер. «Экономика». 2009. №9. С. 20-27.

6. Котелевская И. В. Оценка эффективности деятельности государственных гражданских служащих // Материалы проекта «Административная реформа в Российской Федерации». 2011. URL: http://www.worldbank.org.ru/ECA/Russia.nsf/

7. Воронина Л. И. Эффективность и результативность государственных и муниципальных служащих. Методы оценки // Менеджмент в государственных структурах: альманах. М., 2010. С. 47-65.

8. Воронина Л. И. Проблемы в разработке и внедрении ком-петентностного подхода к оценке деятельности государственных служащих: состояние и перспективы // Спецпроект: анализ научных достижений: материалы VII международной научно-практической конференции. 14-15 июня 2012 г. Киев. Т. 2. С. 16-19.

9. Нагимова А. М. Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе: проблемы оценки и измерения. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. 188 с.

10. Нагимова А. М. Государственное управление качеством жизни регионального социума: методология оценки эффективности: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. Казань, 2011. 46 с.

11. Гаман-Голутвина О. В., Сморгунов Л. В., Соловьев А. И., Туровский Р. Ф. Эффективность государственного управления в Российской Федерации в 2008 году // Ежегодный доклад Института общественного проектирования, 2008. 86 с. URL: http://www.inop.ru/files/Chapter2.pdf

12. Знаменский Д. Ю. Ответственность и эффективность деятельности органов и должностных лиц публичной власти: политологический аспект: дис. ...канд. полит. наук. М, 2007. 23 с.

13. Зубаревич Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.

14. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 года № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» // СПС Консультант Плюс.

15. Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» // СПС Консультант Плюс.

16. Указ Президента Российской Федерации 28.04.2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СПС Консультант Плюс.

17. Постановление Правительства РФ от 15.04.2009 г. № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

18. Сафиуллин Р. Г., Егоров А. С. Влияние географических факторов и условий на свойства региональных элит» // Вестник Башкирского государственного университета. 2014. Т.19. №3. С. 881-885.

19. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. М., 2009. 990 с.

20. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. М., 2013. 990 с.

Поступила в редакцию 28.01.2015 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK BamKHpcKoro yHHBepcureTa. 2015. T. 20. №1

141

TERRITORIAL EFFECTIVENESS OF ACTIVITY OF REGIONAL ELITES: CRITERIA, METHODS, GEOGRAPHY

© R. G. Safiullin*, A. S. Egorov

Bashkir State University 3/4 Karl Marx St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 229 96 48.

*Email: safiullinrg@yandex.ru

The problem of increase of effectiveness of public administration system is relevant to many countries of the world. Solution is inseparably linked with enhancement of the assessment system of territorial effectiveness of activity of regional elites - the analysis of the applied assessment techniques and development of new criteria of territorial effectiveness of activity of regional elites. Analysis of independent expert, sociological, statistical, and the combined ratings of the effectiveness of regional elites show that the subjectivity and relying on the results of opinion polls are the major weaknesses of such ratings. The author's economic-geographical technique of territorial effectiveness assessment of activity of Russian regional elites is based on the using of the integrated quantitative socio-economic indicators as the most objective scientific direction in evaluating the effectiveness. As the integrated indicators of effectiveness of activity of the elite that are both factors of influence on other economic, social and political indicators, we offer: level and dynamics of labor productivity, investment effectiveness, unemployment, poverty, budget balance. Values of indicators of unemployment and poverty are measured and published by Rosstat. The values of labor productivity, investment effectiveness and budget balance are based on the author's technique of calculating. The calculation of territorial effectiveness for the integrated indicators allows making groups and defining types of territorial effectiveness of Russia's regional elites. The dynamics of values of these indicators reveals territorial and structural trends, priority directions of increase of territorial effectiveness of regional elite.

Keywords: regional elites, territorial effectiveness, criteria of effectiveness, geography of regional elites' effectiveness.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Bozh'ya-Volya A. A. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. 2009. No. 2. Pp. 81-103.

2. Bozh'ya-Volya A. A. Sistema otsenki i stimulirovanie rezul'tativnosti deyatel'nosti gosudarstvennykh sluzhashchikh: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Moscow, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Valinurova L. S., Evtushenko E. V, Iskhakova E. I., Kazakov M. V Otsenka effektivnosti razvitiya regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem: ucheb. posobie [Assessment of efficiency of development of regional socio-economic systems: textbook]. Ufa: BAGSU, 2012.

4. Razvorotneva S. V, Ryabinin A. V Otsenka effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya: perspektivy i puti razvitiya// Omskoe regional'noe otdelenie VSMS. 2008. URL: http://vsmsomsk.ru/index/ocenka_ehffektivnosti_dejatelnosti_organov_mestn ogo_samoupravlenija_perspektivy_i_puti_razvitija/0-28

5. Shelkoplyasova G. S., Shelkoplyasov A. D. Sbornik trudov SevKavGTU. Ser. «Ekonomika». 2009. No. 9. Pp. 20-27.

6. Kotelevskaya I. V Otsenka effektivnosti deyatel'nosti gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh. Materialy proekta «Administra-tivnaya reforma v Rossiiskoi Federatsii». 2011. URL: http://www.worldbank.org.ru/ECA/Russia.nsf/

7. Voronina L. I. Menedzhment v gosudarstvennykh strukturakh: al'manakh. Moscow, 2010. Pp. 47-65.

8. Voronina L. I. Spetsproekt: analiz nauchnykh dostizhenii: materialy VII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 14-15 iyunya 2012 g. Kiev. Vol. 2. Pp. 16-19.

9. Nagimova A. M. Effektivnost' deyatel'nosti gosudarstvennykh organov upravleniya kak faktor povysheniya kachestva zhizni v regione: problemy otsenki i izmereniya [The efficiency of the public administration as a factor of improving the quality of life in the region: problems of assessment and measurement]. Kazan': Kazan. gos. un-t, 2009.

10. Nagimova A. M. Gosudarstvennoe upravlenie kachestvom zhizni regional'nogo sotsiuma: metodologiya otsenki effektivnosti: avtoref. dis. ... d-ra sots. nauk. Kazan', 2011.

11. Gaman-Golutvina O. V, Smorgunov L. V, Solov'ev A. I., Turovskii R. F. Effektivnost' gosudarstvennogo upravleniya v Rossiiskoi Federatsii v 2008 godu. Ezhegodnyi doklad Instituta obshchestvennogo proektirovaniya, 2008. 86 pp. URL: http://www.inop.ru/files/Chapter2.pdf

12. Znamenskii D. Yu. Otvet-stvennost' i effektivnost' deyatel'nosti organov i dolzhnostnykh lits publichnoi vlasti: politologicheskii aspekt: dis. .kand. polit. nauk. M, 2007.

13. Zubarevich N. V Regiony Rossii: neravenstvo, krizis, modernizatsiya [Regions of Russia: inequality, crisis, modernization]. Moscow: Nezavisimyi institut sotsial'noi politiki, 2010.

14. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.10.2005 goda No. 1789-r «O Kontseptsii administrativnoi reformy v Rossiiskoi Federatsii v 2006-2010 godakh i plane meropriyatii po provedeniyu administrativnoi reformy v Rossiiskoi Federatsii v 2006-2010 godakh». SPS Konsul'tant Plyus.

15. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 28.06.2007 goda No. 825 «Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noi vlasti sub''ektov RF». SPS Konsul'tant Plyus.

16. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii 28.04.2008 goda No. 607 «Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh raionov». SPS Konsul'tant Plyus.

17. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2009 g. No. 322 «O merakh po realizatsii Ukaza Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 28.06.2007 No. 825 «Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noi vlasti sub''ektov Rossiiskoi Federatsii». SPS Konsul'tant Plyus.

18. Safiullin R. G., Egorov A. S. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. Vol. 19. No. 3. Pp. 881-885.

19. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli [Socio-economic parameters]. 2009: stat. sb. Moscow, 2009.

20. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli [Socio-economic parameters]. 2013: stat. sb. Moscow, 2013.

Received 28.01.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.