Вестник Банка России - № 109-110 (19431944) - 2017 - С.3 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ Уеэ^к/уе8171219_109-110.pdf (дата обращения: 17.02.2018).
4. На основе данных Федеральной службы государственной статистик: // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_m ain/rosstat/ru/statistics/tariffs/# (дата обращения: 20.02.2018).
5. На основе данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области: // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ivanovo.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ts/ivanovo/resources/b87bf28044c45920817 cafde4cdebdf4/IPC_0418.pdf (дата обращения: 20.05.2018).
6. Сайт Департамента экономического развития и торговли Ивановской области. Деятельность. Малое и среднее предпринимательство. Статистика и аналитика // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://derit.ivanovoobl.ru/ deyatelnost/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo/statistika-i-analitika/ (дата обращения:19.02.2018).
7. Сайт Департамента экономического развития и торговли Ивановской области. Деятельность. Социально-экономическое развитие. Валовой региональный продукт //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://derit.ivanovoobl.ru/deyatelnost/makroeko nomika/valovoj-regionalnyj-produkt/ (дата обращения: 19.02.2018).
8. Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. Публикации. Официальные статистические публикации ТОГС. Электронные версии публикаций. Архив. Социально-экономическое положение Ивановской области в январе-декабре 2015 года // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivanovo.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/ivanovo/ru/publications/official_publi cations/electronic_versions/archive/ (дата обращения: 20.02.2018).
9. Сайт Центрального банка Российской Федерации. Денежно-кредитная политика // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/DKP/about_monetary_policy / (дата обращения: 08.05.2018).
10. Справочная информация: "Ключевая ставка и процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленные Банком России" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс по данным Банка России) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения: 20.02.2018).
УДК 336.14
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Онопюк Елена Юрьевна ([email protected]) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (Ивановский филиал) В статье изучены методические подходы к оценке эффективности реализации муниципальных программ. Проведен сравнительный анализ ряда нормативно-правовых актов некоторых муниципальных образований. Выявлено, что большинство муниципалитетов используют схожие параметры. Выделены основные проблемы использовавшегося ранее подхода к оценке эффективности муниципальных программ. На основе проведенного автором исследования предлагается ввести в критерии оценки эффективности показатели, которые позволят определить степень возврата бюджетных средств в виде уплачиваемых налогов.
Ключевые слова: эффективность, оценка, муниципальные программы, целевые индикаторы, малое предпринимательство.
В последние годы государство и органы местного самоуправления активно способствуют созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в стране. Для этого разрабатываются и реализуются программы и подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства». Именно на малое и среднее предпринимательство возлагается задача повышения благосостояния населения путем создания новых рабочих мест и увеличения доходной части бюдже-
та. Для решения данной задачи на всех уровнях власти малому и среднему предпринимательству оказывается финансовая поддержка в различных формах - гранты, субсидии.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 г. №1087-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2018 году выделены бюджетные ассигнования в форме субсидий в размере 408760,9 тыс. рублей на предоставление субсидий бюджетам пяти субъектов Российской Федерации
на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьян-
Субсидии предназначены для софинанси-рования капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)
Целевыми показателями субсидирования бюджетов субъектов Российской Федерации являются:
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на территории промышленного парка (индустриального парка, агропромышленного парка, бизнес-инкубатора, технопарка), в 2018 году на 21 единицу, в 2019 году - на 39 единиц, в 2020 году - на 75 единиц;
- увеличение количества вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, в 2018 году на 163 единицы, в 2019 году - на 264 единицы, в 2020 году - на 1336 единиц.
То есть используются только количественные показатели оценки расходования бюджетных средств.
Несмотря на то, что в вышеназванном Постановлении Правительства РФ отсутствует Ивановская область, в регионе был принят соответствующий нормативный акт. Постановлением Правительства Ивановской области от 20.06.2018 № 173-п выделены субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области» в 2018 году [4].
В соответствии с Постановлением муниципальным образованиям направляется 17813,48 тыс. руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 7621,6 тыс. руб., за счет средств областного бюджета - 10191,88 тыс. руб. Средства выделены двум городским округам: Вичуге -
ские (фермерские) хозяйства [1].
Таблица 1
4750.0 тыс. руб. и Тейкову - 950,0 тыс. руб., и пяти городским поселениям: Колобовскому городскому поселению Шуйского муниципального района - 456,0 тыс. руб., Приволжскому городскому поселению Приволжского муниципального района - 2 016,4 тыс. руб., Савинскому городскому поселению Савинского муниципального района - 2850,0 тыс. руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 1305,9 тыс. руб., за счет средств областного бюджета -
1544.1 тыс. руб. Фурмановскому городскому поселению Фурмановского муниципального района - 5081,1 тыс.руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 4725,42 тыс. руб., за счет средств областного бюджета - 355,68 тыс.руб., Южскому городскому поселению Юж-ского муниципального района - 1710,0, в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 1590,3 тыс. руб., за счет средств областного бюджета -119,7 тыс.руб.
Четыре городских поселения субсидируются из двух источников - федерального и областного бюджета.
Одновременно в 2018 году Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области в рамках государственной программы Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области» предоставляется финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства в форме субсидий по направлению «Предоставление целевых грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела» [10].
Гранты предоставляются вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на условиях долевого финансирования целевых расходов на приобретение основных средств (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов) и (или) затрат по аренде помещений за период, не превышающий 1 год. Сумма гранта составляет 85% от суммы затрат по проекту. Максимальный
Объем субсидии и субъекты Российской Федерации, которым выделены средства из федерального бюджета
Наименование субъекта Размер субсидии (тыс. руб.)
Республика Дагестан 110939,1
Калужская область 74871,4
Липецкая область 81788,2
Смоленская область 74815,3
Ярославская область 66346,9
Всего 408760,9
размер гранта не превышает 300 тыс. рублей в течение года на одного СМП.
Выделение значительных бюджетных средств на финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства вызывают необходимость оценки эффективности реализации государственных и муниципальных программ, как и любых других важных общественных мероприятий, связана с тем, что эти программы и проекты разрабатываются и реализуются за счет бюджетных средств. Повышенное внимание к результатам, полученным в ходе реализации данных программ, является вполне обоснованным, поскольку в последние годы существенно сократились финансовые ресурсы для формирования доходов бюджетов всех уровней.
В этой связи актуальным является построение действенной системы оценки эффективности программ, процедура проведения которой позволит понять, сколько средств было затрачено, какие финансовые результаты получены и насколько они значимы для общества.
Основной проблемой в настоящее время остается задача совершенствования методик оценки эффективности реализации муниципальных программ с целью их использования в качестве реального инструмента управления в бюджетном процессе.
Для выявления недостатков и разработке предложений по совершенствованию оценки эффективности реализации муниципальных программ, автором проведен сравнительный анализ ряд нормативных правовых актов муниципальных образований, устанавливающих порядок оценки.
Основой при создании нормативных правовых актов муниципальных образований в РФ о порядке разработки муниципальных программ, их формирования и реализации, порядке проведения и критериев оценки эффективности реализации муниципальных программ явился Приказ Министерства экономического развития РФ 16 09. 2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» [2].
Критерии оценки эффективности реализации муниципальных программ на поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства определены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 [3].
Индикатор достижения цели - количественно выраженный показатель, характеризующий целевое состояние (изменение состояния)
уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 результаты деятельности по всем направлениям поддержки оцениваются в количественных показателях. В качестве примера приведем показатели, по которым оценивается эффективность деятельности Центра поддержки предпринимательства в регионах.
Проанализируем нормативные акты некоторых муниципальных образований, в которых различаются показатели оценки эффективности.
В Постановлении администрации города Владимира от 18.09.2015 № 3325 [7] оценка экономической эффективности финансовой поддержки малого и среднего бизнеса имеет следующие целевые индикаторы:
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 3,0%;
- увеличение доли среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций до 34,57%.
- объем инвестиций получателей поддержки в экономику города на 1 рубль бюджетных средств, руб. - определяется как соотношение суммы средств получателей поддержки, вложенных в реализацию проектов, к размеру финансирования Программы за счет бюджетных средств.
- увеличение объема товаров, реализованных за счет мероприятий Программы, млн. руб. - определяется как сумма по договорам на реализацию продукции, заключенным в результате участия субъекта предпринимательства в выставочном мероприятии.
В соответствии с Постановлением Мэрии города Ярославля от 14 октября 2014 г. № 2463 [8] ожидаемые конечные результаты - это:
- достижение роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- увеличение средней численности работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;
- увеличение поступлений в бюджет города Ярославля налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства в виде суммы поступлений в бюджет города в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Таблица 2
Показатели оценки эффективности деятельности Центра поддержки предпринимательства [3]
N п/п Наименование показателя Коэфф. значимости Значение
1 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, ед. 0,3 1 000 ед. и более - 100 баллов, от 500 ед. до 1 000 ед. - 50 баллов, менее 500 ед. - 0 баллов.
2 Количество проведенных консультаций и мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. 0,3 50 ед. и более - 100 баллов, от 30 до 50 ед. - 50 баллов, менее 30 ед. - 0 баллов
3 Количество проведенных для субъектов малого и среднего предпринимательства семинаров, конференций, форумов, круглых столов, издание пособий, ед. 0,2 50 ед. и более - 100 баллов, от 30 до 50 ед. - 50 баллов, менее 30 ед. - 0 баллов
4 Количество организованных и (или) реализованных специальных программ обучения для субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения их квалификации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, реализации инновационной продукции и экспорта товаров (работ, услуг), ед. 0,2 5 ед. и более - 100 баллов, от 2 до 5 ед. - 50 баллов, менее 2 ед. - 0 баллов
Итого 1
В городском округе Иваново целевым индикатором оценки эффективности, например, подпрограммы "Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является «Количество субсидий, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), в рамках финансовой поддержки». В рамках выполнения мероприятия планируется возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства на инвестиционные цели в 2017- 2019 годах 2 субъектам малого и среднего предпринимательства ежегодно.
Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Шуя», утвержденная Администрации городского округа Шуя от 23.10.2015 № 1817 [9] включает две подпрограммы, одна из которых «Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».
Целевыми индикаторами программы в целом являются:
- число субъектов малого и среднего предпринимательства (ед.);
- доля работников, занятых в секторе малого и среднего предпринимательства, (%);
- количество семинаров, «круглых» столов, конференций по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (ед.);
- количество информационных услуг, оказанных субъектам малого и среднего предпринимательства (ед.);
- количество консультационных услуг, оказанных субъектам малого и среднего предпринимательства (ед.);
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку (ед.);
- количество созданных рабочих мест в результате реализации проектов, получивших финансовую поддержку (ед.).
Более значимой подпрограммой для анализа проблемы является подпрограмма «Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», включает в себя:
- мероприятие «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, привлекающих кредитные ресурсы для осуществления своей деятельности» в виде субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам субъектами малого и средне-
11
го предпринимательства (не выделяется средств);
- мероприятие «Поддержка начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства» в виде целевых грантов в объеме по 400,0 тыс. руб. на 2018-2020 годы.
- мероприятие «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, расширяющих предпринимательскую деятельность» в виде целевых грантов в объеме по 600,0 тыс. руб. на 2018 -20120 годы.
Целевыми индикаторами подпрограммы являются:
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку (ед.);
- количество созданных рабочих мест в результате реализации проектов, получивших финансовую поддержку (ед.).
Таким образом при оценке реализации программы как в г. Иванове, так и в г. Шуе отсутствуют стоимостные показатели, которые должны привести к росту налоговых доходов, которые зачисляются в местный бюджет. Однако надо отметить, что в Порядке оказания поддержки в виде предоставления целевых грантов при оценке поданных заявок по балльной системе применяется показатель «увеличение налоговых отчислений» по которому присваивается по 1 баллу за каждые 20 % увеличения налоговых отчислений, но не более 5 баллов.
Если при оценке экономической эффективности финансовой поддержки малого и среднего бизнеса во Владимире используются два стоимостных показателя, в г. Ярославле один, то в Иваново применяются только количественные показатели.
Построение правильной системы оценки эффективности расходования бюджетных средств играет очень важную роль в модели программного бюджетирования, поскольку именно оказывает влияние на мотивацию участников бюджетного процесса и становится определяющим фактором в их стремлении к достижению запланированных результатов.
Согласно Методическим указаниям Минэкономразвития РФ по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации [2], методика оценки эффективности государственной программы основана на измерении достижимости целей, структуризации задач подпрограмм, а также оценки уровня соответствия планируемых затрат и эффективности использования бюджетных средств.
Проведение оценки осуществляется по результатам оценки степени освоения средств за счет всех источников финансирования; степени достижения целевых значений показателей; соответствия запланированному темпу изменений значений целевых показателей; выполнения
мероприятий; экономической эффективности реализации муниципальной программы.
В большинстве муниципальных образований Порядок проведения оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ полностью соответствует выше названным Методическим указаниям Минэкономразвития РФ. Но есть и оригинальные методики. Рассмотрим некоторые методики оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ.
Порядок проведения оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ Администрации Галичского муниципального района Костромской области содержит следующую систему четырех комплексных критериев (К1) оценки эффективности реализации Программы [6]:
К1 - выполнение планируемых объемов финансирования;
К2 - степень выполнения программных мероприятий;
К3 - достижение целевых индикаторов Программы;
К4 - оценка организации управления и контроля за ходом реализации Программы.
Комплексный критерий оценки эффективности реализации Программы (К1) определяется по формуле:
К1 = УН + У12 + Уу, (1)
где Уу - подкритерии, входящие в состав комплексного критерия оценки эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности реализации Программы основана на формировании интегральной (результирующей) оценки (Р), которая определяется по формуле:
р = ^ (К1 х го, (2)
где Р - интегральная (результирующая) оценка эффективности реализации Программы;
К1 - комплексный критерий оценки эффективности реализации Программы;
21 - удельный вес (значимость) комплексного критерия оценки эффективности реализации Программы (весовой коэффициент критерия 23 = 0,3)
В качестве примера рассмотрим порядок оценки по одному показателю - «Достижение целевых индикаторов муниципальной целевой программы».
Оценка эффективности реализации муниципальных программ города Иванова, которая разработана на основе Методических указаний Минэкономразвития РФ, в соответствии с постановлением Администрации города Иванова от 07.08.2013 № 1668 проводится на основе следующих критериев [5]:
- степень достижения планируемых значе-
ний целевых показателей Программы; уровню расходов и эффективности использо-
- степень реализации Программы; вания бюджетных средств.
- степень соответствия запланированному
Таблица 3
Показатели комплексного критерия КЗ
Наименование подкритерия Подкритерий У3] Градации Балльная оценка N3]
Оценка системы индикаторов и показателей эффективности муниципальной целевой программы У3.1 1) в муниципальной целевой программе сформулированы целевые индикаторы, количес-твенно определены показатели эффективности. Отсутствует динамика показателей по годам 8
2) в муниципальной целевой программе сформулированы только качественные показатели 4
Степень достижения целевых показателей У3.2 1) выполнение целевых показателей более 80% 10
2) выполнение целевых показателей составляет 50%-80% 8
3) выполнение целевых показателей составляет 49%-30% 5
4) выполнение целевых показателей менее 30% 1
Расчет степени достижения планируемых значений целевых показателей Программы проводится по каждому целевому показателю Программы.
Степень достижения планируемых значений целевых показателей Программы рассчитывается по следующим формулам:
- для показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
Сд = Зф / Зп, (3)
где Сд - степень достижения планируемого значения целевого показателя Программы;
Зф - значение показателя, характеризующего цели Программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
Зп - плановое значение показателя, характеризующего цели Программы.
При использовании данных формул в случаях, если Сд больше 1, Сд принимается равным 1.
Расчет степени реализации Программы рассчитывается по формуле:
СЭгп = Фк / Фп, (5)
где СЭгп - степень соответствия запланированному уровню расходов и эффективности использования бюджетных средств;
Фк - кассовые расходы на реализацию Программы в отчетном году;
Фп - плановые расходы на реализацию Программы в отчетном году.
При использовании данной формулы при расчете оценки эффективности реализации каждой подпрограммы, входящей в состав Программы, в случаях, если в подпрограмме не предусмотрены расходы на ее реализацию, значение СЭгп принимается равным 1.
Расчет оценки эффективности реализации Программы определяется на основе сопоставления степени достижения планируемых значений целевых показателей Программы и соответствия запланированному уровню расходов и эффективности использования бюджетных средств по формуле:
ЭРгп = СДгп х СЭгп * к, (6)
СДгп=!СД/П (4)
где СДгп - степень реализации Программы;
Сд - степень достижения планируемых значений целевых показателей Программы;
п - число показателей, характеризующих цели реализации Программы.
Расчет степени соответствия запланированному уровню расходов и эффективности использования бюджетных средств рассчитывается по формуле:
где ЭРгп - эффективность реализации Программы;
СДгп - степень достижения планируемых значений целевых показателей Программы;
СЭгп - степень соответствия запланированному уровню расходов и эффективности использования бюджетных средств;
к - поправочный коэффициент, учитывающий качество планирования и координации реализации Программы, рассчитываемый по формуле согласно таблице 4 в зависимости от
величины:
Д = (СЭгп - СДгп) (7)
По результатам итоговой оценки эффективности реализации Программа признается: высокоэффективной, эффективной, низкоэффективной, неэффективной.
Таблица 4
Значения поправочного коэффициента при оценке эффективности реализации муниципальных программ города Иванова
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации Программы определяется на основании критериев, представленных в таблице 5.
(СЭгп - СДгп) к
менее 0,00 ... 0,10 1,25
0,11 ... 0,20 1,10
0,21 ... 0,25 1,00
0,26 ... 0,35 0,90
свыше 0,35 0,75
Таблица 5
Общая оценка эффективности реализации Программы
Результат реализации Программы (подпрограмм) Значение критерия
неэффективная менее 0,40
низкоэффективная 0,40 ... 0,79
эффективная 0,80 ... 0,95
высокоэффективная более 0,95
Расчет оценки эффективности реализации каждой подпрограммы, входящей в состав Программы, определяется аналогично расчету эффективности Программ. Для оценки эффективности реализации каждой подпрограммы, включенной в Программу, применяются аналогичные критерии.
На основании полученных оценок эффективности реализации Программ управление экономического развития и торговли Администрации города Иванова формирует рейтинг эффективности реализации Программ в отчетном году.
Оценка эффективности и результативности реализации муниципальных программ (МП), состоящих из нескольких мероприятий в соответствии с Постановлением мэрии г. Ярославля от 12 сентября 2013 г. № 2107 осуществляется по следующей методики [8].
Степень реализации мероприятий оценивается для каждой МП как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
СРм=Мв /М, (8)
где СРм - степень реализации мероприятий;
Мв - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Степень реализации мероприятий рассчитывается только для мероприятий, полностью или частично реализуемых за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.
Степень соответствия запланированному уровню расходов оценивается для МП как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию МП к их плановым значениям по следующей формуле:
ССуз=Зф/Зп, (9)
где ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов;
Зф - фактические расходы на реализацию МП в отчетном году (фактический объем поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг);
Зп - плановые расходы на реализацию МП в отчетном году (без учета средств, предусмотренных на погашение кредиторской задолженности предыдущих периодов).
Эффективность использования средств бюджетов всех уровней рассчитывается для каждой МП как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджетов всех уровней по следующей формуле:
Эип~ СРм/СС
уз
(10)
где Эис - эффективность использования средств бюджетов всех уровней;
СРм - степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых из средств бюджетов всех уровней;
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджетов всех уровней.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
- для показателей (индикаторов), планируемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
СДпз=ЗПф/ЗПп
(11)
где СДпз - степень достижения планового значения показателя (индикатора),
характеризующего цели и задачи МП; ЗПф - значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи МП, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
ЗПп - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи МП.
Степень реализации МП рассчитывается по формуле:
СРмп= !СДпз /N,
(12)
где СРмп - степень реализации МП;
СДпз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи МП;
N - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи МП.
В рассмотренных методиках оценки не все показатели идентичны, хотя на первый взгляд они схожи. Так в методике города Иванова при оценке эффективности реализации Программы применяется поправочный коэффициент, связанный с качеством планирования программы. В результате проведения сравнительного анализа выделены следующие основные проблемы использовавшегося ранее подхода к оценке эффективности муниципальных программ:
• отсутствие единообразия методик оценки эффективности государственных про-
грамм, возможности сопоставления между собой результатов, полученных в результате оценки эффективности;
• отсутствие в большинстве случаев требований использования рассчитанных показателей эффективности (результативности) при принятии управленческих решений (в чем, по сути, и заключается смысл оценки эффективности);
• проведение оценки эффективности только на этапах планирования и реализации, отсутствие таковой после завершения государственной программы.
Таким образом, проведенный анализ нормативных актов по оценке эффективности муниципальных программ показал, что большинство муниципалитетов используют схожие параметры. В качестве критериев всегда выбираются степень достижения поставленных в программе целей и степень реализации финансирования. Часто фигурируют такие критерии, как оценка качества отчетности исполнителя программы и степень выполнения запланированных мероприятий. Наиболее простая методика - прямое суммирование полученных показателей. Чаще всего используется способ присваивания показателям весового коэффициента, определяющего важность данного критерия для итоговой оценки эффективности. В некоторых муниципальных образованиях полученным процентным показателям присуждается балльная оценка. Последним этапом становится определение качественной характеристики полученной оценки.
Для администрации г. Иваново предлагается ввести в критерии оценки эффективности реализации муниципальных программ стоимостные показатели, которые позволят определить степень возврата бюджетных средств в виде уплачиваемых налогов.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2018 г. № 1087-р О распределении субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, предоставляемых в 2018 г. из резервного фонда Правительства РФ бюджетам субъектов РФ в рамках подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: справочно-правовая система "Гарант": http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71 859428/#ixzz5PlhpiftS (дата обращения 27.08.2018).
2. Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 № 582 (ред. от 15.03.2017) "Об
утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: справочно-правовая система "КонсультантПлюс": http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_205801/ (дата обращения 10.08.2018).
3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. № 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (с изменениями и дополнениями). Приложение N 3. Информация о достигнутых значениях показателей эффективности деятельности центра поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: справочно-правовая система "Гарант": http://base.garant.ru/70940868/ 59024ce80075e0ec41e6a94e1d33ae69/#ixzz5 Рт8БТР9и (дата обращения 12.08.2018).
4. Постановление Правительства Ивановской области от 20.06.2018 № 173-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области» в 2018 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.glavbukh. ru/npd/edoc/81_8140245 (дата обращения 27.08.2018).
5. Муниципальная программа города Иванова «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове» Постановление администрации города Иванова от 24 октября 2013 г. № 2321 (в ред. от 14.03.2017 № 313) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ivgoradm.ru/files/
Programmavredakciiot14.03.2017313.pdf (дата обращения 11.08.2018).
6. Постановление Администрации Галичского муниципального района Костромской области от 31.03 2011 г. № 100 «Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gal-mr.ru/ (дата обращения 10.08.2018).
7. Постановление администрации города Владимира от 18.09.2015 № 3325 (ред. от 16.12.2016) «Об утверждении муниципальной программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Владимире и признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов» (в редакции от 25.04.2018 N 861) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/440563032 (дата обращения 19.08.2018).
8. Постановление мэрии г. Ярославля от 12 сентября 2013 г. № 2107 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Ярославля" [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://city-yaroslavl.ru/municipality/Doc А12016-09-29/РСН2013-09-12-2107.pdf (дата обращения 15.08.2018).
9. Постановление Администрации г.о. Шуя Ивановской области "Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Шуя на 2016 - 2020 годы" (в редакции от 21.11.2016 № 1717) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.okrugshuya.ru/biznes/small_busines s/index.php?ELEMENT_ID=32676 (дата обращения 10.08.2018).
10.Официальный сайт Департамента экономического развития и торговли Ивановской области. Формы и виды поддержки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://derit.ivanovoobl.ru/deyatelnost/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo/formy-i-vidy-podderzhki/ (дата обращения 27.08.2018).