Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ЦЕЛЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ЦЕЛЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / КОРРУПЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / RULE OF LAW / DEMOCRACY / MODERNIZATION / POLITICS / ECONOMY / CORRUPTION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вестов Федор Александрович, Фаст Ольга Федоровна

В статье рассматриваются отдельные проблемы в процессе становления правового государства в России. Обращено внимание на значимость международного опыта в формировании либерально - демократического правового государства, прежде всего стран Западной Европы. Сделана попытка определить значимость институтов правового государства в модернизационных процессах развития государственности и гражданского общества в России. Определенно отмечается, что правовое государство осуществляет свою деятельность в интересах человека: в центре внимания человек и его интересы. Отмечены некоторые негативные факторы, влияющие на восприятие цивилизационной значимости правового государства населением. Предложены отдельные мероприятия по совершенствованию уголовной политики, уголовного законодательства в сфере борьбы с коррупцией, взяточничеством, негативно влияющих на экономику страны. Изменение отношений к этому явлению возможно только на долгосрочной основе, с использованием семьи, школы, средне - специальных и высших учебных заведениях с разработкой и использованием соответствующих научно обоснованных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вестов Федор Александрович, Фаст Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING INDIVIDUAL INSTITUTIONS OF THE RULE OF LAW FOR THE PURPOSES OF ECONOMIC AND SOCIAL WELL-BEING IN RUSSIA

The article deals with some problems in the process of formation of the rule of law in Russia. Attention is drawn to the importance of international experience in the formation of a liberal - democratic state governed by the rule of law, primarily in the countries of Western Europe. An attempt is made to determine the significance of the institutions of the rule of law in the modernization processes of the development of statehood and civil society in Russia. It is also noted that the rule of law state carries out its activities in the interests of the person. The focus is on the person and their interests. Some negative factors affecting the perception of the civilizational significance of the rule of law by the population are noted. Some measures are proposed to improve the criminal policy and criminal legislation in the fight against corruption and bribery, which have a negative impact on the country's economy. Changing attitudes to this phenomenon is possible only on a long-term basis, with the use of family, school, secondary special and higher educational institutions with the development and use of appropriate science-based programs.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ЦЕЛЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РОССИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342 DOI 10.51608/23058641_2021_1_64

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ЦЕЛЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РОССИИ

© 2021 Ф.А. Вестов, О.Ф. Фаст *

В статье рассматриваются отдельные проблемы в процессе становления правового государства в России. Обращено внимание на значимость международного опыта в формировании либерально - демократического правового государства, прежде всего стран Западной Европы. Сделана попытка определить значимость институтов правового государства в модернизационных процессах развития государственности и гражданского общества в России. Определенно отмечается, что правовое государство осуществляет свою деятельность в интересах человека: в центре внимания человек и его интересы. Отмечены некоторые негативные факторы, влияющие на восприятие цивилизационной значимости правового государства населением. Предложены отдельные мероприятия по совершенствованию уголовной политики, уголовного законодательства в сфере борьбы с коррупцией, взяточничеством, негативно влияющих на экономику страны. Изменение отношений к этому явлению возможно только на долгосрочной основе, с использованием семьи, школы, средне - специальных и высших учебных заведениях с разработкой и использованием соответствующих научно обоснованных программ.

Ключевые слова: правовое государство, демократия, модернизация, политика, экономика, коррупция, образование.

Отечественной науке и Российской политической практике, как представляется, сегодня приходится выбирать между различными стратегиями использования государства в глобальной политической игре. С одной стороны, простым и исторически апробированным выглядит возможность пойти по пути, по которому уже прошли страны либеральной демократии [1] и его можно просто скопировать. Многие юристы видят правовое государство только основанным на либеральных организационных принципах, либеральном законодательстве, либеральных же ценностных устоях [2, с. 83-99]. Вместе с тем, в последнее время этот подход медленно, но видоизменяется с опорой на традиционные ценности Российского общества, что нашло, в определенной мере реализацию в изменениях, внесенных в Конституцию Российской Федерации [3].

Гораздо меньше правоведов, кто отмечает кризисное состояние многих основ либеральной демократии в современном мире, примером чему могут быть выборы Президента США в 2020 году. Вместе с тем, стоит обратить внимание на интересную проблему, поставленную

профессором Крейг Коннтом (Колорадо). Он, в частности, указывает на актуальность рассмотрения гражданских прав человека, опираясь на язык медицины [4]. В современных условиях имеющей место практически по всему миру пандемии интерес вызывает и критический взгляд на сегодняшнюю реализуемую политику в сфере правосудия по уголовным делам. Здесь стоит назвать, в частности, работу Чад Фландерс и Стивен Галоуб [5].

Недостаточно выделяются риски, связанные с копированием в России зарубежного опыта использования государства в целях модернизации, реформирования современного общества. В процессе модернизирования не используются многие важные национальные свойства традиционных связей между предыдущим опытом государственности и общественной жизнью и современным развитием общества России. Представители такого подхода обычно проявляют повышенный интерес именно к наследию российской политической мысли, особенно мысли консервативной [6]. Это позволяет аргументировано доказывать, что в развитии правовых начал современной

* Вестов Федор Александрович (vestovfa@mail.ru) - кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного, экологического права и криминологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (Саратов, РФ); Фаст Ольга Федоровна (fastolga@mail.ru) - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права, Саратовская государственная юридическая академия (Саратов, РФ).

ф

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

2021 № 1 (26)

государственности нынешние элиты и нынешнее общество могут ориентироваться на другое, нелиберальное, понимание сущности правового государства и сущности его законотворческой функции [7].

Представленные оценки «юридического ракурса» показывают, что в политической науке и политической практике такой подход сегодня доминирует не случайно. Правовое осмысление сущности правового государства, действительно доказало свою историческую продуктивность. Оно оценивается большинством исследователей с позиций, что является способным обеспечить отечественную социально-политическую систему более или менее разработанной и апробированной идеологией модернизационного развития [8]. Присутствуют альтернативные варианты, из которых элиты и общества вольны выбирать приемлемые для них решения. Вместе с тем, основная проблема состоит в том, что в таком подходе недостаточно учитывает современные условия, при которых такой выбор возможен. Особенно это касается крупных и сложноорганизованных сообществ. В условиях современной перестройки государственных институтов появилась объективная потребность одновременного реформирования политической, экономической, социальной, духовной сфер российского общества. Это еще более осложняет укрепление правовых основ российской государственности и актуализирует теоретическое осмысление новых подходов к решению накопившихся проблем в обществе с учетом морально ценностных критериев, накопленных в течение исторического развития России и человечества. В этом отношении, в частности, стоит отметить интересное предложение Шошина С.В., указывающего на актуальность внедрения, например, положительного опыта Интерпола или иных органов зарубежных государств, как источников современного российского национального права [9].

В связи с этим нами обосновывается целесообразность использования более широкого и системного политологического ракурса на данную проблему, обладающего большей методологической функциональностью при анализе роли правового государства в модерниза-ционных политических процессах в современной России [10]. Суть его состоит в том, чтобы все неизбежные, в условиях системной модернизации, противоречия и конфликты между политическими субъектами, на какой бы почве

они не возникали, разрешались, при активном содействии, государственных институтов и строго в рамках действующего законодательства. Речь идет не о формировании еще одной идеально-типической модели правового государства в дополнение к уже имеющимся, а о новом подходе к пониманию наличных ресурсов и функциональности существующего реального российского государства, о совершенствовании уже имеющихся механизмов его взаимодействия с институтами гражданского общества и отдельными российскими гражданами, об обосновании институциализации новых механизмов, которые будут укреплять и расширять имеющиеся правовые основы функционирования и взаимодействия политических и гражданских институтов в интересах народа. Их развитие осуществляется с различной скоростью и происходит на основе взаимодействия, как внутриструктурных факторов, так и воздействия определенных закономерностей системы в целом, направленной на достижение конечного положительного результата. Т.е., в основе главной проблемы мо-дернизационных процессов в данный период развития России является не отсутствие нормативной модели правового государства (или ее несовершенство), а наличествует отсутствие стратегии претворения в жизнь конституционно закрепленных основ правового государства. Одновременно наблюдается отсутствие доверия к нему как со стороны определенной части государственных служащих, элиты, так и граждан.

В тоже время, в результате проведенного научного анализа выявлено теоретическое противоречие в современных научных представлениях о правовой государственности и его социальных характеристиках. Суть различий состоит в том, что наблюдается существенное расхождение в их понимании: с одной стороны, между объективной общественной потребностью (сформированной еще в советский период) в стратегическом курсе на превращение российского государства в социальное; а, с другой, тенденцией к обоснованию наращивания российским государством своего формально-правового, административного потенциала. В результате основная направленность развития законотворческого процесса и его политико-правовое обоснование в современной России заметно конфликтуют с вопросами справедливости [11] и морали. В результате просматривается тенденции решения ос-

Юридические науки

Ф

новных модернизационных проблем с учетом, прежде всего, интересов государства, тогда как гражданское общество, его институты, граждане выглядят простыми потребителями принятых решений.

В условиях России, с учетом социокультурной специфики и исторически обусловленной предопределенности патерналистской трактовки взаимоотношений власти и общества, классическая либеральная модель поддержки различных меньшинств, например, негласный символ представителей секс-меньшинств был вывешен на здании посольства США в Москве, в четверг, 25 июня 2020 г., вряд ли может быть поддержана большинством населения России. Это обусловлено уже сложившимися ценностями у Российского народа. Использование индикатора «правовое государство», сопряжено с необходимостью научного анализа приобретения правового качества не государством вообще, а именно либерально-демократическим и социальным государством. Это обусловлено тем, что на протяжение постсоветского периода, очень постепенно и с большими трудностями, таковым становилось российское государство. Данная индикативная функция должна быть нацелена не столько на выявление отклонений современного российского государства от идеально-типической модели, сколько на его реальной функциональности и выявлении способов совершенствования реально существующих институтов и механизмов взаимодействия власти и общества в интересах гражданина [12]. Пределом выступает трактовка правового государства не как законченной формы, а, скорее, как непрерывного процесса достижения баланса интересов разных социальных и политических субъектов гражданского общества. Суть его состоит в формировании уверенности большинства участников этого процесса, что, при любом раскладе политических интересов, закон будет поддерживать социальную справедливость, а не противоречить ей. Однако данный предел, имеющий ключевое значение для российского общества, в реальных современных условиях становления правового государства и гражданского общества недостаточно работает. Это обусловлено и тем, что нет четкого восприятия правового, социального, авторитарного и полицейского государства. Исследование понимания студентами юристами показывает, что многие характеристики этих государств, совпадают [13]. Существенную роль играет в этом то, что

граждане не ощущают себя защищёнными от произвола государственных служащих.

Это обуславливается, наряду с экономическими проблемами, существенным материальным расслоением населения России, наличием высокой коррупции в обществе [14], тесной связью государственных служащих с экономическими структурами, а так же, отдельных из них, с организованной преступностью. Тем не менее, практика деятельности правоохранительных органов после 2016 года всё больше свидетельствует о том, что к уголовной ответственности привлекается всё большее число государственных служащих различного уровня, вплоть до губернаторов и министров федерального уровня. В этом особая заслуга принадлежит ФСБ России. Однако, это не в состоянии резко изменить отношение граждан к общей ситуации деятельности государства в противодействии криминалитету, как на законодательном уровне, так и в практической деятельности правоохранительных органов [15].

Вместе с тем активизации противодействию коррупции, ее профилактике, может способствовать восстановление такого вида наказания как конфискация имущества [16, с. 37]. Это позволит, с одной стороны, создать условия для возвращения в экономику, незаконно изъятых преступниками материальных ценностей, значит в глазах большинства населения, установлению социальной справедливости, одновременно, с другой, повысить эффективность деятельности правоохранительной системы, прежде всего суда. В долгосрочной перспективе необходимо у человека, начиная с садика и далее, в зависимости от возраста, формировать основные постулаты правового государства, гражданского общества, одновременно формируя у них личную ответственность за будущее страны. Это должно быть совмещено с жесточайшим разоблачением ореола субкультуры криминалитета [17] и на примерах доказывать ее пагубность для человечества. Это позволит сформировать у личности уважение не только к своим правам и свободам, но и к этим, же институтам других субъектов правоотношений.

Таким образом, совершенствование институтов правового государства России, позволит модернизировать различные сферы общества, экономику, деятельность государственных учреждений и морально - нравственную обстановку в обществе.

ф

Основы экономики, управления и права 2021

Economy, Governance and Law Basis

№ 1 (26)

Библиографический список

1. Höffe O. Die Tauschgerechtigkeit als Muster für Staatsaufgaben?, in Grimm, D. (Hrsg.). Staatsaufgaben, Baden- Baden 1991, Abschn 1

2. Нерсесянц В.С. Теория права и государства. -М.: ИНФРА-М, 2013.— 272 с.

3. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 05.12.2020 г.), (режим доступа - свободный).

4. C. Konnoth. Medicalization and the New Civil Rights // Medicalization and the New Civil Rights 72 STAN. L.REV. 1165 (2020). Цит. по: URL: https://review.law.stanford.edu/wp-content/uploads/ sites/3/2020/05/Konnoth-72-Stan. -L.-Rev. -1165.pdf (дата обращения: 05.12.2020 г.), (режим доступа -свободный).

5. Chad Flanders and Stephen Galoob, Progressive Prosecution in a Pandemic, 110 J. Crim. L. & Criminology 685 (2020). Цит. по: URL: https://scholar-lycommons.law.northwestern.edu/jclc/vol110/iss4/1 (дата обращения: 05.12.2020 г.), (режим доступа -свободный).

6. Ивонин Ю.П., Ивонина О.И. Проблема структуры и классификации глобальных политических идеологий // Идеи и идеалы. - 2016. - Т. 2. - № 2 (28). -С. 88-96. DOI: 10.17212/2075-0862-2016-2.2-88-96

7. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2018. - 636 с.

8. Воробьев С.М. Роль государства в становлении гражданского общества в современной России // Современность как философская проблема: глобальный и региональный аспект: сб. научн. ст. -Ставрополь, 2016. - С. 28-30.

9. Шошин С.В. Формирование инновационных источников российского национального права в XXI веке // Российская общественно-гуманитарная наука перед вызовами современности: сб. ст. по матер. Междунар. научно-практ. конф. под редакцией В.С. Слобожниковой, И.В. Суслова. - Саратов: СГЮА, 2019. Цит. по: URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=38496443 (дата обращения: 05.12.2020 г.), (режим доступа - свободный).

10. Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. Правовое государство: теоретическое проектирование и современная политическая практика: монография - М.: Проспект, 2015. - 256 с.

11. Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. Отдельные аспекты реализации принципа справедливости в публичном и частном праве // Основы экономики, управления и права. - 2020. - № 4 (23). - С. 35-39. DOI: 10.51608/23058641_2020_4_35

12. Марченко М.Н. Глобализация и основные тенденции развития национальных и наднациональных государственно-правовых систем в ХХ1 веке. М.: Проспект, 2019.- 296 с. DOI: 10.31085/9785392297283-2019-296

13. Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. Правовое, социальное и полицейское государство в оценках студентов-юристов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2020. - Т. 20. - Вып. 3. - С. 326-332. DOI: 10.18500/1994-2540-2020-20-3326-332

14. Алексеева А.П. Антикоррупционная политика государства: достоинства и недостатки // Библиотека уголовного права и криминологии. - 2016. -№ 1(13). - С. 44-49.

15. Варыгин А.Н. О проблемах правового регулирования предупреждения преступности // Трансформация права и правоохранительной деятельности в условиях развития цифровых технологий в России, странах СНГ и Европейского союза: проблемы законодательства и социальной эффективности: матер. VII Междунар. научно-практ. конф. преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей. Часть 1. -Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. -С. 50-54.

16. Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. Отдельные аспекты профилактики коррупционных преступлений // Российский конституционализм: научное осмысление и реальность. Материалы Х Международного Конституционного Форума, посвященного 100-летию Конституции РСФСР 1918 г., 25-летию Конституции РФ 1993 г., 70-летию Всеобщей декларации прав человека. - 2019. - С. 33-37.

17. Громов В.Г. Российская криминальная субкультура: философский аспект // Теология. Философия. Право. - 2017. - № 2(2). - С. 44-57.

Поступила в редакцию 14.01.2021 г.

Юридические науки

IMPROVING INDIVIDUAL INSTITUTIONS OF THE RULE OF LAW FOR THE PURPOSES OF ECONOMIC AND SOCIAL WELL-BEING IN RUSSIA

© 2021 F.A. Vestov, O.F. Fast*

The article deals with some problems in the process offormation of the rule of law in Russia. Attention is drawn to the importance of international experience in the formation of a liberal - democratic state governed by the rule of law, primarily in the countries of Western Europe. An attempt is made to determine the significance of the institutions of the rule of law in the modernization processes of the development of statehood and civil society in Russia. It is also noted that the rule of law state carries out its activities in the interests of the person. The focus is on the person and their interests. Some negative factors affecting the perception of the civilizational significance of the rule of law by the population are noted. Some measures are proposed to improve the criminal policy and criminal legislation in the fight against corruption and bribery, which have a negative impact on the country's economy. Changing attitudes to this phenomenon is possible only on a long-term basis, with the use of family, school, secondary special and higher educational institutions with the development and use of appropriate science-based programs.

Keywords: Rule of law, democracy, modernization, politics, economy, corruption, education.

* Vestov F.A. - candidate of legal sciences, associate professor, professor of department of criminal, environmental law and criminology of the Saratov state University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov, Russia); Fast O.F. - candidate of legal sciences, associate professor, civil law Department, Saratov state law Academy (Saratov, Russia).

Received for publication on 14.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.