положениями Земельного Кодекса Российской Федерации обладают правом пользования земельным участком, расположенным под зданием и сооружением и необходимым для обслуживания. Следовательно, это не образует события административного правонарушения.
Таким образом, медленно, но верно намечается тенденция преодоления упрощенчества и формализма в административно-деликтной практике в сфере землепользования, затрагивающей интересы огромного количества граждан, так или иначе, являющихся владельцами (пользователями) земельных участков по всей Российской Федерации. В этой связи хочется надеяться, что желание и умение отстаивать свои права и не мириться с несправедливым наказанием когда-нибудь сломает вездесущую «палочную» систему, зачастую нивелирующую здоровый механизм правового воздействия и дискредитирующую сам принцип верховенства права.
Литература и источники
1. Якунин Д.В. Проблемы квалификации самовольного занятия земельных участков и их использования без правоустанавливающих документов // Российская юстиция. 2007. № 9.
2. Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). ст. 1.
3. Собрание законодательства РФ. 2015. №10. ст. 1416.
4. Собрание законодательства РФ. 2015. №2. ст. 514.
5. Собрание законодательства РФ. 1994. №32. ст. 3301.
6. Собрание законодательства РФ. 2001. №44. ст. 4147.
7. Собрание законодательства РФ. 1997. №30. ст. 3594.
8. Собрание законодательства РФ. 2015. №29 (часть I). ст. 4344.
9. Анализ сведений о государственном земельном контроле в Российской Федерации за 2006 год: государственный доклад. - Режим доступа: http://kadastr.ru
10. О государственном земельном контроле: государственный доклад; Аналитическая записка «Сведения по государственному земельному контролю» за 2004 год. - Режим доступа: http://kadastr.ru
11. Аналитическая записка по судебным решениям в области государственного контроля за использованием и охраной земель: государственный доклад. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://kadastr.ru
References and Sources
1. Yakunin D.V. Problemy kvalifikacii samovol'nogo zanyatiya zemel'nyh uchastkov i ih ispol'zovaniya bez pravoustanavlivayushchih dokumentov // Rossijskaya yusticiya. 2007. № 9.
2. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. №1 (ch. 1). st. 1.
3. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. №10. st. 1416.
4. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. №2. st. 514.
5. Sobranie zakonodatel'stva RF. 1994. №32. st. 3301.
6. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2001. №44. st. 4147.
7. Sobranie zakonodatel'stva RF. 1997. №30. st. 3594.
8. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. №29 (chast' I). st. 4344.
9. Analiz svedenij o gosudarstvennom zemel'nom kontrole v Rossijskoj Federacii za 2006 god: gosudarstvennyj doklad. - Rezhim dostupa: http://kadastr.ru
10. O gosudarstvennom zemel'nom kontrole: gosudarstvennyj doklad; Analiticheskaya zapiska «Svedeniya po gosudarstvennomu zemel'nomu kontrolyu» za 2004 god. - Rezhim dostupa: http://kadastr.ru
11. Analiticheskaya zapiska po sudebnym resheniyam v oblasti gosudarstvennogo kontrolya za ispol'zovaniem i ohranoj zemel': gosudarstvennyj doklad. (EHlektronnyj resurs) - Rezhim dostupa: http://kadastr.ru
ЯПРЫНЦЕВ ЕВГЕНИИ ВИКТОРОВИЧ - кандидат юридических наук, профессор по кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. IAPRINTSEV, EVGENY V. - Ph.D. in Law, Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Faculty of Law of the Sterlitamak Branch of the Bashkir State University.
УДК 34.01
ВЕСТОВ Ф.А., ГЛУХОВА Е.О., ФАСТ О.Ф. ЗНАЧИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Ключевые слова: правовое государство, прокуратура, МВД РФ, министерство юстиции, национальная гвардия.
В статье рассматриваются вопросы влияния деятельности правоохранительных органов на становление правового государства в России и восприятия его гражданами через призму деятельности этих органов. Возрастание функциональности силовых структур заполняет в политическом пространстве лакуны, которые
образуются вследствие неразвитости или неадекватности реакций общественных институтов на предпринимаемые усилия государства по совершенствованию государственного строительства, становлению правового государства. Иначе говоря, государство заполняет собой те объемы политического пространства, которые по каким-то причинам не заполняет собой гражданское общество. Государство сообразуется, при этом, подтверждением чему служит современный российский политический процесс, не с логикой вытеснения гражданских институтов из политики, а с простой логикой бюрократического контроля.
VESTOV, F.A., GLUKHOVA, E.O., FAST, O.F.
THE SIGNIFICANCE OF INDIVIDUAL LAW-ENFORCEMENT AGENCIES FOR THE ESTABLISHMENT OF A LEGAL STATE
Keywords: Legal state, prosecutor's office, The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, ministry of justice, national guard.
In the article viewed the questions of impact of activity of law-enforcement agencies on the formation of legal state in the Russia and perception its by citizens through the prism of the activities of these bodies. The increase of the functionality of the power structures fills in the political space the gaps that are formed due to the underdevelopment or inadequacy of the reactions of public institutions to the state's efforts to improve state building, the formation of a state of law. In other words, the state fills those volumes of political space that for some reason do not fill civil society. The state conforms, at the same time, the modern Russian political process serves as confirmation of this, not with the logic of ousting civil institutions from politics, but with the simple logic of bureaucratic control.
Существует множество идей и теорий, которые связаны с развитием и становлением государства. В настоящее время особое значение имеет концепция правового государства. Данная концепция связана с именами таких мыслителей как Платон, Аристотель. Цицерон, И. Кант. Г. Гегель, А.Н. Радищев, М.М. Сперанский, А.И. Герцен. Н.Г. Чернышевский и многих других [1]. Высказывания, относящиеся к теории правового государства, встречаются в работах К. Маркса и В.И. Ленина. Определенное внимание ему уделялось и в советский период развития нашей страны.
Актуальность данной темы заключается в том, что государство призвано выполнять функции по защите прав граждан, обеспечению их благополучия, а также следить за соблюдением законности всех действий, как самих граждан, так и государственных органов. Для этого на государство возложена правоохранительная функция, целью которой является обеспечение соблюдения законности.
Правовым называется государство с демократической формой правления, в котором обеспечивается господство норм права, равенство народа, элит и чиновников перед независимым судом и законом. В нем гарантируются и признаются свободы гражданина, а в основе государственной власти лежит основной принцип разделения власти на законодательную, судебную и исполнительную [2]. Ограничивается она лишь нормами права. В условии отсутствия демократии правовое государство существовать не может. Свобода экономической деятельности, развитое гражданское общество относятся к основным признакам такого государства.
Основные функции правового государства[3, с.57]:
- Экономическая функция. Она регулирует рыночные отношения, многоукладную экономику при полной самостоятельности частных предприятий, а также производство необходимой обществу продукции.
- Правоохранительная функция. Охрана свобод и прав личности, поддержание порядка в обществе.
- Социальная функция. Обеспечение непосредственных нужд граждан, охрана окружающей среды, бесплатная медицина, образование, и так далее.
Нами будет рассмотрена правоохранительная функция государства, реализуемая через правоохранительные органы. Правоохранительные органы - группа государственных органов, которая осуществляет охрану законности и правопорядка, а также защищает интересы, права и свободы граждан, правомочия юридических лиц в соответствии с
действующим законодательством^, с.79]. В каждой стране она может отличаться и отвечать законам, принятым в данном государстве.
К правоохранительным органам России относятся или осуществляют соответствующую функцию:
- Конституционный суд, осуществляющий контроль за соответствием принимаемых законов Конституции Российской Федерации;
- МВД, которое непосредственно обеспечивает правопорядок в стране;
- суды общей юрисдикции;
- адвокатура, которая оказывает юридическую помощь и защиту в уголовном делопроизводстве и в иных необходимых случаях;
- Министерство юстиции;
- Национальная гвардия;
- иные правоохранительные органы, в обязанности которых входит выявление и расследование различных преступлений, а также обеспечение отдельных аспектов безопасности [5, с.151-168];
- прокуратура, осуществляющая прокурорский надзор, а также координацию усилий по борьбе с организованной преступностью во всех формах ее проявления, с коррупцией.
Правоохранительные органы в стране выполняют самые важные функции: охрану общественного и государственного строя, защиту свобод и прав граждан, укрепление правопорядка и законности, охрану интересов и законных прав различных предприятий и организаций. Вместе с тем важнейшей функцией правоохранительных органов является осуществление борьбы с преступностью: своевременное, быстрое раскрытие совершенных преступлений, одновременно осуществление различных профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению совершения вновь совершаемых или готовящихся преступлений.
В данной статье мы кратко осветим деятельность четырех видов правоохранительных органов РФ: прокуратуры, МВД, Министерства юстиции и национальной гвардии, через призму деятельности которых у населения формируется представление о правовом государстве. Именно эти структуры наиболее тесно соприкасаются с населением Российской Федерации, и в зависимости и от их деятельности у граждан складывается впечатление о государстве, гражданами которого они являются. В соответствии с этим, одновременно формируется их правосознание.
В этом направлении формирования отношениия к правоохранительным органам важное место принадлежит прокуратуре. Прокуратура - целостная система, осуществляющая надзор за исполнением законов РФ. В ее структуру входят: Генеральная прокуратура, прокуратура субъектов РФ, специализированные и военные прокуратуры, прокуроры городов и районов. Главная особенность данного правоохранительного органа заключается в том, что она не подчиняется органам власти и управления по горизонтали. Основными направлениями деятельности прокуратуры являются: надзор за выполнением законов; координация деятельности органов по борьбе с преступностью; уголовное преследование; участие прокуроров в административных и уголовных делах в качестве государственных обвинителей; опротестование судебных решений и приговоров, которые противоречат закону; контроль за расследованием преступлений.
Особо необходимо отметить, что на прокуратуру возлагается задача по координации деятельности государственных структур и соответствующих подразделений правоохранительных органов в противодействии коррупции. Надо отметить, что в национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденном Указом Президента от 1 апреля 2016 года за №147[6], на прокуратуру РФ совместно с Правительством РФ возлагаются задачи по совершенствованию законодательства и нормативных актов по унификации анти коррупционных стандартов для работников государственной власти и управлении и предприятий ими созданных на уровне федерации, субъекта федерации и муниципального образования; распространение на отдельных
работников созданных хозяйствующих структур некоторых запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции. На прокуратуру возложена задача по проверке соблюдения государственными структурами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, соответствующими подразделениями требований по организации профилактики коррупции, противодействию ей. Без успехов в этой сфере рассчитывать на успешное функционирование правового государства затруднительно, та как коррупция не способствует демократическому развитию государства.
МВД РФ осуществляет деятельность по обеспечению правопорядка в обществе, выполняет распоряжения органа исполнительной власти, которые заключаются в государственном управлении, защите свобод и прав граждан, обеспечении безопасности граждан, охране правопорядка, противодействие коррупции и тому подобное.
В связи с этим Президент РФ отводит особую роль министерству внутренних дел в национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы, где указывается, что МВД РФ должно проводить комплекс мероприятий, направленных предотвращение и пресечение попыток хищений государственных средств из федеральных бюджетов, реализуемых целевых программ, инвестиционных проектов, направляемых в различные отрасли хозяйствования. Обращено внимание на предупреждение, выявление и раскрытие коррупционных преступлений, борьбу со злоупотреблениями должностными лицами различных уровней, в том числе лицами, занимающими государственные должности, совершающих из корыстной или иной личной заинтересованности коррупционные деяния.
Для реализации поставленных задач, в структуру МВД входят: криминальная полиция; федеральная служба по налоговым и экономическим преступлениям; следственный комитет; служба общественной безопасности; служба собственной безопасности; миграционная федеральная служба; и т. д. Особое значение имеют подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению и раскрытию совершаемых преступлений. Именно сотрудники полиции в процессе реализации своих профессиональных обязанностей повседневно встречаются с гражданами, представителями организаций и учреждений. От взаимодействия полиции с гражданами зависит, в ряде случаев, их отношение к органам власти, восприятие ими реализации принципов правового государства.
Министерство юстиции - орган исполнительной власти, занимающийся управлением и координацией деятельности в данной сфере. В его структуру входят: центральный аппарат; организации и учреждения, которые обеспечивают деятельность Минюста РФ; территориальные органы и учреждения [7, с.94].
Основная деятельность органа заключается в правовом обеспечении деятельности Президента и Правительства РФ, правовое сопровождение проводимых реформ в стране, функционировании судов, государственной регистрации нормативных актов и уставов объединений, организации. Возлагается задача по развитию юридических услуг, повышению квалификации кадров в сфере юстиции, организации деятельности по охране интересов и прав граждан, организации исполнительной и уголовной системы и их правовое обеспечение. Совместно с министерством иностранных дел и другими заинтересованными ведомствами и соответствующими международными организациями осуществлять деятельность по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. От деятельности судебных приставов, федеральной службы исполнения уголовных наказаний во многом зависит восприятие населением реализации принципа справедливости в правовом государстве и в каком направлении развивается само государство.
Процесс активизации и реформирования различных силовых структур на нынешнем этапе приобретения российским государством свойств - правового государства представляется симптоматичным и вполне вписывающимся в традиции российских модернизаций. Функциональность силовых структур возрастала и во времена «петровских реформ», и во времена Великих реформ второй половины XIX в., и во времена «столыпинских» реформ, и в период «сталинской» модернизации. Это возрастание
функциональности силовых структур заполняет в политическом пространстве лакуны, которые образуются вследствие неразвитости или неадекватности реакций общественных институтов на предпринимаемые усилия государства по совершенствованию государственного строительства, становлению правового государства. Иначе говоря, государство заполняет собой те объемы политического пространства, которые по каким-то причинам не заполняет собой гражданское общество. Государство сообразуется, при этом, подтверждением чему служит современный российский политический процесс, не с логикой вытеснения гражданских институтов из политики, а с простой логикой бюрократического контроля над всем в политическом процессе, что никем на данном этапе развития общества не контролируется и потому служит источником потенциальных рисков как для самого государства, так и для общества. Поэтому государство вынуждено возложить на себя эту функцию контроля.
Это, отчасти, может объяснить, почему в государствах, даже с развитыми институтами гражданского общества, к числу которых относятся, например, США, сегодня происходит заметное возрастание роли полиции и разного рода спецслужб в регулировании общественной жизни. Это наблюдается при возникновении расовых конфликтов, в борьбе с мировым терроризмом и осуществлении контроля за поведением союзников США по глобальной политике. Это же наблюдается и в странах Европы. И массовым сознанием такое возрастание воспринимается чаще всего именно как должное. В этом смысле процесс, о котором далее пойдет речь, никоим образом не характеризует уникальность нашей страны.
Тем не менее, реформирование системы правоохранительных органов является необходимым условием совершенствования их деятельности в современных условиях развития общества, обусловленные современными вызовами в криминальной сфере: роста террористических актов, коррупционных, тяжких преступлений и тому подобное. Именно этим, на наш взгляд, продиктовано решение Президента РФ о создании Национальной гвардии. В нее переведены наиболее подготовленные подразделения МВД РФ. Значительно поднят статус новой правоохранительной структуры - она подчиняется только президенту. Это позволит сконцентрировать усилия новой силовой структуре по поддержанию общественного порядка в обществе, обеспечению безопасности среды обитания человека, противодействию коррупции, различным преступным группировкам, своевременному пресечению их деятельности и привлечению их к уголовной ответственности. Федеральный закон от 3 июня 2016 года № 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [8] определил правовую основу деятельности Национальной гвардии и возложил на нее следующие задачи:
- участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
- охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;
- участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
- участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контр террористической операции;
- участие в территориальной обороне Российской Федерации;
- оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;
- федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
- охрана особо важных режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц
по договорам. Естественно, что на этот правоохранительный орган возложена особая задача по противодействию коррупционным преступлениям. Именно эти преступления являются наиболее резонасными в нашем обществе и воспринимаются населением негативно. Один перечень задач войск национальной гвардии свидетельствует о широкомасштабных контактах с населением страны, в процессе которых у граждан формируется положительное, нейтральное или отрицательное воззрение на реализацию властных структур правового государства функций по защите прав и свобод личности, служению народу, как носителя суверенитета власти.
Вместе с тем, на наш взгляд, в процессе организации противодействия криминалитету, его своевременного изобличения и пресечения преступной деятельности, могут возникнуть определенные проблемы по согласованию совместной деятельности различных структур правоохранительных органов (подразделений МВД РФ, следственного комитета и др.). В этой ситуации особое значение имеет согласование усилий перечисленных правоохранительных органов и отдельных спецслужб в профилактике преступлений. Такую обязанность следует возложить на Свет Безопасности при Президенте РФ. Так как содержание правоохранительной деятельности определяется правоохранительной функцией государства, такая деятельность осуществляется в рамках правоохранительных отношений и должна соответствовать их принципам. Именно это обеспечит внутреннюю безопасность государства.
Государственно-властная деятельность правоохранительных органов выражается в том, что они, как часть механизма государства, обладают компетенцией рассмотрения различного рода юридических дел и опираются на возможность применения государственного принуждения.
В заключении можно сделать вывод, что правоохранительные органы играют важную роль в становлении правового государства, формирования у населения представления о его содержании и тем самым формируя у него поддержку или противодействие элитам общества.
Литература и источники
1. Вестов Ф.А. Политика формирования правового государства: противоречия и перспективы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. 220 с.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
3. Матузов H. И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. М., 2012.
4. Петухов HA. Правоохранительные органы: учебник. М., 2013.
5. Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. Правовое государство: теоретическое проектирование и современная политическая практика: монография под ред, HÄ Шестова. М.: Изд. «Проспект» 2015. 256 с.
6. Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. M 147 «О Hациональном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» (Эл. ресурс) ГАРАШ\РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71264578/#ixzz56Ed4kXrq
7. Беленков Р. А. Правоохранительные органы: Учебник - М., 2012.
8. Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». М.: Издательство «Омега-Л», 2017. 32с.
References and Sources
1. Vestov F.A. Politika formirovaniya pravovogo gosudarstva: protivorechiya i perspektivy. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2012. 220 s.
2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ).
3. Matuzov N. I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava: kurs lekcij. M., 2012.
4. Petuhov N.A. Pravoohranitel'nye organy: uchebnik. M., 2013.
5. Vestov F.A., Fast O.F. Pravovoe gosudarstvo: teoreticheskoe proektirovanie i sovremennaya politicheskaya praktika: monografiya pod red, N.I. SHestova. M.: Izd. «Prospekt», 2015. 256 s.
6. Ukaz Prezidenta RF ot 1 aprelya 2016 g. M 147 «O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2016 - 2017 gody» (EHl. resurs) GARANT.RU: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71264578/#ixzz56Ed4kXrq
7. Belenkov R. A. Pravoohranitel'nye organy: Uchebnik - M., 2012.
8. Federal'nyj zakon «O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii». M.: Izdatel'stvo «Omega-L», 2017. 32s.
ВЕСТОВ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного, экологического права и криминологии, юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
ГЛУХОВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного, экологического права и криминологии, юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. ФАСТ ОЛЬГА ФЕДОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского и семейного права Саратовской государственной юридической академии.
VESTOV, FEDOR A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal, Environmental Law and Criminology, Faculty of Law, Saratov State University. N.G. Chernyshevsky, ([email protected])
GLUKHOVA, ELENA O. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal, Environmental Law and Criminology, Faculty of Law, Saratov State University. N.G. Chernyshevsky, ([email protected])
FAST, OLGA F. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Chair of Civil and Family Law, Saratov State Academy of Law ([email protected])
УДК 342.95:343.232
СОЛОВЬЕВА С. В., ЧЕБОТАРЕВА И. Ю. О РАЗГРАНИЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Ключевые слова: разграничение правонарушения и преступления, хулиганство, побои, хищение.
В статье рассматриваются вопросы разграничения хулиганства, как административного правонарушения и уголовного преступления. Показано, что специальным и обязательным объектом хулиганских действий в административном и уголовном праве является общественный порядок, и проявляются эти действия в форме наглости, цинизма, бесстыдства и оскорбительности совершаемых деяний, как в отношении конкретных граждан, так и в отношении моральных устоев и нравственных правил общества в целом. В административном и уголовном праве указанные действия заключены в признаке «явное неуважение к обществу».
SOLOVJOVA, S.V., CHEBOTARJOVA, I.U.
ABOUT THE DIFFERENTATION OF SOME ADMINISTRATIVE OFFENCES AND CRIMINAL CRIMES
Keywords: differentiation of an infringement and an crimes, hooliganism, beatings, theft.
In the article viewed the questions on differentiation of hooliganism as administrative offence and criminal crime. It is shown that a special and compulsory object of hooliganism in administrative and criminal law is public order, and these actions are manifested in the form of arrogance, cynicism, shamelessness and insult of the committed acts, both with regard to specific citizens, and with respect to the moral foundations and moral rules of society in general. In administrative and criminal law these actions are concluded in the sign of "obvious disrespect to society".
Вопрос дифференциации административных правонарушений и уголовных преступлений возникает, когда в совершенном противоправном деянии имеются признаки состава и того, и другого деяния. В теории уголовного и административного права основным критерием разграничения является степень общественной опасности, которая в правоприменительной практике определяется размером причиненного вреда, характером вреда, видом объекта противоправного посягательства. Когда перечисленные критерии разграничения совпадают, то фактически имеет место «дублирование» административно-правовых и уголовно-правовых норм в разных отраслях права. Кроме того, в административном и уголовном законодательстве наблюдается «трансформация» уголовно-правовых норм в административно-правовые и наоборот. В современной правовой науке поднимаются вопросы административной преюдиции в уголовном праве и указывается на необходимость введения нового понятия «уголовный проступок». В связи с чем, следует проанализировать некоторые составы административных правонарушений и уголовных преступлений, которые предусматривают ответственность за идентичные деяния.
1. В административном и уголовном законодательстве предусматривается ответственность за совершение противоправных хулиганских действий, признаки которых частично совпадают. Следует отграничивать административную ответственность по статье 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» от уголовной ответственности по статье 213 УК РФ «Хулиганство» [1, 2]. Если критерием разграничения определить объект хулиганских действий, то данный критерий не может быть основанием разграничения. Специальным и