Научная статья на тему 'Совершенствование отдельных элементов составов преступлений, предусмотренных ст. Ст. 260 и 261 УК РФ, на примере правоприменительной практики Северо-Западного федерального округа'

Совершенствование отдельных элементов составов преступлений, предусмотренных ст. Ст. 260 и 261 УК РФ, на примере правоприменительной практики Северо-Западного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ECOLOGICAL CRIMES / ПОСЯГАТЕЛЬСТВА / ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС / FOREST COMPLEX / НЕЗАКОННОЕ ЗАВЛАДЕНИЕ / ILLEGAL INTERRUPTIONS / CRIMINAL POSSESSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селяков Н.А.

По данным статистики, в последнее время имеет место стабильный рост экологических преступлений в лесном комплексе России. За период с 2003 по 2007 гг. рост количества зарегистрированных экологических преступлений в РФ составил 33,2%. Экономическая доминанта в рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что более половины, а именно, 54% всей лесопокрытой площади Европейской части России и 67% площади ее ценных хвойных лесов это территория Северо-Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the individual elements of the crimes stipulated Articles 260 and 261 of the Criminal Code on the example of the enforcement of the North-West Federal District

Statistics shows that recently it is a stable growth of ecological crimes in the forest complex of Russia. We supposed that characteristic of criminality in the forest complex of North-West Federal Area RF in general reflects criminal situation in this complex. It is common for it a rising of illegal interruptions. The results proved a high latency of these ecological crimes, low crime detections and difficulty of their establishing.

Текст научной работы на тему «Совершенствование отдельных элементов составов преступлений, предусмотренных ст. Ст. 260 и 261 УК РФ, на примере правоприменительной практики Северо-Западного федерального округа»

Совершенствование отдельных элементов

составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 260 и 261 УК РФ, на примере правоприменительной практики

Северо-западного федерального округа

Селяков Н.А. *

Statistics shows that recently it is a stable growth of ecological crimes in the forest complex of Russia. We supposed that characteristic of criminality in the forest complex of North-West Federal Area RF in general reflects criminal situation in this complex. It is common for it a rising of illegal interruptions. The results proved a high latency of these ecological crimes, low crime detections and difficulty of their establishing.

По данным статистики, в последнее время имеет место стабильный рост экологических преступлений в лесном комплексе России. За период с 2003 по 2007 гг. рост количества зарегистрированных экологических преступлений в РФ составил 33,2 %!. Экономическая доминанта в рассматриваемой проблеме обусловлена тем, что более половины, а именно, 54 % всей лесопокрытой площади Европейской части России и 67 % площади ее ценных хвойных лесов — это территория северо-запада.

Криминологическая составляющая вопроса удачно изложена в концепции, предложенной А.Ю. Ярошенко — руководителем лесного отдела Гринпис России2, что незаконные рубки в России в системе причинно-следственных связей аналогичны мировой практике: бедность и безработица (в особенности среди сельского населения и жителей лесных деревень и поселков); чрезмерные и несправедливые ограничения доступа к жизненно важным для населения ресурсам леса; невыполнимые требования законодательства и коррупционной нагрузки, подавляющих развитие законного лесного бизнеса; слабость лесной охраны или ее отсутствие, нехватка полномочий для эффективной охраны лесов или неправильная ее организация. Данные положения, в конечном счете, нашли свое подтверждение в ходе самостоятельного исследования.

Мы полагаем, что криминологическая характеристика преступности в лесном комплексе Северо-Западного федерального округа РФ в целом отражает

криминогенную ситуацию и в российском лесном комплексе, для которого характерен рост посягательств, связанных с незаконным завладением и уничтожением лесных ресурсов. В то же время результаты криминологического анализа преступных деяний в лесном комплексе свидетельствуют о высокой латентности данной группы преступлений, низкой раскрываемости и наличии объективных трудностей их выявления.

На уровне правоприменительной практики значительное место в структуре преступлений, совершаемых в лесном комплексе, занимает рассмотрение проблем уголовно-правового противодействия. В частности, ограниченность уголовно-правовой квалификации деяний в сфере лесных отношений в значительной степени определяется односторонней оценкой посягательств, предметом которых являются лесные насаждения сугубо в разрезе экологических либо имущественных и экономических преступлений. Поэтому нами предлагается классифицировать все преступления в лесном комплексе — исходя из объекта преступного посягательства — на две большие группы: преступления, посягающие на экологическую безопасность и преступления в сфере экономики с учетом корыстного содержания и организованного характера преступлений.

Способы совершения преступлений в сфере оборота леса и лесопродукции обусловлены особенностями производственного цикла заготовки леса и производства пиломатериалов, который вклю-

Доцент кафедры уголовного права и специальных юридических дисциплин НОУ ВПО «Институт Управления», г. Архангельск.

CJ

OI

Z •

о о

CJ

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

ISSN 1997-1001

СЧ

Ol

О CJ

О

о о

CL

ce

CQ s

H

о

0

1

о я с о m ф vo

>5

О *

О ф

У

s S

0

1

о *

о

S ф Ч

я <

s

I H

о ф

со

чает следующие стадии: получение права лесопользования; выделение участка лесного фонда лесопользователям; заготовка леса; транспортировка леса; промышленная переработка леса; заключение и исполнение договоров поставки, внешнеэкономических договоров о поставке продукции на экспорт; таможенное оформление экспортного леса и лесопро-дукции; уплата налогов. То есть способы совершения преступлений носят весьма разнообразный характер и могут быть положены в основу другой условной классификации данных преступлений на три группы3: преступления, совершаемые в сфере оборота леса и лесопродукции (ст. ст. 158-160, 171, 174, 174.1, 175, 188, 198, 199 УК РФ); экологические преступления (ст.ст. 260, 261, 262 УК РФ); должностные преступления (ст.ст. 201, 285, 286, 290, 292 УК РФ).

Анализ существующих в науке точек зрения позволяет заключить, что в качестве непосредственного объекта преступлений, предусмотренных ст. ст. 260, 261 УК РФ, выступают общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений, а дополнительным объектом - отношения собственности.

Предметом преступлений выступают — указанные законодателем «лесные насаждения», понимаемые как в широком, так и в узком смысле. Хотя законодатель в ст.ст. 260, 261 УК РФ и исходит из понятия «лесные насаждения» как определенной совокупности древостоев, однако его нельзя отрывать от понятия леса как экологической системы, поскольку первое является лишь частью второго, входит в него в качестве хотя и основного, но не единственного компонента.

На наш взгляд, лес — взаимообусловленный комплекс живых и косных компонентов, связанных между собой обменом веществ и энергии, объединенный единым ходом естественных процессов комплекс древесной, кустарниковой, травянистой растительности, соответствующих им почвы, климата, животного мира, где основное место принадлежит древостоям. А также представляющий собой экологическую систему (лесной биогеоценоз), оказывающий благоприятное влияние на жизнь человеческого общества и удовлетворяющий разнообразные потребности людей. Что более полно отражает экологическое назначение леса и отражает его существенные признаки, поэтому должно и может

быть использовано в уголовном праве в качестве дефиниции.

Суть нашего предложения в следующем:

1) 2)

3)

ра

ввести дефиницию — «лес»; за основу конструкции дефиниции «лес» необходимо взять уже существующий понятийный аппарат; уголовно-правовой механизм внедрения предложенной дефиниции необходимо еще продумать, это может быть новация в Постановлении Пленума Верховного суда по этому вопросу или примечание к ст. 260 УК РФ, а может (что более вероятно) данное положение закрепится в уголовном праве априорно, т.е. в теории уголовного права.

Для правильного выяснения характе-объективной стороны, определения степени общественной опасности большое значение имеет также определение способа, места, времени и обстановки совершения преступления, где заказники и заповедники как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака состава и дополнительная квалификация по ст. 262 УК РФ не предусмотрена. Данное обстоятельство необходимо подкорректировать. Таким образом:

а) ст.ст. 260 и 261 УК РФ относятся к категории материальных составов; объект анализируемых составов содержит специфические предметы (лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники и лианы); объективные признаки составов ст.ст. 260 и 261 УК РФ включают в себя деяния (рубка, уничтожение или повреждение), последствия (повреждения до степени прекращения роста при условии значительного ущерба или в крупном и особо крупном размерах) и факультативные признаки (поджог или иной источник повышенной опасности, иной общеопасный способ, загрязнение или иное негативное воздействие);

г) все объективные признаки анализируемых составов преступлений обладают квалифицирующим значением;

д) для более совершенного обеспечения квалифицирующего значения перечисленных выше объективных признаков состава преступления

б)

в)

следует усовершенствовать катего-рийный аппарат, отвечающий за правильное восприятие события преступления. Сейчас нет единого мнения касательно форм вины, с которыми могут совершаться рассматриваемые нами преступления. В уголовно-правовой литературе высказано две позиции. Первая состоит в том, что преступления, предусмотренные ст. 260 УК РФ, могут совершаться с прямым и косвенным умыслом. Иную позицию занимают Д.И. Аминов и авторы учебника под редакцией Б.В. Здравомыс-лова — незаконная рубка может совершаться с прямым умыслом. По нашему же мнению:

1) преступление, предусмотренное ст. 260 УК РФ, по своей субъективной стороне относится к категории умышленных преступлений и совершается только в форме прямого умысла т.к. логическая модель косвенного умысла применительно к анализируемому составу нам представляется абсурдной;

2) прямой умысел анализируемого состава методом экстраполяции на положение ч. 2 ст. 25 УК РФ будет сфор-

3)

4)

мулирован следующим образом — лицо осознавало, что незаконно рубило или повреждало лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники или лианы, предвидело порубку, а равно возможность и неизбежность повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений в значительном или крупном размере (интеллектуальный момент прямого умысла), и желало порубки и повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений (волевой момент прямого умысла);

ст. 261 УК РФ содержит в себе два состава преступления с различной формой вины;

субъективные признаки исключают иные факультативные элементы отражающие «коммерческую» составляющую подобных преступлений, тогда как проведенное исследование явно указывает на необходимость введения квалифицирующих признаков корыстных мотива и цели деяния, что дает дополнительный критерий для преодоления конкуренции норм.

Литература и примечания

1. Главный информационно-аналитический центр МВД России. 2007 г. // Деловой Петербург. 23 октября 2007.

2. Материал подготовлен для «круглого стола» в Совете Федерации на тему: «Правовое обеспечение борьбы с незаконными рубками леса» 27 ноября 2008 г. (См.: Ярошенко А.Ю. О причинах незаконных рубок и мерах по обеспечению борьбы с ними. Лесной форум Гринпис России): URL: // http://www.wood.ru. 12.11.2009.

3. Некоторые авторы представляют структуру преступности в лесном комплексе более расширенно, что, на наш взгляд, не находит практического оправдания. Так, Н.А. Харитонов дает следующую структуру: преступления против собственности (ст.ст. 158—160, 165 УК РФ); преступления в сфере экономической деятельности (ст.ст. 171, 175, 188, 198, 199 УК РФ); преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (ст.ст. 201, 204 УК РФ); экологические преступления (ст.ст. 260, 261 УК РФ); преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285, 286, 290—292 УК РФ); преступления против порядка управления (ст. 327 УК РФ). См.: Харитонов Н.А. Криминологический анализ и предупреждение преступлений, совершаемых в лесном комплексе: на материалах Республики Карелия: автореф. дис. ... к.ю.н. СПб., 2003. С. 7.

CJ

Ol

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z •

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.