Научная статья на тему 'Совершенствование основ исследования и развития инновационной деятельности малых предприятий'

Совершенствование основ исследования и развития инновационной деятельности малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ / ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIVE ACTIVITIES / SMALL BUSINESSES / BUSINESS MODEL / STATE AND REGIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильясов Ремзи Ильясович

В статье уточнены сущность и функции малого предпринимательства, его преимущества, недостатки и инновационные ориентации. Выделены особенности инновационной деятельности малых предприятий и составляющие их бизнес-модели. Обоснована необходимость переноса поддержки инновационной деятельности малых предприятий на уровень регионов, что предполагает создание специальной экосистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of research and development bases of the innovative activity of small enterprises

The article specifies the essence and the functions of small entrepreneurship, its benefits, shortcomings and innovative focuses. The features of the innovative activity of small enterprises and their constituent business models are discussed. The author justifies the need to transfer the support of small enterprises' innovative activities to the regional level, which suggests creation of a special ecosystem.

Текст научной работы на тему «Совершенствование основ исследования и развития инновационной деятельности малых предприятий»

УДК 334.72 Ильясов Ремзи Ильясович

аспирант кафедры мировой экономики и экономической теории

Крымского инженерно-педагогического университета

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ilyasov Remzi Ilyasovich

PhD student, World Economy and Economic Theory Department, Crimean University of Engineering and Education Science

IMPROVEMENT OF RESEARCH AND DEVELOPMENT BASES OF THE INNOVATIVE ACTIVITY OF SMALL ENTERPRISES

Аннотация:

В статье уточнены сущность и функции малого предпринимательства, его преимущества, недостатки и инновационные ориентации. Выделены особенности инновационной деятельности малых предприятий и составляющие их бизнес-модели. Обоснована необходимость переноса поддержки инновационной деятельности малых предприятий на уровень регионов, что предполагает создание специальной экосистемы.

Ключевые слова:

предпринимательство, инновационная деятельность, малые предприятия, бизнес-модель, поддержка государства и региональных властей.

Summary:

The article specifies the essence and the functions of small entrepreneurship, its benefits, shortcomings and innovative focuses. The features of the innovative activity of small enterprises and their constituent business models are discussed. The author justifies the need to transfer the support of small enterprises' innovative activities to the regional level, which suggests creation of a special ecosystem.

Keywords:

entrepreneurship, innovative activities, small businesses, business model, state and regional support.

Вопросы развития сектора малого предпринимательства сегодня как никогда актуальны. Это обусловлено не только стремлением решить социальные проблемы, повысить уровень экономической активности и занятости населения, а также доходы граждан. Основное внимание (нисколько не преуменьшая значимости социальных задач) начинает уделяться развитию инновационной деятельности малых предприятий, в результате чего, как ожидается, будут обеспечены рост и прогрессивные изменения экономики. Малое предпринимательство должно превратиться в новую движущую силу перехода к инновационной модели экономики и один из ее «столпов» [1].

Малое предпринимательство имеет свои преимущества и недостатки, сферу сосредоточения деятельности, особенности хозяйствования, учет которых необходим в процессе оказания государственной поддержки. Однако в вопросах развития инновационной деятельности возникает множество дополнительных проблем, связанных с различиями малых предприятий, разнообразием инноваций, спецификой региональных и отраслевых условий и многим другим. Это создает важную проблему совершенствования теоретико-методологических, концептуальных и практических основ исследования и развития инновационной деятельности малых предприятий. На решение этой проблемы направлена данная работа.

Необходимо выделять несколько подходов к пониманию сущности малого предпринимательства, а именно: нормативно-правовой (дифференциация малых предприятий на основе законодательно установленных критериев); экономический (разновидность предприятий с относительно небольшими масштабами деятельности и соответствующими особенностями хозяйственной деятельности); институциональный (социально-экономический институт); структурный (отдельный сектор экономики); социальный (форма социально-экономической организации общества); ресурсный (понимание с точки зрения аккумулирования, использования и воспроизводства различных ресурсов); функциональный (рассмотрение с точки зрения выполняемых функций).

Также для характеристики сущности малого предпринимательства целесообразно выделять основные виды малых предприятий по следующим критериям: источники финансирования; особенности предпринимательской и рыночной стратегии; локализация деятельности; стадии создания; осуществление инновационной деятельности; характер роста; использование технологий и др.

Малое предпринимательство выполняет определенные функции общеэкономического характера, а именно: производственную, организационную, ресурсную, рыночную, структурную, социальную, институциональную, стимулирующую и регулирующую, инфраструктурную, инновационную. В настоящее время последняя функция выходит на первый план, проявляясь в непосредственной разработке и осуществлении инноваций, стимулировании инновационной деятельности других субъектов (на основе кооперации, выполнения услуг, продажи разработок и др.).

В современной концепции предпринимательства предприниматель представлен прежде всего как новатор. Также рассматривается инновационное предпринимательство, в котором соответствующая ориентация доминирует над консервативной и спекулятивной. Под инновационным предпринимательством понимается предпринимательская деятельность, которая заключается в разработке и/или внедрении и коммерциализации различных инноваций, проникновении их в новые сферы деятельности (новые рынки), а также представляет собой основной путь максимизации прибыли и развития предприятия [2]. Новое содержание предпринимательства определяет иное понимание успеха и стратегии. Инновационное предпринимательство представляет собой социально-экономическую систему с характерными составляющими (интенсивный информационный обмен, НИОКР, активное обучение и абсорбция знаний, взаимодействие с потребителями, установление связей сотрудничества и др.).

При исследовании малого предпринимательства следует учитывать: а) особенности сектора (высокий уровень специализации, внутреннюю отраслевую фрагментацию, неоднородность предприятий и др.); б) особенности возникновения и функционирования малых предприятий (быстроту создания, гибкость, мобильность, склонность к неформальной деятельности и др.); в) большую зависимость от местных условий, значительное влияние неформальных институтов; г) организационно-управленческие особенности (ключевую роль собственника, преобладание горизонтальных взаимодействий, разнообразие организационных моделей и др.). Стратегия малых предприятий носит личностный характер и определяется индивидуальными факторами. Бизнес становится способом самореализации предпринимателя [3].

В современных исследованиях на основе дистинктивного подхода, предполагающего сравнение с крупным бизнесом, выделяются преимущества и недостатки малого предпринимательства. Большинство преимуществ (восприимчивость к изменениям, гибкость, мобильность, близость к рынку, готовность к риску и др.) подталкивают малые предприятия к инновациям. В то же время они нуждаются в специфической инфраструктуре и поддержке государства. Отдельно возникает задача поиска оптимального соотношения малого и крупного бизнеса на основе их взаимодополнения, сотрудничества и соэволюции.

Процесс развития инновационной деятельности малых предприятий следует рассматривать в нескольких аспектах: структурном (расширение сферы деятельности в отдельных отраслях, проникновение в новые отрасли); институциональном (развитие как социально-экономического института, улучшение предпринимательской среды); социальном (развитие человеческого капитала, социальных структур, повышение уровня предпринимательской культуры); пространственном (пространственное расширение, оптимизация территориальной структуры); технологическом (совершенствование технологической базы); инновационном (развитие инновационного потенциала, интенсификация инновационной деятельности, повышение уровня инноваций).

Основные особенности инновационной деятельности малых предприятий целесообразно охарактеризовать по ряду направлений:

1. Выбор инновационной ориентации, который, помимо прочего, определяется наличием идеи, мотивации, знаний и способностей предпринимателя, а также условиями осуществления инноваций.

2. Формирование финансово-ресурсной базы, что происходит прежде всего за счет собственных ресурсов, взаимодействия с неформальным и формальным рынками.

3. Выбор стратегии развития, охватывая разработку и внедрение определенного вида инноваций, формирование потенциала роста, подготовку «прорывных» действий на рынке, накопление знаний и др.

4. Формирование инновационной бизнес-модели, которая представляет собой концептуальное обоснование создания ценности и описание логики хозяйственной деятельности предприятия. Бизнес-модель зависит от особенностей инновации и проектируется по мере того, как возникает готовый продукт. Бизнес-модель может значительно меняться в процессе и после выхода на рынок. Ее основные элементы представлены на рисунке 1.

5. Организация инновационных процессов, в основу которой ложатся принципы интерактивной модели, также наблюдаются существенное влияние рынка («вытягивание спросом»), активные сетевые взаимодействия и интенсивный информационный обмен в рамках доступной среды. Отличительными чертами малых предприятий являются большая коммутативность, склонность к сотрудничеству и участию в открытых процессах. При разработке, производстве и продвижении продукции малые предприятия чаще всего не обходятся собственными силами. Внутренняя организация инновационных процессов отвечает специфике малых предприятий и зачастую выступает отдельным преимуществом (но с соответствующими ограничениями). Разработка и реализация инноваций фактически определяют жизненный цикл малого предприятия.

6. Сотрудничество с различными партнерами в сфере разработки и реализации инноваций, за счет чего получается преодолеть целый ряд функциональных и ресурсных ограничений, а также обрести новые компетенции, знания и операционные возможности. В то же время в сотрудничестве малые предприятия испытывают значительные трудности, связанные с преодолением физических и институциональных барьеров. Эта, а также ряд других причин требуют создания государством условий и механизмов для сотрудничества с участием малых предприятий. Отдельным направлением является включение таких предприятий в территориальные инновационные кластеры.

7. Продвижение и коммерциализация инноваций, которые осуществляются на локальных рынках или за счет сети Интернет. Малые предприятия действуют без тщательно подготовленного комплекса маркетинговых мероприятий, зачастую в несколько итераций, в ходе которых накапливают опыт, проводят экспертизу рынка и нарабатывают социальные связи.

Выбор вида деятельности

•производство;

• торговля и другие услуги;

• сельское хозяйство

Существование потребности

Потребитель

• бизнес;

• конечный потребитель;

• государство

Инновационное ценностное предложение

Ключевые партнеры

•университеты;

• НИИ;

• инновационные фирмы

Ключевые процессы

• получение знании;

• разработка инновации;

• продвижение инновации

Ключевые ресурсы

• человеческим капитал;

• новые знания;

• информация

Функциональные элементы Внутренняя инфраструктура

• структура расходов; • отношения с клиентами; • источники доходов • информационные системы; • новые формы организации; • механизмы сотрудничества

Рисунок 1 - Основные элементы бизнес-модели малого инновационного предприятия

В последние годы преобладающей формой малого предпринимательства становятся стар-тапы, вокруг которых выстраиваются специальные механизмы учреждения, инвестирования, раскрутки предприятий, продвижения продукции. Это создает конкуренцию между проектами и во многом определяет походы в реализации государственной поддержки.

У малых предприятий существует значительная зависимость от внешних условий, что существенно влияет на инновационные способности. В рамках внешних условий следует рассматривать тот набор возможностей, который существует у предпринимателя в разработке и реализации его инновационных идей. Улучшая такие условия, государству необходимо ориентироваться на специфические финансовые, учредительские, правовые, организационные, социальные, технические, а также интеллектуальные потребности бизнеса.

Ввиду особенностей малого предпринимательства его специфические позиции и функции проявляются прежде всего на мезоуровне, в рамках региональных экономических систем. Малое предпринимательство вносит свой вклад в создание предпосылок устойчивого роста региональной экономики, в том числе в части структурных изменений, способствует появлению новых видов товаров и услуг, повышению экономической активности населения. Роль малых предприятий особенно важна на территориях, где отсутствуют предпосылки для формирования крупных производств. В этом плане малый бизнес может стать главным субъектом изменений и построения новых хозяйственных систем в отдаленных и депрессивных районах.

Развитие инновационной деятельности малых предприятий имеет большое значение с точки зрения пространственного развития экономики, что касается: вовлечения новых ресурсов в хозяйственный оборот; наращивания экономического потенциала; освоения новых видов деятельности; снижения транспортных расходов; выравнивания социально-экономических параметров и т. п. Все это позволяет оптимизировать пространственную структуру экономики и создать новые территориальные точки ее роста.

Необходимо рассматривать роль малого предпринимательства в модернизации региональной экономики. Для успешного проведения модернизации следует задействовать малые предприятия в создании ее институциональных, социальных, экономических и инновационных факторов. На уровне региона такие предприятия могут сформировать мощную силу и дать импульс преобразованиям, в том числе за рамками предпринимательского сектора, охватывая науку и образование.

По ряду объективных причин поддержку инновационной деятельности малых предприятий целесообразно сосредоточить именно на уровне региона. Для этого необходимо сформировать региональную модель развития инновационной деятельности малых предприятий, которая с учетом специфики каждого региона должна определить:

1) стратегические цели и задачи развития малого предпринимательства, которые подчинены общенациональным установкам и траекториям развития. Целевая функция развития малого предпринимательства включает экономическую, социальную, трансформационную и модер-низационную составляющие;

2) концептуальные основы развития предпринимательства, которые разрабатываются «от практики» на основе существующей теоретической базы и изучения зарубежного опыта;

3) позиции малого предпринимательства в региональной инновационной системе, в которой ему отводится роль «активатора» и источника инноваций. Малые предприятия также могут играть значительную роль в формировании и запуске региональных инновационных систем;

4) основы формирования экосистемы предпринимательства, которая должна приобрести инновационную направленность, охватывая разнообразные элементы (финансовые, инвестиционные, правовые механизмы; консалтинговые, юридические, образовательные организации, информационные сети, центры передового опыта и др.);

5) роль региональной власти и политику поддержки инновационной деятельности малых предприятий, которая осуществляется в различных формах, сопровождается переходом к активному стратегическому управлению развитием этого вида бизнеса.

В целом изменение отношения государства к малому предпринимательству закономерно. Особое внимание должно уделяться смене его типа, а именно усилению инновационных ориен-таций. Качественное преобразование малого предпринимательства во многом будет зависеть от позиции государства и региональных властей, которые обеспечат необходимую экосистему для инноваций.

Ссылки:

1. Адаманова З.О. Инновационное развитие национальной экономики в условиях глобализации // Европейский исследователь. 2014. № 7-1. С. 1243-1249 ; Вишневский В., Дементьев В. Инновации, институты и эволюция // Вопросы экономики. 2010. № 9. С. 41-62.

2. Адаманова З.О. Указ. соч. ; Вишневский В., Дементьев В. Указ. соч. ; Светуньков М.Г., Светуньков С.Г. Предпринимательство и инновации. Ульяновск, 2010. 128 с.

3. Вишневский В., Дементьев В. Указ. соч. ; Лацоник У. Теория инновационного предприятия // Terra Economicus: Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. Т. 4, № 3. С. 7-32 ; Светуньков М.Г., Светуньков С.Г. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.