Научная статья на тему 'Специфика организации инновационной деятельности на малых предприятиях'

Специфика организации инновационной деятельности на малых предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2053
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕДПОСЫЛКИ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIVE ACTIVITY / SMALL ENTERPRISES / INNOVATIVE BUSINESS / SMALL-SCALE BUSINESS / PRECONDITIONS OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минакова Вера Николаевна

В статье рассмотрены основные проблемы малых предприятий ведущих инновационную деятельность, выявлены предпосылки инноваций на уровне хозяйствующего субъекта, определены основные меры по обеспечению успеха инновационной деятельности малых предприятий на разных стадиях его жизненного цикла. Разработана авторская классификация особенностей инновационной деятельности малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минакова Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the organisation of innovative activity on small enterprises

In article the basic problems of small enterprises conducting innovative activity are considered, preconditions of innovations at level of the managing subject are revealed, the basic measures on maintenance of success of innovative activity of small enterprises at different stages of its life cycle are defined. Author's classification of features of innovative activity of small enterprises is developed

Текст научной работы на тему «Специфика организации инновационной деятельности на малых предприятиях»

Минакова Вера Николаевна

Г осударственное образовательное учреждение высшего профессионально образования

Московской области «Финансово-технологическая академия» Аспирантка четвертого курса заочной формы обучения

Minakova Vera Nikolaevna

The state educational institution of the higher vocational training of the Moscow area

«Financially-technological academy» The post-graduate student of the fourth year of the correspondence form of training

E-Mail: minakova.home@mail.ru

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

Специфика организации инновационной деятельности на малых предприятиях

Specificity of the organisation of innovative activity on small enterprises

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы малых предприятий ведущих инновационную деятельность, выявлены предпосылки инноваций на уровне хозяйствующего субъекта, определены основные меры по обеспечению успеха инновационной деятельности малых предприятий на разных стадиях его жизненного цикла. Разработана авторская классификация особенностей инновационной деятельности малых предприятий.

Abstract: In article the basic problems of small enterprises conducting innovative activity are considered, preconditions of innovations at level of the managing subject are revealed, the basic measures on maintenance of success of innovative activity of small enterprises at different stages of its life cycle are defined. Author's classification of features of innovative activity of small enterprises is developed

Ключевые слова: Инновационная деятельность, малые предприятия, инновационное предпринимательство, малый бизнес, инновационная активность, предпосылки инноваций.

Keywords: Innovative activity, small enterprises, innovative business, small-scale business, innovative activity, preconditions of innovations.

***

На сегодняшний день малый бизнес, как структурный и функциональный элемент национальной экономики, является неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечение успешного социальноэкономического развития общества, рост эффективности производства и благосостояния населения.

Во всем мире под влиянием глобализации и с учетом внедрения новых технологий растет как значение малого и среднего предпринимательства, так и вклад его вклад в макроэкономическое развитие. В развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится от 50 до 65% ВВП, в этой сфере работает до 80% трудоспособного населения, создавалась значительная доля новых рабочих мест.

В Российской Федерации количество малых предприятий, их доля в производстве валового внутреннего продукта и число занятых в них в 3-4 раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Тем не менее, в предкризисные годы рост ВВП в Российской Федерации обеспечили в основном малые предприятия. В ближайшие десять лет долю малого бизнеса в

ВВП планируется увеличить до 40%. В тоже время масштабы спада производства и уровень безработицы в ряде регионов таковы, что реализация активных программ по поддержке и развитию малого предпринимательства выступает сегодня на ведущее место среди других проблем стабилизации экономики. При этом следует подчеркнуть, что из всех направлений современной структурной политики развитие малого предпринимательства является наименее капиталоемким. Все это дает основание для вывода о том, что развитие малого бизнеса в Российской Федерации не использовало свои потенциальные возможности в качестве важного комплексного фактора формирования инновационной экономики.

Малое предпринимательство играет важную роль в процессе модернизации и диверсификации экономики путем использования кластерных принципов производственного взаимодействия малых и крупных предприятий, развития инновационного предпринимательства. Развитие данного сектора экономики призвано решить ряд социальноэкономических проблем: формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности государства, смягчение безработицы за счет создания новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, снижение уровня социальной напряженности и экономического неравенства, рост доходной части бюджета всех уровней и других [1, с.102]

Анализ исследований зарубежных и отечественных ученых в области малого предпринимательства указывает на то, что данная проблема активно разрабатывается. Основополагающие аспекты теории предпринимательства и его имманентной составляющей малого бизнеса рассматривались в трудах известных зарубежных ученых: Р.Кантильона, А.Тюрго, Ф.Кенэ, А.Смита, Ж.-Б.Сея, Й.Шумпетера, Ф.Хайека, К.Макконелла, Л.Брю, П.Друкера и др.

Активное исследование проблем предпринимательства на постсоветском пространстве началось сравнительно недавно, в связи с рыночными преобразованиями. Среди современных российских ученых^-экономистов можно особо выделить Л.Абалкина, В.Радаева, А.Бусыгина,

A.Блинова, Л.Горфинкеля, В.Рубе, И.Иванова, Т.Заславскую, Г.Бутырина, Е.Бухвальда,

B.Грибова, И.Разумовского.

Опыт зарубежных стран показывает, что малое предпринимательство в инновационной сфере, самая массовая и наиболее динамичная структурная составляющая инновационного потенциала промышленно развитых стран. Основой инновационного предпринимательства являются малые предприятия, открывающее новые сегменты рынка, развивающее новые технологии и производства и тем самым способствуя формированию новых технологических укладов.

В соответствии статьёй 4 Федерального закона Российской Федерации «О развитии среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям [4]:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением

активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек (среди малых предприятий выделяются микропредприятия со средней численностью работников до пятнадцати человек);

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. На период 2013 год постановлением Правительством Российской Федерации от 09 февраля 2013 г. N 101 установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость: для микропредприятий -60 млн. рублей; для малых предприятия - 400 млн. рублей [5].

По данным органов государственной статистики по состоянию на 1 января 2012 года в Российской Федерации зарегистрировано 1 997 000 малых предприятий (в том числе 1 759 000 микропредприятий), что на 8,7% больше, чем по состоянию на 1 января 201 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 110,5 ед. и составило 1395,9 ед. Доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России варьирует, по разным оценкам, от 1,4 до 3,5%. Из всех малых инновационных предприятий России не более 15% можно назвать по-настоящему инновационными, то есть ориентированными на рынок. Имеется в виду, что эти 15% проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Остальная же, доминирующая масса предприятий свою истинную инновационную составляющую утратила.

Крайне низкая инновационная активность малых предприятий обуславливает необходимость выявления причин препятствующих развитию инновационной деятельности в сфере малого бизнеса и поиска способов их устранения. Базой данных для проведения диссертационного исследования определены материалы Московской области.

В основе развития инновационной деятельности, прежде всего, лежит поиск новых подходов к решению конкретных социально-экономических, производственных, организационных и других проблем. Говоря о предпосылках инновационной деятельности, можно выделить две группы факторов: внутренние и внешние. Под внутренними факторами подразумеваются проблемы, сложившиеся внутри компании и требующие решения путем проведения инноваций. Внешние факторы - это любые изменения, происходящие во внешней предпринимательской среде, ведущие к адаптации рыночных субъектов к новым условиям также посредством внедрения инноваций (Рисунок 1.)[2, с.15-17].

Предпосылки инноваций на уровне хозяйствующего субъекта

I '

Внутренние

Ї

Внешние

т

Внутрифирменная проблема

Положительная

I ~

Негативная

I

Изменения во внешней

предпринимательской среде

Прямого воздействия Косвенного воздействия

Новые иден Е

области

НИОКР. Рост

потенцнальног

о спроса.

Возможность

дополнительны

х инновации.

Появление

новых

конкурентных преимуществ. Открытие новых рынков сбыта

Снижение прибыльности. Снижение доли рынка. Снижение эффективности. Рост текучести кадров. Рост кредиторской задолженности. Падение курса акций. Снижение качества продукции и т.д.

Потребители.

Контрагенты.

Конкуренты.

Г осударственные органы

Общественные

организации.

Контактные

аудитории.

Научно-техническая

среда.

Экономическая среда. Политическая среда. Социальная среда. Демограф ическая среда.

Экологическая

ситуация.

Рис. 1. Предпосылки инновационной деятельности на уровне хозяйствующей организации

Каждый организация в своей жизни проходит различные стадии развития хозяйственной и инновационной деятельности. Период времени между граничными точками возникновения и прекращения деятельности организации принято называть его жизненным циклом. Несмотря на большое разнообразие форм и видов хозяйствующих субъектов, определенные фазы в их жизненном цикле являются достаточно общими и включают фазы возникновения, развития, роста, зрелости и затухания. Для инновационных малых предприятий характерна циклическая повторяемость этих фаз, связанная каждый раз с освоением инноваций. Для каждой фазы хозяйственной жизни малого предприятия, ведущего инновационную деятельность, характерны определенные организационно-экономические условия, выражающиеся в типичных формах финансирования, характере выбираемой отрасли, ценовой политике, поведении на рынках, организационной структуры, масштабах деятельности, глубине специализации и пр. Поэтому для каждого предприятия очень важно идентифицировать фазу своего развития, определить наиболее адекватные формы хозяйствования в каждом периоде своего жизненного цикла.

Состав основных фаз жизненного цикла малого предприятия и характер основных мероприятий по обеспечению успеха инновационной деятельности представлен на Рисунке 2.

ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛІ

1 Возникновение —► 2 Развитие .. . > ЗРост —► 4 Зрелость —» 5 Затухание — реформирование

1.1. Формирование инно- 2.1. Проведение и иссле* 3.1. Наращивание произ- 4.1. Стабилизация по- 5.1. Модернизация про-

вационной идеи дование разработок водственной мощно- ставщиков изводственной базы

1.2. Патентная литератур- 2.2. Патентование ново- сти 4.2. Модернизация и ин- 5.2. Сокращение произ-

ная оценка идеи введения, защита 3.2. Увеличение объема дивидуализация ин- водственной инфра-

1.3. Оценка инвестицион- авторами прав продаж новационного про- структуры

ных потребностей и 2.3. Маркетинговые ис- 3.3. Освоение новых дукта 5.3. Сокращение числен-

финансовых возмож- следования и подго- рынков 4.3. Поиск новых рынков ности работающих

ностей товка рынков 3.4. Формирование ус- 4.4. Проведение иссле- 5.4. Ликвидация запасов

1 4. Маркетинговые ис- 2.4. Технологическая тойчивой сети по- дований и разрабо- 5,5. Продажа собствен-

следования и подго- подготовка произ- ставщиков ток ных ноу-хау, лицен-

товка к учреждению водства продукта 3.5. Совершенствование 4.5. Поиск новых сфер зии, патента

мип 2,5. Организационно- технологии, органи- приложения иннова- 5,6. Приобретение чужих

1.5. Формальное учрежде- правовая подготовка зации производства ционной идеи производств, лицен-

ние мип производства и менеджмента 4,6. Модернизация пред- зий, патентов

1.6. Определение цели 2.6. Начальное произ- 3.6. Увеличение числен- принимательской

деятельности и разра- водство инновацион- ности работающих и концепции

ботка предпринима- ного продукта повышение специа-

тельской концепции лизации рабочих мест

Рис. 2. Основные меры по обеспечению успеха инновационной деятельности малых предприятий на разных стадиях его жизненного цикла

Малые предприятия, ведущие инновационную деятельность, имеет высокие перспективы, на получение экономической выгоды, при использовании стратегии, ориентированной по жизненным циклам предприятия. Так же к условиям способствующим получению предпринимательской прибыли малым предприятием от ведения инновационной деятельности относится: возможность прямых контактов с потребителем; создание

уникального по своим свойствам инновационного продукта; минимальное использование привлечённого капитала; невысокой капиталоёмкости производства; возможности использования результатов НИОКР; принадлежность к высокотехнологическим отраслям и др.

Для лучшего понимания специфики инновационной деятельности малых предприятий систематизируем её особенности по трём основным группам: экономической,

организационной, производственной, выделив в каждой из групп факторы (показатели), способствующие и сдерживающие инновационную активность малых предприятий. В таблице приводятся результаты группировки особенностей инновационной деятельности малых предприятий.

Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификация особенностей инновационной деятельности малых предприятий

Г руппы особенностей Содержание

Способствующие Сдерживающие

Экономическая Динамическая ориентация на спрос потребителя, свободные рыночные нищи; низкий уровень накладных расходов; гибкая реакция на научнотехнические достижения Высокий уровень риска; высокая стоимость нововведений; длительные сроки окупаемости нововведений; ограниченные финансовые ресурсы; незначительные возможности внешнего финансирования, в том числе кредитования; ограниченные возможности удовлетворения масштабного спроса

Организационная Оперативное принятие управленческих решений; отсутствие бюрократических процедур в организации, минимальная управленческая иерархия предприятий; высокая мотивация труда Низкий профессиональный уровень управления; незначительная степень разделения труда и специализация рабочих мест; отсутствие синергетического эффекта от совместной деятельности множества структурных подразделений.

Производственная Короткая длительность инновационного цикла; восприимчивость к нововведениям, гибкость производственного процесса; бережливость использования ресурсов; небольшая номенклатура выпускаемых изделий или оказываемых услуг; упрощенность системы сбыта. Ограниченность производственных ресурсов; ограниченные возможности диверсификации производства; трудности с арендой и приобретением помещений.

Экономическая группа особенностей инновационной деятельности малых предприятий представлена наибольшим количеством показателей, т.к. инновационная деятельность по своей сути является видом предпринимательской деятельности и нацелена на получение максимальной прибыли вне зависимости от вида осуществляемых инноваций. По нашему мнению именно эта группа факторов оказывает определяющее влияние на инновационную активность малых предприятий.

К основным экономическим особенностям инновационной деятельности малых предприятий, способствующим инновационной активности малых предприятий относится динамическая ориентация на спрос потребителя, возможность занять свободные рыночные нищи; низкий уровень накладных расходов; гибкая реакция на научно-технические

достижения. Таким образом основным преимуществом малого бизнеса в сфере инноваций является его малая инерционность. Малые предприятия оперативно реагируют на появление новых технологий и техники. Им присуще высокая мотивация внедрения новшеств.

Инновационная деятельность малого предприятия как правило дорогостоящий процесс кроме того ей присущ высокий уровень риска. Ресурсная ограниченность малого бизнеса очень часто не позволяет ему осуществлять инновационную деятельность. Таким образом к основным экономическим особенностям инновационной деятельности малых предприятий, сдерживающим инновационную активность малых предприятий относится высокий уровень риска; высокая стоимость нововведений; длительные сроки окупаемости нововведений; ограниченные финансовые ресурсы; незначительные возможности внешнего финансирования, в том числе кредитования.

Организационная группа особенностей инновационной деятельности малых предприятий включает в себя организацию труда персонала и организацию управления. Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационной деятельности. К основным организационным особенностям инновационной деятельности малых предприятий, способствующим инновационной активности относятся оперативное принятие управленческих решений; отсутствие бюрократических процедур в организации, минимальная управленческая иерархия предприятий; высокая мотивация труда. При этом к сдерживающим организационным факторам относится: низкий профессиональный уровень управления; незначительная степень разделения труда и специализация рабочих мест; отсутствие синергетического эффекта от совместной деятельности множества структурных подразделений.

Производственную группу особенностей инновационной деятельности малых предприятий так же моно разделит на две подгруппы, сдерживающие и способствующие факторы инновационной активности. К основным производственным особенностям инновационной деятельности малых предприятий, сдерживающим инновационную активность относятся: ограниченность производственных ресурсов; ограниченные

возможности диверсификации производства; трудности с арендой и приобретением помещений. В свою очередь, к способствующим факторам инновационной активности относятся: короткая длительность инновационного цикла; восприимчивость к нововведениям, гибкость производственного процесса; бережливость использования ресурсов; небольшая номенклатура выпускаемых изделий или оказываемых услуг; упрощенность системы сбыта.

Рассматривая особенности инновационной деятельности малых предприятий, необходимо отметить следующее:

• многоплановый характер мотивации к инновационной деятельности,

обусловленный экономическими и неэкономическими факторами (внеэкономическая причина — честолюбие автора изобретения, экономическая причина — успешная реализация изобретения, позволяющая автору состояться как предпринимателю);

• узкая специализация творческого поиска;

• немногочисленный персонал;

• ориентация на конечный результат;

• возможность идти на риск.

Таким образом, роль сектора малого предпринимательства в сфере инноваций многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике,

способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

Помимо перечисленных сдерживающих экономических, организационных и производственных особенностей инновационной деятельности малого бизнеса, к основным проблемам с которыми ежедневно сталкиваются малые предприятия, ведущие инновационную деятельность, относится [3, с. 145]:

несовершенство системы налогообложения;

нестабильность, неполнота законодательства, несогласованность нормативноправовых актов;

проблемы со сбытом продукции; рост цен на сырье, материалы, энергию; низкий спрос на новые товары, работы, услуги; недостаток квалифицированного персонала; недостаток информации о новых технологиях; недостаток информации о рынках сбыта; неразвитость кооперационных связей.

Обозначенные проблемы требуют решения и обусловливают необходимость государственной, региональной и общественной поддержки малых предприятий, ведущих инновационную деятельность. В Российской Федерации созданы научно-технические заделы для развития инновационного предпринимательства, в т.ч. в сфере малого бизнеса, высок уровень общей образованности, сохранены многие научные школы. Однако, до сих пор имеет место технологический разрыв между нашей страной и развитыми странами мира. Необходимы меры по его сокращению. Это возможно только за счет активизации инновационных процессов и создания в Российской Федерации экономики инновационного типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник /

Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 518 с.

2. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации

перспективных разработок: учеб. пособие / под ред. К.Л. Хомкина. — МУ: Издательство «Дело» АНХ, 2009. - 320 с.

3. В.Н. Минакова Модернизация организационно-экономического механизма

регулирования инновационных деятельности малых предприятий в Московской области/ Регионы России: Стратегии и механизмы модернизации,

инновационного и технологического развития». Тр. Восьмой междунар. Практ. Конф./ РАН. ИНИОН. Отв. науного сотрудничества и междун. Связей; Отв. ред. Ю.С, Пиваваров. - М, 2012, Ч.2.-656 с.

4. Федеральный закон Российской Федерации «О развитии среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.

5. Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 09 февраля 2013 г. N 101

Рецензент: Резникова Ада Владимировна, к.г.н., профессор кафедры управления Государственного образовательного учреждения высшего профессионально образования Московской области «Финансово-технологическая академия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.