Научная статья на тему ' совершенствование организационных форм осуществления оптовой торговли'

совершенствование организационных форм осуществления оптовой торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пеклина О. В.

Оптовая торговля может осуществляться в различных организационных формах, одной из наиболее перспективных и при этом наименее развитых в Республике Беларусь форм являются магазины-склады. Анализируются тенденции развития магазинов-складов в Рес-публике Беларусь, обозначаются основные проблемы и предлагаются мероприятия по ре-шению данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Organizational Forms for Wholesale Trade Implementation

A wholesale trade can be implemented in various organizational forms and a cash and carry ware-house is considered as one of the most perspective and least developed forms in the Republic of Bela-rus. The paper analyzes tendencies of a cash and carry warehouse development in the Republic of Belarus. Main problems and appropriate measures for their solution are cited in the paper.

Текст научной работы на тему « совершенствование организационных форм осуществления оптовой торговли»

УДК 339.33

МАГАЗИНЫ-СКЛАДЫ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Асп. ПЕКЛИНА О. В.

Белорусский государственный экономический университет

Оптовая торговля может осуществляться в различных организационных формах, основными из которых являются акционерные общества, ассоциации, концерны, оптовые рынки, торговые дома и др. Выбор организационной формы во многом определяется внешней средой функционирования предприятия, стратегией его развития, целевым рынком и доступ-

ными финансовыми ресурсами. Одной из прогрессивных форм осуществления мелкооптовой торговли являются магазины формата cash & carry (в переводе «плати и увози») или магазины-склады. Такие мелкооптовые предприятия впервые появились в США в 1912 г. и сейчас достаточно успешно функционируют во многих странах с развитой экономикой.

Например, в Великобритании на их долю приходится 65 % оптового оборота по реализации продовольственных товаров [1, с. 27].

Основными покупателями магазинов-складов выступают мелкие предприятия торговли, питания, сферы обслуживания (так называемый рынок HoReCa - Hotel, Restaurant, Cafe). В задачи таких магазинов входят оптовая закупка товаров у предприятий-изготовителей, их хранение и реализация за наличный расчет через кассовые суммирующие аппараты, иногда предоставляется возможность оплаты товаров по безналичному расчету.

Технологической особенностью магазинов-складов является расширенное применение специальных стеллажей cash & carry, обусловленное тем, что площадь магазинов-складов используется одновременно для хранения товаров и обслуживания покупателей. Такие стеллажи сочетают в себе конструктивные особенности торговых и паллетных стеллажей и служат как для выкладки товаров (средние ярусы), так и для хранения упакованного товара непосредственно в торговом зале (верхние и самые нижние ярусы).

В мировой практике организация мелкооптовой торговли в форме магазинов cash & carry получила широкое распространение в первую очередь благодаря:

• высокой товарооборачиваемости вследствие удовлетворения запросов широкого круга покупателей;

• низким эксплуатационным расходам за счет технологии самообслуживания и снижения необходимости в дорогостоящем подъемно-транспортном и погрузочно-разгрузочном оборудовании, штате кладовщиков, грузчиков;

• уменьшению необходимых площадей помещений для комплектации заказов;

• значительному упрощению расчетов с покупателями, в частности за счет использования механизма покупки за наличный расчет;

• установлению низких цен на реализуемую продукцию. Как свидетельствует зарубежный опыт, в целом уровень издержек обращения магазина-склада может быть ниже, чем у оптового предприятия, на 25-30 %, что позволяет снизить цену товаров на 15-18 % [1, с. 24]. Также снижению цены благоприятствуют скидки, предоставляемые поставщиками мага-зинам-складам вследствие закупки последними товаров крупными партиями и на постоянной основе;

• отсутствию минимальной нормы отгрузки товаров, что значительно расширяет круг покупателей и повышает качество обслуживания;

• представлению широкого ассортимента товаров, ориентированного на запросы мелких предприятий торговли и общественного питания.

В мировой практике выделяют две основные разновидности существования магазинов-складов в зависимости от рынка покупателей, с которыми они работают:

• осуществляющие продажу товаров только мелкооптовым покупателям;

• торгующие мелким оптом и в розницу одновременно.

Например, в Российской Федерации оптовая торговля в форме магазинов-складов может осуществляться в любой из разновидностей. Согласно российскому законодательству магазин-склад - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказания услуг населению с площадью торгового зала от 650 м2.

Российский опыт функционирования магазинов-складов свидетельствует о том, что при обслуживании в одном магазине одновременно и розничных, и оптовых потребителей возникают типичные проблемы:

• часто оптовые и розничные покупатели нуждаются в разном ассортименте, содержание широкого ассортимента ведет к увеличению издержек обслуживания;

• оптовые и розничные покупатели предъявляют различные требования к расположению магазина-склада. Если первым удобнее осуществлять покупки в отдаленном от центра города месте с отсутствием пробок и удобными подъездными путями, то розничные покупатели предпочитают магазины шаговой доступности. Большое количество розничных покупателей может приводить к появлению излишнего количества автомобилей на стоянках при магазине, а также очередей в самом магазине, что может причинять неудобства представителям организаций, приехавших для мелкооптовых закупок;

• обслуживание розничных покупателей ведет к значительному уменьшению среднего размера заказа по сравнению с ситуацией, когда в магазине-складе производятся только мелкооптовые закупки. Уменьшение среднего размера заказа ведет к замедлению товарооборачива-емости и соответственно конечной прибыли магазина.

В Республике Беларусь магазины-склады относятся к объектам оптовой торговли, которые могут реализовывать товары только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В ГОСТе дается следующее определение магазина-склада: «Магазин-склад является торговым объектом, осуществляющим оптовую продажу товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям по методу самообслуживания с минимальной торговой надбавкой, в том числе за наличный расчет». До недавнего времени работа магазинов-складов регламентировалась постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка № 1346/46 от 28 августа 2000 г. «Об организации работы магазинов-складов и порядке расчетов юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей с этими магазинами-складами» и Министерства торговли Республики Беларусь № 17 от 29 сентября 2000 г. «Об утверждении правил работы магазинов-складов». Однако с 1 ноября 2009 г. они признаны утратившими силу, и сейчас деятельность магазинов-складов регламентируется только общими нормами законодательства Республики Беларусь.

Наряду с отсутствием специального законодательства в стране не предусмотрена комплексная программа развития данной организационной формы мелкооптовой торговли; как правило, создание магазинов-складов в Республике Беларусь осуществляется стихийно как проявление личной инициативы руководителей предприятий.

Следует отметить, что открытие магазинов-складов предусматривалось в рамках программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 гг. К началу 2010 г. по прогнозу оптовыми организациями планировалось открыть 103 магазина-склада [2]. Однако, по данным Национального статистического комитета, на 1 января 2010 г. в стране функционировало только 84 магазина, относящихся к организациям, основным видом деятельности

которых является оптовая торговля. Основной причиной недостаточного распространения магазинов-складов в стране, на наш взгляд, является низкий уровень осведомленности руководителей предприятий о преимуществах данной организационной формы оптовой торговли. В качестве объективной сдерживающей силы развития можно назвать также то, что магазины-склады ориентированы в первую очередь на реализацию товаров народного потребления.

Тенденция изменения количества магазинов-складов в Республике Беларусь последние 10 лет характеризовалась низкими темпами прироста, причем направление изменения (увеличение или уменьшение) постоянно менялось (рис. 1).

~48 48 46~

59

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Рис. 1. Количество магазинов-складов в Республике Беларусь

В 2000-2010 гг. количество магазинов-складов в стране увеличилось лишь на 36 единиц и достигло 84. По данным Национального статистического комитета, на начало 2010 г. общая площадь магазинов-складов, принадлежащих предприятиям оптовой торговли, составляла 21,5 тыс. м2, средняя площадь одного магазина - 255 м2. За последние 10 лет средняя площадь магазина-склада почти не изменилась: на конец 2000 г. она составляла 283 м2. Размах вариации площади магазина-склада по стране достаточно широкий - от 6 м2 у магазина-склада № 5 ОАО «Белбакалея» в г. Минске до 5112,7 м2 у магазина-склада ЧТУП «Фрут-импорт» также в г. Минске [3]. По данным Министерства торговли, площадь менее 300 м2 имеют 78 % магазинов-складов, располагающихся на территории нашей страны. Это обусловливает в среднем небольшие масштабы деятельности, так как площадь магазина-склада напрямую ограничивает объем товарооборота, ведь почти вся площадь магазина используется для хранения имеющихся запасов товаров. Таким образом, магазины-склады не могут воспользоваться преимуществами эффекта масштаба, который и является одним из определя-

ющих факторов эффективности данной формы организации мелкооптовой торговли.

Для сравнения: в Российской Федерации в 2008 г. средняя площадь одного магазина-склада составила 1200 м2 [4, с. 66].

Отсутствие в Беларуси комплексного подхода к образованию магазинов-складов подтверждается распределением магазинов-складов по областям, которое пред ставл ено на рис. 2.

Витебская обл. - 4 х Минская обл. - 1

Гродненская обл. - 0

Гомель- ____^--ОИИНП ----_ г. Минск-32

ская обл. - 7

Могилев-ская обл. — 144

Брестская обл. - 26 Рис. 2. Распределение магазинов-складов по областям

Видно, что наибольшее количество магазинов-складов сосредоточено в г. Минске и Брестской области. В Гродненской области нет ни одного магазина-склада, принадлежащего организациям оптовой торговли. Подобное распределение данного типа магазинов по областям непропорционально объему розничного товарооборота, т. е. тому рынку, на который данная форма мелкооптовой торговли должна быть направлена (рис. 3а).

В большей степени распределение магазинов-складов по областям соответствует объему производства потребительских товаров (рис. 3б). Это свидетельствует о том, что магазины-склады функционируют, ориентируясь, в первую очередь, на промышленные предприятия. Можно сделать вывод о том, что в своей деятельности они зачастую руководствуются принципом продавать то, что имеется на складе и производится близлежащими промышленными предприятиями, а не то, в чем нуждаются расположенные в непосредственной близости предприятия розничной торговли и сферы обслуживания.

Эффективность функционирования магазинов-складов в Республике Беларусь также имеет резервы роста. В мировой практике для

оценки эффективности деятельности магазина используется такой показатель, как годовой объем продаж с 1 м2. Что касается Республики Беларусь, то в 2008 г. этот показатель составлял в среднем 11,7 млн руб. с 1 м2 площади магазина-склада, или около 5500 дол. с м2. Для сравнения: в США в среднем данный показатель для такого вида магазинов составляет 600 дол. с одного квадратного фута, или 6500 дол. с 1 м2, у отдельных магазинов он доходит до 900 дол. с квадратного фута, или 9700 дол. с 1 м2 [5, с. 68].

О невысоком уровне развития магазинов-складов в Республике Беларусь свидетельствует отсутствие сетей магазинов, в среднем, предприятия открывают два магазина-склада (собственная разработка по данным Министерства торговли Республики Беларусь), лишь незначительное количество предприятий имеют больше четырех магазинов-складов, например ОАО «Белбакалея» - 10 ед., ООО «Евроторг» - 6 ед., ОАО «Брестский чулочный комбинат» - 5 ед. В США, например, у 25 наиболее успешных оптовых фирм, осуществляющих торговлю товарами повседневного спроса, среднее количество магазинов составило 5 ед. (собственная разработка по [6, с. 85]).

Существует немало примеров успешных корпораций, которые владеют сетью магазинов формата cash & carry, что позволяет им получать значительные доходы от данного вида деятельности. Представляет интерес деятельность немецкого холдинга Metro/Makro, лидера международного рынка в секторе cash & carry. Metro Cash & Carry управляет более 620 центрами мелкооптовой торговли в 30 странах под брендами Metro и Makro. Общая торговая площадь магазинов превышает 4,2 млн м2. Средняя торговая площадь магазина составляет 7800 м2, при этом площадь магазина классического формата варьируется от 10 до 16 тыс. м2, в формате «Джуниор» - от 7 до 9 тыс. м2.

б

а

Брестская обл. Гомельская обл. г. Минск Могилевская обл. Витебская обл. Гродненская обл. Минская обл.

Брестская обл. Гомельская обл. г. Минск Могилевская обл. Витебская обл. Гродненская обл. Минская обл.

Рис. 3. Взаимосвязь количества магазинов-складов с: а - объемом розничного товарооборота; б - производством потребительских товаров; 1; 3 - количество магазинов-складов; 2 - объем розничного товарооборота, млрд руб.; 4 - производство

потребительских товаров, млрд руб.

В 2007 г. подразделения Metro и Makro обеспечили общий объем продаж в 32 млрд евро, что на 6 % выше аналогичного показателя

2006 г. Ассортимент магазинов данной компании включает в себя 30 тыс. наименований продовольственных и непродовольственных товаров. Магазины Metro Cash & Carry работают по договорам с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Компания предлагает большое количество возможностей для клиентов - бесплатную стоянку, возможность централизованной доставки, возможность оплаты товаров за безналичный расчет с помощью специальных банковских карт, предложение раз в две недели в каталогах Metro товаров по специальным ценам. Предоставление дополнительных услуг является одним из слагаемых успеха данной компании, на который нужно ориентироваться при создании магазинов-складов и в нашей стране.

В Ы В О Д Ы

В Республике Беларусь магазины-склады имеют огромный потенциал развития, однако для более полного его раскрытия необходимо принятие определенных мер, которые могут включать в себя следующие мероприятия:

1. Разработку комплексной программы развития магазинов-складов в Республике Беларусь, которая включала бы меры, ответственность за разработку и выполнение которых возлагалась бы на облисполкомы. В силу локальности целевых рынков магазинов-складов облисполкомы имеют больше возможностей более качественно оценить возможности предприятий своего региона, скоординировать их действия, создав таким образом предпосылки для удовлетворения спроса мелких предприятий розничной торговли и общественного питания.

2. Установление минимально допустимого размера магазина-склада. По результатам исследования, проведенного в США группой Convenience store news, 22 из 25 наиболее успешных оптовых фирм США, осуществляющих торговлю товарами повседневного спроса, владели магазинами, средняя площадь которых составляла более 600 м2 (собственная разработ-

ка [по 6, с. 85]). Причем резервы увеличения площадей магазинов-складов, принадлежащих оптовым предприятиям Республики Беларусь, имеются. Известно, что в 2008 г. в стране в среднем сдавалось в аренду 13,3 % всех площадей оптовых предприятий (собственная разработка по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь). Увеличение площадей позволит расширить предлагаемый ассортимент товаров, что приведет к расширению клиентской базы, повышению то-варооборачиваемости. Наличие свободных площадей позволит закупать товары более крупными партиями. Таким образом, появится больше возможностей получения скидок от поставщиков. Все это, в конечном итоге, повысит имидж магазина-склада и позволит снизить цены.

3. Расширение круга возможных покупателей магазина-склада. Кроме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, необходимо обратить внимание и на так называемых групповых потребителей: офисы, школы, организаторов торжеств, кредитные союзы, кооперативы.

4. Введение ежегодной платы за получение и использование карточки члена магазина-склада (пропуска) по образцу некоторыми зарубежных организаций оптовой торговли [5, с. 69]. Плата может быть небольшой, порядка 15-25 дол. Она будет обеспечивать не столько получение дополнительных доходов, сколько лояльность покупателей по отношению к данному магазину-складу.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ромина, А. Г. Оптовая торговля / А. Г. Ромина, В. В. Лагойко, В. М. Рыбаков; под ред. А. Г. Роминой. -Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2002. - 220 с.

2. Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 гг.: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 27 июля 2006 г., № 941 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

3. Министерство торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2010. - Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by. - Дата доступа: 20.04.2010.

4. Торговля в России. 2009: стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 629 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.