Научная статья на тему 'История становления и развития сети мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания («Кэш энд керри»)'

История становления и развития сети мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания («Кэш энд керри») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5037
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКООПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / МАГАЗИН-СКЛАД / КЭШ ЭНД КЕРРИ / "ЛЕНТА" / ОТТО БАЙСХАЙМ / CASH & CARRY / "LENTA" / METRO / SELGROS / WHOLESALE TRADE / SHOP-WAREHOUSE / OTTO BAYSHAYM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонов Н.А.

В предлагаемой статье впервые в одном месте описывается путь появления, становления и развития мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания («кэш энд керри»). Приводятся истории становления и развития международных компаний, таких как METRO Cash & Carry и Selgros Cash & Carry, описывается путь развития российской сети данного формата, петербургской компании «Лента».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF RETAIL AND WHOLESALE NETWORK OF STORES, WAREHOUSES SELF («CASH AND CARRY»)

In the present paper for the first time in one place is described by way of appearance, formation and development of retail and wholesale stores, warehouses self («Cash & Carry»). We present the history and development of international companies such as METRO Cash & Carry and Selgros Cash & Carry, is described by way of the Russian network of the format, the St. Petersburg company «Lenta».

Текст научной работы на тему «История становления и развития сети мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания («Кэш энд керри»)»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 339.337

Н.А. Тихонов

соискатель учёной степени канд. наук, кафедра «Антикризисное управление и корпоративный менеджмент», ФГБОУВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Москва

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕТИ МЕЛКООПТОВЫХ МАГАЗИНОВ-СКЛАДОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

(«КЭШ ЭНД КЕРРИ»)

Аннотация. В предлагаемой статье впервые в одном месте описывается путь появления, становления и развития мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания («кэш энд керри»). Приводятся истории становления и развития международных компаний, таких как METRO Cash & Carry и Selgros Cash & Carry, описывается путь развития российской сети данного формата, петербургской компании «Лента».

Ключевые слова: мелкооптовая торговля, магазин-склад, кэш энд керри, METRO, Selgros, «Лента», Отто Байсхайм.

N.A. Tikhonov, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF RETAIL AND WHOLESALE NETWORK OF STORES, WAREHOUSES SELF («CASH AND CARRY»)

Abstract. In the present paper for the first time in one place is described by way of appearance, formation and development of retail and wholesale stores, warehouses self («Cash & Carry»). We present the history and development of international companies such as METRO Cash & Carry and Selgros Cash & Carry, is described by way of the Russian network of the format, the St. Petersburg company «Lenta».

Keywords: wholesale trade, shop-warehouse, Cash & Carry, METRO, Selgros, «Lenta», Otto Bayshaym.

«Кто не умеет улыбаться, не должен заниматься торговлей». (Китайская пословица) [2, с. 848]

В современных условиях в нашей стране, с развитием мелкого бизнеса предпринимателям приходится закупать товары у самых различных, зачастую случайных, поставщиков, затрачивая громадное количество времени на закупку товаров, необходимых для каждодневного ведения бизнеса. Порой, закупая товары на всевозможных оптовых рынках и базах, предприниматели рискуют получить некачественный товар, а необходимая документация не редко отсутствует, создавая дополнительные проблемы. В магазинах формата «кеш энд керри» представляется широкий и устойчивый ассортимент качественных продовольственных и непродовольственных товаров в расфасовке с учётом нужд бизнеса. Это существенно облегчает снабжение мелких и средних предприятий торговли, ресторанного бизнеса, отелей и так далее, предоставляя возможность закупать необходимые товары мелкими партиями по мере необходимости и сразу за них рассчитываться [3, 4]. Несмотря на очевидные преимущества предприниматели неохотно идут в мелкооптовые магазины-склады («кеш энд керри»), это связано, прежде всего, со

40

№ 6 (34) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

сложившейся в 90-е годы ХХ века ситуацией нелегального ведения бизнеса. Многие предприятия малого и среднего бизнеса ведут двойную бухгалтерию, «уходят» от налогов, а порой просто отмывают деньги, естественно в такой ситуации закупать товары официально со всеми документами не имеет смысла. Поэтому большинство отечественных компаний, не найдя достаточного количества клиентов в настоящий момент, отказались полностью от этого формата, переделав свои магазины в дискаунтеры, или гипермаркеты, либо учатся совмещать торговлю «кеш энд керри» с обслуживанием частных лиц. С этой точки зрения наиболее интересен опыт петербургской компании «Лента». Кроме того, с начала 2000-х годов на российский рынок вышла известная компания, работающая в формате «кеш энд керри» - METRO Cash & Carry, а недавно на российский рынок вышла компания номер два в Европе в формате «кеш энд керри» -Selgros Cash & Carry. Активная борьба с коррупцией и незаконным предпринимательством, уклонением от уплаты налогов, закрытие оптовых рынков и баз, а также разорение многих организаций в связи с кризисом заставляют малый и средний бизнес «выходить из тени» и тем самым направляться в мелкооптовые магазины-склады. Таким образом, развитие сети мелкооптовых магазинов-складов представляется весьма перспективным [3].

Целью данной работы является рассмотрение возникновения и истории мелкооптовых магазинов-складов («кэш энд керри»).

Объектом исследования является мелкооптовый магазин-склад «кэш энд керри».

Многие понятия и направления деятельности, такие как логистика, стратегическое планирование и многие другие, пришли в торговлю из военной области, не стали исключением и магазины-склады, первоначально появившись в Европе в XVII-XVIII вв., запасами которых питалась армия, что, кстати, позволяло ей удаляться от своих баз на 150 километров или, по-другому, на 5 переходов [1, с. 738]. Подобные «провиантские магазины-склады» в Москве военного ведомства Российской империи были сооружены только в 1829-1831 годах по проекту знаменитого архитектора Василия Стасова [5].

Несмотря на столь долгую историю, в сферу торговли они пришли только в 30-е годы ХХ-го века под названием «Cash & Carry», что в переводе на русский язык означает «плати и увози». Философия магазинов «Cash & Carry» была разработана в США, однако истинное воплощение этот формат получил в Германии, где в 1959 году фирмой SPAR-Zentrale Georg Weber KG в городе Оффенбах на Майне был открыт магазин-склад SELGROS, а 1964 году профессор Отто Байсхайм основал всемирно известную сегодня компанию METRO Cash & Carry [6, 8, 9].

Американская идея прижилась на немецкой земле очень хорошо - в том числе и потому, что в Германии весьма развит средний и малый бизнес, а именно его представители и являются основными клиентами центров оптовой торговли Cash&Carry. Это, например, владельцы киосков, ресторанов, небольших гостиниц, различных мастерских, которые закупают в этих оптовых магазинах самообслуживания необходимые им для работы товары, а также продукты питания [7].

№ 6 (34) - 2014

41

Проблемы экономики и менеджмента

После II мировой войны Г ермания лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищный вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушена во время войны, в то же время более 9 млн немцев были высланы в Германию из Восточной Пруссии и земель по Одеру и Нейсе. Жизненный уровень упал на треть. К середине пятидесятых годов после некоторого замедления экономического роста наступил новый подъем, вызванный притоком капитала, значительным обновлением технического производства, государственными мерами по оживлению тяжелой промышленности. В 1953-56 годах ежегодный прирост промышленной продукции составлял 10-15%. По объему промышленного производства Германия заняла третье место в мире после США и Великобритании, а по некоторым видам производства превзошла Великобританию. При этом основу быстро растущей экономики составил мелкий и средний бизнес: в 1953 году предприятия с числом работающих менее 500 человек обеспечили более половины всех рабочих мест в экономике, безработица имела устойчивую тенденцию к снижению (с 10.3% в 1950 до 1.2% в 1960). К началу шестидесятых годов по объему производства и экспорту ФРГ уступала только США. Бурное развитие экономики ФРГ в пятидесятых - шестидесятых годах получило название «экономическое чудо» [11]. На фоне этого появляется первая компания формата Cash & Carry, основанная в 1959 году, немецкая SELGROS.

Организация FEGRO/SELGROS представляет собой международную сеть центров оптовой торговли, которая поставляет фирмам, учреждениям и индивидуальным предпринимателям в Германии, Польше, Румынии и России широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров по выгодным оптовым ценам. Сегодня FEGRO/SELGROS с его 44 центрами оптовой торговли является второй по величине сетью Cash & Carry в Германии. В рамках международной экспансии FEGRO/SELGROS добился аналогичных результатов в Польше (15 центров на текущий момент), и в Румынии (19 центров). Кроме того, уже 7 центров SELGROS были открыты в России. В ближайшее время их количество будет расти. Российское подразделение компании FEGRO/SELGROS работает под торговой маркой SELGROS Cash & Carry.

В 1959 году появляется первый центр оптовой торговли SELGROS Cash & Carry (SELbstbedienungs-GROSshandel), который был открыт фирмой SPAR-Zentrale Georg Weber KG в городе Оффенбах на Майне. На площади около 1500 м2 покупателям предлагались разнообразнейшие продовольственные товары длительного хранения.

В 1966 году состоялось открытие первого центра оптовой торговли FEGRO в Эшборне/Таунусе фирмой F.W. Fertsch & Cie. GmbH. Продукты и промышленные товары предлагались покупателям в большом торговом зале на площади порядка 7000 м2.

В 1979 году центры оптовой торговли SELGROS в Ной-Изенбурге, Гольдбахе и Маннхайме становятся собственностью REWE Handelsgesellschaft Leibbrand OHG. В то же время OTTO GmbH & Co. KG становится собственником компании FEGRO-GroBhandelsmarkt GmbH & Co. KG с отделениями в Эшборне, Родгау и Маннхайме.

42

№ 6 (34) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

В 1989 было образовано торговое товарищество FEGRO/SELGROS Gesellschaft fur GroBhandel mbH & Co., на 50% принадлежащее международному торговому концерну REWE & Co. OHG, и на 50% - компании OTTO GmbH & Co. В товарищество вошли 10 центров FEGRO и 6 - SELGROS. Штаб-квартира нового общества разместилась в городе Ной-Изенбург.

Осенью 1990 года, во временном помещении в Хемнице открылся первый центр оптовой торговли SELGROS на вновь присоединенных к Германии восточных землях. Таким образом, компания смогла начать свою деятельность по снабжению всем необходимым представителей малого и среднего бизнеса в этом регионе.

Большим событием стало официальное открытие центра SELGROS Cash&Carry в Хемнице 3 августа 1991 года. За ним последовали открытия центров в Коттбусе, Дрездене и в Лейпциге.

Новый этап истории FEGRO/SELGROS ознаменовало открытие первого центра за рубежом, которое состоялось спустя почти сорок лет после открытия первого магазина сети, только 1 июля 1997 г., в Познани, в Польше.

В 2001 году организация FEGRO/SELGROS продолжила расширять свою зарубежную сеть. 29 мая 2001 года был открыт центр оптовой торговли в Румынии (город Бразов).

Последующие пять лет экспансия компании за рубежом продолжалась. Так, 9 августа 2005 года был открыт 10-й центр SELGROS в Румынии, а 27 сентября - в Варшаве. С открытием этих магазинов общее число центров оптовой торговли SELGROS за рубежом достигло двадцати.

В то же время новые центры продолжали строиться и в Германии. С открытием 3 марта 2005 года магазина в Фюрте общее их число в Г ермании достигло сорока.

В 2007 году сеть иностранных отделений FEGRO/SELGROS продолжила расширяться; 26-й зарубежный центр оптовой торговли был открыт в Румынии, в городе Сучава. В дополнение к этому в пригороде Г амбурга, Харбурге был открыт 44-й центр оптовой торговли FEGRO/SELGROS-Marktes в Германии. В итоге в 2007 году количество центров оптовой торговли FEGRO/SELGROS в Германии, Польше и Румынии достигло семидесяти.

В 2008 году FEGRO/SELGROS продолжила расширение своей торговой сети за рубежом. 18 декабря 2008 года был открыт первый российский центр оптовой торговли в Котельниках, подмосковном городе, расположенном в двух километрах от МКАД. Это - стандартный для SELGROS центр оптовой торговли, с большой, около 10000 м2, торговой площадью, на которой представлен огромный ассортимент пищевых продуктов и промышленных товаров для оптовых и мелкооптовых покупателей.

27 октября 2008 года торговые концерны REWE Group (Германия) и COOP (Швейцария) договорились об образовании новой компании под маркой «transGourmet Holding S.E.». Под её крышей объединены интернациональные компании Cash & Carry, а также фирмы, занимающиеся поставками продуктов питания, принадлежащие обоим учредителям. В частности, в новый холдинг вошли группа FEGRO/SELGROS,

№ 6 (34) - 2014

43

Проблемы экономики и менеджмента

компания REWE GroBverbraucher Services GmbH, а также transGourmet Schweiz AG.

13 марта 2008 концерн REWE Group выкупил 50-процентную долю группы компаний FEGRO/SELGROS у многолетнего партнера по этому совместному предприятию, компании Otto Group из Г амбурга.

Международная экспансия группы компаний FEGRO/SELGROS продолжилась в 2008 году. 25 марта был открыт 17-й по счету центр оптовой торговли в Румынии, в городе Брейле, а 4 декабря - 12-й центр в Польше, в городе Белосток.

31 марта 2009 в городе Рязань открылся второй в России оптовый торговый центр SELGROS Cash & Carry. Жители Рязани и Рязанской области получили возможность на собственном опыте оценить качество и дешевизну предлагаемых компанией товаров.

В 2010 году во Внуково открылся третий центр оптовой торговли SELGROS Cash & Carry в России, а 30 ноября 2010 года - четвёртый центр в Алтуфьево. В 2011 году открылся новый центр «Зельгрос» в Бирюлево, и пятый в России, а 23 февраля 2012 года появился центр мелкооптовой торговли в Казани, 27 июня 2013 года ещё один центр «Зельгрос» открылся в Ростове-на-Дону [9].

Таким образом, несмотря на то, что первый торговый центр SELGROS был открыт в 1959 году, за пределы Германии компания вышла спустя почти 40 лет, в 1997 году и продолжает активно развиваться, и по сей день. Другая немецкая сеть METRO, добилась гораздо большего успеха, не смотря на меньшую по сравнению с SELGROS историю.

На сегодняшний день METRO Cash & Carry International GmbH представлена более 740 центрами мелкооптовой торговли в 29 странах мира. Международная компания, занимающая ведущее положение на рынке в сфере мелкооптовой торговли.

Основателем METRO является Отто Байсхайм. Журнал «Форбс» оценивает его состояние в 5 млрд долларов (данные на 5 марта 2008 года). Отто Байсхайм. на протяжении всей жизни был одной из самых загадочных фигур в большом немецком бизнесе. Этот мультимиллиардер за всю свою жизнь не дал ни одного интервью! Он начинал учеником в магазине кожаных изделий. Путь к созданию крупнейшего в Европе торгового дома Байсхайм преодолел без стартового капитала, без специального образования, даже без приличного школьного аттестата [12]. В биографии Отто есть одна деталь, которая у многих вызывает «дикую злобу и дрожь в коленях», а деталь эта заключается в том, что он служил в одном из самых элитных подразделений ваффен СС - Лейбштандарта «Адольф Г итлер», который пользовался личным покровительством и особым расположением фюрера. На заре Рейха, в тридцатые годы, члены «Лейбштандарта» приносили персональную присягу Гитлеру и исполняли роль личной охраны нацистской верхушки. Может быть, именно этим обстоятельством и объясняется его почти патологическая скрытность. Вдовец, не имел детей, в последние годы жил в домах Швейцарии, Парижа и Роттач-Эггерн (Германия) [13].

Открытие первых двух центров мелкооптовой торговли METRO Cash & Carry состоялось в городах Мюлхайме на Руре и Эссене, в Г ермании в 1964 году.

44

№ 6 (34) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

В 1967 Отто Байсхайм, семья Шмидт-Рутенбек (Schmidt-Ruthenbeck) и компания Franz Haniel & Cie основали товарищество с равными долями в немецком «МЕТРО». Это сотрудничество привело к очень успешному долгосрочному партнерству в течение многих лет. Спустя всего четыре года после основания, в 1968 концепция METRO C&C GmbH выходит за пределы Германии, открывается первый зарубежный центр мелкооптовой торговли в Нидерландах. Изначальные партнеры совместно с Dutch Steenkolen Hendelsvereniging N.V. (SHV) создали Makro Zelfbedienigsgroothandel C.V., в которой партнерам - основателям принадлежало 40%.

В начале семидесятых происходит активная экспансия на европейский рынок, так в 1970 году открывается первый центр мелкооптовой торговли MAKRO в Бельгии. Уже через год происходит открытие центров мелкооптовой торговли METRO C&C в Великобритании, Франции, Австрии и Дании, частично под брендом MAKRO. В 1972 открываются первые центры мелкооптовой торговли в Испании и Италии. Последующие годы компания активно развивается и к 1984 году METRO C&C управляет уже более чем 100 магазинами мелкооптовой торговли по Европе.

В 1990 компания открывает первые центры мелкооптовой торговли в Турции и Португалии. Через год происходит открытие первого торгового центра METRO C&C в Марокко, а в 1992 открытие центра мелкооптовой торговли в Г реции.

В 1994 международная торговая сеть METRO C&C одной из первых выходит на рынок Восточной Европы с открытием центров мелкооптовой торговли в Венгрии и Польше.

В результате слияния METRO Cash & Carry, Kaufhof Holding AG и Asko Deutsche Kaufhaus AG, в 1996 году была основана METRO Group. В настоящее время акции METRO Group котируются на биржах Дюссельдорфа и Франкфурта-на-Майне. В этом же году компания METRO Cash & Carry - является первой международной группой мелкооптовой торговли, получившей лицензию на ведение бизнеса в Китае. Также открывается первый торговый центр в Румынии. В 1997 METRO C&C выходит на рынок Чехии, а спустя всего год открывается первый центр мелкооптовой торговли METRO C&C в Болгарии.

В 2000 году открывается первый центр мелкооптовой торговли METRO C&C в Словакии, а 1 ноября 2000 г. официально началось развитие проекта METRO Cash & Carry в России. Таким образом, Россия стала 21-й страной, в которой представители среднего и малого бизнеса получили возможность пользоваться преимуществами концепции «METRO Cash & Carry».

Спустя год, 1 ноября 2001 года состоялось торжественное открытие первого торгового центра в Москве на Ленинградском шоссе, общая торговая площадь центра составляет 11200 м2, одновременно открывается второй торговый центр в Москве, на Проспекте Мира.

В 2002 г. открывается третий центр мелкооптовой торговли в Москве. В этом же году происходит открытие первых центров мелкооптовой торговли METRO Cash & Carry в Японии и Вьетнаме. В 2003 г. происходит открытие ещё двух магазинов в

№ 6 (34) - 2014

45

Проблемы экономики и менеджмента

Москве и двух в Санкт-Петербурге, одновременно с этим компания выходит на рынки Индии и Украины.

В 2004 году компания празднует 40-летие своего лидерства на рынке. В России работает 14 магазинов, начинается широкомасштабная региональная экспансия: открываются магазины в Ярославле, Казани, Ростове-на-Дону, Волгограде, Самаре и Краснодаре. Спустя год, в 2005 году в России функционирует 22 центра мелкооптовой торговли, происходят открытия в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Воронеже, Уфе, Тюмени и Туле [4]. В 2006 г. открываются центры мелкооптовой торговли МЕТРО в Липецке, Рязани, Ульяновске, Набережных Челнах, Перми, Оренбурге, Ставрополе, Саратове, открытие восьмого ТЦ МЕТРО в Москве.

В 2007 году компания METRO Cash & Carry Gmbh продолжила стратегию расширения сети торговых центров во всем мире. Подразделения METRO Group расширили свою деятельность, особенно на быстрорастущих рынках Азии и Восточной Европы, где прирост объёмов продаж выражается двухзначными цифрами. В России происходит открытие центра мелкооптовой торговли МЕТРО в Копейске (Челябинская область), Новосибирске, Омске, Красноярске, второго ТЦ МЕТРО в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, двух в Московской области.

В 2008 г. открываются первые центры мелкооптовой торговли МЕТРО в Тольятти, Иваново, Пензе, Калуге, Астрахани, Новокузнецке, Курске и Твери; второй центр мелкооптовой торговли МЕТРО в Ростове-на-Дону. В 2009 году компания продолжила экспансию в Московской области, Центральном регионе и Сибири.

В 2010 году компания продолжила региональную экспансию, открыв 5 новых торговых центров: в Зеленограде Московской области, Томске, Калининграде, Пятигорске и 3-й в Екатеринбурге, 16 февраля 2011 г. состоялась торжественная церемония открытия торгового центра МЕТРО Кэш энд Керри в Кемерово, 25-26 марта

2011 г. - МЕТРО Кэш энд Керри Россия провела первую выставку METRO EXPO 2011 в МВЦ «Крокус-Экспо» в Москве, ориентированную на профессионалов ресторанногостиничного бизнеса, а также представителей мелкой розницы - топ клиентов МЕТРО Кэш энд Керри. В этом же году из-за финансовых неудач МЕТРО покидает рынок Марокко, 25 октября 2011 - МЕТРО Кэш энд Керри, открывает первый центр мелкооптовой торговли в Магнитогорске, который стал вторым торговым центром в Челябинской области. На общей площади в 12000 м2. В этом же году открывает первый центр мелкооптовой торговли в Алтайском крае, в Барнауле и Чебоксарах.

В конце апреля 2012 г. - компания МЕТРО Кэш энд Керри, открывает первый центр мелкооптовой торговли в столице Удмуртской Республики Ижевске. На общей площади более чем 12 000 м2 компания делает эксклюзивное предложение

профессиональным клиентам: отелям, ресторанам, представителям розничной торговли малого и среднего форматов, а также сервисным компаниям и офисам. В конце мая

2012 г. - МЕТРО Кэш энд Керри, провела церемонию открытия первого центра мелкооптовой торговли в Адыгее, а 30 октября 2012 состоялось открытие первого центра мелкооптовой торговли в Иркутске на общей площади в 12000 м2.

46

№ 6 (34) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

Также, в мае 2012 года МЕТРО открывает первый в России магазин МЕТРО Пункт, в Вологде, на общей площади 2100 м2 Открытие в России нового формата МЕТРО Пункт - это еще одно свидетельство того, что компания пребывает в постоянном развитии, привнося инновации в отрасль. Ассортимент магазина МЕТРО Пункт в Вологде состоит из 4100 артикулов продовольственных и непродовольственных товаров, призванных удовлетворить нужды профессиональных клиентов сферы мелкой розницы, приобретающих в МЕТРО товары для последующей перепродажи. Этот ассортимент был сформирован исходя из глубокого анализа рынка Вологодской области и детальных обсуждений с клиентами этого региона их потребностей в товарах и услугах. В ассортименте представлены, в основном, продовольственные товары - бакалея, молочные продукты, консервы, продукты заморозки, алкогольная продукция, напитки, а также ограниченный ассортимент фруктов и овощей. В промышленной группе представлены канцелярские принадлежности и средства для уборки помещений. Во всех категориях представлены также товары под собственными торговыми марками МЕТРО.

В апреле 2012 года в Москве стартовал франчайзинговый проект МЕТРО, открытием магазина «Фасоль», который является тестовой площадкой нового проекта компании. Магазин «у дома» площадью 147 кв. м, разделён на два торговых пространства. Ассортимент магазина насчитывает 2000 артикулов, 2 кассы, для покупателей предоставляются дополнительные услуги: кофе, соки и выпечка на вынос, а 14 июня в Санкт-Петербурге открылись два первых магазина клиентов - партнеров франчайзингового проекта «Фасоль». Магазины «Фасоль» предлагают своим покупателям комфортную атмосферу для ежедневных покупок: лояльный персонал, дополнительные услуги: кофе на вынос, терминалы для оплаты без комиссии и ряд других сервисов. Принципиальная уникальность франчайзингового проекта МЕТРО заключается в том, что клиенты освобождены от выплаты роялти и паушальных взносов, соблюдая при этом ряд обязательств, связанных в основном с ассортиментом: 250 артикулов различных товарных категорий и постоянный ассортимент товаров под собственными торговыми марками МЕТРО в количестве 200 артикулов. Общая доля товаров, приобретаемых в МЕТРО, включая товары СТМ, будет составлять примерно 20% от общего ассортимента магазина. Остальная часть товаров приобретается клиентом на основе его свободного выбора и будет формироваться в зависимости от потребностей покупателей магазина, региональных особенностей и зоны покрытия магазина. Также, МЕТРО предоставляет своим клиентам необходимый пакет решений и руководящих материалов, необходимых как на старте работы магазина, а также направленных на его дальнейшую работу, в том числе: инструментарий с техническими требованиями к магазину, торговому и IT оборудованию; готовыми решениями для бизнеса, навигационные указатели, вывески, униформу, постеры, специальные POS-материалы, брендированное IT-оборудование, разработанное с использованием уникальных сервисов МЕТРО и основанное на ноу-хау компании, бренд-бук с описанием философии бренда, цветами бренда, правилами бренда и POS-каталог,

№ 6 (34) - 2014

47

Проблемы экономики и менеджмента

инструментарий по мерчендайзингу с принципами выкладки, описанием ABC-зоны, категорийными ролями, планограммами, расположением полок, рекомендованным ассортиментом, промо-активностями, ценообразованием, инструментарий с юридическими аспектами, разбором ежедневных ситуаций в бизнесе, рекомендациями в области кадровой политики.

В конце ноября 2012 года группа METRO заключила с французской сетью «Ашан» соглашение о продаже своей сети магазинов Real в Восточной Европе. «Ашан» примет оперативные активы и недвижимое имущество дочерних предприятий группы в Польше, Румынии, России и Украине. Таким образом, сеть компании Real будет сфокусирована на дальнейшем успешном росте в Германии и даст большие возможности для развития бизнеса в Восточной Европе.

В 2013 году МЕТРО продолжила региональную экспансию, так 23 января 2013 -открылся первый центр мелкооптовой торговли в г. Волжский, на общей площади 12500 кв.м., в конце ноября открылся второй центр мелкооптовой торговли в Самаре [8].

Таким образом, успех МЕТРО обусловлен скорейшим выходом на международный рынок в 1968 году, спустя четыре года после основания. С каждым годом компания становится больше, покоряя всё новые и новые рынки.

В настоящее время в различных регионах России работает 67 гипермаркетов и 5 супермаркетов сети «ЛЕНТА». Сегодня формат «Ленты» сочетает в себе элементы базовых форматов, принятых в мировом ритейле, - классический розничный крупноформатный (гипермаркет), оптовый (Cash & Carry) и дискаунтер. Одно из основных достоинств состоит в том, что «Лента» - не просто некий формат, адаптированный для российского рынка, а проект «tailor made», т.е. «сшитый по индивидуальной мерке», сделанный именно для российского рынка.

Открытие первого магазина-склада в торговом формате Cash & Carry, где работали всего два кассовых аппарата, состоялось 25 октября 1993 года. В 1996-1997 гг. были открыты два небольших магазина «ЛЕНТА».

В 1999 году руководство принимает решение о создании в Санкт-Петербурге сети принципиально новых торговых комплексов под брендом «ЛЕНТА». Происходит реорганизация: старые магазины закрываются в пользу строительства первого торгового комплекса будущей сети «ЛЕНТА», открытие которого состоялось 15 сентября 1999 года, торговая площадь составляла около 2700 м2, контрольно-кассовая линейка состояла из 14 касс.

Спустя два года, 3 октября 2001 года в Санкт-Петербурге открывается второй сетевой торговый комплекс «ЛЕНТА». Его общая площадь составляет 8000 м2, парковка рассчитана на 520 машин, а в торговом комплексе работает 28 касс. Через год, 5 ноября 2002 г. открывается ещё один торговый комплекс «ЛЕНТА», который отличается расширенным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, наличием собственной пекарни, превосходными мясным и рыбным отделами. В торговом комплексе насчитывается уже 36 касс, что позволяет быстро и качественно обслуживать более 11000 покупателей в день, 15 августа 2003 года в эксплуатацию

48

№ 6 (34) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

вводится четвертый торговый комплекс.

В июле 2004 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие самого большого торгового комплекса «ЛЕНТА». Его общая площадь составляет 20000 м2, возможность обслуживать 35000 покупателей в день. Здание имеет удобную прилегающую парковку для легковых автомобилей на 500 парковочных мест. Кассовая линия состоит из 46 современных технологичных касс. При строительстве комплекса было проложено 37 км коммуникаций и завезено 55 большегрузных автомобилей оборудования, а 17 сентября 2004 года, открылся шестой торговый комплекс «ЛЕНТА». Его общая площадь составляет 12800 м , торговые залы в комплексе располагаются на двух этажах, которые соединяются посредством удобного для подъема покупателей траволатора.

В 2005 году состоялось открытие ещё трех торговых центров в Санкт-Петербурге, а 19 мая 2006 года открылся десятый по счету торговый комплекс сети, 16 октября 2006 г. в компании «Лента» начал работу собственный Call-центр, 21 октября 2006 г. состоялось открытие первого за пределами Санкт-Петербурга торгового комплекса «Лента». Магазин был открыт в Новосибирске, площадь магазина составляет 12000 м2, а 28 октября 2006 г. открыт первый торговый комплекс «Лента» в Астрахани. Магазин стал первым комплексом «Лента» в Приволжском федеральном округе и вторым за пределами Петербурга. На площади в 12000 м2 представлены товары российских, зарубежных и местных производителей, 23 декабря 2006 года состоялось торжественное открытие торгового комплекса «Лента» в Тюмени. Магазин стал первым торговым комплексом «Лента» в Уральском регионе, а 25 декабря 2006 года, открылся второй торговый комплекс «Лента» в Новосибирске. Общая площадь второго магазина 9000 м . В ассортименте продовольственные и непродовольственные товары, в том числе продукты собственного производства: мясные полуфабрикаты, свежая выпечка и другие блюда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 6 февраля 2007 года в Санкт-Петербурге, в промышленной зоне Шушары, начал работать первый распределительный центр компании «Лента». Объем распределительного центра составляет более 15000 паллет. Также в 2007 году открываются торговые комплексы «Лента» в Великом Новгороде, Барнауле, Петрозаводске, на площади более 9000 м2, по одному в Волгограде, Тольятти, Омске, Новосибирске, два торговых комплекса в Нижнем Новгороде, три в Санкт-Петербурге, площадь магазинов составляет около 12000 м2, ассортимент включает более 13000 наименований.

В 2008 году состоялось открытие торговых комплексов в Набережных Челнах, Рязани, двух в Краснодаре, Санкт-Петербурге, Пензе, Саратове, площадь торговых комплексов около 12000 м2, в Новосибирске открылся четвертый комплекс сети «Лента» в городе, площадью около 9000 м .

В 2009 году в Новороссийске распахнул свои двери гипермаркет «Лента» общей площадью около 12000 м , а 16 апреля 2009 года в Омске открывается второй гипермаркет торговой сети «Лента», общей площадью около 12000 м2.

№ 6 (34) - 2014

49

Проблемы экономики и менеджмента

В 2010 году компания продолжила активную региональную экспансию, так 10 июля в Череповце в торгово-развлекательном центре «Июнь», открылся гипермаркет «ЛЕНТА». Общая площадь магазина - 5795 м2, торговая - 3485 м2. Оплатить покупки можно через 16 кассовых аппаратов, 27 ноября в городе Аксай Ростовской области распахнул свои двери первый гипермаркет сети «ЛЕНТА». Магазин общей площадью около 12000 м2, 18 декабря состоялось открытие гипермаркета сети «ЛЕНТА» в Пскове. Общая площадь магазина 12000 м2, из них на торговую площадь приходится порядка 8000 м2. 36 современных кассовых терминалов будут обслуживать

покупателей 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

В 2011 году, в городе Волжский Волгоградской области состоялось

2

торжественное открытие нового гипермаркета сети «Лента». На площади 12000 м представлено свыше 18000 наименований товаров, в том числе от местных производителей, а 12 ноября в Новосибирске открылся пятый гипермаркет сети «Лента» в городе. На площади 12000 м представлено свыше 18000 наименований товаров, в том числе от местных производителей, открывается новый магазин в Твери.

В 2012 году свои двери для покупателей распахнули 14 гипермаркетов «Лента». В июне открылся 15-й магазин сети в Северной столице, введён в эксплуатацию второй магазин в Барнауле и третий в Омске. Компания расширила географию своего присутствия в Чувашской Республике, Вологодской области и на Кузбассе. Также в этом году, помимо ввода в эксплуатацию собственных гипермаркетов, Лента стала открывать магазины на арендованных площадях внутри торгово-развлекательных комплексов. Состоялся запуск магазинов в Сыктывкаре, Ярославле, Воронеже, Оренбурге и Колпино.

В марте 2013 года, состоялось открытие первого гипермаркета сети в Республике Башкортостан, а 27 апреля в Москве состоялось открытие первого супермаркета «Лента». Магазин расположен в торговом центре «ВДНХ», в июлеавгусте в различных районах Москвы были открыты еще 4 супермаркета сети, 18 мая распахнул свои двери первый гипермаркет сети в подмосковной Балашихе, а 15 июня в Таганроге открылся второй гипермаркет сети «Лента» в Ростовской области. В июле открылся четвертый магазин сети в Краснодарском крае, в городе Армавире, в этом же месяце открылся первый гипермаркет сети в Белгороде. В Ульяновске, в 2013 году было открыто сразу два гипермаркета «Лента», а 26 октября в Томске состоялось открытие собственного гипермаркета сети. В период с 5 по 8 ноября 2013 года открылись 2 гипермаркета сети: в Воронеже и в Брянске, а 23 ноября открылся второй гипермаркет сети в Тольятти [10].

Изменившись в 1999 году, компания активно развивается, и в настоящий момент успешно сочетает в себе элементы базовых форматов, принятых в мировом ритейле, -классический розничный крупноформатный (гипермаркет), оптовый (Cash & Carry) и дискаунтер.

Таким образом, рассмотрев историю возникновения формата Cash & Carry, было установлено, что магазины-склады первоначально появились в Европе в XVII-XVIII

50

№ 6 (34) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

вв., запасами которых питалась армия. Несмотря на столь долгую историю, в сферу торговли они пришли только в 30-е годы ХХ века под названием «Cash & Carry», что в переводе на русский язык означает «плати и увози».

Несмотря на то, что первый торговый центр SELGROS был открыт в 1959 году, за пределы Г ермании компания вышла спустя почти 40 лет, в 1997 году и продолжает активно развиваться, и по сей день, тщательно подготавливаясь и проводя исследования для открытия каждого центра.

Напротив, успех МЕТРО обусловлен скорейшем выходом на международный рынок в 1968 году, спустя четыре года после основания. С каждым годом компания становится больше, покоряя всё новые и новые рынки, компания применяет стратегию активного роста, с каждым годом открывая всё новые и новые центры, иногда терпит неудачи, как это было в Марокко 2011 году.

Изменившись в 1999 году компания «Лента» активно развивается на территории России, и в настоящий момент успешно сочетает в себе элементы базовых форматов, принятых в мировом ритейле, - классический розничный крупноформатный (гипермаркет), оптовый (Cash & Carry) и дискаунтер. Активно захватывая региональные рынки, в то время как конкуренты осваивают столицы и крупные города.

Список литературы:

1. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров; редкол.: А.А. Гусев [и др.]. - Изд. 4-е. - М.: Совет. энцикл., 1987. - 1600 с.: ил.

2. Душенко К.В. Большая книга афоризмов. - Изд. 8-е, испр. - М.: Эксмо, 2006. - 1056 с.

3. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серёгина. - М.: Дашков и К, 2004. - 580 с.

4. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие / под ред. А.А. Есютина и Е.В. Карповой. - М.: КНОРУС, 2008. - 424 с.

5. Сайт РИА Новости. - URL: http://www.rian.ru/moscow/

20080812/150317677.html

6. Cash & Carry [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.

org/wiki/ Cash_%26_Carry

7. Андрей Гурков «Немецкая волна» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,1095170,00.html

8. Сайт компании METRO C&C. - URL: http://www.metro-cc.ru

9. Сайт компании «SELGROS». - URL: http://www.selgros.ru/

10. Сайт компании «ЛЕНТА». - URL: http://www.lenta.com/

11. Историк^^ учебные материалы ФРГ после второй мировой войны [Электронный ресурс]. - URL: http://istorik.org/?p=67

12. Шлегель Е. Экспресс «Именная сделка» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. euxpress.de/archive/artikel_442. html

13. Дунчик О. Портал «Люди», «Отто Байсхайм» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.peoples.ru/undertake/founder/otto_beisheim/

№ 6 (34) - 2014

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.