Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ИЗМЕНЕНИЯ СТАВКИ ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ НА ВИНО'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ИЗМЕНЕНИЯ СТАВКИ ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ НА ВИНО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНО / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТАВОК ВВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / WINE / DIFFERENTIATION OF RATES OF IMPORT CUSTOMS DUTIES / ORGANIZATIONAL MECHANISM / UNIFIED CUSTOMS TARIFF OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / FEDERAL EXECUTIVE BODY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Никита Александрович

В статье обосновывается необходимость дифференциации ставок ввозной таможенной пошлины на вино в зависимости от качества ввозимой продукции. Предлагается корректировка существующего механизма изменения ставки ввозной таможенной пошлины на вино в целях осуществления такой дифференциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасов Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ORGANISATIONAL MECHANISM FOR CHANGING THE RATE OF IMPORT CUSTOMS DUTY ON WINE

The need to differentiate the rates of import customs duty on wine depending on the quality of imported products is substantiated in the article. It is proposed to adjust the existing mechanism for changing the rate of import customs duty on wine in order to implement such differentiation.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ИЗМЕНЕНИЯ СТАВКИ ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ НА ВИНО»

Н. А. Тарасов

совершенствование организационного механизма изменения ставки ввозной таможенной пошлины на вино

В статье обосновывается необходимость дифференциации ставок ввозной таможенной пошлины на вино в зависимости от качества ввозимой продукции. Предлагается корректировка существующего механизма изменения ставки ввозной таможенной пошлины на вино в целях осуществления такой дифференциации.

Ключевые слова: вино; дифференциация ставок ввозных таможенных пошлин; организационный механизм; Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза; федеральный орган исполнительной власти.

N. A. Tarasov

improving the organisational mechanism for changing the rate of import customs duty on wine

The need to differentiate the rates of import customs duty on wine depending on the quality of imported products is substantiated in the article. It is proposed to adjust the existing mechanism for changing the rate of import customs duty on wine in order to implement such differentiation.

Keywords: wine; differentiation of rates of import customs duties; organizational mechanism; Unified customs tariff of the Eurasian Economic Union; federal executive body.

Важность исследования вопросов функционирования системы государственного регулирования рынка алкогольной продукции, в том числе таможенного регулирования ввоза алкогольной продукции с точки зрения обеспечения благоприятной социально-демографической обстановки в государстве и достижения высоких темпов развития отечественного производства, обусловливают социальная специфика алкогольной продукции и наличие ряда проблем функционирования алкогольного рынка. К таким проблемам можно отнести:

- высокий уровень потребления алкоголя в России (9,3 л чистого спирта на душу населения по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации (РФ), что превышает допустимый уровень - 8 л, установленный Всемирной организацией здравоохранения);

- большие объемы незаконного производства и оборота алкогольной продукции, наносящие значительный ущерб здоровью населения, и связанное с этим недопоступление денежных средств в федеральный бюджет;

- проблема высокой смертности от алкоголизма (по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 г. в России по причинам, обусловленным алкоголем, умерло 48 786 человек) [1];

- отсутствие условий для поддержания конкурентной борьбы между отечественными производителями и импортерами алкогольной продукции.

Наибольший интерес для исследования вопросов таможенного регулирования ввоза алкогольной продукции представляет вино, так как на рынке вина превалирует импортная продукция, что отличает данный напиток от других видов алкоголя.

Государство в современных условиях должно обеспечить максимальную конкурентоспособность отрасли виноградарства и виноделия, формирование гибкой системы, способствующей соблюдению баланса экономических интересов всех участников экономических отношений. Это требует определения оптимальных рычагов государственного регулирования на отраслевом уровне [2] и рационализации принимаемых мер таможенного регулирования ввоза вина на территорию РФ.

На сегодняшний день в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) [3] на все вина, в том числе на игристые вина и вина с защищенным наименованием по происхождению, установлена единая ставка ввозной таможенной пошлины - 12,5% от таможенной стоимости. Какая-либо дифференциация ставок на вина отсутствует [4].

Применение одинаково низких ставок ввозной таможенной пошлины на все вина препятствует сокращению ввоза продукции низкого качества и стимулированию ввоза высококачественного вина, производство которого невозможно на территории РФ вследствие различных причин, например, из-за отсутствия климатических условий, необходимых для выращивания тех или иных сортов винограда. В связи с этим складывается ситуация, когда государственное регулирование рынка вина в целом и таможенное регулирование ввоза вина в частности (составной элемент системы государственного регулирования) развиваются не согласованно, а по отдельности.

Ставки ввозной таможенной пошлины на вина должны устанавливаться с учетом потребительских свойств и качества. Дифференциация ставок ввозных таможенных пошлин на импортное вино в зависимости от качества может гарантировать защиту интересов отечественных производителей вин в долгосрочной перспективе. Подобная мера обеспечит мультипликативный экономический эффект, значительно больший по сравнению с государственным субсидированием компенсации затрат на производство [5].

Физико-химические, микробиологические и органолептические показатели качества вин существенно различаются в зависимости от места и времени производства, особенностей сырья и технологии производства. Это позволяет дифференцировать ставки ввозной таможенной пошлины на вина в зависимости от качества ввозимой продукции и таким образом препятствовать ввозу некачественных вин. Методы такой дифференциации уже разработаны применительно к отдельным товарам. Суть их заключается в том, что на низкокачественные товары устанавливаются более высокие пошлины, что делает невыгодным их ввоз и реализацию на внутреннем рынке [6]. При этом дифференциация ставок таможенного тарифа должна способствовать точечной поддержке развития производства вин с высокой долей добавленной стоимости посредством стимулирования научно-технических разработок в области виноградарства и виноделия.

Ограничением для дифференциации ставок пошлин на вина в зависимости от качества является, наряду с отсутствием методологии расчета ставок на вино, отсутствие требуемого организационного механизма изменения ставок пошлин с учетом качества ввозимой продукции. Разработка такого механизма является важнейшим условием, позволяющим осуществить дифференциацию ставок пошлин на вина.

Процедура внесения предложений в отношении мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на сегодняшний день регламентирована «Порядком внесения в Евразийскую

экономическую комиссию предложений государств - членов Евразийского экономического союза об установлении ставок ввозных таможенных пошлин (включая сезонные), тарифных квот, случаев и условий предоставления тарифных льгот и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза», утвержденным Решением Коллегии ЕЭК от 27.04.2015 № 45 [7].

Существующая процедура изменения ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ЕАЭС представлена на рис. 1.

На сегодняшний день сложилась ситуация, когда поступающие в ЕЭК предложения о применении мер таможенно-тарифного регулирования не всегда позволяют определить социально-экономические последствия от введения меры таможенно-тарифного регулирования, а предлагаемый размер ставки ввозной таможенной пошлины не всегда имеет под собой научно-методическое обоснование и расчет.

Учитывая важность алкогольной продукции с точки зрения обеспечения благоприятной социально-демографической обстановки в государстве, при подаче предложения об установлении ставки ввозной таможенной пошлины помимо финансово-экономического обоснования решения особое значение имеет социально-демографический прогноз, который, по мнению автора, должен быть обязателен к представлению в ЕЭК вместе с обращением и другими документами.

Существующий организационный механизм изменения ставки ввозной таможенной пошлины не подразумевает операций по предварительному исследованию объектов обложения пошлинами. Для дифференциации ставок ввозных пошлин на вина в зависимости от качества предварительное исследование качества ввозимых и отечественных вин обязательно. Одним из важнейших аспектов, требующих более подробной регламентации, является система статистического анализа рынка вина России с целью составления перечня отечественных и иностранных вин, реализуемых на рынке, и последующей оценки их качества. В частности, важным вопросом является определение субъектов, осуществляющих действия, направленные на изменение ставки ввозной таможенной пошлины на вино. Следовательно, существующий организационный механизм не подходит для целей дифференциации ставок ввозной пошлины на вина в зависимости от их качества и требует существенной корректировки.

На рис. 2 представлено авторское видение требуемого организационного механизма и перечня субъектов по осуществлению необходимых операций.

Так, основным отличием предлагаемого механизма от действующего является наличие блока операций, предшествующих инициированию изменений в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и ЕТТ ЕАЭС (направлению заявления в Минэкономразвития России), операций, связанных с разработкой перечня отечественных и импортных вин, реализуемых на рынке, а также операций по оценке потребительских свойств и качества вин для последующего категорирования. Функции по разработке такого перечня предлагается возложить на Росалкогольрегулировние, так как данный федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ) является основным оператором Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), которая может быть использована в качестве инструмента поддержки составления такого перечня и сбора информации о таможенной стоимости импортных вин и информации об оптовых ценах отечественных вин.

ст> о

Орган государственной власти государства - члена ЕАЭС, уполномоченный в соответствии с законодательством этого государства на взаимодействие с ЕЭК (в России - Министерство экономического развития РФ)

Предложение об установлении ставки ввозной таможенной пошлины

Обращение государства-члена в ЕЭК по форме

Проекты

актов

органов

ЕАЭС

Евразийская экономическая комиссия

Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК обеспечивает рассмотрение

предложения и направление его другим государствам-членам, проводит проверку этого

предложения на предмет комплектности представленных материалов и полноты сведений

Пояснительная записка, содержащая информацию (по каждой 10-значной

позиции ТН ВЭД ЕАЭС, в которой классифицируется товар, в отношении

которого предлагается ввести меру таможенно-тарифного регулирования)

Описание товара с указанием его свойств, характеристик, функционального назначения и области использования

Сравнительная характеристика товара, производимого на территории государства - члена ЕАЭС, с аналогичными товарами, производимыми в третьих странах (при производстве аналогичного товара на территории ЕАЭС) (при наличии возможности)

Статистические данные по форме

Финансово-экономическое обоснование проектов решений ЕЭК

Данные об основных потребителях или группах потребителей товара. В случае если товар используется для производства другого товара, то указывается доля стоимости товара, в отношении которого предлагается ввести меру таможенно-тарифного регулирования, в средней рыночной стоимости произведенного товара

Структура и объем импорта

Оценка возможного влияния решения на доходы бюджета государства-члена

Описание и характеристика, в том числе количественная и стоимостная, рынка товара (при наличии возможности)

Структура и объем экспорта

Описание экономического эффекта от реализации решения

Описание экономической деятельности национальных субъектов рынка

И с т о ч н и к: составлено автором на основе данных [7].

Рис. 1. Процедура изменения ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТЕАЭС

Иные документы и сведения, имеющие значение для принятия решения по предложению, финансово-экономические

расчеты, отражающие социально-экономическую эффективность введения предлагаемой меры таможенно-тарифного регулирования (при наличии возможности)

Этап

Субъект Операция

1

Разработка перечня наименований импортных и отечественных вин с указанием информации о таможенной стоимости импортных вин и об оптовых ценах отечественных вин

Росалкогольрегулирование

1 Перечень наименований вин

Субъекты, уполномоченные на проведение оценки потребительских свойств и качества вин (специализированные лаборатории, аккредитованные при уполномоченном ФОИВ)

Оценка потребительских свойств и качества импортных и отечественных вин

Результаты оценки вин _i_

Комиссия-инициатор, включающая представителей:

- Росалкогольрегулирования;

- Союза виноградарей и виноделов России;

- научных организаций (научные работники, специализирующиеся на вопросах таможенно-тарифного регулирования);

- специализированных лабораторий, осуществляющих оценку вин

Заявление и разработанные информационно-аналитические материалы

1. Категорирование вин:

определение количества групп

определение товарной субпозиции/

подсубпозиции, в рамках которой осуществляется категорирование вин

определение границ качественных показателей для групп вин

определение состава групп вин

2. Расчет пошлин на вина по предлагаемой методологии*

3. Подготовка заявления и иных необходимых информационно-аналитических материалов

Минэкономразвития России "Г

Поступившее заявление, информационно-аналитические материалы

Заинтересованные ФОИВ, в том числе Минфин России**

ФТС России (Управление товарной номенклатуры)

Разработка заключения о технической возможности детализации ТН ВЭД ЕАЭС

Определение возможности идентификации товара при таможенном администрировании по представленным критериям (при необходимости взаимодействие с ЦЭкТу для уточнения возможности использования представленных критериев)

Официальные заключения * Подготовка справки о состоянии вопроса (единый справочный документ, содержащий мнения заинтересованных ФОИВ) для заседания рабочей группы Подкомиссии***

Минэкономразвития России

Предложение о внесении изменений в ТН ВЭД ЕАЭС и установлении ставки ввозной Рассмотрение вопроса рабочей группой Подкомиссии и далее на заседании Подкомиссии

ЕЭК

Методология расчета ставки ввозной таможенной пошлины.

Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка.

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. При положительном решении Подкомиссии Минэкономразвития России.

Рассылка поступившего предложения в страны ЕАЭС

Рассмотрение предложения на заседании Подкомитета по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию и защитным мерам Консультативного комитета по торговле ЕЭК

Рассмотрение предложения на заседании Коллегии ЕЭК и принятие решения о внесении

изменений в ТН ВЭД ЕаЭс и установлении ставки ввозной таможенной пошлины на вино

Источник: составлено автором.

Рис. 2. Предлагаемый организационный механизм формирования тарифа на вино в странах ЕАЭС

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

4

5

6

7Г 77*

^7Г7Г7Г

Помимо этого, существенным отличием является то, что в соответствии с существующим порядком внесения изменений в ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС инициатором такого изменения выступает, как правило, заинтересованное лицо, т. е. организация, предприятие, ассоциация предприятий, их объединение, профессиональный союз. В предлагаемом организационном механизме таким инициирующим подразделением является комиссия-инициатор, включающая представителей интересов сферы бизнеса (Союз виноградарей и виноделов), уполномоченных должностных лиц Росалкогольрегулирования, а также научных работников, специализирующихся на вопросах таможенно-тарифного регулирования и оценки качества вин.

Предполагается, что основной задачей комиссии-инициатора станет осуществление категорирования вин, расчет ставок пошлин и подготовка заявления в Минэкономразвития России и соответствующих информационно-аналитических материалов на основании перечня импортных и экспортных вин, реализуемых на территории РФ, разработанного Росалкогольрегулированием, а также на основании оценки потребительских свойств и качества вин.

В информационно-аналитических материалах, прилагаемых к заявлению, должны содержаться:

- предложение по внесению изменений в ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС (наименование товара, код ТН ВЭД ЕАЭС, предлагаемая детализация при необходимости выделения отдельной подсубпозиции в ТН ВЭД ЕАЭС для представленного товара, действующая и предлагаемая ставка таможенной пошлины), цель обращения;

- общая информация о заявителе;

- текущая статистика (по каждому коду ТН ВЭД ЕАЭС) за период, охватывающий год подачи заявления и, как минимум, три предшествующих года;

- финансово-экономические показатели;

- оценка бюджетных, социальных, экономических, технологических последствий в случае внесения предлагаемых изменений в ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС [8];

- научно-методическое обоснование предлагаемого размера ставки ввозной таможенной пошлины на вино;

- теоретические положения, на которых основано выдвигаемое предложение по введению ставки ввозной таможенной пошлины на вино;

- социально-демографический прогноз последствий применения предлагаемой ставки ввозной таможенной пошлины.

Последующие этапы предлагаемого организационного механизма идентичны существующему порядку. Минэкономразвития России направляет полученное заявление и аналитические материалы в заинтересованные ФОИВ для подготовки официальных заключений. К числу таких ФОИВ обязательно должны относиться ФТС России и Минфин России, в структуре которого в 2020 г. появился Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка [9]. Заинтересованные ФОИВ готовят официальные заключения и направляют их в Минэкономразвития России, где, в свою очередь, составляется справка о состоянии вопроса (единый справочный документ, содержащий мнения заинтересованных ФОИВ) для заседания рабочей группы подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле

Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (Подкомиссия). После рассмотрения рабочей группой Подкомиссии вопрос выносится на рассмотрение на заседание Подкомиссии. В случае отрицательного решения Подкомиссии Минэкономразвития России информирует об этом заявителя, т. е. комиссию-инициатора, которая может повторно обратиться в Подкомиссию, представив дополнительные материалы.

При положительном решении Подкомиссии Минэкономразвития России направляет предложение в ЕЭК для его согласования со странами ЕАЭС. ЕЭК осуществляет рассылку поступившего предложения в страны ЕАЭС для дальнейшего рассмотрения на заседании Подкомитета по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию и защитным мерам Консультативного комитета по торговле ЕЭК (Подкомитет). После рассмотрения на заседании Подкомитета предложение выносится на заседание Коллегии ЕЭК. В случае отрицательного решения Коллегии ЕЭК Минэкономразвития России информирует об этом заявителя.

Так как вино (товарная позиция 2204 ТН ВЭД ЕАЭС) не включено в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом ЕЭК [10], окончательное решение принимается по итогам заседания Коллегии ЕЭК.

В соответствии с существующим механизмом такое решение вступает в силу, как правило, по истечении 30 дней с даты его официального опубликования на сайте ЕЭК. Решения, принимаемые в исключительных случаях, требующих оперативного реагирования, могут предусматривать иной срок вступления в силу, но не менее 10 календарных дней с даты их официального опубликования.

Одним из важнейших вопросов является срок пересмотра установленной ставки, а также перечня вин, разрабатываемого Росалкогольрегулированием. Такой пересмотр предлагается осуществлять не реже чем раз в квартал по аналогии с проведением переговоров по согласованию ставок ввозных таможенных пошлин в целях формирования ЕТТ ЕАЭС.

Таким образом, для обеспечения развития отечественного производства вин и достижения благоприятной социально-демографической обстановки в России необходимо согласование возможностей отечественных производителей с мерами таможенного регулирования. Недостаток дифференциации товарной номенклатуры вин в зависимости от уровня качества, а также ставок на них в ЕТТ ЕАЭС снижает эффективность таможенного регулирования ввоза вина и государственной поддержки отечественных производителей вина.

Разработанный организационный механизм изменения ставки ввозной таможенной пошлины на вино делает возможным дифференциацию ставок ввозной таможенной пошлины на вино в зависимости от качества ввозимой продукции, которая направлена на обеспечение равновыгодности реализации на алкогольном рынке России импортных и отечественных вин.

Использованные источники

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru.

2. Тимиргалеева Р. Р., Дрягин В. Б., Николенко А. А. Государственное регулирование рынка ви-ноградно-винодельческой продукции // Экономический рост: проблемы, закономерности и перспективы: монография. Пенза, 2017. С. 56-67.

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 21.02.2020) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/.

4. Тарасов Н. А. Методология расчета ввозной таможенной пошлины на винодельческую продукцию // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 167-173.

5. Подшивалова В. В. Механизм повышения эффективности таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники в Российскую Федерацию: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Люберцы, 2018. 217 с.

6. Теоретические и методологические основы формирования таможенного тарифа: монография / В. Е. Новиков, М. В. Крайнова, О. В. Круглова, Е. А. Чернышевская. М.: РИО Российской таможенной академии, 2015. 208 с.

7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.04.2015 № 45 «Об утверждении Порядка внесения в Евразийскую экономическую комиссию предложений государств - членов Евразийского экономического союза об установлении ставок ввозных таможенных пошлин (включая сезонные), тарифных квот, случаев и условий предоставления тарифных льгот и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/.

8. Механизм внесения изменений в ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС по инициативе участников ВЭД [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www. customs.ru.

9. Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru.

10. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 16 (ред. от 30.09.2019) «О перечне чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.