Л. В. Момсикова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ
В статье рассмотрена проблема информационного обеспечения контроля таможенной стоимости ввозимых товаров. Разработаны предложения по совершенствованию обеспечения должностных лиц таможенных органов полной ценовой информацией путем изменения организационной структуры таможенных органов на уровне таможни.
Ключевые слова: контроль таможенной стоимости товаров; ценовая информация; информационное обеспечение; организационный механизм; участник внешнеэкономической деятельности; таможенные органы.
В условиях функционирования нового интеграционного объединения России, Белоруссии и Казахстана обеспечение достоверного декларирования таможенной стоимости товаров по-прежнему остается одной из приоритетных задач, стоящих перед таможенной службой. Это связано с тем, что таможенная стоимость является основой для начисления таможенных платежей, которые, в свою очередь, составляют значительную часть федерального бюджета РФ. Так, по итогам 2010 г. Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) перечислила в федеральный бюджет 4 трлн. 330,1 млрд. руб., что составило 52% от общей суммы доходов казны в 2010 г. [1]. Поэтому для таможенных органов, выполняющих на сегодняшний день, в первую очередь, фискальную функцию, особую важность имеет контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Для представителей бизнеса данный вопрос не менее значим, так как расчет таможенной стоимости и соответственно размера подлежащих уплате таможенных платежей оказывает непосредственное влияние на коммерческую деятельность компании. Также достоверное заявление сведений о таможенной стоимости способствует созданию равных конкурентных условий для участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) на всем едином таможенном пространстве, привлечению инвестиционных капиталов в государства - члены Таможенного союза, созданию условий для развития отечественного производства стран и, как следствие, повышению уровня жизни населения, проживающего на территории Таможенного союза.
Одно из направлений повышения эффективности контроля таможенной стоимости - это использование должностными лицами информации о стоимости товаров, складывающейся на мировых рынках, качественных характеристиках товара, ценообразующих факторах и конъюнктуре рынка.
На сегодняшний день среди проблем, стоящих перед таможенными органами, в области информационного обеспечения контроля таможенной стоимости следует особо выделить ограниченность в выборе источников информации. Ценовая информация, имеющаяся в распоряжении таможенных органов (сведения из периодических изданий, из центральной базы данных деклараций на товары - информационно-аналитической системы «Мониторинг-анализ», а также
сведения, содержащиеся в профилях риска, доводимых письмами ФТС России), не всегда соответствует описанию и коммерческим условиям поставки проверяемого товара либо носит усредненный характер, необходимый для выполнения таможенными органами контрольных функций [2].
Хотя для целей контроля таможенной стоимости товара может использоваться ценовая информация из названных ресурсов, выводы, которые могут быть сделаны по результатам сравнительного анализа, будут зависеть от содержания конкретного источника.
Если информация носит обобщенный характер, то максимум, что можно сделать на ее основе, - это определить, что имеются признаки недостоверного декларирования таможенной стоимости и необходимо провести дополнительную проверку. Как правило, для принятия такого решения требуется хотя бы обобщенный анализ ценообразующих факторов, а также коммерческих условий сравниваемых товаров, тем более что только после такого анализа будет ясно, в каком направлении следует проводить дополнительную проверку, какие именно дополнительные документы нужно запросить, а также какие методы проверки могут оказаться наиболее эффективными в данном конкретном случае.
Для принятия решения о корректировке заявленной таможенной стоимости формального сравнения с обобщенной информацией недостаточно. В данном случае ценовая информация по товару должна носить более конкретный характер, описывать конъюнктуру внутреннего и мирового рынков, учитывать ценообразу-ющие факторы и соответствовать требованиям и условиям применения методов определения таможенной стоимости товаров, установленным Соглашением от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» [3, 4, 5].
Указанные обстоятельства порождают необходимость пополнения таможенных органов квалифицированными трудовыми ресурсами, которые будут заниматься непосредственно анализом рынка товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, осуществлять сбор, обобщение, хранение, пополнение ценовой информации и периодически обновлять ее, а также осуществлять приведение ценовой информации и проверяемого контракта в сопоставимый вид (по коммерческим условиям сделки, качеству и технико-экономическим параметрам товаров). Такую работу могут выполнять только специалисты-аналитики по рынкам товаров и услуг.
Решить данную задачу можно путем совершенствования организационного механизма информационного обеспечения контроля таможенной стоимости товаров. В связи с этим предлагается изменить организационную структуру таможенных органов на уровне таможни. Так, в состав экономического блока таможни необходимо включить специальный отдел и возложить на него ряд функций в рамках информационного обеспечения контроля таможенной стоимости, а именно анализ того или иного сегмента рынка (рис.).
При создании отдела анализа рынка товаров и услуг его следует обеспечить квалифицированными кадрами. Частично он может быть сформирован путем привлечения должностных лиц отдела контроля таможенной стоимости таможни, у которых накоплен некоторый опыт работы в данной области. Одновременно в состав отдела должны входить вновь набранные специалисты-аналитики по рынкам товаров и услуг.
Рис. Структура экономического блока таможни
Естественно, что название отдела сформулировано довольно условно, это сделано для того, чтобы отчасти отразить возможные функции, которые будут на него возложены.
Выбор уровня таможни из вертикали управления таможенных органов объясняется тем, что именно на нем легче провести мониторинг импортируемой номенклатуры товаров ввиду ограниченной численности декларируемых товаров и соответственно оперативно изучить тенденции рынка проверяемого товара, нежели на уровне РТУ или ФТС России.
Регламент работы предложенного отдела анализа рынка товаров и услуг должен строиться следующим образом.
Должностные лица данного отдела, анализируя импортируемую товарную номенклатуру по объему ввоза и уровню цен, должны выявлять, а затем формировать перечень товаров, по которым имеются признаки заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости, в так называемую группу риска для того, чтобы детально прорабатывать и расширять ценовую информацию о них.
Собранная, обработанная, проанализированная и обобщенная информация о конъюнктуре рынка разных товарных групп, о ценообразующих факторах, скидках с цен, применяемых во внешней торговле, должна сохраняться и периодически актуализироваться.
Кроме того, за одним-двумя должностными лицами отдела можно закрепить конкретный таможенный пост с соответствующей номенклатурой товаров для того, чтобы было легче регулярно отслеживать изменения конъюнктуры рынка по данному товару, а также изменения внешнеторговых, мировых и внутренних цен. Если таможенные инспекторы обладают всем объемом информации по конкретной группе товаров, то им проще контролировать занижение таможенной стоимости и своевременно координировать деятельность подконтрольного таможенного поста.
В должностные обязанности специалистов по рынкам и ценам также должна входить проверка обоснованности контрактных цен в импортных сделках, в том числе и корректировка ценовой информации. Данное обоснование является не просто сравнением цен, а проведением экспертизы, включая расчеты, связанные с внесением поправок во внешнеторговые цены, в соответствии с общепринятой международной практикой.
Только после тщательного приведения в сопоставимый вид ценовой информации, привлеченной к контрольному расчету, и цен оцениваемого контракта (по всем важнейшим коммерческим и техническим параметрам) таможенным инспекторам можно судить о степени соответствия и размерах отклонений цен проверяемой сделки от цен мирового рынка.
Результатом обоснования контрактных цен может быть акт экспертизы, в котором должен содержаться вывод о степени отклонения цены проверяемого контракта от представительных цен мирового рынка на данный товар и об обоснованности такого отклонения с учетом вносимых поправок на коммерческие условия сделки, качество и технико-экономические параметры товаров.
Подбираемая должностными лицами отдела ценовая информация для принятия обоснованного решения в отношении заявляемой декларантом таможенной стоимости на оформляемые в таможне товары также должна удовлетворять критериям достоверности и точности [4, 5]. Соблюдение этих требований особенно важно для товаров известных брендов, так как они могут декларироваться по заниженной таможенной стоимости, в результате чего причитающиеся к уплате таможенные платежи будут взиматься не в полном объеме.
Проводимая вышеуказанным отделом работа поможет минимизировать затраты рабочего времени должностных лиц таможенного поста, осуществляющих выпуск таможенных деклараций, при контроле таможенной стоимости товаров на поиск, сбор, изучение и обработку ценовой информации ввозимого товара.
Таким образом, предложенные рекомендации по совершенствованию организационного механизма информационного обеспечения контроля таможенной стоимости, с одной стороны, позволят осуществить должностным лицам на местах более детальную проверку заявляемых сведений о таможенной стоимости товаров с учетом наименования и описания товара, страны происхождения, фирмы-производителя, марки, модели, артикула, технологии производства, маршрута доставки и вида транспорта, страхования и других факторов, влияющих на ценообразование, и будут способствовать повышению собираемости таможенных платежей; с другой стороны, приведут к сокращению сроков выпуска товаров и соответственно создадут для добросовестных участников ВЭД более благоприятные условия для таможенного декларирования.
Использованные источники
1. Полуянова Т. Доля таможенных платежей в бюджете превысила 50 процентов [Электронный ресурс] // Российская бизнес-газета. 2011. 5 апр. URL: http://www.rg.ru/2011/04/05/ tamozh.
2. Приказ ФТС России от 14.02.2011 № 272 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров».
3. Бондарь Л. Информационное обеспечение контроля и определения таможенной стоимости // Таможенное обозрение. 2008. № 2.
4. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).