Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-экономических отношений в системе реализации семенного картофеля'

Совершенствование организационно-экономических отношений в системе реализации семенного картофеля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕННОЙ КАРТОФЕЛЬ / СЕМЕНОВОДЧЕСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / ОПТИМАЛЬНАЯ ЦЕНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банникова Наталья Владимировна, Пупынина Елена Георгиевна, Вайцеховская Светлана Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы семеноводства картофеля с точки зрения увеличения производства элитных семян и совершенствования рынка семенного картофеля. Предложена методика расчета оптимальной цены реализации семян для мелкотоварных хозяйств, разработана система взаимодействия между потребителями и производителями семенного картофеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-экономических отношений в системе реализации семенного картофеля»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕННОГО

КАРТОФЕЛЯ

IMPROVING ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC RELATIONS IN THE IMPLEMENTATION OF SEED POTATOES

Банникова Наталья Владимировна, д.э.н., профессор Пупынина Елена Георгиевна, к.э.н., старший преподаватель Вайцеховская Светлана Сергеевна, к.э.н., старший преподаватель кафедра предпринимательства и мировой экономики ФГБГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»

nbannikova@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы семеноводства

картофеля с точки зрения увеличения производства элитных семян и совершенствования рынка семенного картофеля. Предложена методика расчета оптимальной цены реализации семян для мелкотоварных хозяйств, разработана система взаимодействия между потребителями и производителями семенного картофеля.

Abstract: The questions of seed potatoes in terms of increasing the production of foundation seeds and improving the relationship between the market for seed potatoes. The methods of calculating the optimum sales price of seed for small-scale farms developed a system of interaction between consumers and producers of seed potatoes.

Ключевые слова: семенной картофель, семеноводческие хозяйства, личные подсобные хозяйства, оптимальная цена.

Keywords: seed potatoes, seed farms, family farms, optimal price.

Семеноводство - самостоятельная отрасль картофелеводства, основой которой является получение семенного материала высокого качества посредством использования специальных технологий и методов работы, поддержание генетически обусловленных признаков и свойств всех сортов, допущенных к использованию в производстве, а также ускоренное размножение новых и перспективных сортов картофеля.

Продолжающееся в последние годы в России сокращение объемов промышленного картофелеводства отразилось и на состоянии семеноводства картофеля, которое в современных условиях признается одной из наиболее раздробленных частей картофелепродуктового подкомплекса. Негативное воздействие на развитие отрасли оказало отсутствие в стране централизованного научного обеспечения, резкое снижение уровня государственной поддержки. Опытно-производственные хозяйства (ОПХ) и элитовыращивающие хозяйства (элитхозы) оказались неподготовленными к рыночным отношениям. Нестабильное финансовое положение привело к их деспециализации, переходу на упрощенные технологии, сокращению производства и реализации элиты картофеля и семян высших репродукций. Большинство отечественных производителей семенного картофеля не смогли переориентировать стабильно функционировавшую на протяжении длительного периода времени систему сбыта своей продукции на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), где сейчас в основном сосредоточены посадки картофеля.

Как показывает практика, экономические потери при посадке некачественных семенных клубней настолько высоки, что агротехническими мероприятиями невозможно устранить их отрицательное влияние на урожайность, а затраты остаются на том же уровне, что и при посадке качественного семенного материала.

В последние годы на современном потребительском рынке наблюдается существенное изменение отношение к картофелю. Не пользуется спросом у населения несортовой («рядовой») картофель и, так

называемый «универсальный», предназначенный для использования, как на продовольственные, так и на промышленные цели. Различные требования потребителей картофеля обусловливают необходимость перехода на целевой принцип селекции, то есть создание столовых сортов с высокими потребительскими качествами клубней, а также специальных сортов, наиболее пригодных для переработки на картофелепродукты.

Семена картофеля в зависимости от этапа их воспроизводства подразделяют на следующие категории:

1) Оригинальные - семена картофеля, произведенные оригинатором сорта (селекционером) или уполномоченным им лицом. Оригинатор сорта обеспечивает его сохранение; данные о нем должны быть внесены в Г осударственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

2) Элита - исходные семена, выпускаемые селекционными или семеноводческими учреждениями, которые получены от посадки оригинальных семян сорта и соответствуют требованиям государственных стандартов и нормативных документов в области семеноводства.

3) Суперэлита - семена, из которых получают элиту, они характеризуются наивысшими сортовыми и посадочными качествами, их получают из питомника размножения в процессе получения элиты.

4) Репродукционные - семена первой, второй и последующих репродукций, а также гибридные семена первого поколения [3].

Действующая в России система семеноводства картофеля в значительной степени ориентирована на сортообновление, чем на сортосмену, что является одной из причин недополучения производителями большей части урожая. Для осуществления планомерного сортообновления и сортосмены в хозяйствах всех категорий необходимо обеспечить рост объемов производства элитного картофеля, что в свою очередь позволит удовлетворить ежегодные потребности в семенном картофеле на уровне классов высших репродукций. Основной объем семенного картофеля 1-3

репродукций используется на посадку преимущественно в сельскохозяйственных предприятиях и частично в отдельных фермерских хозяйствах. Наши исследования показали, что большинство личных подсобных хозяйств, являющихся основными производителями картофеля, работают по принципу самообеспечения семенами: выращивают старые сорта, крайне редко обновляют семенной фонд и на протяжении длительного периода используют семенной материал массовых репродукций, не обеспечивающий даже средней урожайности [2].

Таким образом, для повышения эффективности картофелеводства, в первую очередь, необходимо сосредоточить усилия на обеспечении мелких товаропроизводителей высококачественным семенным материалом перспективных высокоурожайных сортов по доступным ценам. Одним из условий наращивания товарных ресурсов семенного картофеля является размещение семенных посевов на территории со сходными почвенноклиматическими условиями с аналогичной технологией возделывания, что обеспечивает получение качественных семян при высокой урожайности.

В связи с этим региональные системы картофельного семеноводства могут создаваться по территориальному (зональному) или отраслевому (специализированному) принципу. Территориальные системы должны строиться на базе либо крупных селекционно-семеноводческих учреждений, либо на базе административно-территориальных субъектов РФ; отраслевые -по сортам или группе определенных сортов картофеля (раннеспелый, среднеспелый и поздний), имеющих либо ограниченные почвенноклиматические зоны возделывания для семеноводства, либо доминирующие зоны производства картофеля.

В сфере реализации сельскохозяйственной продукции существует ряд недостатков, существенно ограничивающих становление развитого регионального рынка семенного картофеля. Несмотря на разнообразие существующих каналов сбыта для сельскохозяйственных предприятий, производители семенного картофеля в настоящее время работают на

неорганизованном стихийном рынке и имеют возможность использовать только три из них, зачастую на невыгодных для себя условиях: это продажа семенного картофеля через собственную торговую сеть (магазины, ларьки, палатки), многочисленным торгово-посредническим структурам и проведение бартерных сделок.

Проблема коренного улучшения семеноводства как одного из основных факторов повышения эффективности отрасли картофелеводства, увеличения товарных ресурсов картофеля связана с одновременным решением системы вопросов, направленных на совершенствование экономических отношений в системе реализации семенного картофеля, а также между производителями и потребителями семян картофеля [1].

На рынке семенного картофеля сформировалось явное противоречие между желанием потребителей приобретать семенной картофель по низкой цене и невозможностью хозяйств-производителей обеспечить при таком уровне высокое качество своей продукции. Отсутствие широкого спроса на продукцию специализированных семеноводческих предприятий со стороны мелких картофелеводческих хозяйств обусловлено с одной стороны высокими ценами, а с другой - недостатком доступной и своевременной информации о состоянии рынка семенного картофеля. Об этом свидетельствуют результаты проведенного анкетирования среди владельцев ЛПХ Ставропольского края, занимающихся производством картофеля. По данным опроса в личных подсобных хозяйствах при посадке используются в основном семена собственного производства - 56,5%, собственные и покупные - 18,3%, покупные - 25,2%. Как правило, это семена низкого качества, зачастую не районированных сортов, что ведет к снижению качества и урожайности производимого картофеля. 48,5% владельцев личных подсобных хозяйств, выращивающих картофель, испытывают недостаток информации о новшествах в сортах [2].

В этой связи, необходимо предусмотреть создание в каждом семеноводческом предприятии отделов по работе с хозяйствами малых форм,

имеющих сеть представительств в муниципальных районах. В задачи данного отдела должно входить информационно-консультационное обеспечение потенциальных покупателей, договорная работа, инициирование формирования кооперативов и т.д.

В целях улучшения обеспечения хозяйств населения семенным материалом районированных сортов в процессе установления цен на семенной материал необходимо учитывать специфику отрасли. Цена 1 кг семенного картофеля для мелкотоварных хозяйств может быть рассчитана по формуле:

Цп = Цф * Ксц

где Цп - плановая цена реализации 1 кг семенного картофеля, руб.; Цф

- фактическая цена реализации 1 кг семенного картофеля, руб.; Ксц -коэффициент снижения цены на 1 кг семенного картофеля для мелкотоварных хозяйств.

Для определения коэффициента снижения цены предложена формула: Рв - [(Орф * Куо * К - Зфо) / (Орф * Цф)]

Ксц =

Куо

где Орф - фактический объем реализации семенного картофеля, т.; Цф

- фактическая цена реализации 1 кг семенного картофеля, руб.; Зфо -затраты на функционирование отдела по работе с малыми формами хозяйствования, руб.; К - размер компенсации семеноводческому предприятию за снижение цены в расчете на 1 кг реализованной продукции, руб.; Куо - коэффициент увеличения объема реализации семенного картофеля.

Коэффициент увеличения объема реализации семенного картофеля равен отношению планового объема реализации к фактическому, определяемого по формуле:

Куо =

О рп О рф

где Куо - коэффициент увеличения объема реализации семенного картофеля; Орф - фактический объем реализации семенного картофеля, т; Орп - плановый объем реализации семенного картофеля, т.

Особенность предложенной методики дифференциации цен на семенной картофель, подразумевающей сохранение и улучшение финансовых результатов семеноводческого хозяйства и использование компенсационных выплат со стороны администрации муниципальных районов в рамках поддержки социально незащищенных групп населения, заключается также в построении экспертного прогноза границ увеличения спроса на семена специалистами, обладающими достаточной информацией о сложившейся конъюнктуре регионального рынка семенного картофеля.

На основе предложенной методики проведены расчеты по определению оптимальной цены реализации семенного картофеля личным подсобным хозяйствам для ООО ЭТК «Меристемные культуры», являющегося ведущим элитхозом в Ставропольском крае (табл. 1).

По нашим данным, в настоящее время доля личных подсобных хозяйств Ставропольского края, приобретающих семенной картофель в ООО ЭТК «Меристемные культуры» составляет всего 5,3%. Таким образом, фактический объем реализации семенного картофеля личным подсобным хозяйствам равен 571,34 тонн. Выручка от реализации семенного картофеля личным подсобным хозяйствам равна 17140,2 тыс. руб. Так как быстрая трансформация картофелеводства в крупные хозяйственные формирования невозможна, по оценкам экспертов рост доли потенциальных покупателей семенного картофеля в ООО ЭТК «Меристемные культуры» среди личных подсобных хозяйств при условии снижения цены может достичь только 811%. Предположим, что семеноводческое хозяйство планирует увеличить выручку от реализации семенного материала в 1,5 раза. Плановая доля личных подсобных хозяйств равна в среднем 9,5%. Следовательно, плановый

Таблица 1 - Показатели расчета оптимальной цены реализации семенного картофеля

для ООО ЭТК «Меристемные культуры» (МК)

Показатель Условное обозначение Значение показателя

Объем реализации семенного картофеля, всего, т Ор 10780

Фактическая доля ЛПХ, приобретающих семена в МК, % Дф 5,3

Фактический объем реализации семенного картофеля ЛПХ, т °рф 571,34

Фактическая цена 1 т семенного картофеля, тыс. руб. Цф 30,0

Фактическая выручка от реализации семенного картофеля ЛПХ, тыс.руб. Вф 17140,2

Планируемый рост выручки от реализации семенного картофеля ЛПХ, раз Рв 1,5

Экспертный прогноз доли ЛПХ, приобретающих семена в МК, % Дф 8,0 8,5 9,0 9,5 10,0 10,5 11,0

Плановый объем реализации семенного картофеля ЛПХ, т Орп 862,4 916,3 970,2 1024,1 1078,0 1131,9 1185,8

Коэффициент увеличения объема реализации за счет функционирования отдела МК по работе с хозяйствами малых форм Куо 1,51 1,60 1,70 1,79 1,89 1,98 2,08

Коэффициент снижения цены на 1 т семенного картофеля для ЛПХ Ксц 0,97 0,91 0,85 0,80 0,76 0,72 0,68

Плановая цена реализации 1 т семенного картофеля для ЛПХ, руб. Цп 29131,61 27241,51 25561,43 24058,20 22705,29 21481,23 20368,44

Затраты на функционирование отдела МК по работе с хозяйствами малых форм, тыс. руб. Зфц 2000,0

Размер компенсации за снижение цены на 1 т семенного картофеля для ЛПХ, тыс. руб. К 3,0

Сумма компенсации за снижение цены на 1 т семенного картофеля для ЛПХ, тыс. руб. Ск 2587,2 2748,9 2910,6 3072,3 3234,0 3395,7 3557,4

Плановая выручка от реализации семенного картофеля ЛПХ, тыс. руб. Вп 25710,3 25710,3 25710,3 25710,3 25710,3 25710,3 25710,3

объем реализации семенного картофеля личным подсобным хозяйствам равен 1024,1 тонн. Коэффициент увеличения объема реализации - 1,79.

Затраты на содержание обеспечение деятельности отдела в среднем составляют 2000 тыс. руб. Размер компенсации за снижение цены равен 3 рубля в расчете на 1 кг реализованного семенного материала для личных подсобных хозяйств. На основе использования полученных данных, коэффициент снижения цены равен 0,8. В результате цена на 1 кг семенного картофеля личным подсобным хозяйствам равна 24,06 руб. Выручка от реализации семенного картофеля личным подсобным хозяйствам равна 25710,3 тыс. руб.

Таким образом, учитывая рост количества личных подсобных хозяйств, приобретающих семенной картофель с 5,3 до 9,5%, при условии функционирования отдела по работе с хозяйствами малых форм и получении компенсаций, цена на него может быть снижена на 19,8%, обеспечив при этом запланированный рост выручки элитхоза.

Именно установление оптимальных цен, учитывающих в равной мере экономические интересы производителей и потребителей семенного картофеля, способствуют устранению стихийности в процессе его реализации, создают возможности для эффективного ведения производства, и в целом способствуют росту эффективности картофелеводства.

Несмотря на высокую значимость ценовой политики, выровнять условия производства и реализации семенного картофеля, а также решить множество других задач по повышению отрасли только за счет регулирования цен достаточно сложно. В этой связи, по мнению автора, в качестве перспективного направления дальнейшего укрепления экономических отношений в системе реализации семенного картофеля, способного обеспечить тесное и четкое взаимодействие всех ее структурных элементов, выступает совершенствование системы товародвижения на основе создания распределительного центра, основными задачами функционирования которого являются:

- оптимизация процесса купли-продажи семенного картофеля;

- повышение степени удовлетворенности покупателей в семенном картофеле установленного качества и сортового ассортимента;

- повышение адаптационных возможностей семеноводческих хозяйств к изменениям требований рынка;

- обеспечение своевременного и достоверного информационного обмена между участниками сделок.

Предлагается модель Регионального распределительного центра по реализации семенного картофеля, объединяющего хозяйства, специализирующиеся на выращивании семян картофеля различного хозяйственного назначения и целевого использования, хранилище, склады и торговые площади (рис. 1). В состав центра целесообразно включить ряд структурных подразделений, деятельность которых должна обеспечить взаимовыгодное функционирование всех участников:

1) Планово-аналитический отдел, осуществляющий планирование и прогнозирование спроса на семенной картофель, а также комплексный анализ и контроль финансово-хозяйственной деятельности центра. Основными функциями отдела являются организация сбора и предварительной обработки первичных данных (заказов от покупателей, документов из других отделов); анализ и систематизация полученной информации; своевременное предоставление информационно-аналитических материалов; обеспечение оперативного информационного взаимодействия между потребителями и производителями; обеспечение стабильной работы информационной базы данных.

2) Финансово-экономический отдел, обеспечивающий управление движением финансовых средств центра и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов.

3) Маркетинговый отдел, обеспечивающий проведение

систематических исследований, мониторинга и анализа рыночной конъюнктуры; ценообразование; формирование ассортимента и формулирование требований к качеству семенного картофеля и обслуживанию потребителей; проведение рекламных мероприятий; расширение и сохранение клиентской базы; формирование и поддержание имиджа Регионального распределительного центра и специализированных семеноводческих хозяйств, входящих в его состав.

4) Юридический отдел, к числу основных задач которого относятся: обеспечение соблюдения законности деятельности и защита интересов участников центра; договорная, претензионная и исковая работа; консультирование сельхозтоваропроизводителей по юридическим вопросам.

5) Консультационно-информационный отдел, задачами которого являются:

- создание (формирование) базы данных о товаропроизводителях семенного картофеля Ставропольского края, пропаганда и внедрение районированных сортов;

- предоставление достоверной обзорной информации (ежемесячных информационных бюллетеней, ценовых обзоров, методических пособий, каталогов, справочников, брошюр и т.д.) о товаропроизводителях, сортах и категориях семенного картофеля в крае;

- организация и проведение разного рода консультаций консультирование потребителей семенного картофеля (по телефону, письменно, в офисе, с выездом к потребителям) по вопросам приобретения районированных сортов семенного материала, технологических особенностях его возделывания.

6) Отдел управления качеством, в состав которого входит лаборатория контроля качества, оснащенная современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим контролировать качество поступающего семенного картофеля в соответствии с требованиями международных стандартов.

7) Отдел продаж, деятельность которого направлена на установление контактов между производителями и покупателями семенного картофеля; непосредственно организация купли-продажи; обеспечение своевременности осуществления платежей; рост числа заключенных договоров и их выполнение; соблюдение условий и графиков отгрузки продукции.

8) Транспортный отдел, обеспечивающий доставку семенного картофеля покупателям в соответствии с утвержденными графиками отгрузки.

Каналы движения семенного картофеля через Распределительный центр представлены на рисунке 2.

Система взаимодействия между потребителями и поставщиками при функционировании Распределительного центра представлена на рисунке 3.

Функционирование Распределительного центра направлено на обеспечение взаимовыгодности сделок между производителями и потребителями семенного картофеля на основе постоянного контакта между ними. Наряду с этим сельхозтоваропроизводители получают возможность расширения каналов реализации своей продукции, снижения затрат на ее хранение и транспортировку; получения достоверной информации об объемах, сортах и категориях семенного картофеля, необходимого потребителям; получения гарантированной оплаты за поставленную продукцию; сокращения объема бумажного документооборота и т.д. Выгода покупателей семенного картофеля состоит в своевременном выполнении заказов; возможности приобретения широкого сортового ассортимента сертифицированной продукции в одном месте; возможности доставки семенного картофеля транспортом центра и др.

Таким образом, дальнейшее совершенствование экономических отношений в системе реализации семенного картофеля напрямую зависит от выполнения комплекса мероприятий по повышению эффективности семеноводства.

ПОТРЕБИТЕЛИ

Специализированные Кооперативные Крестьянские Личные подсобные

картофелеводческие хозяйства хозяйства (фермерские) хозяйства хозяйства

семенной картофель различных категорий; - ■ -► денежные средства;-► первичные данные; ---► обработанная информация

Библиографический список:

1. Банникова, Н.В., Милаевская, С.С., Пупынина, Е.Г. Методика оценки эффективности кооперации малых форм хозяйствования в картофелеводстве // Вестник АПК Ставрополья. Ежеквартальный научно-практический журнал.

- Ставрополь: АГРУС, 2011. - №1. - с. 59-62

2. Пупынина Е.Г., Тенищев А.В., Белевцева И.А. Сельскохозяйственная

кооперация как фактор развития картофелеводства: монография. -

Ставрополь: АГРУС,2011.- 152 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Симаков, Е.А. Сорта картофеля, возделываемые в России. Каталог. 2010 г. // Е.А. Симаков, Б.В. Анисимов, С.Н. Еланский, В.Н. Зейрук, М.А. Кузнецова, С.В. Мальцев, К.А. Пшеченков, Н.П. Склярова, С.Ю. Спиглазова, И.М. Яшина. - М.: Агроспас, 2010. - 128 с.

Bibliographical list:

1. Bannikova, N.V, Milaevskaya, S.S, Pupynina, E.G. Methods of evaluating the effectiveness of cooperation of small farms in potato / / Journal of agricultural Stavropol. Quarterly scientific journal. - Stavropol: Agrus, 2011. - № 1. - With. 5962.

2. Pupynina, E.G. Agricultural cooperation as a Development Factor the potato: Monograph / E.G. Pupynina, A.V. Tenischev, I.A. Belevtseva, Stavropol State Agrarian University. - Stavropol: Agrus, 2011. - 152.

3. Simakov, E.A Potato varieties cultivated in Russia. Catalog. 2010 / / E.A. Simakov, B.V. Anisimov, S. Elanskii, V.N. Zeyruk, M.A Kuznetsov, S.V. Maltsev, K.A. Pshechenkov, N.P. Sklyarov, S.J. Spiglazova, I.M. Yashina. -Moscow: Agrospas, 2010. - 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.