Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-аналитического обеспечения управления деятельностью территориального органа ФСИН России'

Совершенствование организационно-аналитического обеспечения управления деятельностью территориального органа ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФСИН РОССИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / КОНТРОЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / PENAL SYSTEM / TERRITORIAL BODY OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA / MANAGEMENT EFFICIENCY / CONTROL / ORGANIZATIONAL AND ANALYTICAL WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брыков Денис Анатольевич, Горкина Светлана Александровна, Долинин Александр Юрьевич, Паршков Александр Владимирович

Статья посвящена вопросам повышения эффективности организационно-аналитического обеспечения управления деятельностью территориального органа ФСИН России. Качество управленческой деятельности в территориальных органах ФСИН России напрямую зависит от уровня выполнения функций по сбору и обобщению информации, анализу и оценке оперативно-служебной обстановки, подготовке и выработке управленческих решений, организации и контролю их исполнения. Перечисленные функции составляют содержание организационно-аналитической деятельности, которая является важной и неотъемлемой частью управления УИС. Акцентируется внимание на проблемных аспектах планирования и организации деятельности территориальных органов УИС. Основными направлениями совершенствования организационно-аналитического обеспечения управления деятельностью территориального органа ФСИН России являются: 1. Совершенствование планирования и организации деятельности территориальных органов УИС за счет выработки адекватных критериев для прогноза основных показателей оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений. 2. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей различные аспекты организационно-аналитической деятельности в территориальных органах УИС. 3. Создание в территориальных органах УИС специализированных сайтов организационно-аналитических отделов, обеспечивающих оперативный доступ исполнителей к нормативной, организационно-плановой и справочной информации, а также информации, находящейся на контроле, и способствующих своевременному выполнению поставленных задач. 4. Внедрение в практику организационно-аналитической деятельности территориальных органов УИС вместо трех установленных видов контроля (предварительный, предупредительный (упреждающий) и аналитический) пяти видов контроля (итоговый, предварительный, поэтапный, периодический, выборочный), использование которых позволит обеспечить безусловное выполнение поставленных задач и повысить качество их исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брыков Денис Анатольевич, Горкина Светлана Александровна, Долинин Александр Юрьевич, Паршков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL ANALYTICAL SUPPORT OF THE MANAGERIAL ACTIVITIES OF THE TERRITORIAL BODY OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The quality of management in the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia directly depends on the level of fulfillment of the functions of collecting and summarizing information, analyzing and evaluating the operational and official situation, preparing and using economic decisions, organizing and monitoring their implementation. The listed functions contain the content of organizational and analytical activities. Attention is focused on the problematic aspects of planning and organizing the activities of the territorial bodies of the penal correction system. The main directions of improving the organizational and analytical support for the activities of the territorial body of the FSIN of Russia are: 1. Improving the planning and organization of activities of territorial bodies. MIS through the development of adequate criteria for predicting the main indicators of operational, official, industrial and economic, and financial and economic activity. 2. Improving the regulatory framework governing various aspects of organizational and analytical activities in the territorial bodies of the penal correction system. 3. The creation in the territorial bodies of the penal correction system of specialized sites of organizational and analytical departments that provide quick access to the performers of regulatory, organizational and planning and reference information. 4. Putting into practice the organizational and analytical activities of the territorial bodies of the penal correction system instead of three types of control (preliminary, preventive (proactive) and analytical) of five types of control (final, preliminary, phased, periodic, selective), the use of which allows us to ensure the unconditional fulfillment of the tasks and to improve the quality of their performance.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-аналитического обеспечения управления деятельностью территориального органа ФСИН России»

УДК 343.8

Брыков Денис Анатольевич

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры управления и организации деятельности УИС, Академия ФСИН России, 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1, е-mail: tornaden@rambler.ru

Горкина Светлана Александровна

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры управления и организации деятельности УИС, Академия ФСИН России, 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1, е-mail: gorkina.s@mail.ru

Долинин Александр Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры управления и организации деятельности УИС, Академия ФСИН России, 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1, е-mail:Aleksander.Dolinin@yandex.ru

Паршков Александр Владимирович

кандидат юридических наук, начальник научного центра, Академия ФСИН России, 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1, е-mail: parshkov_78@mail.ru

Denis A. Brykov

Candidate of Law, Associate Professor,

Assistаnt Professor of the Department of management

and organization of activities of the penal correction system,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Sennaya str., 1, Ryazan, Russia, 390000,

e-mail: tornaden@rambler.ru

Svetlana A. Gorkina

Candidate of Law, Associate Professor,

Deputy Head of the Department of management and organization of activities of the penal correction system, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Sennaya str., 1, Ryazan, Russia, 390000, e-mail: gorkina.s@mail.ru

Aleksandr Yu. Dolinin

Candidate of Law, Associate Professor,

Head of the Department of management and organization

of activities of the penal correction system,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Sennaya str., 1, Ryazan, Russia, 390000,

e-mail:Aleksander.Dolinin@yandex.ru

Aleksandr V. Parshkov

Candidate of Law,

Head of the Scientific Center,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Sennaya str., 1, Ryazan, Russia, 390000, e-mail: parshkov_78@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФСИН РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения эффективности организационно -аналитического обеспечения управления деятельностью территориального органа ФСИН России.

Качество управленческой деятельности в территориальных органах ФСИН России напрямую зависит от уровня выполнения функций по сбору и обобщению информации, анализу и оценке оперативно-служебной обстановки, подготовке и выработке управленческих решений, организации и контролю их исполнения. Перечисленные функции составляют содержание организационно-аналитической деятельности, которая является важной и неотъемлемой частью управления УИС. Акцентируется внимание на проблемных аспектах планирования и организации деятельности территориальных органов УИС.

Основными направлениями совершенствования организационно-аналитического обеспечения управления деятельностью территориального органа ФСИН России являются:

1. Совершенствование планирования и организации деятельности территориальных органов УИС за счет выработки адекватных критериев для прогноза основных показателей оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений.

2. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей различные аспекты организационно-аналитической деятельности в территориальных органах УИС.

3. Создание в территориальных органах УИС специализированных сайтов организационно -аналитических отделов, обеспечивающих оперативный доступ исполнителей к нормативной, организационно-плановой и справочной информации, а также информации, находящейся на контроле, и способствующих своевременному выполнению поставленных задач.

4. Внедрение в практику организационно-аналитической деятельности территориальных органов УИС вместо трех установленных видов контроля (предварительный, предупредительный (упреждающий) и аналитический) пяти видов контроля (итоговый, предварительный, поэтапный, периодический, выборочный), использование которых позволит обеспечить безусловное выполнение поставленных задач и повысить качество их исполнения.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, территориальный орган ФСИН России, эффективность управления, контроль, организационно-аналитическая работа.

© 2019 Брыков Д. А., Горкина С. А., Долинин А. Ю., Паршков А. В.

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL ANALYTICAL SUPPORT OF THE MANAGERIAL ACTIVITIES OF THE TERRITORIAL BODY OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

OF RUSSIA

Summary. The quality of management in the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia directly depends on the level offulfillment of the functions of collecting and summarizing information, analyzing and evaluating the operational and official situation, preparing and using economic decisions, organizing and monitoring their implementation. The listed functions contain the content of organizational and analytical activities. Attention is focused on the problematic aspects of planning and organizing the activities of the territorial bodies of the penal correction system.

The main directions of improving the organizational and analytical support for the activities of the territorial body of the FSIN of Russia are:

1. Improving the planning and organization of activities of territorial bodies. MIS through the development of adequate criteria for predicting the main indicators of operational, official, industrial and economic, and financial and economic activity.

2. Improving the regulatory framework governing various aspects of organizational and analytical activities in the territorial bodies of the penal correction system.

3. The creation in the territorial bodies of the penal correction system of specialized sites of organizational and analytical departments that provide quick access to the performers of regulatory, organizational and planning and reference information.

4. Putting into practice the organizational and analytical activities of the territorial bodies of the penal correction system instead of three types of control (preliminary, preventive (proactive) and analytical) of five types of control (final, preliminary, phased, periodic, selective), the use of which allows us to ensure the unconditional fulfillment of the tasks and to improve the quality of their performance.

Keywords: penal system, territorial body of the Federal Penitentiary Service of Russia, management efficiency, control, organizational and analytical work.

Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой (УИС) выступает главной стратегической целью ФСИН России.

Основная роль в управлении отечественной пенитенциарной системой отводится территориальным органам ФСИН России, осуществляющим непосредственную организацию деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов. Вместе с тем по-прежнему существуют проблемы в организации деятельности как УИС в целом, так и ее территориальных органов. Требуется осуществить ряд преобразований, направленных на совершенствование организационно-структурного построения территориальных органов УИС, улучшение их кадрового обеспечения. С учетом возросших требований к организации управления нуждаются в научном исследовании вопросы совершенствования механизма реализации полномочий территориальными органами ФСИН России, а также оценки эффективности их деятельности.

Достижение целей любой организации невозможно без эффективно функционирующей системы управления. Эффективной может считаться система управления своевременно и адекватно реагирующая на происходящие изменения, принимающая оптимальные управленческие решения, основанные на точном анализе. В связи с этим одной из важнейших функций, реализуемых системой управления организации, выступает аналитическая функция. Подобного мнения придерживаются специалисты в области стратегического менеджмента, рассматривающие анализ первичной операции стратегического управления.

Таким образом, аналитическая деятельность в функциональной структуре управления является вполне самостоятельной подсистемой, главная цель которой - получение достоверной информации как об объекте управления, так и о внешней среде и ее анализ.

Управление в любой социальной организации, в том числе и в учреждениях и органах УИС, выражается в обосновании, принятии и организации исполнения управленческих решений, необходимых для поддержания эффективного функционирования организации.

Сегодня признается, что условием поступательного развития УИС является надежное информационное обеспечение деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. От качества информационного обеспечения управления, реализуемого в УИС, зависит эффективность осуществления других функций управления, поскольку информационно-аналитическая работа предваряет разработку и реализацию управленческих решений. Выполнение этих функций

возлагается на организационно-аналитические подразделения, созданные во всех учреждениях и органах УИС. Таким образом, организационно-аналитическая деятельность является важной и неотъемлемой частью управления УИС.

Изучение содержания, организации и нормативно-правового регулирования организационно-аналитической деятельности ФСИН России, а также практики ее осуществления в территориальных органах УИС позволило сделать ряд обобщающих выводов и способствовало определению основных направлений повышения эффективности организационно-аналитической деятельности в территориальных органах ФСИН России.

1. Совершенствование планирования и организации деятельности территориальных органов УИС за счет выработки адекватных критериев для прогноза основных показателей оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений.

Типичными недостатками в планировании и организации деятельности территориальных органов УИС и подчиненных учреждений являются следующие.

Игнорирование требований нормативных актов ФСИН России, регламентирующих вопросы планирования. В частности, зачастую в планах структурных подразделений отражаются не все направления их оперативно-служебной деятельности, а часть необходимых мероприятий, предусмотренных для исполнения решениями коллегий, оперативных и служебных совещаний. Не всегда обеспечивается равномерность распределения сроков исполнения мероприятий по месяцам. Квартальное планирование работы структурных подразделений учреждений УИС осуществляется с нарушениями. Часть мероприятий дублирует положения о структурных подразделениях.

Указанные недостатки приводят к снижению результативности работы оперативных совещаний при начальниках учреждений, которые не всегда соответствуют поставленным перед ним целям. Планирование работы оперативных совещаний осуществляется, как правило, на основе инициативы вышестоящих органов, без учета предложений структурных подразделений. При этом реальное положение дел и прогноз его изменения учитывается не всегда.

Имеет место быть перегруженность планов оперативных совещаний, что не способствует качественному рассмотрению всех вопросов. На оперативных совещаниях рассматривается большое число второстепенных вопросов по узким направлениям деятельности. Большое количество рассматриваемых вопросов негативно сказывается на качестве их рассмотрения. В результате протокольные поручения зачастую дублируют принятые ранее управленческие инициативы, положения должностных инструкций и распорядительных документов вышестоящих органов.

Кроме того, следует отметить значительное число переносов рассмотрения вопросов, выносимых на оперативные совещания, по необъективным причинам, а также сроков исполнения принятых решений «постоянно», сами же принятые решения не всегда носят необходимую смысловую нагрузку.

Большинству материалов, подготавливаемых для рассмотрения на оперативных совещаниях при начальниках учреждений, свойственны следующие недостатки: не анализируется качество исполнения вышестоящих распоряжений и указаний; отсутствует должный сравнительный анализ основных показателей; не отражаются проблемные вопросы, причины имеющихся недостатков.

Вследствие этого решения оперативных совещаний не влияют на деятельность учреждений и не способствуют урегулированию рассматриваемых проблем и стабилизации обстановки в учреждениях. Не везде используется практика содокладов при рассмотрении наиболее важных вопросов. Принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому на оперативных совещаниях вопросу обеспечивается не всегда.

Для повышения эффективности планирования деятельности территориальных органов УИС необходимо:

- обеспечить включение в планы работы структурных подразделений территориального органа и учреждений УИС реализацию всех мероприятий, предусмотренных решениями коллегий, оперативных и служебных совещаний, планирующих документов территориального органа и учреждений УИС;

- обеспечить равномерность распределения сроков исполнения мероприятий по месяцам;

- пересмотреть систему планирования работы оперативных совещаний при начальнике территориального органа и учреждений УИС с учетом исключения рассмотрения второстепенных вопросов по узким направлениям деятельности; организовать планирование работы оперативного совещания с учетом предложений структурных подразделений, на основе потребностей и прогнозов

изменения обстановки в учреждениях. Необходимо обеспечить принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому на оперативных совещаниях вопросу;

- выработать адекватные критерии для прогноза основных показателей оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждений.

2. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей различные аспекты организационно-аналитической деятельности в территориальных органах УИС.

В целях объективной оценки служебной деятельности подразделений территориального органа ФСИН России и во исполнение распоряжения ФСИН России от 28.05.2018 № 171-р «Об утверждении временной методики оценки служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе» необходимо издать приказ «Об утверждении персонального состава комиссии по оценке служебной деятельности подразделений УФСИН России».

Во исполнение приказа ФСИН России от 28.03.2005 № 192 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и осуществления контроля за исполнительской дисциплиной в ФСИН России» целесообразно издать приказ «Об организации контроля за исполнением документов в уголовно-исполнительной системе региона».

В целях создания условий для непрерывного контроля исполнения и обеспечения исполнительской дисциплины в отделах и службах аппарата территориального органа ФСИН России приказом начальника УФСИН целесообразно утвердить:

- персональный состав секретарей заместителей начальника территориального органа ФСИН России, ответственных за предоставление информации об исполнении документов в организационно-аналитический отдел;

- персональный состав сотрудников аппарата территориального органа ФСИН России, ответственных за предоставление информации об исполнении документов в организационно-аналитический отдел;

- персональный состав сотрудников аппарата территориального органа ФСИН России, ответственных за разработку предложений в плановые мероприятия территориального органа ФСИН России и проекты планов по линиям служб.

Аналогичные приказы целесообразно утвердить в учреждениях, подведомственных территориальному органу ФСИН России. Контроль за исполнением данного приказа необходимо возложить на организационно-аналитический отдел.

В целях повышения эффективности управленческой деятельности и совершенствования исполнительской дисциплины в аппарате территориального органа ФСИН России приказом начальника «О совершенствовании исполнительской дисциплины в территориальном органе ФСИН России» необходимо утвердить календарные графики представления в организационно-аналитический отдел сведений структурными подразделениями аппарата территориального органа и подведомственными учреждениями УИС.

Принятие перечисленного перечня документов, регламентирующих различные аспекты информационно-аналитического обеспечения, будет способствовать совершенствованию организационно-управленческой деятельности территориального органа и, как следствие, повышению эффективности деятельности УИС региона в целом.

Считаем, что подобные нормативные документы должны быть разработаны в каждом территориальном органе УИС с учетом региональной специфики их функционирования.

3. Создание в территориальных органах УИС специализированных сайтов организационно-аналитических отделов, обеспечивающих оперативный доступ исполнителей к нормативной, организационно-плановой и справочной информации, а также информации, находящейся на контроле, и способствующих своевременному выполнению поставленных задач.

Организационно-аналитическим отделом территориального органа ФСИН России можно создать «Сайт ОАО Управления».

На сайте размещен список всех поставленных на контроль документов (входящие, приказы, распоряжения, планы, решения коллегий и оперативных совещаний и др.), с указанием ответственных за исполнение и сроков исполнения принятых управленческих решений.

Кроме того, сайт организационно-аналитического отдела обеспечивает оперативный доступ руководителей и исполнителей к нормативной, организационно-плановой и справочной информации.

Сайт «Сайт ОАО Управления» может включать следующие разделы:

- «Планы, графики», где размещена планирующая документация территориального органа;

- «Совещания», где содержится информация о сроках проведения оперативных совещаний при начальнике территориального органа и принятых на них решениях;

- «Приказы», где размещены нормативные правовые акты и указания ФСИН России и территориального органа ФСИН России;

- «Проверки», где содержится информация о проведенных в учреждениях УИС области проверках;

- «КНД», где размещены контрольно-наблюдательные дела (КНД) на каждое подведомственное территориальному органу ФСИН России учреждение;

- «Показатели», где содержится информация о показателях оперативно-служебной, финансово-хозяйственной и производственной деятельности территориального органа и учреждений УИС региона;

- «Бланки», где размещены бланки управленческих документов, применяемых в деятельности органов и учреждений УИС и территориального органа ФСИН России;

- «Пресса», по ссылке на который можно ознакомиться с содержанием ведомственного журнала «Ведомости УИС»;

- «О нас», где приведена информация об организационно-аналитическом отделе территориального органа ФСИН России.

Использование сайта позволит сотрудникам организационно-аналитического отдела, руководству управления, руководителям структурных подразделений территориального органа ФСИН России и учреждений УИС региона в режиме реального времени осуществлять оперативный доступ к информации, находящейся на контроле, и способствует повышению уровня исполнительской дисциплины.

Считаем, что подобные специализированные сайты должны быть внедрены в каждом территориальном органе ФСИН России с учетом особенностей осуществления информационной, аналитической и контрольной деятельности.

4. Внедрение в практику управленческой деятельности территориальных органов ФСИН России вместо трех установленных приказом ФСИН России от 28.03.2005 № 192 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и осуществления контроля за исполнительской дисциплиной в ФСИН России» видов контроля (предварительный, предупредительный (упреждающий) и аналитический) пяти видов контроля (итоговый, предварительный, поэтапный, периодический, выборочный) [1, с. 131], которые отличаются друг от друга расстановкой так называемых точек контроля - моментов времени в процессе выполнения задачи, когда руководитель проверяет работу сотрудника. Использование данных видов контроля позволит обеспечить безусловное выполнение поставленных задач и повысить качество их исполнения.

Практическая реализация данных предложений будет способствовать повышению эффективности организационно-аналитической деятельности в территориальных органах ФСИН России и соответственно управления подведомственными учреждениями.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Огородников В. И., Долинин А. Ю. Организация и специфика контроля служебной деятельности сотрудников УИС // Прикладная юридическая психология. 2008. № 4. С. 129-132.

References

1. Ogorodnikov V. I., Dolinin A. YU. Organizatsiya i spetsifika kontrolya sluzhebnoy deyatel'nosti sotrudnikov UIS [Organization and the specifics of control of employees service UIS]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied legal psychology], 2008, no. 4, pp. 129-132 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.