Научная статья на тему 'Совершенствование организации высокотехнологичной онконейрохирургической помощи взрослому населению Санкт-Петербурга путем создания современных медико-экономических стандартов и новых тарифов обязательного медицинского страхования'

Совершенствование организации высокотехнологичной онконейрохирургической помощи взрослому населению Санкт-Петербурга путем создания современных медико-экономических стандартов и новых тарифов обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щербук А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации высокотехнологичной онконейрохирургической помощи взрослому населению Санкт-Петербурга путем создания современных медико-экономических стандартов и новых тарифов обязательного медицинского страхования»

8. Савина, М. А. Эффективность рациональной психотерапии в острейшем периоде инсульта / М. А. Савина [и др.] // Избранные тр. по геронтопсихоневрол. : Материалы Всерос. конф. с международ. участием "Психоневрология пожилого возраста". 26-27 мая 2008 г. / под ред. Н. Г. Незнанова. - СПб. : СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2008. - С. 178-179.

9. Astrom, М. Major depression in stroke patients. A 3 year longitudinal study / M. Astrom, R. Adolfsson, K. Asplund // Stroke. -1993. - Vol. 24. - P. 976-982.

10. Hickie, I. The psychiatric status of patients with the chronic fatigue syndrome / I. Hickie [et al] // Br. J. Psychiatry. - 1990. - Vol. 1S6. - P. S34-S40.

11. House, A. Methods of identifying mood disorders in stroke

patients : experience in the Oxfordshire Community Stroke Project / A. House [et al] // Age Ageing. - 1989. - Vol. 18. - P. 371-379.

12. Lincoln, N. B. Behavioural mapping of patients on a stroke unit / N. B. Lincoln, R. Gamlen, H. Thomason // Int. Disabil. Studies. - 1989. -Vol. 11 (4). - P. 149-1S4.

13. Lindmark, B. Evaluation of functional capacity after stroke with special emphasis on motor function and activities of daily living / B. Lindmark // Scand. J. Rehabil. Med. - 1988. - Vol. 21. - P. 1-40.

14. Machoney, P. Functional evalution : the Barthel Index / F. Machoney, D. Barthel // State Med. J. - 196S. - Vol. 14. - P. 61-6S.

15. Scandinavian Stroke Study Group. Multicenter trial of hemodilution in ischemic stroke : background and study protocol // Stroke. - 198S. - Vol. 16. - P. 88S-890.

© А. Ю. Щербук, 2010 г.

УДК 616.831-089(470.23-2):368.061

А. Ю. Щербук

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОНКОНЕЙРО-ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ И НОВЫХ ТАРИФОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Кафедра нейрохирургии и неврологии Санкт-Петербургского государственного университета

Цель исследования: научно обосновать организационные технологии повышения доступности и качества высокотехнологичной онконейрохирургической помощи взрослому населению Санкт-Петербурга.

Материалами исследования стали нормативные акты Российской Федерации и субъекта федерации - Санкт-Петербурга, документы учета и отчетности, истории болезней, а также другая документация, связанная с выполнением онконейрохирургических операций в Городском клиническом онкологическом диспансере и Городской многопрофильной больнице № 2 Санкт-Петербурга.

В последние десятилетия многие страны столкнулись с тем, что расходы на здравоохранение растут гораздо быстрее, чем общий уровень благосостояния. В основном причинами огромного роста государственных расходов большинство исследователей считает внедрение дорогостоящих высоких медицинских технологий [I].

В связи с этим в основу экономической стратегии учреждений здравоохранения Российской Федерации,

независимо от формы их организационно-правовой собственности, заложена необходимость рационального расходования основных средств.

В Российской Федерации термин «дорогостоящая (высокотехнологичная) медицинская помощь» впервые появился в начале 90-х гг. XX в. В Указе Президента Российской Федерации от 26 сентября 1992 N° 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации» Правительству России было поручено предусматривать из бюджета государства целевое финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи по списку заболеваний, ежегодно утверждаемых Минздравом России. Так появился новый вид медицинской помощи, финансируемый из федерального бюджета и отличавший в то время федеральные специализированные медицинские учреждения, оказывающие такую помощь, от других лечебно-профилактических учреждений [8].

В настоящее время проблема организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи для здравоохранения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных, а повышение ее доступности - одна из основных задач государственной политики и важнейшее направление приоритетного национального проекта «Здоровье» [4, 7, 13].

Необходимость расширения объемов высокотехнологичной медицинской помощи обусловлена, с одной стороны, значительными достижениями в области медицинской науки и их интенсивным внедрением в практическое здравоохранение. С другой стороны, очевидно, что медицинская помощь, основанная на высоких технологиях, имеет весьма ограниченную доступность для населения [9-11]. По данным Минздравсоцразвития России, потребность населения Российской Федерации в высокотехнологичных видах медицинской помощи в 2006 г. была удовлетворена лишь на 25 % [7].

В медико-организационных научных исследованиях выявлены отрицательные тенденции в вопросах организации деятельности и финансирования медицинских учреждений, среди которых основное место занимает неэффективное использование имеющихся ресурсов и средств, а также замещение части объемов гарантированной населению бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи платными медицинскими услугами [13-15].

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ_I \

В настоящее время характерной тенденцией в деятельности государственных медицинских учреждений, работающих в условиях ограниченности ресурсов, является весьма частое использование в лечебно-диагностическом процессе устаревших методов диагностики и лечения, малоэффективных лекарственных препаратов, необоснованного дублирования различных исследований при переводе пациентов с одного этапа медицинской помощи на другой, применение без достаточных показаний дорогостоящих диагностических и лечебных технологий. Все это, в конечном итоге, наносит вред пациентам, приводит к существенному удорожанию стоимости медицинской помощи и неэффективному использованию ресурсной базы учреждения, увеличению исковых дел как со стороны страховых компаний, так и со стороны пациентов [6].

Одним из важных путей решения этой проблемы является стандартизация в здравоохранении, которую следует рассматривать как особый инструмент менеджмента в отдельных медицинских учреждениях и управления отраслью в целом. Вопросы обеспечения объема и качества лечебно-диагностических мероприятий, оценки деятельности стационаров и амбулаторий, финансирования здравоохранения, профессиональной ответственности врачей и других медицинских работников - все это в той или иной степени связано с правильным построением и адекватным использованием медико-экономических стандартов [5].

В приказе Министерства здравоохранения РФ от 4 июня 2001 г. № 181 «О введении в действие отраслевого стандарта "Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения"» стандартизация определена как «деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочивания путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении».

Стандарты медицинской помощи представляют собой формализованное описание минимально необходимого объема медицинской помощи, оказание которой должно быть обеспечено пациенту с конкретной нозологической формой (заболеванием), синдромом или в конкретной клинической ситуации [6].

По мнению В. Ю. Семенова (2006), стандарт - это нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения; требования к продукции (услугам) и производственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей. Стандарт - это документ, который устанавливает обязательные требования к качеству услуг [12].

Медико-экономический стандарт (МЭС) является основой для разработки и внедрения порядков оказания медицинской помощи, нормативов обеспечения учреждений здравоохранения материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, создания унифицированной классификации и системы ценообразования медицинских услуг.

Медико-экономический стандарт, используемый для автоматизированной системы контроля, состоит из нескольких блоков: общеклинические мероприятия, лабораторные диагностические мероприятия, инструментальные диагно-

стические мероприятия, консультации, медикаментозная терапия, хирургическое лечение, инструментальное лечение, лучевое лечение, физические методы лечения, лечебное питание, нормативное число посещений, продолжительность лечения, сроки временной нетрудоспособности, исходы заболевания, социальная реабилитация [12].

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», разработка медико-экономических стандартов возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

Тарифная политика Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга направлена на создание системы тарификации медицинской помощи, основанной на современной нормативно-методической базе, рекомендованной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В 2007 г. в Санкт-Петербурге завершен первый этап реализации новой тарифной политики - переход на систему тарификации стационарной помощи, в основу которой положен расчет тарифов по клинико-статистиче-ским группам. В настоящее время осуществляется реализации второго этапа, целью которого является внедрение тарифов на основе МЭС оказания медицинской помощи.

Стандартизация медицинских технологий особенно актуальна при организации высокотехнологической медицинской помощи, для обеспечения которой необходимо использование значительных материальных ресурсов и создание мотивации для высококвалифицированных специалистов.

Одними из самых востребованных в Санкт-Петербурге видов высокотехнологичной медицинской помощи являются сложные нейрохирургические вмешательства по поводу новообразований головного и спинного мозга. В связи с этим были детально разработаны и внедрены МЭС для оказания стационарной медицинской помощи больным онконейрохирургического профиля: 1) доброкачественные новообразования черепа, головного мозга и его оболочек, позвоночника, спинного мозга и его оболочек; 2) злокачественные новообразования черепа, головного мозга и его оболочек, позвоночника, спинного мозга и его оболочек; 3) опухоли задней черепной ямки.

Использованная методика определила порядок расчета стоимости МЭС оказания медицинской помощи для учреждений здравоохранения, предоставляющих медицинскую помощь в соответствии с «Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге» в рамках программы ОМС.

Стоимость МЭС оказания медицинской помощи составляют основные и накладные затраты. Основные затраты технологически связаны с осуществлением услуги и потребляются непосредственно в процессе ее выполнения. Накладные затраты являются необходимыми для обеспечения деятельности организации здравоохранения, но непосредственно не связаны с процессом выполнения медицинских услуг.

Расчет стоимости медико-экономического стандарта SM3C проводили на основе данных экспертного совета по стандартизации по формуле

Smoc = К, , „р ' S,p + Км* ср ' Sep + М™ + Н , , , Р; где Нмэс - накладные расходы в стоимости МЭС (р.); Кмэс вр - количество условных единиц трудозатрат врачебного персонала по МЭС, утвержденное экспертным советом (ует); SBP - стоимость трудозатрат врачебного персонала (р.); Кмэс ср - количество условных единиц трудозатрат врачебного персонала по МЭС, утвержденное экспертным советом (ует); Ммэс - затраты на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы МЭС (р.).

Указанные МЭС разработаны с учетом положений национальных стандартов ГОСТ Р 52600-2006 «Протоколы ведения больных. Общие положения», ГОСТ Р 52623-2006 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие положения» и в соответствии с требованиями приказа Минздрава РФ от 31 июля 2000 г. № 302 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок разработки, согласования, принятия, внедрения и ведения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении».

Клинико-экономическая матрица МЭС содержит описание моделей пациентов, перечни заболеваний с указанием кодов МКБ-10, перечни простых и сложных медицинских услуг с указанием их трудоемкости, перечни лекарственных средств, препаратов крови, питательных смесей с указанием их курсовой стоимости.

Нозологические формы, входящие в МЭС, объединены по принципу однородности применяемых технологий, видам оперативных вмешательств и срокам стационарного лечения в соответствующие клинико-статистические группы.

Проведена группировка медицинских услуг, включенных в МЭС по их функциональному назначению, определена частота их использования и среднее количество услуг на один законченный случай у больного с опухолью головного (спинного) мозга. В МЭС включены услуги по контролю объемов и экспертизе качества медицинской помощи.

При составлении матрицы использованы утвержденные системы классификации и кодирования услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с ОСТ ПКЗ 91 500.01.0003-2000, утвержденным Приказом Минздрава РФ № 301 от 31 июля 2000 г. «О введении в действие отраслевого стандарта «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения».

Таблица 1 Медико-экономические стандарты для оказания онконейрохирургической помощи в Санкт-Петербурге

Медико-экономический стандарт Среднш^койко- ("тоимость р

Доброкачественные новообразования 22 36 039,60

черепа, головного мозга и его оболочек, позвоночника, спинного мозга и его оболочек

Злокачественные новообразования 22 35 622,77

черепа, головного мозга и его оболочек, позвоночника, спинного мозга и его оболочек

Опухоли задней черепной ямки 24 37 108,82

Разработанные МЭС предназначены для расчета необходимых затрат на оказание онконейрохирургической помощи в специализированных нейрохирургических отделениях лечебных учреждений, расчета тарифов на законченный случай лечения в стационаре в системе обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (табл. I).

В МЭС отдельно включены оперативные и инвазив-ные вмешательства, анестезиологические и реанимационные пособия с указанием частоты их применения. МЭС на анестезиологические и реанимационные пособия также разработаны как стандарты комплексной медицинской услуги. Клинико-экономическая матрица этих МЭС содержит перечни простых и сложных медицинских услуг с указанием трудозатрат специалистов, перечни лекарственных средств и расходных материалов, необходимых для их выполнения.

Утверждение уполномоченным органом разработанных МЭС в виде нормативных документов и их практическое использование позволило лечебным учреждениям принять соответствующие им стандарты учреждений. На основе принятых стандартов были созданы условия для проведения экспертизы объема оказания медицинской помощи и оценки ее качества у больных с новообразованиями головного (спинного) мозга и планирования мероприятий по совершенствованию структурной эффективности учреждения. При разрешении спорных и конфликтных вопросов стандарты могут использоваться для защиты прав пациента и врача, а также деловой репутации учреждения.

Внедрение МЭС позволило оптимизировать планирование объемов высокотехнологичной онконейрохирур-гической помощи; рассчитывать необходимые затраты на ее оказание; экономически обосновывать Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге, утверждать оптимальные плановые задания для лечебно-профилактических учреждений по обеспечению государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Оптимизация планирования всех видов ресурсов практического здравоохранения при оказании высокотехнологичной онконейрохирургической помощи на основе МЭС обеспечило более рациональное расходование имеющихся средств.

Использование МЭС позволило рационально применять имеющиеся средства за счет сокращения числа непоказан-ных услуг и назначения непоказанных препаратов, оптимально тарифицировать медицинские услуги и планировать рациональное распределение ограниченных финансовых средств между медицинскими организациями с учетом числа пролеченных больных и тяжести состояния пациентов с новообразованиями головного (спинного) мозга.

За счет медико-экономического обоснования потребности в ресурсах, рассчитанных на основе МЭС, стали возможными планирование расходов на лечение больных онконейрохирургического профиля с учетом потребности, оперативная реструктуризация коечного фонда здравоохранения, оптимальное формирование заявок на меди-

каменты, изделия медицинского назначения и оборудование, перераспределение финансовые потоков на усиление амбулаторно-поликлинического звена, четкая ориентация системы финансирования здравоохранения на достижение конечных общественно значимых результатов.

Научная ценность полученных результатов заключается в том, что впервые разработаны научно-обоснованные МЭС предоставления населению современных медицинских услуг в онконейрохирургии для применения в практическом здравоохранении. Научно-обоснованный выбор и включение в стандарт оптимальных технологий диагностики и лечения для конкретного больного с новообразованием головного (спинного) мозга способствует обеспечению надлежащего качества медицинской помощи.

Практическая ценность создания МЭС для онконейро-хирургии заключается в том, что они позволяют обеспечить единые подходы к стандартизации медицинских технологий в условиях мегаполиса - Санкт-Петербурга.

Активное внедрение МЭС способствовало снижению количества жалоб на качество медицинской помощи и уменьшению обращений по поводу неформальных со-платежей при ее оказании.

Анализ работы телефонной «горячей линии» Санкт-Петербургского медицинского информационно-аналитического центра за 2007-2009 гг. подтвердил уменьшение общего количества зарегистрированных жалоб на качество оказанной медицинской помощи в 2,5 раза (табл. 2).

В этот же период отмечено и резкое уменьшение обращений по поводу неформальных соплатежей при оказании медицинской помощи. Если в 2007 г. количество жалоб составляло 250, то в 2009 г. оно снизилось до 28 (табл. 3).

В дополнение к федеральным квотам, реализуемым в федеральных клиниках Санкт-Петербурга, высокотехнологичная онконейрохирургическая помощь выполняется за счет средств городского бюджета в медицинских учреждениях, подведомственных Комитету по здравоохранению.

Перечень видов высокотехнологичной онконейрохи-рургической помощи, ее объемы, тарифы и объем финансирования из городского бюджета утверждаются распоряжением Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.

Высокотехнологичную онконейрохирургическую помощь за счет средств городского бюджета в Санкт-Петербурге оказышают городской клинический онкологический диспансер и городская многопрофильная больница № 2, имеющие в своем составе высококвалифицированный медицинский персонал и самое современное диагностическое и лечебное оборудование, полученное благодаря реализации «Плана мероприятий по развитию онкологической службы Санкт-Петербурга по профилактике, раннему выявлению и лечению онкологической патологии на 2008-20II гг.» (табл. 4).

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» доля средств ОМС в расходах консолидированного бюджета субъекта введена в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной влас-

Таблица 2 Итоги работы телефонной "горячей линии" Санкт-Петербургского медицинского информационно-аналитического центра за 2007-2009 гг.

Обращения и жалобы 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Всего 16 380 21 109 19 185

Жалобы зарегистрированные 1688 1457 1207

Жалобы на качество медицинской 291 227 118

помощи

ти, предусмотрено, что к 2012 г. увеличение доли средств ОМС в финансирование здравоохранения достигнет 70 %.

С целью перехода к преимущественно одноканальной форме финансирования здравоохранения с октября 2009 г. высокотехнологическая онконейрохирургическая помощь взрослому населению Санкт-Петербурга переведена на оплату из системы ОМС, при этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказанных услуг.

Благодаря консолидации средств федерального и регионального бюджетов, средств ОМС, а также новой тарифной политике, основанной на современных научно-обоснованных медико-экономических стандартах, число высокотехнологичных онконейрохирургических вмешательств, выполненных у взрослого населения Санкт-Петербурга в федеральных и городских медицинских учреждениях в 2007-2009 гг., возросло в 3,4 раза, что и определило существенное повышение доступности этого вида высокотехнологичной медицинской помощи (табл. 5).

Таблица 3

Динамика обращений по проблеме неформальных соплатежей в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга в 2007-2009 гг.

Меттиттинг.кие 7ГШГЯ 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Больницы скорой помощи 88 (29 %) 19 (21,4 %) 5 (13,5 %)

Специализированные стаци- 19 (6 %) 6 (6,7 %) 4 (10,8 %)

онары, в том числе онкологи-

ческие

Общесоматические больницы 32 (10 %) 3 (3,4 %) 3 (8,1 %)

Амбулаторно-поликлиниче- 103 (33 %) 29 (32,6 %) 13 (35,1 %)

ские учреледения

Консультативно-диагности- 8 (3 %) 2 (2,2 %) 3 (8,1 %)

ческие центры и диспансеры

Всего 250 (100 %) 59 (100 %) 28 (100 %)

Таблица 4

Оказание высокотехнологичной онконейрохирургической

помощи взрослому населению Санкт-Петербурга в медицинских учреждениях Комитета по здравоохранению за счет средств городского бюджета в 2007-2009 гг.

Медицинское учреждение Год Коды ВМП Итого

314 315 317

Городской клинический 2007 3 73 22 98

онкологическии диспансер 2008 2009 сс сс 94 102 20 28 122 138

Городская многопрофильная больница №2 2007 2008 2009 2 4 13 2 7 34 1 3 11 5 14 58

Всего 2007 5 75 23 103

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008 12 101 23 136

2009 21 136 39 196

Таблица 5

Количество высокотехнологичных онконейрохирургических

вмешательств, выполненных у взрослого населения Санкт-Петербурга в федеральных и городских медицинских учреждениях за счет средств федерального и регионального бюджетов в 2007-2009 гг.

Медицинские учреждения 2007 г. 2008 г 2009 г.

Федеральные 110 229 251

Городские 103 136 196

Всего 213 365 447

В целом новая тарифная политика, основанная на разработке и внедрении научно-обоснованных МЭС в систему здравоохранения мегаполиса, создала возможность определения реальной стоимости специализированных услуг онконейрохирургического профиля для населения Санкт-Петербурга и перехода от сметного принципа содержания лечебно-профилактических учреждений к оплате за оказанный объем и результат оказанной медицинской помощи.

Реализация новой тарифной политики в условиях консолидации федерального и регионального бюджетов способствовала существенному повышению доступности и качества высокотехнологичной онконейрохирургиче-ской помощи взрослому населению мегаполиса.

выводы

1. Внедрение медико-экономических стандартов обеспечивает научно-обоснованный выбор и включение в стандарт оптимальных технологий оказания стационарной медицинской помощи больным онконейрохирурги-ческого профиля. При этом создаются условия для объективной оценки соответствия оказываемой медицинской помощи требованиям стандартов.

2. Применение научно-обоснованных медико-экономических стандартов способствует повышению доступности и качества высокотехнологичной онконейрохирур-гической помощи населению мегаполиса.

3. Тарифы, рассчитанные на основе медико-экономических стандартов, учитывают компенсацию затрат лечебно-профилактического учреждения и предусматривают экономическую мотивацию высококвалифицированных специалистов в предоставлении качественной высокотехнологичной онконейрохирургической помощи.

4. Реализация новой тарифной политики в условиях консолидации федерального и регионального бюджетов, а также средств ОМС позволяют резко снизить число неформальных соплатежей пациентов при оказании высокотехнологичной онконейрохирургической помощи.

Таблица 6

Оказание высокотехнологичной онконейрохирургической

помощи взрослому населению Санкт-Петербурга за счет

Вид высокотехнологичной онконейрохирургической помощи 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Микрохирургическое удаление новообразований головного мозга, его оболочек 75 101 102

и черепных нервов

Микрохирургическое удаление новообразований спинного мозга, его корешков и оболочек 5 12 21

Трансназосфеноидальное эндоскопическое удаление опухолей основания черепа 23 23 39

Всего 103 136 162

ЛИТЕРАТУРА

1. Аннеманс, Л. Экономика здравоохранения для неэкономистов. Введение в концепции, методы и трудности экономической оценки в здравоохранении / Л. Аннеманс ; пер. с англ. - М., 2010. - 120 с.

2. ГОСТ Р S2600-2006 «Протоколы ведения больных. Общие положения».

3. ГОСТ Р S2623-2006 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие положения».

4. Гриненко, О. А. Научное обоснование совершенствования организации оказания высокотехнологичных видов хирургической помощи взро слому населению, проживающему вне административных центров регионов : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / О. А. Гриненко. - М., 2008. - 39 с.

5. Кудрявцев, А. А. Менеджмент в здравоохранении : медико-экономические стандарты и методы их анализа / А. А. Кудрявцев. -СПб., 2004. - 172 с.

6. Мадьянова, В. В. Стандарты медицинской организации : научное обоснование основ формирования и принципов разработки / В. В. Мадьянова // Актуальные вопросы организации здравоохранения : сб. тр. / под ред. Р. А. Хальфина. — М., 2008. - С. 82-89.

7. Перхов, В. И. Научно-организационное обоснование повышения доступности для населения Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях : автореф. дис. . д-ра мед. наук / В. И. Перхов. - М., 2009. - 4S с.

8. Перхов, В. И. Современные аспекты обеспечения населения РФ высокотехнологичной медицинской помощью / В. И. Перхов // Здравоохранение. - 2010. - № 2. - С. 29-38.

9. Пивень, Д. В. О критериях дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи / Д. В. Пивень, А. С. Купцевич // Управление здравоохранением на современном этапе : проблемы, причины и возможные пути решения / под ред. акад. РАМН В. И. Стародубова и проф. Д. В. Пивеня. - М., 2007. - 128 с.

10. Пивень, Д. В. О необходимости критериев дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи / Д. В. Пивень, П. Е. Дудин, А. С. Купцевич // Менеджер здравоохранения. - 2007. - № 1. - С. 20-23.

11. Пивень, Д. В. О формировании регионального компонента организации оказания дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи / Д. В. Пивень, П. Е. Дудин // Менеджер здравоохранения. - 2007. - № S. - С. 29-34.

12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 04 июня 2001 г. № 181 «О введении в действие отраслевого стандарта «Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения».

13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2000 г. № 301 «О введении в действие отраслевого стандарта «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения».

14. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2000 г. № 302 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок разработки, согласования, принятия, внедрения и ведения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении».

15. Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга № 3SS^ от 11 июня 2009 г. «Об утверждении предварительных медико-экономических стандартов».

16. Семенов, В. Ю. Экономика здравоохранения : учеб. пособие. Кн. 2 / Семенов. - М., 2006. - 472 с.

17. Стародубов, В. И. Итоги и перспективы развития приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения / В. И. Ста-родубов // Менеджер здравоохранения. - 2007. - № 1. - С. 4-9.

18. Стародубов, В. И. Проблемы и перспективы финансирования Российского здравоохранения / В. И. Стародубов, В. О. Флек // Экономика здравоохранения. - 2007. - № 1 (111). - С. S-16.

19. Стародубов, В. И. Эффективность использования финансовых ресурсов при оказании медицинской помощи населению Российской Федерации / В. И. Стародубов, В. О. Флек // Менеджер здравоохранения. - 2006. - 198 с.

20. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 2S8^3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.