Научная статья на тему 'Совершенствование организации учебного процесса в средней школе'

Совершенствование организации учебного процесса в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации учебного процесса в средней школе»

Совершенствование организации учебного процесса в средней школе

С. К. ИСЛАМГУЛОВА кандидат педагогических наук

Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании.

Д.И. Менделеев

Сегодня в Казахстане ведется работа по переходу на новую парадигму образования, новую модель национальной школы. Считается, что увеличение срока обучения до 12 лет решит многие проблемы, связанные с ростом объема информации, которую должен усвоить

среднестатистический ученик. Однако результаты наших исследований и опытно-экспериментальной работы показывают, что большие резервы для интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности заложены в технологизации и внедрении новых, научно обоснованных организационных форм обучения.

Следует отметить, что проблемы организации учебного процесса разработаны недостаточно несмотря на то, что оргформы являются одним из компонентов методической системы, а потому без их модернизации невозможно успешно реформировать педагогическую систему школы. В качестве примера рассмотрим продолжительность урока и деление учебного года на четверти. Решениями III и IV Международных конгрессов по школьной и университетской гигиене суммарная нагрузка детей школьного возраста определена 6 - 6,5 часами в сутки. Однако исследования показывают, что ежедневная продолжительность учебных занятий в школе и дома достигает у школьников 5-х классов 8-9 часов, 8-х классов - 9,5-12 часов, 10-х классов - 12 часов

и более, а общая нагрузка у старшеклассников составляет 50-60 часов в неделю. Выполнение домашних заданий в 1-4 классах требует 1-2 часа, в 5-8 классах - 3-5 часов, а в 9-10 классах - 4,5-5 часов и более.

Такие перегрузки обусловлены помимо прочего и неэффективным распределением учебной нагрузки (прерывание целостного курса, прерывание тем каникулами), а также неупорядоченным режимом труда и отдыха детей. Психологи отмечают снижение умственной работоспособности вскоре после начала учебных занятий, по мере накопления утомления. И это проявляется тем раньше и сильнее, чем младше школьник. Первые признаки утомления у детей 7-8 лет появляются после 20-25 минут непрерывной умственной деятельности. У большинства учащихся средних классов снижение работоспособности появляется к середине 4-го, а у старших - к концу 5-го урока. Умственная работоспособность изменяется в течение дня и в течение недели. Таким образом, совершенствование системы образования невозможно без учета таких критериев, как потеря учебного времени, отклонение от норм физиолого-гигиенического и

психолого-педагогического характера.

В ходе реформирования целостной педагогической системы гимназии № 25 г. Алма-Аты был реализован ряд инновационных организационных форм, которые соответствуют психогигиеническим требованиям, а потому создают условия для роста качества образовательной деятельности, качества обучения. В 1995 г. были введены уроки, состоящие из тридцатиминутных дидактических модулей (ДМ). В 1-х классах урок состоит из одного ДМ и длится всего 30 минут, во 2-7-х классах продолжительность урока равна 2ДМ, т.е. 2 по 30 минут, а в 8-11 -х классах - 3 ДМ = 3 по 30 минут. В день у учащихся — по 3-4 составных урока, готовить ребенку дома не 5-6 предметов, а всего —

2-3, в результате чего сокращается и нагрузка на ученика. Составные уроки обеспечивают экономию учебного времени, так как сокращается количество организационных моментов урока (вхождение в урок). Составные уроки создают более комфортные условия для обеспечения качества образования, так как сокращаются «временные интервалы учебной деятельности по учебным предметам... по сравнению с интервалами при шести-семи различных уроках». Снижается при такой организации «избыточное количество переходов от одного предмета к другому и обратно» (1, с. 261).

30-минутные временные модули, соединяясь на разных возрастных этапах в блоки, позволяют свободнее компоновать самостоятельные части курса, делать их относительно завершенными и сцепленными между собою звеньями. При этом классно-урочная система не разрушается, появляется лишь новая «строительная деталь» этой системы, которая помогает решить многие школьные проблемы. Еще П.Ф.Каптерев в своих «Дидактических очерках» отмечал, что четыре урока по 45 минут не равны шести урокам по 30: усвоенное на шести 30-минутных уроках «глубже и прочнее, время используется с большей пользой» (т.е.эффективнее). Закономерность соотнесения психологической и дидактической структуры урока доказала еще в 40-х гг. Р. Г. Лемберг.

Такая экономия времени позволяет последние четыре дня учебного цикла отводить на коррекционные мероприятия, когда классно-урочная система является условным каркасом. В эти дни нет жесткого расписания, посещение свободное и обусловлено необходимостью сдачи, пересдачи диагностики. Прилежные ученики получают дополнительное время к каникулам, что ощутимо повышает мотивацию к более успешной учебе.

Необходимо отметить, что при работе в режиме составных уроков учебное время, предусмотренное программой, выполняется. Работа школы при таком режиме организуется по 2-х недельному расписанию, так как ряд предметов при организации работы в режиме составных уроков имеют дробную недельную нагрузку. Обучение осуществляется не по четвертям, а по циклам, т. е. вместо 4 неравных по продолжительности четвертей шесть учебных циклов, которые длятся 5-6 недель, после чего — недельные каникулы. При этом общее количество дней, отводимых на обучение (34 недели) и каникулы (1-е классы -36 дней, 2-11 классы - 30 дней) в течение учебного года, сохраняется.

Деление учебного года на шесть циклов меняет и смысловую нагрузку этого понятия. Учебный цикл - это не только временной отрезок учебного года (как учебная четверть), но при технологическом подходе учебный цикл -«это элемент организации учебного процесса, представляющий собой систему учебных задач и направляющий деятельность учеников, начиная от постановки задач до моделирования теоретических обобщений и их применения при решении частных практических задач» (2, с. 161).

Новый режим учебного дня недели, появление учебных циклов новой размерности бесспорно прямым образом влияют на перераспределение учебного материала, на психологию и сознание учителя, которые не всегда и не сразу согласуются с постановкой более сложной, чем вчера, производственной задачей.

Новые формы способствовали технологизации учебного процесса. Введение в 1995 г. новых организационных форм и оптимизация структуры учебных курсов на основе технологии В.М. Монахова показали, что способы организации образовательного процесса «сильно влияют на качество образования». На это указывает и М.М. Поташник:

«Традиционный календарный учебный план школы... не является научно обоснованным. Он состоит из четырех совершенно неравнозначных по продолжительности частей (учебных четвертей), разделенных каникулами различной длительности. В четверти занятия начинаются и заканчиваются в произвольно выбранные дни, хотя логичнее это было бы сделать соответственно в начале и в конце учебной недели. <...> Продолжительность первой и третьей учебных четвертей чрезмерно велика, что приводит к повышенной заболеваемости учащихся и учителей, а второй и четвертой слишком мала, что также нарушает ритмичность учебного года и технологичность учебного процесса. Проведенный анализ... раскрывает типичные и трудно разрешимые проблемы, которые, прежде всего, связаны с дефицитом учебного времени и с перегрузкой учащихся, что крайне отрицательно влияет на качество образования» (1, с.258-259),

И.Б. Сенновский, реализуя аналогичную модель в московской школе, выявил, что переводу учебно-воспитательного процесса на более высокий качественный уровень, цикличности и технологичности протекающих процессов и регламентации способствует развитие системы внутришкольного управления. Он отмечает, что более логичным и регулярным стал порядок проведения промежуточной аттестации, значительно изменяются, возникают и сохраняются многочисленные взаимосвязанные потоки информации (3, с. 273, 283). Ряд исследователей также подчеркивают, что «исторически сложившаяся» система учебных «четвертей» и каникул не соответствует сезонным, а тем более, возрастным пикам утомляемости школьников (4, с. 7).

Исследователи установили, что в конце четверти или цикла утомление у детей экспериментальной труппы не

было замечено. На основе полученных результатов были сделаны выводы:

1. Работоспособность у детей, обучающихся в условиях инновационных форм организации учебного процесса, в течение всего цикла находится на одном уровне.

2. Анализ анкет родителей и учителей показал, что работоспособность у детей, обучающихся в обычной школе, к концу третьей четверти значительно снижается.

3. Эмоциональное состояние в конце четверти у детей из обычной школы можно охарактеризовать как подавленное, мрачное, дети тревожны, больше подвержены стрессовым состояниям.

4. Состояние нарастающего утомления и резко сниженной работоспособности зависит от времени выполнения домашнего задания.

Режим временных ДМ и шести учебных циклов обеспечивает высокую работоспособность учащихся на протяжении всего учебного процесса, создает условия, гарантирующие сохранение и даже укрепление здоровья детей. На это указывает и И.С. Сергеев: «Правильная ритмизация учебного процесса помогает решить проблему переутомления, выгорания, стресса. Причем не за счет уменьшения нагрузки, а за счет ее разумного перераспределения» (5, с. 182).

Наш опыт инновационной деятельности позволил тринадцать лет назад реализовать такие инновационные оргформы, как шесть равных циклов, цикл заканчивается и начинается в понедельник, каникулы одинаковые по продолжительности, составные тридцатиминутные уроки, двухнедельное расписание.

Эти формы организации учебного процесса (особенно деление учебного года на шесть циклов) не только создают благоприятный психогигиенический режим и тем самым способствуют интенсификации учебного процесса, но и

оптимизируют систему контроля на основе технологического подхода, когда диагностируется каждая микроцель. Кроме того, такая форма обеспечила эффективность проекта системы управления гимназии

«Сопровождение становления профессиональной компетентности учителя», поскольку количество каникул увеличивается до пяти, что позволяет чаще, системнее проводить семинары, тренинги и другие формы, направленные на профессиональный рост учителей.

Ссыпки

1. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. М., 2000.

2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учеб.-метод, пособие. М., 2001.

3. Проектирование систем внутришкольного управления . Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. A.M. Моисеева. М., 2001.

4. Модернизация общего образования. Вариативный личностно направленный учебный план школы. Книга для администрации школы / Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпициной. СПб., 2002.

5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. Учеб. пособие. СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.