УДК 338.43
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КНЯГИНИНСКОГО РАЙОНА
© 2015
Ю.А. Большакова, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры
«Организация и менеджмент» Д.В. Проскура, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов»
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Ключевой проблемой сельского социального развития остается создание социальной инфраструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным и эффективным услугам. Решение этих задач в немалой степени зависит от социальных служб. Структурная перестройка общества неизмеримо усилила проблемы сельского населения страны, особенно пожилого населения, что, напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей. Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены. В сфере социального, культурно-досугового обслуживания недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам. Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, - это непростая задача трансформирующегося общества. При условии того, что повышение качества социального обслуживания - бесспорно, приоритет, именно конкретные нужды пожилых людей определяют стратегию развития и практику в данной области. В работе обоснована необходимость и доказана экономическая целесообразность совершенствования организации и управления системой социального обслуживания населения Княгининского района. Проведенные исследования показали что при предложенной организационно-управленческой структуре ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района» будет функционировать более эффективно, что повысит качество и объем предоставления социальных услуг для населения.
Ключевые слова: социальное обслуживание, сельское население, муниципальное образование, доступная среда, совершенствование управления, организационная структура
Одним из признаков высокого качества жизни в цивилизованных государствах является возможность граждан пользоваться системой разнообразных социальных услуг.
Развитие социального обслуживания, социальной сферы муниципального образования в целом связанны с реализацией приоритетных национальных проектов и развитием сельского хозяйства.
На сегодняшний день вопросы организации института местного самоуправления и ресурсного обеспечения полномочий требуют существенного совершенствования, чтобы он мог успешно решать многие социальные задачи, в т.ч. в сфере социального обслуживания. Услуги социального обслуживания являются составной частью социального обеспечения, направленного на оказание помощи за счет бюджетных средств и специализированных фондов определенным категориям граждан в случае наступления у них негативных событий, признаваемых обществом социально значимыми [1, с. 47].
Перспективным направлением функционирования социальной сферы муниципальных образований должна стать реализация правильно выстроенной системы приоритетов и механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели [2, с. 64]. Таким образом, проблема рационального управления в сфере социального обслуживания для муниципальных образований является актуальной и заслуживает особого внимания.
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам, из числа попавших в трудную жизненную ситуацию, на дому или в учреждениях социального обслуживания [3, с. 256].
Организация защиты социально-экономических интересов населения, совершенствования социального
обслуживания, привлечение средств граждан к финансовому обеспечению развития территорий, является важнейшей функцией муниципального управления. Оптимизация управления в этом случае связана с эффективным использованием местных ресурсов, формированием соответствующей инфраструктуры в интересах повышения качества социального обслуживания. В этой связи муниципальное образование - сфера совместного существования людей, в которой социальные отношения составляют систему, целью которой является повышение качества жизни населения [4, с. 96].
Социальное управление на разных уровнях (федеральном, региональном, местном) имеет особенности, без учета которых нельзя квалифицированно и рационально организовывать социальное воздействие. Сегодня в России насчитывается свыше 14 тыс. муниципальных образований, и из них лишь немногие являются донорами, остальные - дотационные, хотя располагают большими резервами и ресурсами, необходимыми для существенного обновления [5, с. 82].
Вопросы местной экономики, социального обслуживания граждан, их личной безопасности, здоровья, культуры, науки и образования на этом уровне организации общества приобретают особую актуальность и требуют управленческого решения [6, с. 29].
Проанализировав нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы социального обслуживания, выделим основные формы социального обслуживания населения в населенных пунктах регионов Российской Федерации: стационарное социальное обслуживание; полустационарное социальное обслуживание; социальное обслуживание на дому [7 -10].
В качестве примера мы рассмотрим систему социального обслуживания населения в Княгининском районе. По проведенным исследованиям, наш район относится к группе районов с весьма низким уровнем развития социальной инфраструктуры. Общая площадь района составляет 76992 га, в т. ч. 63728 га сельскохозяйственных угодий. Численность населения в районе
около 12 тыс. человек. Плотность населения 15,6 чел/ км2. Сельскохозяйственной деятельностью в районе занимаются 6 предприятий. Сегодня почти третья часть сельского населения - это граждане пожилого возраста и инвалиды, нуждающиеся в социальном обслуживании, в первую очередь, надомном.
Решение социальных вопросов, в т. ч. проблем социального обслуживания, на местном уровне имеет многоотраслевую структуру, звенья которой тесно связаны между собой, но и имеют относительную самостоятельность, которой они пока явно недостаточно пользуются [11, с. 93].
Социальное обслуживание населения, проживающего на территории Княгининского района осуществляет ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района».
Специфика оказания социальных услуг определяется основными направлениями деятельности структурных подразделений Центра [12, с. 29].
Отделение социального обслуживания на дому предоставляет гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней помощи, социально-бытовые услуги на дому. Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому оказывает социально-бытовые услуги и доврачебную медицинскую помощь гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями и т.п. Отделение срочного социального обслуживания оказывает адресную социальную поддержку семьям и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в виде материальной помощи (денежной и натуральной), социально-правовых, социально-психологических и социально-бытовых услуг разового характера.
На наш взгляд, для совершенствования услуг, предлагаемых Комплексным центром, исходя из современных потребностей необходимо расширить сферу деятельности и заменить организационную структуру более эффективной.
Мы предлагаем внедрить консультационное отделение. Оно создается в целях защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов, в связи, с чем оно осуществляет:
- консультирование по вопросам социального обслуживания граждан;
- содействие в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения;
- оказание психологической помощи, в том числе экстренной по «телефону доверия»;
- предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства инвалидов.
Таким образом, предложенная структура работы Комплексного центра социального обслуживания населения позволит удовлетворить более широкий спектр проблем и потребностей населения района и увеличить доступность отдельных услуг для определенных групп населения.
Ключевой проблемой сельского социального развития остается создание социальной инфраструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным и эффективным услугам. Решение этих задач в немалой степени зависит от социальных служб [13, с. 243].
Пожилые люди на селе в основном живут в ветхом жилье, часто практически без удобств. Они часто не пользуются предусмотренным социальными льготами. Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты [14, с. 15].
В сфере социального, культурно-досугового обслуживания недостаток внимания к нуждам пожилых людей
приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам. Вместе с тем, целью реабилитации является возвращение пожилого человека к прежнему состоянию или прежней способности функционирования [15, с. 117].
Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, - это непростая задача трансформирующегося общества [16, с.109].При условии того, что повышение качества социального обслуживания - бесспорно, приоритет, конкретные нужды пожилых людей определяют стратегию развития и практику в данной области. Пожилые люди должны получать не те услуги, которые в силу различных условий и обстоятельств могут предоставить им социальные службы, а услуги необходимые, строго соответствующие индивидуальной нуждаемости в них [17, с.132].
Многие авторы делают особый упор и подчеркивают важность обеспечения всех категорий населения, в том числе и пожилого возраста, доступными объектами социальной инфраструктуры и социальными услугами [18, 19].
Рисунок 1 - Прогноз численности сельских жителей Княгининского района старше трудоспособного возраста на 201б год
Приведённый нами анализ численности сельских жителей старше трудоспособного возраста (Рис 1.) выявил достаточно стабильную тенденцию роста, что говорит о том, что с каждым днем появляется все больше потенциальных клиентов для центра социального обслуживания.
На сегодняшний день услугами центра охвачено 437 человек, что составляет 30,9% от общей численности людей не трудоспособного возраста.
Наиболее актуальными в этой связи становятся три основные проблемы:
Нехватка специалистов, готовых выполнять работу по уходу за пожилыми людьми в сельской местности;
Не достаточный уровень подготовки и образования специалистов. Только 61% от общей численности сотрудников имеют средне специальное или высшее образование.
Большая часть специалистов центра (более 70%) -это люди пенсионного и предпенсионного возраста.
Для того, чтобы оценить эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию организационной структуры ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района» воспользуемся методикой, разработанной А. Н. Асаулом [20, С. 227-238].
Проведем оценку эффективности предложенной нами организационной структуры ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района».
Представим предложенную нами организационную структуру в виде графа G (рис. 2).
1 2 3 4 5 б 7 s 9 10 11 12 13 14 15 Pi г, РГ
1 0 1 1 1 0 0 0 1 1 1 1 1 1 0 0 в 0,32 31
2 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0,04 1
3 1 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 0,11
4 1 и и 0 0 и 1 0 0 и и 0 и 0 и 2 0,07
i 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0,04 1
6 о 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0,04 1
/ о 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0,04 1
S 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0,04 1
9 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0,04 1
1U 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0,04 1
11 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0,04 1
12 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0,04 1
13 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0,11
14 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0,04 1
15 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0,04 1
9 1 3 2 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 28 1 114
0 < Â < 1
4т'
(*-2у-3i)-1 + 2у-(у +1) + п ■ (п-1)= 15,2
и
где , y = m - n = 22 - 15 = 7
-1 + yl 8 y + 9
Рисунок 2 - Структурный граф предлагаемой организационной структуры ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района»
Для описания графа G построим матрицу смежности (табл.1).
На основании матрицы смежности определяется ранг (г, ) каждого ее элемента.
В предлагаемой нами структуре наиболее высокие ранги имеют директор (г, = 0,2), равные ранги имеют
отдел кадров и служба «Мобильная бригада» (Г, = 0,1 )
Таблица 1 - Матрица смежности для предлагаемой организационной структуры ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района»
- = 3,7
Для существующей структуры = 0,4 .
Таким образом, организационная структура имеет достаточно равномерное распределение связей.
Коэффициент актуализации связей, который определяется как по системе связей в организации в целом, так и по отдельным направления для предлагаемой структуры ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района» этот показатель равен 0,31.
Далее рассмотрим экономические показатели, характеризующие эффективность функционирования основных подразделений и их информационных блоков.
Таблица 2 - Данные для расчета предложенной организационной структуры ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района»
Наименование показателя Значение для существующей структуры
ПР - прибыль от реализации (прибыль от внебюджетной деятельности), тыс. руб. 430
^фз.т ~ общие .затраты на функционирование структуры, тыс. руо. 9563.&
объем оказанных услуг в стоимостном выражении (включая государственное задание), тыс. руб. 18173.8
Среднесписочная численность персонала, чел 74
Рассчитанные показатели экономической эффективности функционирования основных подразделений представлены в таблице 2, а данные для расчета предложенной организационной структуры в таблице 3.
Разделение полномочий между предложенными отделами позволит увеличить объем оказываемых услуг, в том числе и на внебюджетной основе. Это позволит ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района» зарабатывать дополнительную прибыль и расходовать ее по своему усмотрению.
Таблица 3 - Показатели экономической эффективности функционирования предлагаемой организационной структуры
Определим показатель, характеризующей эффективность структуры связей, для проверки связности элементов организационной структуры. Таким образом, для предлагаемой организационной структуры ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района» условие 0.5-28 >15-1 = 14>14 выполняется т.е. структура
является связной.
Рассчитаем показатель структурной избыточности (Я), д _ 114Д4)—1 = о - таким образом, система
имеет минимальную избыточность. Неравномерность распределения связей рассчитаем по формулам 1 и 2.
(2)
Показатели Предлагаемая организационная структура
Рентабельность, % 4,49
Прибыльность 5,81
Затратоемкость, % 0,52
Проведем оценку управляемости системы организационной структуры.
Определим структурную компактность структуры (2), которая отражает общую структурную близость
элементов между собой.
Для определения величины общей структурной пактности нами построена матрица расстояний О =
ком-
d, J
таблица 4.
На основании этой матрицы 2 = 149. Для количественной оценки структурной компактности и возможности объективного сравнения различных организационных структур необходимо использовать относительный показатель .
Для существующей организационной структуры
Для существующей оргструктуры структурная компактность D=3. Таким образом, надежность структуры
2
близка к максимальной.
Таблица 4 - Матрица расстояний для предлагаемой организационной структуры ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 I
1 - 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 19
2 1 - 2 2 3 3 3 1 1 1 1 1 1 2 2 23
3 1 2 - 2 1 1 3 2 2 2 2 2 2 3 3 27
4 1 2 2 - 3 3 1 2 2 2 2 2 2 3 3 29
5 2 3 1 3 - 1 4 3 3 3 3 3 3 4 4 38
6 2 3 1 3 1 - 4 3 3 3 3 3 3 4 4 38
7 2 3 3 1 4 4 - 3 3 3 3 3 3 4 4 41
8 1 1 2 2 3 3 3 - 2 2 2 2 2 3 3 30
9 1 1 2 2 3 3 3 2 _ 2 2 2 2 3 3 30
10 1 1 2 2 3 3 3 2 2 - 2 2 2 3 3 30
11 1 1 2 2 3 3 3 2 2 2 - 2 2 3 3 30
12 1 1 2 2 3 3 3 2 2 2 2 - 2 3 3 30
13 1 1 2 2 3 3 3 2 2 2 2 2 - 1 1 26
14 2 2 3 3 4 4 4 3 3 3 3 3 1 - 2 38
15 2 2 3 3 4 4 4 3 3 3 3 3 1 2 - 38
467
ёмкость снизилась на 1,49 % , что позволяет сделать вывод о том, что предложенная структура будет работать более экономически эффективно.
Таблица 5 - Сравнительная оценка существующий и предложенной организационной структуры ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района»
Критерии оценки Существующая организационной структура Предложенная организационная структура
Показатели эффективности структуры связи условие 0.5-40>21-1 = 20>20 выполняется т.е. структура условие 0,5-28 > 15 —1 = 14 >14 выполняется т.е. структура
Показатель структурной избыточности R = 0 , таким образом, система имеет минимальную избыточность Я = 0 , таким образом, система имеет минимальную избыточность
Неравномерность распределения связен Г.... — 0.37 — достаточно равномерное рас1^еделенне связей Е-дгт — 0,46 — достаточно равномерное распределение связей
Коэффициент актуализации СВЯЗИ Кос =0,23 ^=0,31
Рентабельность % 3,34 4,49
Прибыльность, тыс. руб. 4,32 5,81
Затратоемкость. % 0,53 0,52
Диаметр структуры D = 5 В =4
Относительный показатель структурной компактности 3,11 1,24
Далее рассчитаем показатель центральности структурного элемента (Z i ), который характеризует степень удаленности i-го элемента организационной структуры от других элементов.
Далее рассчитаем показатель центральности структурного элемента (Z i ), который характеризует степень удаленности i-го элемента организационной структуры от других элементов.
Для ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района» наиболее центральным элементом должен являться руководитель, но
для него показатель V" d. = Э фmin. Наиболее цен-
¿-^j=1 j
тральным элементом являются финансово-экономический отдел и отдел правовой и кадровой службы, для которых V i=1 dj = 1 = min .
Для дальнейших расчетов исключим влияние этих отделов.
Z, max =
Q
2 'Г
149 - 2 2 • 2 '
¡8 ,7
Степень центральности в организационной структуре в целом может быть охарактеризована индексом центральности (q):
(n -1) • (2 • Zt max-n)
q =-= 1,7
(n - 2) • Zi max
Значение степени центральности должно находится в диапазоне 1 > q > 0. Для нашего случая получилось
среднее значение степени центральности организационной структуры (q = 1,7) , таким образом, отказ от 4 и 5
элемента в данной структуре не ведет к полному разрушению структуры. А руководителям отделов необходимо разработать мероприятия по дублированию некоторых функций для повышения надежности структуры организации.
Сравнительная характеристика эффективности существующей и предложенной организационной структуры ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района» представлена в таблице 5.
На наш взгляд, наиболее важными показателями эффективности организационной структуры являются показатели рентабельности и затратоёмкости.
Для предложенной организационной структуры управления рентабельность выше на 1,15 %, а затрато-
Относительный показатель структурной компактности предложенной организационной структуры ниже показателя существующей структуры, что говорит о снижении средних временных издержек при обмене информацией между подразделениями ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района», повышении общей надежности структуры, оперативности принимаемых управленческих решений и увеличении вероятности выполнения функциональных обязанностей подразделений и отделов.
При такой организационной структуре ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Княгининского района» будет функционировать более эффективно, что повысит качество и объем предоставления социальных услуг для населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Денисов Н. А., Порядина Е. Д. Одинцова Е. В. Совершенствование перечня и условий предоставления населению услуг социального обслуживания // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 3. С. 47 -56.
2. Вечко О. Ю. Новый закон о социальном обслуживании как средство повышения качества оказания социальной поддержке населению // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2014. № 5 (7). С. 63 - 65.
3. Гинсбург М. В. Изменение организациооно-эко-номических механизмов функционирования системы социального обслуживания населения // Успехи современного естествознания. 2007. № 12. С. 256 - 258.
4. Колков В. В. Модернизация системы социального обслуживания населения // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. С. 94 - 100.
5. Плеханова О. Е. Роль комплексных центров социального обслуживания населения в социокультурной реабилитации пожилых людей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). С. 81 - 86.
6. Тасеев В. Б. Совершенствование управления социального обслуживания населения Самарской области // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 7 (66). С. 29 - 35.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Официальный сайт «Консультант Плюс» URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_24566/ (дата обращения 14 ноября 2015 г)
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об
основах социального обслуживания граждан в РФ» [Электронный ресурс] Официальный сайт «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_law_34419/ (дата обращения 16 ноября 2015 г)
9. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Официальный сайт «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_04874/ (дата обращения 12 ноября 2015 г)
10. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». [Электронный ресурс] Официальный сайт «Консультант Плюс» URL:http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34659/ (дата обращения 14 ноября 2015 г)
11. Казизова Г. С. Проблемы развития рынка социальных услуг как эффективного механизма системы социального обслуживания населения Казахстана // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 3. С. 92 - 95
12. Сторожук Д. А. Правовые вопросы оплаты социальных услуг в системе социального обслуживания населения // Вестник Омской юридической академии. 2011. № 16. С. 28 - 32
13. Чудова С. Г. Внедрение результативных принципов управления в сфере социального обслуживания населения Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2011. № 3. С. 242 - 245.
14. Краснова О. В. Проблема потребностей пожилых людей в системе социального обслуживания населения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 2. С. 13 - 20.
15. Никитина А. В. Направления совершенствования финансового механизма социального обслуживания населения России // Социальная политика и социология. 2013. № 5-1 (98). С. 115 - 127.
16. Казарян Т. И., Попов Е. В. Становление и трансформация региональных систем социального обслуживания населения. Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития. Материалы П-международной научно-практической конференции. Курский институт социального образования (филиал) ФГБОУ ВПО РГСУ, под редакцией Ю.В. Фурмана, В.А. Озеровой, Е.Г. Шатохиной. Москва, 2015. С. 105 - 113
17. Мординова М. А., Устинова Ю. И. Мординова Н. Н. Социальное обслуживание людей пожилого возраста как фактор привлекательности проживания в регионе (на примере Намского улуса республики Саха (Якутия)). Бухгалтерский учет и налоговая политика в условиях модернизации экономики России. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова; Под редакцией Рац Г.И. Киров, 2013. С. 125 - 132
18. Зубова О. Г., Михайлова Е. В. Основные направления оптимизации системы расселения сельского населения // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 7 (129). С. 153 - 158.
19. Сотникова Я. Б. Проблемы управления социальной защитой населения в регионах России // Успехи современного естествознания. 2007. № 5. С. 70.
20. Формирование и оценка эффективности организационной структуры управления в компаниях инвестиционно-строительной сферы /А. Н. Асаул, Н. А. Асаул, А. В. Симонов Санкт-Петербург. 2009. 255 с.
IMPROVEMENT OF SOCIAL SERVICES OF RURAL POPULATION KNYAGININSKY DISTRICT
© 2015
J.A. BoVshakova, the candidate of economic sciences, the senior teacher of the chair
«Organization and management» D.V. Proskura, doctor of economic sciences, professor of the chair «Economics and automatization of business processes» Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Rnyaginino (Russia)
Abstract. The key problem of rural social development remains the creation of social infrastructure, which will ensure access of rural people to the modern and efficient services. The solution of these problems to a large extent dependent on social services. The restructuring of society is immeasurably strengthened the problems of the rural population, especially the elderly population, which directly affected the reduction of life expectancy. Poor health, unstable financial situation, a loss of competitiveness in the labor market in the pre-retirement and retirement age - the characteristics of the situation of many elderly people. Many older people in the contemporary socio-economic conditions feel their inability and social use-lessness. Opportunities for full participation in public life, they are limited. In the field of social, cultural and leisure services a lack of attention to the needs of older persons leads to a restriction of their access to public goods and services. Learning to live in an environment where the structure of population by age and sex changed when necessary to align the interests of all age groups when the welfare of children and the elderly will require sustained high cost of resources of all kinds, - a difficult task of transforming society. Provided that the improvement of the quality of social services - undoubtedly a priority, it is the specific needs of older people define development strategy and practice in this area. The work proved the necessity and economic feasibility of improving the organization and management system of social services Knyagininsky District. Studies have shown that the proposed organizational and management structure of the State "Complex social services center Knyagininsky District" will function more efficiently, increasing the quality and quantity of social services for the population.
Key words: social services, rural village, municipality, accessible environment, improve the management, organizational structure