Научная статья на тему 'Социальное обслуживание пожилых людей: проблемы и тенденции'

Социальное обслуживание пожилых людей: проблемы и тенденции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
19683
1265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / SOCIAL SERVICE / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL SERVICES / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ELDERLY PEOPLE / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тюкин Олег Анатольевич

Пожилые люди являются одной из наиболее ослабленных категорий общества и нуждаются в эффективной социальной защите. Социальное обслуживание является одним из инструментов защиты пожилых людей. Благодаря функционированию социального института обеспечивается поддержание надлежащего уровня качества жизни пожилых людей. Цель данной статьи заключается в рассмотрении актуального состояния института социального обслуживания пожилых людей. В статье рассматриваются основные определения, связанные с социальным обслуживанием, правовая база института социального обслуживания, формы предоставления социальных услуг, жизненные потребности пожилых людей. Также автором статьи проводится анализ ключевых проблем, связанных с предоставлением социальных услуг пожилой категории общества. Выделяются продуктивные тенденции развития социального института, реализация которых позволит обеспечить поддержание стабильно высокого уровня жизни пожилых людей в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SERVICE OF ELDERLY PEOPLE: PROBLEMS AND TENDENCIES

Elderly people are one of the most weakened categories of society who need effective social protection. Social service is one of protection instruments of elderly people. Due to the functioning of the social institute the maintenance of an appropriate level of quality of life of elderly people is provided. The purpose of this article consists in consideration of an actual condition of the social service institute for elderly people. In the article the main definitions connected with social service, legal base of social service institute, a form of providing social services, vital needs of elderly people are considered. Also, the author analyses the key problems connected with providing elderly people with social services. The productive tendencies of the social institute development are highlighted, the implementation of which will allow providing of maintenance of steadily high standard of living of elderly people in Russia.

Текст научной работы на тему «Социальное обслуживание пожилых людей: проблемы и тенденции»

УДК 316

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

О.А. Тюкин

Московский гуманитарный университет

Le_go@mail.ru

Пожилые люди являются одной из наиболее ослабленных категорий общества и нуждаются в эффективной социальной защите. Социальное обслуживание является одним из инструментов защиты пожилых людей. Благодаря функционированию социального института обеспечивается поддержание надлежащего уровня качества жизни пожилых людей. Цель данной статьи заключается в рассмотрении актуального состояния института социального обслуживания пожилых людей. В статье рассматриваются основные определения, связанные с социальным обслуживанием, правовая база института социального обслуживания, формы предоставления социальных услуг, жизненные потребности пожилых людей. Также автором статьи проводится анализ ключевых проблем, связанных с предоставлением социальных услуг пожилой категории общества. Выделяются продуктивные тенденции развития социального института, реализация которых позволит обеспечить поддержание стабильно высокого уровня жизни пожилых людей в России.

Ключевые слова: социальное обслуживание, социальные услуги, социальная защита, пожилые люди, потребности, качество жизни.

DOI: 10.17212/2075-0862-2015-1.2-112-119

Институт социального обслуживания является важнейшим элементом государственного управления, направленного на поддержку и защиту различных категорий населения России. Для раскрытия особенностей его функционирования, во-первых, необходимо рассмотреть относящиеся к нему основные понятия.

Основным понятиями, входящими в состав проблемы исследования настоящей статьи, являются «социальное обслуживание населения», «социальные услуги» и «социальное обслуживание пожилых людей».

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность по социальному обслуживанию пожилых людей, является Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслужива-

ния граждан в Российской Федерации», действие которого начнется в 2015 году. Официальное определение понятия «социальное обслуживание», представленное в названном акте, предполагает, что социальное обслуживание представляет собой «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам» [7]. Анализируя данное понятие, можно отметить, что «социальная услуга» является его составным элементом, под которым в рамках законодательства Российской Федерации понимается «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечи-

вать свои основные жизненные потребности» [7].

Следует обратить внимание на то, что в приведенном определении упоминается проблема качества жизни субъектов социального обслуживания. На основании этого можно предположить, что обеспечение приемлемого уровня качества жизни населения является одной из функций социального обслуживания, в том числе по отношению к пожилым людям.

Наряду с законодательной базой социального института страны множество различных интерпретаций определения понятия «социальное обслуживание» встречаются в научной литературе. Например, по мнению Е.А. Богданян, социальное обслуживание — это «предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообе-спеченность, безработица, и т. д., которую человек не может перенести самостоятельно)» [1, с. 76].

Н.Н. Дорошенко утверждает, что социальное обслуживание — это «социальная технология, позволяющая оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, т. е. ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно» [2, с. 979].

Е.Н. Тимошина предлагает использовать следующее понятие социального обслуживания: это «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной по-

мощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [6, с. 19].

Анализируя приведенные определения понятия «социальное обслуживание», мы делаем вывод о том, что в каждом из них упоминается наличие сложной жизненной ситуации, что и обусловливает социальный риск субъекта (гражданина, в том числе пожилого человека), ввиду наличия которого ему требуется социальная помощь. Однако, данный компонент определения не аккумулируется с категорией пожилых людей в своем первоначальном значении: социальное обслуживание пожилых людей не предполагает обязательного наличия у них трудной жизненной ситуации как таковой, поскольку сам пожилой возраст воспринимается в неразрывной связи с социальными рисками. Иными словами, социальное обслуживание пожилых людей предполагает не только комплекс мер, направленных на помощь пожилому человеку в трудной жизненной ситуации, но и профилактику возникновения таковой, включая последующую социальную реабилитацию.

На основании содержания общих определений исследуемого понятия нами было сформулировано определение социального обслуживания пожилых людей. Так, социальное обслуживание пожилых людей «представляет собой деятельность социальных служб по поддержке, оказанию различных услуг (бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых и других) и материальной помощи, проведению реабилитации и социальной адаптации гражж-дан пожилого возраста.

Рассмотрев понятийный аппарат социального обслуживания пожилых людей, обратим внимание на виды и формы предоставления социальной помощи пожи-

лым людям. Среди форм социального обслуживания можно выделить следующие:

1) социальное обслуживание на дому;

2) социальное обслуживание в полустационарной форме;

3) социальное обслуживание в стационарной форме [4, с. 165].

Что касается видов социальных услуг, то к ним относятся следующие:

— социально-бытовые услуги (направлены на поддержание жизнедеятельности пожилых людей в бытовых условиях);

— социально-медицинские услуги (предполагают поддержание и сохранение здоровья пожилых людей посредством организации специального ухода и оказания содействия в реализации оздоровительных мероприятий, профилактике заболеваний, выявления отклонений норм здоровья);

— социально-психологические услуги (обращены к коррекции психологического состояния пожилых людей);

— социально-педагогические услуги (обращены к профилактике отклонений в поведении и развитии получателей);

— социально-трудовые услуги (направлены на оказание помощи в трудоустройстве и содействие трудовой адаптации пожилых людей);

— социально-правовые услуги (направлены на оказание юридической помощи);

— коммуникативные услуги (направлены на повышение коммуникативного потенциала пожилых людей);

— срочные услуги (предоставление социальных услуг в срочном порядке) [5, с. 199].

Как можно заметить, сущность социальных услуг, предоставление которых гарантируется государством, весьма разнообразна. Это свидетельствует о том, что сами потребности исследуемой категории общества имеют разнообразный характер,

обусловливающий необходимость поддержки такого колорита социальных услуг, который способен их удовлетворить.

Если рассматривать позиции различных авторов в отношении того, какие потребности пожилых людей являются наиболее значимыми, то можно обнаружить множество мнений, порой не схожих между собой. Приведем конкретный пример перечня потребностей пожилых людей. По мнению М.В. Корниловой, к основным потребностям исследуемой категории населения можно отнести следующие:

— потребность в материальном достатке, необходимом для обеспечения основных благ (приемлемый уровень материального достатка для потребления продуктов питания, содержания в надлежащих условиях жилища и т. д.);

— качественное питание, соответствующее положенному рациону пожилого человека;

— нормальные жилищные условия, соответствующие санитарным нормам;

— потребность в медицинской помощи для поддержания физического и психологического здоровья;

— потребность в социальном взаимодействии, которая должна обеспечивать хороший уровень «социального самочувствия» и удовлетворенность социальными контактами [3, с. 10—13].

Между тем проведенный анализ научной литературы позволил установить, что в целом потребности пожилых людей можно классифицировать в категории «ценностных ориентаций», каждая из которых будет включать в себя соответствующие потребности:

а) ценностные ориентации, связанные с социальными потребностями (потребности в значимой деятельности, содержатель-

ном досуге, спокойном отдыхе, хороших материальных и бытовых условиях);

б) ценностные ориентации, связанные с социально-психологическими потребностями (потребности в межличностном общении, престиже, независимости, чутком, заботливом отношении окружающих);

в) ценностные ориентации, связанные с потребностью в сохранении здоровья (профилактика и лечение заболеваний, и т. п.) [8].

В итоге можно констатировать, что удовлетворение названных потребностей и предполагает поддержание высокого уровня качества жизни пожилых людей.

В данном контексте следует обратить внимание на мнение самих пожилых людей

Анализируя представленные иерархии жизненных ценностей, на основе которых можно определить основные потребности пожилых людей, можно сделать следующий вывод: основными потребностями по-

об их потребностях. Для этого мы обратились к трем социологическим исследованиям мнения пожилых людей, проводившихся в различные временные периоды. Так, в 1979 году В.Д. Шапиро была построена иерархия жизненных ценностей пожилых людей, основанная на результатах глобального опроса. Аналогичная иерархия была сформирована Н.Г. Ковалевой в 1999 году и Н.В. Халиной в 2009 году. Для наглядности обозначим в отношении каждой иерархии первые 10 жизненных ценностей, которые, по мнению пожилых людей, являются наиболее значимыми (табл. 1).

Как мы видим, иерархии жизненных ценностей пожилых людей со временем не претерпели значительных изменений.

жилого человека являются потребность в социальных контактах (семья, работа), обеспечение хорошего здоровья, потребность в отдыхе и досуге, потребность в материальном обеспечении, независимости.

Таблица 1

Основные жизненные ценности пожилых людей по итогам исследований 1979,

1999 и 2009 гг.

№ п/п Ценности и потребности пожилых людей

1979 г. (по данным В.Д. Шапиро) 1999 г. (по данным Н.Г. Ковалевой) 2009 г. (по данным Н.В. Халиной)

1 Семья, дети, внуки Хорошее здоровье Семья, дети, внуки

2 Работа на производстве Семья, дети, внуки Хорошее здоровье

3 Хорошее здоровье Материальное обеспечение Общение с людьми

4 Покой и отдых Общение с людьми Материальное обеспечение

5 Полезность людям Независимость в жизни Активный интересный досуг

6 Материальное обеспечение Полезность людям Полезность людям

7 Активный, интересный досуг Активный, интересный досуг Сознание выполненного долга

8 Общение с людьми Покой и отдых Работа на производстве

9 Независимость в жизни Сознание выполненного долга Независимость в жизни

10 Сознание выполненного долга Общественная работа Общественная работа

Таким образом, нами были рассмотрены основные потребности пожилых людей, удовлетворение которых является основной задачей института социального обслуживания. На основе осуществленного анализа был выделен ряд проблем и тенденций развития института социального обслуживания.

Во-первых, следует обозначить проблему недостаточно эффективного мониторинга пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи. Далеко не все пожилые люди обращаются в органы социальной защиты для получения социальных услуг. Более того, данная проблема имеет связь и с профилактикой трудных жизненных ситуаций, в которые попадают пожилые люди. Для того чтобы и профилактические, и корректирующие меры социальной защиты были эффективными, необходимо проводить комплексные исследования актуальных проблем пожилого населения страны (в отношении каждого субъекта России мониторинг должен осущест-

вляться соответствующими территориальными органами).

Что касается организационного аспекта подобных мониторингов, то в данном случае мы рекомендуем отталкиваться от концепции «социальных рисков», которым подвержены пожилые люди. Иными словами, для того чтобы не допускать снижения уровня качества жизни пожилых людей и оказывать им эффективную социальную поддержку, следует непрерывно исследовать социальные риски пожилых людей, частоту и закономерность их проявления, разрабатывать соответствующие социальные механизмы их устранения (подходящие социальные услуги).

Для формирования структуры социальных рисков рекомендуется использовать классификацию социальных рисков пожилых людей, разработанную М.В. Корниловой, которая, на наш взгляд, весьма содержательно характеризует рискологический аспект качества жизни пожилого человека (табл. 2).

Таблица 2

Социальные риски пожилых людей: виды и их описание [3, с. 12]

№ п/п Социальный риск Описание

1 Бедность и материальное неблагополучие По сравнению с гражданами трудоспособного возраста пожилые люди более уязвимы перед проблемой материального благополучия, поскольку их физические возможности, необходимые в любой трудовой сфере, являются ограниченными

2 Ухудшение здоровья, риск преждевременной смерти Старение человека сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его адаптационных возможностей, возникновением заболеваний

3 Риск социальной изолированности Риск социальной изолированности предполагает ненужность пожилого человека обществу, его «незадействованность» в социальных процессах

4 Утрата родственных связей Следующий риск связан с потерей родственных связей, которая может произойти из-за ненужности пожилого человека его близким ввиду болезни или, напротив, болезни и смерти самих близких пожилого человека

Окончание табл. 2

№ п/п Социальный риск Описание

5 Деформация норм поведения Деформация норм поведения наблюдается и в отношении пожилых людей, активаторами которой являются различные жизненные проблемы

6 Риск мошенничества Возникает из-за повышенной уязвимости и доверчивости исследуемой категории

Во-вторых, наблюдается проблема недостаточной связи социального обслуживания с проблемой обеспечения высокого уровня качества жизни пожилых людей. К сожалению, большинство мер, принимаемых в рамках социальной защиты пожилых людей, направлено на устранение факта и последствий трудной жизненной ситуации, не позволяющих пожилому человеку вести нормальную жизнедеятельность. Мы считаем, что помимо кор-рекционной активности социального обслуживания необходимо стимулировать и профилактическую, а также обеспечивающую, в рамках которых будут приниматься эффективные меры, направленные на повышение качества жизни пожилых людей в России.

В-третьих, неоднозначным остается последнее изменение в законодательном обеспечении института социального обслуживания пожилых людей. Реформа 2015 года (внедрение Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») предполагает, что государство будет являться заказчиком социальных услуг, в то время как исполнителями смогут стать коммерческие организации. С одной стороны, это будет способствовать повышению качества социального обслуживания на дому, поскольку коммер-

ческие организации имеют большие финансовые возможности ввиду сравнительно свободного бюджета. Но, с другой стороны, активное участие бизнес-единиц в институте социального обслуживания может стать причиной его коммерциализации. Это станет крайне неблагоприятным следствием: пожилые люди, как правило, не располагают нужным количеством денежных средств для обеспечения надлежащего уровня качества жизни сегодня и при увеличении потребностей в средствах они станут вовсе не способными обеспечивать свои потребности.

Таким образом, нами были обозначены актуальные проблемы института социального обслуживания и тенденции его развития. В заключение можно сделать вывод о том, что обеспечить выбор рациональных и продуктивных направлений развития института социального обслуживания пожилых людей сможет только ориентация на повышение качества их жизни. Поднятие уровня качества жизни пожилых людей, безусловно, должно стать важнейшей задачей государства на сегодняшний день.

Литература

1. Богданян ЕА. Круглый стол «Социальное партнерство и социальное обслуживание граждан: отраслевые и конституционно-правовые проблемы»// Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 5. - С. 76-77.

2. Дорошенко Н.Н. Социальное обслуживание в реализации социальной политики государства // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 979.

3. Корнилова М.В. Качество жизни и социальные риски пожилых людей // Современные исследования социальных проблем. — 2011. — № 3. - С. 10-13.

4. Михалев И.В. Развитие организационных форм социального обслуживания населения России // Сервис в России и за рубежом. -2009. - № 1. - С. 165.

5. Симанов Р.Е. Становление системы социального обслуживания в России // Система ценностей современного общества. - 2008. -№ 1. - С. 197-200.

6. Тимошина Е.Н. Социальное обслуживание в системе государственной социальной политики // Ученые записки Российского государственного социального университета. -2011. - № 4. - С. 18-25.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». - URL: www.consul-tant.ru (дата обращения: 05.08.2014 г.)

8. Щегорцов АА. Руководство для изучения качества жизни пожилых людей // Городское управление. - 2014. - № 5. - С. 91-95.

SOCIAL SERVICE OF ELDERLY PEOPLE: PROBLEMS AND TENDENCIES

O.A. Tyukin

The Moscow University for the Humanities

Le_go@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elderly people are one of the most weakened categories of society who need effective social protection. Social service is one of protection instruments of elderly people. Due to the functioning of the social institute the maintenance of an appropriate level of quality of life of elderly people is provided. The purpose of this article consists in consideration of an actual condition of the social service institute for elderly people. In the article the main definitions connected with social service, legal base of social service institute, a form of providing social services, vital needs of elderly people are considered. Also, the author analyses the key problems connected with providing elderly people with social services. The productive tendencies of the social institute development are highlighted, the implementation of which will allow providing of maintenance of steadily high standard of living of elderly people in Russia.

Keywords: social service, social services, social protection, elderly people, needs, quality of life.

DOI: 10.17212/2075-0862-2015-1.2-112-119

References

1. Bogdanyan E.A. Round table "Social partnership and social service of citizens: branch and constitutional and legal problems"//Constitutional and municipal law, 2014. No. 5, pp. 76—77.

2. Doroshenko N. N. Social service in realization of social policy of the state//Modern problems of science and education, 2013. No. 6, pp. 970-998.

3. Kornilova M.V Quality of life and social risks of elderly people // Modern researches of social problems, 2011. No. 3, pp. 10—13.

4. Mikhalev I.V Development of organizational forms of social service of the population of Russia//Service in Russia and abroad, 2009. No. 1, pp. 165-167.

5. Simanov R.E. Formation of system of social service in Russia // System of values of modern society, 2008. No. 1, pp. 197-200.

6. Timoshina E.N. Social service in system of the public social policy // Scientific notes of

the Russian state social university, 2011. No. 4, pp. 18-25.

7. The federal law of the Russian Federation of December 28, 2013 No. 442-FZ "About bases of social service of citizens in the Russian Federation" / URL: www.consultant.ru (address date: 05.08.2014)

8. Shchegortsov A.A. Manual for studying of quality of life of elderly people // the Municipal government, 2014. No. 5, pp. 91-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.